Научная статья на тему 'Влияние динамических нагрузок на метрологические и эксплуатационные характеристики аналоговых приборов'

Влияние динамических нагрузок на метрологические и эксплуатационные характеристики аналоговых приборов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Лазарев Евгений Ксенофонтович

Проведены исследования метрологических и эксплуатационных характеристик аналоговых приборов от их конструктивно-технологических параметров. Установлено, что при динамических нагрузках метрологические характеристики улучшаются, а эксплуатационные ухудшаются. Рекомендовано использовать в опорах полимерные материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Лазарев Евгений Ксенофонтович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние динамических нагрузок на метрологические и эксплуатационные характеристики аналоговых приборов»

Е.К. ЛАЗАРЕВ

ВЛИЯНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АНАЛОГОВЫХ ПРИБОРОВ

Проведены исследования метрологических и эксплуатационных характеристик аналоговых приборов от их конструктивно-технологических параметров. Установлено, что при динамических нагрузках метрологические характеристики улучшаются, а эксплуатационные ухудшаются. Рекомендовано использовать в опорах полимерные материалы.

В приборостроении наблюдается постоянный рост нагрузок и скоростей, что ведет за собой поиск новых материалов, которые могли бы выдержать возросшие нагрузки и скорости.

Для приборов с подвижной частью в керновых опорах осевой зазор является важнейшим конструктивно-технологическим параметром, определяющим метрологические и эксплуатационные характеристики.

Трение в опорах обуславливает наличие погрешности, имеющей наибольший удельный вес среди всех остальных составляющих основной приведенной погрешности прибора. Достаточно сказать, что все остальные составляющие погрешности для щитовых приборов класса !55 и ниже вообще не рассчитываются Г1], так как ори проектировании этих приборов предусматриваются соответствующие конструктивные меры, снижающие погрешности до допускаемых пределов.

В работе проведено исследование зависимости метрологических и эксплуатационных характеристик аналоговых приборов на кернах от 6о -

г, Гп

величины осевого зазора в опорах; от К = — - соотношения радиусов

»»

закругления подпятника и керна; от - коэффициента трения скольжения.

Влияние 8о, К и Ггр.с на момент трения. Погрешность прибора, обусловленная трением в опорах, равна [2]:

у-^Г- V

м т

где Мгр - момент трения; Мвр - вращающий момент прибора.

Основные зависимости для определения моментов трения приведены в работах [1. 2. 3]. однако наиболее полная картина протекания процесса трения в оггопах ппибопа. с тизической точки зоения. дана в работе Г31- На

основании этой работы суммарный момент трения верхней опоры относительно оси рамки равен:

= U. ■ *I ■ V М<* - 7) + 0,521 ■ f^ -N,-3

тр. i

■ cosia - rf) (2)

Момент трения нижней опоры определяется аналогично: = ■ N2 • sin K2 rj + 0,521 - f .Nrs

N,

í 1 1

— +

E. E

! ;

— -cosK7 r], (3)

1 I Г.

где Ыь Ы2 - реакции верхней и нижней опор; - коэффициент трения качения; Ек, Ен - модули упругости материалов керна и подпятника; гк, гп -радиусы закругления керна и подпятника; а, г\ - углы наклона оси рамки от положения вертикали;

г

К2 = ~ г« -Г,

я к

Реакции опор Ып N2 являются переменными величинами и определяются следующим обоазом:

Р*

Л/ —

{£, -r,)sin{a~r¡)

. í v - nrse v . /-/if R . mt Jf Hf 4-

\ f ^ WW J ^ VU i' "J " 2 y 1

Д ллл I7 kir > »3 ЛАП <•' ñau flí* иг \

f "i"' "7" - / / r-"~¡'+' / 5

где - расстояние от нижнеи опоры до центра масс рамки вдоль оси; х« -расстояние от оси вращения до центра тяжести; - угол вскатывания керна;

N2 = Рcosy cosP + N}cosa.

(5)

р..

(скатывание кегош по подпятнику происходит до некотооого

1 - «• -1 V А «... л

предельного угла упр, после чего наблюдается только трение скольжения:

/-.с -Г, +''-•«»«)

Фпр

(/• X

•vt.Y

Л * 1

¿,-r.

(6)

лша

V Г, ~ гк,

Приведенные выражения для момента трения в опорах учитывают лишь составляющие веса подвижной системы, приходящиеся на каждый керн, когда ось расположена горизонтально, и керны при вскатывании описывают одинаковые окружности по подпятникам. Однако в случае несимметричной нагрузки оси беговые окружности подпятников не одинаковы и качение по ним сопровождается скольжением, в результате чего керны имеют не только различную нагрузку, но и разные радиусы качения.

В связи с этим противодействующий момент Мпр опоры, когда керн вскатывается по подпятнику, складывается из составляющих [3]: момента силы тяжести Рь приходящейся на опору:

Мв я P¡-rK- sina • sin; (7)

момента трения качения:

=Рггк - f^ -cosy, (8)

момента трения скольжения:

^тр.с ~ 0,521-Pt • fnp c

cosy/ tga

Р] -cosy <Е„ Ек)

/ i Л

sina

T T

V к 'п.

где Pi - составляющая веса, приходящегося на опору,

sma =

■М)

(9)

(Ю)

Суммарный противодействующий момент опоры будет равен:

М^^Ргг, * sina -sinyf + Р,-rK -fmp K • cosy + 0,521-Р, •/ ¿Я

X

CC'SU''

tga Í

I 1 1 )

" • cos m — + — j Л&я Exj

■ Jl n

SifítAl ™ ¡

S ».

1

(11)

После начала буксования

M«P =Р1 'Г* ' Sma • SÍnYnp + U'52J ■ Р' ' J тр.с.

cos у/

х--з

tga j

( 1

P, ■ cos w I-+

"*\ЕШ E)

infl\---

sma

tit —- Л^Л^Я"

Y np **' w6

U Л f

J fflp.C-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

sma

(12)

nr\

V *

Как следует из выражений для Мтр, приведенных выше, момент трения в опорах сложным образом зависит от физических и особенно геометрических параметров керновых опор. Поэтому приведенные выражения (11), (12) непригодны для практического использования.

В связи с этим были проведены экспериментальные исследования погрешности от трения для приборов типа М4100, выпускаемых ПО «Электроприбор» г. Чебоксары , и сравнены с теоретическими значениями .

В результате расчетов было установлено, что не все составляющие суммарного момента трения в опоре, определяемого выражением (11), равноценны. Оказалось, что момент трения качения пренебрежимо мал по сравнению с двумя остальными составляющими, среди которых наибольшее значение имеет момент силы тяжести подвижной системы (7). При предельном угле вскатывания, определяемом из (13), момент трения максимален и не меняется при дальнейшем увеличении угла поворота подвижной части.

Тогда на основе экспериментальных исследований максимальный момент трения в керновых опорах равен [4]:

. Л^-АО+Л^., (14)

где

в К-1

СОБУ 1р• Т2Л -{Ек + Е^созу/ ща 1 К-51-ЕкЕп '

(15)

а агс.пп-- 8, у/— асН& , (16)

• V 2

2г.

(К-1) 60

(17)

К*'-*-. (18)

гк

Здесь гП1 гк — радиусы подпятника и керна; 5о ~ осевой зазор в опорах; Г^ с — коэффициент трения скольжения в опорах; Р — вес подвижной части; Ет Ек модули Юнга материалов подпятника и керна.

Из (14) были получены следующие расчетные значения (для четырех

о

приборов по порядку) максимальной величины момента трения М^, :3,74-10* Н-м; 4,5-10"8 Нм; 4-Ю"8 Нм; 4-Ю"8 Н-м. Соответствующие

А О

экспериментальные значения момента трения таковы: 2,52-10 Н-м; 4,16-10" К м; 2.68-10*8 К м: 3,35-10"" Н-м.

На рис. 1-3 приведены графики зависимостей момента трения Мтр от величины осевого зазора Мф^бо), соотношения радиусов закругления подпятника и керна М1р=С(К) и коэффициента трения скольжения Мтр^хр.с), которые показывают, как влияют конструктивно-технологические параметры на метрологические характеристики прибора.

Из графиков видно, что момент трения зависит только от соотношения К и мало зависит от осевого зазора 5«, рис.1, и величины коэффициента трения скольжения рис.3.

М^ю-н-м

к-1.5

к-2

к-з

/

-у км

10

20

30

40

50

60

Рис Л. Зависимость момента трения Мтр от значения осевого зазора &о в опорах при различных К

Зв^О^м

К

Рис.2. Зависимость момента трения Мц, от соотношения радиусов закругления подпятника и керна К

6,0

4,5 3,0 1,5

М^-10 Н-м

К-2

к=з

К=4 (У^О*«

/

! ! 1 1

Г

0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30

тр.с.

Рис.3. Зависимость момента трения Мтр от коэффициента трения скольжения

Влияние §о и К на напряжения, возникающие в опорах при ударах и вибрациях (а^, а'^), и скорость соударений в опорах (V). Для

приборов на кернах условия вибро - и ударопрочности соответственно имеют вил Г51,

(20)

где и ау^с - максимальные напряжения б паре керн-подпятник,

возникающие при вибрациях и ударах соответственно; адоп - допустимое напряжение в керновоё опоре Но данным работы [5] для закаленной стали типа У10А или кобальт-вольфрамового сплава и подпятников из агата ег = 4 109НМ"2.

Если условия прочности не выполняются, то есть напряжения в опорах больше допустимых, то с течением времени вся поверхность соударений в опоре покрывается микротрещинами,и начинается интенсивное скалывание микроскопически малых частиц, быстро окисляющихся в воздухе.

В опоре начинает скапливаться порошок окиси, обладающий абразивными свойствами, что ускоряет дальнейшее разрушение опор и вызывает увеличение погрешности от трения.

Для исключения этих явлений необходимо проводить расчет опор на прочность как в статических, так и в динамических условиях работы. Формулы для расчета проведены во многих работах. Однако все они основаны на использовании теории местных контактных напряжений, предложенной Герцем. В этом случае зависимость между упругим смятием и контактным усилием Р при статическом сжатии имеет вид [6]:

а = КР\ (21)

В теории Герца статическая зависимость (21) переносится и на динамические процессы. Инженерное использование формулы (21) затруднено вследствие сложности аналитического определения параметра К, так как даже при небольших скоростях соударений опор имеют место пластические деформации, наличие которых приводит к большим математическим трудностям, усложняющим получение конечных

таттчт^лчтл-»»тт "V О лплятт л лчшт* * «лгч^Жтгтптлттт ТТПТТТЛ ПЛОТ'Л

ппт^п^ршял и ^ОА^П V лпм I IV V/

определяется пояуэмпиркческим путем, на основе экспериментальных данных, полученных для вибро- и ударопрочных исследуемых приборов.

ГТл'л-глил,' пх-ттло-хготгиа ттттст .т ттгмлэлтмигич^А а этаЛпт*» г-ъ^ттм^-г лгтлшгита. с

ж. л и.. > .ГШ ' 11 и. Пол I 1Л.1 . ' ...» - д.. I 1./П иил 1 __■ 1 • 1 . . V. ял 1 ' 1.111/ ■ и I ., I , ____I 1 1_'. 1 I ■_' 1 Г . 1.1.1АМ V

* Л ! - — , Л ■ ' А = г

учетом экспериментальных данных по вибро- и ударопрочности современных аналоговых приборов.

£±СиОльзуя рсзульта ил, приведенные в [51. не а иу^ю покззаль, что независимо от условий работы опор, возникающие в них напряжения при действии* нагрузок вдоль оси вращения всегда больше напряжений, возникающих при нагрузках, перпендикулярных оси вращения. Поэтому при расчете прочности опор достаточно проверить условия (19) и (20) лишь для нагрузок, действующих вдоль оси вращения подвижной части. Исследуемые приборы без применения специальных средств защиты выдерживают ударные и вибрационные перегрузки от 7 до 10 единиц. Поз том у максимальное напряжение, возникающее в опорах при ударах, может быть вычислено по формуле, аналогичной приведенной в [3] и уточненной для исследуемых приборов в соответствии с экспериментальными данными [4]:

^ _ 11,2 т 8~(К-1)-(п + 1)

V Г- Ч^ + г-.)

где т - масса подвижной части; g = 9,8 м-с"*' - ускорение свободного падения.

8 Е* К

где Wo - амплитуда внешнего ускорения; Ек> Ел - модули упругости первого рода керна и подпятника; р,, щ, - коэффициенты Пуассона материалов керна и подпятника.

По данным работы [4] для стали У10А £„=2,04-10" Н м'2; для кобальт-вольфрамового сплава Ек=1,27-10и Н м"2; для агата Еп=9,8-1010 Н м"2; для корунда, сапфира и рубина ЕП«4,4Ы0П Н м"2. Коэффициенты Пуассона с достаточной для практических расчетов точностью можно принять равными 0,3. Следует отметить, что выражение (22) применимо для расчета опор в статических условиях, в этом случае нужно принять п=0.

Напряжения, возникающие в опорах при вибрациях прибора вдоль оси вращения подвижной части, вычисляются по [5]:

"" V •¿■(е.+е.У ( '

Здесь Умакс - максимальная скорость соударений керна с подпятником, вычисляемая в работах [3, 4, 5] без учета возможности возникновения

периодических виброударных режимов движения подвижной части в керновых опорах.

В то же время известно [6], что наибольшая интенсивность соударений

и-зйтлпартла ппн ТТЙПИЛПТШРГимV ииппп\7ттапиьту прчгтшау птшфрииа Пй^/ИкЛ/

для нахождения Умакс воспользуемся результатами работы [6], где рцссмотрена динимики оССОМС/;Х? ширшса, зиирирукзщсхчз в полости. Безразмерная скорость соударений в периодическом виброударном режиме равна:

> , —. Ч

Г = (25)

(1-Я)

у У " / \ ' I

где ф =

а'-1

(26)

(27)

» ' V

где К - коэффициент ъосстановлеиия керновых опор при ударе с учетом жесткостных свойств рамки (11=0,8-^0,9); 80 - осевой зазор в опорах; £ -частота внешних вибраций; \-V.j - амплитуда виброускорения внешних вибраций.

Размерная скорость соударений равна

XI г ( у ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У = —'э—^-и1.соз9, (28)

¿■/¿•у \J-nj

Таким образом, зная параметры внешних воздействий и коэффициент восстановления Я, из (25) и (27) можно вычислить скорость соударений V и подставить ее в формулу (24). Расчеты показали, что при наиболее эффективных режимах угол <р мал, поэтому можно принять созф примерно равным единице. Тогда

К (1+я)

у

махе

2-л-/ (1-Я)' (29)

Подставив (29) в (24) и учитывая экспериментальные данные по вибропрочности приборов, получим:

~ 1 ^-/4^)4;-*)' *

(30)

Влияние 5о и К на эксплуатационные характеристики приборов показаны на рис. 4-6.

О£2М09Н-М'2

3,0

Рис.4. Зависимость напряжения в опорах при ударах от соотношения К

С ЮйНм'г

у

V А

у

/ т г

/ 1- —

1.5 2.0 3.0 3.5 4,0 4,5.

рис.5. Зависимость напряжения в опорах при вибрациях от соотношения К

Рис.6. Зависимость скорости соударения в опоре от величины осевого зазора

Выводы. 1. На основе экспериментальных исследований получено выражение (14) для определения максимального момента трения, который учитывает момент вскатывания и момент трения скольжения (15).

2. Установлено, что М^ зависит только от соотношения К и мало зависит от величины осевого зазора бо в опорах и величины коэффициента трения скольжения

3. На эксплуатационные характеристики прибора наибольшее влияние оказывает соотношение К и значение осевого зазора 5о-

4. Для уменьшения погрешности прибора от трения необходимо увеличивать соотношение К, в то же время для уменьшения максимальных напряжений, возникающих в паре керн-подпятник при ударах и вибрациях, необходимо соотношение К уменьшить. Выбрать оптимальное соотношение практически невозможно, особенно для приборов с высоким классом точности 1,0 и 1,5.

5. Рекомендовать заводам, изготовителям электронных измерительных приборов рассмотреть вопрос о целесообразности применения в керновой опоре прибора полимерных материалов, некритичных к указанным выше недостаткам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Преображенский А. А., Дмитриев Ф С., Кисилев Б. А. и др. Аналоговые электроизмерительные приборы. М.: Высшая школа, 1979.

2. Теория, расчет и конструирование электроизмерительных приборов/

ТТ_____Г Г ТТ П.„______ТТ С. А

пид ред. п. гг. I ижимарска, л,, • ун?.

3. Белянкин М. И., Чурсин А. А. Об определении момента трения в электрических приборах с кернопкгми опорами // Труды ВНЙЗИЭП. Агрегирование в приборостроении. Л., 1975. С.54 - 59.

4. Разработка методов и устройств повышения устойчивости щитовых ЭИП к механическим воздействиям. Отчет по НИР № 79052033. Ульяновск, 1980. 203 с.

5. Пятин Ю. М. Проектирование элементов измерительных приборов. М.: Высшая школа, 1977.

6. Инженерные методы исследования ударных процессов, М-:

__________„________ шгп

Ш(1ШИП1Л. 1риСШ1С, 17У7.

Лазарев Евгений Ксенофонтович. кандитат технических наук, доцент кафедры

«Теоретическая и механика* Ульяновского государственного технического

университета, окончил радиотехнический факультет Ульяновского политехнического института. Область научных интересов - устойчивость электроизмерительных приборов и систем к внешним механическим воздействиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.