Для установления нижних параметров токсичности диэтилбензола был проведен хронический эксперимент на 2 видах животных— кроликах и белых крысах. Взятые в опыт кролики (36 особей) были разбиты на 4 группы (по 9 особей в каждой). 1-я группа получала диэтилбензол в дозе 0.0025 мг/кг (пороговой по влиянию на санитарный режим водоемов), 2-я группа— 0,25 мг/кг (в 100 раз выше пороговой), 3-я группа— 2,5 мг/кг (в 1000 ра» больше пороговой); 4-я группа животных, получавшая водопроводную воду, служила контролем. Взятые в опыт белые крысы (50 особей) также были распределены на 4 группы; их затравливали препаратом в тех же дозах, что и кроликов. У крыс испытывали влияние диэтилбензола на динамику веса и суммационно-пороговый показатель нервной системы.
Во всех испытанных дозах диэтилбензол не влиял на поведение, общее состояние и динамику веса подопытных животных. Препарат в дозах 0,0025, 0,25 и 2,5 мг/кг не оказывал воздействия на содержание гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов, общего белка и остаточного азота в сыворотке крови, БН-групп в крови, гликогена, РНК и ДНК в печени и аскорбиновой кислоты в надпочечниках (статистические данные). При дозе 2,5 мг/кг установлено статистически достоверное снижение веса надпочечников, что можно объяснить компенсаторной реакцией организма. При той же дозе выявлено статистически достоверное снижение суммационно-порогового показателя на 1-м и 2-м месяцах затравки, который затем нормализовался за счет защитно-приспособительных свойств организма.
Для гистологического исследования у затравленных животных были взяты головной мозг, сердце, легкие, печень, селезенка, желудок, тонкий и толстый кишечник, печки с надпочечниками. При микроскопическом исследовании внутренних органов животных, получавших диэтилбензол в дозах 0,0025 и 0,25 мг/кг, патологических изменений в их структуре не было. У животных, затравленных диэтилбензолом в дозе 2,5 мг/кг, обнаружены острые расстройства кровообращения (расширение и полнокровие сосудов, периваскулярные отеки, очаговые кровоизлияния, явления стаза). В клетках почек и легких наряду с нарушением кровообращения определены незначительные дистрофические и воспалительные процессы, в частности дискомплексация балочной структуры клеток печени, клеточно-лнмфоидные инфильтры в строме и по ходу триад в печени, периваскулярный отек и перибронхнальный клеточно-лимфоидный инфильтрат.
Можно заключить, что дозы диэтилбензола 0,0025 и 0,25 мг/кг являются недействующими на организм теплокровных животных, а доза 2,5 мг/кг— действующей. При последней выявлено статистически достоверное снижение веса надпочечников и суммацни подпороговых импульсов. Эти изменения свидетельствуют о нарушении защитно-приспособительных сил организма и находятся на стадии, близкой к срыву физиологической адаптации. При той же дозе диэтилбензола во внутренних органах животных происходят гистологические изменения в виде расстройства кровообращения, а в почках и легких— незначительные дистрофические и воспалительные процессы.
Можно рекомендовать предельно допустимую концентрацию диэтилбензола в водоемах на уровне 0,04—0,05 мг/л. Лимитирующим показателем вредности этого препарата служит влияние его на органолептичсские свойства воды.
ЛИТЕРАТУРА. ЧеркинскийС. Н. В кн.: Промышленные загрязнения водоемов, М., 1967, в. 8, с. 5.
Поступила 8/Х 1974 г.
УДК 612.014.46:613.32:546.12(477>
В\В. Цапко, В. Н. Купыров, Р. К. Гакал, Л. П. Власова
ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ГРУППЫ ГАЛОГЕНОВ НА ОРГАНИЗМ
Киевский\ научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева
Элементы группы галогенов (фгор, йод. хлор и бром) часто содержатся в питьевой воде-Мы задались целью условно установить влияние на организм теплокровных животных этих элементов в количественных соотношениях, наиболее часто встречающихся в артезианских водах Украины. Исследования проводили в условиях санитарно-токсикологического эксперимента на белых крысах в течение 6 мес. Элементы группы галогенов подопытным животным вводили металлическим зондом в желудок в растворах на артезианской воде, отличающейся относительным постоянством микроэлементного состава. При этом учитывали, что население различных районов Украины, используя для питья подземные воды, может получать следующее наибольшее количество элементов группы галогенов: фтора—0,3 мг/кг, йода — 0,0075, брома — 0,01, хлоридов — 350 мг/кг веса тела водопотребителей в сутки и следующее наименьшее количество: фтора— 0,00025 мг/кг, йода— 0,00025, брома— 0,00025 и хлоридов— 0,5 мг/кг с учетом того, что средний вес человека составляет 60 кг и он может употреблять в сутки в среднем 3 л воды. На основании этого для затравки составляли различные количественные композиции. Необходимо отметить, что каждая группа животных получала все 4 элемента группы галогенов.
Опытные и контрольные группы животных были распределены следующим образом. Четыре группы на фоне максимальных доз одного из элементов (фтора, йода, брома и хлоридов) получали минимальные дозы остальных элементов группы галогенов. Другие 4 группы на фоне минимальных доз получали максимальное количество остальных элементов группы галогенов. Одной группе вводили максимальные дозы всех элементов группы галогенов и еще 1 группе— минимальные дозы. Была также группа крыс, получавшая оптимальные дозы галогенов: фтора— 0,0005 мг/кг, йода— 0,0005, брома— 0,0005 и хлоридов— 17,5 мг/кг.
Таким образом, в хронический саиитарно-токсикологический эксперимент взято 11 опытных групп. В каждой из них было по 15 особей.
На протяжении трехлетнего эксперимента в качестве контроля использовали животных, потреблявших чистую артезианскую воду.
В связи с тем что источником микроэлементов для животных служат пищевые продукты и питьевая вода, до начала затравки и ежемесячно в течение всего опыта в исходной артезианской воде определяли содержание изучаемых элементов группы галогенов. Пищевые продукты животные получали в виде искусственной смеси, разработанной Институтом питания АМН СССР (1952), суточная калорийность которой составляла 61 ккал. В искусственном рационе отсутствовали фтор, йод, бром и хлориды. Потребность животных в других минеральных солях покрывали за счет солевой смеси, которую вводили в пищу из расчета 4 г на 100 г сухого рациона.
При изучении динамики веса крыс установлено, что большие дозы элементов группы галогенов способствуют опережению в весе на 15—20% по сравнению с животными, получавшими оптимальные дозы тех же веществ, и контрольными животными. Максимальные дозы способствуют уменьшению количества эритроцитов и содержания гемоглобина в периферической крови животных на 10—15% на 2—3-м месяце от начала затравки. В те же сроки снижалось количество лейкоцитов и отмечалась тенденция к эозинофилии.
При анализе результатов биохимических исследований крови животных обнаружено, что у животных, которым вводили максимальные дозы фтора и йода наряду с другими элементами группы галогенов, происходило блокирование БН-групп, уменьшалась активность холинэстсразы и щелочной фосфатазы. Наблюдалось также снижение иммунобиологической реактивности организма животных, выразившееся в угнетении фагоцитарной активности нейтрофилов. В остальных опытных группах изменения биохимических показателей не были в достаточной степени характерными и находились на уровне контрольных животных. Максимальные дозы галогенов способствуют ускорению выработки и укреплению условного рефлекса на сильный и слабый раздражители (свет, звонок). Вместе с тем наблюдались случаи выпадения условного рефлекса. Отмечено некоторое ускорение угашения и восстановления его.
Воздействие элементов группы галогенов на общее состояние, поведение и динамику веса животных, а также на гематологические и биохимические показатели их крови и услов-норефлекторную деятельность зарегистрировано лишь в начале опыта. В конце опыта изменения этих показателей постепенно устранялись. Такую закономерность можно объяснить прежде всего тем, что галогены не обладают кумулятивными свойствами и быстро выводятся из организма животных; следовательно, создается благоприятная возможность для проявления его приспособительно-адаптационных и защитных свойств.
При биохимическом исследовании органов животных в конце опыта обнаружено, что максимальные дозы галогенов вызывают увеличение содержания аскорбиновой кислоты в надпочечниках. При этом их относительный вес оставался таким же, как и у животных, получавших оптимальные дозы всех элементов, и у контрольных животных.
Макро- и микроскопическое исследования органов животных показали, что большие дозы галогенов не вызываюторганических изменений, хотя некоторые функциональные сдвиги и удалось обнаружить. Они выражались в раздражении слизистых оболочек пищевода, желудка и бронхов. Раздражающее действие галогенов проявлялось также в почках и печени.
Таким образом, повышенное содержание комплекса элементов группы галогенов в источниках хозяйственно-питьевого водоснабжения может оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье потребителей воды. Это нацеливает гигиенистов на более углубленное изучение качества воды в источниках водоснабжения, а также заболеваемости населения в районах, где имеются отклонения от норм содержания галогенов в питьевой воде.
Поступила 8/1 1974 г.