Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИГИТАЛИЗАЦИИ НА ЕЖЕДНЕВНУЮ ПРЕССУ ФРАНЦИИ, НИДЕРЛАНДОВ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ДИГИТАЛИЗАЦИИ НА ЕЖЕДНЕВНУЮ ПРЕССУ ФРАНЦИИ, НИДЕРЛАНДОВ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
273
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЖЕДНЕВНАЯ ГАЗЕТА / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИЯ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / НИДЕРЛАНДЫ / ФРАНЦИЯ / DAILY NEWSPAPER / DIGITALIZATION / MEDIA CONSUMPTION / ONLINE AUDIENCE / FRANCE / THE NETHERLANDS / GREAT BRITAIN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарова Милана Владимировна, Гладкова Анна Александровна, Киселёва Екатерина Борисовна

В статье представлен анализ основных тенденций развития ежедневной прессы Великобритании, Нидерландов и Франции под влиянием дигитализации за последние два десятилетия. Особое внимание уделяется исследованию отдельных параметров функционирования ежедневной газеты (тираж, портрет аудитории, специфика медиапотребления)в условиях цифровой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF DIGITALIZATION ON THE DAILY PRESS IN FRANCE, THE NETHERLANDS AND GREAT BRITAIN: MAJOR TRENDS

In this paper, the authors study the major trends in the development of the daily press in France, the Netherlands and Great Britain in response to digitalization over the past two decades. The study is based on open source data from mediametric organizations, oThcial websites of media companies and mass media, National Bureaus of Statistics and the like. Particular attention is given to the analysis of individual parameters of a daily newspaper’s operation (circulation, audience profile, characteristics of media consumption) in the digital environment in the countries under consideration. In the course of the study, the authors made observations about a decrease in the circulation of the daily press in France, the Netherlands and Great Britain due to the development of digital technologies and distribution of free publications. Several trends were identified: the ageing of the traditional media audience, the growth in mobile media consumption and the development of online editions of print publications, which, however, still cannot compete with large national and global web portals. The conclusion of the study is that despite the national specificity of the media landscape in each particular country, the daily paid newspapers of these countries develop today in about the same way (according to the parameters selected for evaluation).

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИГИТАЛИЗАЦИИ НА ЕЖЕДНЕВНУЮ ПРЕССУ ФРАНЦИИ, НИДЕРЛАНДОВ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ»

Влияние дигитализации на ежедневную прессу Франции, Нидерландов и Великобритании: основные тенденции

Милана Захарова Анна Гладкова Екатерина Киселёва

В статье представлен анализ основных тенденций развития ежедневной прессы Великобритании, Нидерландов и Франции под влиянием дигитализации за последние два десятилетия. Особое внимание уделяется исследованию отдельных параметров функционирования ежедневной газеты (тираж, портрет аудитории, специфика медиапотребления)в условиях цифровой среды. Ключевые слова: ежедневная газета, дигитализация, медиапотребление, интернет-аудитория, Великобритания, Нидерланды, Франция.

© Захарова Милана Владимировна

кандидат филологических наук, старший

преподаватель кафедры зарубежной

журналистики и литературы

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), milana.z@mail.ru

© Гладкова Анна Александровна

кандидат филологических наук, старший научный

сотрудник кафедры теории и экономики СМИ

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), gladkova_a@list.ru

© Киселёва Екатерина Борисовна

кандидат филологических наук, старший

преподаватель кафедры зарубежной

журналистики и литературы

факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова

(г. Москва, Россия), krasnova.katerina@gmail.com

Введение

В западных странах ежедневная газета сегодня продолжает оставаться важным элементом публичного пространства и общественных дискуссий, а также производителем ежедневных новостей. Вместе с тем, в условиях развития ИКТ и новых медиа ежедневная пресса подвергается определенным трансформациям. Интересным в этой связи представляется проанализировать, как в последние годы развивались крупнейшие ежедневные газеты в странах Западной Европы под воздействием дигитализации и других актуальных трендов, какие тенденции и характерные особенности являются для них общими, какие -нет, и сделать некоторые выводы о пути развития ежедневной прессы в Европе.

Отметим, что российские исследователи в целом достаточно часто обращались к анализу европейской прессы (см.: Беглов, 2002; Вартанова, 2003; Вороненкова, 2011; Гладкова, 2015; Урина, 1999; Шарончикова, 2006), однако в этих работах редко ставится акцент на современный этап, период цифровизации и его влияние на тенденции развития газеты (см.: Бодрунова, 2013; Захарова, 2012; Гладкова, 2015; Урина, 2016; Якова, 2013). Отличие данной работы от других публикаций, посвященных анализу газетной индустрии европейских

стран, заключается в попытке соотнести исторические векторы развития газетной индустрии в трех странах Европы с актуальными трендами развития ежедневной печати, а также в попытке провести компаративный анализ трех стран Западной Европы на предмет трансформации ежедневной газеты под влиянием дигитали-зации.

В ходе предварительного исследования авторами были отобраны пять крупнейших по тиражу платных ежедневных газет Великобритании, Нидерландов и Франции. Выбор стран был обусловлен не только их территориальной принадлежностью к одному региону - Западной Европе, но и тем фактом, что, обладая в ХХ в. развитыми рынками ежедневной прессы, с сильной газетной традицией, Великобритания, Нидерланды и Франция начали достаточно быстро и активно увеличивать долю своего присутствия в Интернете, на различных цифровых платформах. Отметим, что исключение из выборки традиционно «газетных стран» Северной Европы (Финляндия, Дания, Швеция), а также других стран Западной Европы (Германия, Австрия, Швейцария) обусловлено наличием значительного числа работ как российских (Вартанова, 1997, 2013, 2017; Вороненкова, 2011, 2015; Павликова, 2000; Якова, 2013, 2017 и другие), так и зарубежных авторов (Nieminen, 2009; Nieminen, Trappel, 2010; VTke-Freiberga, Daubler-Gmelin, Poiares Pessoa Maduro, Hammersley, 2013; Villi, Lehtisaari, Lindén, Gronlund, 2016 и др.), рассматривающих газетную индустрию данных стран с точки зрения экономического, социокультурного, технологического и других подходов. В данном контексте мы считаем логичным обращение к другим странам «газетной группы», не получивших к настоящему моменту достаточного освещения в отечественной научной практике в интересующих нас ракурсах.

С целью проследить динамику изменения тиражной политики были отобраны пять крупнейших по тиражу ежедневных платных газет по данным на конец 1980 гг.1 Отправными точками для анализа выступили несколько событий: 1) конец 1980 гг. - развитие спутникового и кабельного ТВ (развлекательный сегмент, борьба за свободное время, доступ к нему), 2) 1996-1997 гг. - выход СМИ в Интернет, а также появление бесплатных информационных газет, которые сразу заняли достаточно серьезную нишу, 3) 2008-2009 гг. -мировой финансово-экономический кризис, 4) 2017 г. - современное положение. Для лучшего понимания аудитории современной прессы рассматривается проникновение Интернета в жизнь общества, приводятся данные об информационных ресурсах-лидерах по охвату интернет-аудитории. На этом фоне дается оценка положения интернет-сайтов газет, а также динамики роста их интернет-аудитории. Важным представляется также обратить внимание на эволюцию привычекмедиа-потребления современных интернет-пользователей и старение аудитории традиционных СМИ.

Исследование основано на специализированной литературе (прежде всего зарубежных авторов: Brock, 2013; Charon, Le Floch, 2011; Charon, 2015; Curran, Seaton, 2009), статистических данных медиаметриче-ских организаций, открытых баз данных соответствующих структур (регулирующие организации, медиакомпании), а также данных сайтов газет. Таким образом был собран, систематизирован, обобщен и интерпретирован массив данных из открытых источников, посвященных специфике развития газетных рынков трех стран в условиях цифровой среды.

Ежедневная пресса Франции

Система СМИ Франции в современном виде существует чуть более 70 лет (с 1944 г.),

когда она была буквально воссоздана с «чистого листа» (Шарончикова, 2006: 10-40), однако она основана на более чем 300-летней богатой истории. В 1910 г. Франция и США занимали первое место в мире по потреблению ежедневных газет: на одну тысячу жителей приходилось 245 газет (Eveno, 2008: 17). Долгое время французский рынок прессы был одним из самых динамичных, рентабельных секторов экономики. Однако к концу ХХ в. французская пресса (в частности, национальные ежедневные газеты) начинает сталкиваться с кризисными явлениями. Сегодня во Франции ни одна ежедневная платная газета не имеет тираж 1 млн экз. Самый высокий показатель распространения ежедневной платной газеты не превышает 800 тыс. экз., это - региональная газета «Уэст-Франс» (L'Ouest France).

Необходимо отметить, что во Франции, несмотря на общую негативную тенденцию снижения тиражей, тройка лидеров («Уэст-Франс», «Монд» - Le Monde, «Фигаро» Le Figaro) остается неизменной вот уже несколько десятилетий. «Вуа дю Нор» (Voix du Nord) и «Сюд-Уэст» (Sud Ouest)то покидали топ-5, то возвращались в рейтинг (см. табл. 1). «Уэст-Франс», «Монд» и «Фигаро» активно наращивают свое присутствие в Интернете, что позволяет эффективно развивать свои отношения с аудиторией. В частности, рейтинги посещаемости наглядно демонстрируют, что за первые два места «сражаются» «Монд» и «Фигаро», а на третьем месте стабильно находится бесплатная ежедневная газета «20 Минют» (20 Minutes)2. Кроме того, на фоне продолжающегося сокращения тиражей (например, в 2015 г. на 3,8%) растет количество обращений к интернет-версиям (на 8,4% за тот же период).

Следует также сказать, что достаточно большой сегмент информационных СМИ сегодня представляют бесплатные информационные газеты, появившиеся в стране

в 2002 г. В настоящее время распространение газет «20 Минют» и «Директ Виль» (DirectVille) составляет около 900 тыс. экз, «Метроньюс» (Metronews) - 700 тыс. экз3. В русле общеевропейских/глобальных тенденций тиражи ежедневной прессы во Франции неуклонно сокращаются как минимум последние 20 лет (от 1-2% в год до 5-7% в период кризиса 2008-2009 гг.). Ряд изданий были закрыты, некоторые ушли в Интернет.

Интернет развивался во Франции медленно, она достаточно долго была в конце списка среди развитых стран. В 2001 г. только 33% населения обладало доступом в Сеть, в 2007 г. - 55%, в 2012 г. - 80%, в 2016 г. - 86%4. Однако здесь до сих пор сохраняется существенная разница между разными социальными и возрастными группами. Так, регулярно выходят в сеть 98% среди 12-17-летних, 83% среди 40-59-летних, 28% среди французов старше 70 лет. Среди представителей интеллектуальных профессий пользуются Интернетом 96%, пенсионеров - 49%, безработных - 58%5.

Наиболее востребованным устройством для выхода в Интернет во Франции в настоящее время является мобильный телефон - 48% интернет-пользователей в 2017 г., каждый пятый француз использует только смартфон (приверженность к мобильному интернету наиболее высока у молодежной аудитории)6. При этом 53% читают прессу с мобильного телефона или планшета, в 2014-2015 гг. обращение к прессе с мобильного телефона возросло на 32,3%7. Несмотря на существенный прогресс мобильного интернета, большинство французов продолжают использовать два экрана - например, 25% выходят в Сеть с помощью стационарного компьютера и смартфона8.

Традиционное медиапотребление во Франции все еще относительно высоко: доля читателей, потребляющих прессу

Таблица 1. Франция. Динамика тиражей ежедневной прессы (тыс. экз.)

Издание 1989 г. 1997 г. 2009 г. 2017 г.

Уэст-Франс 756 760 750 685

Монд 500 383 286 301.

Фигаро 443 380 316 316

Вуа дю Нор 414 370 330 265

Сюд-Уэст 410 350 300 209

Источник: данные медиаметрических организаций, сайты французских СМИ

только в печатном виде - 46% в 2016 г. Однако прогресс цифрового медиапотреб-лениятак же активен, как и в других странах. «Двойное» потребление (цифра+бумага) по сравнению с предыдущими периодами увеличилось незначительно - 19% аудитории, а «эксклюзивно» цифровое за последние 5-6 лет демонстрирует ежегодный рост. В 2016 г. эксклюзивное цифровое потребление прессы составило 19% с компьютера, 10% - мобильного телефона, 6% - планшета. Лидерами по объему интернет-аудитории во Франции среди информационных ресурсов (фр. marques d'actualité, les sites d'actualité en ligne) сегодня являются интернет-гиганты Google, Facebook, Microsoft9. Несмотря на активное развитиеонлайн-версий, ежедневная газета уступает сервисам типа Google News, Orange News. Несмотря на то, что в топ-5 входит «Группа Фигаро», это результат общей стратегии группы, объединяющей в настоящее время различные тематические информационные ресурсы, а не доказательство успеха электронной версии газеты «Фигаро», хотя это издание и является лидером французской ежедневной прессы по многим параметрам, в том числе объему интернет-аудитории.

Ежедневная пресса Нидерландов

Нидерланды исследователи традиционно относят к группе газетных стран. Отметим, что популярность печатной прес-

сы в Нидерландах была изначально связана с явлением размежевания, или делением общества на так называемые «колонны» (нидерл. verzuiling, англ. pillarization: от нидерл. zuil, англ. pillar - «колонна») -четыре мировоззренческих группы, существовавшие в стране до 1960-1970 гг., -римско-католическую, протестантскую, социал-демократическую и либеральную (Братусь, 2009: 229-230). Выбор нидерландцами определенных СМИ, в первую очередь печатных, а впоследствии и теле-и радиопередач, чаще всего был напрямую связан с их принадлежностью к определенной «колонне», что обеспечивало печатным СМИ каждой из «колонн» стабильную читательскую аудиторию, не меняющуюся на протяжении длительного времени (Гладкова, 2015).

Сравнение данных по совокупному годовому тиражу ежедневных газет в Нидерландах во времена размежевания и после распада системы «колонн» указывает на более высокий интерес читательской аудитории к печатной версии газет в период размежевания по сравнению с современным этапом: 2,864 млрд в 1955 г., 3,199 - в 1960 г., 3,565 - в 1965 г., 4,153 - в 1970 г. (Rooij, 1974) и 809 млн в 2017 г. (для сравнения, в 2010 г. этот показатель составлял 1,327 млрд)10. Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с совокупным разовым тиражом ежедневных газет, который снижается каждый год в среднем на несколько процентных пунктов. Так, одна из крупнейших на сегодняшний день нидерландских газет «Де Телеграф» (De Telegraaf), доля которой на нидерландском печатном рынке составляет 8,4%, пережила в 2017 г. резкое падение своих тиражей более, чем на 7% по сравнению с показателями годом ранее (417 и 385 тыс. экз. соответственно)11.

Тройка лидеров на рынке ежедневной прессы Нидерландов не меняется уже на протяжении нескольких десятилетий: ста-

тистика показывает, что «Де Телеграф», «Алхемейн Дахблад» (Algemeen Dagblad) и «Де Фолкскрант» (De Volkskrant) сохраняют достаточно стабильные позиции на нидерландском медиарынке как в плане тиражей, которые продолжают оставаться самыми высокими в стране, так и в плане популярности их интернет-версий (см. табл. 2). По данным 2017 г., вебсайты газет «Алхемейн Дахблад» и «Де Телеграф» входят в топ-25 веб-сайтов с наибольшим охватом интернет-аудитории в Нидерландах -41% и 35% соответственно12. Характерно, что аудитория онлайн-версий изданий постоянно увеличивается, на контрасте с сокращением тиражей их печатных версий: в 2013 г., охват аудитории «Алхемейн Дахблад» и «Де Телеграф» составлял 12,5% и 16% соответственно13. Интересной тенденцией является также рост тиражей региональных изданий, опережающих в последние годы одного из традиционных лидеров печатного сегмента в стране -федеральную газету «Трау» (Trouw). По данным на 2017 г., тираж региональных газет «Де Лимбургер» (DeLimburger) и «Де Хелдерландер» (DeGelderlander) составил 121 и 111 тыс. экз. соответственно14.

На наш взгляд, наблюдающееся падение тиражей ежедневных газет в Нидерландах во многом обусловлено интенсивным развитием информационно-коммуникационных и цифровых технологий, а также в определенной степени широким распространением бесплатных газет в 2000 гг. Федеральные бесплатные издания - «Метро» (Metro), «Спитс» (Sp!ts) и «Де Перс» (De Pers) наблюдали активный рост своих тиражей в период с 2000 по 2010 г. Анализ современных тенденций на рынке бесплатной прессы в Нидерландах указывает, однако, на то, что, как и платные издания, бесплатные газеты испытали на себе схожие процессы, а именно сокращение тиражей (тираж «Метро», к примеру, упал на 33% в 2017 г. - с 397 до 267 тыс. экз.) и закрытие

ряда изданий в связи с низкой рентабельностью. Рыночная доля бесплатных изданий также сокращается на протяжении уже нескольких лет (21,3% в 2010 г., 15,3% в 2013 г., 14,5% в 2014 г., 11% в 2015 г.15).

Добавим, что сегодня снижается и охват аудитории ежедневных газет в категории 13+: на нидерландском медиарынке сегодня практически нет изданий, увеличивших этот показатель в последние пять лет. Даже наиболее крупные издания - «Де Телеграф» (совокупный охват аудитории 13+ составляет 8,4%), «Алхемейн Дахблад» (9%), «Де Фолкскрант» (5,2%) (в сегменте платных изданий) и «Метро» (6,6%) (в сегменте бесплатных) - испытали на себе снижение интереса читательской аудитории к ним в последние годы16. Общих охват аудитории 13+ у ежедневных газет Нидерландов составляет сегодня меньше половины всего населения страны - 44%, в то время как еще в 2012 г. этот показатель был равен 60,4%17.

Интернет развивается в Нидерландах активно: доступ к Интернету сегодня имеет 97% граждан страны18. Чаще всего для выхода во Всемирную сеть нидерландцы используют смартфоны (80%) и переносные ноутбуки (72,8%)19. Рост интернет-аудитории в среднем происходит на 1-2% ежегодно (91% в 2010 г., 94% в 2011-2012 гг., 95% в 2013 г. и 97% в настоящее время)20. Анализ данных по статистике выхода в Интернет с различных устройств показывает, что в последние годы нидерландцы с большей периодичностью стали использовать смартфоны (27,3% в 2011 г., 56,8% в 2014 г. и 80% в 2017 г.)21, в том числе для чтения онлайн-версий газет. Быструю популярность набирают также планшеты (7,6% в 2011 г., 42,8% в 2014 г. и 59,7% в 2017 г.)22.

Особенностью медиапотребления нидерландской аудитории ежедневных изданий является довольно явная корреляция между возрастом читателей и данны-

Таблица 2. Нидерланды. Динамика тиражей

ежедневной прессы (тыс. экз.)

Издание 1989 г. 1997 г. 2009 г. 2017 г.

Де Телеграф 519 762 644 385

Алхемейн Дахблад 308 391 441 340

Де Фолкскрант 256 345 256 239

НРС/ Ханделсблад 205 265 204 138

Трау 111 111 107 98

Источник: данные медиаметрических организаций, сайты нидерландских СМИ

ми по охвату аудитории печатных версий газет. Так, основной охват аудитории у платных ежедневных изданий приходится на возрастную группу 65+, у газеты «Де Телеграф» охват аудитории в данной возрастной группе по состоянию на 2017 г. был 14,7%, а в возрастной группе 35-49 лет аналогичный показатель равен 6,2%). Бесплатные ежедневные издания, напротив, более всего востребованы у молодой аудитории: газета «Метро» имеет показатели 7,6% в возрастной группе 13-19 лет, 7,9% - в группе 20-34 лет и только 4% в возрастной группе 65+ лет.

Наибольший ежемесячный охват интернет-аудитории в 2017 г., согласно данным организации GfKDAM, продемонстрировал Google - 90,8% и первая строчка в рейтинге наиболее посещаемых веб-сайтов. На долю Facebook приходится 83,7% аудитории, YouTube - 82,9%23. Интересно, что в топ-25 веб-сайтов по охвату аудитории в Нидерландах в 2017 г. вошли семь новостных ресурсов (в том числе nu.nl, nos. nl, telegraaf.nl, buienradar.nl, ad.nl)24, при этом веб-сайт газеты «Де Телеграф» telegraaf. nl находится лишь на 19-й строчке в рейтинге, с охватом аудитории 35%. Доля пользователей, предпочитающих читать telegraaf.nl с экранов мобильных телефонов (17,7%), практически идентична доле

тех, кто заходит на веб-сайт с помощью стационарных компьютеров (15,6%), в то время как планшетные устройства с этой целью используют менее 10% пользователей25. Интересно, что некоторые интернет-СМИ, например nu.nl (11-я позиция в рейтинге и 48,5% охват аудитории соответственно), не имеющие печатной версии, опережают веб-сайт одной из крупнейших газет в стране, однако с интернет-гигантами вроде Google, Facebook и YouTube они, безусловно, конкурировать не могут.

Ежедневная пресса Великобритании

Медиасистема Великобритании - одна из старейших в мире. Печатная медиа-отрасль всегда характеризовалась здесь высоким уровнем развития26. По данным ООН, в 1956 г. в среднем на 1000 человек населения планеты ежедневно распространялось 88 экз. газет, в то время как в Англии - 611 экз. (Матвеев, 1961: 6). Появившееся в 1950 гг. телевидение органично вписалось в структуру медиапотребле-ния британцев, дополнив получаемую ими картину мира из прессы и радиовещания. С конца 1990 гг. ведущей тенденцией британского медиарынка стал процесс диги-тализации (Бодрунова, 2013: 130), значительно повлиявший на создание, распространение и потребление медиапродук-ции. Активное развитие Интернета привело также к оттоку молодой аудитории от традиционных СМИ (Brock, 2013: 139-141). Хотя до середины 2000 гг. сектор прессы был одним из самых стабильных, характеризовался высокими показателями по распространению (до 60% в сегменте национальной ежедневной прессы и до 70% национальной воскресной прессы), тиражи изданий начали сокращаться уже в 1990 гг. Согласно данным Бюро по контролю за тиражами прессы (Audit Bureau of Circulations), в период с 2001 по 2014 г. общий тираж 10 крупнейших платных национальных газет Великобритании сокра-

тился практически в два раза - с 12,06 млн экз. до 6,89 млн экз27.

Стоит отметить, что тройка лидеров сегодня, как и 30 лет назад, осталась недосягаемой для конкурентов (см. табл. 3). Внутри этой тройки в обозначенный период произошли серьезные изменения. Так, в 2014 г. тираж «Дейли Миррор» (Daily Mirror) впервые с 1920 гг. опустился ниже отметки в 1 млн экз., тираж «Сан» (The Sun)28 - отметки в 2 млн экз. Позиции популярной прессы серьезно пошатнулись, в том числе вследствие появления бесплатной прессы. В результате, в 2017 г. качественная газета «Таймс» (The Times) обогнала по тиражу популярную «Дейли Стар» (Daily Star)29 (446 тыс. экз. и 416 тыс. экз. в 2017 г. соответственно)30.

В Великобритании издается самое большое количество национальных газет в Европе. Согласно статистике, 41 млн британцев имеют доступ к новостным брендам через печатную и онлайн-версию посредством компьютера, смартфона или планшета31. Топ-5 крупнейших сайтов новостных брендов32 (по совокупному размеру аудитории печатной и онлайн-вер-сий) выглядит следующим образом: на первом месте - Daily Mail/ The Mail on Sunday (dailymail.co.uk), далее следуют сайты The Sun/The Sun on Sunday (thesun.co.uk), The Guardian / The Observer (theguardian.com), The Daily Telegraph / The Sunday Telegraph (telegraph.co.uk), замыкает пятерку Daily Mirror / Sunday Mirror (mirror.co.uk). В этом рейтинге - мультимедийный сайт качественного издания «Гардиан» (The Guardian). Тенденция последних лет на этом примере налицо - газеты делают ставку именно на развитие контента в онлайн-среде. За последние десятьлет«Гардиан» сократила тираж вдвое, при этом приобрела новых пользователей в Сети, тем самым увеличив свое распространение и влияние.

В русле глобальной тенденции в Великобритании в 2000 гг. конкуренцию плат-

ным изданиям составили бесплатные информационные газеты. К концу 2000 гг. вследствие обострения конкуренции многие из них были закрыты, осталось лишь несколько крупных игроков. Газета «Метро» (Metro) постоянно увеличивает свое распространение, и на сегодняшний день с тиражом почти в 1,5 млн экз. является второй по тиражу газетой страны, следом за ней расположилась «Ивнинг Стандард» (Evening Standard, 885 тыс. экз.)33.

В 2000 гг. за счет появления бесплатной периодики тиражи газет существенно не уменьшились, но их рентабельность исчезла. С экономической точки зрения переломными стали 2008-2009 гг.: в течение 2007-2009 гг. объемы газетного рынка Великобритании сократились на 21%34. На фоне кризиса возникла необходимость выработки новой бизнес-модели, основанной во многом на получении доходов в Сети и минимизации расходов на создание печатной версии.

Стоит отметить, что практически все медиа сегодня рассматривают возможности увеличения своего присутствия в Сети - они идут вслед за британцами, которые активно проводят время в онлайн-среде. Но так было не всегда: в 1998 г. в стране доступом в Сеть обладало только 9% домашних хозяйств35. Становление массового пользования Интернетом пришлось на 2000 гг. В 2007 г. доступом в Сеть обладало уже 61% населения, в 2017 г. -90%36. Сегодня 78% британцев предпочитают выходить в Интернет вне работы или дома (on the go), не используя для этих целей стационарные компьютеры.

Тенденция последних лет очевидна: британцы всех возрастов стали меньше обращаться к традиционным СМИ, отдавая предпочтения контенту, доступному с новых устройств. Согласно статистике, если в 2005 г. лишь 25% пользователей использовали мобильные устройства для поиска новостей, то в 2015 г. их стало уже

Таблица 3. Великобритания. Динамика тиражей ежедневной прессы (тыс. экз.)

Издание 1989 г. 1997 г. 2009 г. 2017 г.

Сан 4 419 3 877 3 128 1 544

Дейли Миррор 3 146 2 442 1 324 618

Дейли Мейл 1 737 2 344 2 172 1 405

Дейли Экспресс 1 582 1,241 730 374

Дейли Телеграф 1 108 1 130 814 469

Источник: данные медиаметрических организаций, сайты британских СМИ

42%37. Как мы упоминали выше, снизился газет открывают третий десяток рейтин-процент британцев, обращающихся к пе- га. Крупнейшими платформами являются чатной версии газеты. В результате таких «Гардиан» и «Дейли Мейл» (при этом Mail изменений на сегодняшний момент еже- Online занимает третье место среди но-дневная пресса охватывает офлайн лишь востных приложений для смартфонов42). 25% взрослого населения (-3% по сравнению с 2016 г.), а еженедельная - 47%. Выводы

(-5%)38. Ежедневная платная газета во Франции,

Развитие Интернета подвергло серь- Нидерландах и Великобритании испыты-езной трансформации медиаландшафт вает сегодня на себе схожие тренды. Так, Великобритании. Наиболее уязвимой ка- тиражи ежедневной прессы сокращают-тегорией оказались молодые люди, кото- ся в течение последних 20 лет под влия-рые ушли в онлайн, по большей степени нием Интернета и цифровых технологий, отказавшись от медиапотребления оф- а также (в определенной степени) широ-лайн. Согласно статистике, в 2010 г. в воз- кого распространения бесплатных инфор-растной категории 16-24 лет только 4% мационных газет. В среднем распростра-британцев читали печатные издания39. нение печатной версии ежедневной плат-При этом у некоторых изданий в силу тра- ной газеты сократилось на 25-40%, а в диции и специфики содержания преобла- отдельных случаях - почти на 80% (в задает возрастная аудитория: например, у висимости от страны и типа издания). Кроме газет «Дейли Телеграф» (The Daily Telegraph) того, в настоящее время в топ-5 высоко-и «Дейли Мейл» (Daily Mail) почти поло- тиражных ежедневных газет в рассматри-вина аудитории старше 65 лет. ваемых странах входит как минимум од-

Если обратиться к рейтингу крупней- на бесплатная информационная газета. ших информационных ресурсов, то в бри- В Великобритании газета «Метро» (почти танском интернет-сегменте повторяется 1,5 млн экз.) является второй по тиражу, в общеевропейская схема: по популярности Нидерландах тираж «Метро» (267 тыс. экз.) запросов лидируют глобальные гиганты делает ее третьей газетой по тиражу, во Google, Facebook, YouTube40. Как и следо- Франции бесплатная информационная вало ожидать, лидером среди медиаиг- «Директ виль» ежедневно распространя-роков является общественный вещатель. ет 900 тыс. экз. (лучший показатель в стра-Би-би-си (BBC) лидирует в предоставлении не). При этом важно отметить, что круп-новостей в режиме реального времени нейшие платные газеты уделяют большое на всех устройствах. Половина владель- внимание развитию своих сайтов, что цев смартфонов (51%) регулярно исполь- подтверждают достаточно высокие по-зует приложение BBC News app41. Сайты казатели посещаемости.

Медиапотребление ежедневных газет особенно ярко иллюстрируют последние шесть-семь лет. В первую очередь это объясняет практически повсеместное проникновение Интернета в жизнь общества. Привычки медиапотребления серьезно эволюционировали. Следует обратить внимание и на такой параметр, как старение аудитории традиционных СМИ. Традиционное медиапотребление (чтение печатной версии газеты) все еще достаточно высоко (более 40%), но это люди среднего и старшего поколения. Молодежь практически не читает бумажные издания. В настоящее время наиболее активно развивается сегмент мобильного медиапо-требления.

Несмотря на развитие онлайн-версий, ежедневная газета уступает, однако, сервисам типа Google News, Yahoo! News и не является столь востребованной, как информационные сайты. Вместе с тем, некоторые крупнейшие газеты входят во вторую десятку рейтингов, что, на наш взгляд, свидетельствует о сохранении статуса влиятельного СМИ и важного источника информации. Здесь следует обратиться к данным таких авторитетных ме-диаметрических организаций, как Бюро по контролю за тиражами прессы в Великобритании, «Медиаметри-Нет-рейтингс» (Mediametrie-NetRatings) во Франции, Комиссия по вопросам медиа (Commissariaat voor de media) и отчету «Медиамонитор» (Mediamonitor) в Нидерландах. В 2015 г. во Франции 95% населения страны как минимум один раз в неделю обращались к газете или журналу для получения актуальной информации43. В 2016 г. в Великобритании 91% взрослого населения (старше 15 лет) обращалось к «новостным брендам» (национальным изданиям)44. Уровень доверия к газетной прессе в Нидерландах, как показывают исследования, довольно высок: по данным 2015 г., 64% населения

страны доверяют информации, полученной из газет; выше показатель в медиа-сегменте демонстрирует только радио (65%)45.

Различия (по выбранным для оценки параметрам) не настолько значительны, чтобы повлиять на итог исследования и сформулированные выводы и носят скорее частный характер. Например, к лидерам информационных интернет-ресурсов (топ-10) в Великобритании относится Би-би-си (ядро медиакомпании - телевидение), во Франции - «Фигаро» (газета), в Нидерландах - nu.nl (интернет-СМИ). Также можно отметить, что крупные национальные газеты Великобритании и Франции ведут активную работу с населением бывших колоний (рубрики,а также отдельные спецпроекты), что следует учитывать при оценке аудитории таких изданий. На наш взгляд, это обусловлено национальной спецификой медиа в конкретной стране, предполагающей индивидуальные модели развития отдельных СМИ / секторов медиаиндустрии.

По мнению ряда исследователей (см. напр., Вартанова, 2011; Тредлер, 2011; Воро-ненкова, 2015; Гладкова, 2015; Урина, 2016), медиасистемы европейских стран сегодня нередко утрачивают свою национальную специфику под влиянием факторов глобального характера и сближаются в контексте единой медиамодели. К таким факторам исследователи относят изменение специфики медиапотребления аудитории, активное распространение цифровых технологий, влияние Интернета на аудиторию и рекламный рынок, усилении концентрации на рынке печатной продукции и т.д. Франция, Нидерланды и Великобритания являются в данном случае интересным примером того, как традиционно «газетные» страны переживает сегодня процесс постепенной трансформации своей ежедневной прессы под влиянием глобальных тенденций.

Примечания

1 В исследование не включены специализированные ежедневные газеты - экономические, спортивные и т.д.

2 TNS-SOFRES - EPIQ 2014\2016. Режим доступа: https://www.tns-sofres.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 http://www.acpm.fr/

4 Médiamétrie-NetRatings. Режим доступа: https://www.mediametrie.fr

5 Там же.

6 http://www.mediametrie.fr/internet/communiques/l-annee-internet-2017. php?id=1830

7 ACPM ONE GLOBAL 2016. Режим доступа: http://www.acpm.fr

8 http://www.mediametrie.fr/internet/communiques/audience-internet-global-en-france.php?id=1822

9 L'Audience Internet en France en février 2017. Médiamétrie-NetRatings. Режим доступа: https://www.mediametrie.fr

10 http://www.mediamonitor.nl/mediamarkten/dagbladen/dagbladen-in-2015/

11 Там же.

12 http://www.mediamonitor.nl/mediamarkten/internet/internet-in-2017/

13 http://www.mediamonitor.nl/mediamarkten/internet/internet-in-2013/

14 http://www.mediamonitor.nl/mediamarkten/dagbladen/dagbladen-in-2017/

15 http://www.mediamonitor.nl/mediamarkten/dagbladen/dagbladen-in-2015/

16 http://www.mediamonitor.nl/mediamarkten/dagbladen/dagbladen-in-2017/

17 http://www.mediamonitor.nl/mediamarkten/dagbladen/dagbladen-in-2015/

18 ICT gebruik van personen naar persoonskenmerken // Centraal Bureau voor de Statistiek. Режим доступа: http://statline.cbs.nl/StatWeb/publication/?VW=T&DM =SLNL&PA=71098ned&D1=33,55-59,93-95,97-100,102-104,106-109,112-113,119,124-133&D2=0&D3=0,l&HD=130422-1124&HDR=G2,G1&STB=T

19 http://www.mediamonitor.nl/mediamarkten/internet/internet-in-2017/

20 CBS: Tablet verdringt bord van schoot //Centraal Bureau voor de Statistiek. Режим доступа: https://www.cbs.nl/nl-nl/nieuws/2015/11/tablet-verdringt-bord-van-schoot

21 Там же.

22 Там же.

23 http://www.mediamonitor.nl/mediamarkten/internet/internet-in-2017/

24 Там же.

25 http://www.vinex.nl/resultaten/archief/

26 По факту Великобританию в настоящее время следует относить к газетно-телеви-зионным странам, где большую долю медиарынка имеет телевизионный сектор.

27 https://www.themediabriefing.com/article/newspaper-circulation-decline-2001-2014-prediction-5-years (дата обращения: 24.02.2017).

28 Тираж «Сан» не опускался ниже 2 млн экз. с 1970 гг. Газета издается с 1964 г.

29 «Дейли Стар» вытеснила «Дейли Экспресс».

30 National newspaper ABCs: Bulks helped Times and Daily Telegraph boost print circulations in September. Режим доступа: http://www.pressgazette.co.uk/ national-newspaper-abcs-bulks-helped-times-and-daily-telegraph-boost-print-circulations-in-september/

31 http://www.newsworks.org.uk/Market-Overview

32 Monthly reach of national newspapers and their websites in the United Kingdom (UK) from October 2016 to September 2017 (in 1,000 individuals). Режим доступа: https://www. statista.com/statistics/246077/reach-of-selected-national-newspapers-in-the-uk/

33 National newspaper ABCs: Bulks helped Times and Daily Telegraph boost print circulations in September. Режим доступа: http://www.pressgazette.co.uk/national-newspaper-abcs-bulks-helped-times-and-daily-telegraph-boost-print-circulations-in-september/

34 The OECD report «The Evolution of News and the Internet». Р. 18. Режим доступа: http://www.oecd.org/sti/ieconomy/45559596.pdf

35 Share of households with internet access in the United Kingdom (UK) from 1998 to 2016. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/275999/household-internet-penetration-in-great-britain/

36 Share of households with internet access in the United Kingdom (UK) from 1998 to 2017. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/275999/household-internet-penetration-in-great-britain/

37 Adults' media use and attitudes. Ofcom. 2015. Режим доступа: https://www. ofcom.org.uk/__data/assets/pdf_file/0014/82112/2015_adults_media_use_and_ attitudes_report.pdf

38 Market overview. Readership. Р.4. Режим доступа: http://www.newsworks.org.uk/ Market-Overview

39 http://www.mediamonitor.nl/mediamarkten/dagbladen/dagbladen-in-2015/

40 Top Sites in United Kingdom. Режим доступа: https://www.alexa.com/topsites/ countries/GB

41 Reuters Institute Digital News Report 2015. Tracking the Future of News. Р. 8.

42 Там же. С. 24-25.

43 ACPM ONE GLOBAL 2016.

44 http://www.nrs.co.uk/training-2/helpful-tools/useful-chart/

45 https://www.newcom.nl/nederlanders-meeste-vertrouwen-traditionele-media?page=nederlanders-meeste-vertrouwen-traditionele-media

Библиография

Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

Бодрунова С.С. Медиарынок Великобритании и газетный кризис: стратегии выживания газет в период дигитализации медиапроизводства // Экономическое возрождение России. 2013. № 4. С. 129-142.

Братусь И.Б. Нидерланды. Опыт лингвострановедческого словаря. СПб: Фак. филологии и искусств СПбГУ, 2009.

Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.

Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013.

Вартанова Е.Л. Цифровое телевидение и трансформация медиасистем. О необходимости междисциплинарных подходов к изучению современного ТВ // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10: Журналистика. 2011. № 4. С. 6-26.

Вартанова Е.Л. Северная Европа: специфика интегративно-социокультурной модели взаимодействия // МЭИМО. 2017. № 8. Т. 61. С. 120-124.

Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997.

Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.

Вороненкова Г.Ф. Тренд-2014: усиление концентрации в печатной периодике Германии // Медиаскоп. 2015. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1815

Гладкова А.А. Пресса Нидерландов в контексте системы размежевания: монография. М.: Фак. журн. МГУ, 2015.

Захарова М.В. Пресса Франции в 2010 г.: особенности рыночных стратегий // Медиаскоп. 2012. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1121

Матвеев В.А. Империя Флит-стрит. Современная печать Англии. М.: Госполитиздат, 1961.

Павликова М.М. Финские СМИ в период интернетизации // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10: Журналистика. 2000. № 1. С. 10-21.

Тредлер И.Л. Печатные СМИ Австрии в условиях кризиса // Медиаскоп. 2011. Вып. 2. Режим доступа: http://mediascope.ru/node/832

Урина Н.В. Интернет-СМИ Италии в контексте цифрового неравенства // Медиаскоп. 2016. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/2143

Урина Н.В. Итальянская журналистика в 1945-1990 гг.: учеб. пособие. М.: Фак. журн. МГУ, 1999.

ШарончиковаЛ.В. Пресса Франции в меняющемся мире. М.: ИСПИ РАН, 2006.

Якова Т.С. Онлайн-медиа в Швейцарии: тенденции и перспективы // Вестн.Моск. ун-та. Сер.10: Журналистика. 2013. №2. С. 91-97.

Якова Т.С. Медиареальность в контексте социокультурной глокализации (на примере Швейцарии) // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope. ru/2385

Brock G. (2013) Out of Print: Newspapers, Journalism and the Business of News in the Digital Age. Philadelphia, PA, and London, UK: Kogan Page.

Charon J.-M., Le Floch P. (2011) La presse en ligne. Paris: La Decouvert.

Charon J.-M. (2015) Presse et numérique - L'invention d'un nouvel écosystème. Rapport à Madame la Ministre de la culture et de la communication.

Curran J., Seaton J. (2009) Power without Responsibility: Press, Broadcasting and the Internet in Britain. Routledge.

Eveno P. (2GG8) La presse quotidienne nationale. Fin de partie ou renouveau? Paris: Vuibert.

Nieminen H. (2GG9). Towards democratic regulation of European media and communication. In: Klimkiewicz B. (ed.) Media Freedom and Pluralism: Media Policy Challenges in the Enlarged Europe. Budapest: Central European University Press, pp. 3-2б.

Nieminen H., Trappel, J. ДОЩ Media Serving Democracy. In: Trappel J., Werner A.M. (eds.) The Media in Europe Today. Bristol: Intellect, pp.135-152.

Rooij M. (1974). Kranten. Dagblad Pers en Maatschappij. Amsterdam: Wetenschappelijke Uitgeverij.

VIke-Freiberga V., Däubler-Gmelin H., Poiares Pessoa Maduro L-M., Hammersley B. (2G13). A free and pluralistic media to sustain European democracy. European Commission. Режим доступа: http://ec.europa.eu/digital-agenda/en/high-level-group-media-freedom-and-pluralism.

Villi M., Lehtisaari K., Lindén C-G, Grönlund M. ДО^). "You have to figure out how to transform and how to convert": Digital transition in Nordic newspapers. In: Disruption in Media Industries: Management and Education Challenges. Seoul: International Media Management Academic Association, pp. 25-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.