Научная статья на тему 'Проект "Сахалин-2". Планы и реальность'

Проект "Сахалин-2". Планы и реальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
1596
948
Поделиться

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Степанюк Л. М.

This paper is a brief survey of the project "Sakhalin-2", it examines how the project was planned and how it was implemented in real life. The material is structured by the basic topics that describe the main issues of the "Sakhalin Energy Investment" company's business. This company leads the project from the very beginning to the present time. This article contains the viewpoints of the top managers of the "Sakhalin Energy Investment", and analysis of Russian and Japanese newspaper articles concerning this topic. This paper describes the importance of "Sakhalin-2" project in prospect as a part of the big Program of oil and gas extraction on the Sakhalin island's continental shelf.

"Sakhalin-2" project. Plans and reality

This paper is a brief survey of the project "Sakhalin-2", it examines how the project was planned and how it was implemented in real life. The material is structured by the basic topics that describe the main issues of the "Sakhalin Energy Investment" company's business. This company leads the project from the very beginning to the present time. This article contains the viewpoints of the top managers of the "Sakhalin Energy Investment", and analysis of Russian and Japanese newspaper articles concerning this topic. This paper describes the importance of "Sakhalin-2" project in prospect as a part of the big Program of oil and gas extraction on the Sakhalin island's continental shelf.

Текст научной работы на тему «Проект "Сахалин-2". Планы и реальность»

Л. М. СТЕПАНЮК,

ассистентка кафедры японской филологии Восточного института, ДВГУ

ПРОЕКТ «САХАЛИН-2». ПЛАНЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

«Сахалин-2» — это один из крупнейших и наиболее успешных международных проектов освоения нефтегазовых месторождений России. Это первый в истории России проект, осуществляемый на условиях Соглашения о разделе продукции (СРП), проект общей Программы освоения нефте-газовых месторождений шельфа о-ва Сахалин, куда входят проекты «Сахалин-1,2,3,4», который уже не только находится на стадии практической реализации, но и приносит реальные доходы.

Для осуществления данного проекта в апреле 1994 г. создается компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» («Сахалинская энергия»), головной офис которой регистрируется в Москве и представительство — в Южно-Сахалинске. «Сахалинская энергия» представляет собой международный консорциум четырех компаний, создавших в рамках проекта «Сахалин-2» свои дочерние компании, а именно: «Маратон» («Marathon»)— «Маратон Сахалин Лимитед» (США) — 37,5%, «Митцуи» («Mitsui& Co., Ltd.») — «Мицуи Сахалин Холдинге Б.В.» (Япония) — 25%, «Шелл» («Shell») — «Шелл Сахалин Холдинге Б.В.» (Великобритания —Нидерланды) —25% и «Мицубиси» («Mitsubishi Corporation»)-«Даймонд Гэс Сахалин Б.В.» (Япония») — 12,5%.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

У берегов северо-восточной части о-ва Сахалин находятся два крупнейших разведанных месторождений России: месторождение нефти — Пильтун-Астохское и месторождение газа—Лунское. Освоение этих месторождений и является целью проекта «Сахалин-2».

Нефтяное Пильтун-Астохское находится к юго-востоку от г.Оха, содержит также небольшое количество попутного газа. Лунское — крупное месторождение газа с включением нефти располагается к востоку от пос. Ноглики. Суммарные запасы Пильтун-Астохского и Лунского месторождений составляют около 140 млн. т (1 млрд. баррелей) нефти и 408 млрд, куб. м газа. Запасов газа только одного Лунского месторождения достаточно для обеспечения электроэнергией шести современных городов с миллионным населением в течение 20 лет.

Оба месторождения расположены на континентальном шельфе,-примерно в 15 км от северо-восточного побережья о-ва Сахалин, в водах Охотского моря, где ледяной покров держится около шести месяцев в году. Таким образом, перед участниками проекта стояли непростые технические, экологические и экономические задачи, которые им предстояло решать в сложнейших природных условиях, полагаясь на свой опыт и техническую оснащенность.

Первый этап реализации проекта — получение первой нефти Пильтун-Астохского месторождения — в свою очередь разбивался на четыре стадии: завершение до конца 1997 г. разведывательных и подготовительных работ; до середины 1998 г. — буксировка морской платформы для буровых работ и добычи нефти «Моликпак», которая станет первым сооружением в составе производственного комплекса «Витязь»; примерно к середине 1999 г. планировалось закончить установку платформы и спустя несколько месяцев, в этом же году, начать добычу нефти, одновременно продолжая работать над поиском оптимальных путей реализации проекта в целом.

По проекту «Сахалин-2» предполагалось, что добываемая нефть танкерами и по трубопроводу будет поставляться как на внутренний, так и на внешний рынки. Что же касается газа, то он частично пойдет на внутренний рынок, основная же его часть будет поступать на расположенный к юго-востоку от г.Южно-Сахалинска завод по производству сжиженного газа. Там газ, предназначенный для экспорта, будет сжижаться (при этом его объем уменьшится в 600 раз, что делает рентабельным его транспортировку на большие расстояния) и транспортироваться танкерами на интенсивно развивающиеся рынки АТР (Южная Корея, Япония, Тайвань, Гонконг), где существует значительный спрос на энергоносители. Таким образом, Сахалин будет вовлечен в экономическое развитие всего тихоокеанского региона. Кроме того, осуществление проекта принесет населению острова благосостояние, уверенность в будущем и создаст новые рабочие места.

В конце мая 1996 г. представители международного консорциума в составе американских и японских фирм таких, как «Маратон» (30% участия), «Макдермотт» (20%), «Мицуи» (20%), «Мицубиси» (10%), англо-голландской «Роял датч шелл» (20%), и бывший министр топлива и энергетики РФ Ю. Шафраник подписали юридическое обязательство о начале реализации проектов «Сахалин-2» и «Сахалин-1». Руководители компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» (далее—Компания), которая объединила всех иностранных участников этого проекта, представили российским полномочным органам извещение о начале практических работ в рамках проекта на условиях раздела продукции. В июне 1996 г. началось промышленное освоение крупных нефтегазовых месторождений. По оценкам экспертов, реализация проектов позволит ежегодно добывать около 30 млн. т нефти и 30 млрд. куб. м природного газа.

Финансовая сторона проекта, безусловно, ложилась на плечи иностранных инвесторов. В частности, Япония открыла первую кре-

дитную линию на освоение шельфа в Охотском море и завершение проекта «Сахалин-2». Экспортно-импортный банк Японии объявил о выделении кредита в размере 116 млн. дол. Как заявил в Токио представитель банка, кредит предоставлен в рамках обязательств, которые дал премьер-министр Японии Рютаро Хасимото на неформальной встрече с президентом России Б. Ельциным в Красноярске 1—2 ноября 1997 г. По словам представителя, это лишь одна из трех кредитных линий, которые предполагается открыть для участников консорциума «Сахалин Энерджи». По 116 млн. дол. должны выделить Европейский банк реконструкции и развития, а также специальное страховое агентство США—Корпорация частных зарубежных инвестиций (ОПИК). На полученные средства предполагается начать установку буровых вышек на шельфе Сахалина.

По официальному заявлению Министерства топлива и энергетики РФ, осуществление этих проектов позволит привлечь в российскую экономику до 25 млрд. долл., при этом 70% этих средств будут освоены российскими предприятиями. Столь крупных прямых иностранных капиталовложений в России еще не было. Работы по освоению месторождений дадут возможность создать более 22 тыс. новых рабочих мест.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТА

Как уже указывалось, реализация проекта «Сахалин-2» осуществляется в рамках Соглашения о разделе продукции (СРП), которое заключено сроком на 25 лет. В соответствии с этим Соглашением право собственности на запасы нефти и газа принадлежит Российской Федерации. Компания несет все расходы, связанные с освоением месторождения, а также выплачивает российской стороне бонусы, приуроченные к основным этапам реализации проекта. С началом добычи доходы от реализации продукции в первую очередь пойдут на выплату 6% «роялти» — плата за пользование недрами российской стороне, и лишь потом на компенсацию затрат инвесторов. После этого оставшаяся часть доходов будет распределяться между российской стороной и Компанией. Кроме того, согласно схеме распределения доходов, принятой в СРП, Компания будет выплачивать российской стороне налог на прибыль (32% от прибыли Компании).

Общая сумма инвестиций в проект составляет около 10 млрд.

дол.

ХРОНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЕКТА

Прежде чем перейти к описанию содержания дальнейших работ, проведенных в рамках осуществления проекта «Сахалин-2», приведем их хронологическую последовательность.

• В 1997 г. проведена трехмерная сейсморазведка обоих месторождений.

• В 1998 г. дополнительно пробурена оценочная скважина для получения более точных сведений о запасах Пильтун-Астохского ме сторождения.

• В1998 г. началась работа по уточнению параметров модели пласта на основании данных трехмерной сейсморазведки.

• В 1998 г. осуществлено концептуальное проектирование, вы полненное на основе контрактов с рядом российских научно-иссле довательских и проектных институтов, а также с компанией «Арктик Пасифик Контрак-торз». Цель проектирования состояла в разработ ке экономически обоснованных вариантов строительства трубопро водов, морских платформ и береговых объектов, включая терминал по отгрузке нефти и завод по производству СПГ, с учетом последних оценок извлекаемых запасов. После выработки оптимальных реше ний в отношении каждого элемента технического проекта (конструк ции платформ, береговых и морских трубопроводов, береговых и морских технологических комплексов, насосно-компрессорных стан ций, терминала по отгрузке нефти и завода по производству СПГ, а также вспомогательных объектов) рассматривались различные схе мы проекта в целом.

• В 1998 г. при участии нескольких российских подрядчиков про ведены работы по сейсморазведке, выполнены исследования в об ласти природоохранных мероприятий вдоль трассы трубопровода до пос. Пригородное.

ПЕРВЫЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. МОРСКАЯ

ДОБЫВАЮЩАЯ ПЛАТФОРМА «МОЛИКПАК»

Как уже отмечалось, первый этап освоения Пильтун-Астохского месторождения предусматривал разработку Астохской площади с использованием нефтедобывающего комплекса «Витязь». В сентябре 1998 г. произошло одно из важнейших событий в истории проекта: к месту эксплуатации на Астохском участке Пильтун-Астохского месторождения была доставлена морская платформа ледового класса «Моликпак».

Эта платформа построена как автономная морская буровая установка в 1984 г. и предназначена для работы в ледовых условиях Арктики. До момента ее установки в рамках проекта «Сахалин-2» она использовалась в море Бофорта (Канада), после чего в 1997 г. перевезена в Корею для модификации и переоборудования. Установка имеет буровое оборудование и технологический модуль по добыче и подготовке нефти для транспортировки. Размеры основания «Моликпак» — 111 мх111 м; вьюота платформы вместе с основанием — более 45 м; жилые помещения рассчитаны на 104 чел. со столовой на 30 чел.

В рамках проекта «Сахалин-2» установку «Моликпак» расположили на Астохской площади Пильтун-Астохского месторождения в Охотском море на расстоянии 10 миль (18,5 км) от северо-восточного побережья острова, на глубине 100 футов (30,5 м). Установка

«Моликпак», соединенная морским трубопроводом с одноякорным причалом для отгрузки нефти, от которого из подводного стояка нефть подается на плавучее нефтехранилище, а оттуда — на танкер— все это по проекту будет составляющими частями единого нефтедобывающего комплека «Витязь» (рис. 1). Таким образом, комплекс «Витязь» состоит из четырех сооружений: платформы «Моликпак»; 2-километрового подводного

трубопровода; плавучего нефтехранилища для хранения и отгрузки нефти (ПНХ), пришвартованного к одноякорному причалу (ОЯП). Нефть, добываемая с платформы Моликпак, для последующей отгрузки на танкеры-челноки подается с помощью подводного трубопровода в емкости двухкорпусного плавучего нефтехранилища (ПНХ) —танкера «Оха», вместимостью 1 млн. баррелей (159 тыс. куб. м).

Вместимость танкера-хранилища составляет около 158 тыс. т (1 млн. баррелей) нефти, длина — 274 м, ширина — 48 м, высота борта—23,2 м, осадка—16 м. По окончании отгрузочных операций буй одноякорного причала отсоединяется и после балластировки опускается на дно, а ПНХ буксируется в безопасное место.

В рамках проектных работ по установке платформы «Моликпак» необходимо было в первую очередь выполнить работы по приданию всей конструкции платформы устойчивости, а также подготовить оборудование к эксплуатационному бурению. Успешное решение этой задачи позволило в декабре 1998 г. приступить к бурению эксплуатационных скважин. Одновременно проводилась окончательная доработка платформы с целью обеспечения ее успешного перевода в режим добычи. По завершении этих работ Компания в июле 1999 г. приступила к добыче и отгрузке нефти.

Рис. 1. Нефтедобывающий комплекс «Витязь» 43

НАЧАЛО ДОБЫЧИ НЕФТИ

7 июля 1999 г. компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд.» («Сахалин Энерджи») объявила о начале добычи нефти на Астохском участке Пильтун-Астохского месторождения. Таким образом, «Сахалин Энерджи» стала первой зарубежной компанией, которая уже фактически ведет в России освоение нефтегазовых ресурсов на условиях соглашения о разделе продукции (СРП).

«Это исключительно приятное событие является кульминацией почти десятилетней работы, —сказал Алан Грант, назначенный 1 июля

1999 г. на должность президента «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд.», — наша совместная работа с правительством Российской Федерации и администрацией Сахалинской области помогла нам преодолеть массу трудностей технического и природно-климатического характера»1.

Добыча нефти началась 5 июля 1999 г. с одной скважины, эксплуатируемой в режиме ограничения на период завершения пускона-ладочных работ на платформе. 7 июля 1999 г. началась закачка нефти в ПНХ. В течение нескольких последующих дней уровень суточной добычи составлял 5 тыс. баррелей (683 т), однако по мере завершения строительства последующих добывающих скважин в июле и августе 1999 г. уровень добычи существенно возрастал, и уже к началу второго сезона добычи в

2000 г. ее уровень достиг 90 тыс. баррелей (12,3 тыс. т) в день. Бурение ведется 6 месяцев в году в неледовый период, попутный газ будет закачиваться обратно в пласты до тех пор, пока не будут готовы технические сооружения для его транспортировки.

Себестоимость добычи нефти на шельфе составляет около 2— 2,5 дол. за баррель. По качественным характеристикам она сходна с нефтью, добываемой на Ближнем Востоке—легкая и низкосернистая. Добытая нефть направляется по морскому нефтепроводу в плавучее хранилище, пришвартованное к одноядерному причалу, для дальнейшей транспортировки и затем танкерами доставляется покупателям. Экспорт нефти осуществляется на протяжении всего навигационного периода.

На праздничной церемонии по случаю начала добычи нефти, куда были приглашены как российские, так и иностранные средства массовой информации, особо отмечалось, что поддержка правительства Российской Федерации, администрации Сахалинской области, а также участие российских технических институтов и предприятий российской промышленности сыграли важную роль в достижении добычи первой нефти по ускоренному графику ведения работ с момента объявления в июне 1999 г. начальной даты по проекту «Сахалин—2»2.

К ВОПРОСУ НАЧАЛА ОТГРУЗКИ И ПРОДАЖИ НЕФТИ

Отгрузку первой партии нефти с Пильтун-Астохского месторождения проекта «Сахалин-2» начали во второй половине августа 1999 г. Как заявил президент компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Лтд»

Алан Грант на пресс-конференции, посвященной началу

промышленной добычи нефти на Пильтун-Астохском нефтяном месторождении, сразу же по окончании регистрации сорта данной нефти начнутся переговоры с покупателями о ее цене. Покупатель конкретно не назывался. Как выяснилось позднее, им стала Республика Корея, куда 21 сентября ушел первый танкер нефти.

Особую проблему представляло определение маршрутов движения нефтеналивных судов в Сахалино-Курильском бассейне— эти маршруты пересекают районы промысла морепродуктов, что сопряжено с риском случайного столкновения с рыболовными судами. Управляющий компанией «Сахалинская Энергия» по Сахалинской области Дэвид Лоран заверил журналистов, что компания тесно сотрудничает с Ассоциацией рыбопромышленников о-ва Сахалин и предоставит рыбакам всю информацию о следовании танкеров. Однако его опасения вызвало то, что к возникновению экологической катастрофы с участием танкеров могут привести непредсказуемые действия экипажей, ведущих браконьерский промысел. Кроме того, в Сахалино-Курильском бассейне отмечаются эпизоды, когда суда управляются пьяными экипажами3. Этому же вопросу уделялось внимание на пресс-конференции, посвященной открытию 3-й международной выставки в Санкт-Петербурге «Нефть'и газ шельфовой зоны СНГ».

ПОЛНОМАСШТАБНОЕ ОСВОЕНИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Экономическая ситуация, сложившаяся в последнее десятилетие в нефтегазовом секторе, вызывает необходимость проведения дополнительных исследований, включающих дальнейшее изучение обоих месторождений и планирование полномасштабной реализации проекта. Осуществление этой задачи ведется параллельно с работами по первому этапу проекта. В начале нового тысячелетия в основу будущей деятельности по освоению обоих месторождений (следующий этап освоения Пильтун-Астохского месторождения и освоение Лунского месторождения) лягут технические и экономические решения, которые будут найдены в ходе проведенной исследовательской работы.

В ближайших планах компании — строительство еще одной или двух морских платформ, а также прокладка нефтепровода до берега в районе пос. Ноглики, а затем на юг острова. В настоящее время Компания изучает возможности продления сезона добычи при неукоснительном соблюдении требований, предъявляемых к защите окружающей среды. Продление сезона добычи позволит получить дополнительную прибыль и улучшит экономические показатели проекта. Вслед за объявлением в июне 1996 г. о начале реализации проекта «Сахалин-2» Компания начала проводить активную работу, направленную на осуществление планов реализации первого этапа. Одновременно с этим «Сахалинская Энергия» выполнила ряд работ по подготовке полномасштабного освоения Пильтун-Астохского и разработке Лунского месторождений.

Анализируя проведенную работу, Компания пришла к выводу о том, что полномасштабное освоение Пильтун-Астохского и разработка Лунского месторождений станут возможными при интеграции всех усилий, направленных на осуществление поставленных задач. Несмотря на то, что нефтегазовой отрасли в целом приходится решать непростые задачи, вытекающие из неблагоприятных прогнозов цен на нефть, Компания продолжает свою работу, направленную на поиск такой концепции освоения месторождений, которая отвечала бы принципам экономической целесообразности и экологической безопасности.

ПРЯМЫЕ ВЫГОДЫ ДЛЯ РОССИИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Поскольку проект осуществляется иностранной компанией, а его суть—использование природных ресурсов России, вопрос о всестороннем соблюдении интересов России для нас является наиболее важным и актуальным. Существуют прямые денежные доходы России и прежде всего Сахалина, которые Компания непосредственно выплачивает российской стороне в виде различных бонусов из своих средств. Уже выплачены бонусы в размере 30 млн. дол., еще 20 млн. дол. будут выплачены в дальнейшем. Кроме того, в 1997 и 1998 гг. Компания перечислила в Фонд развития Сахалина 40 млн. дол. (по 20 млн. дол. в год). С началом промышленной добычи нефти российская сторона будет получать 6% добываемой продукции в качестве платы за пользование недрами («роялти»). Кроме того, 160 млн. дол. (по 4 млн. дол. ежеквартально) будут выплачены российской стороне в качестве компенсации затрат на проведенные ранее геологоразведочные работы.

По мере реализации проекта доля доходов российской стороны будет возрастать. Если уровень рентабельности проекта окажется выше ожидаемого, доля российской стороны в дополнительной прибыли существенно увеличится.

Управление Фондом развития Сахалина осуществляет исключительно администрация Сахалинской области. Средства Фонда направляются на развитие социальной и экономической инфраструктуры острова — автомобильных и железных дорог, портов и систем энергоснабжения. Конкретные решения об использовании средств Фонда принимает администрация Сахалинской области.

Общая сумма выплачиваемых бонусов 50 млн. дол. США

Фонд развития Сахалина 100 млн. дол. США

Общая сумма компенсации затрат на проведенные ранее геологические работы 160 млн. дол. США

Роялти 6 % от общего количества продукции

Налог на прибыль 32 % от прибыли Компании

Доля от общего количества продукции после возмещения затрат на освоение проекта Не определена

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОЕКТА

Очевидно, что помимо прямых выгод, которые получает российская сторона в ходе реализации проекта, существует масса косвенных доходов, прочих преимуществ в виде добавочной прибыли (новые рабочие места, получение подрядов, организация сопутствующих производств и предприятий сферы обслуживания, оживление конъюнктуры местного рынка, улучшение социальных условий жизни и т.д.)- Исследования показывают, что на каждый доллар прямых инвестиций в нефтегазовые проекты местная экономика получает 2 дол. добавочной прибыли4. Так, соглашение о разделе продукции обязывает Компанию делать все возможное для того, чтобы в течение срока реализации проекта доля участия в нем российских предприятий могла бы достичь 70-процентного уровня. Поэтому при выборе на конкурсной основе подрядчиков предпочтение отдается российским предприятиям, при условии, естественно, что их предложения отвечают требованиям Компании. Соглашение также предусматривает обязательные процедуры, обеспечивающие участие российских предприятий в проводимых конкурсах.

Однако, несмотря на то, что российская сторона прикладывает все усилия к тому, чтобы именно российские, в том числе сахалинские предприятия были обеспечены наиболее благоприятными возможностями для участия в работах по проекту, это не всегда удается из-за низкого качества производства и низкой культуры российского бизнеса.

Так, по словам заместителя министра топлива и энергетики Валерия Гарипова, доля российских поставщиков, которая в 1997 г. была выше оговоренных соглашением 70 %, в 1998 г. снизилась до 50%. Он признал, что серьезные претензии инвесторов вызвало, в частности, качество металла, который предлагали российские металлургические предприятия. «Дело доходило до крупных скандалов с инвестором», — признался заместитель министра. Тем не менее, он убежден, что 70 % — это вполне достижимый уровень участия в проекте российских производителей; учитывая, что общие капиталовложения по проекту оцениваются в 10 млрд. дол., российские предприятия могут рассчитывать на заказы в сумме не менее, чем 7 млрд. дол.

Именно по этим причинам президент компании «Сахалин энерд-жи инвестмент Ко, Лтд.» Алан Грант «не ожидает, что среди основных подрядчиков будет много российских компаний... Тем не менее, на многие субподрядные заказы они вполне могут рассчитывать». В ближайших планах компании—строительство еще одной или двух морских платформ, а также прокладка нефтепровода до берега в районе пос.Ноглики, а затем на юг острова.

Некоторые подряды, полученные российскими

предприятиями в рамках осуществления проекта «Сахалин-2», перечислены в таблице.

Подрядчик Подрядные работы и услуги Стоимость подряда, в дол. США

Амурский судостроительный завод Изготовление «подставки» для платформы «Моликпак» 35 млн.

«Дальморнефтегеофи-зика-РСБ» (Российско-норвежское СП) Проведение трехмерной сейсмической съемки Пильтун-Астохского и Лунского месторождений 16 млн.

«ОБРС-Сфера-Ауока» Строительство жилья и административных зданий 50 млн.

«вВМ-ЮВ-СМИТ» (Российско-американошведское СП) Сдача в аренду компании «Сахалинская Энергия» танкера ПНХ и одноякорного причала на период реализации первого этапа освоения Пильтун-Астохского месторождения 100 млн.

«Сахапиншельффлот» (Россия) Предоставление судов снабжения для обеспечения эксплуатации платформы «Моликпак» и выполнения работ по оценочному бурению 2,8 млн.

ОАО «Роснефть-Сахалин-морнефтегаз» (Россия) Предоставление СПБУ «Сахалинская» для выполнения работ по оценочному бурению 12,5 млн.

Как видно из таблицы, в довольно сложной ситуации найден компромисс: большинство российских предприятий, получивших подряд, являются совместными предприятиями. Такая же тенденция прослеживается и при организации новых сопутствующих производств и компаний. Так, 17 января 1999 г. список действующих совместных предприятий на Сахалине пополнила российско-американская компания авиаперевозчик «Авиашельф», созданная для осуществления транспортного обслуживания участников освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа о-ва Сахалин. В настоящее время пилоты «Авиашельф», которые являются сахалинцами, осуществляют переброску вертолетами Ми-8 вахтовых бригад нефтяников из пос. Ноглики на производственный комплекс «Витязь». Учитывая, что количество буровых с каждым годом будет возрастать, у созданной компании хорошие перспективы развития.

Безусловно, что реализация проекта «Сахалин-2» и дальнейшая деятельность Компании по освоению континентального шельфа острова открывает большие перспективы для местных предпринимателей, создавая спрос на широкий спектр услуг в таких сферах, как общее проектирование, консультации в области экологии, обустройство офисов, транспорт и перевозки, общественное питание. Реализация этих возможностей приведет к росту занятости в регионе, появлению новых специальностей и повышению квалификации работников, а наличие

квалифицированной рабочей силы, в свою очередь, предопределит условия для развития новых производств. Компания оказывает финансовую поддержку проведению семинаров, на которых представители местных предприятий могут ознакомиться с условиями и процедурой проведения конкурсов, а также возможностями получения финансирования.

Все это явится стимулом для роста местной экономики. Как уже упоминалось, экономический мультипликатор равен 1:2, таким образом, полученный общий экономический эффект многократно превысит доходы от бонусов и других первоначальных выплат. Есть основания полагать, что благодаря совместным усилиям Компании, местной администрации и Москвы в регионе будет сформирована устойчивая и здоровая экономическая конъюнктура с

хорошими и долгосрочными перспективами в области занятости.

К ВОПРОСУ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

«Осуществляя свою деятельность по реализации проекта Компания «Сахалинская Энергия» считает своим долгом уделять самое пристальное внимание защите окружающей среды и неукоснительно заботиться о своих сотрудниках, создавая

благоприятные условия для их труда. Мы хотели бы, чтобы через 10 лет Компания представляла собой отлаженную структуру и вела добычу углеводородов, обеспечивая необходимый уровень безопасности производства с учетом всех существующих экологических норм», — сказал Алан Грант, президент «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд.» 7 июля 1999 г. на пресс-конференции Компании, посвященной началу добычи нефти.

Естественно, проект такого масштаба не может не оказывать влияния на окружающую среду. Однако, опираясь на богатый опыт акционеров Компании и тесное сотрудничество с российскими федеральными и местными природоохранными органами,

«Сахалинская Энергия» разработала соответствующую политику и предпринимает практические меры, направленные на сохранение уникальной природы острова и обеспечение минимального уровня вмешательства в сложившийся уклад жизни сахалинцев.

Началу практической реализации первого этапа предшествовала тщательная экологическая экспертиза плана работ по его осуществлению, проведенная российскими специалистами. Был подготовлен и представлен общественности подробный анализ воздействия проекта на окружающую среду, и в целях обеспечения ее защиты проведены исследования по оценке фоновых характеристик окружающей среды, а также по отдельным аспектам этой проблемы.

Первый этап проекта не предусматривает создания береговой инфраструктуры, поэтому прямое воздействие на природную среду острова практически исключается. На морских же объектах Компанией приняты все необходимые меры для того, чтобы свести к минимуму риск загрязнения моря и прибрежной зоны — платформа «Молик-пак» оснащена мощными установками для очистки удаляемых отработанных материалов, обеспечивающими безопасность этих материалов для водной среды. На случай же аварийного разлива нефти у Компании имеются запасы необходимого оборудования и специапь-

ных материалов российского и иностранного производства для принятия экстренных мер. Кроме того, сформированы бригады по ликвидации разливов, с которыми проводятся регулярные учения.

При осуществлении последующих этапов реализации проекта, включающих строительство вспомогательных береговых сооружений, трубопроводов и завода по производству СПГ, Компанией будут применяться современные, хорошо отработанные технологии, позволяющие свести к минимуму ущерб, который может быть нанесен окружающей среде. Безопасность эксплуатации будет обеспечиваться высочайшим качеством материалов и труб, а проверка целостности трубопроводов — применением методов компьютерной диагностики. При этом строительство переходов через реки не будет вестись в периоды наибольшей уязвимости окружающей среды, например, во время нереста лососевых рыб. Чтобы не причинить ущерба районам, представляющим историческую ценность, уже проведены археологические исследования. Строительство каждого участка трубопровода завершат работы по рекультивации земель.

В районе ведения работ — как на суше, так и на море — было всесторонне изучено состояние окружающей среды, в том числе ее биологический, экологический и геофизический аспекты. Кроме того, заранее проведены исследования вдоль трассы трубопровода. Сложившийся характер землепользования будет неизменно учитываться при прокладке труб. Компания финансировала проведение исследований морских млекопитающих, обитающих в регионе, что позволило расширить сведения о его животном мире. Все это направлено для уменьшения негативного воздействия проекта на окружающую среду.

Однако, несмотря на эти факты, приводимые Компанией на пресс-конференциях, было бы наивно полагать, что осуществление подобного крупномасштабного проекта абсолютно никак не отразится на экосистеме региона, тем более, что всегда существует вероятность возникновения непредвиденных ЧП и аварийного разлива.

Это и случилось в ночь с 27 на 28 сентября 1999 г., когда произошла авария на производственном комплексе «Витязь». Как сообщали в Сахалинском бассейновом аварийно-спасательном управлении, в час ночи 28 сентября во время шторма произошел разрыв трубопровода, по которому сырая нефть подается с добывающей платформы «Моликпака» на плавучее

нефтехранилище—танкер «Оха». В результате аварии, по сообщению Компании, произошла утечка нефти объемом 300 л. (Однако по сведениям МЧС России, которые были опубликованы через месяц после устранения аварии, в Охотское море попало около 3,5 т нефти.) По сведениям специалистов Компании, катастрофических масштабов загрязнения удалось избежать благодаря срабатыванию автоматических систем перекрытия трубопровода, предусмотренных на случай его разрыва, и четким

действиям специалистов, что позволило в течение 5—10 минут остановить все системы добычи и перекачки углеводородов.

Расстыковка шланга, связывающего танкер-накопитель с нефтегазодобывающей платформой, произошла из-за смещения судна с точки стоянки. Причиной же расстыковки стал обрыв двух канатов, которыми танкер-накопитель «Оха» был пришвартован к причалу в двух километрах от нефтедобывающей платформы «Моликпак». Как заявил потом на пресс-конференции в Южно-Сахалинске управляющий Компании Дэвид Лоран, эти нейлоновые канаты диаметром 40 см способны выдерживать нагрузку до 950 т, а ночью 28 сентября датчики зафиксировали нагрузку на канаты всего от 60 до 105 т.

По сведениям, поступившим с борта аварийно-спасательного судна «Агат», базирующегося рядом с комплексом «Витязь», на поверхности Охотского моря образовалась маслянистая пленка около 1 км (по некоторым данным — 2 км) шириной и 7 км длиной. Именно эти цифры вызывали подозрение о большем количестве разлитой нефти. Позже специалисты сообщили, что столь обширный разлив возник из-за того, что добываемая на Пильтун-Астохском месторождении нефть отличается высокой легкостью. Загрязняющий слой стал дрейфовать на юго-восток вдоль Сахалина, не примыкая к побережью острова, несмотря на это, на берегах заливов Набиль и Чайво были выставлены посты наблюдения. Сразу же после аварии специалисты ЗАО «Экошельф» стали совершать облет места происшествия на вертолете, что позволило быть максимально осведомленным о происходящем, а также дать в дальнейшем более точную оценку масштабам разлива нефти.

Большую часть попавшей в море нефти (200 л) удалось собрать в течение 12 часов спасательным судном «Агат», остальную же нефть собрали силами ЗАО «Экошельф» до 1 октября. Плавучее нефтехранилище после инцидента до момента, когда все будет готово к подключению к трубопроводу, было отбуксировано на безопасное расстояние и поставлено на якорь. Предстояло выяснить полную картину происшедшего и урегулировать конфликт, поэтому 1 октября Компания сообщила о приостановлении добычи нефти на северо-восточном шельфе Сахалина. Этот «незначительный» по меркам нефтяников инцидент сорвал экспортные планы Компании. Тем не менее, спустя месяц после аварии, международный консорциум «Сахалин Энерджи» возобновил добычу нефти на Пильтун-Астохском месторождении.

Основываясь на данных, опубликованных по инициативе Компании, можно констатировать ее слаженную работу по ликвидации происшедшего разлива нефти. Так, сразу же после инцидента было собрано совещание специалистов консорциума по добыче нефти Сахалинского шельфа. Руководство Компании немедленно поставило в известность о случившемся соответствующие государственные орга-

ны РФ, своих акционеров, российских партнеров по Соглашению о разделе продукции, кредиторов и страховщиков. Компания показала, что располагает всем необходимым, чтобы эффективно ликвидировать последствия возможных разливов «с учетом требования экологии и в соответствии с Планом неотложных действий по ликвидации разливов нефти, утвержденным российскими природоохранными органами»5.

Как было позже сообщено управляющим Компании Дэвидом Лораном, специалисты сразу начали работать по худшему варианту развития событий и немедленно оповестили международную группу быстрого реагирования, которая была готова прибыть на Сахалин в течение суток, но убедившись в незначительном выбросе нефти из рукава, подававшего сырье с платформы на танкер-накопитель, Компания самостоятельно при помощи фирмы-подрядчика «Экошельф» приступила к сбору нефти. Управляющий подчеркнул, что загрязнения береговой полосы острова не произошло и при ликвидации аварийного разлива химические сорбенты не применялись. Д.Лоран исключил возможность какого-либо экологического воздействия утечки нефти на места обитания популяции серых китов, занесенных в Красную книгу, так как их место проживания находится севернее места базирования «Витязя». Однако он был вынужден констатировать, что не удалось очистить всю загрязненную площадь, так как пленка нефти была очень тонкой и она просто улетучилась за счет волнения моря6. Российские же ученые не поддержали оптимистического настроения руководителей компании относительно уровня ущерба, нанесенного экосистеме региона в целом.

При проведении расследования по установке причин аварийной расстыковки нефтепровода Компания пригласила специалистов Госкомэкологии для подсчета нанесенного ущерба, экспертов завода-изготовителя канатов, из-за непрочности которых произошел инцидент. Однако ни о результатах проведения этого расследования, ни об уровне нанесенного ущерба и сумме его возмещения СМИ до сих пор ничего не сообщали, что вкупе с противоречащими данными об объеме разлитой нефти вызывает недоумение российской общественности.

Этот инцидент имел свой резонанс, когда 1 октября 1999 г. Верховный суд РФ признал незаконным распоряжение правительства России от 15 июля 1999 г о порядке производства буровых работ в районах Дальнего Востока. Об этом сообщило московское представительство «Гринпис», которое представляло интересы истцов. По словам представителя организации, решение Верховного суда означает, что буровые работы в рамках проекта «Сахалин-1» не начнутся до тех пор, пока не будут выполнены требования российского природоохранного законодательства. Признание незаконным распоряжения правительства явилось вторым в истории России случаем отме-

ны решений высших органов федеральной власти за нарушения экологического законодательства. Иск в Верховный суд был подан инициативными группами жителей региона в связи с тем, что распоряжение разрешало прямой сброс в море буровых растворов и выбуренного шлама, содержащих тяжелые металлы, нефтепродукты и другие токсичные вещества. По мнению экологов, приняв это распоряжение, правительство нарушило положения Закона РФ «Об экологической экспертизе» и Водного кодекса РФ.

СПРАВКА. Оператором проекта ««Сахалин-1» является американская фирма «Эксон» («Exxon») — 3096 участи). Кроме нее в проекте участвуют российская «Роснефть», которой принадлежит 17% участия, ее дочернее предприятие «Роснефть-Сахалинморнефтегаз» (23%) и японская «Содэко» («SODECO») — 30% участия. «Сахалин-1» предусматривает освоение месторождений Аркутун-Даги, Одопту и Чайво на северо-западном шельфе Сахалина. Оценочные запасы контрактных месторождений составляют около 310 млн. т нефти и 335 млрд. куб. м газа. Стоимость основного этапа реализации проекта оценивается в сумме 13 млрд. дол.

К ВОПРОСУ ОХРАНЫ ТРУДА

«Компания считает своей обязанностью обеспечивать безопасные условия труда для всех работников, занятых в проекте. Используя структурированный подход к проблеме безопасности, «Сахалинская Энергия» создала систему, которая способна обеспечивать самый высокий уровень безопасности», — записано в уставе «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд.».

В ходе модернизации платформы «Моликпак» были проведены всесторонние исследования ее надежности и осуществлена серьезная проверка всех систем платформы, в том числе тех, которые были установлены в процессе ее переоборудования. Меры по повышению уровня безопасности платформы, включая усовершенствование технологий, улучшение систем безопасности и установление «временной зоны безопасности», были предприняты по 200 позициям. В результате модернизации уровень безопасности платформы «Моликпак» соответствует стандартам безопасности современных платформ, эксплуатируемых в Северном море.

С переходом от стадии проектирования к строительным работам началась реализация программ, направленных на повышение осведомленности персонала в вопросах безопасности. Была разработана инструкция по безопасности на объектах, а также программа инструктажей по технике безопасности. Осуществляется непрерывный контроль за соблюдением требований безопасности.

С началом эксплуатации комплекса «Витязь» полностью завершилась разработка и внедрение соответствующей политики Компании, направленной на реализацию комплекса мер и программ в об-

4. Зак. 3187

ласти безопасности, включая подготовку плана ликвидации аварий и плана действий в аварийных ситуациях. Персонал Компании прошел соответствующую подготовку. В обязанности руководителей «Сахалинской Энергии» входит выполнение комплекса мер, обеспечивающих охрану окружающей среды и защиту здоровья всех работников, участвующих в реализации проекта.

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТОВ ПО ОСВОЕНИЮ

НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО

ШЕЛЬФА О-ВА САХАЛИН

2 февраля 2000 г. в поселке нефтяников Зима было проведено первое в этом году заседание Наблюдательного совета по реализации нефтегазового проекта «Сахалин-2», в который входят заместитель министра топлива и энергетики России Валерий Гари-пов, президент компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД» Алан Грант, сопредседатель наблюдательного совета по проекту Дэвид Голдер и губернатор Сахалинской области Игорь Фар-хутдинов.

На заседании совета был утвержден бюджет проекта на текущий 2000 г. и рассмотрены вопросы проведения в летнеосенний период масштабных буровых работ на Пильтун-Астохском морском месторождении. Особо отмечалось, что начало работ по освоению Пильтун-Астохского месторождения свидетельствует о том, что после многих лет обсуждений и планирования совместные усилия администрации Сахалинской области, правительства Российской Федерации и компании «Сахалинская Энергия» получают реальное воплощение. Осуществление работ по первому этапу проекта «Сахалин-2» создает прочную основу для его последующей реализации. Так, инвестиции в освоение нефтегазовых месторождений, разрабатываемых в рамках проекта «Сахалин-2», на рубеже 1999—2000 гг. составили 1 млрд. дол., основная часть которых была направлена на строительство платформы «Моликпак», откуда ведется добыча нефти, а также на обустройство береговой зоны. Компания «Сахалинская Энергия», являясь оператором проекта «Сахалин-2», привлекла для его реализации долгосрочный кредит в размере 600 млн, дол. под очень низкий процент.

В дальнейшем планируется строительство трубопровода от месторождений севера Сахалина на юг острова, где предполагается построить завод по производству сжиженного газа и нефтеналивной терминал. При этом участники проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Сахалин-3» создадут единую инфраструктуру.

Как Россия, так и ее иностранные партнерытлубоко заинтересованы в успешной реализации проекта «Сахалин-2» — первого уже работающего и дающего прибыль проекта общей Программы освое-

ния нефтегазовых месторождений шельфа о-ва Сахалин, куда входят все сахалинские проекты: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-3» и «Сахалин-4». Так, по проекту «Сахалин-1» эксплуатация месторождения начнется с 2002 г. и будет продолжаться в течение 35 лет; в 2010 г. объемы добычи нефти должны составить 25 млн. т. Проект «Сахалин-2» предусматривает максимальный объем добычи нефти (9 млн. т) к 2002 г. По данным Минприроды, к 2010 г. по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в сумме будет добыто 25 млн. т нефти и 36 млрд. куб. м газа. Реализация данных проектов в течение 30 лет даст России доход около 80 млрд. дол., из которых около 40 млрд. дол. будет передано Сахалинской области.

Российская сторона также приглашает японские фирмы к участию в реализации проектов «Сахалин-3» и «Сахалин-4», предварительные работы по которым ведутся в настоящее время. По данным комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Госдумы РФ, в случае реализации всех сахалинских нефтяных проектов на шельфе острова будет ежегодно добываться до 30 млн. т нефти и 28 млрд. куб. м газа; ежегодный объем инвестиций составит 1 млрд. дол.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Электронное сообщение ITAR-TASS от 7 июля; по материалам пресс-релиза компании «Сахалинская Энергия» о «Начале добычи нефти на шельфе острова Саха лин».

2 Там же.

8 Электронное сообщение INTERFAX от 30 июля; по материалам пресс-конференции 3-й международной выставки в Санкт-Петербурге «Нефть и газ шельфовой зоны СНГ».

4 «Сахарин-2». Рё:хо: но прасу то майнасу (Проект «Сахалин-2». Плюсы и мину сы обеих сторон.); Хоккайдо симбун. 1999,28 марта.

5 Сахарин де секию:рю:сюцу но тайсаку (Меры по ликвидации разлива нефти на Сахалине). Асахи симбун. 1999,1 окт.

• Там же.

Lada M. Stepanyuk «Sakhalin-2» project. Plans and reality

This paper is a brief survey of the project «Sakhalin-2», it examines how the project was planned and how it was implemented in real life. The material is structured by the basic topics that describe the main issues of the «Sakhalin Energy Investment» company's business. This company leads the project from the very beginning to the present time. This article contains the viewpoints of the top managers of the «Sakhalin Energy Investment», and analysis of Russian and Japanese newspaper articles concerning this topic. This paper describes the importance of «Sakhalin-2» project in prospect as a part of the big Program of oil and gas extraction on the Sakhalin island's continental shelf.