Научная статья на тему 'Влияние экономической контрабанды на состояние национальной безопасности страны'

Влияние экономической контрабанды на состояние национальной безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2909
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНТРАБАНДА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА / УЩЕРБ ОТ КОНТРАБАНДЫ / МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНТРАБАНДОЙ / ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / БРЕНД «MADEINKZ»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федулов Григорий Игоревич

В данной статье проводится анализ влияния экономической контрабанды на состояние национальной безопасности страны. Выявлены причины, приводящие к росту актуальности данной угрозы для государств участников СНГ. Показано, что контрабанду следует рассматривать как сложное социально-экономическое явление, обладающее большим количеством различных аспектов, последствия от существования которого (ущерб от контрабанды) возникают в различных сферах, т. е. носят комплексный, системный характер. Рассмотрен механизм влияния экономической контрабанды на состояние национальной безопасности страны, а именно на такие ее элементы, как экономическая, социальная, общественная, демографическая, политическая, геополитическая, военная (оборонная) безопасность. Показано, что в целом (за исключением ряда незначительных положительных моментов) экономическая контрабанда оказывает негативное влияние на состояние национальной безопасности страны и отдельных ее элементов. Также в статье рассмотрена система мероприятий, проводимых Республикой Казахстан для борьбы с экономической контрабандой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федулов Григорий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние экономической контрабанды на состояние национальной безопасности страны»

УДК 338.2:343.359

Федулов Г. И.

Влияние экономической контрабанды на состояние национальной безопасности страны1

В данной статье проводится анализ влияния экономической контрабанды на состояние национальной безопасности страны. Выявлены причины, приводящие к росту актуальности данной угрозы для государств - участников СНГ. Показано, что контрабанду следует рассматривать как сложное социально-экономическое явление, обладающее большим количеством различных аспектов, последствия от существования которого (ущерб от контрабанды) возникают в различных сферах, т. е. носят комплексный, системный характер. Рассмотрен механизм влияния экономической контрабанды на состояние национальной безопасности страны, а именно на такие ее элементы, как экономическая, социальная, общественная, демографическая, политическая, геополитическая, военная (оборонная) безопасность. Показано, что в целом (за исключением ряда незначительных положительных моментов) экономическая контрабанда оказывает негативное влияние на состояние национальной безопасности страны и отдельных ее элементов. Также в статье рассмотрена система мероприятий, проводимых Республикой Казахстан для борьбы с экономической контрабандой.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая контрабанда, экономическая безопасность, социальная безопасность, доходы государственного бюджета, ущерб от контрабанды, меры по борьбе с экономической контрабандой, экспортный контроль, бренд «МаЬеткг».

ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 06.56.71 Неформальный сектор. Нелегальная экономическая деятельность.

ВАК: 08.00.05

© Федулов Г. И., 2017

1 Статья подготовлена на основе пленарного доклада 6-й международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир» (8-9 июня 2017 года, Санкт-Петербург, ЛГУ им. А.С. Пушкина). Научный руководитель к.э.н. Коровина А.Н.

Fedulov G. I.

Influence of the economic contribution on the state of national security of the country

This article analyzes the impact of economic contraband on the state of national security of the country. The reasons that lead to the growth of the urgency of this threat for the CIS member states are revealed. It is shown that smuggling should be viewed as a complex socio-economic phenomenon with many different aspects, the consequences from the existence of which (damage from smuggling) arise in various spheres, i.e. Have a complex, systemic character. The mechanism of the influence of economic contraband on the state of national security of the country is also considered, namely, its elements such as economic, social, social, demographic, political, geopolitical, military (defense) security. It is shown that in general (with the exception of a number of minor positive points) economic contraband has a negative impact on the state of the national security of the country and its individual elements. Also, the article considers the system of measures taken by the Republic of Kazakhstan to combat economic contraband.

Key word: national security, economic contraband, economic security, social security, state budget revenues, damage from smuggling, measures to combat economic contraband, export control, the brand "Madeinkz".

JEL classifications: О 17

Обеспечение национальной безопасности страны - одна из наиболее значимых задач любого государства. Одним из основных направлений развития Республики Казахстан до 2030 года является активизация деятельности по укреплению экономического и информационного компонентов национальной безопасности с целью укрепления суверенитета и территориальной целостности Казахстана, а также безопасности страны1.

© РеСиЫ О. I., 2017

1 Назарбаев Н. Долгосрочная стратегия развития Казахстана «Казахстан -2030» [Электронный ресурс]. иКЬ: http://roni79.ucoz.ru/ strategiya.pdf, свободный (дата обращения: 29.04.2017).

Вызовы и угрозы национальной безопасности в современном мире очень разнообразны, к тому же их перечень постоянно расширяется. Одной из таких угроз национальной безопасности государств - участников СНГ (в том числе и Республики Казахстан) является экономическая контрабанда. Актуальность данной угрозы в настоящее время постоянно возрастает, что объясняется рядом причин:

1. Увеличиваются размеры данного явления, т. е. экономическая контрабанда с течением времени приобретает массовый характер.

2. Экономическая контрабанда принимает все более организованные формы. Происходит объединение контрабандистов в организованные преступные сообщества, обладающие мощной ресурсной и интеллектуальной базой. В состав этих сообществ вовлекаются сотрудники правоохранительных органов (полиции, таможенной службы и т. д.) и работники государственного аппарата, что существенно затрудняет борьбу с данным явлением [5, с. 117].

3. Между рядом государств - участников СНГ (Казахстаном, Россией, Белоруссией, Арменией, Киргизией) заключен Таможенный союз ЕАЭС, предусматривающий единую таможенную территорию, предполагающую беспрепятственное перемещение товаров через государственные границы. Таким образом, товар, который попал на территорию одного из государств, может быть свободно перевезен в любое другое государство, входящее в Таможенный союз. В результате многократно возрастают риски нанесения ущерба национальной безопасности каждого из государств (из-за увеличения протяженности границ, через которые контрабанда может попасть на территорию страны). Это вызывает необходимость укрепления таможенной и государственной границ одновременно

всех стран - участниц ЕАЭС, без которого меры, принимаемые какой-либо страной в одностороннем порядке, окажутся малоэффективными.

Контрабанда (от итальянских слов «contra» - против и «bando» -правительственный указ) как экономическое явление заключается в ввозе в страну или вывозе из страны различных товаров или иных ценностей с нарушением установленных государством правил, т. е. минуя таможенный контроль или проходя его с использованием подложных таможенных или иных документов.

Основными предметами контрабанды в Республике Казахстан, так же как в других государствах, входящих в ЕАЭС, являются наркотические вещества, табачные изделия, офисная и бытовая техника, товары народного потребления, энергоресурсы, стратегическое сырье и др. [2, с. 479]. Практически во всех государствах мира контрабанда является тяжким преступлением, за которое лицо, его осуществившее, несет ответственность в соответствии с уголовным законодательством страны [5, с. 117].

Предметы контрабанды следует разделять на разрешенные в гражданском обороте и ограниченные или изъятые из гражданского оборота [6, с. 251-252]. Контрабанда вторых (например, вооружения, боеприпасов, взрывчатых, ядовитых, наркотических, отравляющих и радиоактивных веществ) считается наиболее опасной, так как несет реальную угрозу суверенитету, территориальной целостности страны, жизни и здоровью граждан, т. е. влияет на состояние различных компонентов национальной безопасности государства. Перемещение этой группы предметов через государственную границу законным путем практически не представляется возможным. Контрабанда предметов, разрешенных в гражданском обороте, например товаров массового потребления (табачные изделия, алко-

голь, одежда, обувь, бытовая техника и т. д.) и предметов роскоши (ювелирные изделия, автомобили, яхты и т. д.) наносит вред в основном экономической безопасности государства и является менее опасной. Эта группа товаров может быть перемещена через границу разрешенным законом способом, но в этом случае данное перемещение будет сопровождаться определенными издержками, связанными с надлежащим таможенным оформлением товаров.

Экономическая контрабанда любых видов товаров является достаточно рискованной (так как за нее предусмотрено весьма суровое наказание), но в то же время и высокодоходной операцией. Очевидно, что чем выше уровень доходности (при данном уровне риска), тем больше людей готовы пойти на совершение данного преступления. Именно высокий уровень доходности и толкает людей к осуществлению экономической контрабанды.

Контрабанду следует рассматривать как сложное явление, имеющее большое количество различных аспектов, а следовательно, и последствия от его существования (ущерб от контрабанды) возникают в различных сферах, т. е. носят комплексный, системный характер. При этом наиболее ярко выраженными являются экономические, социальные, политические и криминальные последствия контрабанды. Следует заметить, что экономическая контрабанда наносит ущерб как отдельным гражданам страны, так и интересам государства и общества в целом. Рассмотрим последствия экономической контрабанды с точки зрения их влияния на национальную безопасность государства.

Ущерб национальной безопасности государства от контрабанды заключается в следующем:

1. Снижается уровень доходов бюджетной системы страны за счет недополучения в состав доходной части бюджета определенного объема таможенных платежей, налогов и сборов, что сокращает

объем финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение государства и направляемых им на решение различных социально-экономических проблем. Это составляет угрозу прежде всего экономической (снижает темпы экономического развития страны) и социальной (препятствует повышению уровня и качества жизни населения страны) безопасности государства. С одной стороны, это вызывает рост дифференциации доходов населения страны и углубление дифференциации ее районов по уровню социально-экономического развития, так как сокращается объем финансовых ресурсов, которые перераспределяются через государственный бюджет между различными группами населения страны и между различными ее районами (территориями), т. е. снижается поток социальных и межбюджетных трансфертов. С другой стороны, сокращается объем ресурсов, которые государство может направить на реализацию отдельных социальных и экономических программ, таких например, как структурная перестройка экономики страны (осуществление инвестиций в создание новых и развитие действующих предприятий в перспективных отраслях промышленности, составляющих основу формирующегося технологического уклада, поддержка конкуренции, развитие предприятий малого и среднего бизнеса, поддержка традиционных отраслей экономики - сельского хозяйства, пищевой, текстильной промышленности, т. е. отраслей, производящих продукты питания, товары народного потребления и т. д.), программы, направленные на улучшение качества жизни населения (например, на развитие систем образования и здравоохранения). В результате недостаточного финансирования из средств государственного бюджета перечисленных выше и других аналогичных направлений замедляется рост уровня социального и экономического развития страны, а уровень и качество жизни ее граждан, если и

не понижаются, то и не растут. Недостаточный уровень доходов бюджетной системы может также подрывать военную (оборонную) безопасность государства, так как единственным источником финансирования расходов на обеспечение обороны и безопасности является государственный бюджет [3]. В условиях недостатка финансовых ресурсов государство не может в полном объеме удовлетворять все свои военно-экономические потребности, а следовательно, сокращается объем финансовых ресурсов, направляемых на производство и закупку для нужд армии и флота современных систем вооружений и военной техники, проведение военно-научных исследований и разработок, подготовку военных кадров и т. д.

2. Увеличиваются размеры теневой экономики, растет уровень преступности, происходит формирование организованных преступных сообществ, в том числе и транснациональных, обладающих мощной ресурсной и интеллектуальной базой, способных лоббировать свои интересы в органах государственной власти различных уровней, что составляет угрозу как экономической (прежде всего через снижение уровня доходов бюджетной системы), так и политической, и общественной безопасности страны.

3. Наносится ущерб деловой репутации как национальных предприятий, так и государства в целом. Вывозимые путем контрабанды товары, как правило, имеют более низкое качество, чем производимая в стране и легально вывозимая за рубеж продукция. Рост контрабанды приводит к сокращению спроса на внешнем рынке на продукцию, производимую в данной стране, а следовательно, и сокращает доходы национальных предприятий, а также доходы населения, что влияет на состояние экономической и социальной безопасности государства. Также происходит подрыв основ честной конкуренции внутри страны (при ввозе контрабандных товаров), так как участники рыночных отно-

шений, которые получили товар с более низкими издержками (за счет того, что не уплачивали таможенные пошлины, налоги и сборы), находятся в более выгодном положении по отношению к остальным участникам рынка, их товар является более конкурентоспособным по соотношению «цена / качество». Со временем они начинают вытеснять с рынка «честных» производителей, подавлять конкурентов, а следовательно и монополизировать рынок [1, с. 45]. Это составляет угрозу прежде всего экономической безопасности страны. Следует заметить, что предметом контрабанды в данном случае может выступать не только готовая продукция, но также сырье и материалы, необходимые для ее производства, приобретение которых по более низким ценам дает фирмам-производителям конкурентные преимущества.

4. Наносится вред жизни и здоровью населения страны, так как качество нелегально ввозимой продукции не контролируется государством. Следовательно, нелегально ввозимые в страну товары могут содержать вредные для здоровья людей вещества, иметь повышенный уровень радиоактивности, что приводит к росту заболеваемости населения страны, наносит ущерб демографической безопасности государства.

5. Происходит осложнение политических взаимоотношений с соседними государствами, так как нежелание или отсутствие возможности полностью закрыть таможенную границу для контрабандных товаров одним из государств, вызывает негативную реакцию со стороны соседних государств, что ведет к обострению межгосударственных отношений и подрывает политическую и геополитическую безопасность страны. Такая реакция сопредельных государств обусловлена тем, что поток контрабандных товаров приводит к ухудшению социальной, политической и криминогенной ситуации в данных государствах, что также оказывает существенное влияние на различные аспекты их национальной безопасности.

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2017. №2 (Вып. 6). С. 21

При этом следует заметить, что как сложное социально-экономическое явление контрабанда имеет и определенное положительное воздействие на состояние национальной безопасности страны (прежде всего социальной безопасности государства), так как в определенной степени повышает уровень и качество жизни ее граждан. Во-первых, контрабандные товары стоят значительно дешевле, чем легальные, что выгодно потребителям и позволяет их приобретать даже тем группам населения, для которых легальные товары недоступны в связи с низким уровнем дохода. Во-вторых, контрабандным путем в страну могут ввозиться товары, являющиеся жизненно необходимыми для отдельных групп населения, аналоги которых не производятся в данной стране. Ввоз в страну данных товаров законным путем не представляется возможным по разным причинам, например потому, что они не сертифицированы на территории данного государства (это касается многих современных лекарственных препаратов, производимых в Европе и США) или в связи с тем, что нарушены официальные межгосударственные связи (например, в условиях экономических санкций). В этом случае за счет контрабандных товаров частично погашается неудовлетворенный спрос населения, что ведет к уменьшению уровня социальной напряженности в стране, улучшению уровня и качества жизни ее граждан. В-третьих, контрабандная деятельность является источником доходов (средств к существованию) наименее обеспеченных слоев населения, проживающего на приграничных территориях, что также уменьшает социальную напряженность на этих территориях.

Таким образом, экономическая контрабанда в целом (за исключением ряда незначительных положительных моментов) представляет собой социально-экономическое явление, оказывающее существенное негативное влияние на различные составляющие

национальной безопасности государства, прежде всего на экономическую, социальную, общественную, демографическую, политическую, геополитическую, военную (оборонную) безопасность.

Такой объем негативных последствий заставляет органы государственной власти предпринимать серьезные меры по борьбе с экономической контрабандой, которые нельзя свести только к усилению охраны таможенной границы страны. К мерам, предпринимаемым в настоящее время Республикой Казахстан для борьбы с экономической контрабандой, относятся следующие:

1. Ужесточение экспортного контроля:

- проведение экспертизы документов на экспортируемые грузы (экспертиза проводится Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан с привлечением экспертов из заинтересованных министерств и ведомств, например Министерства обороны, Министерства национальной экономики и др.);

- увеличение времени проведения таможенного досмотра с целью повышения его качества. Установлены новые нормативы времени досмотра всех транспортных средств. Особое внимание уделяется досмотру пассажиров и грузов, прибывающих в страну железнодорожным транспортом (это основной канал поступления экономической контрабанды в страну). Увеличено время стоянки поездов на крупных приграничных станциях;

- обязательное применение при проведении таможенного досмотра технических средств и розыскных собак, так как их сложно обмануть и невозможно подкупить (в настоящее время как представители таможенной службы, так и служебные собаки работают на таможенных постах в три смены). В рамках этой меры в г. Алма-Аты образован Кинологический центр, который готовит специалистов-кинологов и служебных собак для работы на таможенных постах; про-

водится реконструкция действующих таможенных постов и оборудование их в соответствии с требованиями современных международных стандартов (например, таможенные посты «Коргас» и «Кордай»), а также ввод в эксплуатацию новых приграничных таможенных постов и КПП (за последние годы в республике их появилось более 20)1.

2. Улучшение уровня подготовки кадров работников Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан. Таможенные органы стараются укомплектовывать специалистами, имеющими высшее образование, при приеме на работу преимущество отдается лицам, имеющим опыт работы в правоохранительных органах. Регулярно проводятся стажировки специалистов таможенных органов за рубежом (прежде всего в странах Евросоюза) и обучение их современным методам проведения таможенного контроля.

3. Создание и продвижение на мировой рынок бренда «Madeinkz» - этот бренд ставится на товарах, произведенных в Республике Казахстан из казахстанского сырья, реализуемых как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Основным условием получения предприятием возможности выпускать товары под данным брендом является постоянный контроль качества выпускаемой продукции2.

Таким образом, экономическая контрабанда является сложным социально-экономическим явлением, наносящим серьезный урон национальной безопасности страны, требующим комплексного подхода к его устранению.

1 В Казахстане модернизируют и оснащают современным оборудованием таможенные посты // Евразийский экспертный клуб - официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://eurasianclub.ru/tamozhnya/ (дата обращения: 30.04.2017).

2 Назарбаев: Товары под брендом «Сделано в Казахстане» завоевывают наш рынок // Ratel.kz - аналитический интернет-портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.ratel.kz/raw/nazarbaev_tovary_pod_brendom_sdelano_v_kazahstane_ zavoe vyvajut_nash_rynok (дата обращения: 30.04.2017).

ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2017. №2 (Вып. 6). С. 24

Список литературы

1. Бушуева Т.А. Национальная, экономическая безопасность страны и таможенные преступления // Транспортное дело России. - 2012. - № 6. -С. 44-47.

2. Геращенко В. А. Контрабанда как угроза национальной безопасности России // Молодой ученый. - 2014. - № 19. - С. 478-481.

3. Жазылбекова А. Экономическая контрабанда как угроза национальной безопасности [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zakon.kz/4504506-jekonomicheskaja-kontrabanda-kak-ugroza.html, (дата обращения: 27.04.2017).

4. Назарбаев Н. Долгосрочная стратегия развития Казахстана «Казахстан -2030» [Электронный ресурс]. - URL: http://roni79.ucoz.ru/ strategiya.pdf, свободный (дата обращения: 29.04.2017).

5. Скачко А. В. Система контрабандных преступлений в уголовном кодексе Республики Казахстан 2015 года: новые подходы к регламентации уголовной ответственности // Общество и право. - 2015. - №4 (54). - С. 116-121.

6. Талан М.В. Виды контрабанды // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2015. - № 6. - С. 250-255.

References

1. Bushueva T.A. Natsional'naya, ekonomicheskaya bezopasnost' strany i tamozhennye prestupleniya. Transportnoe delo Rossii, 2012, №6, рр. 44-47.

2. Gerashchenko V. A. Kontrabanda kak ugroza natsional'noy bezopasnosti Rossii. Molodoy uchenyy, 2014, №19, рр. 478-481.

3. Zhazylbekova A. Ekonomicheskaya kontrabanda kak ugroza natsional'noy bezopasnosti [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.zakon.kz/4504506-jekonomicheskaja-kontrabanda-kak-ugroza.html, (data obrashcheniya 27.04.2017).

4. Nazarbaev N. Dolgosrochnaya strategiya razvitiya Kazakhstana «Kazakhstan - 2030» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://roni79.ucoz.ru/ strategiya.pdf, svobodnyy (data obrashcheniya 29.04.2017).

5. Skachko A.V. Sistema kontrabandnykh prestupleniy v ugolovnom kodekse Respubliki Kazakhstan 2015 goda: novye podkhody k reglamentatsii ugolovnoy ot-vetstvennosti. Obshchestvo i pravo, 2015, №4 (54), рр. 116-121.

6. Talan M.V. Vidy kontrabandy. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Ser. Gumanit. Nauki, 2015, №6, рр. 250-255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.