УДК 316.52
М. В. Берендеев
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ РЕГИОНА
Анализируется влияние экономического фактора на формирование социальной идентичности жителей Калининградской области. Доказывается, что уровень жизни является одним из существенных факторов самоидентификацию населения.
The economic aspect of identity of the population of Kaliningrad region is analyzed. A level and quality of a life is regarded as one of the crucial factors influencing on self-identification of an enclave population.
Трансформация российского общества в постсоветский период актуализировала не только общие, но и региональные аспекты социальной идентичности. Более того, региональная идентичность стала в некотором смысле возвышаться над центральными, ядровыми элементами этого социального феномена, которые доминировали в советское время. Региональная идентичность наиболее зримо фиксируется в тех субъектах федерации, которые обладают особыми, специфичными факторами функционирования. Среди этих факторов можно назвать, в частности, обусловленную распадом СССР эксклавность, которая предполагает не только удаленность, но и относительную изолированность региона с одновременной включенностью его в конкурирующие коммуницирующие социальные пространства.
Калининградская область, как известно, является регионом, совмещающим в себе большинство уникальных факторов развития, оказывающих влияние на образование особой идентичности в системе координат «Евросоюз — островная Россия — Прибалтийский еврорегион — материковая Россия».
Используя данные социологических исследований калининградского социума, можно показать, что идентичность в реальности есть не нечто единообразное, а напротив, многообразное, включающее «комплексы идентичностей». Эти идентичности конкурируют между собой, причем даже в сознании отдельного индивида. Идентичность в силу этого может интерпретироваться именно как сложная, интегральная совокупность фрагментарных идентичностей. При этом каждая из них может быть выражена как «разный уровень соотнесенности индивида с сообществом» через множество своих источников. В итоге и складывается «некий инвариант, реализуемый человеком через множество вариантов, существование которых детерминировано как постоянно и длительное время действующими, так и некоторыми одномоментными/разовыми факторами» [1, с. 56].
Вестник РГУ им. И. Канта. 2007. Вып. 8. Гуманитарные науки. С. 73 — 80.
74
Источники определения индивидом своей социальной отнесенности к неким обшцостям могут быть различными. В данном случае нас будет интересовать прежде всего экономический источник идентичности, причем в таком специфичном субъекте России, как Калининградская область. Слагаемые экономического сознания (ориентации, предпочтения, мотивы и т. д.) по-особому проявляются здесь, в условиях соседства иных социумов. А это кроме всего прочего означает, что низкообеспеченные в материальном отношении общества ориентируются на образ, стандарт, стиль социально-экономической жизни более развитых обществ, с которыми они граничат. В связи с этим фактор уровня жизни является одним из наиболее существенных среди тех, которые оказывают влияние на самоидентификацию населения области. Здесь стандарты жизни ориентированы на социальные и экономические принципы су-шествования Евросоюза, в то время как ориентиры на традиционно русский стиль жизни (с его представлениями о качестве жизни) в калининградском региональном сообществе практически стерты. Это особенно ярко выражается, когда индивиды в условиях все большего распространения рыночных отношений и фетишизации финансовых возможностей привлекают именно экономические источники для своей самоидентификации. В этой связи социально-экономические условия жизни в Евросоюзе все больше воспринимаются жителями Калининградской области как факторы собственной идентификации. ЕС и выглядит для калининградцев порой образцом для самоопределения, тогда как сугубо российские условия жизни (исключая, возможно, Москву) все больше воспринимаются провинциальными, периферийными.
Особо следует обратить внимание на такое обстоятельство социально-экономической жизни, как наличие бедных и нищих. Тем более что «фасадная» жизнь ЕС и даже новых государств этого объединения (Польши, Литвы) для калининградцев, посещающих эти страны чаще всего в качестве туристов, и есть отражение всего происходящего в них. О безработице, реальном пенсионном обеспечении в этих странах ЕС люди знают мало. В то же время многим известно другое. А именно: в Калининградской области, как и в целом по России, в качестве границы бедности рассчитывается прожиточный минимум, который представляет собой уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора материальных благ и услуг для поддержания жизнедеятельности человека. По расчетам на 1 января 2006 года среднегодовая величина прожиточного минимума в Калининграде и области составила 3456 рублей на одного человека. Одним из основных показателей, характеризующих степень социального расслоения, является уровень бедности, который определяется как соотношение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума к общему количеству жителей региона. В 2006 году в Калининградской области за чертой бедности находилось 20,5 % от общей численности населения, или 193,8 тыс. человек; еще у 141 тыс. человек доходы превысили уровень бедности всего на 400—500 рублей. Хотя этот показатель значительно уменьшился в последние годы (в 2004 году он
составлял 25,5 %, в 2003-м — 28 %), он все равно превышает среденерос-сийский уровень, а по европейским стандартам вообще находится много ниже критического рубежа бедности — наличие 10 % низкодоходного населения. В Калининградской области этот предел превышен в 2 раза, а если учитывать еще и ту группу населения, которая балансирует на грани этого порога, то критический уровень превышен в 3,5 — 4 раза. По уровню бедности среди обследованных 79 регионов России Калининградская область занимает 37-е место по степени возрастания этого показателя [4; 5]. По данным на 1 января 2006 года, 20%-ная группа с наибольшими доходами аккумулировала 41 % всех денежных доходов населения региона. На долю 20%-ной группы с наименьшими доходами в области приходилось 7,2 % денежных доходов. Среднедушевой доход 20%-ной группы населения с наименьшими доходами в 2005 году составил 2253 рубля и был в 2,8 раза ниже среднего дохода жителя области, в то же время у среднедоходной группы населения доход был в 2 раза выше среднеобластного и составил около 13000 рублей.
Преодоление резкого социального расслоения между низкодоходными и высокодоходными слоями населения остается главной проблемой Калининградской области, как, впрочем, и всей России. При общем нарастании тенденции социального расслоения доходы 10%-ной группы населения с низкими доходами в Калининградской области в 9,1 раза ниже, чем у слоя с высокими доходами. В целом по России это соотношение гораздо выше — 14,8 раза. Учитывая инфляционные процессы, выражаемые, в частности, динамикой роста цен на основные товары и услуги, в ближайшие несколько лет Калининградская область может выйти по этому соотношению на среднероссийский показатель. Но при этом, скорее всего, сохранится значительная (20 %) группа населения, которая живет за чертой бедности. Вместе с тем прогнозируется, что высокодоходная группа населения региона еще больше увеличит свои доходы. Основным источником доходов жителей региона продолжает оставаться оплата труда. Ее доля в доходах населения составила 39,9 % [2; 3]1. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом в экономике области за 2006 год составила 9 000 рублей. В реальном выражении это ниже среднероссийского показателя.
Сопрягаются с экономическим благополучием показатели собственно социального развития. Так, в течение прогнозируемого периода (до 2026 года) в Калининградской области сохранится сложившийся к настоящему времени режим воспроизводства населения, отличающийся низкой рождаемостью и высокой смертностью. Ожидается, что за 2005—2022 годы число родившихся составит 210,8 тыс. человек, а умерших 367,8 тыс. человек. В среднем за указанный период смертность предположительно превысит рождаемость более чем в 1,7 раза. Продолжительность жизни в Калининградской области меньше среднерос-
1 Данные источников 2 — 6 были предоставлены Территориальным органом государственной статистики по Калининградской области Российскому государственному университету им. И. Канта и использовались в рамках осуществления межрегионального проекта «Будущее России: взгляд из центра и регионов».
сийской на 4 года, причем долгосрочный прогноз предполагает сохранение этой тенденции. Имея режим воспроизводства, отличающийся низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, Калининградская область нуждается в притоке мигрантов. Именно поэтому Президентом РФ утверждена «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников», в том числе и в Калининградскую область.
Существенные изменения начинают происходить и в возрастной структуре трудоспособного населения. В данную группу с 2007 года входят малочисленные поколения родившихся в конце 1980-х — начале 1990-х годов, а покидают группу относительно многочисленные поколения родившихся после Великой Отечественной войны. Это приводит не только к сокращению рабочей силы, но и к ее старению. Численность населения в рабочем возрасте (мужчины 16—59 лет, женщины 16—54 лет) будет ежегодно снижаться в течение прогнозируемого периода (до 2026 года). По сравнению с 2005 годом уже к 2015-му трудоспособное население области уменьшится на 30 тыс. человек, а к 2025 году трудоспособное городское население сократится на 69,9 тыс. человек, а сельское — на 2,3 тыс. человек. Столь значительное снижение численности населения в трудоспособном возрасте вызовет существенный дефицит рабочей силы на рынке труда. Здесь основная проблема заключается не в абсолютном сокращении численности людей трудоспособного возраста, поскольку решением может стать развитие трудозамещающих технологий, а старение рабочей силы. По сравнению с 2005 годом уже в ближайшей перспективе (к 2012 году) младшая возрастная группа трудоспособного населения (16—29 лет) уменьшится более чем на 28 тыс. человек, а к 2025 году — на 82,7 тыс. человек [6]. Кроме того, увеличение доли старших возрастных групп в трудоспособном населении может существенно сказаться на способности рабочей силы региона воспринимать инновации в сфере высоких технологий; следствием перехода в пенсионный возраст лиц, родившихся после Великой Отечественной войны, станет рост числа и удельного веса в населении области людей старших возрастных групп.
Кроме того, имеются основания утверждать, что в Калининградской области может появиться так называемая «прибалтийская болезнь», которая с конца 1990-х годов свойственна странам Балтии. Речь идет о резком росте числа молодежи, выезжающей на постоянное жительство или на достаточно длительный период жизни из прибалтийских государств в страны Западной Европы и США.
В этой связи важно понять, каково видение жителями статусных перспектив Калининградской области и определение степени ее особенности по отношению к другим регионам России. Не претендуя на масштабное социологические исследование, мы в качестве пилотного замера в ноябре 2006 — марте 2007 года провели небольшой опрос. Группе из 30 человек, в которой были респонденты, прежде классифицировавшие себя как «калининградцы», «россияне» и «европейцы», предоставлялись две диаграммы (рис. 1, 2), отражающие мнение жителей «материковой» России по поводу возможного статуса региона в будущем, а
также оценку внимания федерального Центра к Калининградской области по сравнению с другими российскими регионами. Данные, представленные на диаграммах (рис. 1, 2), свидетельствуют, что большинство наших респондентов расценили как позиции недружественности мнения остальных россиян, которые выражают свое отношение к соотечественникам, проживающим в эксклавных условиях. Это отразилось на всплеске региональной идентичности по типу «калининградец». Суждения россиян «Чтобы область осталась в составе России с прежним статусом» и «Калининградской области необходимо уделять столько же внимания, сколько и другим регионам» не нашли поддержки у жителей области.
Подобная позиция жителей «материковой» России, отображенная на дигаммах 1 и 2, по мнению калининградцев, обусловлена несколькими факторами, представленными в таблице 1.
Внешняя оценка перспектив развития региона оказалась востребованной калининградцами и, как и следовало ожидать, сместила вектор идентичности в сторону региональной составляющей, не исключающей, разумеется, и общей российской.
Образ Европы (ЕС) с точки зрения социальных и экономических возможностей воспринимается как положительный и популярный, образ России — несколько иначе (табл. 2 — 3).
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРЕДПОЧЛО БЫ ЕЕ НАСЕЛЕНИЕ?
(Вопрос для жителей России)2 [9]
77
Чтобы область вышла из состава России и была присоединена к другой стране
Чтобы область вышла из состава России и стала самостоятельным государством
Чтобы область осталась в составс России, но ее соатус отличался бы от статуса других российских областей
Чообы областьосталась в состове России, но фактически жила по своим законам
Чтобы областьосталссь в состове России, и имела такой же статус, как и другие российские области
Затрудняюсь ответить
Другое
0 10 20 30 40 50
|6 □ 3 1 17 9
132
142
]1
Рис. 1. Данные опроса о варианте развития Калининградской области
2 Данные фонда «Общественной мнение» (ФОМ), в процентном соотношении. Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 25 — 26 июня 2005 года 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы — 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6 %. Данные опроса от 30.06.2005 размещены в базе данных: http://bd.fom.ru/ report/cat/societas/regions/Kaliningrad_reg/d052627.
КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СКОЛЬКО ВНИМАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДОЛЖНО УДЕЛЯТЬ ГОСУДАРСТВО, ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ РОССИЙСКИМИ РЕГИОНАМИ? (Вопрос для жителей России)3
78
меньше
больше
столько же
затрудняюсь
ответить
О 10 20 30 40 50 60 70
>
17
1 66
15
Рис. 2. Данные опроса об отношении государства к Калининградской области
Таблица 1
Факторы, влияющие на отношение жителей материковой России к Калининградской области, по версии калининградцев
Фактор Количество респондентов, % опрошенных
Незнание ситуации в регионе и реальных проблем, которыми он живет 35
Мнение о том, что Калининградская область все равно рано или поздно отойдет от России, поэтому нет необходимости вкладывать в нее больше средств и создавать лучшие экономические условия 29
Позиция, что если Калининградской области создать особые условия для привилегированных отношений с ЕС (решение визовых проблем, включение региона в Шенгенскую зону, создание льготных экономических условий), то это будет способствовать отторжению ее от России и превращению в самостоятельное государство или часть другого государства 20
Опасение, что уменьшится финансирование других субъектов РФ за счет большей поддержки Калининградской области 20
Опасение, что в Калининградской области будут созданы условия, которые могут привести к тенденции развала суверенитета самой Российской Федерации, если субъекту будет предоставлено право выхода из нее 15
Нежелание наделить калининградцев правами, которых не будет у жителей остальной России 15
3 Электронный ресурс, приведенный в сноске 2 на с. 77.
Таблица 2
Ответы калининградцев на вопрос:
«Как вы полагаете, чему бы способствовало сближение Калининградской области с Евросоюзом?»
Вариант ответа Количество респондентов, % опрошенных
Популярные положительные ответы
Возрастанию социально-экономического благополучия региона 64
Решению личных социально-экономических проблем 52,8
Наведению порядка в органах региональной и муниципальной власти 36
Уменьшению криминального и коррупционного фактора в регионе 30
Большей защите прав и свобод человека 22
Активному культурному взаимопроникновению 18
Популярные отрицательные ответы
Ухудшению социально-экономического положения региона в целом 12
Увеличению криминального фактора 10
Вытеснению русских из региона 10
Увеличению внешнего давления со стороны ЕС 8
Постепенной аннексии региона третьими странами 8
Затрудняюсь ответить 6
79
Таблица 3
Ответы калининградцев на вопрос:
«Какое будущее ожидает Калининградскую область, если в сотрудничестве с Европой сохранятся прежние принципы?»
Вариант ответа Количество респондентов, % опрошенных
Популярные положительные ответы
Возрастет социально-экономическое благополучие региона 17
Решатся личные социально-экономические проблемы 27
Будет наведен порядок в органах региональной и муниципальной власти 12
Уменьшатся криминальные и коррупционные факторы в регионе 8
Будут больше защищены права и свободы человека 4
Затрудняюсь ответить 18
Популярные отрицательные ответы
Значительно ухудшится социально-экономическое развитие региона 32
Незначительно ухудшится социально-экономическое положение региона 22
Усилится социально-экономическое отставание от стран-соседей 56
Усилится неравенство возможностей калининградцев по сравнению с государствами-соседями и другими странами ЕС 40
Увеличатся криминальные факторы в регионе 24
80
Данные таблицы 3 получены на основе упомянутого выше опроса 30 человек.
Таким образом, экономическая составляющая источника самоидентификации для жителей Калининградской области выглядит исключительно актуальной. Исследование этого слагаемого, всемерный его учет при разработке стратегии не только социального, но и духовного развития регионального социума весьма насущны, а дальнейший анализ экономических факторов, влияющих на идентичность жителей области, позволит углубить представления о месте и перспективах Калининградской области в Европе.
Список литературы
1. Гришаева Л. И. Взаимодействие факторов «свой», «чужой», «другой» при аккультурации и инкультуации личности // Идентичность в контексте глобализации. Калининград, 2003. С. 56.
2. Калининградская область в цифрах: Статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики по Калининградской области. Калининград, 2006.
3. Уровень жизни населения Калининградской области / Федеральная служба государственной статистики. Калининград, 2006.
4. Уровень жизни населения Калининградской области в 2005 году: Аналитическая записка / Федеральная служба государственной статистики. Калининград, 2006.
5. Уровень бедности населения Калининградской области в сравнении с другими регионами России в 2005 году: Экспресс информация, предоставленная руководителем Федеральной службой государственной статистики по Калининградской области 18.12.06 / / Информационный бюллетень. Калининград, 2006.
6. О предположительной численности населения Калининградской области на период до 2026 года: Аналитическая записка / Федеральная служба государственной статистики. Калининград, 2006.
7. Открытая база данных «Фонда общественного мнения». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/societas/regions/Kaliningrad_reg/ d052627.
Об авторе
Берендеев М. В. — ассист., РГУ им. И. Канта, [email protected].