Научная статья на тему 'Трансформация демографических процессов в Республике Дагестан под влиянием демографической политики'

Трансформация демографических процессов в Республике Дагестан под влиянием демографической политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
392
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ / РОЖДАЕМОСТЬ / СМЕРТНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МОНИТОРИНГ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдулманапов Пирмагомед Габибуллаевич

Рассматриваются демографические процессы в Республике Дагестан за постсоветский период, анализируются изменения динамики рождаемости, смертности, миграции населения, выявляется степень воздействия мер демографической политики на демографические тренды в регионе. Предлагаются меры по совершенствованию демографической политики с учетом региональных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация демографических процессов в Республике Дагестан под влиянием демографической политики»

Трансформация демографических процессов в Республике Дагестан под

влиянием демографической политики Transformation of demographic processes in the Republic of Dagestan under

the influence of population policy

Абдулманапов Пирмагомед Габибуллаевич

к.э.н., старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного института народного хозяйства

e-mail: [email protected]

Аннотация

Рассматриваются демографические процессы в Республике Дагестан за постсоветский период, анализируются изменения динамики рождаемости, смертности, миграции населения, выявляется степень воздействия мер демографической политики на демографические тренды в регионе. Предлагаются меры по совершенствованию демографической политики с учетом региональных особенностей. Abstract

Demographic processes in the Republic of Dagestan for the Post-Soviet period are considered, changes of dynamics of birth rate, mortality, population shift are analyzed, extent of impact of measures of population policy on demographic trends in the region comes to light. Measures for improvement of population policy taking into account regional features are offered.

Ключевые слова: демография, воспроизводство населения, рождаемость, смертность, демографическая политика, мониторинг демографической ситуации.

Keywords: demography, reproduction of the population, birth rate, mortality,

population policy, monitoring of a demographic situation.

1

Демографическая проблематика за последнее десятилетие стала актуальнейшей целью как на федеральном так и региональном уровнях. В своих ежегодных посланиях Федеральному собранию Президент России В.В.Путин обращал внимание на вопросы демографического развития страны. С 2007 г. в стране осуществляется политика демографической стабилизации для вывода общества из социально-демографического кризиса. В этих целях был введен материнский (семейный) капитал, начата реализация программы «Родовой сертификат», увеличены пособия на детей, введена единовременная выплата при передаче ребенка в семью, утверждена Концепция демографического развития страны. На региональном уровне Республикой Дагестан была разработана и принята «Программа улучшения демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2015 года», которая с января 2014 года была заменена республиканской целевой программой «Улучшение демографической ситуации в Республике Дагестан на период до 2018 года».

Безусловно, перечисленные выше нормативные акты и мероприятия имеют большое значение при формировании демографической ситуации в регионе. Однако, этого не достаточно для предотвращения республики от демографического кризиса, который будет обусловлен социальными и социально-экономическими факторами. Прогноз демографического развития на ближайшую перспективу не утешителен. В настоящее время Дагестан относится к тем немногим субъектам федерации, где сохраняется демографическая благополучность, однако, при сохранении сложившихся демографических тенденций к 2050 г. депопуляция может стать характерным явлением для региона.

Всесторонний анализ демографической ситуации - необходимое

условие подготовки концептуальных, программных документов,

определяющих стратегию демографической политики. С помощью анализа

выявляются наиболее острые демографические проблемы, требующие

2

первоочередного решения, и тем самым определяются приоритетные направления этой политики. Он дает возможность в дальнейшем сравнивать изменения демографических параметров с тем их уровнем, который имел место перед началом проведения демографической политики. На его основе возможны оценки эффективности демографической политики, внесение необходимых корректив в ее реализацию в связи с изменениями в демографической ситуации. В связи с этим необходимо, чтобы анализ демографической ситуации проводился постоянно, в режиме мониторинга.

Целью проведения мониторинга является обеспечение возможности постоянного учета изменений в демографической ситуации в ходе разработки и реализации демографической политики, при разработке демографических прогнозов (особенно краткосрочных и среднесрочных), а также для адекватного учета трансформации демографического фактора при подготовке и осуществлении тех или иных программ в социально-экономической сфере жизнедеятельности общества.

Республика Дагестан является самым крупным регионом СКФО по численности населения. На нее приходится более 30% от общей численности населения округа. Немного меньше населения в Ставропольском крае - 29%.

Самое высокое значение коэффициента рождаемости в Республике Дагестан имело место в 1960 г. - 40 родившихся в расчете на 1000 населения. В последующем данный показатель устойчиво снижалось до 2000 года, в котором коэффициент рождаемости составил 17,7 промилле. Максимальное число новорожденных зарегистрировано в 1987 году - 51,0 тыс. человек [2].

Рост рождаемости возобновился в 2007 г., обусловленное началом реализации дополнительных мер государственной помощи семьям с детьми в стране [1]. Ощутимый прирост коэффициента рождаемости наблюдался в первые два года после введения материнского (семейного) капитала. В дальнейшем его рост оказался незначительным - всего на 0,3 пункта в среднем за четыре года.

Наиболее верным показателем уровня рождаемости является суммарный коэффициент рождаемости. В таких условиях, как низкая смертность, для простого замещения поколений суммарный коэффициент рождаемости должен быть на уровне 2,33. Суммарный коэффициент рождаемости выше 2,4 принято считать высоким, а ниже 2,15 - низким.

Данный показатель рождаемости за долгие годы стабильно снижался. В начале 2000-х годов этот показатель немного вырос, что было обусловлено реализацией отложенных в период социально-экономических реформ и финансовых кризисов в стране рождений третьих или четвертых детей женщинами старших возрастов. [4] Такое укрепление динамики рождаемости оказался недолговечным, и к 2005 году ее уровень опустился ниже показателя 2001 г. В 2007-2008гг. суммарный коэффициент рождаемости в регионе уверенно рос. В 2011г. рост еще ускорился и к настоящему времени его величина составила - 2,03. Это на 20% выше аналогичного показателя в целом по России (рис.1).

Городское население Сельское население Все население

Рисунок 1. Динамика суммарного коэффициента рождаемости в Республике Дагестан в 1990-2009 гг. [6]

Вопросы уменьшения человеческого потенциала из-за преждевременной смертности по настоящее время остаются наиболее актуальными для России. В стране наблюдаются явные позитивные сдвиги в деле роста продолжительности жизни населения с 2008 г. Тем не менее, ситуация в регионе выглядит значительно лучше как при сравнении с общероссийскими показателями, так и по сравнению с СКФО. По данным Росстата в 2012г. разрыв в продолжительности жизни для мужчин составляет при сравнении Республики Дагестан и России в целом - 7 лет, Республики Дагестан и Северо-Кавказского федерального округа - 2,7 года, а для женщин, соответственно - 2,24 и 0,81 года (рис. 2).

Рисунок 2. Продолжительность жизни населения, 2012 г. [6]

В 2012 г., продолжительность жизни всего населения региона составила около 75 лет. До сих пор сохранился, наблюдавшийся до периода начала реализации дополнительных мер демографической политики, существенный разрыв в показателях по мужскому и женскому населению. Подобная ситуация детерминирована высокой смертностью мужского населения из-за смертности от внешних причин - отравлений, травм, убийств, самоубийств, смертности от террористических актов.

Уровень смертности населения в Республике Дагестан имеет долгосрочную тенденцию к снижению. Однако, в программах по улучшению ситуации со смертностью необходимо уделять особое внимание вопросам

ускоренного снижения мужской смертности, проблемам территориальной дифференциации уровня смертности, а также динамике младенческой смертности [3].

Территории республики разнообразны по показателям смертности и коэффициент смертности варьирует от 4,3 умерших на 1000 населения в Тляратинском районе до 9,6 в Чародинском. Высокий уровень смертности отмечается также в Курахском, Тарумовском, и Кулинском районах. Низкий уровень смертности населения сложился в Ахвахском, Ботлихском, Гумбетовском, Унцукульском, Цунтинском районах.

В начальный период социально-экономических реформ 1990-х гг. больше всего смертей приходилось на причину болезней сердечнососудистой системы, и чуть меньше на несчастные случаи, отравления и травмы (рис.3). Но смертность от болезней системы кровообращения имела тенденцию к снижению, а от внешних причин - к увеличению. В результате таких разнонаправленных трендов в начале второй половины 1990-х гг. на самую верх среди причин смертности вышла причина смерти от несчастных случаев, отравлений и травм, и по настоящее время она является самой значимой причиной смертности населения республики в трудоспособном возрасте. Рост показателя смертности от внешних причин продолжался до

2010 г., достигнув отметки 1300 человек умерших, и лишь за последние годы наметилась обратная тенденция.

Что касается показателя смертности от болезней системы кровообращения, то он до настоящего времени продолжает снижаться. В 2009-2010гг. он сравнялся с показателем смертности от новообразований, а с

2011 г. опустился ниже уровня последней, заняв третье место среди причин смерти в регионе по значимости с величиной 694 человека. Новообразования как причина смерти трудоспособного населения занимает второе место, а ее уровень за последнее время держится в районе 800 случаев смерти в год.

Рисунок 3. Умершие по основным классам причин смерти в трудоспособном возрасте, все население (человек) [6]

Начиная с 2010 г. миграционная активность населения региона резко усилилась [5]. Так, в 2010 г. число выбивших за пределы республики увеличилось по сравнению с предыдущим на 8,5%, в следующем года - на 23,5%, и в 2012 г. - на 12,7%. В целом за три года поток уезжающих увеличился на 50%, в то время как, прибывающих - всего на 16%. В результате такой динамики миграционная убыль населения за три года увеличилась почти в 3 раза.

Территорию Республики Дагестан можно разбить на две зоны по миграции на постоянное место жительства в зависимости от характера превалирования потоков. Первая зона - это зона миграционного оттока населения. В 2004 г. она охватывала 27 административных районов региона и 6 городов, в том числе столица республики. В основном это горные территории республики, за исключением Каякентского района. Вторая зона, где сложилось положительное сальдо миграции, включала в себя 14 районов. К последним относятся следующие муниципальные районы Республики Дагестан: Бабаюртовский, Буйнакский, Кизилюртовский, Кизлярский, Кулинский, Кумторкалинский, Магарамкентский, Новолакский, Ногайский,

Сергокалинский, Тарумовский, Хасавюртовский, Цумадинский, Шамильский. Сюда же можно относить и 4 города, в которых приток мигрантов превышал над оттоком - Дербент, Избербаш, Каспийск, Южно-Сухокумск. За исключением трех горных районов, это равнинные территории региона.

Если десять лет назад в миграционных процессах преобладали внутриреспубликанские потоки, то к настоящему времени ситуация изменилась коренным образом. Миграционные настроения населения, в основном, в последнее время имеют ориентиры на внешнюю миграция, т.е. на выезд за пределы региона. Раньше имелась тенденция переселения из горных территорий республики в равнинную, а из сельской местности - в городскую. Теперь люди уезжают в другие регионы страны со всей территории Республики Дагестан.

Благополучная обстановка в миграционном плане по данным на 2012г. сложилась в трех муниципальных районах - Ахвахском, Буйнакском, Новолакском, - и в одном городе - г.Каспийск. Но и здесь положительный миграционный прирост носит временный или незначительный характер. Так, в Ахвахском районе за весь предшествующий период имело место отрицательное сальдо миграции, а показатель миграционного прироста за 2012.г. в расчете на 10 тыс. человек населения составляет всего 6,3 человека. Похожая картина наблюдается также и в Буйнакском районе с величиной коэффициента миграционного прироста в 13,8 промилле. Только Новолакский район демонстрирует положительную динамику миграционного прироста за весь анализируемый период, но и здесь складывается тенденция снижения уровня данного показателя - с отметки 150,8 человек в 2007 г. опустилось до 87,9 человек в 2012 г.

Большие миграционные потери в настоящее время несут районы:

Ногайский, Хивский, Табасаранский, Агульский, где коэффициент

миграционного прироста (миграционный прирост за год на 10 000 человек

населения) ниже уровня -300. Высокая миграционная убыль наблюдается

8

также в Рутульском, Каякентском, Дахадаевском, Цунтинском, Тляратинском и Акушинском муниципальных районах.

Таким образом, с началом реализации дополнительных мер помощи семьям с детьми возобновился рост рождаемости. Ситуация с продолжительностью жизни в Республике Дагестан выглядит существенно лучше по сравнению с Российской Федерацией и с СКФО. Миграционные процессы в регионе в последние годы усилились, в миграционных потоках начали преобладать векторы, направленные за пределы региона.

Вместе с тем, достигнутые в 2006-2012гг. демографические успехи -это уже прошлое, в то время как ближайшее будущее не столь оптимистично. Угроза депопуляции может стать реальной проблемой для региона, когда демографический фактор будет выступать решающим в экономическом росте и увеличении показателя валового регионального продукта, когда несбалансированное демографическое развитие и неадекватное интересам общественного развития миграция, приводящая к опустошению горных территорий, обусловит развал ранее эффективно действовавшего хозяйства отдельных территорий республики.

Чтобы перейти от достигнутой в последние годы стабилизации демографических процессов, обеспечивающих простое воспроизводство населения, к следующей задаче - к расширенному воспроизводству, нужны новые меры. Разработка новых мер демографической политики должна вестись по ряду направлений, среди которых - усиление стимулирования рождения вторых и третьих детей, снижения возраста вступления в брак и более ранних сроков рождения первого ребенка. Должно быть принято во внимание мнение населения об уже применяемых и предлагаемых им мерах.

Вместе с разработкой и реализацией федеральных мер в данной сфере должны активизироваться и республиканские органы власти. Направлениями активизации региональной деятельности в демографической сфере могут быть введение специальных пособий при рождении третьего и последующих

детей в размере прожиточного минимума ребенка в семьях, введение регионального материнского капитала.

Литература

1. Абдулманапов П.Г. Влияние дополнительных мер демографической политики на процесс воспроизводства населения в регионе (на примере Республики Дагестан) // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №35(242). С. 37-43.

2. Абдулманапов П.Г. Демографические основы формирования трудовых ресурсов в республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. №04. С. 288-291

3. Абдулманапов П.Г. Продолжительность жизни населения и резервы ее повышения в Республике Дагестан // Управление экономическими системами, 2011. №(36)

4. Абдулманапов П.Г. Стимулирование рождаемости в Республике Дагестан Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов - 2011»

5. Абидов М.Х. Миграция населения и миграционная политика в Дагестане // Народонаселение. 2008. №1. С. 31-35.

6. Демографический ежегодник Дагестана, 2012 год. Статистический сборник / Дагестанстат РД - Махачкала, 2013.

7. Сагидов А.К. Основные направления совершенствования здравоохранения в регионе // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 88-93.

8. Хаджалова Х.М. Развитие социальной инфраструктуры региона в повышении качества жизни // Труд и социальные отношения. 2011. №2. С. 105-112.

Literature

1. Abdulmanapov P. G. Influence of additional measures of population policy on process of reproduction of the population in the region (on the example of the Republic of Dagestan)//the Economic analysis: theory and practice. 2011. No. 35(242). Page 37-43.2. Abdulmanapov P. G. Demographic bases of formation of a manpower in the Republic of Dagestan//Regional problems of transformation of economy. 2009. No. 04. Page 288-291

3. Abdulmanapov P. G. Life expectancy of the population and reserves of its increase in the Republic of Dagestan//Management of economic systems, 2011. No. (36)

4. Abdulmanapov P. G. Stimulation of birth rate in the Republic of Dagestan Materials of the International youth scientific forum "Lomonosov — 2011"

5. Abidov M. H. Population shift and migration policy in Dagestan//the Population. 2008. No. 1. Page 31-35.

6. Demographic year-book of Dagestan, 2012. The statistical collection / Dagestanstat of RD - Makhachkala, 2013.

7. Sagidov A.K. The main directions of improvement of health care in the region//Questions of structurization of economy. 2012. No. 3. Page 88-93.

8. Hadzhalova H.M. Development of social infrastructure of the region in improvement of quality of life//Work and the social relations. 2011. No. 2. Page 105-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.