УДК 327.(560).(495).94(569.4)"1948/...
Внешнеполитическая стратегия
Государства Израиль в Восточном Средиземноморье
На примере Греции и Кипра
Сергей МЕЛКОНЯН
Изменения на Ближнем Востоке, сопровождающиеся ростом нестабильности, приводят к необходимости корректировки внешнеполитического курса государств региона. Для Израиля, который с момента образования находился во враждебном окружении, Средиземное море являлось торгово-экономическим окном в мир, что привело к выделению данного направления во внешней политике в одно из наиболее приоритетных.
На сегодняшний день с учётом изменения баланса сил на Ближнем Востоке Восточное Средиземноморье продолжает занимать важное место в списке внешнеполитических приоритетов страны. Это обусловлено не столько частичной изоляцией еврейского государства, которое на сегодня уже есть мирные договоры с двумя арабскими государствами, сколько поиском новых возможностей для укрепления своих региональных позиций. Данные возможности имеют как энергетическое измерение, ввиду наличия больших запасов голубого топлива, так и связаны непосредственно с интересами стратегического союзника в лице США в данном субрегионе. Оба фактора встраиваются в новую формирующуюся внешнеполитическую концепцию Израиля.
МЕЛКОНЯН Сергей Георгиевич - аспирант кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России, сотрудник отдела изучения Израиля и еврейских общин Института востоковедения РАН. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: Израиль, Греция, Кипр, Турция, Россия, Восточное Средиземноморье.
Место Средиземноморья во внешней политике
Израиля
Новые подходы во внешней политике Государства Израиль начали складываться с возвращением к власти действующего премьер-министра Биньямина Нетаньяху в 2009 г. Пересмотр ориентиров был обусловлен изменением баланса сил в международных отношениях, а также региональной динамикой. Появление таких новых центров силы, как Китай, Бразилия и Индия, и в целом смещение центра сил в Азию привели к расширению географии интересов Израиля. Особое внимание стало уделяться увеличению числа двусторонних и многосторонних контактов со странами Латинской Америки и Африки. Однако традиционный интерес к государствам Средиземноморского бассейна продолжает сохраняться.
У Израиля, как и у многих стран, отсутствует официальный внешнеполитический программный документ, в котором традиционно излагаются видение современных глобальных процессов, основные принципы, реализации курса, а также приоритетные направления деятельности.
Первой неофициальной стратегией с момента его образования считается так называемая периферийная стратегия, разработанная премьер-министром Давидом Бен-Гурионом. Она основывалась на выстраивании союзов с неарабскими государствами (Ираном и Турцией) и контактами с народами (курдами, друзами и др.) Ближнего Востока, которые могли бы выступать опорой для нового государства во враждебном окружении и тем самым снижать уровень изоляции.
Ключевым элементом «периферийной стратегии» на Средиземноморском направлении являлась Турецкая Республика ввиду ряда факторов, а именно:
- во-первых, в начале 50-х годов наблюдалось усиление региональных и международных позиций Анкары. Это выражалось в том, что Турция стала единственным государством в мире, которое имело три договора в области безопасности (присоединение к НАТО в 1952 г., подписание трёхстороннего договора о взаимопомощи с Грецией, Республикой Кипр и Югославией, заключение аналогичного договора об обороне с Пакистаном);
- во-вторых, Анкара имела тесные отношения с Вашингтоном, стратегическим союзником Израиля, что во многом упрощало развитие отношений без политических издержек;
- в-третьих, позитивные отношения с Турцией, большинство населения которой исповедует ислам, служили показателем возможности и готовности Израиля сотрудничать с исламским миром, демонстрируя отсутствие религиозного компонента в палестино-израильском и арабо-израильском противостоянии. Таким образом, Турция стала первой мусульманской страной, де-факто признавшей Израиль.
В то же время отношения с Греческой Республикой и Республикой Кипр были на довольно низком уровне. Ещё на момент голосования в Генеральной Ассамблее ООН по резолюции № 181 (план ООН по разделу Палестины), Греция была од-
ной из трёх немусульманских государств, выступивших против создания еврейского государства.
В последующие десятилетия отношения между двумя странами не изменились: Афины всячески блокировали попытки Тель-Авива присоединиться к международным организациям, а также демонстративно отказались от израильской помощи во время землетрясения в 1953 г., несмотря на то что де-факто она уже была оказана. Одним из главных пунктов в повестке между двумя странами было урегулирование проблем, связанных с греческой собственностью в Израиле и еврейской собственностью в Греции [ 1]. Это было обусловлено традиционной на тот период антиизраильской риторикой, исходящей от политического истеблишмента в Афинах, что объяснялось поддержкой палестинской стороны. Возможно, ключевым фактором, повлиявшим на подобную позицию, были тесные контакты с Египтом, который находился в состоянии войны с Израилем.
При этом стоит упомянуть, что в момент роста напряжённости в 1963 г. между Анкарой и Никосией, связанной с турецкой общиной острова, Израиль выразил обеспокоенность по поводу гуманитарной катастрофы в связи с бомбардировками [2], но старался сохранить баланс между продолжающимся качественным ростом отношений с Турцией и отсутствием каких-либо
отношений с Грецией и Кипром. Возможно, тем самым Израиль хотел продемонстрировать свою готовность к установлению отношений с данными государствами, поставив под удар союз с Турцией. Этот подход мог исходить из установок Бен-Гуриона, который полагал, что союз с Грецией является неотъемлемым компонентом безопасности Израиля [3]. Однако низкий уровень двусторонних контактов продолжал сохранятся вплоть до изменения глобальной конъюнктуры, вызванной распадом биполярной системы международных отношений, что привело к пересмотру большинством государств своей роли и места в мировой политике.
Особое влияние, помимо глобальных трансформаций, оказала региональная динамика, вызванная исламской революцией в ранее дружественном Иране, подписанием мирных договоров с Египтом и Иорданией, усилением позиций националистов в Турции, а позднее - про-тестными событиями на Ближнем Востоке, которые привели к росту и распространению радикального и политического ислама.
Роль Турции во внешней политике Израиля также была кардинально пересмотрена. С приходом к власти националистической Партии справедливости и развития (ПСР) и последующим укреплением позиций действующего президента Реджепа Тайипа Эрдогана Анкара пересмотрела своё место в регионе.
1 Nachmani A. Israel, Turkey and Greece: Uneasy Relations in the East Mediterranean. Frank Cass. 2005. P. 91-97.
2 Samaan J.-L. The East Mediterranean Triangle at Crossroads. Strategic Studies Institute and U. S. Army War College Press. 2016. P. 11.
3 Ben-Gurion D. War Diary (in Hebrew). Tel Aviv, Ministry of Defense. 1982.
Сегодня с уверенностью можно констатировать, что Турция является не только одним из претендентов на региональное лидерство, но и страной, оказывающей влияние на международную повестку дня. Это связано с её позиционированием в качестве нового центра силы не только на Ближнем Востоке, но и в мире, способного проводить независимую внешнюю политику, несмотря на наличие обязательств в рамках НАТО и тесные отношения с США. Также Анкара видит себя в качестве защитника исламского мира, выступая против односторонних действий по легитимации Иерусалима как столицы Израиля и закрепления Голанских высот за еврейским государством.
Апогеем израильско-турецких противоречий на современном этапе можно считать инцидент, произошедший с судном «Мави Мармара» в 2010 г. В результате данного конфликта уровень политико-дипломатических отношений между двумя странами был серьёзно понижен. Однако несмотря на это, положительный рост в торговом балансе продолжает сохраняться.
По состоянию на 2018 г. Турция занимает 8-е место среди экспортёров [ 4] и 3-е место импортёров [4] товаров из Израиля.
В связи с пересмотром стратегических внешнеполитических ориентиров Израиль приступил к поиску стран, способных заменить Турцию. В культурно-цивилизацион-ном смысле место Турции занял Азербайджан, который имеет общую границу с главным противником Израиля - Ираном. В географическом смысле произошла полная переориентация на Грецию и Республику Кипр, отношения с которыми сегодня находятся на высоком уровне. Несмотря на то что современная внешнеполитическая стратегия Израиля, так называемая периферийная стратегия 2.0 находится в процессе формирования, её контуры становятся более чёткими. Её важнейшим элементом является углубление и формализация контактов с потенциальными союзниками Израиля в Восточном Средиземноморье (Грецией и Кипром) с перспективой возможного присоединения к ним Болгарии и Румынии [5].
Энергетический фактор
Запасы газа в Восточном Средиземноморье были обнаружены только недавно и остаются в значительной степени недостаточно изученными, а их фактический объём ещё предстоит оценить.
В 1999 г. было объявлено об открытии первых морских месторождений газа в Израиле: «Ноа» и «Мари-Б», которые принадлежат израильской Delek Energy и находящейся в Техасе компании Noble Energy.
Два других газовых месторождения, «Тамар» и «Далит», были открыты в 2009 г. и разработаны
4 Israel Exports by Country // URL: https://tradingeconomics.com/israel/exports-by-country
5 Ханин В. Израиль накануне и в год своего 70-летия: актуальные аспекты внешней и внутренней политики. М.: Институт Ближнего Востока, 2019. C. 184.
Таблица
Основные месторождения газа в Восточном Средиземноморья
Месторождение Страна Год открытия Запасы, млрд куб. м
Мари-Б Израиль 2004 45
Тамар Израиль 2009 240
Левиафан Израиль 2010 450
Танин Израиль 2012 34
Кариш Израиль 2013 51
Афродита Кипр 2011 280
Зохр Египет 2015 845
Источник: Министерство энергетики Израиля [8] и доклад Atlantic Council [9]
компанией Delek и израильскими энергетическими компаниями Dor и Isramco Negev.
В 2010 г. было открыто самое крупное месторождение «Левиафан», которое разрабатывается теми же четырьмя партнёрами [ 6].
Благодаря этим запасам Израиль стал страной, способной самостоятельно удовлетворять значительную часть своих энергетических потребностей [ 7]. Впоследствии именно данные открытия (табл.) послужили драйвером для развития сотрудничества между Израилем и Республикой Кипр [ 8, 9]. Особый интерес к реализации данных проектов стали проявлять США и Евросоюз, которые стремятся диверсифицировать импортёров энергоресурсов,
чтобы снизить свою зависимость от российского газа.
Несмотря на то что к добыче ресурсов на кипрском месторождении ещё не приступили (начало эксплуатации намечено на 2024-2025 гг.), стратегия Никосии заключается в том, чтобы объединить свои газовые запасы с запасами Израиля и, возможно, с египетскими, чтобы создать новый энергетический рынок в Восточном Средиземноморье [6]. Вероятно, подобная кооперация необходима для нивелирования претензий Турции, которая неправомерно пытается установить контроль над добычей газа в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Кипра, используя фактор непри-
6 MoreUi L. Vincent. Tensions in the Eastern Mediterranean Focus on the Politics of Energy // URL: https://fas.org/sgp/crs/mideast/IN10864.pdf
7 Oil and Gas Exploration in Israel. Government of Israel // URL: https://www.gov.il/en/ departments/general/gas_oil_history
8 Exploration History. Israel Ministry of Energy // URL: http://www.energy-sea.gov.il/English-Site/Pages/Oil%20And%20Gas%20in%20Israel/History-of-Oil - Gas-Exploration-and-Production-in-Israel.aspx
9 Ellinas C. Hydrocarbon Developments in the Eastern Mediterranean. Atlantic Council. 2016.
знанной Турецкой Республики Северного Кипра.
Можно констатировать, что Израиль и Кипр на данный момент имеют две опции: пойти на нормализацию отношений с Турцией или совместно обеспечить энергетическую безопасность в Восточном Средиземноморье. Учитывая, что повестка турецко-кипрских и турецко-израильских отношений комплексная и включает в себя не только проблему Северного Кипра и палестинский вопрос, но и фактор ЕС и США, то сотрудничество в трёхстороннем формате в краткосрочной перспективе представляется маловероятным. Поэтому у Никосии и Тель-Авиву необходимо совместно обеспечить безопасность реализации проекта. При этом Турция рассматривает вопрос о развёртывании российской системы ПВО С-400 вдоль южного побережья страны (Восточное Средиземноморье), недалеко от того места, где её военные корабли сопровождают суда, ведущие разведку энергоресурсов [10], что создаёт угрозу интересам и безопасности не только Кипра и Израиля, но и транснациональным корпорациям, которые занимаются разработкой месторождений. Понимание этого положило начало военному сотрудничеству между Израилем, Грецией и Кипром, которое будет рассмотрено ниже.
Энергетическое сотрудничество между Никосией и Тель-Авивом име-
ет большие перспективы. Тот факт, что Кипр также обнаружил газ в своей ИЭЗ и начал планировать его добычу, предоставив франшизу тем же компаниям, которые занимаются разработками в израильской зоне, является ещё одним стимулом для обоих государств к сотрудничеству в данном направлении [ 11]. Это может быть обусловлено также тем, что газоносные горизонты, расположенные в ИЭЗ Израиля и ИЭЗ Кипра, находятся в непосредственной близости друг от друга. Кроме того, уже ведётся работа по объединению электрических сетей Греции, Кипра и Израиля под руководством Евросоюза. Однако главным проектом в данном направлении является EastMed pipeline (Восточно-Средиземноморский газопровод), реализация которого позволит снизить зависимость Евросоюза от России.
По информации Еврокомиссии, протяжённость трубопровода от месторождений в Восточном Средиземноморье до интерконнектора Италия - Греция составит 1870 км с начальной пропускной способностью 10 млрд куб. м в год [ 12]. Для ЕС Восточно-Средиземноморский газотрубопровод является экономически целесообразным в связи с тем, что затраты на его исполнение ниже, чем у альтернативных проектов. При этом одним из экспортёров и одновременно ключевых транзи-тёров станет Кипр, который является членом ЕС. Это позволит нивели-
10 Hacanoglu S. Turkey Considers Russian Missile Role in Mediterranean Gas Push. Bloomberg // URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-05-30/turkey-mulls-role-for-russian-missiles-in-mediterranean-gas-push
11 Teff-Seker Y, Rubin A., Eiran E. Israel's 'turn to the sea' and its effect on Israeli regional policy // Israel Affairs. 2019. Vol. 25. Issue. 2. P. 236. P. 234-255.
12 EastMed Pipeline, with metering and regulating station at Megalopoli (EL). European Comission // URL: http://ec.europa.eu/energy/maps/pci_fiches/pci_7_3_1_en_2017.pdf
ровать риски от негативных сценариев по изменению цен на газ.
Энергетический союз Израиля, Греции и Кипра при поддержке Италии сформировался в 2017 г.: тогда четыре страны объявили, что будут сотрудничать в строительстве газопровода, соединяющего эти три страны, для доставки природного газа в ЕС. Правовой базой сотрудничества является Меморандум о взаимопонимании, подписанный в 2018 г. Стоит указать, что египетское месторождение «Зохр» было открыто итальянской компанией Eni. При условии, если разработкой данного месторождения будут заниматься компании, которые сотрудничают с Италией, Грецией, Кипром или Израилем, Каир будет также участвовать в проекте Восточно-Средиземноморского газопровода. Это позволит сформировать энергетический альянс в Восточном Средиземноморье, что, в свою очередь, изменит роль государств субрегиона следующим образом.
Во-первых, Греция может превратиться в одного из главных транзи-тёров газа в Европу, что особо актуально в связи с восстановлением после продолжительного кризиса.
Во-вторых, роль Турции как ключевого газового хаба (Анкара участвует в проектах «Турецкий поток», TANAP, TAP и др.) будет снижена. Ослабление турецкого фактора в энергетической безопасности ЕС является благоприятным сценарием для Брюсселя из-за дрейфа Анкары в сторону Москвы. Одним из показателей в данном контексте являются
санкции, введённые ЕС в отношении Турции в связи с её незаконной буровой деятельностью в Восточном Средиземноморье [ 13].
В-третьих, повышение роли Израиля в вопросе энергетической безопасности ЕС может оказать влияние на двустороннюю повестку, ключевым пунктом которой являются ядерные амбиции Ирана. Тель-Авив будет стараться максимально использовать имеющийся рычаг для смягчения позиции Брюсселя в отношении ядерной сделки с Тегераном.
В-четвёртых, присоединение США к проекту Восточно-Средиземноморского газопровода (в трёхстороннем энергетическом саммите Израиль - Греция - Кипр в Иерусалиме в марте 2019 г. со стороны США принял участие госсекретарь М. Помпео) позволит укрепить их влияние на европейскому континенте за счёт непосредственного участия в обеспечении энергетической безопасности Евросоюза.
Одним из элементов новой конфигурации в регионе может стать Восточно-Средиземноморский газовый форум, который впервые прошёл в Египте в 2019 г. В нём приняли участие министры энергетики Египта, Кипра, Греции, Израиля, Италии, Иордании и Палестинской автономии. В перспективе данная многостороння платформа может стать площадкой для обсуждения не только вопросов освоения энергоресурсов в регионе, но и проблем обеспечения безопасности. Важно отметить, что на данный форум не
13 The Council adopted conclusions on the Turkish drilling activities in the Eastern Mediterranean. An official website of the European Union // URL https://europa.eu/newsroom/content/turkish-drilling-activities-eastern-mediterranean-council-adopts-conclusions_en
были приглашены ни представители Турции, находящейся в состоянии конфликта с Республикой Кипр,
ни Сирии и Ливана, которые имеют напряжённые отношения с Израилем.
Трёхсторонний формат сотрудничества Израиль -Греция - Кипр и фактор США
В теории международных отношений имеется несколько подходов к вопросу формировании альянсов.
По словам К. Уолтца, альянсы предназначены для уравновешивания власти третьей стороны. Страны, как правило, объединяются с более слабым государством против более сильного, чтобы поддерживать своего рода системное равновесие [ 14]. Усиление роли Турции не только в качестве регионального игрока, но и как глобального порождает дисбаланс в регионе. Аналогичные амбиции имеются и у Израиля, которого по экономическому, технологическому и военному потенциалу можно считать региональной державой. В настоящее время Израиль уже оказывает прямое влияние на международную повестку дня:
- проводя регулярные операции на территории Сирии, Ливана и Ирака, направленные против Ирана;
- организовав трёхстороннюю встречу советников по нацбезопасно-сти России - США- Израиля (2019 г.);
- используя союзнические отношения с США для оказания давления на Иран и многое другое.
В то же время, для того чтобы уравновесить влияние Анкары, Тель-Авиву необходимы союзники, которые бы, в отличие от США, находились на Ближнем Востоке или в Средиземноморском регионе.
Греция и Кипр, которые разделяют позицию Израиля в отношении Турции, отвечают данным требованиям. С приходом к власти Б. Нета-ньяху (2009 г.) Израиль стал проявлять к ним интерес как с экономической, так и с военной точки зрения. После того как в сентябре 2011 г. Греция и Израиль заключили двусторонний договор о военном сотрудничестве, можно наблюдать продолжающийся рост кооперации в этом направлении. Помимо совместных морских и воздушных учений, которые служат для налаживания координации по обеспечению безопасности месторождений и энергетического коридора, Израиль и Греция расширили военное сотрудничество (использование проданного Кипру в 1997 г. российского ЗРК С-300, который дислоцирован на греческом острове Крит). Поставка Россией аналогичного комплекса Ирану, а также размещение новых установок на территории Сирии служат серьёзным препятствием для ВВС Израиля. В первую очередь оно ограничивает их возможности при проведении воздушных операций по ликвидации враждебных проиранских формирований в Сирии. Поэтому у ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) возникла необходимость повышения квалификации пилотов ВВС, способных обходить
14 Waltz К.N. Theory of International Politics. N.Y.: McGraw & Hill, 1979.
российские системы обороны, дислоцированные в Сирии. Для этого Греция предоставила израильским партнёрам возможность протестировать систему С-300 на острове Крит [ 15].
Отличительной особенностью израильского подхода является желание сотрудничать не только в двустороннем, но и многостороннем форматах. Базой для этого послужили перспективы от взаимовыгодного партнёрства в энергетическом направлении. Это, по словам бывшего министра энергетики Израиля Узи Ландау, позволит сформировать ось Израиль -Греция - Кипр, которая станет якорем стабильности в регионе [16].
Помимо регулярных трёхсторонних контактов в области безопасности имеется ещё один формат с участием США.
Так, с активизацией диалога между Афинами и Тель-Авивом в ежегодных военно-морских учениях в Средиземном море под кодовым названием Reliant Mermaid начала участвовать Греция, которая пришла на смену Турции. Как заявляется, данные учения способствуют поддержанию морской безопасности в регионе [17]. Это свидетельствует о готов-
ности трёх стран при поддержке США обеспечивать безопасность Восточного Средиземноморья, в частности, энергетических проектов, в которых планируют участвовать в том числе и американские компании.
Сам трёхсторонний формат диалога между Израилем, Грецией и Кипром происходит под эгидой США.
В совместной декларации, принятой по итогу саммита 2018 г., была подчёркнута готовность максимально расширить повестку сотрудничества в трёхстороннем формате в области кибербезо-пасности, борьбы с терроризмом, охраны окружающей среды, высоких технологий, сельского хозяйства и др. Наиболее актуальным направлением является кибербезопасность, которая стала предметом Меморандума о взаимопонимании между тремя странами [ 18].
На шестом трёхстороннем саммите (21 марта 2019 г.) страны подписали новую совместную декларацию, в которой согласились поддерживать энергетическую независимость и безопасность, а также «противостоять дестабилизации».
Предполагается и институциональное присоединение США к данному процессу за счёт создания «четырёхстороннего механизма энергетического сотрудничества» [ 19].
15 Israel trained against Russian-made air defence system in Greece - sources. Reuters // URL: https://www.reuters.com/article/mideast-crisis-israel-greece/israel-trained-against-russian-made-air-defence-system-in-greece-sources-idUSL8N13T14V20151204
16 Israel-Turkey Strategic Ties Show Signs of Thaw // Al-Monitor // URL: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2013/03/israel-turkey-greece-relations-improve-gas-cooperation.html
17 Israel-hosted exercise Reliant Mermaid 2018 comes to an end. Naval today // URL: https:// navaltoday.com/2018/08/14/military-drill-reliant-mermaid-2018-comes-to-an-end
18 Israel-Cyprus-Greece 5th Trilateral Summit Declaration. Embassy of Greece in Tel Aviv // URL: https://www.mfa.gr/missionsabroad/en/israel-en/news/israel-cyprus-greece-5th-trilateral-summit-declaration-beersheba-december-20th-2018.html
19 Joint Statement on the Ministerial Meeting of the U.S., Greece, Republic of Cyprus, and Israel Regarding Cooperation in the Field of Energy. U. S. Embassy in Cyprus // URL: https://cy.usembassy. gov/joint-statement-on-the-ministerial-meeting-of-the-united-states-greece-republic-of-cyprus-and-israel-regarding-cooperation-in-the-field-of-energy
В рамках «противостояния дестабилизации» перед странами стоит задача оказать сопротивление следующим потенциальным угрозам:
- рост фактора ислама во внешней и внутренней политике Анкары, а также её агрессивная риторика регулярно вызывают опасения у средиземноморских стран. Для США сближение Турции с Россией, подразумевающее сотрудничество не только по региональным вопросам, но и по глобальной повестке дня, стало одной из причин присоедине-
ния Вашингтона к четырёхстороннему формату;
- продолжающаяся активность террористических организаций в регионе также работает на сближение четырёх стран, направленное на сотрудничество в области безопасности.
Так, во время учений флоты четырёх государств координировали свои действия для предотвращения морских угроз, связанных с атаками на платформы, которые могут исходить как от государственных, так и от негосударственных акторов.
Перспективы для России
Современная внешнеполитическая стратегия Израиля направлена на превращение страны в один из международных центров силы. Экономический, технологический и военный потенциал уже укрепили статус еврейского государства как региональной державы, способной не только влиять на политическую ситуацию на Ближнем Востоке, но и самостоятельно формировать её. Для расширения географии своего влияния необходимо участвовать в стратегических международных проектах. Одним из них может стать Восточно-Средиземноморский газопровод, к которому уже проявляют особый интерес региональные и вне-региональные акторы. Ключевой опорой Израиля в данном направлении стали Греция и Кипр, которые заняли место Турции в списке региональных внешнеполитических приоритетов.
Турецкий фактор в данном проекте будет продолжать играть важную роль по следующим обстоятельствам:
- во-первых, Анкара продолжает отстаивать права Турецкой Республики Северного Кипра на разработку месторождений, находящихся в ИЭЗ Республики Кипр;
- во-вторых, желание Турции сохранить роль одного из ключевых транзитёров газа в Европу приведёт либо к торпедированию данного проекта со стороны Анкары, либо к присоединению к нему. В данном контексте России необходимо обеспечить своё присутствие в реализуемом проекте, непосредственно участвуя в разработке, а возможно, и транспортировке энергоресурсов. Современный дрейф Анкары в сторону Москвы, который произошёл после неудачного военного переворота, исходит из личного решения Р. Эрдогана. В связи с этим изменение политической конъюнктуры может привести к обратным процессам, а именно возобновлению многостороннего диалога с ЕС и США. Используя своё военное присутствие в Средиземном море, Россия может предложить варианты сотрудниче-
ства в области безопасности, а именно в борьбе с терроризмом. Это позволит нивелировать роль США в обеспечении безопасности в Восточном Средиземноморье и сохранить позиции России как главного актора, влияющего на энергетическую безопасность Евросоюза.
В этом случае определённую роль может сыграть Израиль, который стремится укрепить свой международный статус, предоставляя посреднические услуги мировым державам.
Одним из своих современных достижений действующий премьер-министр Б. Нетаньяху считает проведение трёхсторонней встречи в Иерусалиме. Израиль будет стараться максимально использовать текущую каденцию президента США Д. Трампа для получения всевозможных дивидендов от открытой произраильской позиции Белого дома по ключевым региональным вопросам. Смена руководство после выборов 2020 г. может диаметрально изменить внешнеполитические подходы, как это было при Б. Обаме. В связи с этим создаются двусторонние и многосторонние механизмы
сотрудничества в Восточно-Средиземноморском направлении, которые сохранятся в среднесрочной перспективе. Это может привести к расширению американского военного присутствия в регионе, что становится особо актуальным в связи с российско-турецким сближением.
Не исключается вероятность создания объединённых сил Израиля, Греции и Кипра для обеспечения безопасности газодобывающей инфраструктуры, а также энергетического коридора. Об этом свидетельствует рост интенсивности военного сотрудничества в трёхстороннем формате. При таком сценарии можно ожидать появление военного альянса в регионе, в котором возможно участие США. Очевидно, что Греция и Кипр не планируют брать на себя обязательства по обеспечению безопасности Израиля на фоне растущей конфронтации с Ираном. Речь идёт лишь о региональном измерении союзнических обязательств. А наличие подобных отношений со странами - членами ЕС и НАТО, в свою очередь, повышает статус Израиля в качестве мирового центра силы.
Библиография • References
Ханин В. Израиль накануне и в год своего 70-летия: актуальные аспекты внешней и внутренней политики. М.: Институт Ближнего Востока, 2019.- 262 с.
[Hanin V. Izrail' nakanune i v god svoego 70-letiya: aktual'nye aspekty vneshnej i vnutrennej politiki. M.: Institut Blizhnego Vostoka, 2019.- 262 s.]
Ben-Gurion D. War Diary (in Hebrew). Tel Aviv, Ministry of Defense. 1982.- 902 p.
EastMed Pipeline, with metering and regulating station at Megalopoli (EL). European Comission // URL: http://ec.europa.eu/energy/maps/pci_fiches/pci_7_3_1_ en_2017.pdf
Ellinas C. Hydrocarbon Developments in the Eastern Mediterranean. Atlantic Council. 2016.- 34 p.
Exploration History. Israel Ministry of Energy // URL: http://www.energy-sea.gov.il/ English-Site/Pages/0il%20And%20Gas%20in%20Israel/History-of-0il - Gas-Exploration-and-Production-in-Israel.aspx Hacanoglu S. Turkey Considers Russian Missile Role in Mediterranean Gas Push. Bloomberg // URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-05-30/ turkey-mulls-role-for-russian-missiles-in-mediterranean-gas-push Israel Exports by Country // URL: https://tradingeconomics.com/israel/exports-by-country
Israel trained against Russian-made air defence system in Greece - sources. Reuters // URL: https://www.reuters.com/article/mideast-crisis-israel-greece/israel-trained-against-russian-made-air-defence-system-in-greece-sources-idUSL8N13T14V20151204 Israel-Cyprus-Greece 5th Trilateral Summit Declaration. Embassy of Greece in Tel Aviv // URL: https://www.mfa.gr/missionsabroad/en/israel-en/news/israel-cyprus-greece-5th-trilateral-summit-declaration-beersheba-december-20th-2018. html
Israel-hosted exercise Reliant Mermaid 2018 comes to an end. Naval today // URL: https://navaltoday.com/2018/08/14/military-drill-reliant-mermaid-2018-comes-to-an-end
Israel-Turkey Strategic Ties Show Signs of Thaw // Al-Monitor // URL: https://www. al-monitor.com/pulse/originals/2013/03/israel-turkey-greece-relations-improve-gas-cooperation.html Joint Statement on the Ministerial Meeting of the U.S., Greece, Republic of Cyprus, and Israel Regarding Cooperation in the Field of Energy. U. S. Embassy in Cyprus // URL: https://cy.usembassy.gov/joint-statement-on-the-ministerial-meeting-of-the-united-states-greece-republic-of-cyprus-and-israel-regarding-cooperation-in-the-field-of-energy
Morelli L. Vincent. Tensions in the Eastern Mediterranean Focus on the Politics of
Energy // URL: https://fas.org/sgp/crs/mideast/IN10864.pdf NachmaniA. Israel, Turkey and Greece: Uneasy Relations in the East Mediterranean.
Frank Cass. 2005.- 146 p. Oil and Gas Exploration in Israel. Government of Israel // URL: https://www.gov.il/
en/departments/general/gas_oil_history Samaan J.-L. The East Mediterranean Triangle at Crossroads. Strategic Studies
Institute and U. S. Army War College Press. 2016.- 64 p. Teff-Seker Y, Rubin A., Eiran E. Israel's 'turn to the sea' and its effect on Israeli regional
policy // Israel Affairs. 2019. Vol. 25. Issuc. 2. P. 234-255. The Council adopted conclusions on the Turkish drilling activities in the Eastern Mediterranean. An official website of the European Union // URL https://europa. eu/newsroom/content/turkish-drilling-activities-eastern-mediterranean-council-adopts-conclusions_en WaltzK.N. Theory of International Politics. N.Y.: McGraw & Hill, 1979.- 256 p.
Статья поступила в редакцию 29 апреля 2020 г.