УДК 332
РО! 10.23672/у1077-6593-6553-е
Каримов Булат Наилевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, Медико-биологический университет инноваций и непрерывного образования, «Государственный научный центр Российской Федерации -Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна» Федерального медико-биологического агентства России [email protected]
Bulat N. Karimov
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Public Health and Health Care, Medical and Biological University Innovation and Continuing Education, «State Scientific Center of the Russian Federation -Federal Medical Biophysical Center named after A.I. Burnazyan» Federal Medical and Biological agencies of Russia [email protected]
Влияние экономических санкций на управление российскими инновационными предприятиями
Influence of economic sanctions
on the management of russian innovative enterprises
Аннотация. Актуальность. Западные санкции экономического и политического характера в отношении России неизбежно влияют на состояние народнохозяйственного комплекса страны. Социально - экономические и организационно - технологические последствия санкционной политики неизбежно отражаются на результативности работы предприятий высокотехнологического сектора. Реализация федеральной программы по модернизации экономики, ставит перед нами вопрос оценки влияния западных экономических санкций на деятельность хозяйствующих субъектов, конечным продуктом деятельности которых являются инновации. Объект исследования: Влияние западных экономических санкций и последствий их реализации на состояние экономической системы Российской Федерации. Предмет исследования: Проблемы управления инновационными предприятиями с учётом им-пакт - фактора западных экономических санкций. Цель исследования. Установление денотативной связи западной санкционной политики в отношении России и её последствий для экономической системы России в части рынка инвестиций и инноваций. Задачи исследования сводятся к детекции последствий импакт - фактора западной санкционной политики. Результаты исследования. Выражаются в детекции состояния управленческих систем инновационными предприятиями при воздействии импакт -фактора западных экономических санкций.
Ключевые слова: инновации, капитализация, эмитент, публичная компания, импакт-фактор, рынок инвестиций, рынок инноваций.
Annotation. Relevance. Western economic and political sanctions against Russia inevitably affect the state of the country's national economic complex. The socioeconomic, organizational and technological consequences of the sanctions policy inevitably affect the performance of enterprises in the high-tech sector. The implementation of the Federal program for economic modernization raises the question of assessing the impact of Western economic sanctions on the activities of economic entities whose final product is innovation. Object of research: the Impact of Western economic sanctions and the consequences of their implementation on the state of the economic system of the Russian Federation. Subject of research: problems of management of innovative enterprises taking into account the impact factor of Western economic sanctions. Purpose of research. Establishing a denotative link between the Western sanctions policy towards Russia and its consequences for the Russian economic system, in terms of the investment and innovation market. Research problem. They are reduced to detecting the consequences of the impact factor of Western sanctions policy. Research result. They are expressed in the detection of the state of management systems by innovative enterprises under the influence of the impact factor of Western economic sanctions.
Keywords: innovation, capitalization, Issuer, public company, impact factor, investment market, innovation market.
Введение. Президент Российской Федерации в 2018 году подписал стратегический документ [1], обуславливающий путь развития
государства в экономическом, социальном, общественно-политическом и др. планах. В этом документе одна из ключевых позиций - модернизация
экономического и общественно-политического пространства, изменение которого обусловлена, в том числе санкционной политикой западных стран. Модернизация экономического пространства неизбежно связана с состоянием рынка инвестиций и инноваций, оценка влияния западных экономических санкций и как следствие реорганизация механизмов управления инновационными предприятиями - крайне актуальный вопрос сегодняшнего дня. Очевидно, что реорганизация управленческих механизмов должна, в том числе, включать в себя вопросы хеджирования несистематических экономических рисков и социальных
Изменение ВВП по годам, в период введения
гарантий, обеспечивающих благополучие граждан.
Основная часть.
Прежде чем приступит к вопросу оценки влияния западных экономических санкций на механизмы управления инновационными предприятиями, необходимо рассмотреть общую тенденцию по всей экономической системе (табл. 1), агрегированным индикатором состояния которой является внутренний валовой продукт (ВВП).
Таблица 1
сийских санкций (2014-2019 года), в млрд руб.
2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год
87170,2 85450,6 85616,1 87179,3 89390,4 90589,9
График 1
Графическое отображение изменение ВВП по годам, в период введения антироссийских санкций (2014-2019 года), в млрд руб. (по данным) [1]
Как мы видим, экономическая система Российской Федерации отреагировала снижением ВВП в год введения антироссийских санкций, но уже через два года мы видим изменение линии тренда в сторону повышения и продолжение роста. Тренд на повышение в этом году прервётся, обусловлено это ситуацией с пандемией, но категорично
Список российских предприятий, попавших под
утверждать, что антироссийские санкции действенны с позиции ухудшения экономической ситуации, учитывая разворот тренда в 2016 году -преждевременно. Рассмотрим в таблице 2 список российских предприятий, попавших под санкции Евросоюза и США1 [3].
Таблица 2
мические санкции в период с 2014 по 2020 года
Страна Сектор экономики/Предприятия, Включённые в санкционный список
1 2
Евросоюз Нефтегазовый сектор - ПАО «Роснефть»; - ПАО «Транснефть»; - ПАО «Газпромнефть». Банковский сектор - ПАО «Сбербанк России»; - ПАО ВТБ; - ПАО «Газпромбанк»; - ПАО ВЭБ; - ПАО «Россельхозбанк»
1 Также других стран, мы выделяем Евросоюз и США, как наиболее масштабные экономические системы
1 2
Оборонная промышленность
- ПАО «Уралвагонзавод»;
- ПАО «Оборонпром»;
- ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»
(ОАК).
Промышленность и смежные сектора
- ПАО «Сириус»;
Евросоюз - ПАО «Станкоинструмент»;
- ПАО «Химкомпозит»;
- концерн «Калашников»;
- Тульский оружейный завод;
- ПАО «Технологии машиностроения»;
- ПАО «Высокоточные комплексы»;
концерн ПВО «Алмаз-Антей»;
- НПО «Базальт»
Банковский сектор
- ПАО «ЭкспоБанк»;
- ЗАО «Зест» (лизинг, аффилированный с банком «Рос-
сия»);
- ПАО «Инвесткапиталбанк»;
- ПАО «Собинбанк»;
- ПАО Банк «Северный морской путь» (СМП Банк);
- ПАО «Росэнергобанк»;
- ПАО «Сбербанк России»;
Промышленный и оборонный сектора
- ПАО «Исследовательско-производственный центр в
Долгопрудном»;
- ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Кали-
нина» (МЗиК);
- ПАО «Мытищинский машиностроительный завод»;
- ПАО «Научно-исследовательский институт приборо-
строения имени В. В. Тихомирова» (НИИП);
- ПАО «Морской научно-исследовательский институт ра-
США и Канада и др. диоэлектроники «Альтаир» (ОАО «МНИИРЭ «Альтаир»).
- ПАО «Алмаз-Антей»;
концерн «Калашников»;
- НПО «Ижмаш»;
- НПО «Базальт»;
- ПАО «Уралвагонзавод»;
- ПАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии»»;
концерн «Созвездие»;
- НПО Машиностроения;
- ПАО «Конструкторское бюро приборостроения»;
- ПАО Volga Group;
- группа «Стройтрансгаз»;
- ООО «Трансоил»;
- ООО «Акваника» («Русское время»);
- ООО «Авиа Групп Норд»;
- ООО «Авиа Групп» (аэропорт Шереметьево);
- ООО «Стройгазмонтаж»;
- ПАО «Стройтрансгаз»;
- ООО «Инвестиционная компания «Аброс»
Как мы можем видеть из таблицы 2, в основной массе хозяйствующих субъектов по виду деятельности представлен банковский и военно-промышленный сектор. Предприятия инновационного сектора отсутствуют, но преждевременно делать вывод, что предприятия инновационного сектора не затронуты импакт - фактором антироссийских санкций. Так как возникает эффект
эмерджентности, когда точечные санкции приводят к новым негативным последствиям для подсистем (в нашем случае инновационных) не затронутых прямо санкционными действиями. Уместно рассмотреть динамику изменения научных и инновационно активных организаций в период введения санкций (табл. 3, 4) [3].
Таблица 3
Изменение числа организаций, осуществляющих научную деятельность и обеспечивающих инновационную активность секторов экономики по данным Росстата [3] в период с 2014 по 2020 года
Организации/год и № по п/п 2014 2015 2016 2017 2018 2019
1 2 3 4 5 6 7
Число организаций - всего: 3604 4175 4032 3944 3950 4053
научно-исследовательские организации 1689 1708 1673 1577 1574 1620
конструкторские организации 317 322 304 273 254 255
1 2 3 4 5 6 7
проектные и проектно-изыскательские организации 32 29 26 23 20 11
опытные заводы 53 61 62 63 49 44
образовательные организации высшего образования 702 1040 979 970 917 951
организации промышленности, имевшие научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения 275 371 363 380 419 450
прочие 536 644 625 658 717 722
Как мы видим из таблицы 3, организации, обеспе- наблюдалось два года, как и в предыдущем слу-
чивающие научно - производственную базу реа- чае (табл. 2), но с запаздыванием (2017-2018
лизации инновационной активности выросли в года), обусловленной инерционностью сектора.
общем объёме, притом, что снижение
Таблица 4
Изменение объёмов инновационной продукции с момента введения санкций (2014 г.) по настоящее время по данным Росстата [3]
№ п/п Показатели Ед. измерения 2014 2015 2016 2017 2018 2019
1. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами ш с (О > 41233490,9 45525133,8 51316283,5 57611057,8 68982626,6 92253929,6
в том числе инновационные товары,работы, услуги X с з 3579923,8 3843428,7 4364321,7 4166998,7 4516276,4 4863381,9
2. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг процент 00 оо" ю аз С\| г--." ю со" со ю"
3. Затраты на инновационную деятельность млн рублей 1211897,1 1200363,8 1284590,3 1404985,3 1472822,3 1954133,3
4. Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг процент СП Ы со со ю со со со
5. Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций процент СО со 1 - 1 со о"
При этом, как мы видим из таблицы 4, объём инновационных товаров в сопоставимых ценах не снижается в период введения санкций (инновационная активность сохраняется), но и последовательно растёт, при этом, в отличие от удельного веса инновационных товаров в общем объёме (строка 2 табл. 4), который неуклонно снижается на всём протяжении санкционного давления. О чём это говорит, прежде всего, мы наблюдаем так называемую дивергенцию - расхождение тенденций по одному и тому же показателю, что несомненно тревожный сигнал, так как дивергенция
характеризуется в большинстве случаев последующим падением базы показателя (общей инновационной активности). То есть, проанализировав данные, мы можем отметить, что инновационный сектор прямо не подвергается санкционному давлению (табл. 2), в тоже время, так как экономическая система характеризуется свойством целостности и эмерджентности, импакт - фактор антироссийских санкций, несомненно, влияет на деятельность российских инновационных предприятий. В этой ситуации можно рекомендовать общие мероприятия управленческого характера,
направленные на снижение действия различных рисков и негативного фактора эмерджентности экономической системы в целом:
1. Усиление управленческого контроля в области риск - менеджмента, через хеджирование производственных рисков;
2. Формирование внутреннего ингерентного свойства инновационного продукта в цепочке ресурсов;
3. Рекуперация сырья при производстве конечной инновационной продукции с целью оптимизации издержек;
4. Формирование новых сырьевых цепочек поставок с приоритетом на азиатский рынок, что снизит технологические и производственные риски;
5. Формирование вертикально - интегрированной организационной структуры и финансирование программных разработок для снижения рисков отсутствия программных средств автоматизации технологического процесса;
Литература:
1. Федеральная служба государственной статистики. URL : https://rosstat.gov.ru/folder/14477? print=1, свободный (дата обращения 05.12.2020).
2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. URL : http:// www.kremlin.ru/acts/bank/43027, свободный (дата обращения 05.12.2020).
3. Санкции против России. Список URL : https:// aif.ru/dontknows/actual/1159761, свободный (дата обращения 05.12.2020).
6. Сотрудничество с отечественными научными организациями, для развития собственной технологической базы, не зависимой от поставок западных партнеров.
Мероприятия общего характера, способны минимизировать возможные риски и ухудшение политических настроений в отношении России.
Выводы.
Как мы убедились по данным таблиц 2, 3, 4, инновационная активность в российском сегменте высокотехнологической продукции существенно не пострадала, не наблюдается резкое снижения и «провалов» в инновационной активности. Своевременно принятая программа по модернизации и формированию национальных целей Президентом Российской Федерации [2] и Правительством Российской Федерации оказала положительное влияние в виде минимизации последствий от введения антироссийских санкций. При этом хозяйствующим субъектам, проявляющим инновационную активность необходимо реализовать ряд общих управленческих решений для обеспечения продолжения растущего тренда в инновационном секторе экономики.
Literature:
1. Federal state statistics service. URL : https:// rosstat.gov.ru/folder/14477?print=1, free (date of application 05.12.2020).
2. National goals and strategic development objectives of the Russian Federation for the period up to 2024. Decree of the President of the Russian Federation № 204 dated 07.05.2018. URL : http:// www.kremlin.ru/acts/bank/43027, free (date of application 05.12.2020).
3. Sanctions against Russia. List. URL : https:// aif.ru/dontknows/actual/1159761, free (date of application 05.12.2020).