Научная статья на тему 'Влияние экологических рисков и безопасности на итоговую эффективность программ освоения нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия)'

Влияние экологических рисков и безопасности на итоговую эффективность программ освоения нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
199
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Павленко В. А., Ткачева А. Р.

The paper deals with the problem of estimated ecological risk in complex assessment of oil and gas complex major projects economic efficiency. The definition, classification of ecological risks and approaches to their quantitative assessment are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Павленко В. А., Ткачева А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL RISKS AND SAFETY EFFECTS ON THE FINAL EFFICIENCY OF THE PROGRAMS OF OIL AND GAS RESOURCES DEVELOPMENT IN EAST SIBERIA AND REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The paper deals with the problem of estimated ecological risk in complex assessment of oil and gas complex major projects economic efficiency. The definition, classification of ecological risks and approaches to their quantitative assessment are given.

Текст научной работы на тему «Влияние экологических рисков и безопасности на итоговую эффективность программ освоения нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия)»

УДК 574:553.98(571.5)(571.56)

В.А. Павленко, А.Р. Ткачева СГГ А, Новосибирск

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ И БЕЗОПАСНОСТИ НА ИТОГОВУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММ ОСВОЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

V.A. Pavlenko, A.R. Tkachova SSGA, Novosibirsk

ECOLOGICAL RISKS AND SAFETY EFFECTS ON THE FINAL EFFICIENCY OF THE PROGRAMS OF OIL AND GAS RESOURCES DEVELOPMENT IN EAST SIBERIA AND REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The paper deals with the problem of estimated ecological risk in complex assessment of oil and gas complex major projects economic efficiency. The definition, classification of ecological risks and approaches to their quantitative assessment are given.

Крайне жесткие климатические и геокриологические условия, а значит, и наиболее острая реакция природной среды на антропогенное влияние характерны для территории Восточной Сибири Республики Саха (Якутия). По данным статистических исследований ОАО «Транснефть» получены предварительные результаты по оценке современного состояния природной среды в районах развития нефтегазового комплекса Якутии и по изучению влияния разведки, добычи, транспортировки нефти на состояние природы. Установлено, что в результате развития геолого-разведочных, горнодобывающих и нефтегазодобывающих работ в крупных масштабах отмечается существенная деградация естественного почвенного и растительного покрова на больших площадях, происходит фрагментация экосистем и нарушение биогеохимических процессов, наблюдается сокращение численности, видового разнообразия и продуктивности аборигенной флоры и фауны, нарушается пространственная структура популяций.

При определении понятия «экологический риск» обычно отталкиваются от базового понятия «опасность», которая означает объективно существующую возможность негативного воздействия на инвестиционный проект, могущего принести какой-либо ущерб, вред. В свою очередь, понятие ущерба, как правило, связывается с ухудшением состояния и даже гибелью или разрушением объекта, нарушением нормального режима его функционирования, развития и другими последствиями, характеризующимися определенным уровнем потерь.

В связи с этим экологический риск часто понимают как количественную меру опасности. В нефтегазовой отрасли существуют свои, часто достаточно специфические, подходы к определению этой меры. Например, экологический риск можно трактовать как возможность наступления убытков

вследствие гибели или повреждения имущества природными явлениями. Количественной мерой возможности наступления события является вероятность.

В промышленной безопасности нефтегазовых объектов выделяются индивидуальные риски, которые выражаются только частотой возникновения (вероятностью) поражающих воздействий определенного вида (разрыв нефтепровода, горение нефти, разлив нефти).

Однако в большинстве случаев понятие «экологический риск» наряду с вероятностью наступления неблагоприятного события вкладывается и другая, связанная с этим событием характеристика, — размер наносимого ущерба. Это приводит к количественной трактовке количественной меры экологического риска как математического ожидания ущерба, определяемого на множестве возможных неблагоприятных событий (величины среднего риска).

В конечном итоге величина экологического риска определяется величиной ущерба, наносимого окружающей среде. В соответствии с таким толкованием в качестве количественной меры экологического риска целесообразно использовать показатель, одновременно учитывающий две характеристики неблагоприятного события — вероятность его наступления и величину причиняемого им ущерба природной среде. Мерой экологического риска будем принимать показатель среднего риска, рассчитываемый согласно следующей формуле:

п

я = 5>Д, , (1)

1=1

где р — вероятность получения ущерба размера X в результате наступления какого-либо неблагоприятного события (группы событий);

X, — величина ущерба, исчисляемая с помощью методических

рекомендаций Госгортехнадзора;

я — количественная мера риска (средний риск), выражаемая в тех же показателях, что и ущерб;

п — число возможных вариантов ущербов, которые могут быть при наступлении неблагоприятного события, включая и нулевой ущерб.

Таким образом, для определения величины риска согласно приведенной формуле необходимо иметь информацию, выражающую соответствие значений р и х/ , г = 1, 2,., п . Такая информация в простейшем случае

определяет закон распределения вероятностей.

Ущерб не всегда имеет место, поскольку объект может находиться вне зоны поражения или быть хорошо защищенным от воздействия, иногда само воздействие может не состояться. Например, при незначительном нефтяном загрязнении атмосферы, некоторые люди заболевают (аллергический ринит, бронхиальная астма), а другие нет. При землетрясении рушатся не все магистральные сооружения, а, как правило, слабо укрепленные участки

нефтепровода, либо уже пораженные коррозией. При этом с ростом силы воздействия (значительным ухудшением состояния окружающей среды) количество пострадавших объектов, естественно, увеличивается.

Таким образом, для каждого из объектов, по крайней мере теоретически, вероятность ущерба от экологического нарушения можно связать с его силой, выраженной величиной отклонения текущего состояния окружающей среды от нормативного. В этом случае для эколого-экономических рисков с учетом множества рассматриваемых объектов выражение, оценивающее величину среднего риска, можно представить в следующем виде:

« = Е £ X р, оч )рщ ('■, Vч к, (2)

К 7 ]

где Л - показатель среднего риска

- условная вероятность к -го объекта получить ущерб х1 ,

выраженный в стоимостной форме, в результате отклонений состояния окружающей среды от нормативного состояния;

] - индекс, определяющий характер нарушения окружающей среды;

Р (Л5\) - вероятность нарушения окружающей среды объемом Л^. .

Здесь следует иметь в виду, что при разливе нефти, горении нефти этот индекс следует принимать равным 1.

Экологический риск, как один из видов риска, можно классифицировать, опираясь на базовую классификацию рисков, по масштабу проявления, по степени допустимости, по прогнозированию, по возможности

предотвращения, по возможности страхования.

Исходя из причин возникновения, можно представить следующую классификацию экологических рисков:

- Природно - экологические риски - риски, обусловленные изменениями в окружающей природной среде.

- Технико - экологические риски - риски, обусловленные появлением и развитием техносферы.

- Риск устойчивых техногенных воздействий - риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате обычной хозяйственной деятельности.

- Риск катастрофических воздействий - риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате техногенных катастроф, аварий, инцидентов.

- Социально - экологические риски - риски, обусловленные защитной реакцией государства и общества на обострение экологической обстановки.

- Эколого - нормативный риск - риск, обусловленный принятием экологических законов и норм или их постоянным ужесточением.

- Эколого - политический риск - риск, обусловленный экологическими акциями протеста.

- Экономо - экологические риски - риски, обусловленные финансово -хозяйственной деятельностью.

Следующим критерием классификации могут служить стадии возникновения экологического риска в проекте:

- Стадия геологоразведочных работ;

- Стадия проектирования;

- Стадия строительно-монтажных работ;

- Стадия эксплуатации.

На стадии геологоразведочных работ возникают следующие основные экологические риски:

- Антропогенное воздействие на природную среду;

- Загрязнение природные среды вследствие хозяйственно-бытовой деятельности.

На стадии проектирования главным экологическим риском будет ошибка(и) при создании проекта (возможность недоработки).

На стадии строительно-монтажных работ нарушение экосистем в следствие:

- Буровзрывных работ;

- Прокладки трасс для строительной техники и оборудование для гидравлических испытаний трубопровода.

На стадии эксплуатации - аварии нефтепровода, разлив и горение нефти.

Проанализировав статистические данные основных причин аварийных ситуаций, географическое положение нефтепровода, особенности климатических условий, уровень чрезвычайных ситуаций природного характера был составлен основной перечень экологических рисков для предложенного варианта нефтепровода Юрубчен - Верхняя Чона - Находка. Следует учитывать следующие причины возникновения экологических рисков (со стороны природной среды):

- Нефтепровод проходит в районе высокой сейсмичности более 9 баллов;

- Большое количество тектонических разломов (места смещения грунтов);

- Экзогенные процессы (протаивание грунтов в местах оледенения);

- Почвенная коррозия;

- Вечная мерзлота и как следствие промерзание нефтепровода при простое (в местах оледенения нефтепровод прокладывается наземным способом);

- Сход снежных лавин, сели и оползни;

- Большой перепад температур (температурные инверсии);

- Провисание трубы при прокладке в болотистой местности;

- Лесные пожары и наводнение.

Это основные причины возникновения экологических рисков со стороны природной среды. Далее перечислим основные причины возникновения экологического риска со стороны «социальной» среды:

- Нарушение правил эксплуатации нефтепровода;

- Нарушение целостности нефтепровода сторонними лицами;

- Заводской брак при изготовлении трубы и арматуры;

- Нарушение правил ведения строительно-монтажных работ;

- Весовая нагрузка (при пересечении с ж/д магистралями, автомобильными дорогами).

Далее следует задать области возникновения экологических рисков, то есть при указанных причинах возникновения риска появляется область экологического риска:

- Загрязнения атмосферы;

- Загрязнение водных объектов;

- Загрязнение почвенного покрова;

- Уничтожение растительного покрова;

- Причинение вреда биосфере;

- Нарушение экосистемы в целом.

После определения вероятностей по простым рискам проекта проводится оценка интегрального риска. Для этого необходимо сначала сделать оценку для каждой из стадий, предварительно рассчитав простые риски. Для решения этой задачи необходимо разработать систему приоритетов для каждого простого риска, а затем определить веса, с которыми каждый простой риск входит в общий экологический риск проекта. При этом должно выполняться условие неотрицательности весов и равенства их суммы единице (условие нормировки). Для каждого риска может быть разработана своя система весов. При этом предполагается, что все риски с одинаковым приоритетом имеют одни и те же веса.

Риск проекта в целом, как правило, связан в первую очередь с небольшим числом особо опасных рисков. Поэтому нужно вынести все значимые экологические риски в таблицу, с учетом территориальных особенностей прокладки нефтепровода.

Таблица 1. Сравнительная таблица показателей с учетом экологического

риска по вариантам трасс МНП

Вариант трассы МНП Объем выручки, млн. долл. ЧДД добыча, млн. долл. ЧДД МНП, млн. долл. Норма рентабел ьности ЧДД общий, млн. долл. Срок окупаемо сти, лет Капитал экологическ ого риска, млн. долл.

1-ый вариант 110281,9 2753,11 483,55 19,0% 3236,66 13,8 2405,83

2-ой вариант 130909,78 3570,17 3164,98 15,21% 6735,15 17,2 2955,31

3-ий вариант 287607,85 6552,86 6250,29 18,5% 12803,16 23,4 3520,92

4-ый вариант 266731,75 6189,09 6147,42 19,06% 12336,50 21,50 4285,78

Проранжировав показатели каждого проекта, варианты были распределены по чувствительности к экологической составляющей:

1. 3-ий вариант (Нижняя Пойма - Находка);

2. 4-ый вариант (Тайшет - Верхнечонское - Находка);

3. 2-ой вариант (Тайшет - Находка);

4. 1-ый вариант (Ангарск - Дацин).

© В.А. Павленко, А.Р. Ткачева, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.