Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИНАМИКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИКИ ЕВРОСОЮЗА'

ВЛИЯНИЕ ДИНАМИКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИКИ ЕВРОСОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
69
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ / ГЕОПОЛИТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Строева К.А.

Средиземноморский регион на протяжении многих столетий представлял для многих ведущих мировых государств мира предмет особого интереса. У Европы сложная история со своими соседями на Ближнем Востоке и в Северной Африке. От колониальной истории до единой политической программы. В Средиземноморье разворачивает свою деятельность ряд международных государственных и негосударственных организаций, в том числе и европейский союз (ЕС). Европейская история и, конечно, история Европейского Союза как политического проекта неотделима от их политики в отношении своих непосредственных соседей по Средиземноморью. Изменение геополитических взглядов Европейского Союза (ЕС) на средиземноморье сегодня определяется по меньшей мере четырьмя взаимосвязанными проблемами в энергетике, геополитике, безопасности, а также повышенному интересу к региону со стороны внешних держав. Сложная экономическая и социально-политическая ситуация в Средиземноморском регионе приводит к вовлечению в возникающие конфликты слишком большого количества внешних акторов региона, чьи геополитические цели нередко существенно различаются. В качестве одного из четырех участников «квартета» (вместе с Россией, США и Организацией Объединенных Наций) ЕС способствует установлению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира и процветания в средиземноморье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE DYNAMICS OF THE STRATEGIC PARAMETERS OF THE MEDITERRANEAN ON THE CHANGE IN THE POLICY OF THE EUROPEAN UNION

The Mediterranean region has been of particular interest to many of the world's leading States for many centuries. Europe has a complicated history with its neighbors in the Middle East and North Africa. From colonial history to a single political program. A number of international governmental and non-governmental organizations, including the European Union (EU), are expanding their activities in the Mediterranean. European history and, of course, the history of the European Union as a political project is inseparable from their policy towards their immediate neighbors in the Mediterranean. The Mediterranean region has been an area of special interest for many of the world's leading States for many centuries. The changing geopolitical views of the European Union (EU) on the Mediterranean today are determined by at least four interrelated problems in energy, geopolitics, security, as well as increased interest in the region from external powers. The difficult economic and socio-political situation in the Mediterranean region leads to the involvement in emerging conflicts of too many external actors in the region, whose geopolitical goals often differ significantly. As one of the four members of the Quartet (together with Russia, the United States and the United Nations), the EU contributes to the establishment of comprehensive, just and lasting peace and prosperity in the Mediterranean.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИНАМИКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИКИ ЕВРОСОЮЗА»

Влияние динамики стратегических параметров Средиземноморья на изменение политики Евросоюза

Строева Ксения Андреевна,

студент кафедры государственного управления во внешнеполитической деятельности, ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия МИД России», mlksun@yandex.ru

Средиземноморский регион на протяжении многих столетий представлял для многих ведущих мировых государств мира предмет особого интереса. У Европы сложная история со своими соседями на Ближнем Востоке и в Северной Африке. От колониальной истории до единой политической программы. В Средиземноморье разворачивает свою деятельность ряд международных государственных и негосударственных организаций, в том числе и европейский союз (ЕС). Европейская история и, конечно, история Европейского Союза как политического проекта неотделима от их политики в отношении своих непосредственных соседей по Средиземноморью. Изменение геополитических взглядов Европейского Союза (ЕС) на средиземноморье сегодня определяется по меньшей мере четырьмя взаимосвязанными проблемами в энергетике, геополитике, безопасности, а также повышенному интересу к региону со стороны внешних держав. Сложная экономическая и социально-политическая ситуация в Средиземноморском регионе приводит к вовлечению в возникающие конфликты слишком большого количества внешних акторов региона, чьи геополитические цели нередко существенно различаются. В качестве одного из четырех участников «квартета» (вместе с Россией, США и Организацией Объединенных Наций) ЕС способствует установлению всеобъемлющего, справедливого и прочного мира и процветания в средиземноморье.

Ключевые слова: Средиземноморье, геополитика, безопасность, энергетика.

сч см о см

О!

н О Ш

т

X

<

т О X X

Перспективы развития геополитических взглядов ЕС на Средиземноморский регион

За последние десять лет произошло много событий которые изменили геополитические взгляды ЕС на Ближний Восток и регион Средиземноморья. Такие изменения повлекли за собой события влияние которых, распространяется далеко за пределы их границ, в частности на Европу. Таким образом, обстановка в области региона Средиземноморье сегодня определяется по меньшей мере четырьмя взаимосвязанными проблемами в следующих областях, а именно:

1) Энергетика;

2) Геополитика;

3) Безопасность;

4) Повышенный интерес к региону со стороны внешних держав. [4]

Региональная программа для Южного Средиземноморья пригласила экспертов из России на закрытый саммит в Тунис 25-26 сентября под названием «Россия в Средиземноморье: стратегии и устремления». Выступавшие подчеркнули изменяющуюся обстановку безопасности в Европейском соседстве, демонстрируя четкие линии конфликта. В презентациях обсуждалась преемственность и эволюция между историческим и недавним российским стратегическим дискурсом и действиями в Средиземноморье, а также то, как они решающим образом влияют на масштаб действий других стран и стабильности в регионе в целом. В качестве очевидного проявления углубления российского присутствия в регионе обсуждалось участие России в конфликтах в Сирии и Ливии. Кроме того, дискуссии касались роли других игроков и альянсов в текущем геополитическом контексте. Выступавшие указали, среди прочего, на альянс Иран-Россия и обсудили, можно ли рассматривать этот альянс как устойчивое партнерство или скорее как краткосрочное стратегическое сотрудничество. Кроме того, было подчеркнуто, что тенденция к изменчивым и тематическим коалициям в Средиземноморье является важным фактором в формировании его геополитического контекста. Хотя основные стратегические мотивы и устремления могут быть еще не полностью поняты, дискуссии ясно показали, что углубление российского участия уже решительно повлияло на баланс сил в Средиземноморском регионе и зарекомендовало себя в качестве одного из центральных действующих лиц для будущего региона. Арабское восстания и разрушения, вызванные ростом ИГ (запрещенная в РФ террористическая организация), привели к массовым экономическим, социальным и гуманитарным проблемам во многих арабских странах, особенно в Ливии, Египте, Ираке, Йемене, Ливане и Сирии. Во многих зонах военных действий доступность и снабжение продовольствием и водой были недостаточными, если вообще существовали, что вынуждало миллионы людей, особенно из Ирака и Сирии, покинуть свои страны и стать беженцами. Кроме того, тысячи людей погибли от голода или смертель-

ными болезней во время конфликтов на востоке. Конфликты в Ливии, Египте, Ливане, Сирии вызвали сильный всплеск миграционных потоков, что усугубило положение соседей в близлежащих регионах. Кризис вызванный миграцией людей был и остается серьезной проблемой для ЕС. Страны Южной Европы, такие как Греция и Италия, оказались в числе наиболее пострадавших от роста числа беженцев. Нестабильность на Ближнем Востоке была связана с глобальной волной исламистских террористических нападений, которые особенно проявились в Европе и Северной Америке, в том числе в других местах. Джихадистские группировки, действующие на Ближнем Востоке, включая ИГ (запрещенная в РФ террористическая организация), являются основными движущими силами конфликтов на Ближнем востоке, которая в первую очередь нарушает стабильность и безопасность как в регионе средиземноморья так и мировом сообществе в целом. [2]

Перспективные развития и сотрудничества ЕС в средиземноморском регионе

Стратегическая цель ЕС заключается в разработке более скоординированного механизма сотрудничества в Средиземноморье, который обеспечивает прямую поддержку странам Ближнего Востока и Северной Африки в момент политических и экономических преобразований. Европейский союз оказывает ощутимую экономическую поддержку арабским странам помогая им уйти от возможной эскалации и внутренней политической нестабильности. По сути, Европейский Союз стремиться к достижению своих стратегических целей в Средиземноморье, апеллируя к подавляющему желанию населения в различных арабских государствах установить более прозрачную и подотчетную функционирующую демократию. Средиземноморье после холодной войны стало весьма противоречивым регионом где присутствуют большое количество угроз безопасности, включая продолжающиеся по сегодняшний день конфликты на востоке. К таким конфликтам относится территориальные распределения, распространения оружия, террористическая деятельность, нелегальная миграции и.т.д. Стратегии внешних отношений ЕС за последние два десятилетия должен привлечь больше внимания к ближайшим соседям ЕС, особенно к Средиземноморью. Учитывая уровень безопасности в Европе и Средиземноморье, ЕС должен понимать, что в его стратегических интересах продолжать занимать более активную и доминирующую позицию в регионе средиземноморья, и способствовать развитию долгосрочных, экономических и политических отношений в нем. За последние два десятилетия было выдвинуто множество инициатив, чтобы стимулировать концепцию регионального развития во всем Средиземноморье. Наиболее известными из них являются инициатива «5 + 5», объединившая пять южноевропейских государств с их коллегами из Магриба. На первой евро-средиземноморской встрече министров иностранных дел, которая состоялась в Барселоне в ноябре 1995 года, двадцать семь стран партнеров определили три основных направления сотрудничества. [1] Барселонский процесс поставил три основные задачи:

- политическое партнерство и партнерство в области безопасности с целью создания общего пространства мира и стабильности;

- экономическое и финансовое партнерство с целью создания зоны всеобщего процветания;

- партнерство в социальных, культурных и человеческих делах в целях содействия взаимопониманию между культурами и гражданскими обществами.

Огромное количество встреч и политических действий, начатых с 1995 года, привело к созданию сложной политической, академической и общественной сети, которые вносят свой вклад в более интенсивную южно европейскую модель партнерских отношений. Политика ЕС «Глобальная Европа» с 2003 года обеспечивает новую основу для отношений с восточными и южными соседями, а также имеет хорошую основу для разработки нового диапазона политики в отношении длинного списка важных стратегических партнеров, включая Украину, Молдову, Беларусь, Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Палестину Сирию и Тунис. В то время как отношения между ЕС и странами партнерами Средиземноморья улучшились, Евро-Средиземноморского партнерство не приносило таких же прогрессивных результатов, как многие ожидали или надеялись.

Средиземноморье как центр развития энергетических отношений ЕС

Что касается энергетической составляющей и ее влияния на динамику геополитических изменений в регионе средиземноморья, то можно подчеркнуть следующее: Природный газ является неотъемлемой частью стратегии Европейской комиссии "Чистая энергия для всех европейцев". В частности, природный газ считается промежуточным топливом, которое может помочь в переходе на возобновляемые источники энергии. Общее годовое потребление газа в Европе по-прежнему удовлетворяется в основном Россией, что является более трети всей поставки природного газа. К поставщикам также относится Норвегия и Алжир. Хотя добыча газа в Норвегии постепенно снижается по мере истощения ее месторождений. Таким образом, импорт газа в ЕС будет продолжать играть значительную роль на будущем газовом рынке ЕС в контексте политики диверсификации поставок газа ЕС. По оценкам, Россия останется самым крупным поставщиком газа до 2025 года, и доля потребления EUGAS из России возрастет до 40 %. Кроме того, ЕС импортирует более половины потребляемой им энергии, в то время как несколько государств-членов в значительной степени зависят от одного поставщика ключевых источников энергии. Это в основном относится к газу, но в меньшей степени это также относится к нефти и углю. В результате ЕС остается уязвимым к перебоям в поставках, которые могут быть вызваны то геополитическими конфликтами, политическими или коммерческими спорами, сбоями в инфраструктуре или другими причинами. Такая сильная зависимость от столь малого числа поставщиков была признана еще с 1990-х годов, когда Европейская комиссия предпринимала различные попытки уменьшить свою зависимость от импорта и сделать концепцию диверсификации энергоснабжения краеугольным камнем энергетической политики ЕС. Перспектива открытия нового газового экспортного хаба в Восточном Средиземноморье особенно привлекательно для Европы, которая, как объяснялось выше, обеспокоена снижением добычи ресурсов в Северном море и растущей зависимостью от России. Новые ресурсы могли бы обеспечить дополнительное энергоснабжение для энергозависимых европейских рынков и увеличить возможности диверсификации

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

сч сч о сч

о ш Ш X

3

<

m о х

X

для стран, зависящих от одного поставщика. В настоящее время Восточное Средиземноморье является важным маршрутом для импорта природного газа и нефти в ЕС, поскольку примерно 35 % его природного газа и 50 % потребляемой нефти транспортируются через регион. Фактически, в марте 2010 года Геологическая служба США (USGS), подсчитала, что весь Левантинский бассейн - геологическая формация, охватывающая прибрежные районы, а именно: Израиля, Газы, Ливана, Сирии и Кипра — может вместить до 120 триллион кубических футов или 3,4 миллиарда кубических метров (млрд куб.м) газа и 1,7 миллиарда баррелей нефти (USGS 2010 г.). По оценкам Геологической службы США, Средиземноморский регион, включая его существующие и накопленные запасы нефти и газа может содержать более 340 триллионов кубических футов газа - больше, чем в США, что является четвертым по величине в мире после России, Ирана и Катара. Геологическая разведка газа в Восточном Средиземноморье набрала обороты в 2009 году, когда консорциум, возглавляемый американской компанией Noble Energy, обнаружил огромные запасы газа на месторождении Тетамар у побережья Израиля, что в одночасье изменило экономику Израиля и его международный статус. В то время это было крупнейшее месторождение природного газа, когда-либо обнаруженное в этом районе, содержащее примерно от 9 до 11 триллионов кубических футов (280 млрд куб.м) вероятных запасов газа. В 2010 году Американская компания обнаружила еще более крупный резервуар Левиафан, который содержит примерно 16 триллионов кубических футов или 620 миллиардов кубометров. [8] Воодушевленная открытиями Тамара и Левиафана, Республика Кипр ускорила свои геологоразведочные работы вдоль юго-восточных границ своей Исключительной экономической зоны (ИЭЗ), которая проходит недалеко от расположения этих израильских месторождений. Кипрское газовое золотое дно берет начало от 2007 года, когда страна объявила о первом раунде лицензирования на шельфе в своей ИЭЗ. Четыре года спустя Noble Energy объявила о открытии газового месторождения Афродита в южной исключительной экономической зоне (ИЭК) Кипра, содержащего, по оценкам, относительно небольшую добычу природного газа в 4,5 трлн кубических футов (140 млрд куб.м). Однако, это придало кипрским властям необходимую уверенность для выдачи лицензий другим энергетическим компаниям, которые устремились в регион в надежде получить прибыль от надвигающегося газового бума. В результате все 13 морских блоков Кипра в его ИЭЗ были выделены крупным нефтегазовыми компаниями из Нидерландов, Франции, Италии, Соединенных Штатов и Израиля, которые сделали крупные инвестиции, основываясь на перспективах существующих ресурсов под водой. В декабре 2016 года Кипр успешно завершил процесс международных торгов и предоставил права на разведку блоков 6, 8 и 10 четырем международным фирмам: Eni и Total; Eni; и ExxonMobil и Qatar Petroleum International. После серии повторных разочарования, в феврале 2018 года Eni наконец объявила об обнаружении газоносной структуры в скважине Калипсо 1, которую она пробурила в блоке 6. Перспективный резерв находится к северу от морской границы с Египтом, в пределах ИЭЗ Египта, где в 2015 году та же компания обнаружила гигантское газовое месторождение. Ожидается, что Калипсо проведет где-то между От 6 до 8 триллионов кубических футов природного газа другими словами, намного больше, чем

4,5 трлн кубометров природного газа, найденных на "Афродите" в 2011 году. Республика Кипр также предоставила лицензию Exxon Mobil и государственной компании Qatar Petroleum на бурение в блоке 10 в непосредственной близости от египетского месторождения Зор и кипрского месторождения Калипсо. Таким образом, экспорт в Египет по-прежнему остается наиболее реалистичным сценарием монетизации кипрского газа. Проблемы и препятствия на пути освоения запасов природного газа Восточного Средиземноморья заключается в том, что ни Кипр, ни Израиль не имеет достаточно большой внутренний рынок газа, чтобы ускорить разработку газовых месторождений. Поскольку эти газовые месторождения расположены в непосредственной близости друг от друга, сотрудничество по их монетизации является практически обязательным, и фактически уже рассмотрено несколько вариантов монетизации для доставки газа с израильских и кипрских газовых месторождений на развитые европейские рынки. Более эффективная политика ЕС в отношении Средиземноморья требует серьезного пересмотра стратегического подхода, принятого на сегодняшний день. Во-первых, это связано с тем, что ЕС необходимо принять более долгосрочный стратегический подход к решению проблем в регионе средиземноморья. Трудно сказать, что в последние годы ЕС действительно был заинтересован развитием Средиземноморья. Скорее Средиземноморье было лишь одним из приоритетов внешней политики ЕС. Во-вторых, ЕС необходимо сосредоточиться на тех частях Барселонского процесса, которые действительно имеют значение для долгосрочного социально-экономического развития региона. В-третьих, ЕС важно сосредоточиться на улучшении двусторонних взаимовыгодных отношений между странами партнерами региона. Особый акцент следует сделать на стране, которая спровоцировала «арабскую весну», а именно на Тунисе. Реформы должны быть предприняты каждой страной. Следовательно, ЕС должен будет войти в суть препятствий общественного, административного, правового и политического развития и попытаться их решить. Это будет долгий процесс, требующий непрерывного вмешательства и финансирования. В-четвертых, ЕС важно быть готовым к постепенному увеличению финансовой поддержки Средиземноморья. Общая сумма в 700-800 миллионов евро в год для всего региона, включая Турцию, просто недостаточно, чтобы оказать весомое влияние на развитие целого региона. В-пятых, финансовая поддержка должна быть сосредоточена на конкретной стратегической политики, например: образование.

Литература

1. Альтамира-и-Кревеа Р. История средневековой Испании / Пер. с исп. Е.А. Вадковской, О.М. Гармсен. -СПб.: Евразия, 2003. - 608 с.

2. Арбатова Н.К. Средиземноморье: Проблемы безопасности. - М.: Наука, 1990. - 197 с.

3. Кофанов Л.Л. Римское право в формировании средиземноморской культуры // Европейский альманах: История. Традиции. Культура.1997. - М.: Наука, 1998. -С. 14-21.

4. Чихарев И.А. Большое Средиземноморье как многомерный объект политических исследований // Полис. 2021. № 3. С. 129—146. DOI: 10.17976/jpps/2021.03.09

5. Чихарев И.А., Бровко В.Ю. Цифровое регионове-дение Большого Средиземноморья: контуры исследовательской программы // Русская политология. 2018. № 4 (9). С. 47—54.

6. Abulafia D. Mediterraneans // Rethinking the Mediterranean / Ed. by W.V. Harris. Oxford: Oxford University Press, 2005. P. 64—94.

7. Political Science & Urban Studies. 2018. Vol. 6. P. 19—38. DOI: 10.14782/ipsus.421015 Irwin E. A series of adventures. London: Cullen and Company, 1785.

8. Kalaitzidis A. US foreign policy in the Eastern Mediterranean: The limits of smart power // The Eastern

9. Mediterranean in Transition: Multipolarity, Politics and Power / Ed. by S.N. Litsas, A. Tziampiris. London: Routledge, 2015. P. 51—63.

10. Krausch K., Youngs R. The end of the 'Euro-Mediterranean vision' // International Relations. 2009. Vol. 85. No. 5. P. 963—975. DOI: 10.1111/j.1468-2346.2009.00841.x

11. Laipson E. America and the Mediterranean: An arena for transnational threat management // IEMed. Mediterranean

12. Yearbook / Ed. by L.A. Secat, H. Gallego. Barcelona: IEMed, 2018. P. 47—53. URL:https://www.iemed.org/wp-content/uploads/2021/04/IEMed-Mediterrane n-Yearbook-2018_ENG.pdf (accessed: 16.05.2021).

The influence of the dynamics of the strategic parameters of the

Mediterranean on the change in the policy of the European Union Stroeva K.A.

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

The Mediterranean region has been of particular interest to many of the world's leading States for many centuries. Europe has a complicated history with its neighbors in the Middle East and North Africa. From colonial history to a single political program. A number of international governmental and non-governmental organizations, including the European Union (EU), are expanding their activities in the Mediterranean. European history and, of course, the history of the European Union as a political project is inseparable from their policy towards their immediate neighbors in the Mediterranean. The Mediterranean region has been an area of special interest for many of the world's leading States for many centuries. The changing geopolitical views of the European Union (EU) on the Mediterranean today are determined by at least four interrelated problems in energy, geopolitics, security, as well as increased interest in the region from external powers. The difficult economic and socio-political situation in the Mediterranean region leads to the involvement in emerging conflicts of too many external actors in the region, whose geopolitical goals often differ significantly. As one of the four members of the Quartet (together with Russia, the United States and the United Nations), the EU contributes to the establishment of comprehensive, just and lasting peace and prosperity in the Mediterranean. Keywords: Mediterranean, geopolitics, security, energy. References

1. Altamira-i-Krevea R. The History of medieval Spain / Translated from

Spanish by E.A. Vadkovskaya, O.M. Garmsen. - St. Petersburg: Eurasia, 2003. - 608 p.

2. Arbatova N.K. The Mediterranean: Security problems. - M.: Nauka, 1990.

- 197 p.

3. Kofanov L.L. Roman law in the formation of Mediterranean culture //

European Almanac: History. Traditions. Culture.1997. - Moscow: Nauka, 1998. - pp. 14-21.

4. Chikharev I.A. The Great Mediterranean as a multidimensional object of

political research // Polis. 2021. No. 3. pp. 129-146. DOI: 10.17976/jpps/2021.03.09

5. Chikharev I.A., Brovko V.Yu. Digital regional studies of the Greater

Mediterranean: contours of the research program // Russian Political Science. 2018. No. 4 (9). pp. 47-54.

6. Abulafia D. The Mediterranean // Rethinking the Mediterranean / Edited by

W.V. Harris. Oxford: Oxford University Press, 2005. pp. 64-94.

7. Political Science and Urban Studies. 2018. Volume 6. pp. 19-38. DOI:

10.14782/ipsus.421015 Irwin E. Adventure Series. London: Cullen and Company, 1785.

8. Kalaytsidis A. U.S. foreign policy in the Eastern Mediterranean: the Limits

of reasonable force // Vostochnaya

9. The Mediterranean in transition: multipolarity, politics and power / Edited

by S.N. Litsas, A. Tsiampiris. London: Routledge, 2015. pp. 51-63.

10. Kraush K., Youngs R. The end of the 'Euro-Mediterranean Vision' // International relations. 2009. Volume 85. No. 5. pp. 963-975. DOI: 10.1111/j.1468-2346.2009.00841 .x

11. Laipson E. America and the Mediterranean: an arena for managing transnational threats // IEMed. Mediterranean

12. Yearbook / Edited by L.A. Sekata, H. Gallego. Barcelona: IEMed, 2018. pp. 47-53. URL:https://www.iemed.org/wp-content/uploads/2021/04 / IEMed-Mediterrane n-Yearbook-2018_ENG.pdf (accessed: 05/16/2021).

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.