Научная статья на тему 'Влияние долговой нагрузки на российскую экономику'

Влияние долговой нагрузки на российскую экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6093
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА / ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ДИНАМИКА И ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / THE DEBT BURDEN / EXTERNAL PUBLIC DEBT / INTERNAL PUBLIC DEBT / DYNAMICS AND INFLUENCE OF PUBLIC DEBT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Екатерина Викторовна, Ковалев Дмитрий Владимирович

Рассматривается государственный долг России, его динамика и влияние, которое он оказывает на экономику страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние долговой нагрузки на российскую экономику»

Influence of debt load of the Russian economy Romanova E. , Kovalev D. (Russian Federation)

Влияние долговой нагрузки на российскую экономику Романова Е. В.1, Ковалев Д. В.2 (Российская Федерация)

Романова Екатерина Викторовна /Romanova Ekaterina - студент, кафедра экономики и управления бизнес-процессов, экономический факультет;

2Ковалев Дмитрий Владимирович / Kovalev Dmitrii - студент, кафедра экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов, экономический факультет, институт управления бизнес-процессами и экономики, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: рассматривается государственный долг России, его динамика и влияние, которое он оказывает на экономику страны.

Abstract: the public debt of Russia is considered. Also this article includes its dynamics and impact which the public debt has on national economy.

Ключевые слова: долговая нагрузка, внешний государственный долг, внутренний государственный долг, динамика и влияние государственного долга Российской Федерации.

Keywords: the debt burden, external public debt, internal public debt, dynamics and influence of public debt of the Russian Federation.

Государственный долг — это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране [1].

На современном этапе развития для большинства развитых стран характерно наличие большой государственной задолженности. Поскольку займы необходимо выплачивать с процентами, а также в назначенный срок, государствам не всегда удается найти необходимое количество средств из текущих бюджетных доходов. Данный факт вынуждает их решать проблему путем нового займа, что приводит к увеличению общего размера долга, а также расходов по его обслуживанию. Большую долю налоговых поступлений поглощают именно расходы на обслуживание государственных заимствований. Поэтому одной из наиболее актуальных задач для большинства стран является сокращение бюджетных дефицитов, а также государственного долга.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия: увеличение неравенства среди населения страны по такому фактору как доход из-за сосредоточения государственных облигаций у наиболее состоятельных граждан; возможное повышение налогов; отток капитала из страны; снижение размеров инвестиций.

Общий российский государственный долг включает в себя внутренний и внешний долг. Особенностью внешнего долга органов государственного управления России являются доставшиеся в наследство в 90-х годах долговые обязанности распавшегося СССР, размер которых превышал 100 млрд. долларов. В тот период экономическая ситуация в Российской Федерации характеризовалась как крайне тяжелая. Государственный долг быстро возрастал, проценты по имеющимся задолженностям исчислялись миллиардами долларов, а расходы на обслуживание долга составляли до 35% расходов государственного бюджета.

Таблица 1. Динамика государственного долга РФ за 1994-2014 гг., млрд. долларов

Год (на 01 января) Внешний госдолг РФ Внутренний госдолг РФ Общий госдолг ВВП В процентах от ВВП

1994 111,8 3,4 115,2 278,8 41,3

1995 118,5 19,3 137,8 313,3 44,0

1997 125,8 88,4 214,2 404,9 52,9

1998 136,4 19,9 156,3 271,0 57,7

1999 138,9 18,6 157,5 195,9 80,4

2000 133,2 19,8 153,0 259,7 58,9

2001 116,7 17,8 134,5 306,6 43,9

2002 103,0 17,4 120,4 345,1 34,9

2003 96,8 23,8 120,6 430,4 28,0

2004 98,2 24,8 123,0 590,9 20,8

2005 97,2 28,6 125,8 764,0 16,5

2006 76,5 26,8 103,3 989,9 10,44

2007 52,0 32 84,0 1 299,7 6,46

2008 44,9 38,3 83,2 1 660,9 5,01

2009 40,6 41,3 81,9 1 222,0 6,70

2010 37,6 65,4 103,0 1 479,8 6,96

2011 39,96 93,24 133,2 1 831,7 7,27

2012 35,8 137,1 172,9 1 956,1 8,84

2013 50,8 154,7 205,5 2 097 9,80

2014 55,8 210,2 266 1869 14,23

Источник: Министерство Финансов РФ

При этом крайние сроки выплаты основной части государственного долга СССР приходились на период 1992-1995 гг. Ввиду недостаточного количества средств и времени для погашения долга правительство России было вынуждено добиваться реструктуризации имеющихся долговых обязанностей. После переговоров с Лондонским и Парижским клубами была осуществлена реструктуризация долговых обязанностей Российской Федерации, вследствие которой выплаты по долгу были отсрочены на несколько лет с последующей рассрочкой на 25 лет.

Стремясь улучшить сложившуюся ситуацию, российское правительство брало новые займы у международных валютных фондов под проценты, а также с выполнением определенных требований.

Так, главными условиями получения Россией в 1995 г. 6 млрд. долларов кредита от МВФ были жесткий контроль со стороны российского правительства за дефицитом госбюджета и ростом денежной массы, ликвидация внешнеэкономических льгот отдельным экспортерам и снятие ограничений на экспорт нефти. Главными условиями предоставления в 1996-1998 гг., кредита в размере 10,2 млрд. долларов были ликвидация существовавших до весны-лета 1996 г. экспортных пошлин на газ и нефть, одновременное повышение акцизов на эти энергоресурсы, а также жесткая кредитно-эмиссионная политика [2].

Экономическая политика органов государственного управления РФ 1996-1998 г.г. имела ряд негативных последствий. Так направленность на замену внутренних заимствований на более дешевые внешние привело к увеличению нового российского долга в1998 году в 4,4 раза, а общего внешнего долга - в 1,2 раза или на 21%. Однако в результате девальвации российского рубля в том же году произошло резкое

увеличение размера задолженности, взятой в иностранной валюте - более чем в 3 раза, и, следовательно, рост всего государственного долга почти вдвое. С ростом долговых обязательств увеличивались и затраты на их обслуживание, что означало изменение расходов федерального бюджета в сторону увеличения платежей по обслуживанию государственного долга. Специалистами было установлено, что непосредственной причиной дефолта 1998 года являлось отсутствие у РФ необходимых средств для оплаты долговых обязательств и невозможность привлечения новых займов. Не имея возможности осуществить своевременные платежи по долговым обязательствам, государство было вынуждено нарушить их, повысив тем самым уровень недоверия в экономике, что негативно повлияло на инвестиционную активность и спровоцировало отток капитала из страны. При такой экономической ситуации произошел значительный спад производства, уровня жизни населения, а также резкий скачок инфляции.

Однако уже в 2000 году появилась тенденция снижения государственного долга, что было связано с увеличением размера ВВП и превышение доходов бюджета над расходами (см. рис. 1). В связи с ростом мировых цен на нефть и увеличения экспорта данного сырья, в 2004-2008 гг. доходы бюджета России стремительно росли, а размер долговых обязанностей - снижался. Вследствие этого органы государственного управления РФ в 2005 году осуществили досрочные выплаты долга Парижскому клубу в размере 22,5 млрд. долларов, вследствие чего было сэкономлено на выплате процентов 204 миллиона долларов. Сложившиеся экономические условия позволили России помимо выплаты своих долговых обязательств осуществить займы для некоторых иностранных государств.

Но уже в 2009 году процесс экономического роста в России прекратился. Данный вывод можно сделать, пронаблюдав динамику номинального и реального ВВП, а также некоторые другие показатели, характеризующие экономическую ситуацию в стране. Такие показатели, как уровень инфляции и безработицы увеличились на 5,% и на 2,1% соответственно. Также было замечено снижение размеров реального и номинального ВВП на 6% и 8% (см. таблицу 2).

Таблица 2. Динамика изменения ВВП, уровня безработицы и темпа прироста цен в России

за 2002-2014 гг.

Год Уровень безработицы, % Уровень инфляции, % Номинальный ВВП, млрд. руб Реальный ВВП, млрд. руб

2002 7,9 15,06 10830,5 27312,3

2003 8,2 11,99 13208,2 29304,9

2004 7,8 11,74 17027,2 31407,8

2005 7,1 10,91 21609,8 33410,5

2006 7,1 9,0 26917,2 36134,6

2007 6,0 11,87 33247,5 39218,7

2008 6,2 13,28 41276,8 41276,8

2009 8,3 8,8 38807,2 38048,6

2010 7,3 8,78 46308,5 39762,2

2011 6,5 6,1 55967,2 41457,8

2012 5,5 6,58 62147,0 42872,9

2013 5,5 6,45 66193,7 43411,3

2014 5,2 11,36 70975,8 43656,2

2015 5,5 12,05 67659 -

Источник: Федеральная служба государственной статистики

В 2009 году также наблюдалось резкое ухудшение бюджетных показателей. Доходы федерального бюджета в 2009 году по отношению к 2008 снизились на 21%, расходы возросли на 29%. Профицит бюджета сменился дефицитом (рис. 1). Вплоть до 2007 г. суммарный профицит бюджета составлял около 5—7% ВВП, а в 2008г. уже появился дефицит в размере 3,9% ВВП. В 2010 г. ситуация стала выправляться за счет роста ВВП, дефицит бюджета уже составил 1,7% ВВП. Появление дефицита вызвано, прежде всего, наращиванием антикризисного бюджетного финансирования. При финансировании дефицита бюджета начали возрастать государственные долги. Отличительной особенностью является то, что государственный долг растет за счет внутреннего долга при снижении внешнего. Если до 2008 г. государственный долг в процентах к ВВП снижался и достиг минимума в 5%, то начиная с 2009г. он стал расти и в 2011 г. составил 7,3% ВВП. При продолжении текущей бюджетной политики общий долг продолжил возрастать и дальше. Можно сделать вывод, что рост государственного долга во многом является следствием мирового финансового и экономического кризиса [3].

Доходы

Расходы

Профи цит/дефи цит

Рис. 1. Динамика изменения бюджетных показателей РФ за 1995-2014 гг.

Несмотря на то, что внешний государственный долг России, начиная с 2000 года, постоянно снижается (за исключением последних 3 лет), внутренний долг имеет обратную тенденцию, увеличившись с 1998 года более чем в 10 раз. Данный факт можно объяснить политикой государства по замещению внешнего долга внутренним, преимуществом которого считается тот факт, что деньги для покрытия дефицита занимаются на внутреннем рынке и прироста денежной массы при этом не наблюдается.

В 2014 году экономическая и политическая ситуация в мире привела к крупномасштабному финансовому кризису в России. Такие факторы как значительный спад цен на нефть и введение экономических санкций в отношении Российской Федерации вызвали снижение курса рубля, рост уровня инфляции и безработицы (см. таблицу 2), отток капитала (по итогам 2014 года зафиксирован отток капитала в $150 млрд.), сокращение реальных доходов населения, увеличение размера госдолга на 10% и в целом ухудшение экономической ситуации в стране, данная тенденция наблюдалась в России и в 2015 году.

На 1 января 2015 года внешний госдолг России составил 54,4 млрд. долларов, в течение года было выплачено 2 млрд. долларов в счет погашения еврооблигаций, а также 875 миллионов долларов членам Парижского клуба. Что касается внутреннего долга, то он увеличился на 26,5% - с 5722 до 7241 млрд. рублей, соответственно, общий госдолг возрос на 36,5%. В рублевом эквиваленте общий госдолг за последние 3 года вырос на 93%, с 5342,95 до 10299,12 млрд. рублей, больший рост пришелся на 2014 год, что было связано с привлечением облигаций федерального займа на триллион рублей для Агентства по страхованию вкладов[8].

Некоторые специалисты полагают, что риск финансовой неустойчивости в стране растет из-за влияния агентств кредитных рейтингов, а также увеличения общих объемов долгов. Moody’s стало вторым агентством, понизившим рейтинг России до «спекулятивного» уровня. Ранее аналогичное решение приняло агентство Standard&Poor’s. Причины понижения рейтинга S&P назвал те же, что и Moody’s: обвал нефтяных котировок, девальвация рубля, инфляционные риски и повышение ключевой ставки[4].

Согласно исследованиям, достаточно уже двух снижений кредитного рейтинга, чтобы иностранные производители снижали свою активность на территории государства.

Также, по мнению специалистов, данное явление может спровоцировать ковенант. Это значит, что зарубежные страны будут вправе потребовать от России досрочный возврат долга и погашение кредитных обязательств, что приведет к увеличению темпов оттока капитала в разы и остановит инвесторов от среднесрочных и долгосрочных вложений в экономику, а также росту негативного давления на облигации и валюту.

Так как текущий финансовый кризис требует дополнительных затрат для применения антикризисных мер и для стабилизации экономики, в стране были сокращены расходы по некоторым статьям государственного бюджета. В такой ситуации обслуживание государственного долга является особенно обременительным для государства. Так в 2016 году планируется сократить расходы по большинству статей госбюджета на 10%, что фактически означает отказ от новых инвестиционных проектов и сокращение финансирования старых.

Таким образом, можно сказать, что долговая нагрузка оказывает значительное влияние на экономическую ситуацию в стране. От характера решения долговой проблемы зависит бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка[5]. Также следует понимать, что большой размер государственного долга соответственно требует больших затрат по его обслуживанию, что вынуждает государство сокращать расходы на другие сферы деятельности ив целом тормозит развитие экономики.

Литература

1. Хейфец Б. А. Кризис и новые тенденции в политике управления государственным долгом в России // Россия и современный мир. 2010. № 1

2. Ермушко Ж. А. Мировая экономика: учебное пособие, Томск: Изд-во Томского политехнического университета. - 172 с., 2011

3. Толстоброва Н. А., Постников В. П. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации// Финансы и кредит. 20(548) - 2013

4. «Аргументы и факты» // «Запредельный негатив». Что стоит за решением Moody’s понизить рейтинг РФ. 2015 [Электронный ресурс]. URL:

http://www.aif.ru/money/economy/prichiny_ponizheniia_reitinga_Rossii_agentstvom_M oodys (дата обращения: 11.01.2016).

5. Сипягина Александра. Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика // NovaInfo.Ru. 2013. № 14.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru (дата обращения: 11.01.2016).

7. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: www.info.minfin.ru (дата обращения: 12.01.2016).

Голикова Т.В. Госдолг России вырос в два раза за три года // Лента.ру - 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2015/09/23/twice

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.