Научная статья на тему 'Влияние двигательной активности, занятий физической культурой или спортом на умственную деятельность студента и его успеваемость'

Влияние двигательной активности, занятий физической культурой или спортом на умственную деятельность студента и его успеваемость Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2153
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / MOTOR ACTIVITY / PHYSICAL ACTIVITY / INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Елена Александровна, Слюзнева Ксения Валерьевна, Агаев Натиг Фарман Оглы

В статье поднимается вопрос о влиянии двигательной активности на успеваемость студентов. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны данного влияния. Авторы дают рекомендации по умеренному и полезному совмещению физических и интеллектуальных нагрузок. Проводится практическое исследование, выявляющее значимость данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MOTOR ACTIVITY, EMPLOYMENT BY PHYSICAL CULTURE OR SPORT ON MENTAL ACTIVITY OF THE STUDENT AND ITS SUCCESS

The article raises the question of the influence of motor activity on the academic performance of students. The positive and negative sides of this influence are considered. Also in the article recommendations on moderate and useful combination of physical and intellectual loads are given. A practical study is carried out to reveal the importance of this issue.

Текст научной работы на тему «Влияние двигательной активности, занятий физической культурой или спортом на умственную деятельность студента и его успеваемость»

3. Меретукова З. К. К вопросу о научно-методологическом аппарате педагогических исследований // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. С. 144-148. [Электронный документ] // URL: https://cyberieninka.m/artide/n/nauchno-metodologicheskiy-apparat-pedagogicheskih-issledovaniy (дата обращения 10.01.2019).

4. Меретукова З. К. Методология научного исследования и образования: Учебное пособие для студентов, занимающихся НИР и аспирантов. - Майкоп: Изд-во Адыгейского гос. ун-та, 2003. - 244 с.

5. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» - М.: Изд-во "Флинта", 2016. - 204 с. [Электронный документ] // URL: https://www.litres.ru/ludmila-shipilina/metodologiya-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniy-uchebnoe-posobie (дата обращения 12.01.2019).

Педагогика

УДК 796,2

кандидат педагогических наук, доцент Челнокова Елена Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студентка Слюзнева Ксения Валерьевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Агаев Натиг Фарман оглы

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ИЛИ СПОРТОМ НА УМСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА И ЕГО УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация. В статье поднимается вопрос о влиянии двигательной активности на успеваемость студентов. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны данного влияния. Авторы дают рекомендации по умеренному и полезному совмещению физических и интеллектуальных нагрузок. Проводится практическое исследование, выявляющее значимость данного вопроса.

Ключевые слова: двигательная активность, физические нагрузки, интеллектуальное развитие.

Annotation. The article raises the question of the influence of motor activity on the academic performance of students. The positive and negative sides of this influence are considered. Also in the article recommendations on moderate and useful combination of physical and intellectual loads are given. A practical study is carried out to reveal the importance of this issue.

Keywords: motor activity, physical activity, intellectual development.

Введение. Одной из главных проблем современного общества является формирование здорового образа жизни населения. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» приоритетной считает такое направление государственной демографической политики, как «сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни». В данном документе говорится о том, что «основой пропаганды здорового образа жизни должно стать, наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ, обучение навыкам по соблюдению правил гигиены и режима труда, учёбы, режима и структуры питания» [11].

Изложение основного материала статьи. Двигательная активность - залог полноценного здоровья любого человека. В наши дни сидячий образ жизни у многих вошел в привычку. Рабочие будни утомляют среднестатистического человека, так, после 10-ти часового рабочего дня, не учитывая различных задержек и рабочих авралов, которые отнимают еще больше сил, времени и нервов, у человека не остается энергии на занятия спортом или физической культурой.

Однако такой образ жизни будет способствовать развитию заболеваний разного характера. Для ведения здорового образа жизни и поддержания полноценной жизнедеятельности человеку необходима смена обстановки. Не зря говорят, что лучший отдых - это смена деятельности.

Качество жизни человека зависит в равной степени от оказываемого внимания как интеллектуальному, так и к физическому воспитанию. Поступление человека в высшее учебное заведение кардинально меняет его привычную среду, возникают сложности в адаптации. Такой напряженный период в жизни студента рассматривается исследователями как стрессовая ситуация. Сложности адаптационного процесса вызывают проблемы как личностно-социального характера, так и вызванные в процессе психофизического развития (А.В. Сиомичева, Ю.С. Бабахан, Н.В. Тарабарина, Е.Ю. Шлюбуль, Е.О. Лазебная и др.) [2]. Отмечается, что именно в студенческий период оптимизируются все функциональные системы организма. В связи с этим у студентов появляется потенциальная возможность участвовать в различных сферах деятельности длительное время. Но для такого образа жизни необходимо соблюдение правильного питания, режима двигательной активности и отдыха, сна и т.д. [4].

Важно разобраться в степени влияния физических нагрузок на интеллектуальную деятельность студентов. Снижающиеся показатели здоровья молодого поколения в наше время вынуждают вносить в образовательные программы дополнительные часы для занятий физической культурой. Это необходимо для того, чтобы студенты на протяжении учебной деятельности в высших учебных заведениях привыкали к смене деятельности и не забывали про свое физическое состояние. Занятия физической культурой для студентов также необходимы потому, что многие подростки, вошедшие в студенческую жизнь, отдают себя полностью учебе, что позднее негативно сказывается на состоянии здоровья, так как часто у студентов сбивается график приема пищи и режим сна.

Как правило, человек, внимательный к своему здоровью и физическому воспитанию, более ответственно подходит к соблюдению собственного режима труда, обучения и отдыха, что помогает, в первую очередь, лучше усваивать информацию и быть более сосредоточенным на учебных занятиях.

Е.И. Теплухин, автор статьи «Взаимосвязь между физическим и умственным воспитанием студентов» [9], в своем исследовании выделил несколько важных для студентов качеств, развивающихся при занятиях физической культурой и спортом:

- Одно из наиболее важных качеств, которое развивается при физическом занятии, - это внимание. Физическая культура и занятия спортом зачастую включают в себя ряд сложнокоординированных упражнений, которые требуют концентрации на их выполнении, что способствует развитию концентрации и внимательности в других видах деятельности.

- Следующие качества - находчивость и быстрота соображения. Данные качества развиваются при занятиях спортивными играми, где требуется быстро обдумать следующее действие, а зачастую еще и обхитрить соперника. Также данное качество значительно развивается в различных видах единоборств.

- Последнее выделенное качество - мышление. Автор считает, что данное качество развивается при необходимости вести поиск причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат.

На указанных качествах, развивающихся в процессе занятий спортом или физической культурой, список не останавливается. Кроме формирования названных качеств можно назвать еще несколько положительных аспектов, таких как:

- Развитие стратегического мышления. Начиная от элементарных занятий физической культурой до серьезных тренировок по различным видам спорта, в каждом роде подобной деятельности можно выделить начала стратегического мышления. Если в простых упражнениях стратегический аспект прослеживается в минимальных показателях, то в ряде спортивных игр или в разных видах единоборств стратегическое мышление просто необходимо. В таких видах спорта нужно не только продумать свои будущие действия, но и обдумать действия наперед соперника. В обсуждаемой теме влияния физических нагрузок на умственное развитие факт развития стратегического мышления является одним из самых важных. Это связано с тем, что данный вид мышления имеет огромный фактор влияния на интеллектуальное развитие. Здесь нельзя не привести в пример всем известную игру - шахматы. Данная интеллектуальная игра признана одним из видов спорта, в котором важнейшую роль играет стратегическое мышление.

- У молодого человека, занимающегося физической культурой и спортом, более развито чувство времени, так как совмещение учебного процесса с занятиями физической культурой и спортом, заставляет более тщательно продумать свою занятость, а это требует особой организации режима дня.

Аспекты, представленные выше, показывают внешнюю сторону данного влияния. Обратимся к рассмотрению состояния организма во время занятий спортом.

Актуальность данного вопроса находит подтверждение в литературе [1, 5]. С середины XIX века энергетические затраты организма на разные виды деятельности, а также доля мышечной активности человека сократились более чем в 180 раз. Если наши предки тратили примерно 5000 ккал, то в настоящее время человек расходует только около 1200-2000 ккал (при занятиях физическим трудом), еще меньше ккал затрачивает человек умственного труда.

Умеренная, не разрушающая нагрузка способствует стимуляции многих органов и тканей организма, в том числе к стимуляции работы нервных клеток мозга, а также к ускорению развития и разветвления нейронных отростков (дендритов).

Изначально исследователи предполагали, что такое влияние распространяется только на те участки мозга, которые являются ответственными за двигательные функции организма. Но после ряда исследований ученые пришли к выводу, что данный эффект распространяется и на другие участки нашего мозга, ответственные за обучение, мышление и память. Во время физической активности начинают расти нейронные связи, отвечающие за разные функции организма, в том числе интеллектуального характера, именно их рост и развитие объясняют интеллектуальные процессы. Данное влияние обусловлено тем, что:

- во время физической активности усиливается кровообращение, что снабжает мозг питательными веществами;

- усиленное и активное дыхание снабжает мозг кислородом, который необходим для продуктивной работы [7, с. 84].

Существует мнение, что профессиональным спортом занимаются люди, которые далеки от интеллектуальной деятельности. Но статистика показывает, что это мнение является ложным. Если изучить биографии выдающихся спортсменов, то можно обнаружить, что многие из них весьма разносторонние личности.

С другой стороны, факт отрицательного влияния на интеллектуальное развитие подтвержден многими исследованиями и примерами. Негативное влияние чрезмерных физических нагрузок на умственное развитие обусловлено тем, что:

- многим спортсменам, которые тренируются упорно с самого детства, не хватает времени на интеллектуальное развитие. Все их время обычно плотно заполнено тренировками, разъездами, соревнованиями, олимпиадами и другими подобными мероприятиями. На умственное развитие у таких людей с детства нет ни сил, ни времени;

- умеренные нагрузки в профессиональном спорте соблюдаются не всегда. Зачастую спортсменам приходится испытывать чрезмерно высокие нагрузки, что негативно воздействует на организм и отрицательно сказывается на нервной системе. Поэтому в профессиональном спорте такие нагрузки часто приводят к тому, что становятся не полезными, а вредными;

- также интеллектуальное развитие спортсмена зависит от его потенциала в данной деятельности. Если после тренировок человек занимается умственной деятельностью, потенциал его развития высок и он использует его в полной мере как в спорте, так и в свободное от тренировок время. Но есть обратный пример - люди, которые после нагрузок занимают свой досуг совершенно бесполезной деятельностью (например, просмотр телевизора, компьютерные игры), чаще деградируют.

В наше время выделено несколько видов спорта и двигательной активности, которые оказывают благоприятное влияние на здоровье и жизнедеятельность человека.

Во-первых, к одному из видов щадящего спорта можно отнести гимнастику. Любые, даже самые простые гимнастические упражнения способствуют улучшению кровообращения и усилению питания головного мозга.

Ходьба также является благоприятным примером двигательной активности, особенно если говорить о ходьбе на свежем воздухе или даже в лесу. При таких прогулках мозг человека насыщается кислородом, а такое обогащение необходимо каждому, так как кислородное голодание равносильно деградации.

Ярким примером положительного влияния спорта на здоровье является плавание. В данном виде спорта нагрузка идет на все группы мышц в совокупности с дыхательными упражнениями. Это благоприятно сказывается на развитии мозга.

Благоприятное влияние на здоровье и интеллектуальное развитие оказывают занятия танцами, йогой и дыхательной гимнастикой. Если говорить об игровых видах спорта, то положительно сказываются на здоровье и развитии такие виды спорта, как волейбол, теннис, бадминтон и другие, где низкий риск получения серьезных травм.

Обозначенные выше виды физической активности вполне доступны студенчеству: совмещение учёбы и занятий физической культурой и спортом способствует оздоровлению организма, сохранению хорошей физической формы и активности, что, несомненно, окажет положительное влияние на умственной деятельности студентов

Для того чтобы люди в наше время были развиты и физически, и интеллектуально, необходимо с самого детства приучать их к физической нагрузке, которая положительно влияет как на здоровье, так и на процессы обучения. Также необходимо с детства показать, что смена деятельности оказывает благоприятное воздействие на организм и мыслительные процессы.

Общественный совет при Министерстве здравоохранения РФ предлагает увеличить в школах количество уроков физкультуры с трех до шести в неделю, а для взрослых ввести производственную гимнастику, сообщает газета «Известия». Также член общественного совета, вице-президент «Лиги здоровья нации» Виктор Антюхов, говорит о том, что наше поколение является самым малоподвижным в истории человечества. Он считает, что нужно большее количество уроков физкультуры - хотя бы один урок в день [3].

Возможно, такое изменение количества учебных часов, выделяемых на занятия физической культурой, имело бы положительное влияние. Но школьная система не потерпела бы таких резких изменений в учебной программе. Поэтому с 2011 учебного года Минобрнауки России по согласованию с Минздравом России в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов был введен третий час физической культуры.

С целью подтверждения положений о положительном влиянии двигательной активности, занятий физической культурой или спортом на умственную деятельность студента и его успеваемость, был проведен опрос, в котором участвовали студенты «Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет)», «Нижегородского государственного технического института им Р.Е. Алексеева», а также студенты из «Нижегородской академии министерства внутренних дел Российской Федерации». Участие студентов из академии МВД играет важную роль в опросе, так как основную часть студентов составляют спортсмены. В данном случае они являются ярким примером совмещения интеллектуальной деятельности с физическим развитием.

Участие в опросе принимали 44 человека, из которых 9 человек мужского пола, остальные 35 -женского. В опросе преобладали ответы студентов, возраст которых в диапазоне от 19 до 21 года: 8 человек (18,2%) - 18 лет, 13 человек (29,5%) - 19 лет, 9 человек (20,5%) - 20 лет, 4 человека (9,1%) - 21 год, а также 8 человек (18,2%) - более 21 года и 2 человека (4,5%) - менее 18 лет.

В опросе принимали участие студенты с 1 по 5 курсы очной формы обучения. Студенты первого курса составили 25% (11 человек), студенты второго курса - 25% (11 человек), студенты третьего курса - 27,3% (12 человек), студенты четвертого курса - 18,2% (8 человек) и студенты 5 курса - 4,5% (2 человека).

Вопрос о количестве занятий спортом показал, что большая часть имеет физическую нагрузку от 2 до 4 часов в неделю, данный показатель составил 46%, то есть 20 человек. Также опрос показал, что 4 человека из опрошенных вообще не занимаются физическими нагрузками, что составляет 9%. Такое же количество студентов занимается спортом более 8 часов в неделю. И по 18% составляет доля тех, кто занимается физическими нагрузками менее одного часа в неделю, а также около 4-8 часов, что составляет по 8 человек на каждую группу.

Далее участникам опроса предлагалось дать оценку своей успеваемости. Результаты показали, что лишь одному человеку учеба дается очень тяжело, что составляет 2%, 4 человека (9%) стабильно имеют удовлетворительные оценки, среди опрошенных основную часть составляют хорошисты - 27 человек (61%) и 12 человек имеют отличные оценки, что составляет 27%.

Следующий вопрос был о внимании опрошенных к своему интеллектуальному развитию. Он показал, что самый большой процент составляют те, кто уделяет интеллектуальному развитию от 2 до 4 часов в неделю - 19 человек (43%), 15 человек (34%) уделяют от 4 до 8 часов, 7 человек (16%) уделяют внимание своему умственному воспитанию более 8 часов в неделю, остальные 3 человека (7%) уделяют внимание менее 1 часа в неделю.

Далее студенты отвечали на вопрос «Задумывались ли Вы над темой влияния физических нагрузок на успеваемость?». Результаты выглядят следующим образом: студенты склоняются к тому, что после физических нагрузок нет сил и желания заниматься умственной деятельностью (52%). С другой стороны, основная доля опрошенных (75%) считает, что смена деятельности имеет положительное влияние на наш организм. Также основная часть студентов (65%) задумывалась над вопросом влияния физической активности на успеваемость в обучении.

Также исследование показало, что, несмотря на то, что студенты задумывались над данной темой, лишь 20% из них знакомы с исследованиями по данной тематике.

Далее студентам был задан вопрос о том, считают ли они, что физические нагрузки каким-либо образом могут влиять на успеваемость. Результаты показали, что многие считают (65%), что после тренировки нет сил на интеллектуальную деятельность. Основная часть опрошенных (44%) согласна, что тренировки помогают нашему мозгу отдохнуть. Также результаты говорят о том, что малая часть не замечала влияния физической активности на интеллектуальную деятельность (14%).

В последнем вопросе требовалось высказать мнение, считают ли студенты, что чрезмерные физические нагрузки оказывают негативное влияние на обучение. Результаты показали, что 29% опрошенных считает,

что чрезмерные физические нагрузки имеют негативное влияние, 32% затрудняются ответить, а 39% считают, что нет негативного влияния на успеваемость от чрезмерных физических нагрузок.

Проведенное исследование даёт основание утверждать, что многие с среде студенческой молодёжи задумываются над вопросом влияния физической активности на интеллектуальные процессы, однако лишь небольшая часть студентов серьезно подходит к данному вопросу. Тем не менее, больше половины опрошенных студентов уделяют время занятиям физической культурой спортом и считают, что смена деятельности полезна для организма. Получается, что теоретические аспекты частично подтверждены на практике.

Выводы. Формирование здорового образа жизни у студентов - одна из важнейших задач современного общества. Из-за значительного снижения двигательной активности и увеличения умственной деятельности современный человек потерял равновесие своего интеллектуального и физического развития. Поэтому важное значение имеет исследование о влиянии физических нагрузок на интеллект человека, а в частности студента. Таким образом, решение проблемы снижения здоровья молодого населения страны авторам видится в формировании у молодого поколения с детских лет умения рационального распределения физических и умственных нагрузок.

Литература:

1. Берг А.И. Кибернетика - наука об оптимальном управлении [Текст] / А.И. Берг. - М.; Л.: Энергия, 1964.

2. Васильева С.В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения // [Электронный ресурс] http://humanpsy.ru/vasilieva/different-high-schools

3. Информер новостей: [Электронный ресурс] // Образование - новости среднего, высшего образования. URL: http://www.eduhelp.info/page/urokov-fizkultury-stanet-vdvoe-bolshe. (Дата обращения: 06.12.2018).

4. Котова С.А. Психофизиологические механизмы обеспечения эффективности обучения студентов // С.А. Котова, монография. Спб.: ВВМ, 2011. 321 с.

5. Муравов, И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта [Текст] / И.В. Муравов. -Киев: Здоровья, 1989. - 272 с.

6. Научные основы физической культуры и здорового образа жизни: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. - СПб.: СПбГТУ; БПА, 2001. - 348.

7. Попов Г. Н., Ширенкова Е. В., Серазетдинов О. З. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2007. № 5 (68). С. 83-87.

8. Станкин М.И. Психолого - непедагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 1987- 224с. :ил.

9. Теплухин Е.И. Взаимосвязь между физическим и умственным воспитанием студентов // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2014.

10. Теплухин Е.И. Организация личностно ориентированного обучения на занятиях физической культурой в ВУЗе: проблемы и перспективы (Рубцовский индустриальный институт. - Рубцовск; Изд-во Алт. гос. уп-та, 2009 г. - 102 с.

11. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе. Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. №2. С. 29.

Педагогика

УДК:371.01

кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО

ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются процесс организации социально-правого воспитания обучающихся в учреждении дополнительного образования, его программное обеспечение. Социально-правовое воспитание представлено как особая составляющая всего образовательно-воспитательного процесса, имеющее своей целью передачу и сохранение общественно значимых, приемлемых норм социально-правового поведения и утверждения этих норм в качестве регуляторов взаимодействия между участниками жизнедеятельности социума. Проанализирована работа Центра детского и молодежного движения Ассоциация «Радуга» Дворца творчества детей и молодежи г. Оренбурга по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Мы и право», имеющей положительные результаты социально-правового воспитания обучающихся.

Ключевые слова: социально-правовое воспитание, социализация, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, социально-правовой опыт, социально-правовая компетентность, девиантное поведение, социально-правовая позиция.

Annоtation. The article deals with the process of organization of social and legal education of students in the institution of additional education, its software. Social and legal education is presented as a special component of the entire educational process, which aims to transfer and preserve socially significant, acceptable norms of social and legal behavior and the approval of these norms as regulators of interaction between the participants in the life of society. The work of the Center of children and youth movement Association «Rainbow» Of the Palace of creativity of children and youth of Orenburg on implementation of the additional General educational program of the social and pedagogical orientation «We and the right» having positive results of social and legal education of students is analyzed.

Keywords: social and legal education, socialization, additional General educational program, social and legal experience, social and legal competence, deviant behavior, social and legal position.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.