ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
ОС1: 10.21045/1811-0185-2024-7-21-27
УДК 614.2
влияние динамики стоимости лекарственных препаратов для лечения пациентов со злокачественными новообразованиями на затраты на лекарственное лечение
в российской федерации
С.А. Линник1,2 : , Е.Е. Туменко1,2,
1 ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.С. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва, Россия;
2 АНО «Научное медицинское общество «Медицинская практика», г. Москва, Россия.
И Автор для корреспонденции: Линник С.А.
АННОТАЦИЯ
Ежегодно в Российской Федерации тратятся сотни миллиардов рублей на закупку лекарственных препаратов для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями, однако влияние динамики стоимости лекарственных препаратов на сумму средств, затрачиваемую на их закупку, в нашей стране не изучалась. Это и явилось целью этой работы. Мы изучили стоимость лекарственных препаратов в 2019 и 2022 гг. Сравнили суммы средств, потраченных на их закупки в РФ и в федеральных округах.
Ключевые слова: злокачественные новообразования, онкологические заболевания, лекарственные препараты, стоимость лекарственных препаратов, доступность медицинской помощи, лекарственное обеспечение.
Для цитирования: Линник С.А., Туменко Е.Е. Влияние динамики стоимости лекарственных препаратов для лечения пациентов со злокачественными новообразованиями на затраты на лекарственное лечение в Российской Федерации. Менеджер здравоохранения. 2024; 7:21-27. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-7-21-27
Введение
Ежегодно в Российской Федерации регистрируются новые лекарственные препараты (ЛП), воспроизведённые лекарственные препараты (генерики), а также новые формы выпуска, зарегистрированных ранее ЛП. Программой государственных гарантий (ПГГ) бесплатного оказания медицинской помощи гарантировано обеспечение ЛП пациентов со злокачественными новообразованиями (ЗНО) в амбулаторных условиях лечения, а Федеральный закон 3231 - бесплатными ЛП в условиях лечения в стационаре и дневном стационаре. В обоих случаях необходимо включение ЛП в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), что, в свою очередь, требует государственной регистрации цены на ЛП. Лекарственные препараты вне перечня ЖНВЛП также могут быть закуплены медицинскими организациями, однако оплачиваться такие
1 Федеральный закон от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141711/
«КС
случаи госпитализации будут по минимальному тарифу, поэтому использование таких ЛП в стационарах незначительное. ЛП, не включённые в ЖНВЛП и, соответственно, в ПГГ, могут закупаться и за счёт региональных бюджетов (РЛО)2, так как территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (ТПГГ) могут включать в себя любые ЛП, но не менее перечня ЖНВЛП (за исключением ЛП, применение которых возможно только в условиях стационара).
В нашей стране затраты на закупку ЛП для лечения пациентов с ЗНО неизменно растут и достигли суммы более 255 млрд. рублей в 2022 году. Учитывая существенные суммы, выделяемые на закупки ЛП для лечения пациентов с ЗНО, изучение влияния стоимости ЛП на бюджеты как обязательного медицинского страхования (ОМС), так
2 Постановление Правительства Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 года «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
© Линник С.А, Туменко Е.Е, 2024 г.
№7 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
и льготного лекарственного обеспечения, является важной задачей для организаторов здравоохранения. Это и явилось целью нашей работы.
Материалы и методы
Мы проанализировали динамику стоимости лекарственных препаратов для лечения пациентов с ЗНО в 2019-2022 годах в РФ и в Федеральных округах РФ по источникам финансирования и классам лекарственных препаратов. На первом этапе используя аналитический метод, мы изучили изменения средневзвешенной средней стоимости миллиграмма лекарственных препаратов по международным непатентованным названиям (МНН) и формам выпуска, закупаемых за счёт всех источников финансирования вместе и отдельно за счёт средств ОМС и за счёт средств РЛО, программы обеспечения ЛП для медицинского применения, в том числе ЛП для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (ОНЛП) и программы высокозатратных нозологий (ВЗН) в 2019-2022 годах по данным сайта zakupki.gov.ru в Российской Федерации в целом, а также в федеральных округах РФ. Мы анализировали ЛП анатомо-терапевтическо-химической классификации (АТХ) групп L01, L02, т.е. ЛП, имеющие зарегистрированные показания для лечения пациентов с солидными ЗНО и онкоге-матологическими заболеваниями.
На втором этапе мы рассчитали влияние динамики стоимости ЛП на затраты средств ОМС, РЛО, ОНЛП и ВЗН на сумму средств, потраченную на закупки ЛП. Для этого мы рассчитали разницу в стоимости одинакового количества миллиграмм, закупленных в 2022 году по формуле: СЭ = (мг22*ст19) - (мг22*ст22), где СЭ = разница
суммы средств, потраченных на закупку одинакового кол-ва мг ЛП, закупавшихся как в 2019, так и в 2022 годах, и сумма закупленных мг которых в 2022 г была не меньше, чем в 2019 г., мг22 -кол-во мг ЛП в 2022 г., ст19 - стоимость 1 мг ЛП в 2019 г., ст22 - стоимость 1 мг ЛП в 2022 г. Этот этап выполнялся для РФ в целом и затем, отдельно по каждому федеральному округу отдельно.
Не все ЛП, стоимость которых снизилась в 2022 году по сравнению с 2019 годом, закупались в большем объёме (в натуральном выражении), поэтому в расчёты мы брали только те ЛП, количество закупленных мг которых в 2022 году не менее, чем в 2019 году.
Результаты
В 2019 году за счёт средств ОМС, РЛО, ОНЛП и ВЗН было закуплено 153 МНН, с учётом разных форм выпуска - 168 ЛП для лечения пациентов со злокачественными новообразованиями. В 2022 году за счёт этих источников финансирования закупалось 151 МНН, с учётом разных форм выпуска -159 ЛП. В 2022 году прекратились закупки 10 МНН с единственной формой выпуска, закупалось 8 МНН, не закупаемых ранее в 2019 году (вновь зарегистрированные ЛП), а также 2 ЛП, закупавшихся в 2019 году, но с иными формами выпуска.
В 2022 году средневзвешенная стоимость 1 миллиграмма лекарственного препарата снизилась по сравнению с 2019 годом у 102 МНН (104 ЛП с учётом всех форм выпуска), а величина снижения цены колебалась от 1% (трастузумаб эмтанзин, митотан, третиноин) до 94% (ципротерон). При этом у некоторых МНН разные формы выпуска имели разнонаправленную динамику стоимости 1 миллиграмма, например, у трастузумаба и мелфалана. (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика лекарственных препаратов для лечения пациентов с ЗНО, средневзвешенная стоимость 1 мг которых снизилась в Российской Федерации в 2022 году по сравнению с 2019 годом
ЖНВЛП МНН / форм выпуска Форма выпуска в 2022 г.
2019 2022 парентераль-
включены не включены включены не включены ные пероральные
Цитостатические ЛП 32 / 33 8 / 8 33 / 35 6 / 6 27 14
Гормональные ЛП 7 / 8 1 / 1 7 / 8 1 / 1 4 5
Таргетные ЛП 38 / 38 15 / 15 50 / 50 3 / 3 21 32
Иммуноонкологические ЛП 1 / 1 - 1 / 1 - 1 -
Итого 78 / 80 24 / 24 91 / 94 10 / 10 53 51
Менеджер
здравоохранения /
Manager №7
ZdrevoochreneniB 2024
Таблица 2
Характеристика лекарственных препаратов для лечения пациентов с ЗНО, средневзвешенная стоимость 1 мг которых увеличилась в Российской Федерации в 2022 году по сравнению с 2019 годом
ЖНВЛП МНН / форм выпуска Форма выпуска в 2022 г
2019 2022 парентеральные перораль-ные наружные
включены не включены включены не включены
Цитостатические ЛП 18 / 20 14 / 14 18 / 20 14 / 14 25 9 1
Гормональные ЛП 5 / 6 1 / 1 5 / 6 1 / 1 2 4
Таргетные ЛП 5 / 5 0 5 / 5 0 4 1 -
Иммуноонкологические ЛП -------
Итого 28 / 31 15 / 15 28 / 31 15 / 15 31 14 1
Одну компанию - производителя как в 2019, так и в 2022 годах имели только 54 ЛП, из них 13 ЛП в 2019 году не входили в перечень ЖНВЛП, но были включены в него до 2022 года.
У 43 МНН (46 ЛП с учётом всех форм выпуска) средневзвешенная стоимость 1 миллиграмма препарата увеличилась в 2022 году по сравнению с 2019 годом (таблица 2). Диапазон увеличения средневзвешенной стоимости 1 миллиграмма колебался от 1% (трастузумаб) до 413% (винкристин). У 19 МНН в 2019 и 2022 годах было по одному производителю; у трёх ЛП в 2019 было несколько компаний - производителей, а в 2022 г осталось только по одной (таблица 2).
У 8 МНН средневзвешенная стоимость 1 миллиграмма не изменилась в 2022 году по сравнению с 2019 годом: 3 цитостатика, 3 таргетных ЛП, 1 гормональный ЛП и 1 иммуноонкологический (пембролизумаб).
Отдельно мы проанализировали средневзвешенную стоимость 1 миллиграмма лекарственных препаратов, закупленных раздельно за счёт средств ОМС и суммарно РЛО, ОНЛП, ВЗН, т.е. лекарственных препаратов для льготного лекарственного обеспечения. Из группы ЛП, стоимость 1 миллиграмма которых снизилась в 2022 году, у 22 МНН стоимость 1 миллиграмма ЛП, закупленных за счёт средств ОМС, отличались более чем на 10% со стоимостью
1 миллиграмма этих же ЛП, но закупленных за счёт консолидированных бюджетов РЛО, ОНЛП и ВЗН. При этом по отдельным ЛП эта разница оказалась двукратной. Из этих 22 ЛП 7 оказались таргетными,
2 гормональными и 13 цитостатическими. Стоимость 1 мг всех этих ЛП, которые имели форму выпуска для приёма внутрь (капсулы и таблетки), была ниже при закупках за счёт средств РЛО, ОНЛП и ВЗН, чем
1 мг этих же ЛП, закупленных за счёт средств ОМС. У 9 из 12 ЛП с инфузионным способом введения стоимость 1 мг за счёт средств РЛО, ОНЛП и ВЗН оказалась выше, чем стоимость 1 мг, закупленного за счёт средств ОМС.
Из 43 МНН (46 ЛП с учётом всех форм выпуска), у которых средневзвешенная стоимость 1 миллиграмма препарата увеличилась в 2022 году, 29 МНН (32 ЛП с учётом всех форм выпуска) закупались в 2019 и 2022 годах как за счёт как средств ОМС, так и средств РЛО, ОНЛП, ВЗН. У 10 МНН из них (11 ЛП с учётом всех форм выпуска) разница средне-взешенной стоимости 1 мг препарата, закупленного за счёт ОМС и других каналов финансирования отличалась минимум на 10%.
Количество МНН, которые закупались как в 2019 г., так и в 2022 году (за счёт всех или одного из вышеперечисленных источников финансовых средств) составило 143 (145 ЛП с учётом всех формы выпуска). Из них у 62 МНН уменьшилось суммарное количество мг, закупаемых за счёт средств ОМС, РЛО, ОНЛП и ВЗН в 2022 г. по сравнению с 2019 г., у остальных - увеличилось. В 2019 г. на закупку ЛП, сумма мг которых увеличилась в 2022 году, было потрачено 143,2 млрд. руб., в 2022 на закупку такого же кол-ва мг, что и в 2019 году, этих же ЛП было израсходовано 115,2 млрд. руб., т.е. на 28 млрд. рублей меньше (-20% от суммы средств 2019 года).
Отдельно мы проанализировали динамику стоимости ЛП, закупаемых за счёт средств разных источников. В 2022 году у 103 МНН (104 ЛП с учётом всех форм выпуска) закупавшихся счёт средств ОМС в 2019 и 2022 гг. средневзвешенная стоимость 1 мг лекарственного препарата снизилась, у 5 МНН не изменилась, у 40 МНН (41 ЛП с учётом всех форм выпуска), напротив, увеличилась. В 2019 г. на закупку
№ 7 Мападег
2024 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
зЯо
ЛП, кол-во мг которые закупались и в 2022 году и количество закупаемых мг не уменьшилось по сравнению с 2019 г., было потрачено 84,8 млрд. средств ОМС, в 2022 на закупку такого же количества миллиграмм этих же ЛП было потрачено только 71,5 млрд. рублей, т.е. на 13,3 млрд. рублей меньше (-16%), чем в 2019 году.
У 86 МНН (87 ЛП с учётом всех форм выпуска), закупавшихся в 2019 и 2022 гг. за счёт средств РЛО, ОНЛП и ВЗН снизилась средневзвешенная стоимость 1 мг препарата в 2022 году, у 5 не изменилась, у 76 МНН (79 ЛП с учётом всех форм выпуска) - увеличилась. В 2019 году на закупку ЛП, количество закупаемых мг которых не уменьшилось в 2022 г. было потрачено 58,4 млрд. рублей средств РЛО, ОНЛП, ВЗН. В 2022 на закупку такого же количества мг этих же ЛП было потрачено 43,6 млрд. рублей, т.е. на 14,7 млрд. рублей меньше (-25%), чем в 2019 году.
Влияние стоимости лекарственных препаратов на сумму средств, затрачиваемую на закупки ЛП в 2022 году в зависимости от групп ЛП была разной: наибольшее снижение затрат на покупку ЛП оказали гормональные лекарственные и цитостатические препараты, наименьшее - иммуноонкологические ЛП.
Динамика средневзвешенной стоимости 1 мг лекарственных препаратов по федеральным округам РФ была разнонаправленной у 44 МНН в 2022 году, по сравнению с 2019 годом. У 44 МНН (45 ЛП) разница в средневзвешенной стоимости 1 мг препарата
отличалась не менее, чем на 10% между федеральными округами (достигая иногда 2-3-кратной разницы), причём 15 ЛП были из тех 44 ЛП, динамика стоимости которых была разнонаправленной. Анализ затраченных средств на закупку одинакового количества миллиграмм ЛП, закупленных в 2019 году по стоимости 2022 года, обнаружил отличия между федеральными округами: так, в РФ затраты 2022 года были меньше на 20%, тогда как в Санкт-Петербурге только на 9%, а в Дальневосточном Федеральном округе, напротив, - на 27% (таблица 3).
Обсуждение
Включение ЛП в перечень ЖНВЛП ожидаемо приводит к снижению их закупочной стоимости вне зависимости от способа применения и источника финансирования закупки. Вместе с тем, присутствие ЛП в перечне ЖНВЛП не гарантирует снижение и неизменность стоимости ЛП, поскольку не во всех случаях стоимость ЛП из перечня ЖНВЛП снизилась или осталась неизменной: почти четверть ЛП увеличили стоимость в течение анализируемых лет. Интересно, что другие исследователи в нашей стране отнесли фактор включения ЛП в перечень ЖНВЛП на одно из последних мест, уступающий таким факторам, как условия хранения и транспортировки ЛП, а также упаковки и страны-производителя [1]. Вопреки ожиданиям, динамика количества производителей не имела влияния на динамику стоимости ЛП: так у 16 ЛП, стоимость которых
Таблица 3
Экономия денежных средств за счёт снижения средневзвешенной стоимости 1 мг лекарственных препаратов для лечения пациентов с ЗНО в 2022 году в федеральных округах Российской Федерации
Затрачено на закупку средств, млрд. рублей Разница в сумме, Степень снижения
2019 2022 млрд. рублей затрат, %
ЦФО без Москвы 27,5 22 5,5 20
Москва 32,5 25,3 7,2 22
СЗФО без СПб 6,7 5,3 1,4 21
Санкт-Петербург 8 7,3 0,7 9
ЮФО 11,2 9,1 2,1 19
СКФО 5 4,1 0,9 18
ПФО 18,1 15,3 2,8 16
УФО 9,7 7,8 1,9 20
СФО
16,3
13
3,3
20
снизилась в 2022 г. по сравнению с 2019 г. количество компаний-производителей уменьшилось и только у 6 увеличилось в 2022 г. по сравнению с 2019 г. Основное снижение стоимости пришлось на два класса ЛП - цитостатики и гормональные препараты. Количество компаний производителей этих классов ЛП было выше, чем таргетных и иммуноонкологических. Среди ЛП, стоимость которых увеличилась в 2022 году оказалось 8 ЛП, количество производителей которых не только не сократилась, но, напротив, увеличилось, и только у 6 ЛП этой группы количество компаний - производителей сократилось в 2022 году по сравнению с 2019 годом. Снижение стоимости лекарственных препаратов - мировой тренд. Так, например, в США за период с 2009 по 2018 годы средняя стоимость ЛП снизилась от 13% до 25%, причём так же, как и в нашем исследовании, стоимость на оригинальные ЛП часто не только не снижалась, но, наоборот, возрастала [2].
Снижение затрат на закупку ЛП за счёт всех бюджетов - федерального и бюджета субъектов -в 2022 году по сравнению с 2019 годом высвободило 20% средств (16% в ОМС и 25% в льготном лекарственном обеспечении) при закупке такого же количества миллиграмм.
Разница в стоимости лекарственных препаратов в разных странах хорошо известна [3, 4], причём по отдельным ЛП разница стоимости может достигать почти восьмикратных размеров [5, 6], а основная экономия средств при покупке ЛП приходится на воспроизведённые лекарственные препараты [7]. Важно подчеркнуть, что во многих странах
мира ЛП для лечения пациентов с ЗНО дороже, чем для лечения пациентов с другими нозологиями [8]. В Российской Федерации такой анализ не проводился. Удивительно то, что некоторые федеральные округа существенно отличались по экономии средств: 16% в Приволжском Федеральном округе и 27% в Дальневосточном, при среднем по стране в 20%. В Санкт-Петербурге вообще отмечена минимальная экономия средств (всего 9%), в то время как в Северо-Западном федеральном округе (без СПб) она составила 21%. Такая же сильная дифференциация между федеральными округами и субъектами РФ наблюдается и в лекарственном обеспечении пациентов с ЗНО [9-11].
Высвобождение денежных средств при закупке ЛП, стоимость которых снизилась в 2022 году по сравнению с 2019 годом, вероятно повышает доступность лекарственного лечения пациентов с ЗНО вне зависимости от того, на закупку каких ЛП будут израсходованы сэкономленные средства. Однако, этот вопрос не являлся целью нашей работы и требует отдельного изучения.
Заключение
Стоимость лекарственных препаратов для лечения пациентов с ЗНО имеет разнонаправленную динамику, но в целом приводит к экономии денежных средств. Федеральные округи сильно дифференцированы по степени экономии денежных средств на ЛП для лечения пациентов с ЗНО. Перечень ЖНВЛП и количество производителей ЛП не имеют решающего значения в динамике цены лекарственных препаратов.
1. Тиндова М.Г., Кублин И.М., Волненко В.Н., Зубарева Н.Н. Мониторинг и бенчмар-кинг факторов, оказывающих влияние на стоимость лекарственных препаратов. Экономика устойчивого развития. 2022; 2(50):155-157.
2. Mark Doms, Jeffrey Kling, Robert Sunshine, Loretta Lettner, Jorge Salazar. Prescription Drugs: Spending, Use and Prices. 2022. Режим доступа электронный: URL: https://www.cbo. gov/system/files/2022-01/57050-Rx-Spending.pdf (Дата обращения: 01.04.2024).
3. Andrew W. Mulcahy, Daniel Schwam, Nate Edenfield. Comparing Insulin Prices in the U.S. to Other Countries. Режим доступа электронный: URL https://aspe.hhs.gov/sites/default/files/ migrated_legacy_files//196281/Comparing-Insulin-Prices.pdf (Дата обращения: 29.03.2024).
4. Savage, Philip, Sarah Mahmoud, Yogin Patel and Hagop M. Kantarjian, "Cancer Drugs: An International Comparison of Postlicensing Price Inflation," Journal of Oncology Practice, Vol. 13, No. 6, 2017, P. e538-e542.
5. Andrew W. Mulcahy, Christopher Whaley, Mahlet G. Tebeka, Daniel Schwam, Nathaniel Edenfield, Alejandro U. Becerra-Ornelas. International prescription drug price comparisons. Current empirical estimate and comparisons with previous studies. 2022. Режим доступа электронный: URL https://aspe.hhs.gov/sites/default/files/documents/ca08ebf0d93dbc0faf270f35bb ecf28b/international-prescription-drug-price-comparisons.pdf (Дата обращения: 01.04.2024).
№ 7 Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
6. Andrew W. Mulcahy, Christopher Whaley, Mahlet G. Tebeka, Daniel Schwam, Nathaniel Edenfield, and Alejandro U. Becerra-Ornelas. Comparing Prescription Drugs in the U.S. and Other Countries: Prices and Availability. 2024. Режим доступа электронный: URL https://aspe.hhs.gov/reports/comparing-prescription-drugs (Дата обращения: 29.03.2024).
7. Savings available under full generic substitution of multiple source brand drugs in Medicare Part D. 2018/ Режим доступа электронный: URL https://aspe.hhs.gov/sites/default/files/private/pdf/259326/DP-Multisource-Brands-in-Part-D.pdf (Дата обращения: 29.03.2024).
8. Miquel Serra-Burriel, Gellért Perényi, Yannic Laube, Aaron P. Mitchell, Kerstin N. Vokinger. The cancer premium - explaining differences in prices for cancer vs non-cancer drugs with efficacy and epidemiological endpoints in the US, Germany, and Switzerland: a cross sectional study. eClinicalMedicine. 2023;61: 102087.
9. Линник С.А. Стратегия органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по льготному лекарственному обеспечению пациентов со злокачественными новообразованиями. Общественное здоровье и здравоохранение. 2023; 1(76):32-36.
10. Линник С.А. Анализ доступности пациентов со злокачественными новообразованиями к лекарственному обеспечению на амбулаторном этапе лечения в Российской Федерации. Здравоохранение Российской Федерации. 2023; 2(67):97-105.
11. Линник С.А., Швачко С.А, Туменко Е.Е. Льготное лекарственное обеспечение пациентов в федеральных округах и субъектах Российской Федерации на примере наиболее распространённых заболеваний. Менеджер здравоохранения. 2023; 2:40-49.
О
змо зЯо
ORIGINAL PAPER
THE INFLUENCE OF THE DYNAMICS OF THE COST OF DRUGS FOR THE TREATMENT OF PATIENTS WITH MALIGNANT NEOPLASMS ON THE COSTS OF DRUG TREATMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
IS. A. Linnik1'2E.E. Tumenko12
1 Federal Scientific State Budgetary Institution «N.A. Semashko National Research Institute of Public Health», Moscow, Russian Federation;
2 Non-government organization «Scientific society "Medical practice", Moscow, Russia.
H Corresponding author: Linnik S.A.
ABSTRACT
Every year in the Russian Federation hundreds of billions of rubles are spent on the purchase of drugs for the treatment of patients with cancer, but the influence of the dynamics of the cost of drugs on the amount of money spent on their purchase has not been studied in our country. This was the purpose of this work. We studied the cost of drugs in 2019 and 2022. We compared the amounts of funds spent on their purchases in the Russian Federation and in the federal districts.
Keywords: malignant neoplasms, oncological diseases, drugs, cost of drugs, availability of medical care, drug supply For citation: Linnik S.A., Tumenko E.E. The influence of the dynamics of the cost of drugs for the treatment of patients with malignant neoplasms on the costs of drug treatment in the Russian Federation. Manager Zdravookhranenia. 2024; 7:21-27. DOI: 10.21045/18110185-2024-7-21-27
REFERENCES
1. Tindova M.G., Kaplin I.M., Volnenko V.N., Zubareva N.N. monitoring of factors influencing the cost of medicines. Economics of sustainable development. 2022; 2(50):155-157.
2. Mark Doms, Jeffrey Kling, Robert Sunshine, Loretta Lettner, Jorge Salazar. Prescription Drugs: Spending, Use, and Prices. 2022. Режим доступа электронный: URL: https://www.cbo.gov/system/files/2022-01/57050-Rx-Spending.pdf (Mode of access: 01.04.2024).
3. Andrew W. Mulcahy, Daniel Schwam, Nate Edenfield. Comparing Insulin Prices in the U.S. to Other Countries. Режим доступа электронный: URL https://aspe.hhs.gov/sites/default/files/migrated_legacy_files//196281/ Comparing-Insulin-Prices.pdf (Mode of access: 29.03.2024).
4. Savage, Philip, Sarah Mahmoud, Yogin Patel, and Hagop M. Kantarjian, "Cancer Drugs: An International Comparison of Postlicensing Price Inflation," Journal of Oncology Practice, Vol. 13, No. 6, 2017, P. e538-e542.
5. Andrew W. Mulcahy, Christopher Whaley, Mahlet G. Tebeka, Daniel Schwam, Nathaniel Edenfield, Alejandro U. Becerra-Ornelas. International prescription drug price comparisons. Current empirical estimate and comparisons with previous studies. 2022. Режим доступа электронный: URL https://aspe.hhs.gov/sites/default/files/documents/ ca08ebf0d93dbc0faf270f35bbecf28b/international-prescription-drug-price-comparisons.pdf (Mode of access: 01.04.2024).
Менеджер
здравоохранения /
Manager № 7
ZdrevoochrBnenÍB 2024
6. Andrew W. Mulcahy, Christopher Whaley, Mahlet G. Tebeka, Daniel Schwam, Nathaniel Edenfield, and Alejandro U. Becerra-Ornelas. Comparing Prescription Drugs in the U.S. and Other Countries: Prices and Availability. 2024. Режим доступа электронный: URL https://aspe.hhs.gov/reports/comparing-prescription-drugs (Mode of access: 29.03.2024).
7. Savings available under full generic substitution of multiple source brand drugs in Medicare Part D. 2018/ Режим доступа электронный: URL https://aspe.hhs.gov/sites/default/files/private/pdf/259326/DP-Multisource-Brands-in-Part-D.pdf (Mode of access: 29.03.2024).
8. Miquel Serra-Burriel, Gellért Perényi, Yannic Laube, Aaron P. Mitchell, Kerstin N. Vokinger. The cancer premium - explaining differences in prices for cancer vs non-cancer drugs with efficacy and epidemiological endpoints in the US, Germany, and Switzerland: a cross sectional study. eClinicalMedicine. 2023;61: 102087.
9. Linnik S.A. Strategy of the health authorities of the subjects of the Russian Federation on the preferential medication provision for patients with malignant neoplasms. Health care Standardization Problems. 2023; 1(76):32-36.
10. Linnik S.A. Analysis of the accessibility of cancer patients to drug provision at the outpatient stage of treatment in the Russian Federation. Health Care of the Russian Federation. 2023; 2(67):97-105.
11. Linnik S.A, Shvachko S.A., Tumenko E.E. subsidized pharmaceutical provision for patients in the federal districts and subjects of the Russian Federation using the example of the most common diseases. Manager Zdravoochranenia. 2023; 2:40-49.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Линник Сергей Александрович - д-р мед. наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. С. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, генеральный директор АНО «Научное медицинское общество «Медицинская практика», г. Москва, Россия. Sergey A. Linnik - PhD, senior investigator of N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: Linnik200i@mail.ru
Туменко Елена Евгеньевна - лаборант - исследователь ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.С. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, директор по стратегическому развитию АНО «Научное медицинское общество «Медицинская практика», г. Москва, Россия. Elena E. Tumenko - laboratory assistant researcher of N.A. Semashko National Research Institute of Public, Moscow, Russia.
Здравоохранение-2024
OHC
•V
РАСХОДЫ НА КЛИНИЧЕСКИЕ АПРОБАЦИИ В 2024 ГОДУ СОКРАЩЕНЫ
2024 году Минздрав одобрил 64 протокола на оказание медицинской помощи в рамках КА на 5,5 млрд. руб., что на четверть меньше по сравнению с предыдущим годом. Максимальные расходы запланированы на проведение клинических апробаций по профилям «Акушерство и гинекология», «Сердечно-сосудистая хирургия» и «Трансплантология». Почти треть от общего количества разработок занимают реабилитация и курортология.
Источник: Медвестник.ру