Научная статья на тему 'Влияние дополнительных мер демографической политики на процесс воспроизводства населения в регионе (на примере республики Дагестан)'

Влияние дополнительных мер демографической политики на процесс воспроизводства населения в регионе (на примере республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
236
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЖДАЕМОСТЬ / СМЕРТНОСТЬ / МИГРАЦИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдулманапов П. Г.

В статье рассматриваются проблемы регулирования демографических процессов в регионе, анализируются показатели рождаемости, смертности, миграции в Республике Дагестан. Определяется роль проводимых с 2007 г. дополнительных мер помощи семьям с детьми в увеличении рождаемости, в снижении смертности, в обеспечении мобильности населения республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние дополнительных мер демографической политики на процесс воспроизводства населения в регионе (на примере республики Дагестан)»

УДК 314.15

ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОЦЕСС ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ (на примере Республики Дагестан)

П. Г. АБДУЛМАНАПОВ,

кандидат экономических наук, научный сотрудник

E-mail: raha77@mail. ru Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН

В статье рассматриваются проблемы регулирования демографических процессов в регионе, анализируются показатели рождаемости, смертности, миграции в Республике Дагестан. Определяется роль проводимых с 2007г. дополнительных мер помощи семьям с детьми, по увеличению рождаемости, по снижению смертности, по обеспечению мобильности населения республики.

Ключевые слова: рождаемость, смертность, миграция, демографическая политика, продолжительность жизни.

Начиная с 2002 г. в Республике Дагестан четыре года подряд коэффициент рождаемости стабильно снижался, потянув за собой вниз также показатель общего числа рождений, и опустился до уровня 2001 г. Но в 2007—2009 гг. рост возобновился как в абсолютных показателях, так и в относительных, причем высокими темпами. Такое резкое увеличение рождаемости было обусловлено дополнительными мерами государственного стимулирования рождаемости в стране, в особенности введением материнского капитала за второго ребенка в семье. В настоящее время коэффициент суммарной рождаемости также свидетельствует о том, что в Республике Дагестан происходит хотя и медленное, но постоянное увеличение интенсивности деторождения как среди городского, так и сельского населения.

Суммарный коэффициент рождаемости в прошлом столетии почти неуклонно снижался. В

начале 2000-х гг. этот показатель немного вырос, что было обусловлено реализацией отложенных в период социально-экономических реформ и финансовых кризисов в стране рождений третьих или четвертых детей женщинами старших возрастов. Рост рождаемости оказался недолгим, и к середине десятилетия уровень снова опустился ниже показателя 2001 г. — до 1,64. В последующие годы суммарный коэффициент рождаемости в регионе стабильно рос и к настоящему времени составил 1,96, что на 27,5 % выше аналогичного показателя по России в целом (1,54). Можно предположить, что повышение рождаемости с 2007 г. обусловлено прежде всего началом реализации государственных мер помощи семьям с детьми. Для подтверждения этой гипотезы необходимо провести компонентный анализ изменения показателей рождаемости.

Если бы повышение рождаемости в 2007 г. не было связано с началом реализации новых мер помощи семьям с детьми, то прирост показателей был бы, видимо, при прочих равных условиях примерно таким же, как в 2006 г. по сравнению с 2005 г. и коснулся бы не только вторых и последующих рождений, но и первых. Суммарный коэффициент рождаемости в 2005 г. составил 1,693, в 2006 г. — 1,642, в 2007 г. — 1,808. Таким образом, если в 2006 г. прирост этого показателя составил — 0,051, то в 2007 г. он уже был 0,166 (рис. 1). Для сравнения, до этого в постсоветском Дагестане положительный

0.2 0,15 ОД 0,05 О

-0,05 -0.1

Ш ' Ш~

2000 2001

Ж

20о| 2004 2005 2006

Рис. 1. Динамика прироста суммарного коэффициента рождаемости в Республике Дагестан

прирост суммарного коэффициента рождаемости был только в 2002 г., когда по сравнению с 2001 г. он увеличился на 0,066.

Увеличение показателей рождаемости в 2007 г. было самым высоким в истории республики и сопоставимо с тем, какое имело место в годы наибольшего повышения рождаемости в 1980-е гг. Следовательно, есть основания полагать, что оно действительно явилось результатом начавшейся реализации новых мер государственной помощи семьям с детьми. Об этом свидетельствует и из-

56 54 52 50 48 45 44 42

41 000

40 000

39 000 38 500

у= -329,1 х + 41 954

Рис. 2. Количество детей, родившихся живыми, у женщин в возрасте 15—49 лет в 2003—2009 гг.: а — на 1 000 женщин, б — общее количество

менение возрастных коэффициентов рождаемости.

Для того чтобы определить степень воздействия дополнительных мер или выявить их вклад в повышение рождаемости, необходимо рассчитать вероятностное развитие процессов в случае сохранения текущих тенденций предшествующих лет до введения новых мер помощи семьям с детьми. Для этого берутся имеющиеся данные за четыре последних года до начала реализации мер (2003—2006 гг.) по показателю родившихся живыми у женщин в возрасте 15—49 лет, а также его коэффициенты (на 1 000 женщин в возрасте 15—49 лет), строится линейный график, и добавляется линия тренда развития с прогнозом на три года вперед — до 2010 г. (рис. 2).

Графическим методом или с помощью уравнения линии тренда легко можно определить показатели за 2007—2009 гг. Полученные данные отражают вероятностное развитие процессов рождаемости в регионе, если бы не начали реали-зовываться дополнительные меры, которые обусловили слом имеющихся тенденций. Сравнивая их с официальными статистическими данными, определяем действительный вклад предпринимаемых с 2007 г. усилий руководства страны в рост численности населения (табл. 1).

Таким образом, выясняется, что реальные показатели рождаемости значительно превышают вероятностные за все годы реализации правительственных мер и в среднем каждый год обеспечивают дополнительно более 8 тыс. рождений. В целом за весь этот период в республике удалось добиться прироста рождаемости более чем на 25 тыс. чел. Что касается коэф-

Таблица 1

у= -1,29 X+56,3

Динамика рождаемости при условии отсутствия дополнительных мер помощи семьям с детьми, реализуемых с 2007 г.

Год Количество родившихся детей у женщин в возрасте 15—49 лет Количество родившихся детей на 1 000 женщин в возрасте 15—49 лет

Вероятное Реальное Разница Вероятное Реальное Разница

2007 40 365 45 470 5 105 50 56,6 6,63

2008 40 083 49 465 9 382 48,7 61,1 12,37

2009 39 802 50 416 10 614 47,5 62,1 14,6

Российская Федерация

Южный федеральный округ

Республика Дагестан

55 60 65 70 75

а

72 74 76 78

б

Рис. 3. Различия в продолжительности жизни населения в 2009 г. в России в целом, в Южном федеральном округе и в Республике Дагестан, лет: а — среди мужчин; б — среди женщин

фициента рождаемости на 1 000 женщин репродуктивного возраста, то и здесь наблюдается рост. Например, если бы сохранились тенденции рождаемости 2003—2006 гг., то в 2009 г. этот коэффициент составил бы 47,5 рождений против отмеченного 62,1. Проведенные расчеты показывают, что благодаря дополнительным мерам помощи семьям с детьми показатель рождаемости на 1 000 женщин в возрасте 15—49 лет в республике в 2009 г. вырос более чем на 30 %.

В целом в регионе ситуация с рождаемостью благоприятная. Анализ показателей рождаемости раскрывает зависимость роста уровня рождаемости от реализуемых с 2007 г. дополнительных мер помощи семьям с детьми. Это свидетельствует о том, что в Республике Дагестан демографические процессы, в частности рождаемость, поддается стимулированию, а экономические инструменты демографической политики наиболее эффективны.

Проблема сокращения людских потерь из-за преждевременной смертности остается наиболее актуальной задачей демографической политики в России [3]. Несмотря на явные сдвиги, характеризующиеся ростом продолжительности жизни населения с 2008 г., ситуация в Республике Дагестан выглядит существенно лучше не только по сравнению с Российской Федерацией, но и с Южным федеральным округом1. Если сравнить показатели по республике с Россией в целом и Южным федеральным округом, то в настоящее время разрыв в

1 Имеются в виду 13 регионов России, составляющих в настоящее время Южный и Северо-Кавказский федеральные округа.

продолжительности жизни для мужчин составляет соответственно 7,45 и 4,95 года, для женщин — 2,95 и 1,84 года (рис. 3).

Начиная с 2000 г. наблюдался устойчивый рост продолжительности жизни, прекратившийся в 2008 г., достигнув отметки 74,4 года. В последнее время продолжительность жизни мужского населения превышает 70 лет, а у женщин — 77 лет. Таким образом, в результате мер, предпринятых в 2007—2008 гг., удалось добиться незначительного роста продолжительности жизни населения, но этот уровень оказался временным. Чтобы рост был стабильным, необходимо правильно выстроить путь долгосрочного развития.

В настоящее время имеется большой разрыв в 7,4 года в показателях по мужскому и женскому населению, что связано с высокой смертностью мужского населения из-за неестественных причин.

Коэффициенты смертности, рассчитанные на 1 000 чел. населения соответствующего возраста, у мужского населения превышают показатели среди женского населения республики. Для дальнейшего увеличения продолжительности жизни необходимо в первую очередь добиваться снижения смертности мужского населения.

На фоне существующих различий в смертности выбор приоритетных направлений ее снижения представляется далеко не очевидным. При этом приоритетные задачи в Программе улучшения демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2015 года [6] в явном виде обозначены. В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года [5], а также в упомянутой региональной программе акцент сделан лишь на возрастных и нозологических аспектах снижения смертности, чего явно недостаточно. Во-первых, отсутствует гендерный аспект проблемы, несмотря на то, что в Дагестане сохраняется высокий разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин, хотя по сравнению с Россией в целом этот показатель значительно ниже. Таким образом, проблема повышения продолжительности жизни — это вопрос ускоренного снижения мужской смертности. Известно, что мужская смертность более отзывчива и на позитивные, и на негативные влияния. Это означает, что задачи по снижению смертности должны иметь гендерный аспект. Без концентрации усилий именно на мужской смертности общие темпы прироста продолжительности жизни населения будут ниже.

Во-вторых, территориальное соотношение. Районы Республики Дагестан имеют высокую

Российская Федерация

Южный федеральный округ

Республика Дагестан

& # # # # V "Г "Г V "Г "г

-Дагестан

Рис. 4. Динамика смертности от всех причин на 1 000 чел. населения в трудоспособном возрасте в России и Республике Дагестан в 1990—2008 гг.: а — среди мужчин; б — среди женщин

дифференциацию по уровню смертности — от 442,9 умерших на 100 тыс. населения в Тляратинском районе до 1 213,5 — в Кулинском районе. Относительно высокая смертность населения наблюдается также в Курахском, Тарумовском и Чародинском районах. В территориальном разрезе зависимости коэффициента смертности от природно-климатических условий не наблюдается.

Территориальное разнообразие имеет в своей основе существенный компонент социальной неоднородности, что составляет третий аспект проблемы. Многочисленные исследования показали, что различия социального состава в значительной мере определяют вариацию смертности в дагестанских районах, поскольку принадлежность человека к определенной социальной группе влияет на поведенческие стереотипы, в том числе в отношении здоровья, и определяет доступность инфраструктуры здорового образа жизни.

Анализ смертности трудоспособного населения показывает, что Дагестан и Россия не имеют единой тенденции. Если в республике отмечается устойчивое снижение смертности в трудоспособных возрастах, то в стране в целом большую часть периода с 1990 г. по настоящее время отмечен рост смертности трудоспособного населения (рис. 4).

Таким образом, если оценивать приоритетность возрастных групп для достижения снижения смертности в Дагестане, то акцент на мужском населении трудоспособных возрастов не вызы-

вает сомнения. Во-первых, в последние годы наблюдается отставание от европейских уровней в этих возрастах. Во-вторых, младенческая смертность на изменение продолжительности жизни населения оказывает гораздо меньшее воздействие, чем смертность трудоспособных групп. В-третьих, возрастной период до 65 лет рассматривается как интервал, в котором значительная часть смертей считается предотвратимой усилиями здравоохранения. При этом в понятие здравоохранения вкладывается система комплексной профилактики поведенческих факторов риска, своевременного выявления и диагностики возникшего заболевания, адекватного и качественного лечения, восстановления остаточного потенциала здоровья.

На интенсивность, форму, структуру и направления миграционных процессов решающее воздействие оказывает в регионе сложившаяся социально-экономическая, криминальная и политическая обстановка. В 2009 г. число выезжающих за пределы республики граждан превысило число прибывших, и миграционная убыль населения составила 8 045 чел., что почти в два раза больше, чем в 2000 г. (табл. 2).

Наибольшая миграционная активность наблюдалась в 2008 г. В следующем году по сравнению с 2008 г. миграционная убыль уменьшилась. На снижение отрицательного сальдо миграции в значительной мере повлияли межрегиональные миграционные обмены населения. Так, число прибывших в Республику Дагестан увеличилось в 2009 г. на 9,4 %, в то время как выбывших стало больше всего на 2,8 %.

Управление Федеральной миграционной службы по Республике Дагестан информацией о точной численности уезжающих трудовых ресурсов не располагает. Значительная часть уезжающих дагестанцев находят заработок в Москве и Московской области. По мнению экспертов, каждый день из

Таблица 2

Общие итоги миграции населения в Республике Дагестан в 2000—2009 гг., чел. [4]

Показатель 2000 2005 2007 2008 2009

Прибывшие 31 135 27 064 47 786 31 027 33 946

Выбывшие 35 653 33 129 48 707 40 841 41 991

Миграционный прирост —4 518 —6 065 —921 —9 814 —8 045

республики в столицу отправляются приблизительно 1 000 чел. Такой же численности миграционный поток устремляется в обратном направлении [2].

Анализ миграционных потоков свидетельствует, что по-прежнему сохраняется положительное сальдо в миграционных обменах со странами СНГ и отрицательное — со странами дальнего зарубежья. Из стран дальнего зарубежья в большей степени миграционный обмен наблюдается с Израилем и Германией.

Республика Дагестан за последние годы становится привлекательной территорией для иностранной нелегальной трудовой миграции. Анализ миграционных карт свидетельствует о том, что у значительной части иностранных граждан цель визита не соответствует заявленной при въезде. Более 80 % нелегально осуществляющих трудовую деятельность иностранных граждан целью визита заявляют частные причины. По окончании сроков регистрации 30 % иностранных граждан не выезжают из Российской Федерации и пополняют ряды нелегалов [1].

Основная часть нелегальных мигрантов в Дагестане — это граждане стран с визовым режимом (Вьетнама, Грузии, Китая и Турции). Из них значительную долю составляют представители Вьетнама. Сфера их деятельности — это, как правило, торговля и строительство. Анализ концентрации мест проживания мигрантов указывает на их высокую степень урбанизации (города Махачкала, Хасавюрт, Кизилюрт).

Все граждане Вьетнама прибыли в Российскую Федерацию с визой, но по окончании срока пребывания не выехали обратно. Они считают, что полукриминальное положение выгоднее, чем легализованное трудоустройство по договору.

Второй по значимости причиной пребывания значительного количества мигрантов в трудоизбыточном регионе выступает толерантное отношение местного населения к приезжим. Дагестан — республика многонациональная и многоконфессиональная, национализм и шовинизм здесь проявляются в меньшей степени, чем в моноэт-ничных регионах. Отчасти этим обусловливается миграционная привлекательность республики для иностранных граждан.

Таким образом, нелегальная трудовая миграция на территории Республики Дагестан имеет как позитивные, так и негативные стороны. Мигранты усиливают напряженность на региональном рынке труда, уклоняются от уплаты налогов в бюджет, подпитывают коррупционную среду в правоох-

ранительных органах. С другой стороны, наличие на рынке труда дешевой рабочей силы экономит денежные средства домохозяйств на строительство и ремонт жилья, вынуждает повышать производительность и дисциплину местной рабочей силы.

Миграция является важным компонентом демографического и социально-экономического развития региона и его отдельных территорий. Для трудоизбыточного и в то же время депрессивного региона имеет значение как внешняя (международная или межрегиональная) миграция, так и внутренняя (межрайонные перемещения людей). По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, отрицательное сальдо внешней миграции в 2009 г. поглотило около одной четверти естественного прироста в формировании общей численности населения. Во внутренних перемещениях в Дагестане участвовали около 26 тыс. чел. [4]. Во внутриреспубликанских миграциях на постоянное место жительства было задействовано около 1 % населения региона. Однако по-прежнему миграционная подвижность населения в пределах Дагестана остается слабой, поскольку дагестанцы привязаны к родным местам — селам, малым городам, где родились, выросли они сами и их предки. В большей степени внутренние миграционные потоки направлены из сельской местности в городскую и из горной зоны в равнинную.

Общая миграционная картина по миграции на постоянное место жительства показывает четкое разделение территории республики на абсолютно неравнозначные по площади и количеству субъекты зоны. Первая зона миграционного оттока населения охватывает тридцать один район. Это количество несколько сократилось по сравнению с предыдущими годами. Вторая зона включает в себя десять муниципальных районов Дагестана, в которых отмечается приток мигрантов, т. е. сальдо с учетом внешней и внутренней миграции положительное. Сюда же можно отнести и два города, в которых приток мигрантов превышает отток — Дербент и Южно-Сухокумск.

Есть несколько причин, обусловливающих подобную мозаичность дагестанских территорий по результативности миграции.

Это, во-первых, неравномерный уровень социально-экономического развития районов республики, что приводит к неодинаковой привлекательности территорий для мигрантов. Столица и экономически развитые районы с диверсифицированными рынками труда, ярко выраженными

потребностями в рабочей силе, возможностями трудоустройства и заработков, более высоким уровнем зарплаты, развитой социальной инфраструктурой притягивают мигрантов. Напротив, районы депрессивные в экономическом плане, с отсутствием рабочих мест и низким уровнем зарплаты выталкивают население.

Во-вторых, различия в транспортно-гео-графическом положении районов. Близость к транспортным магистралям, к городам привлекает мигрантов, поскольку в таких местах проще реализовать предпринимательский потенциал в сфере торговли, найти работу. Этим обусловлен рост населенных пунктов и торгово-производственных точек вдоль федеральной трассы на всей территории республики.

В-третьих, дифференциация природно-климатических условий всегда предопределяла масштабы и характер миграционных потоков внутри региона. Очевидно, что привлекательность равнинных районов Дагестана обусловлена помимо прочих обстоятельств также благоприятным климатом, наличием морского побережья. Все это позво-

Список литературы

ляет развиваться многим видам экономической деятельности — сельскому хозяйству, торговле, общественному питанию, сфере услуг. Многие из них характеризуются быстрым оборотом средств, обеспечивают достаточно стабильные заработки населению, в том числе мигрантам.

В-четвертых, наличие родственных связей становится основой для притягивания мигрантов, особенно молодежи. Подобное положение дел свойственно миграции из горных районов, откуда уезжает молодое население.

Складывающаяся ситуация опасна с геополитической точки зрения. Демографическое опустошение в горной территории создаст объективные предпосылки для ликвидации существующих населенных пунктов, целых хозяйственно освоенных районов с одновременным и безвозвратным разрушением социальной и хозяйственной инфраструктуры. В среднесрочной перспективе следует сбалансировать территориальное распределение населения в масштабах республики, а также реализовать устойчивые стратегии в области развития административно-территориальных образований.

1. Абидов М. Х. Миграция населения и миграционная политика в Дагестане // Народонаселение. 2008. № 1.

2. Абдулманапов П. Г. Миграционный оборот между Дагестаном и Москвой и его роль в решении проблем безработицы // Сегодня и завтра российской экономики: научно-аналитический сборник. 2008. № 21.

3. Демографическое развитие России в XXI веке / под ред. акад. Осипова Г. В. и проф. Рыбаковского Л. Л. М.: Экон-Информ, 2009.

4. Демографический ежегодник Дагестана. 2009 год: стат. сб. Махачкала: Дагестанстат, 2010.

5. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 № 1270-р.

6. Программа улучшения демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2015 года: закон Республики Дагестан от 26.12.2008 № 67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.