Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗАНЯТИЯ / СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тиканов А.О., Крыловский А.Ю., Пичугин Е.В., Грязева Д.В., Кравченко О.Е.

В статье изучается влияние дополнительных занятий физической культурой на здоровье студентов. Оценивается воздействие спортивных нагрузок на состояние организма, в общем. Осуществляется обзор методики оценки здоровья по Г.Л. Апанасенко. Проводится анализ начального показателя состояния здоровья и показателя состояния здоровья в конце учебного года у учащихся контрольной и экспериментальной подгрупп. Оценивается эффективность дополнительных спортивных нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тиканов А.О., Крыловский А.Ю., Пичугин Е.В., Грязева Д.В., Кравченко О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ADDITIONAL ACTIVITIES OF PHYSICAL CULTURE ON HEALTH OF STUDENTS

The article examines the impact of additional physical training on the health of students. The effect of sports loads on the state of the organism is assessed in general. A review of the health assessment methodology is carried out according to G.L. Apanasenko. An analysis is made of the initial health indicator and the state of health at the end of the school year for students in the control and experimental subgroups. The effectiveness of additional sports loads is assessed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ»

УДК 796.011.1

Тиканов А. О. студент Крыловский А.Ю.

студент Пичугин Е.В.

студент Грязева Д.В. студент Кравченко О.Е. студент Козлова Д.А. студент Мантуло Д.С. студент

ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России

Россия, г. Барнаул ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация: в статье изучается влияние дополнительных занятий физической культурой на здоровье студентов. Оценивается воздействие спортивных нагрузок на состояние организма, в общем. Осуществляется обзор методики оценки здоровья по Г.Л. Апанасенко. Проводится анализ начального показателя состояния здоровья и показателя состояния здоровья в конце учебного года у учащихся контрольной и экспериментальной подгрупп. Оценивается эффективность дополнительных спортивных нагрузок.

Ключевые слова: физическая культура, занятия, соматическое здоровье, студенты

Tikanov A. O. student

Altai State Medical University Barnaul, Russia Krylovskii A. Yu. student

Altai State Medical University Barnaul, Russia Pichugin E. V. student

Altai State Medical University Barnaul, Russia Gryazeva D. V. student

Altai State Medical University Barnaul, Russia Kravchenko O.E.

student

Altai State Medical University Barnaul, Russia Kozlova D.A. student

Altai State Medical University Barnaul, Russia Mantulo D.S. student

Altai State Medical University Barnaul, Russia

INFLUENCE OF ADDITIONAL ACTIVITIES OF PHYSICAL CULTURE ON HEALTH OF STUDENTS

Abstract: The article examines the impact of additional physical training on the health of students. The effect of sports loads on the state of the organism is assessed in general. A review of the health assessment methodology is carried out according to G.L. Apanasenko. An analysis is made of the initial health indicator and the state of health at the end of the school year for students in the control and experimental subgroups. The effectiveness of additional sports loads is assessed.

Key words: physical culture, occupations, somatic health, students

Актуальность: Роль физического воспитания в высшем учебном заведении это: укрепление здоровья, увеличение показателя физической работоспособности, приобретение и развитие физических качеств. Учебная программа ставит своей целью формирование физической культуры личности, направленно используя разнообразные средства физической культуры и спорта.

Программа обучения Алтайского государственного медицинского университета по предметам «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре» предусматривает два часа занятий спортом в неделю.

Современное общество и многочисленные исследования твердят, что два часа занятий в неделю недостаточно для поддержания оптимального физического состояния, поэтому мы решили изучить влияние дополнительных занятий по физической культуре на соматическое здоровье студентов.

Цель: проанализировать воздействие дополнительных занятий физической культурой на физическое состояния студентов.

Объект исследования: обучающиеся 2-4 курсов АГМУ.

Задачи исследования:

1. Установить начальный уровень физического состояния студентов;

2. Узнать уровень здоровья учащихся в конце учебного года;

3. Оценить влияние дополнительных занятий по физической культуре на студентов.

Материалы и методы: Для оценки соматического состояния крупных групп людей нужен оперативный метод, способный одновременно оценить в полной мере различные параметры. Так совместно с преподавателями кафедры физической культуры и здорового образа жизни АГМУ нами был использован экспресс - контроль здоровья по Г.Л. Апанасенко, который учитывает такие параметры, как:

1. Весоростовой коэффициент (индекс массы тела) - ^ОСТ^МТ^

_ „ Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)(мл.)

2. Жизненный индекс---—--

т тела (кг.)

_ ~ „ Динамометрия сильнейшей кисти (кг.)

3. Силовой индекс - ----—-— X 100%

т тела (кг.)

4. Двойное произведение -

Частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое хСистолическое артериальное давление (САд)

100

5. Тест Мартине-Кушелевского - время (в секундах) восстановления ЧСС до исходной величины после 20 приседаний за 30 секунд.

Все данные контроля оцениваются качественно - в баллах. Собранные данные по сумме баллов дифференцированы на 5 уровней здоровья: 1-низкий, 2 - ниже среднего, 3 - средний, 4 - выше среднего и 5 - высокий.

Применяя оценку уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко можно проводить как оценку состояния соматического здоровья, так и его коррекцию.

Результаты исследования: Эксперимент выполнялся с ноября 2016 года по май 2017 года. Число участвующих - 46 человек, они подразделены на 2 группы - контрольную и экспериментальную. Упражнения для контрольной группы проводились 1 раз в течении 7 дней по программе (два часа в неделю). Упражнения для экспериментальной группы проводились 1 раз в течении 7 дней по программе и 2 раза в течении этого времени осуществлялись дополнительные занятия (всего 6 часов в неделю).

До начала исследования был проанализирован первичный уровень состояния соматического здоровья контрольной и экспериментальной групп.

Оценка данных обследования учащихся в начале учебного года выявила схожий первичный уровень здоровья контрольной и экспериментальной групп, а именно: низкий показатель здоровья у 26.2 % испытуемых, ниже среднего - у 34.8%, средний - у 21.7 %, выше среднего - у 13 %, высокий - у 4.3% занимающихся.

■ Низкий ■ Ниже среднего ■ Средний ■ Выше среднего Высокий

Рисунок 1. Первичный уровень здоровья учащихся контрольной и

экспериментальной групп

В конце учебного года нами было повторно произведено исследование. Оценка данных тестирования выявила: среди учащихся контрольной группы низкий показатель здоровья имеют 17,4 % испытуемых, ниже среднего 26,2%, средний 30,4%, выше среднего у

21,7 %, высокий 4,3 % занимающихся. Среди студентов экспериментальной группы низкий уровень здоровья был определен у 4,3 % испытуемых, ниже среднего - у 13 %, средний - у 39,3 %, выше среднего - у 30,4 %, высокий - у 13 % занимающихся.

4,30%

■ Низкий ■ Ниже среднего ■ Средний ■ Выше среднего ■ Высокий

Рисунок 2. Уровень здоровья учащихся контрольной группы в

конце года

■ Низкий Ниже среднего ■ Средний ■ Выше среднего ■ Высокий

Рисунок 3. Уровень здоровья учащихся экспериментальной группы в конце года

Существенная доля студентов обладала низкими показателями здоровья в начале исследования. В конце исследования мы видим улучшение физического состояния студентов обеих групп, однако больший «прогресс» зафиксирован у экспериментальной группы. Полагаясь на результаты исследования, мы вправе смело судить о положительном воздействии дополнительных физических упражнений.

Выводы: Регулярные занятия спортом существенно уменьшают возможность образования болезней сердца и сосудов. Спортивные тренировки оказывают воздействие по поддержанию миокарда в тонусе, а также понижает результаты показателя холестерина в крови. Занятия спортом помогают уберечь организм от преждевременного развития болезней суставов и спины. Немаловажно то, что с помощью регулярных занятий физической культурой можно не только снизить вес, но также поддерживать его в стабильном состоянии.

Следует отметить, что внедрение дополнительных занятий физической культурой в учебную программу ВУЗа может быть весьма проблематичным. В таком случае студент может заниматься самостоятельно, увеличив свою ежедневную физическую активность, заменив занятия в высшем учебном заведении на ежедневную утреннюю зарядку, пробежки, велосипедные прогулки.

Использованные источники:

1. Бекиров Д.Э. Спортивные приложения как способ контроля образа жизни [Текст] / Д.Э. Бекиров, Э.И. Абдурашитова // Учетные записи Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2016. - № 2(4). - С. 34-40.

2. Скворцова, М.Ю. Повышение уровня здоровья студентов с использованием средств физической культуры [Текст] / М.Ю. Скворцова // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - Т.19 - № 7. - С. 41-43.

3. Артаманова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие. - М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2010.- 389 с.

4. Попов С.Н., Валеев Н.М., Гарасева Т.С. и др. Лечебная физическая культура: учебник для студентов высш. учебн. заведений / (под ред. Попов С.Н.). - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 416 с.

5. Руненко С.Д., Таламбум Е.А. Врачебный контроль. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. - М.: Издательский дом «Русский врач», 2009. - 84 с.

6. Епифанов В. А., Апанасенко Г. Л. Лечебная физическая культура и врачебный контроль. — М.: Медицина, 1990. — 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.