Научная статья на тему 'СМИ Великобритании'

СМИ Великобритании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1679
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМИ Великобритании»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2006. № 5

Б.И. Любимов

СМИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Печатная пресса. Общий тираж национальных газет Великобритании уменьшился в 2005 г. на 2,7% (334 тыс. экз.)1. Больше всего потеряли газеты Ричарда Десмонда: тираж "Дейли экспресс" упал на 11,42%, а "Санди экспресс" — на 14,32%. У них осталось примерно по 850 тыс. экз., тогда как еще недавно было более миллиона. "Дейли стар", которой в 2004 г. удалось за счет тонкой редакционной стратегии несколько увеличить тираж, в 2005 г. опять его сократила (на 6,7 %), после чего ее тираж примерно сравнялся с тиражами газеты "Экспресс". Воскресная "Стар санди" уменьшила тираж на 14% (примерно до 450 тыс. экз.)2. Десмонду не помогли попытки увеличить тираж за счет бесплатной раздачи газет в отелях, аэропортах и на курортах.

Большие потери в тираже понесли газеты группы "Тринити Миррор". Тираж "Дейли миррор" упал к концу 2005 г. до менее 1,7 млн экз. (по сравнению с 2,5 млн в середине 90-х годов и 6 млн в середине XX в.). "Санди миррор", имевшая еще год назад более 1 млн экз., к концу 2005 г. имела всего 900 тыс. Чуть больше (940 тыс. экз.) осталось у "Пипл", имевшей в 1995 г. более 2 млн экз. Как отмечал обозреватель газеты "Обсервер", «"Пипл" умирает из-за бездействия руководства и недостатка читательской аудитории»3. Однако компания "Тринити Миррор", являющаяся крупнейшим издателем региональных газет и имеющая основной доход от них, пока не спешит продавать национальные газеты, хотя разговоры о такой возможности идут давно.

Падение в тираже испытали также массовые газеты, входящие в группировку "Ыьюс интернэшнл" Руперта Мэрдока, — "Сан" и "Ньюс оф уорлд". Тем не менее они пока остаются самыми многотиражными: "Сан" имеет чуть более 3 млн экз., "Ньюс оф уорлд" — около 4 млн.

Небольшие потери в тираже (около 3%) понес таблоид для среднего класса "Дейли мейл", основной соперник газет "Экспресс". У него остается около 2,5 млн экз. и столько же у "Мейл он санди".

Падение тиражей массовых газет, как и раньше, объясняют конкуренцией со стороны телевидения, Интернета и бесплатных

1 Observer. 2005. 11 Dec. Sec. "Business and Media". P. 6.

2 Ibid. 4 Dec. Sec. BM. P. 6.

3 Ibid. 15 May. Sec. BM. P. 7.

2 ВМУ, журналистика, № 5

газет, проблемами с грамотностью молодежи и хаосом в системе транспортной доставки.

Качественные газеты, как и в прошлые годы, в основном сохранили тираж, а газеты, перешедшие на таблоидный формат ("Тайме" и "Индепендент"), даже увеличили его. "Тайме" увеличила тираж на 5% и опять имеет около 700 тыс. экз. В ноябре Мэрдок продал инвестиционной фирме ее испытывающее трудности образовательное приложение — "Times Educational Supplement". "Индепендент он санди" увеличил тираж на 6,35 % (до 226 тыс. экз.)4.

Впервые со времен финансового кризиса 2001 г. увеличился (на 2%) тираж "Файнэншл тайме", распространяемый в Великобритании. Однако основной ее тираж приходится на зарубежные страны. 300 тыс. экз. "Файнэншл тайме" продаются за рубежом (в 140 странах), и лишь 130 тыс. экз. расходятся в Великобритании. Кроме Великобритании она печатается еще в 23 странах мира, что делает ее подлинно глобальной газетой. У зарубежных изданий "Файнэншл тайме" несколько меньший формат по сравнению с британским. Электронный сайт "Файнэншл тайме" имеет 3,5 млн пользователей5.

Другие британские газеты, даже те, чей тираж падает дома, увеличивают объем продаж за рубежом. Так, зарубежный тираж "Дейли мейл" превысил в 2005 г. 100 тыс. экз., "Дейли экспресс" — 40 тыс. экз. Примерно по 30 тыс. экз. продают за рубежом "Тайме" и "Индепендент"6.

Крупнейшая по тиражу ежедневная качественная газета Великобритании "Дейли телеграф" в общем сохранила тираж порядка 900 тыс. экз. Но либеральная "Гардиан", чей тираж в aBiycre 2005 г. упал до рекордно низкой за последние 27 лет отметки — 341 тыс. экз., — вынуждена была в сентябре перейти на уменьшенный формат (типа немецкой газеты "Берлинер"). Одновременно с переходом на уменьшенный формат она увеличила цветовое оформление (теперь цвет будет на каждой полосе), что должно привлечь особенно молодежную аудиторию. Такую же метаморфозу проделала чуть позже — в январе 2006 г. — другая газета группы "Гардиан медиа" — воскресный "Обсервер".

Но электронная версия "Гардиан" — "Гардиан анлимитед" — стала крупнейшей электронной газетой мира, имея 11 млн посетителей в месяц, из которых только 2,2 млн приходится на Великобританию. Она обогнала крупнейшие американские газеты — "Нью-Йорк тайме", "Вашингтон пост" и "Лос-Анджелес тайме".

4 Ibid. 11 Dec. Sec. BM. P. 6.

5 Ibid. 5 June. Sec. BM. P. 8.

6 Ibid. 26 June. Sec. BM. P. 7.

В мае 2005 г. она получила премию "Уэбби" Международной академии дигитальных наук и искусств как лучшая электронная газета мира. На сайте "Гардиан" присутствует также и воскресный "Обсервер".

Однако тиражи многих национальных газет удерживаются лишь благодаря бесплатной раздаче части тиража. Так, у "Тайме" и "Дейли телеграф" за полную стоимость продается лишь порядка 500 тыс. экз., у "Гардиан" — около 300 тыс., у "Индепендент он санди" — 160 тыс. "Дейли мейл" также раздает по 100 с лишним тыс. экз. в день бесплатно. Лондонская вечерняя газета "Ивнинг стандард" увеличила тираж до более 400 тыс. экз. за счет выпуска бесплатной облегченной версии — "Стацдард лайт"7.

В отличие от национальных, региональные газеты занимают более устойчивое положение как поставщики местных новостей, местной рекламы и объявлений. Их регулярно читают примерно 85% жителей Великобритании по сравнению с 70% — у национальных газет. Это позволило им отказаться от бесплатной раздачи.

Однако и их будущее под вопросом ввиду конкуренции со стороны телевидения, а также Интернета и местного радио, теснящих их на рынке объявлений. В предвидении худших времен лорд Ротермир, владелец компании "Дейли мейл энд дженерал траст", почел за благо в конце 2005 г. выставить на продажу северную ветвь своей компании — "Нортклиф ньюспейперз", традиционно принадлежавшую родственной семейной группе лордов Норгклифов и издающую более 100 региональных газет общим тиражом 9 млн экз. в неделю. На покупку "Нортклиф ньюспейперз" претендует газетно-телевизионный магнат лорд Холлик, который в 2005 г. ушел с поста исполнительного директора компании "Юнайтед бизнес медиа", издающей деловые издания, и перешел в американскую инвестиционную фирму "Кольберг Кравис Роберте" (ККР). Другим претендентом является мультимиллионер Дэвид Монтгомери, бывший редактор "Дейли миррор", который для покупки "Нортклиф ньюспейперз" сколотил консорциум, включающий британскую инвестиционную компанию "Зай" и англо-американский инвестиционный фонд "Веронис Сулер Стивенсон". Это те же компании, которые претендовали в 2004 г. на покупку газет "Телеграф". Однако обозреватели не исключают возможности покупки "Нортклиф ньюспейперз" другой региональной газетной компанией ("Тринити миррор" или "Джонстон пресс") , инвестиционной фирмой или даже интернет-провайдером. Последнее возможно, поскольку

7 Пж1. И Берг. Бес. ВМ. Р. 7; 7 Ащ. Бес. ВМ. Р. 6; 1 Мау. Бе«. ВМ. Р. 7; 4 Иес. Бес. ВМ. Р. 6; 12 Ьпе. 5ес. ВМ. Р. 6; 4 Оес. Бес. ВМ. Р. 6.

региональные газеты заводят свои интернет-сайты, и печатные версии могут вскоре стать анахронизмом. Обозреватель газеты "Обсервер" Питер Престон писал в этой связи, что, продавая такие традиционные семейные газетные предприятия, как "Норт-клиф ньюспейперз", газетные издатели своими руками губят свое будущее8.

Электронные СМИ\ В электронных средствах массовой информации Великобритании продолжался, с одной стороны, начавшийся и не завершенный в 90-е годы XX в. процесс концентрации и монополизации. В 2005 г. региональная коммерческая эфирная телекомпания "Ольстер телевижн", вещающая на Северную Ирландию, приобрела компанию "Уайерлесс груп", владеющую общенациональной коммерческой разговорно-спортивной радиостанцией "Токспорт". В этом же году компания Джи-дабл-ю-ар, владелец крупнейшей в Великобритании региональной радиосети (более 30 радиостанций), объединилась с другой крупной коммерческой радиосетью — "Кэпител рейдио", образовавшейся вокруг крупнейшей лондонской коммерческой радиостанции "Кэпител". Другая компания — "Эмап рейдио" (владелец второй по величине коммерческой радиосети) — собирается приобрести крупнейшую шотландскую радиокомпанию "Скоттиш рейдио холдингз", где она уже в 2003 г. имела 27% акций. "Скоттиш рейдио холдингз" владеет крупнейшими коммерческими радиостанциями Эдинбурга ("Рейдио-4") и Глазго ("Рейдио-Клайд"), а также рядом шотландских и ирландских газет.

В то же время продолжался процесс интеграции различных электронных СМИ. В конце 2005 г. крупнейшая кабельная телекомпания "Нэшнл транскоммьюникейшнз лимитед" (НТЛ) заключила соглашение с электронной компанией "Вирджин эн-терпрайзис", принадлежащей крупному промышленному магнату Ричарду Бреннону, о покупке компании мобильной телефонии "Вирджин мобайл", являющейся ее собственностью. После этого название НТЛ будет изменено на "Вирджин телевижн". Новая компания получит возможность предоставлять подписчикам как кабельное телевидение, так и телефонную связь (и стационарную, и мобильную), а также доступ к широковолновому Интернету. За этим должно последовать слияние ее с другой крупной кабельной телекомпанией — "Телеуэст".

Подобную диверсификацию услуг наметил также крупнейший телефонный концерн "Бритиш телеком", предоставляющий подписчикам доступ к телефонной связи и широковолновому Интернету. В 2006 г. он намеревается пустить по своим сетям

8 1Ы6. 4 Бес. Бес. ВМ. Р. 6.

также каналы эфирного телевидения и предоставить подписчикам доступ к "видео по заказу" из своей электронной библиотеки, а впоследствии и интерактивные услуги. Телеканалы "Бритиш телеком" будут доступны через декодеры стоимостью менее 100 ф. ст. и будут как бы дополнять каналы цифровой телеплатформы "Фривью", принадлежащей Би-би-си, декодеры которой телезрители могут переставить на другие телевизоры.

Процесс интеграции различных электронных средств массовой информации и коммуникации выражается и в приобретении телекомпаниями интернет-сайтов. Так, в 2005 г. крупнейшая коммерческая эфирная телекомпания "Индепендент телевижн", аудитория и доходы которой сокращаются, приобрела успешный интерактивный интернет-сайт "Встреча друзей" ("Friends reunited"), помогающий находить потерянных школьных друзей и общаться с ними. У этого сайта 15 млн пользователей и 1 млн платных подписчиков. В 2005 г. его чистый доход составил 8,9 млн ф. ст.9 В то же время спутниковая компания Би-скай-би Руперта Мэрдока приобрела систему интернет-сайтов "Изинет", чтобы дать своим подписчикам доступ к широковолновому Интернету. Ранее Мэрдок приобрел также популярный американский молодежный интернет-сайт "Майспейс".

Интерес телевещателей к Интернету неслучаен, так как он имеется в большинстве домовладений Великобритании, и зафиксированное в 2005 г. (впервые в истории) сокращение числа владельцев телевизоров (с 98 до 97,7% британских домовладений) приписывается именно переходу части телеаудитории на Интернет.

Качество телевещания через Интернет повышается (к концу 2006 г. оно должно сравняться по качеству с компакт-дисками), и тогда телевещание через Интернет может стать серьезным конкурентом обычного телевещания. Часть аудитории принимает телевидение также через видеомагнитофоны, позволяющие вырезать рекламу, что сулит коммерческим телевещателям сокращение притока доходов от рекламы.

Растет число электронных продаж через Интернет. Великобритания лидирует по этому показателю не только в Европе, но и во всем мире. 7% актов купли-продажи товаров совершается сейчас в Великобритании через Интернет (по сравнению с 5% в США). На Великобританию приходится треть европейских продаж через Интернет.

Аудитория британского телевидения фрагментируется из-за растущего числа каналов. На 2005 г. в Великобритании было уже

9 Ibid. 5 June. Sec. ВМ. P. 2; 4 Dec. Sec. BM. P. 7; 11 Dec. Sec. BM. P. 7.

примерно 500 телеканалов, львиная доля которых приходилась на спутниковую Би-скай-би, которой продолжает руководить Джеймс Мэрдок, сын Руперта Мэрдока. Он поставил целью увеличить число подписчиков Би-скай-би к 2010 г. с нынешних 7 млн до 10 млн. Прогрессирует также принадлежащая Би-би-си цифровая платформа "Фривью", на которой в 2005 г. было около 30 телеканалов и 22 цифровые радиостанции. Стоимость декодеров "Фривью" упала до 60 ф. ст. Это весьма значительное преимущество "Фривью" по сравнению с Би-скай-би, так как у нее нет подписной платы. Би-би-си продолжала и в 2005 г. осуществление своего плана сокращения числа сотрудников и перевода ряда телестудий в Манчестер. Этому не помешала прошедшая в мае забастовка протеста, в которой приняли участие часть ее служащих. В планах Би-би-си также увеличение времени от числа новых программ на программы, производимые независимыми продюсерами (с 25 до 50%), что будет означать дальнейшую коммерциализацию общественной корпорации.

В связи с этим в 2005 г. прошла волна слияний независимых телепродюсерских компаний и выпуска ими акций на бирже, дабы усилить свои позиции. Сейчас в Великобритании примерно 600 независимых телепродюсерских компаний, но половину продукции производят 10 крупнейших фирм10.

10 Ibid. 14 Aug. Sec. BM. P. 6; 17 July. Sec. BM. P. 3; 5 June. Sec. BM. P. 28; 12 June. Sec. BM. P. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.