Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА'

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ГИПОДИНАМИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нохрин Михаил Юрьевич, Варинов Владислав Владимирович, Шивит-Хуурак Илья Кимович, Воробьев Дмитрий Николаевич, Гущин Дмитрий Андреевич

В жизни современных студентов существует множества проблем, которые, так или иначе, влияют на их физическое состояние и качество обучения в образовательных организациях. Одной из проблем является - гиподинамия, это связанно с малоподвижным образом жизни в период обучения, а так же с наполнением общества гаджетами и современными цифровыми услугами. Например, сейчас не обязательно ходить в магазин или готовить еду это можно сделать через приложения в смартфоне и т.д. В статье представлено исследование по влиянию суточной двигательной активности на организм современного студента. Педагогический эксперимент позволил выявить положительный эффект увеличения суточной двигательной активности на основе самоконтроля количества шагов в сутки. У студентов экспериментальной группы наблюдались улучшения функционального и физического состояния организма, а также проявился интерес к самопознанию и саморазвитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нохрин Михаил Юрьевич, Варинов Владислав Владимирович, Шивит-Хуурак Илья Кимович, Воробьев Дмитрий Николаевич, Гущин Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF MOTOR ACTIVITY ON THE FUNCTIONAL AND PHYSICAL STATE OF THE BODY OF THE MODERN STUDENT

In the life of the modern students, there are many problems that, one way or another, affect their physical condition and the quality of education in educational institutions. One of the problems is physical inactivity, this is due to the sedentary lifestyle during the training period, as well as filling society with gadgets and modern digital services. For example, now it is not necessary to go to the store or cook food; this can be done through applications on the smartphone. The article presents a study on the influence of daily physical activity on the body of a modern student. The pedagogical experiment revealed the positive effect of increasing daily physical activity based on self-control of the number of steps per day. The students of the experimental group showed improvements in the functional and physical state of the body, and also showed interest in self-knowledge and self-development.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА»

6. Novichikhina, E.V. (2019), "Efficiency of practical physical culture lessons with students with limited health and disability within the framework of mastering the discipline "Elective discipline in physical culture and sport", Human health, theory and methodology of physical culture and sports, No. 1 (2), pp. 113-126.

7. Ovchinnikova, N.A. (2017), "Biomechanical features of physical exercise performance among students with health limitations", Improving the system of physical education, sports training, tourism and health improvement of various categories of the population, materials of the XVI All-Russian scientific and practical conference with international participation, Surgut, pp. 368-371.

8. Savelyeva, O.V., Sergeeva, A.E. and Karimova, S.V. (2020), "The relevance of adaptive physical culture at the present stage of education at the university", OlymPlus. Humanitarian version, No. 2 (11), pp. 56-58.

9. Sklyarova, I.V. (2019), "Physical culture as a factor in the successful adaptation of persons with disabilities to higher education", Physical education, sports, physical rehabilitation and recreation: problems and development prospects, materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, pp. 349-351.

10. Starodubtsev, M.P. and Sapsaeva T.V. (2019), "Features of physical education of students with health limitations and disabled people in the conditions of the innovative educational environment of the university", Physical education and sports training, No. 4 (30), pp. 92-102.

11. Khromina, S.I. and Tobolov, A.A. (2016), "Adaptive physical culture at the university: pedagogical approaches and principles", Strategy for the development of mass sports work with students, materials of the international scientific and practical conference (Tyumen Industrial University), Tyumen, pp. 225-231.

Контактная информация: zhegalova_mn@volsu.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2022

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

Михаил Юрьевич Нохрин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Пермь; Владислав Владимирович Вари-нов, кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Новокузнецк; Илья Кимович Шивит-Хуурак, кандидат педагогических наук, доцент, Тувинский государственный университет, г. Кызыл; Дмитрий Николаевич Воробьев, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Владимир; Дмитрий Андреевич Гущин, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань

Аннотация

В жизни современных студентов существует множества проблем, которые, так или иначе, влияют на их физическое состояние и качество обучения в образовательных организациях. Одной из проблем является - гиподинамия, это связанно с малоподвижным образом жизни в период обучения, а так же с наполнением общества гаджетами и современными цифровыми услугами. Например, сейчас не обязательно ходить в магазин или готовить еду это можно сделать через приложения в смартфоне и т.д. В статье представлено исследование по влиянию суточной двигательной активности на организм современного студента. Педагогический эксперимент позволил выявить положительный эффект увеличения суточной двигательной активности на основе самоконтроля количества шагов в сутки. У студентов экспериментальной группы наблюдались улучшения функционального и физического состояния организма, а также проявился интерес к самопознанию и саморазвитию.

Ключевые слова: студент, физическая подготовленность, гиподинамия, функциональное состояние, двигательная активность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p413-417

INFLUENCE OF MOTOR ACTIVITY ON THE FUNCTIONAL AND PHYSICAL STATE OF THE BODY OF THE MODERN STUDENT

Mikhail Yuryevich Nokhrin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, Perm; Vladislav Vladimirovich Varinov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, Novokuznetsk; Ilya Kimovich Shivit-Huurak, the candidate of pedagogical sciences, docent, Tuva State University, Kyzyl; Dmitry Nikolaevich Vorobyov, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, Vladimir; Dmitry Andreevich Gushchin, Academy of the Federal Penitentiary

Service of Russia, Ryazan

Abstract

In the life of the modern students, there are many problems that, one way or another, affect their physical condition and the quality of education in educational institutions. One of the problems is physical inactivity, this is due to the sedentary lifestyle during the training period, as well as filling society with gadgets and modern digital services. For example, now it is not necessary to go to the store or cook food; this can be done through applications on the smartphone. The article presents a study on the influence of daily physical activity on the body of a modern student. The pedagogical experiment revealed the positive effect of increasing daily physical activity based on self-control of the number of steps per day. The students of the experimental group showed improvements in the functional and physical state of the body, and also showed interest in self-knowledge and self-development.

Keywords: student, physical fitness, physical inactivity, functional state, motor activity.

Как известно, физические показатели издревле являются первостепенным фактором существования и развития человека. Однако, как полагают, большинство ученых в области физической культуры и спорта понятие и основные положения физической культуры давно потеряли свой первоначальный смысл. Это связано с тем, что современная молодежь в настоящее время, будучи приверженцами технологических решений любых вопросов, теряет биологическую потребность к занятиям физической культурой и спортом. На смену времяпрепровождению в форме активного отдыха пришло регулярное использование компьютерной техники и мобильных устройств.

Вышеизложенные факты порождают негативные последствия для здоровья молодого человека, такие, как нарушение функционирования всех систем организма. Дыхание у человека, ведущего малоподвижный образ жизни, становится менее глубоким, происходит застой крови в нижних конечностях, обмен веществ замедляется, эти процессы ведут к быстрому снижению работоспособности организма и преждевременному старению [1].

Как показывает практика, в последнее десятилетие становится закономерностью тот факт, что на первые курсы высших учебных заведений поступают лица, уровень физической подготовленности которых является достаточно низким, это прослеживается при проведении вступительных испытаний. Не исключением являются и образовательные организации ФСИН России. Высокие физические показатели при выполнении контрольных нормативов, как правило, демонстрируют лица, активно занимающиеся различными видами спорта.

Автор Каткова А.М. в своей работе отмечает у большинства студентов к третьему и четвертому курсам снижение двигательной активности, внимательности, они становятся более вялыми, что негативно сказывается на их здоровье и в следствии на успеваемость [2]. Причиной тому является недостаточное количество часов отведенных на занятия по дисциплине «Физической культуры и спорту», а также большой учебной нагрузкой по профильным дисциплинам, вследствие чего снижается двигательная активность студентов.

В научных изысканиях коллектива авторов Крамской С.И., Зайцева В.П., Ману-чарян С.В. предложен оптимальный уровень двигательной активности в виде достижения

15-20 тысяч шагов в день или 80-100 минут в день всех физкультурных или спортивных мероприятий [3].

Следить за личной двигательной активностью возможно различными способами, наиболее доступным является использование различных технических средств, обладающих функциями контроля двигательной активностью человека. Такими возможностями обладают большинство смартфонов и смарт-часов. В конце дня, каждый владелец смартфона может проанализировать данные о пройденных шагах, выполненных тренировках и затраченных калорий.

Исходя из вышеизложенных проблем, нами определена цель исследования - выявить влияние суточной двигательной активности на функциональное состояние и физическую подготовленность студентов факультета внебюджетного образования Пермского института ФСИН России.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературные источники по проблемам исследования;

2. Провести педагогический эксперимент и выявить влияние повышения двигательной активности на физическую подготовленность и функциональное состояние организма студентов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На базе ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участия 50 студенток 2-го курса факультета внебюджетного образования. Были созданы 2 группы по 25 человек в каждой, средний возраст испытуемых в контрольной группе (далее КГ) составил 18 лет 6 месяцев, в экспериментальной группе (далее ЭГ) - 18 лет 9 месяцев. Студентам было предложено выполнять самоконтроль суточной двигательной активности по счетчику - «Шагомер». Студенты КГ выполняли суточную норму 1800 шагов, экспериментальной группе было предложено постепенно увеличивать суточную двигательную активность на 2000 шагов каждые 2 месяца, к концу эксперимента суточная двигательная активность составляла 2400 шагов. Также группы еженедельно посещали занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт». Педагогический эксперимент длился с сентября 2021 по май 2022 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенного эксперимента мы можем наблюдать изменение функционального состояния и физической подготовленности студенток (таблица).

Таблица - Показатели функционального состояния и физической подготовленности студентов до и после эксперимента_

Показатели Группа Среднее значение Изменение Р

До После ±, абс. ±, %

Масса тела, кг КГ 52,1 51,9 -0,2 -0,4 <0,05

ЭГ 51,2 49,1 -1,1 -4,1 <0,05

ЧСС в покое, уд/мин. КГ 75,9 75,2 -0,7 -0,9 <0,05

ЭГ 73,5 70,2 -1,7 -4,5 <0,05

ЖЕЛ, л КГ 3,8 4,1 0,3 7,9 <0,05

ЭГ 4,0 4,3 0,3 7,5 <0,05

Задержка дыхания на вдохе, с (проба Штанге) КГ 53 61 8 15,9 <0,05

ЭГ 55 75 20 36,6 <0,05

Прыжок в длину с места, см КГ 168 170 2 1,2 >0,05

ЭГ 170 180 10 5,9 <0,05

Сгибание рук в упоре лежа за 1 мин., кол-во раз КГ 11 14 3 27,2 >0,05

ЭГ 11 13 2 18,2 >0,05

12 - минутный бег, м (тест Купера) КГ 1950 2030 80 4,1 <0,05

ЭГ 1900 2320 420 22,1 <0,05

Челночный бег 3х10 м, с КГ 8,6 8,2 -0,4 -4,6 >0,05

ЭГ 8,8 8,0 -0,8 -9,1 <0,05

Масса тела в обеих группах понизилась: в контрольной на - 0,4%, а экспериментальной на - 4,1% что свидетельствует о пользе увеличения суточной двигательной активности.

Наблюдается значительное снижение ЧСС в экспериментальной группе на 4,5%, в контрольной на 0,9%, это свидетельствует о более высокой экономизации работы дыхательной системы в связи с увеличением объема двигательной нагрузки в сутки.

Жизненная емкость легких незначительно увеличилась в обеих группах, возможно, это связана с получением беговых нагрузок на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт».

Важный показатель работы дыхательной системы - проба Штанге - в экспериментальной группе значительно увеличился на 36,6% по сравнению с контрольной на 15,9%, это свидетельствует об эффективном приросте устойчивости организма к гипоксии, за счет увеличения двигательной активности студентов экспериментальной группы.

Говоря о физической подготовленности, можно отметить прирост в показателях прыжка в длину с места в ЭГ на 5,9% в КГ всего на 1,2%, это свидетельствует о большем приросте взрывной силы ног у студентов ЭГ.

Тест Купера - 12-и минутный бег выявил прирост показателя в экспериментальной группе на 22,1%, в контрольной на 4,1%. Данный показатель позволяет оценить более эффективную работу опорно-двигательного аппарата, а также дыхательной и сердечнососудистой систем организма студентов экспериментальной группы, благодаря увеличению двигательной активности.

Снизился показатель в беге 3х10 метров в экспериментальной группе на 9,1%, в контрольной на 4,7%, это свидетельствует о приросте скоростных и координационных способностей студентов экспериментальной группы.

ВЫВОДЫ

1. На сегодняшний день проблемы в выполнении самоконтроля двигательной активности нет, множество различных программ, мобильных устройств, которые позволяют отследить не только двигательную активность и энергозатраты, но и множество различных показателей реакции организма на физическую нагрузку. Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что низкая двигательная активность студентов является актуальной. В своих трудах авторы указывают на острую необходимость повышения двигательной активности современной молодежи. В первую очередь это связанно с гиподинамией в период обучения в образовательных организациях, а также с цифровизацией современного общества.

2. Проведенное нами исследование позволило выявить положительный эффект увеличения суточной двигательной активности на многие показатели физической подготовленности и функционального состояния организма студентов. В результате чего студенты отмечают о появлении интереса к самопознанию и саморазвитию через современные технологии, а также к занятиям физическими упражнениями. По завершению педагогического эксперимента студенты экспериментальной группы отмечают: повышение мозговой активности, аппетита, тонуса организма в течение дня и улучшение сна. Все эти факторы, несомненно, будут положительно влиять на физическое здоровье и успеваемость студентов при обучении в образовательных организациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоров Д.Е. Здоровье, физическая культура в жизни студента / Д.Е. Егоров, Е.С. Зам-чевская // Дискурс. - 2017. - №1 (3). - С. 19-24.

2. Каткова А.М. Физическая культура и спорт : учебное наглядное пособие / А.М. Каткова, А.И. Храмцова. - Москва : МПГУ, 2018. - 64 с.

3. Крамской С.И. Технологии формирования здорового образа жизни студентов: учебное пособие / С.И. Крамской, Зайцев В.П.; Манучарян С.В. - Белгород : БГТУ, 2012. - 190 с.

REFERENCES

1. Egorov, D., Zamchevskaya, E. (2017), "Health, physical culture in the life of a student", Discourse, No. 1(3), pp. 19-24.

2. Katkova, A. and Khramtsov, A. (2018), Physical culture and sport, study guide, Moscow.

3. Kramskoy, S., Zaitsev, V., Manucharyan S., V.P. Zaitseva, V., Kramskoy, S. (2012), Technologies for the Formation of a Healthy Lifestyle of Students, study guide, Belgorod.

Контактная информация: nohrin.mihail2013@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2022

УДК 796.011.1

ВЛИЯНИЕ 12-НЕДЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБОЙ НА СТРУКТУРУ И СОСТАВ ТЕЛА МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН

Мария Олеговна Одинцова, старший преподаватель Астраханский Государственный медицинский университет, Астрахань; Елена Игоревна Кондратенко, профессор, доктор биологических наук, Ирина Евгеньевна Янкевич, доцент, Алевтина Павловна Ярошинская, доктор биологических наук, профессор, Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Астрахань

Аннотация

Основная цель состояла в том, чтобы проанализировать структуру и состав тела у нетренированных женщин после 12-недельных занятий скандинавской ходьбой. Материал и методы: 26 женщин были разделены на две группы: ЭГ-опытная группа (n=13) и КГ-контроль (n=13). ЭГ приняла участие в 12-недельном тренинге по скандинавской ходьбе. Все участники были обследованы дважды: в начале и после эксперимента. Масса тела, окружность талии и бедер; анализ состава тела (метод BIA): ИМТ, клеточная масса тела (BCM), общая масса тела (TBW), внеклеточная (ECW) и внутриклеточная вода (ICW); регистрировали жировую (FM), свободную жировую (FFM) и мышечную (MM) массу. Для оценки интенсивности упражнений регистрировали частоту сердечных сокращений и концентрацию лактата. Полученные результаты: Анализ состава тела выявил существенные изменения: снижение ECW и увеличение ICW в группе ЭГ. Отмечены незначительные изменения: в КГ зафиксировано снижение ECW и FM, увеличение TBW и ICW, FFM, MM и BMR. Выводы: 12-недельные занятия скандинавской ходьбой повлияли на отложение жировой ткани, что предотвратило накопление жира в нижней части тела. Используемая тренировка была признана хорошим способом поддержания основного состава тела. Одновременное увеличение ICW и снижение ECW благотворно влияло на эффективность внутриклеточных механизмов и предотвращало отеки.

Ключевые слова: обучение скандинавской ходьбе, метод BIA, умеренные физические нагрузки, тренировки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p417-423

INFLUENCE OF 12-WEEK NORDIC WALKING CLASSES ON THE STRUCTURE AND BODY COMPOSITION OF YOUNG WOMEN

Maria Olegovna Odintsova, the senior teacher, Astrakhan State Medical University; Elena

Igorevna Kondratenko, the doctor of biological sciences, professor, Irina Evgenievna Yankevich, the docent, Alevtina Pavlovna Yaroshinskaya, the doctor of biological sciences, professor, Astrakhan State University named of V.N. Tatishcheva

Abstract

The main goal was to analyze the structure and composition of the body of untrained women after 12 weeks of Nordic walking. Material and methods: 26 women were divided into two groups: EG-experimental group (n=13) and KG-control (n=13). EG took part in a 12-week Nordic walking training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.