cation of students grades 1-11 class, publishing house “Education”, Moscow, Russian Federation.
4. Chedov, K.V. (2006), Sports-oriented physical education students 10-11 years of secondary schools on the basis of Judo, dissertation, Moscow, Russian Federation.
5. Shchegolev, V.A. and Tikhonov, B.G. (2006), “Combat sports and applied exercises as a means of military professional training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 100-105.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.02.2012.
УДК: 612.76:796.422
ВЛИЯНИЕ ДЫХАНИЯ ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ «МЕРТВОЕ» ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ БЕГУНОВ
НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Владимир Васильевич Чемов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой,
Елена Юрьевна Барабанкина, аспирант,
Виталий Петрович Черкашин, доктор педагогических наук, профессор, проректор по
учебной работе,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУВПО «ВГАФК»)
Аннотация
Исследовано влияние дыхания через дополнительное «мертвое» пространство как средства срочного восстановления у бегунов на средние дистанции на функциональную и физическую подготовленность на специально-подготовительном этапе. В исследовании принимали участие 20 спортсменов в возрасте 17-19 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции. Спортсмены экспериментальной группы на протяжении 4-х недель специально-подготовительного этапа в остром периоде восстановления использовали дыхания через дополнительное «мертвое» пространство. Было установлено, что применение данного средства в качестве средства срочного восстановления оказывает положительное влияние на состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствует увеличению показателей физической подготовленности спортсменов.
Ключевые слова: средства срочного восстановления, дыхания через дополнительное «мертвое» пространство, тренировочный процесс, легкоатлеты-стайеры.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p171-174 BREATHE INFLUENCE THROUGH ADDITIONAL "DEAD" SPACE AS MEANS OF RESTORATION FOR FUNCTIONAL AND PHYSICAL READINESS OF AVERAGE
DISTANCES RUNNERS Vladimir Vasilyevich Chemov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Department chairman,
Elena Yurevna Barabankina, the post-graduate student,
Vitaly Petrovitch Tcherkashin, the doctor of pedagogical sciences, professor, vice rector for study work,
The Volgograd state physical education academy
Annotation
Breath influence through additional "dead" space as means of urgent restoration at runners on average distances on functional and physical readiness at a special and preparatory stage has been investigat-
ed. Twenty athletes took part in research at the age of 17-19 years specializing in run on average distances. Athletes of experimental group during 4 weeks of the special and preparatory stage in the sharp period of restoration used breath through additional "dead" space. It was established that application of the given means as means of urgent restoration has positive impact on condition of cardiovascular and respiratory systems, promotes increase in indicators of physical readiness of athletes.
Keywords: means of urgent restoration, breathe through additional "dead" space, training process, athletes-stayers.
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция в беге на средние дистанции, увеличение объёмов и интенсивности физических и психологических нагрузок обусловливают поиск принципиально новых подходов к организации учебно-тренировочного процесса бегунов на выносливость [1, 2,
3, 5]. В настоящее время установлено, что при максимально напряженной спортивной деятельности, а также применении больших по объёму специализированных нагрузок, особое значение приобретает применение средств и методов повышающие работоспособность и одновременно ускоряющие восстановительные процессы. Планомерное и рациональное применение различных средств восстановления, правильное определение их места в тренировочном процессе, как на уровне годичного цикла, так и на его отдельных этапах, во многом определяет эффективность всей системы подготовки спортсменов, специализирующихся в беге на средние дистанции [1, 2, 4].
Рациональное распределение средств восстановления в остром периоде в значительной степени обусловливает совершенствование функциональной и физической подготовленности легкоатлетов-бегунов и достижение высоких, стабильных соревновательных результатов [2, 3, 4, 5].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью определения эффектов воздействия дыхания через дополнительное «мертвое» пространство (ДМП) на функциональную и физическую подготовленность бегунов на средние дистанции был организован и проведен педагогический эксперимент.
В нем приняли участие бегуны на средние дистанции на этапе спортивного совершенствования, составившие экспериментальную и контрольную группы по 10 человек в каждой. Уровень спортивного мастерства всех спортсменов соответствовал от I разряда до кандидата в мастера спорта. Экспериментальная и контрольная группы бегунов занимались по единой тренировочной программе, в отличие от контрольной, спортсмены экспериментальной группы в остром периоде восстановления после физических нагрузок использовали дыхание через ДМП.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ полученных экспериментальных данных свидетельствует, что после тренировок с использованием ДМП на специально-подготовительном этапе значительно возросли показатели резервов мощности дыхательной системы (ЖЕЛ, МВЛ). Относительный прирост ЖЕЛ составил 6,1% (р<0,05), показатель МВЛ увеличился на 7,2% (р<0,05). Те же показатели в контрольной группе увеличились на 3,0 и 4,4% соответственно, но прирост ЖЕЛ не имел достоверности.
Это явление является закономерным, т.к. при дыхании через ДМП в первую очередь увеличивается глубина дыхания, что и приводит к увеличению объемных параметров дыхательной системы. Систематическое применение дыхания через ДМП приводит к значительному растяжению легочной ткани, вследствие увеличенного дыхательного объема, а также к увеличению использования резервных объемов вдоха и выдоха.
Одними из наиболее важных показателей для бегунов на выносливость являются величина их работоспособности (PWC170) и показатель аэробной производительности (МПК). Чем дольше применялось дыхание через ДМП, тем более выраженные были
улучшения в данных тестах. Так в конце специально-подготовительного этапа в экспериментальной группе величина PWCl7o увеличилась на 14,5% (р<0,05), а максимальное потребление кислорода на 6,7% (р<0,05). В контрольной группе увеличение данных показателей было не столь значимо, по сравнению с экспериментальной группы. Величина PWC170 повысилась на 3,4% (р>0,05), показатель МПК увеличился на 2,7% (р>0,05).
Наряду с повышением показателей функциональной подготовленности, увеличивались и показатели физической подготовленности спортсменов. В экспериментальной группе произошел достоверный прирост в беге на 30 метров с ходу, в беге на 60 метров по движению и в беге на 150 метров, относительный прирост в данных тестах составил соответственно 4,3%, 3,2% и 4,1% (р<0,05). В контрольной группе относительный прирост показателей несколько ниже (2,8%, 1,3% и 1,9% соответственно, р>0,05) и статистически незначим во всех трех тестах.
В силовых показателях достоверные улучшения произошли в жиме штанги лежа и в рывке штанги как в контрольной, так и в экспериментальной группах, но относительные показатели выше в экспериментальной группе, они составили соответственно 5,5 и 5,1% (р<0,05), в контрольной группе 4,8 и 3,9% (р<0,05) соответственно. В приседании со штангой ни в контрольной, ни в экспериментальной группах достоверного прироста не обнаружилось.
Достоверный прирост в экспериментальной группе в беге на 3000м составил 4,6% (р<0,05), в беге на 400 м - 1,9% (р<0,05). В контрольной группе в данных тестах относительный прирост составил 1,0% (р<0,05) и 0,6% (р>0,05) соответственно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результаты эксперимента показали, что дыхание через ДМП сразу после физических нагрузок (в остром периоде восстановления) способствует существенному росту функционального состояния дыхательной системы. Прежде всего, такая тренировка положительно сказывается на увеличении силы и выносливости дыхательной мускулатуры. Это обусловлено тем, что условия ДМП вызывают закономерный рост легочной вентиляции и дыхательные мышцы вынуждены работать с большей нагрузкой относительно мышечного покоя. Весьма существенно возрастает устойчивость организма к сдвигам газового гомеостаза, что является прямым следствием систематического применения умеренной гиперкапнической газовой смеси (ДМП). В целом, все обнаруженные изменения показателей дыхательной функции могут стать причиной расширения основы для развития и проявления такого важного для бегунов на средние дистанции физического качества, как выносливость, которое, в конечном итоге, и определяет соревновательный результат спортсмена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апанасенко, Г. Л. Процессы восстановления после физической нагрузки - новая концептуальная модель / Г. Л. Апанасенко, Д.М. Недопрядко // Физиологические факторы, определяющие и лимитирующие спортивную работоспособность : тезисы докладов XVI Всесоюзной конференции по физиологии мышечной деятельности. - М., 1982. - С. 12-14.
2. Булатова, М.М. Теоретико-методические аспекты реализации функциональных резервов спортсменов высшей квалификации / М. М. Булатова // Наука в олимпийском спорте. - 2003. - Спец. вып. - С. 33-50.
3. Иоффе, Л.Ц. Повышение функциональных возможностей организма человека путем тренировок дыханием через дополнительное «мертвое» пространство / Л.Ц. Иоффе // Физиология человека. - 1987. - Т. 13, № 2. - С. 241-244.
4. Солопов, И.Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека / И.Н. Солопов. - Волгоград : [б.и.], 2004. - 220 с.
5. Чемов, В.В. Оценка эффективности использования гиповентиляционных режимов дыхания в тренировке легкоатлетов бегунов в подготовительном периоде / В.В. Чемов, А.Г. Камчатников, И.Н. Солопов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 7 (65). - С. 78-82.
REFERENCES
1. Apanasenko, G. and Nedopryadko, D. (1982), “Restoration processes after physical activity - new conceptual model”, Physiological factors defining and limiting sports working capacity: Theses of the report of the XVI All-Union conference on physiology of muscular activity, Moscow, pp. 12-14.
2. Bulatova, M.M. (2003), “Theoretical-methodical aspects of realization of functional reserves of athletes of the top skills”, Science in the Olympic sports, Special release, pp. 33-50.
3. Ioffe, L.Ts. (1987), “Increase of functionality of a human body by trainings by breath through additional "dead" space”, Journal of Human physiology, Vol. 13, No. 2, pp. 241244.
4. Solopov, I. N. (2004), Physiological effects of methods of the directed impact on respiratory function of the person, publishing house “VSPEA”, Volgograd.
5. Chemov, V.V., Kamchatnikov, A.G. and Solopov, I.N. (2010), “Efficiency assessment of use of hypoventilating modes of breath in training of athletes of runners in preparatory period”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 65, No. 7, pp. 78-82.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.02.2012.
УДК 378
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ
Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Кирилл Андреевич Грачев, старший преподаватель,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы, связанные с анализом эффективности процесса профессионально-педагогической подготовки военно-инженерных кадров. Известно, что основными критериями педагогической подготовленности являются личностный, деятельностный и результативный. В зависимости от развития личностных качеств курсантов были предложены уровни профессионально-педагогической подготовки, ориентированные на выявление и дальнейшее развитие профессионально значимых личностных качеств будущего военного педагога. Представленная в статье методика определения критериев показателей и их признаков позволяет диагностировать профессионально-педагогической подготовленность курсантов выявлять её динамику и тенденции. Разработанная авторская программа развития профессионально-педагогической подготовленности показала свою эффективность по результатам формирующего педагогического эксперимента.
Ключевые слова: критерии и показатели, профессионально-педагогическая подготовка, курсанты.