Белова Е.В. Влияние электронных устройств на орган зрения во время пандемии COVID-19 / Е.В. Белова, А.А. Ленивцева, Г.Р. Низамова и др. // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2021. -Т. 1, №1 (36). - С. 4-9
УДК 578.834.1 ББК 52.639.238:65-987
ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ НА ОРГАН ЗРЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19
БЕЛОВА Е.В., ЛЕНИВЦЕВА А.А., НИЗАМОВА Г.Р., ПОЛЯКОВ А.В., ШИПИГУЗОВА С.А. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия
Аннотация
В статье рассматриваются особенности влияния электронных устройств на орган зрения во время пандемии COVID-19 у обучающихся высших учебных заведений. Проводился анализ анонимного анкетирования по вопросам, связанным с воздействием электроники на орган зрения у студентов. Цель данной работы определить степень развития у респондентов характерных симптомов для синдрома "сухого глаза", провести оценку учебной деятельности в формате дистанционного обучения у обучающихся разных курсов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. А также изучить на основании данных, полученных в ходе исследования, встречаемость различных жалоб со стороны органа зрения, возникающих в процессе работы с электронными устройствами
Ключевые слова: COVID-19, орган зрения, электронные устройства, синдром "сухого глаза", дистанционное обучение, анкетирование
Актуальность. На сегодняшний день в мире складывается сложная обстановка, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVГО-19. Согласно данным официального интернет-ресурса для информирования населения по вопросам коронавируса (COVID-19) стопкоронавирус.рф, по состоянию на октябрь 2021 года в стране выявлено 10292983 случая заболевания: во всем мире свыше 276 миллионов человек [9, 10]. Сложившаяся ситуация, оказала значительное влияние на многие сферы деятельности, особенно, затронув систему образования.
В системе образования был разработан новый способ обучения - дистанционный формат получения знаний, который предоставляет широкий спектр возможностей и перспектив для изменения и совершенствования
образовательной сферы, в любой возникшей ситуации. Однако ситуация складывается не однозначно. Вместе с новыми возможностями обучения возникают и новые проблемы. Например, в связи с тем, что дистанционное образование предполагает обучение через различные Интернет-программы, студенты начинают больше проводить времени за электронными устройствами, что может отразиться на состоянии их здоровья. В частности, по нашему предположению, это
влияет на орган зрения, так как нагрузка на зрение в период дистанционного обучения увеличивается [1, 5, 7, 8, 11].
С применением электронных устройств связаны некоторые болезни цивилизации, например, такая как синдром "сухого глаза" (ССГ) - распространенным во всем мире комплексное заболевание. По последним данным от синдрома страдает от 9 до 18% населения в развитых странах и наблюдается тенденция к увеличению этого числа. За последние 30 лет частота диагностирования синдрома "сухого глаза" увеличилась в 4,5 раза. Синдром диагностируется почти у каждого второго пациента, обратившегося впервые к врачу-офтальмологу [2, 3, 6].
Согласно опросам среди студентов-медиков, 43,6% студентов отмечают у себя синдром ССГ различной степени выраженности: слабой степени в 12% случаев, умеренной в 16%, и тяжелой степени выраженности в 15% случаев [13].
Цель работы. Определить степень влияния дистанционного обучения на проявление синдрома "сухого глаза" у студентов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. Установить характер наиболее часто встречающихся жалоб. Обозначить степень изменения симптомов у респондентов в зависимости от формата
обучения и времени проведенного за электронным устройством.
Материалы и методы. В работе рассмотрена специфика воздействия необходимых для обучения электронных устройств на проявление синдрома сухого глаза у обучающихся ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. Проведено специальное исследование методом анонимного анкетирования для получения статистических данных. Статистическая обработка результатов исследования проводилась при помощи компьютерной программы Microsoft Ехсе1, 2013 с использованием сравнительной оценки распределений по ряду учетных признаков и достоверностью полученных показателей при уровне значимости р<0,05.
Исследуемые респонденты: студенты 1-6 курсов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. Для выявления степени влияния электронных устройств на орган зрения в процессе обучения в форматах: дистанционного и очного получения знаний во время пандемии COVID-19 было проведено анонимное онлайн-анкетирование, которое содержало вопросы о формате обучения студентов, о возможных жалобах, характерных для синдрома "сухого глаза" при работе с электронными устройствами, о профилактике нарушений зрений и т.д.
По результатам анкетирования в статистическую выборку было включено 210 студентов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России. В ходе исследования анонимный опрос был проведен среди обучающихся 1, 3 и 6 курсов высшего учебного медицинского заведения.
Результаты исследования. Он-лайн анкетирование прошли 210 респондентов, из которых 81% (169 человек) являются женщинами, а 19% - мужчинами (41 человек), возраст исследуемых от 17 до 30 лет (рис. 1). Распределение анкетируемых по курсам было следующее: 1 курс - 53 человека, 3 курс - 113 человек и 6 курс - 44 человека (рис. 2).
В ходе опроса участники отвечали на вопросы, которые касались формата их обучения на момент прохождения анкеты, также наличие, возможных, жалоб, характерных для синдрома "сухого глаза", возникших вследствие длительной работы с электронными устройствами и др.
По результатам, на момент анкетирования в период с 31.10.21. обучение в дистанционном формате проходило у 96% (201 человек), продолжительность которого составила около 7-
10 дней.. В процессе дистанционного обучения требуется длительная работа с компьютером/ноутбуком или
планшетом/смартфоном, что вызывает нагрузку на глаза. Для снятия нагрузки и отдыха глаз следует делать перерывы в течение работы. По данным исследования: 53% (111 человек) делают перерыв менее 30 минут, 32,0% (67 человек) делают перерыв более 30 минут, из всех участников - 15,0% (32 человека) перерыв не делают (рис. 3).
Ж^еыщиыы ■ Мужчнны
Рис. 1. Распределение респондентов по полу.
12.0 |113|
юо 80
во ЦУ]
40 20 О
Доля ^;! 'I;>11цIм составила I курс ■ 3 курс 6 курс
Рис. 2. Распределение респондентов по курсу.
| S3 в/о I
■ Перерыв менее ЗО минут ■ Перерыв более 3 О минут
■ Перерыв не делают
Рис. 3. Распределение времени перерыва.
Ответы на вопрос о том, сколько времени студенты проводят за электронным устройством с любой целью находятся в диапазоне от получаса до 23 часов в сутки. В среднем студенты проводят за электронными устройствами 7,3 часов в сутки. 8,6% опрашиваемых (18 человек) проводили до 3 часов в день, 32,9% (69) от 3 до 6 часов в сутки, 30,5% (64) - от 6 до 10 часов в сутки (рис. 4).
В день за электронным устройством с целью дистанционного обучения студенты проводят от 60 до 900 минут в день (от 1 до 15 часов). В среднем студенты занимаются за электронными устройствами с целью дистанционного
обучения около 4,7 часов в день. Наибольшее количество часов за электронными устройствами проводят студенты первого курса - 5,73 часа в день, наименьшее 6 курс (3,33 и 3,6 часов в день соответственно). При этом 82,4% (173 человека) опрошенных студентов отметили, что время проведенное за электронным устройством за день с начала дистанционного обучения увеличилось.
До 3 часов ■ От 3 до 6 часов От 6 до 10 часов I Другое время
Рис. 4. Время, проведенное за электронными устройствами, и число респондентов.
Чуть меньше половины респондентов когда-либо отмечали у себя изменение остроты зрения в течение дня (48,6%; 102 человека) (достоверной связи со временем проведения за электронным устройством в день нет (р=0,0078). 76,7% (161 человек) опрашиваемых замечали у себя сухость в глазах, 73,8% (155) - чувство тяжести в глазах, 66,7% (140) наблюдали у себя покраснение глаз, резь в глазах отмечали 42,3% (89), боль в глазах висках и в области глазниц отметили 58,1% (122) опрошенных.
Расплывчатость предметов при переносе взгляда с экрана в даль отмечали 49,0% (103) опрашиваемых, слезотечение при работе за электронным устройством наблюдали у себя 37,6% (79), у 33,3% (70) - чувство затуманивания зрения, болевые ощущения при движении глаз отметили 31,4% (66), у 28,0% (59) прошедших опрос возникало чувство пелены перед глазами, чувство инородного тела в глазу отмечали 23,8% (50), двоение в глазах - 19,5%
(41).
59,0% (124) опрошенных отметили, что у них повысилась чувствительность к яркости экрана монитора. У 55,2% (116) опрашиваемых время от времени появлялось желание поморгать с усилием, чтобы снять напряжение с глаз.
Болевые ощущения в шее и спине после длительного пребывания за электронными устройствами отметили у себя 81,9% (172). У 76.2% (160) студентов возникало желание сократить время работы за электронными устройствами. С трудностями засыпания после
зрительной нагрузки отмечали у себя 41,9% (88) опрошенных. Наличие шума в ушах отметили всего 15,2% (32) опрошенных.
56,2% (118) опрашиваемых жаловались на возникновение головных болей и головокружения в течение дня. 54,8% (115) испытуемых обнаруживали у себя трудности с выполнением запланированного объема нагрузки из-за зрительного переутомления.
По субъективным ощущениям 28,6% (60) студентов отметили ухудшение остроты зрения за время пребывания на дистанционном обучении. Ухудшение зрения эти студенты связывают с долгим пребыванием за ноутбуком, компьютером, телефоном (24 опрошенных), увеличением времени работы за электронными устройствами (10), чтением в при плохом освещении (2), чтением (2), зрительной нагрузкой (6), несоблюдением режима дня (1), отсутствием перерывов во время зрительной нагрузки (2), с возникшим спазмом аккомодации (2). Студенты также отметили, что в связи с переходом на дистанционное обучение вся учебная литература в книжном виде также оказалась недоступной, и для подготовки к практическим занятиям приходится обращаться к электронным учебникам, что опять же увеличивает времяпрепровождения за электронными устройствами и способствует ухудшению остроты зрения [4, 12].
Формат дистанционного обучения внес свои плюсы и минусы в жизнедеятельности каждого студента. На момент опроса на дистанционном обучении находились 96,7% (203) учащихся, ранее было дистанционное обучение у 2,4% (5), и у 0,9% дистанционный формат обучения проходил в прошлых семестрах (2 респондента) (рис. 5).
с Находились на.
дистанционном обучении
■ Ранее бьтло дистанционное обучение
■ Дистанционный формат обучения проходил в прошлых семестрах
находящихся на
и выполнения домашнего задания требуют большего количества времени работы за электронным устройствами, что способствует появлению
Рис. 5. Процент студентов, дистанционном и очном обучении.
Дистанционные занятия
усталости, зрительного дискомфорта перенапряжению глаз. Для того, чтобы снизить развитие таких симптомов, необходимо во время работы с электронным устройством использовать специальные очки. Среди анкетированных было установлено, что около 81,0% (171) участников не используют такие средства профилактики, а 19,0% (39) занимаются за компьютером/ноутбуком, используя очки для работы с электронным устройством (рис. 6).
| я 1 "/..
■ Не используют ■ Используют
Рис. 6. Частота использования специальных очков для работы с электронными устройствами среди опрашиваемых.
22<>/о
7 8 о/о
' Не используют ■ Используют
Рис. 7. Использование глазных капель респондентами.
1 раз в день ■ 2-3 раза в день "1-2 раза в неделю
• больше 3 раз ■ по мере сухости глаз
Рис. 8. Кратность использования глазных капель анкетируемыми.
менее 30 минут ■ от 30 минут до 2 часов ■ более 2-3 часов
Рис. 9. Время проводимое респондентами на свежем воздухе.
Не изменилось ■ Уменьшилось ■ Увеличилось
Рис. 10. График изменения количества времени, проводимое студентами на свежем воздухе.
На вопрос об использовании таких глазных капель как Гилан, Хилабак, Гилан комфорт и т.д. 78,0% (164) студентов ответили, что не используют их при длительной работе за компьютером (рис. 7). Среди участников анкетирования, которые используют глазные капли (43 участника), на вопрос как часто они используете глазные капли ответили 1 раз в день 39,5% (17), 2-3 раза в день - 37,2% (1б), 1-2 раза в неделю - 7,0% (3), больше 3 раз - 9,3% (4), по мере сухости глаз - 7,0% (3) (рис. 8). На вопрос выполняете ли вы зрительную гимнастику 30,9% (65) студентов ответили положительно.
На вопрос имеются ли какие-либо жалобы относительно зрения большая часть (64,3%, 135) участников ответила положительно.
Несмотря на введение дистанционного обучения, проводить время на свежем воздухе необходимо! Среди опрашиваемых на свежем воздухе менее 30 минут проводит 11,9% (25) студентов, от 30 минут до 2 часов 57,6 % (121), оставшаяся часть 30,5% (64) проводит более 2-3 часов на свежем воздухе (рис. 9). На вопрос как изменилось время, проводимое на свежем воздухе во время дистанционного обучения, 26,2 % (55) респондентов ответили, что не изменилось, большая часть опрашиваемых 59,0% (124) студентов отметили, что стали меньше проводить время на свежем воздухе, для меньшей же части (14,8 %; 31) время увеличилось (рис. 10).
Выводы. Применение различных электронных устройств в жизни каждого студента в процессе обучения несет определенное значение. Особенно стоит учитывать степень влияние электроники на орган зрения у студентов во время учебной деятельности в период пандемии СОУШ-19, когда обучение перешло в новый дистанционный формат, и
времяпрепровождение студентов за
электронными устройствами значительно увеличилось.
На основании проведенного исследования степени влияния дистанционного обучения на проявление синдрома "сухого глаза" у студентов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России можно сделать следующие выводы:
1. У 96% всех опрошенных участников на момент опроса обучение проходило в дистанционном формате. Около 76,67% опрашиваемых отметили у себя проявление симптомов " сухого глаза" из-за длительной работы с компьютером;
2. В течение длительного времени, проводимого за электронными устройствами, необходимы небольшие перерывы для отдыха глазам. Среди респондентов 52,6% отдыхают менее 30 минут, а 32% делают перерыв более 30 минут, без перерывов за электронным устройством работают 15% опрашиваемых.
3. Среди всех участников у 56,19% появляются головные боли и головокружения в течение дня, также у 54,76% испытуемых отмечают трудности с выполнением запланированного объема нагрузки из-за зрительного переутомления.
4. 28,57% студентов субъективно отметили ухудшение остроты зрения за время пребывания на дистанционном обучении.
5. У 26,2% респондентов время, проводимое на свежем воздухе не изменилось, а у 59% снизилось.
6. С целью профилактики сухости слизистой глаза, 22% респондентов пользуются увлажняющими глазными каплями в течение дня, 19% опрошенных используют специальные очки для работы с электронными устройствами.
Список литературы
1. Aнализ ведения учебного процесса в период пандемии COVID-19 на стоматологических кафедрах /A.H. Пархоменко, Ю.В. Aгеева, A.A. Малолеткова и др. // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - M1. - С. 3. DOI 10.17513/spno.30444
2. Ващенко И.С. Оценка распространенности туннельного синдрома и синдрома "сухого глаза" у лиц молодого возраста /И.С. Ващенко, П.О. Кошелев //Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2017. - Т. 7, M6. - С. 819.
3. Влияние средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения на развитие и прогрессирование синдрома сухого глаза / A.B. Куроедов, П.Ч. Завадский, AM. Брежнев и др. // Офтальмология. - 2020. - Т. 17, M3. - С. 519-526. DOI 10.18008/1816-5095-2020-3-519-526.
4. Гордиенко Т.П. Сравнительная оценка воздействия зрительно-интеллектуальных нагрузок на обучающихся при очном и дистанционном форматах обучения / Т.П. Гордиенко, Э.Э. Ибрагимова, Э.С. Эмирова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - M2(69). - С. 57-60.
5. H}!_руллаева A.K Влияние дистанционного обучения на самочувствие студентов во время пандемии /A.K ^руллаева //СКИФ. Вопросы студенческой науки. - 2020. - M5-1 (45). - С. 54-57.
6. Островский A.M. Субъективная оценка степени выраженности основных симптомов синдрома "сухого глаза" у студентов-медиков / A.M. Островский, A.С. Хрущева, Т.Ю. Сивуха и др // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - M4 (19). - С. 303-308.
7. Риккер A.С. Влияние дистанционного обучения на здоровье студентов /A.С. Риккер, Е.Г. Ткачева //Hüука-2020. -2021. - M2(47). - С. 96-99.
8. Суровцев A.B. Aнализ качества образовательного процесса при различных формах обучения /A.B. Суровцев // Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: Сборник VI Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием, Hовосибирск, 20.12.2021. - Hовосибирск: Издательский центр ^восибирского государственного аграрного университета "Золотой колос", 2021. - С. 803-806.
9. Танатова Д.К. COVID-19: пандемия, вакцинация, социальные настроения россиян / Д.К. Танатова, Т..H. Юдина // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2021. - Т. 29, M4. - С. 831-836. DOI 10.32687/0869-866X-2021-29-4-831-836
10. Территориально-временное распространение COVID-19 в мире в начале пандемии 2020 года / Л.С. Карпова, KA. Столяров, H.M. Поповцева и др. // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. - 2021. - Т. 20, M4. - С. 19-27. DOI 10.31631/2073-3046-2021-20-4-19-27
11. Хакимова Л.Р. Роль дистанционного обучения в системе высшего образования в период карантинных мероприятий в связи с пандемией COVID-19 / Л.Р. Хакимова, Ф.С. Лапасова // Science and practice: implementation to modern society. - 2020. - M(16). - С. 193-196.
12. García-Ayuso D. Assessment of dry eye symptoms among university students during the COVID-19 pandemic / D. García-Ayuso, J. Di Pierdomenico, E. Moya-Rodríguez et al. // Clinical and Experimental Optometry. - 2021. - Vol. 7l (3). - P. 1-7.
13. Park J.S. Influence of Cellular Phone Videos and Games on Dry Eye Syndrome in University Students / J.S. Park, J.C. Mi, E.M. Ji et al. // J Korean Acad Community Health Nurs. - 2014. - Vol. 25 (1). - P. 12-23.
INFLUENCE OF ELECTRONIC DEVICES ON THE EYES DURING THE COVID-19 PANDEMIC
BELOVA E.V., LENIVTSEVA A.A., NIZAMOVA G.R., POLYAKOV A.V., SHIPIGUZOVA S.A. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia
Abstract
The article examines the features of the influence of electronic devices on the eyes 3during the COVID-19 pandemic among students of higher educational institutions. An anonymous questionnaire was analyzed on issues related to the effect of electronics on the student's eyes. The purpose of this work is to determine the degree of development of characteristic symptoms, such as a dry eye syndrome, to assess educational activities in the format of distance education among students of different years of university of the FSBEI HE SUSMU MOH Russia. And also to explore, on the basis of the resulting from the study data, the incidence of various Bill complaints from the eyes, arising in the process of working with electronic devices
Keywords: COVID-19, eyes, electronic devices, dry eye syndrome, distance education, questionnaire
Сведения об авторах
Белова Елизавета Вячеславовна
elizavetabelova099@mail.ru, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства
здравоохранения Российской Федерации, лечебный факультет, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64
БРШ-код: ОЯСШ: 0000-0001-7190-0071 Ленивцева Анастасия Александровна, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства
здравоохранения Российской Федерации, лечебный факультет, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64
Низамова Гульдария Римовна,
nizamova.guldariya@mail.ru, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования " Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства
здравоохранения Российской Федерации, лечебный факультет, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64
Поляков Антон Владимирович,
stroggs 19981014@gmail.com, федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства
здравоохранения Российской Федерации, лечебный факультет, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64
Шипигузова Софья Андреевна, ctalivar1@gmail.com, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет"
Министерства здравоохранения Российской Федерации, педиатрический факультет, 454092, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Воровского, 64
БРШ-код: 4343-2097, ОЯСГО: 0000-0001-7937-1928
Author Information
Belova Elizaveta Vyacheslavovna,
elizavetabelova099@mail.ru, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South-Ural State Medical University" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, General medicine, 454092, Russian Federation, Chelyabinsk, Vorovskogo str. 64
Lenivtseva Anastasia Alexandrovna, lenivtseva-a@mail.ru, Federal State Budgetary educational institution of higher Education "South Ural State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Faculty of Medicine, 454092, Russian Federation, Chelyabinsk, Vorovsky str., 64
Nizamova Guldariya Rimovna,
nizamova.guldariya@mail.ru, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South-Ural State Medical University" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, General medicine, 454092, Russian Federation, Chelyabinsk, Vorovskogo str. 64
Polyakov Anton Vladimirovich,
stroggs19981014@gmail.com, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South-Ural State Medical University" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, general medicine, 454092, Russian Federation, Chelyabinsk, Vorovskogo str. 64
Shipiguzova Sofia Andreevna,
ctalivar1@gmail.com, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South-Ural State Medical University" of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, pediatric faculty, 454092, Russian Federation, Chelyabinsk, Vorovskogo str. 64