Научная статья на тему 'Влияние физических упражнений на успеваемость студентов'

Влияние физических упражнений на успеваемость студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1149
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимбоева Розия Давуловна, Эшов Дилмурод Норбоевич

В данной статье говорится, что активно занимающиеся физическими упражнениями имеют преимущество в умственной работоспособности. А регулярные занятия физическими упражнениями оказывают позитивное влияние на такие психомоторные характеристики личности, как концентрация и переключение внимания, оперативная память и мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние физических упражнений на успеваемость студентов»

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ Алимбоева Р.Д.1, Эшов Д.Н.2

1Алимбоева Розия Давуловна - старший преподаватель, кафедра общественно-гуманитарных наук, Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы им. Алишера Навои;

2Эшов Дилмурод Норбоевич - преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский государственный институт востоковедения, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье говорится, что активно занимающиеся физическими упражнениями имеют преимущество в умственной работоспособности. А регулярные занятия физическими упражнениями оказывают позитивное влияние на такие психомоторные характеристики личности, как концентрация и переключение внимания, оперативная память и мышление.

Ключевые слова: физические упражнения, студенты, умственная работоспособность, успеваемость, высокие показатели.

Продолжительное и существенное ограничение физической активности студента может привести к негативным изменениям, таким как ухудшение умственной работоспособности, снижение функции внимания, мышления, памяти. Поэтому физическая культура и спорт являются важными средствами укрепления здоровья, природной, биологической основой для воспитания личности, эффективного учебного труда, освоения науки и профессии. В каждой трудовой деятельности предполагается участие высших психических функций: память, внимание и мышление. В данном случае системообразующим фактором становится внимание. От внимания существенным образом зависит скорость восприятия и эффективность усвоения учебного материала, а также формирование двигательных навыков. На настоящий момент существуют научные доказательства стимулирующего влияния занятий физическими упражнениями на психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, устойчивость, умственную работоспособность). Так же обнаружена связь более высокого уровня физической подготовки и защиты организма от воздействия неблагоприятных факторов и сохранения необходимого уровня работоспособности. В ходе регулярных занятий физическими упражнениями, т.е. под влиянием кумулятивного тренировочного эффекта, понемногу усиливается устойчивость умственной работоспособности к утомляемости, что приводит к проявлению новой качественной особенности организма. Так же отмечается, что под влиянием физических и умственных нагрузок у тех учащихся, уровень физической подготовленности которых был выше, снижение показателей умственной работоспособности меньше, чем у остальных студентов. Имеется прямая положительная зависимость стабильности умственной работоспособности студентов перед экзаменами от уровня развития у них двигательных качеств, т.е. есть возможность регулировать состояние умственной работоспособности при помощи целенаправленного применения в учебном процессе средств физической подготовки. Обнаружено, что между умственной и физической работоспособностью есть тесная взаимосвязь и взаимозависимость, т.е. при помощи направленного воздействия на двигательную систему можно влиять на умственную сферу человека. Регулярные занятия физическими упражнениями оказывают позитивное влияние на такие психомоторные характеристики личности, как концентрация и переключение внимания, оперативную память и мышление. В результате этого, субъективная оценка самочувствия совпадает с объективными данными умственной работоспособности. В

88

большинстве случаев после физических упражнений самочувствие и умственная работоспособность улучшаются, причем длительность эффекта последействия достигает четырех - шести часов.

В процессе выполнения физических упражнений в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов. Человек должен сам вырабатывать в себе постоянную привычку заниматься физическими упражнениями, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками [1].

При умственной работе в коре головного мозга образуются замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и инертностью от сюда плохой сон апатия, раздражительность, напряжение мышц, судороги, недовосстановление нервных и физических сил в течение суток. Система, органы и мышцы человека при длительной умственной работе престают служить источником импульсов к мозгу, являющихся механизмом саморегуляции нервной системы. Они становятся источником монотонных сенсорных импульсов. Чтобы ограничить образование монотонного напряжения нервной системы, необходима смена трудовой деятельности. Мышцы составляют от 35-55% общей массы человека. При сокращении они создают большое число нервных импульсов, которые обогащают потоком ощущений мозг, поддерживают его тонус и работоспособность. Одним словом, с помощью импульсов от мышц происходит активная саморегуляция мозга. Отсюда понятно, почему умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, и какую огромную роль в этом процессе играет физическая культура [2].

Мы, предполагая, что студенты, активно занимающиеся физическими упражнениями, имеют преимущество в умственной работоспособности, решили выяснить, какова успеваемость у студентов-спортсменов, и сравнить её со средними показателями вуза. Для выяснения вопроса была взята группа I курса в количестве 30 студентов Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы им. Алишера Навои и 30 студентов Ташкентского государственного института востоковедения, регулярно в течение учебного года посещавших занятия в секциях волейбола и футбола два раза в неделю по полтора-два часа и участвовавших еженедельно в период с ноября по апрель в соревнованиях различного уровня. Успеваемость этих студентов оценивалась по результатам зимней и летней экзаменационных сессий учебного года. На «хорошо» и «отлично» сдали зимнюю сессию студенты-спортсмены - 70.0%, тогда как в целом по институту - 55.8%; на «удовлетворительно» - студенты-спортсмены - 30.0%, в целом по институту - 40.5%; на «неудовлетворительно» - студенты-спортсмены - 0.0%, в целом по институту - 3.7%. По результатам летней сессии на «хорошо» и «отлично» закончили учебный год студенты-спортсмены - 68.7%, тогда как в целом по институту - 51.6%; на «удовлетворительно» -студенты-спортсмены - 29.6%, в целом по институту - 45.4%; на «неудовлетворительно» -студенты-спортсмены - 3.7%, в целом по институту - 4.0%.

Полученные результаты подтверждают, что активные занятия студентов в группах спортивного совершенствования не мешают основной учёбе в институте, а даже несколько повышают их успеваемость. Это объясняется тем, что они отличаются хорошим состоянием здоровья, физической подготовленностью, функциональной готовностью основных систем организма, устойчивости умственной работоспособности и другими психофизическими качествами, умением ценить и распределить время, настойчивостью, целеустремленностью. Нормально сформировать и усовершенствовать названные компоненты невозможно без должного применения средств физической культуры и спорта. Вот почему студенты-спортсмены добиваются хорошей успеваемости в вузе и высоких показателей в будущем.

Список литературы

1. Кожевникова Л. Физическое воспитание как средство формирования здорового образа жизни и культуры досуга студенческой молодежи / Л. Кожевникова // Физическое воспитание студентов, 2010. № 3. С. 34- 38.

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.

ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ДЕТЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Кудратова Л.А.

Кудратова Лола Абдувасиевна - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье говорится о важности физического воспитания детей в семье, доказывается, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Главная болезнь XXI века - гиподинамия, т.е. малоподвижность. Именно по этим и многим другим причинам физическая культура - это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста.

Ключевые слова: физическая культура, родители, дети, здоровье, физическая активность.

Характерные черты национальной модели физической культуры и спорта Узбекистана - ее духовное содержание, основанное на присущих узбекскому народу менталитете, его уважении к знаниям, высокой нравственности, гармонии физического и духовного развития народа, благородство, доброжелательность, гостеприимство, общительность и дружелюбие. Духовная сущность физической культуры и спорта Узбекистана органично вписывается в концепцию духовного возрождения страны, изложенную И.А. Каримовым во многих его работах, в том числе в книге «На пути духовного возрождения» [1]. Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры - все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре. В отличие от заданий по другим предметам, они могу быть индивидуальные: если не получается на уроке, то дома можно разучить кувырок и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.