Научная статья на тему 'Влияние динамики оборота розничной торговли на финансовые результаты деятельности предприятия'

Влияние динамики оборота розничной торговли на финансовые результаты деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
989
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / СПРОС / КОНКУРЕНЦИЯ / ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / PROFITABILITY / DEMAND / COMPETITION / THE RETAIL TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ионова Г. О.

Статья посвящена анализу влияния динамики оборота торговли на повышение ее эффективности в современных условиях возрастающей конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE THE DYNAMICS OF RETAIL TRADE IN THE FINANCIAL RESULTS OF THE COMPANY

This article analyzes the influence of the dynamics of trade turnover to increase its effectiveness in the modern context of increasing competition.

Текст научной работы на тему «Влияние динамики оборота розничной торговли на финансовые результаты деятельности предприятия»

Предполагается, что в рамках этого процесса принимаются и реализуются частные управленческие и технические решения. Особенности процедур риск-менеджмента проявляются на данном этапе в специфике принимаемых решений.

Этап мониторинга результатов и совершенствования системы управления риском обеспечивает обратную связь, обновление и пополнение информации о рисках, что является важным условием анализа рисков на втором этапе.

Оценка эффективности проведенных мероприятий способствует адаптации системы управления риском к изменению условий функционирования окружающей среды и совокупности влияющих на бизнес-процессы рисков и осуществляется за счет:

■ замены неэффективных мероприятий более эффективными в рамках выделенного бюджета на программу управления риском, повышающую общую результативность системы управления риском;

■ изменения организации выполнения программы управления риском.

Всё вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что для эффективного анализа всего многообразия рисков в деятельности предприятия необходимо применять целый комплекс методов, что, в свою очередь, подтверждает актуальность разработки комплексного механизма управления рисками.

Литература:

1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Межох З.П. Проблемы управления экономической безопасностью железнодорожного транспорта : теория, методология, пути решения: диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.05 / Моск. гос. ун-т путей сообщ. (МИИТ) МПС РФ. - Москва, 2007. -286 с.

3. The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission. Управление рисками организаций. Интегрированная модель. Краткое изложение. Концептуальные основы. 2004.-14с.

ВЛИЯНИЕ ДИНАМИКИ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ионова Г.О., соискатель кафедры Торгового дела и предпринимательства Московской академии предпринимательства при

Правительстве Москвы

Статья посвящена анализу влияния динамики оборота торговли на повышение ее эффективности в современных условиях возрастающей конкуренции.

Ключевые слова: рентабельность, спрос, конкуренция, оборот розничной торговли.

INFLUENCE THE DYNAMICS OF RETAIL TRADE IN THE FINANCIAL RESULTS

OF THE COMPANY

Ionova G., the applicant, Department of Trade and business affairs, Moscow Academy of Business of the Government of Moscow This article analyzes the influence of the dynamics of trade turnover to increase its effectiveness in the modern context of increasing competition.

Keywords: profitability, demand, competition, the retail trade.

Важную роль в организации инновационного взаимодействия между торговым предпринимателем и потребителем торговой услуги играет стратегия видения бизнеса, в частности выделение приоритетных секторов в торговой деятельности, оказывающих доминирующее воздействие на конкурентную позицию предприятия. Это, на наш взгляд, прежде всего наличие развитой институциональной, производственной, деловой инфраструктуры и высококачественного человеческого капитала. Мы предлагаем следующие мероприятия по повышению эффективности использования труда в торговом предприятии и заработной платы, как цены труда:

1. Для повышения стимулирования труда персонала необходимо 50% от средней заработной платы выплачивать в виде оклада, а остальные 50% в виде премий по результатам труда;

- выплачивать работникам 1,5% от чистой прибыли по итогам работы за год;

- в целях стимулирования производительности труда руководству предприятия также можно предложить ввести конкурсы среди продавцов-консультантов по достижению определенных показателей (количества обслуженных покупателей, среднему чеку). Лидера по результатам конкурса можно награждать различными ценными призами;

- для кассиров-продавцов необходимо ввести доплату за профессиональное мастерство. При размере данной выплаты необходимо учитывать профессиональный стаж, а также наличие или отсутствие нареканий со стороны покупателей.

Внедрение мотивирующей системы оплаты труда для торгово-оперативного персонала должно включать следующие условия:

-размер доходов каждого работника должен определяться, прежде всего, личным трудовым вкладом в результаты коллективного труда;

-усиление дифференциации в оплате труда.

Наиболее оптимальным вариантом системы оплаты труда, отвечающей вышеперечисленным условиям и способствующим более эффективному достижению цели организации будет являться

сдельно-премиальная система оплаты труда.

Данную форму заработной платы целесообразно внедрять для работников, непосредственно связанных с реализацией товаров, т.е. для кассиров-продавцов, что должно значительно увеличить объем оборота розничной торговли и привести к росту производительности труда. Практика показывает, что на тех предприятиях, где применяется данная система и подразумевается дифференциация размеров заработной платы в зависимости от количества выполненных работ, работники будут ощущать тесную связь между конечным результатом своей деятельности и своим заработком, что является действенным стимулом для повышения эффективности труда. Таким образом, сдельно-премиальная система оплаты по результату будет обеспечивать четкую мотивацию, т.к. увеличится материальная заинтересованность основного персонала.

Второе принципиально важное направление - это совершенствование структуры оборота розничной торговли.

Современный рынок товарного предложения в сфере розничной торговли характеризуется значительной концентрацией его участников, широким ассортиментом предлагаемых товаров и их схожестью. В результате определенная часть предлагаемого товарного ассортимента оказывается вне поля зрения покупателя, что обусловливает снижение объемов реализации товаров, замедление их оборачиваемости и, как следствие, убыточное функционирование субъекта розничной торговли.

В этой связи для предприятий розничной торговли исследуемого региона в целях обеспечения приверженности к ним покупателей все большее значение приобретает совершенствование тор-гово-технологического процесса в магазине в направлении его гармонизации между природной системой человека в пространстве торгового зала и товарами на основе их соизмеримого взаимодействия в качестве единого целого. Иными словами, необходим баланс между товарами, торговым оборудованием, обслуживающим персоналом и поведением покупателя.

Повышение уровня обслуживания требует постоянного совер-

шенствования ее технологии, особенно использования новой техники менеджмента, автоматизированных систем управления, автоматизированных рабочих мест коммерческих работников, компьютеризации управления коммерческими процессами. Весьма актуальна задача компьютеризации процессов управления в гипермар-кетах и супермаркетах. Для эффективного функционирования на потребительском рынке розничному предприятию необходимо совершенствовать информационное обеспечение маркетинговой деятельности. Организация сбора внешней информации и оперативное внутреннее распределение, может спрогнозировать динамику рыночных тенденций, что позволит принимать обоснованные управленческие решения. Первоочередной является информация о новой продукции, технологических процессах и применяемых конкурентных стратегиях, использование которых снижает коммерческие риски.

На изменение оборота розничной торговли оказывает влияние изменение следующих факторов: изменение продажных цен на товары; изменение структуры и ассортимента реализованной продукции; изменение запасов на начало и конец периода; изменение прочего выбытия товаров.

Изменение продажных цен на товары и тарифов на услуги и работы прямо пропорционально влияет на изменение оборота розничной торговли, т.е. с увеличением уровня цен сумма оборота возрастает, и наоборот.

Изменение структуры и ассортимента продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму оборота розничной торговли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, а значит возрастет и оборот розничной торговли. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Приоритетным направлением деятельности торговой организации должно быть удовлетворение обслуживаемого населения в товарах и услугах высокого качества. Однако реализация социальной миссии торгового предприятия невозможна без получения прибыли. Поэтому социальный и экономический аспекты реализации товаров в торговых организациях взаимообусловлены. Непременным условием успешного оказания услуги по реализации товаров является создание максимальных удобств покупателям в процессе выбора и покупки ими товаров при сокращении затрат времени на посещение магазина, что в значительной мере достигается за счет рационального размещения и выкладки товаров в торговом зале.

Можно отметить, что в основу размещения и выкладки товаров в магазинах розничной торговли положен достаточно узкий ряд факторов: товарная специализация магазина, архитектурные и конструктивные особенности торгового зала, используемые методы продажи, физико-химические особенности и оборачиваемость товаров. А необходимо учитывать также объемы продаж по группам товаров; роль отдела, товарной группы или конкретного товара в формировании прибыли магазина; психологические особенности поведения покупателей в торговом зале магазина.

Среди известных методик анализа ассортимента одним из наиболее приемлемых методов, на наш взгляд, является метод АВС-анализа. В этой связи представляется целесообразным использование в реализации товаров АВС-анализа, основанного на распределение ролей и места каждой товарной группы в торгово-техноло-гическом процессе магазина, учете их специфических особенностей и степени важности для потребителей.

АВС-анализ предполагает объединение товаров в три группы в зависимости от отношения к ним потребителей, их маркетинговых характеристик, роли в формировании оборота и прибыли, организации технологического процесса в магазине и других признаков. Их размещают в торговом зале таким образом, чтобы «товары-продавцы» способствовали увеличению продаж тех товаров, которые нуждаются в поддержке и их самостоятельная реализация затруднена, но они имеют существенное значение для успешной работы.

Он основывается на принципе Парето, утверждающим, что за 20% последствий отвечает 80% причин. Правило 20/80 означает, что в любом процессе малое число причин (20%) жизненно важны, а 80% не оказывают существенного влияния на результат. Иногда этот принцип еще называют «правилом большого пальца»: поднятый вверх большой палец символизирует эти самые 20 % причин, а сжатые в кулак четыре пальца -80%

По сути АВС-анализ - это ранжирование ассортимента по раз-

ным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж - все, что имеет достаточное количество статистических и экспертных данных.

В рейтинговом списке выделяют три группы -А, В, С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль магазина.

Товары группы А - самые важные товары, приносящие 50 % результата.

Товары группы В - «средние» по важности, приносящие еще 30 % результата.

Товары группы С - «проблемные» товары, приносящие остальные 20 % результата. Такое соотношение процентов как раз и обусловлено правилом Парето, мы определяем главные 80 % результата ( у нас это выделено как 50+30, но можно использовать и другие пропорции, например 70+10, или 65+15) и оставшиеся 20 %.

Группа А - товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы параметров. Эти объекты требуют тщательного планирования, постоянного(возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля. Эти товары составляют 50% оборота и прибыли, и соответственно чем выше стоимость товара, тем дороже обходятся ошибки в их анализе. Необходим периодический подсчет запасов с жестким допуском, включающим в себя:

-полную инвентаризацию по этим группам не реже раза в квартал;

- выборочную инвентаризацию этих товаров раз в месяц;

-недопустимо сколько-нибудь существенное отклонение данных о запасах, зафиксированных в базе данных, от данных, полученных при проведении инвентаризации;

-по группе А необходимо постоянное отслеживание спроса, объемов заказываемых партий и размера страхового запаса;

-необходимо тщательное отслеживание и сокращение сроков оборачиваемости товаров, чем короче длительность цикла, тем ниже потребность в оборотных средствах.

Группа В- следующие за группой А товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80 % от общей суммы параметров. Эти объекты в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета. Для них применяются те же меры, что и для категории А, но они осуществляются реже и с большими приемлемыми допусками.

Группа С - остальные товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80 до 100% от общей суммы параметров. Эти товары характеризуются упрощенными методами планирования, учета и контроля. Однако, они составляют 20%оборота и требуют периодического контроля. По товарам группы С объемы партий заказов и страхового запаса могут быть больше, так как хранение крупных партий товаров категории С не влечет за собой существенных затрат. А сокращение группы С приведет к тому, что через некоторое время оставшиеся товары распределяются по тому же закону.

Использование АВС-анализа в реализации товаров в магазине предполагает ряд этапов:

1 этап- деление ассортимента товаров магазина на группы А, В и С адекватно поведению покупателей;

2 этап- выявление роли выделенных товарных групп в формировании оборота розничной торговли, прибыли и торгово-техноло-гическом процессе магазина;

3 этап - оценка и составление размещения, согласно стандартам мерчендайзинга в торговом зале магазина выделенной товарной группы;

4 этап - определение последовательности размещения отделов для обеспечения одинакового внимания к ним со стороны покупателей;

5 этап- анализ и оценка оптимальности выбранной последовательности размещения отделов.

Проанализируем каждый этап более подробно.

Первый этап -деление товарного ассортимента магазина на группы А, В и С адекватно поведению покупателей. Исследуем категории внутри товарной группы «кондитерские изделия».

В качестве объекта исследования возьмем ассортимент одной из торговых компаний Белгородской области ОАО «Дисма».

Изданной таблицы видно, что есть явные лидеры по обороту и прибыли, «категории - звезды» - это зефир и конфеты. Категория «карамель и миндаль в шоколадной глазури » является аутсайдером по

Таблица 3.2 Данные по категориям внутри товарной группы «Кондитерские изделия»

ОАО «Дисма» за 2011 год тыс.руб.

Стоимость закупки Выручка Уд.вес Прибыль Уд.вес.

Группа А

Сахар песок, 24238,56 36707,05 2,38 12468,49 3,49

Зефир в шоколаде 18377,47 29712,76 2,29 11335,26 3,17

Зефир Крем-брюле Нева 18348,31 28459,78 2,2 10111,47 2,83

Печенье Шоколадное 21885,87 28459,71 2,19 6483,84 1,81

Зефир Сливочная нежность 16831,08 28166,45 2,17 11335,37 3,17

Зефир Ванильный 15286 25883,38 2 10597,38 2,97

Группа В

Слоеная мелочь 1 кг 16091,35 21599,55 1,65 5858,81 1,64

Печенье Сладкоежка 15077,84 19953,56 1,67 4875,72 1,36

Щербет Арахисовый 13934,09 18237,01 1,41 4302,92 1,2

Конфеты Нива Золотая 1 кг 13305,75 17942,91 1,38 4637,16 1,3

Конфеты Южная ночь 1 к 13825,16 17526,82 1,35 3701,66 1,03

Печенье Пышечки 10738,42 14234,5 1,1 3496,08 0,98

Конфеты Живинка клубника с йогуртом 8350,35 14209,16 1,09 5858,81 1,64

Конфеты Царская награда 10091,31 13441,34 1,03 3350,03 0,93

Конфеты Мишка косолапый 9431,6 12084,84 0,93 2653,24 0,74

Конфеты Королевский шарм 7794,66 9924,26 0,76 2129,6 0,59

Печенье Овсяное 6255,76 8372,39 0,64 2116,63 0,59

Конфеты Птичья сласть 6503,22 8278,18 0,64 1774,96 0,49

Конфеты Суфле Люкс 18956,07 24050,82 1,86 5094,75 1,42

Конфеты Вдохновение 5249 7263,83 0,56 2014,83 0,56

Группа С

Карамель Барбарис 969,02 1276,56 0,09 307,54 0,08

Мармелад Вкусняшечка 886,4 1178,38 0,09 291,98 0,08

Вафли Топ-топ 820 1107,54 0,08 287,54 0,08

Конфеты КреАмо 836,77 1138,93 0,08 302,16 0,08

Миндаль в шоколадной глазури 0 62,64 0 62,64 0,01

Мармелад Ассорти 372 489,6 0,037 273,32 0,07

обороту. Скорее всего, этот товар может продаваться лучше, и, возможно, его нужно выложить на лучшее место. Мармелад же по прибыли приносит нам менее 1 %, что говорит о слишком низкой наценке на этот товар. Возможно, этот товар не нравится покупателям и нужно принять решение о смене ассортимента внутри категории.

Проведем анализ по товарным позициям внутри каждой категории:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СС - все позиции, которые не вносят существенного вклада в результаты работы магазина. Они являются аутсайдерами и по прибыли, и по обороту. Прежде чем эти товары будут изъяты из ассортимента, необходимо тщательно проанализировать, какую роль они играют в общем ассортименте, и почему они показывают такие результаты. В магазине ОАО «Дисма» нет таких товаров.

ВС - малоприбыльные товары, но имеющие средний уровень оборачиваемости. Чтобы не допустить попадания этих товаров в группу СС, необходимо увеличивать прибыльность по ним - возможно придав этим товарам более высокий статус в глазах клиента или поручив продавцам подробно разъяснять преимущества товаров. Простое повышение цены без дополнительных мероприятий по продвижению приведет только к потере оборотов. К примеру, конфеты «Нива Золотая».

СВ - товары с невысоким оборотом, но средней прибыльнос-

ти. Можно предусмотреть акции по увеличению объема продаж, за счет придания такому товару новых привлекательных свойств в глазах клиента, за счет дополнительной выкладки в зонах основного покупательного потока, в лучших местах на полке. К примеру, мармелад «Ассорти».

ВВ - товары - устойчивые середняки. По ним можно все оставить как есть или заниматься ими в последнюю очередь.

СА - товары с низким оборотом, но высокой прибыльностью. Возможно, это уникальные или редкие, эксклюзивные или редкие товары. Или - это новый товар, поступивший в продажу с ценовой стратегией. Здесь нужно прилагать усилия для увеличения объема продаж - с помощью специальных консультаций продавцов или рекламных компаний. К примеру, воздушный рис в шоколадной глазури.

АС - товары с низкой прибыльностью, но высоким оборотом. Скорее всего, это «генераторы потока», то есть товары, привлекающие основную часть покупателей. Обычно на таком товаре не пытаются заработать, так как именно за ним идет основной поток посетителей. Здесь важно не допускать снижения оборотов, чтобы товар не перешел в группу ВС. К примеру, сахарный песок.

АВ и ВА - товары с высоким показателем по одному из параметров, прибыли или оборота и средним показателем по другим

Таблица 3.3. Основные характеристики товарных групп и их роль вторгово-технологическом процессе магазина

Группа А Группа В Группа С

1 .Объемы продаж Большие: 10% наименований формируют 50%оборота Средние: 40% наименований формируют 40% оборота Низкие: 50% наименований формируют 10% оборота

2. Показатели прибыли Слабые: 50% оборота формируют около 10 % всей прибыли Средние: 40% оборота формируют около 40 % всей прибыли Высокие: 10% оборота формируют около 50 % всей прибыли

3 .Товарооборачиваем ость Высокая Средняя Низкая

4.Влияние на покупательский поток Обеспечивают основной поток покупателей в магазине Обеспечивают вторичный поток покупателей в магазине На покупательский поток не влияют

параметрам. В этих группах главное - чтобы товар стабильно находился в своей нише и не снижал показатели, по нему требуется постоянный мониторинг цен и наличия у конкурентов. К примеру, зефир «Ванильный».

АА - это наиболее ценный товар. За ним необходимо тщательно следить, ему нужно выделить лучшее место в торговом зале, обучить всех продавцов работать с ним и поддерживать его рекламными акциями и мероприятиями - в нашем анализе - это печенье «Шоколадное».

Второй этап - выявление роли выделенных товарных групп в формировании оборота розничной торговли, прибыли и торгово-технологическом процессе магазина. Последний предусматривает следующие парамедиальные требования.

Требования функциональной пригодности - это точность и своевременность оказания услуги; наличие товаров надлежащего качества и установленного для данного типа предприятия ассортимента; обеспечение условий для компетентного выбора потребителем товаров и услуг; информативность; соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению.

Требования эргономики предусматривают комфортность и удобство покупателей, включая удобное размещение товаров в торговом зале, входов, выходов, секций, оборудования, мебели; гигиенические требования к персоналу, оборудованию, состоянию торгового зала, содержанию рабочих мест и помещений; доступность информации возможностям восприятия потребителей.

Товары каждой группы при проведении АВС-анализа должны соответствовать определенным характеристикам, используемым в мерчендайзинге (табл.3.3)

Следовательно, товары группы А группы товаров «кондитерские изделия» оказывают существенное определяющее влияние на весь торгово- технологический процесс предприятия розничной торговли.

Товары группы В - занимают промежуточное положение по всем характеристикам, их значение определяет как «самопродажа». Поэтому для их реализации не требуется поддержка.

Товары группы С - отличаются многообразием видов и большим числом ассортимента, что создает трудности при формировании ассортимента. Кроме того они обеспечивают лишь 10 % оборота магазина по кондитерским изделиям. Однако при небольших объемах продаж они участвуют в формировании более 50 % всей прибыли по «кондитерским изделиям». Поэтому для их реализации необходима поддержка со стороны товаров группы А. и размещение в так называемых «горячих зонах» или «зонах покупки».

Третий этап - оценка правильности размещения выделенных товарных групп в торговом зале. Размещение отделов торгового зала магазина и товаров внутри отдела осуществляется с учетом используемого метода обслуживания, физических свойств товаров, соблюдения товарного соседства. Стандарты мерчендайзинга предполагают разделение площади торгового зала на зоны, в зависимости от психологического состояния покупателя на отдельных этапах мар-

шрута его движения по магазину «зона адаптации», «зона покупки» и «зона возвращения» (рис 3.2).

В «зоне адаптации», то есть в самом начале траектории движения покупателей в пространстве торгового зала магазина, целесообразно размещать «товары периодического спроса», о которых покупатель хорошо информирован и которые приобретаются, как правило, после предварительного изучения и сравнения цен, качество и других характеристик. При этом покупателю уже не требуется много внимания для обнаружения таких товаров в торговом зале.

Далее в центре маршрута движения покупателя, в «зоне покупки», целесообразно размещать « товары повседневного спроса», которые покупатель приобретает относительно часто, не раздумывая, с минимальными затратами сил и времени, для приобретения которых покупатели посещают именно этот магазин.

В «зоне возвращения», завершающей траекторию движения покупателя в торговом зале магазина, следует размещать «товары импульсивного спроса», приобретение которых ,как правило, не планируется и решение об этом принимается достаточно быстро.

Четвертый этап- определение последовательности размещения отделов для обеспечения одинакового внимания к ним со стороны покупателей.

На данном этапе на основе результатов оценки соответствия стан-

Рис.3.2. Размещение товарных групп по зонам торгового зала в соответствии с наиболее вероятными психологическими характеристиками посетителей.

дартам мерчендайзинга размещения в торговом зале магазина выделенных товарных групп принимается решение о целесообразности изменения ее последовательности с целью оптимизации товарной выкладки.

Оптимальным для магазина является вертикальное расположение товаров одного производителя. При этом на самом выгодном для выкладки товаров месте - на уровне глаз - целесообразно размещать такие упаковки, которые пользуются наибольшим спросом. На нижних полках следует располагать упаковки по правилу: чем больше масса упаковки, тем на более низкой полке она должна находится. На полке, расположенной чуть выше уровня глаз покупателя, целесообразно размещать товары с ярко выраженными вкусовыми характеристиками или новые сорта.

Наконец, на верхних полках возможно размещение наиболее дорогих, необычно оформленных упаковок.

Далее следует обратить внимание на то, что размещение товарных отделов с ориентацией на психологические особенности поведения покупателей в пространстве торгового зала магазина предполагает создание в нем определенной атмосферы с использованием освещения, цвета, музыки, запахов т других факторов, стимулирующих восприятие товаров покупателями.

Для выделения отделов и товаров с целью регулирования дви-

жения покупателей в торговом зале, создания определенного настроения и облегчения объективности восприятия у покупателей следует умело использовать освещение и цвет.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что оптимизация размещения товарной экспозиции с целью стимулирования реализации товаров в магазине требует систематического мониторинга состояния продаж товаров по отдельным группам и магазину в целом, покупательского спроса и отношения покупателей к изменениям в интерьере магазина.

Таким образом, растущая конкурентная борьба в сфере розничной торговли предъявляет особые требования к принятию управленческих решений с целью завоевания преимущественной конкурентной позиции на рынке. Логика решений должна, прежде всего, базироваться на стратегическом мышлении, в основе которого лежит глубокое изучение потенциальных потребителей и их предпочтений, которые являются определяющим критерием оценки конкурентоспособности и смыслом существования любого предприятия торговых услуг. Отсюда возникает необходимость проведения регулярного мониторинга поведения и предпочтений потребителей торговых услуг - покупателей.

ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ РЫНКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Комарова В.В., к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск Кологривая И.Е., доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой» Дальневосточного государственного университета

путей сообщения, г. Хабаровск

В статье рассмотрены институциональные аспекты реформирования железнодорожной отрасли РФ. Выполнен анализ современного 'этапа структурных преобразований на железнодорожном транспорте, определены основные принципы и функции совершенствования системы управления ОАО «РЖД».

Ключевые слова: институциональный подход, реформирование, железнодорожный транспорт, рынок транспортных услуг.

SPECIAL FEATURES OF THE INSTITUTIONAL TRANSFORMATIONS OF THE MARKET FOR THE RAILROAD TRANSPORT SERVICES

Komarova V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Management Department of Far Eastern National University of

Transport, Khabarovsk

Kologrivaya I., Associate Professor of Administration of the operational work Department of Far Eastern National University of Transport,

Khabarovsk

In the article the institutional aspects of the reformation of railroad branch RF are examined. The contemporary stage of structural conversions in rail transport is examined, are determined basic principles and functions of the improvement of the system of control joint stock company «RZD».

^ywords: institutional approach, reformation, rail transport, the market for transport services.

Для транспортной системы России железнодорожный транспорт является одним из её ключевых видов, обеспечивая свыше 80% транспортной работы (без учёта трубопроводного транспорта). Для большинства грузовладельцев железнодорожный транспорт является безальтернативным видом транспорта, перевозя 70-90% массовых грузов.

С конца 90-х гг. XX века на железнодорожном транспорте происходят радикальные преобразования существующих институциональных форм и структур управления, следствием которых становится изменения законодательной базы функционирования железнодорожного транспорта, способствующей появлению транспортных предприятий различных организационно-правовых форм собственности и обеспечивающей их взаимодействие, государственную защиту прав потребителей транспортных услуг, безопасность транспортного процесса и охрану окружающей среды [1.2,3]. Значительное увеличение объёмов бизнеса частных транспортных предприятий, началось в 2001 г., после того как правительство РФ приняло постановление № 384 от 18 мая 2001 г «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» [2], которой предусматривался поэтапный переход от модели государственной монополии к модели рыночных отношений в сфере железнодорожных транспортных услуг с качественно иным уровнем обслуживания и высоким инвестиционным спросом.

В результате структурных преобразований российская железнодорожная транспортная система существенно изменилась, и в

настоящее время представлена с одной стороны - в виде государственной корпорации ОАО «РЖД» (100% акций принадлежат государству), с другой - независимыми транспортными предприятиями, формирующими развивающуюся конкурентную среду в сегменте железнодорожных грузоперевозок. Из ОАО «РЖД» выделено более 160 дочерних и зависимых обществ по видам деятельности, пакеты акций некоторых из них уже реализуются частным инвесторам.

ОАО «РЖД» является единственным публичным перевозчиком и владельцем магистральных путей (85 000 км) осуществляющий более 97% всех перевозок грузов, остальные перевозки (менее 3% объёма перевозок грузов) осуществляет ОАО «Железные дороги Якутии» (ОАО «ЖДЯ», владеет 360 км магистральных путей), по 50% акций которого принадлежат ОАО «РЖД» и Республике Якутия. Публичность железнодорожной перевозки зафиксирована действующим законодательством и означает обязанность перевозчика перевезти все предъявленные грузы при наличии технологической возможности. ОАО «РЖД» является владельцем магистральной инфраструктуры, подавляющего большинства магистральных локомотивов и более половины маневровых тепловозов.

До начала структурной реформы МПС России принадлежало около 80% грузовых вагонов (так называемый инвентарный парк). В настоящее время более 93% грузовых вагонов инвентарного парка переданы в ОАО «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК») и ОАО «Вторая грузовая компания» (ОАО «ВГК») - дочерние обще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.