Научная статья на тему 'Влияние деятельности на эмпатию сотрудника'

Влияние деятельности на эмпатию сотрудника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
671
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние деятельности на эмпатию сотрудника»

этапа в виде повторения отрезка учебного процесса, направленного на данную цель, с некоторыми вариациями учебных процедур). Благодаря этому учебный процесс приобретает «модульный» характер, складывается из обособленных блоков, управление которыми наполняется разным содержанием, но имеет общую структуру.

Схема 2

~лавная цель

1.2 2.1 2.2 2.3

А" Л \ \ \

/\ д А \ А

Основные цели учебного процесса в вузах МВД России могут выглядеть следующим образом:

— обеспечить овладение курсантами запасом профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых им в профессиональной деятельности;

— воспитание качеств личности, обеспечивающих ей полноценную духовно-практическую жизнедеятельность в современных условиях.

Исходя из генеральной цели — подготовки специалиста для органов внутренних дел, способного к самореализации и творческой профессиональной деятельности, выделяем следующие подцели:

— удовлетворение граждан образовательной системой, существующей в Министерстве внутренних дел;

— сохранение сложившихся в вузах МВД России прогрессивных принципов и форм обучения;

— удержание состояния материально-технической базы, необходимой для подготовки квалифицированного специалиста правоохранительной системы;

— повышение качества подготовки выпускников;

— выработка навыков постоянного, целенаправленного совершенствования методов собственной работы;

интеграция вузов МВД России с научными и образовательными учреждениями и вузами Минобразования России.

Изучение цели учебного процесса в вузах МВД России необходимо рассматривать неразрывно со средствами. Постановка цели любого уровня означает в то же время и выработку средств ее достижения. Средств этих может быть много, однако задача состоит в том, чтобы из множества средств выбрать те, которые рациональнее (быстрее, экономичнее) приведут к достижению цели. Средства выбирают исходя из заинтересованности как преподавателей, так и курсантов. В процессе управления цели и средства постоянно меняются местами: достигнутая цель становится средством достижения другой цели. При определении цели всегда необходимо точно предполагать будущий результат. Любая цель может определяться двумя способами: 1) заранее, без предварительного анализа системы; 2) из анализа данного состояния системы, ее реальных возможностей. После постановки цели руководители учебного процесса переоценивают все возможные ресурсы учебного процесса уже с позиции поставленной цели.

Таким образом, цели задаются на разных уровнях и с разной степенью общности. Для субъектов управления проблема заключается в поиске специфических форм и способов описания целей, чтобы каждая ступень конкретизации отвечала определенным способам и средствам их реализации.

Таковы, в общих чертах, некоторые концептуальные основы совершенствования педагогического управления учебным процессом в вузах МВД России. Смысловое содержание предложенной модели управления учебным процессом ориентировано не на субординационное подавление устремлений сотрудников, а на предоставление им возможности творческой самореализации в процессе деятельности, направленной на выполнение задач, поставленных государством перед правоохранительными органами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы современного социального управления: Теория и методология: Учеб. пос. / Под ред. В Н. Иванова. - М.: ОАО «НПО» Экономика, 2000.

2. Шиинлина Л.А. Подготовка менеджеров образования в педагог ическом университете: Монография. — Омск: Изд-во Ом ГПУ, 1998.

ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭМПАТИЮ СОТРУДНИКА

Д-р пед. наук, профессор Е.А. Соколков, ректор Новосибирского гуманитарного

института

Особая роль в процессе познания сотрудником ОВД личности граждан и общения с ними в ходе профессиональной деятельности принадлежит эмпатии. «Эмпатия (сопереживание) — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Различается эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.п.), и предик-тивная эмпатия, рассматриваемая как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений» (1,431).

Эмпатия должна быть противопоставлена пониманию в строгом смысле этого слова, эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная, т.е. психологическая, ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению не столько «продумывается», сколько «прочув-ствуется». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там и здесь

присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на происходящее с его точки зрения, что не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить по-иному. В обоих случаях учитывается поведение другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело— понять партнера по общению, встав на его позицию, другое — принять в расчет его точку зрения, но действовать по-своему.

Проявление эмпатии в общении — это общая установка на понимание не столько формальной стороны сказанного учителем, сколько вчувствование в состояние ученика, отражаемое всеми невербальными средствами: интонацией, позой, жестами. Отражая чувства собеседника, мы подсказываем ему, насколько понимаем его состояние, следовательно, эмпатия способствует сбалансированности общения. Это качество нашей психики присуще каждому, но развито не у всех одинаково и развивается по-разному.

Это подтверждает проведенное обследование одних и тех же курсантов военного института на первом, втором курсах и после проведения войсковой стажировки психографическим тестом и методикой Юсупова (табл. 1).

Таблица 1

Период, годы Средние значения показателей тестов

Юсупова П с и хо граф и ч ески й

Эмпатия al XI Y1 LO-1

1999 45 158 -6 3 172

2000 42 182 5 -12 158

2001 65 110 26 24 215

(после

стажировки)

Примечание:

1. а 1 — угол вектора стремлений (эмпатии) к военнослужащим срочной службы.

2. X1 ; Y1 — координаты точки стремления (эмпатии) к военнослужащим срочной службы.

3. LO-1 — расстояние по «линии жизни» до точки стремления (эмпатии).

Обследование психографическим тестом проводилось с использованием вопроса:

1. Ваше отношение к военнослужащим срочной службы. :

Анализ данных табл.1 показывает, что эмпатия по методике Юсупова у курсантов через год обучения в военном институте уменьшилась с 45 до 42 баллов. Показатели психографического теста также диагностируют, что способность курсантов к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживание военнослужащих также уменьшилась. Это следует из показателя угла al, значения которого со 158 градусов изменились до 182, свидетельствуя о регрессии эмпатии. Об этом же свидетельствует и расстояние расположения точки эмпатии от начала «линии жизни», которое через год обучения курсантов уменьшилось со 172 до 158.

Поэтому для экспериментального исследования влияния механизма эмпатии на гуманизацию педагогического общения нами были выбраны следующие методики:

— Организация и осуществление войсковой стажировки курсантов второго курса в должности командира отделения в целях получения навыков по командованию и обучению личного состава из числа военнослужащих срочной службы.

— Работа руководителей войсковой стажировки была нацелена на организацию более тесного сотрудничества курсантов и военнослужащих срочной службы.

— Курсанты имели разработанное учебное задание, в котором им предписывалось изучение личного состава, проведение занятий с ним, в том числе полевых учений и стрельб, изучение жизни и быта военнослужащих.

После войсковой стажировки вектор эмпатии изменил свое направление и показал направление в область осознанной эмпатии (угол al стал равен 110 градусам), а расстояние расположения точки эмпатии от начала «линии жизни» возросло со 158 до 215.

Поэтому для выявления уровня действия войсковой стажировки на коррекцию эмпатии испытуемых в ходе экспериментального изучения воздействия эм-патийных средств на'гуманизацию общения курсантов был проведен корреляционный анализ на массивах информации, полученной в результате данного эксперимента.

При анализе результатов данного эксперимента нами выделены личностные факторы испытуемых, имеющие сильную связь с изменением эмоциональных состояний в ходе проведения войсковой стажировки (табл. 2).

Таблица 2

Коэффициенты корреляции (больше 0,3) между относительным изменением эмпатии испытуемых под действием войсковой стажировки и их

показателями по методике Амтхауэр и M MPI

Амтхауэр 2 4 5 7 9 0 1

0,49 0,42 -0,40 0,43 0,54 -0,31 0,35

а<0,01 а<0,01 а<(),01 а<0,01 а<0,01 а<0,01 а <0,01

Как видим,значения коэффициентов корреляции психологических шкал с показателем изменения эмпатии находятся в широком диапазоне и имеют разные знаки. Подробный анализ выявленных статистических связей показал следующее. Большую статистическую связь (корреляцию) с показателем относительного изменения эмпатии имеют такие основные шкалы ММР1, как «тревожность», «мужественность — женственность», «пессимистичность», «оптимистич-ность», «импульсивность».

Существенным фактором, влияющим на коррекцию эмпатии испытуемых, является определяемая седьмой шкалой теста ММР1 «тревожность». Данная шкала имеет значительный коэффициент корреляции с относительным изменением эмпатии — 0,54.

В психологической шкале «тревожность» повышение профиля (55-60Т) выявляет у испытуемого преобладание пассивно-страдательной позцции, высокую чувствительность и подвластность воздействиям

среды, повышенную чуткость к опасности. У испытуемых превалирует мотивация избегания неудачи, сен-зитивность, зависимость от мнения большинства. Тревожные люди отличаются развитым чувством ответственности, совестливостью, обязательностью, скромностью, повышенным беспокойством о мелких житейских проблемах, судьбе близких. Им свойственны эмпатийность, чувство сострадания и сопереживания, повышенная нюансированность чувств, выраженная зависимость от объекта привязанности. Мышление у них несколько инертное, внимание компенсируется склонностью к перепроверке сделанного, повышенным чувством долга. Недостаточная четкость восприятия корригируется склонностью к повторным (уточняющим) пробам. Отмечается выраженная интуитивность, склонность к сомнениям, рефлексивность, критичность самонаблюдения с тенденцией к заниженной самооценке.

Низкие показатели по,седьмой шкале (ниже 45Тв линейном профиле) указывают на отсутствие осторожности и осмотрительности в поступках, особой щепетильности в вопросах морали, сниженную способность к сопереживанию, неконформность установок, грубоватую и жесткую манеру поведения.

В данном случае положительная статистическая взаимосвязь указывает на то, что чувствительные, чуткие к опасности, избегающие неудач, сензитивные, тревожные испытуемые отличаются состраданием и сопереживанием, повышенной нюансированностью чувств, т.е. им также свойственна эмпатийность.

Другим существенным фактором, влияющим на изменение эмпатии испытуемых, является определяемая пятой шкалой теста ММР1 «мужественность — женственность». В психологической шкале «мужественность— женственность» в профиле мужчин повышение показателей по пятой шкале (60-65Т) выявляет гуманистическую направленность интересов, сентиментальность, утонченность вкусов, художественно-эстетическую направленность, потребность в дружелюбных, гармоничных отношениях, чувствительность, ранимость. У этих испытуемых в межличностных отношениях отмечаются склонность к сглаживанию конфликтов, сдерживанию агрессивных или антисоциальных тенденций.

Относительно низкие показатели пятой шкалы (50 и ниже) выявляют типично мужской стиль полоро-левого поведения, жесткость характера, отсутствие сентиментальности. Присутствие несколько повышенной пятой шкалы в любом мужском профиле свидетельствует о большей гуманистичности, мягкости и меньшей агрессивности.

Следовательно, чем выше показатели пятой психологической шкалы испытуемых, тем выше развита у них эмпатия.

Анализ другой статистической взаимосвязи психологической шкалы «пессимистичность» с показателем относительного изменения (увеличения) эмпатии испытуемых, имеющей коэффициент корреляции 0,42, также указывает, что данный психологический фактор существенно влияет на сопереживание личности.

Испытуемые, имеющие подъем в профиле, не выходящем за пределы нормы (65-70Т), склонны к раздумьям, у них выражена глубина переживаний, они

обладают аналитическим складом ума, самокритичностью. В данном случае возрастание значений по шкале «пессимистичность» будет указывать на увеличение эмпатии испытуемых. Следовательно, личности с выраженной глубиной переживания, имеющие аналитический склад ума, отличающиеся самокритичностью, более эффективно воспринимают задания по войсковой стажировке и, как следствие, обладают большей способностью к сопереживанию, эмпатии.

Дальнейший анализ данных, приведенных в табл.2, показал, что статистические взаимосвязи психологических шкал «оптимистичность» и «импульсивность», имеющих отрицательный коэффициент корреляции (-0,31) и (-0,40)с показателем относительного изменения (увеличения) эмпатии испытуемых соответственно, определяют уменьшение эмпатии личности при увеличении показателей поданным шкалам.

Увеличение показателей по девятой шкале «оптимистичность» (60-65Т) отражает активность позиции личности, высокий уровень жизнелюбия, склонность к шуткам, высокую мотивацию достижения, ориентированные в большей степени на моторную подвижность и речевую продукцию, нежели на конкретные деловые цели. Отсутствует склонность к серьезному углублению в сложные проблемы, преобладают беспечность, радостное восприятие всего окружающего мира и своего бытия, радужность надежд, уверенность в будущем, убежденность в своей счастли-вости. Повышенная девятая шкала выявляет завышенную самооценку, легкость в принятии решений, отсутствие особой разборчивости в контактах, бесцеремонность поведения, снисходительное отношение к своим промахам и недостаткам. При этом легко возникающие эмоциональные всплески быстро проходят. Имеются непостоянство в привязанностях, избыточная смешливость, стремление быть на виду, подвижность. Низкие показатели по девятой шкале (35- 45Т), наоборот, выявляют снижение уровня оптимизма, жизнелюбия и активности.

Следовательно, подвижные, непостоянные в привязанностях, избыточно смешливые личности обладают меньшей способностью к сопереживанию, к эмпатии.

Повышение показателей четвертой шкалы «импульсивность» также выявляет активную личностную позицию (60-65Т), высокую поисковую активность, преобладание мотивации достижения, уверенность и быстроту в принятии решений. Выявляются также нетерпеливость, склонность к риску, высокий уровень притязаний, устойчивость которого имеет выраженную зависимость от сиюминутных побуждений и внешних влияний, успешности предпринятых действий. В лич-ностно значимых ситуациях может проявляться конфликтность. Эти испытуемые имеют интерес к видам деятельности с двигательной активностью, любовь к высоким скоростям (к технике), к работе, позволяющей проявлять больше самостоятельности, где можно найти применение доминантным чертам характера.

Низкие показатели по четвертой шкале (35-40Т) свидетельствуют о снижении мотивации достижения, непосредственности поведения, хорошем самоконтроле, невыраженном честолюбии, отсутствии лидерских черт и независимости, приверженности общепринятым нормам поведения.

Таким образом, личности импульсивные, имеющие интерес к технике, подвижные, с раскованным поведением, быстро принимающие решения, не обладают способностью к сопереживанию, эмпатии.

Следующая статистическая взаимосвязь относительного изменения эмпатии с показателями методики Амтхауэра (0,49) показывает, что личности одаренные, обладающие творческим потенциалом, характеризуются высокими баллами поданной методике, обладают большей способностью к сопереживанию, эмпатии.

Таким образом, экспериментально проведенное изучение воздействия войсковой стажировки на коррекцию эмпатии личности позволяет сделать вывод о влиянии этих психологических факторов на способность испытуемых к коррекции сопереживания, что способствует эффективной деятельности военнослужащих при обучении и воспитании лиц, проходящих срочную службу.

Такие психологические факторы, как «оптимис-тичность», «импульсивность», нередко оказывают негативное влияние на поведение педагогов при проведении учебных занятий, а психологические факторы «тревожность», «мужественность—- женственность», «пессимистичность» и высокий интеллект испытуемых способствуют развитию у них эмпатии.

ЛШЕРАТУРА

1. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошенко. — М.: Политиздат, 1985.

2. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. — Новосибирск: Изд. НГПИ,1987,— 90 с.

3. Соколков Е.А. Философско-социологические аспекты формирования личности специалиста в высшей военной школе: Автореф. дис... канд. филос. наук. — Новосибирск, 1990,— 18 с.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОВД

Канд. психол. наук, доцент М.В. Шайкова

Курский филиал Орловского юридического института

МВД России

Одной из центральных проблем повышения эффективности деятельности руководителя ОВД является установление факторов, обусловливающих высокую продуктивность деятельности кадров. Опыт прикладных исследований, экспертные оценки специалистов и практиков свидетельствуют, что среди множества таких факторов видное место принадлежит психоло-го-акмеологическим: личностно-деловые качества, их потенциал, мотивы, индивидуальный стиль деятельности и многое другое, что определяет продуктивность деятельности. Психолого-акмеологические факторы различны, хотя тесно взаимосвязаны между собой и

имеют одну психологическую основу. Психологические факторы нацелены на достижение общественно приемлемого уровня эффективности деятельности руководителей. Акмеологические — на развитие личности в профессиональной деятельности, движение к вершинам профессионализма (1,111).Это полностью согласуется с современными представлениями о сущности акмеологических факторов, согласно которым они являются главными причинами, имеющими характер движущих сил, формирующими профессионализм деятельности (А.А.Бодалев, A.A. Деркач, В.Г. Зазы-кин, Н.В. Кузьмина и др.). Поэтому, с точки зрения системной методологии, психологические и акмеологические факторы являются разноуровневыми, хотя и принадлежат к одной системе.

Для определения указанных факторов необходим специальный психолого-акмеологический анализ деятельности руководителя ОВД. Такой анализ состоит из двух этапов. На первом определяются уровень профессионализма, психологические профессионально важные качества, мотивы деятельности. На втором строится акмеограмма руководителя ОВД, выявляются факторы раскрытия творческого потенциала личности, потребности к достижениям, определение траектории индивидуальной профессиональной карьеры.

Мы предлагаем следующие критерии выбора психологических оснований для классификации деятельности руководителя ОВД: интересная деятельность; возможность работать самостоятельно, делать Полезное, решать задачи, требующие высокой ответственности; возможность контакта с другими людьми; уровень принятия решений и обязательность их реализации соответствующими исполнительными структурами. Можно выделить руководителей ОВД, принимающих решения, подлежащие реализации соответствующими структурами; принимающих решения на уровне отдельных организационных структур; производящих информационно-аналитическое обеспечение принимаемых решений; осуществляющих реализацию и контроль принятых решений (2, 11-12).

Предложенная нами психологическая классификация не противопоставляется принятой в психологии и акмеологии. Предлагаемая типология может стать основой для проведения прикладных психоло-го-акмеологических исследований деятельности руководителя ОВД, по результатам которых устанавливаются значимые условия и факторы повышения эффективности деятельности.

Многочисленные теоретические и прикладные исследования по проблемам эффективности трудовой деятельности, закономерностям формирования профессионализма, психологии личности индивидуального стиля деятельности, психологически профессионально значимых качеств, выполненных в рамках таких наук, как общая психология (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Б.Ф. Ломов и др.), психология труда (Е.А. Климов, Н.К. Платонов, В.Д. Шадриков и др.), психология управления (Р. Л. Кричевский, Л.Д. Кудря-шова, В.И. Лебедев, A.B. Филиппов и др.), акмеология (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, A.A. Реан и др.), позволяют утверждать, что эффективность любой профессиональной деятельности за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.