Научная статья на тему 'Влияние деятелей культуры и искусства на общественную жизнь вуза (к 80Bлетию МосГУ)'

Влияние деятелей культуры и искусства на общественную жизнь вуза (к 80Bлетию МосГУ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
актеры театра / властители музыки / исполнители эстрадной песни / съемки фильма / создание гимна / стипендия «Мелодия» / приветствие выдающегося композитора / любимые песни о главном / theatre actors / music masters / pop singers / film making / creation of an anthem / “Melodia” scholarship / welcoming a prominent composer / beloved songs about important things

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бородай Александр Дмитриевич

Студенческая жизнь оценивается многими людьми как самый интересный период жизни. Эта оценка относительна, но нельзя сказать, что для такого мнения нет оснований. Десятки тысяч наших выпускников думают о своей alma mater именно так. Наш вуз в этом году будет отмечать свое 80-летие. Он был создан в ноябре 1944 г. Мы часто возвращаемся к истории нашего вуза, черпаем какие-то идеи из опыта прошлого, стараемся сделать шаг вперед в различных областях деятельности. Сотрудничество с деятелями культуры и искусства, молодыми композиторами, поэтами, исполнителями всегда присутствовало в общественной жизни комсомольского вуза и продолжалось в Институте молодежи. Традиция взаимодействия с яркими представителями искусства находит свое активное воплощение в современных условиях. Актуальность такого сотрудничества возрастает в связи с подготовкой творческих кадров для сферы эстрадного искусства, академического пения и актерского искусства. В определенном смысле выступления мастеров искусства в МосГУ — это своеобразные мастер-классы для студентов творческих направлений и повод для творческого вдохновения для всех остальных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF CULTURE AND ART WORKERS ON THE PUBLIC LIFE OF THE UNIVERSITY (ON THE 80th ANNIVERSARY OF MOSGU)

Student years are considered by many people as the most exciting period in life. This evaluation is relative, but this opinion is not unsubstantiated. Tens of thousands of our graduates share this view of their alma mater. Our university is celebrating its 80th anniversary this year. It was found/ ed in November 1944. We often look back on our university’s history; draw on the ideas of the past experience; aspire to take a step forward in various areas of activity. Collaboration with workers of culture and art — young composers, poets, and singers — always accompanied the public life of our Komsomol university and continued at the Institute of Youth. The tradition of cooperation with prominent workers of art is actively reflected in contemporary conditions. The relevance of this cooperation grows in connection with training art professionals for the spheres of pop art, aca/ demic singing, and drama. In a sense, the performances of workers of art at MosGU are a kind of tutorials for art students, and a creative inspiration for others.

Текст научной работы на тему «Влияние деятелей культуры и искусства на общественную жизнь вуза (к 80Bлетию МосГУ)»

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

DOI: 10.17805/zpu.2024.2.9

Влияние деятелей культуры и искусства на общественную жизнь вуза (к 80-летию МосГУ)

А. Д. Бородай Московский гуманитарный университет

Студенческая жизнь оценивается многими людьми как самый интересный период жизни. Эта оценка относительна, но нельзя сказать, что для такого мнения нет оснований. Десятки тысяч наших выпускников думают о своей alma mater именно так. Наш вуз в этом году будет отмечать свое 80-летие. Он был создан в ноябре 1944 г. Мы часто возвращаемся к истории нашего вуза, черпаем какие-то идеи из опыта прошлого, стараемся сделать шаг вперед в различных областях деятельности. Сотрудничество с деятелями культуры и искусства, молодыми композиторами, поэтами, исполнителями всегда присутствовало в общественной жизни комсомольского вуза и продолжалось в Институте молодежи. Традиция взаимодействия с яркими представителями искусства находит свое активное воплощение в современных условиях. Актуальность такого сотрудничества возрастает в связи с подготовкой творческих кадров для сферы эстрадного искусства, академического пения и актерского искусства. В определенном смысле выступления мастеров искусства в МосГУ — это своеобразные мастер-классы для студентов творческих направлений и повод для творческого вдохновения для всех остальных.

Ключевые слова: актеры театра; властители музыки; исполнители эстрадной песни; съемки фильма; создание гимна; стипендия «Мелодия»; приветствие выдающегося композитора; любимые песни о главном

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь вуза имеет многогранную систему оценок и впечатлений в студенческом сообществе. Большое значение имеет атмосфера в коллективе, которая создается не только преподавателями на учебных занятиях, но и с помощью проведения различных мероприятий за рамками учебного процесса. Отличительной особенностью Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ была активная общественная жизнь. Это и ночная разгрузка вагонов поступивших овощей для Перовского района города Москвы, спортивные праздники, апрельские субботники, встречи с космонавтами, деятелями культуры и искусства, писателями и поэтами, выдающимися спортсменами, политическими деятелями. Очень распространены были воскресные поездки в различные музеи: Музей Сергея Есенина в Константи-ново, Музей Льва Толстого в Ясной Поляне, Музей космонавтики в Звездном го-

родке, Дом-музей П. И. Чайковского в Клину, Музей А. П. Чехова в Мелихово, Музей-заповедник «Абрамцево» и др.

ВСТРЕЧА С ТЕАТРОМ НА ТАГАНКЕ

Особый творческий настрой создавали встречи с представителями искусства, лауреатами премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства. Популярных артистов приглашали с помощью Отдела культуры ЦК ВЛКСМ, по личным связям и инициативам. Одна из таких встреч проходила в апреле 1976 г. с главным режиссером Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрием Любимовым и актерами этого театра Владимиром Высоцким, Леонидом Ярмольни-ком, Зинаидой Славиной, Борисом Хмельницким и Иваном Духовичным (Возвращаясь ... , 2009: 81-82).

О предстоящей встрече с актерами Театра на Таганке слушатели узнали за несколько дней от доцента кафедры конкретных социологических исследований, кандидата философских наук Виктора Николаевича Сибирякова. Он в коллективе этого театра выполнял важную миссию — был руководителем семинара в системе политического просвещения. Занятия проводились в театре один раз в месяц по актуальным вопросам международной и внутренней политики. Виктор Николаевич был человеком коммуникабельным и творческим. Он писал статьи на тему развития современного искусства. Мог организовать дискуссию. Одним словом, он выполнял эту общественную миссию. Однажды он договорился о том, чтобы Юрий Любимов и группа актеров провели в Высшей комсомольской школе творческую встречу. Такая встреча была назначена на вторую половину апреля.

Наступил день встречи. К первому корпусу подкатил мерседес. Из него вышел Владимир Высоцкий и в качестве пассажиров Юрий Любимов и Зинаида Славина. Еще одна машина доставила Ивана Духовичного, Бориса Хмельницкого и Леонида Ярмольника. Актеры приехали с гитарами, в хорошем настроении. По традиции всех пригласили в кабинет ректора Николая Владимировича Трущенко. Угостили чаем с плюшками. Предлагали боржоми. Состоялся неформальный дружеский разговор.

Несколько слов необходимо сказать о составе группы актеров. Все актеры были выпускниками Театрального училища имени Щукина. Борис Хмельницкий и Леонид Ярмольник были земляками. Они оба родились на Дальнем Востоке в семьях военнослужащих. Затем переезжали из города в город. В итоге оказались в Москве.

Иван Духовичный не планировал быть артистом, хотя он был сыном драматурга. Он поступал в МГУ имени М. В. Ломоносова, сдал все вступительные экзамены на пятерки, но не прошел по конкурсу из-за отсутствия производственного стажа. Тогда он сдал вступительные экзамены в Щукинское училище, поступил и успешно его окончил.

В студенческие годы Зинаида Славина в Щукинском училище сыграла главную роль в дипломном студенческом спектакле «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта в постановке Ю. Любимова. С этим же спектаклем она после окончания вуза перешла в Театр на Таганке (Любимов, 1964: Электронный ресурс).

Творческую встречу открыл главный режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов, который с большой любовью говорил о своих актерах, их творческих достижениях. Затем выступил Леонид Ярмольник с театральными миниатюрами. Он сы-

грал миниатюры «Цыпленок табака» и «Гриф». Зал взорвался аплодисментами. Артисту пришлось сыграть на бис миниатюру «Бутылка шампанского из холодильника». После этого две песни под гитару спела Зинаида Славина. Ее сменил с гитарой Иван Духовичный. Затем спел Борис Хмельницкий. Весь зал живо реагировал, но все ждали «вишенку на торте». Наконец, Юрий Любимов пригласил к микрофону Владимира Высоцкого (Та самая ... , 1975: Электронный ресурс).

Маэстро сказал, что он приготовил для концерта две песни из одного фильма, который, конечно, все знали. Это был популярный фильм 1960-х гг. «Вертикаль». Он был дипломной работой и дебютом в кино для выпускников режиссерского факультета ВГИКа Станислава Говорухина и Бориса Дурова. История об альпинистах была близка всем создателям фильма, а сюжет был основан на реальных событиях. Автор сценария Сергей Тарасов рассказывал: «В основу положен рассказ моего покойного шурина Володи Копалина, режиссера и оператора ЦСДФ, поднимавшегося в 1965-м на пик Ленина. Слушая его, я подумал: "Вот же современный сюжет, где есть сильные личности, дружба. Любовь". У меня была история не о том, что люди лезут в горы, а про неизвестного солдата, так сказать, который выполнил самую трудную работу в горах, чтобы доказать, что не виноват в трагедии, случившейся на прошлом восхождении» (За кадром ... , 1966: Электронный ресурс).

Владимир Высоцкий рассказал о том, как появилась на свет «Песня о друге». После исполнил ее с надрывом и как всегда блистательно. Зал разразился аплодисментами, переходящими в овации. Вторая песня — «Здесь вам не равнина, здесь климат иной». Эту песню вместе с Владимиром Высоцким пел весь зал. Песня «Вершина» также была создана под впечатлением от реальных событий. Когда проходили съемки фильма, трое альпинистов неподалеку поднимались на пик Вольная Испания. В результате камнепада погиб один из них, а двое других были ранены и оказались заблокированы на скале. Тогда члены съемочной группы, не дожидаясь спасателей, решили отправиться им на помощь. Высоцкий рассказывал: «Они простояли на 30-сантиметровом карнизе в одной связке с погибшим трое суток. Поражает их сила духа. Они не позволили, чтобы мы их несли, и только на самом легком участке пути один потерял сознание, а другой продолжал идти сам, опираясь на нас. И был еще случай. Тройка альпинистов шла по отвесной стене, и они воспользовались старыми крючьями. На отрицательном углу крюк нижнего альпиниста вырвался, и он долго не мог закрепиться, а у остальных эти крюки начали расшатываться. Тогда, чтобы уберечь своих товарищей, он отрезал себя и улетел вниз.» (там же).

Сотрудничество с Театром на Таганке продолжалось несколько лет. Мы получали через В. Н. Сибирякова квоты на билеты и выкупали их на премьеры спектаклей. Были свои отношения с Театром на Таганке у преподавателя В. В. Агеносова, который использовал свои связи для того, чтобы слушатели посещали спектакли этого театра. Сотрудничество с Театром на Таганке имело очень интересное продолжение.

В конце 1990-х гг. в Институте молодежи возникла идея создать студенческий театр. По поручению ректора И. М. Ильинского Т. А. Русакова обратилась к народному артисту РФ, актеру Театра на Таганке В. С. Золотухину с просьбой помочь в создании студенческого театра. Он согласился возглавить студенческий театр Института молодежи (Бородай, Первозванская, 2019). Сейчас театр-студия «Во-

круг» активно работает. Ежегодно ставятся премьеры. В этом году студенческая труппа предложила на суд зрителей спектакль «9 Б» по повести Бориса Васильева «Завтра была война». Спектакль получился очень искренним и эмоциональным. Студентам удалось передать атмосферу предвоенного времени, образы героев были яркими и незабываемыми.

В июле 2011 г. Золотухин занял пост художественного руководителя Театра на Таганке после того, как его покинул Юрий Любимов. Уволился в марте 2013 г. по состоянию здоровья.

Театру-студии «Вокруг» Московского гуманитарного университета в 2024 г. исполняется 25 лет. Дело В. С. Золотухина живет и развивается. Большую лепту в работу театра-студии вносят студенты направления «Актерское искусство». Студенческий театр стал экспериментальной площадкой для будущих актеров. Многие из них показывают высокий профессиональный уровень.

СОЗДАНИЕ ФИЛЬМА «КОРЧАГИНЦЫ 70-Х»

Другим необычным творческим проектом для комсомольского вуза было сотрудничество с Всесоюзным государственным институтом кинематографии по созданию документального фильма о Высшей комсомольской школе. В 1976 г. по инициативе ректора ВКШ при ЦК ВЛКСМ Н. В. Трущенко и при поддержке ЦК ВЛКСМ была организована съемка 30-минутного фильма о Высшей комсомольской школе «Корчагинцы 70-х». Через ЦК ВЛКСМ обратились в ректорат ВГИК с просьбой снять этот фильм в качестве дипломной работы. Ректорат ВГИК оперативно отреагировал на просьбу и поручил профессору кафедры операторского мастерства, известному советскому кинооператору-документалисту, режиссеру, лауреату Ленинской премии Сергею Евгеньевичу Медынскому обеспечить руководство этой дипломной работой (Сердюков, 2009: Электронный ресурс).

Сергей Евгеньевич Медынский родился в 1922 г. в Екатеринбурге. Ушел добровольцем на фронт, воевал до Победы. Награжден боевыми орденами и медалями. В 1950 г. окончил операторский факультет ВГИКа. В 1950-1969 гг. — оператор, режиссер ЦСДФ (Центральная киновидеостудия хроникально-документальных и учебных фильмов). Работал в группе прославленного советского кинодокументалиста Р. Л. Кармена. Лауреат Ленинской премии 1960 г. (за фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия», «Покорители моря»). В 1970-1990 гг. работал в ТО «Экран» Гостелерадио СССР. С 1973 г. — преподаватель ВГИКа, руководитель творческой мастерской, профессор. В 1996-2002 гг. — заведующий кафедрой операторского мастерства Института повышения квалификации работников ТВ; автор ряда статей, книг по теории документального кино; заслуженный деятель искусств России (там же).

Два фронтовика, два добровольца, люди одного поколения Н. В. Трущенко и С. Е Медынский во время встречи, где автор этих строк присутствовал, испытывали взаимное уважение и понимали друг друга с полуслова. Эта встреча дала старт творческому процессу, началу съемок документального фильма, который назвали «Корчагинцы 70-х». Фильм был подготовлен за несколько месяцев. Осенью 1976 г. состоялась премьера в актовом зале Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ. В дальнейшем многие десятилетия его смотрели новые поколения слушателей и все поколения выпускников. Документальный фильм зафиксировал часть истории комсомольского вуза (Ильинский, 2019: 36).

Выполнял съемку фильма в качестве дипломной работы студент пятого курса ВГИКа Игорь Иванов. У него было два ассистента, которые обеспечивали организационные задачи и помогали осуществить монтаж.

Для съемок будущего фильма сценарий писать не стали. Подготовили сценарный план. Времени на съемку фильма отвели полгода. Договорились, что пройдет съемка всех основных событий, которые по плану проходят в Высшей комсомольской школе. Наряду с этим, запланированы были командировки для съемок наших выпускников на БАМе в поселке Тында; снимали в Мурманске второго секретаря Мурманского обкома комсомола и выпускника Высшей комсомольской школы Владимира Бойкова; в Красноярске — заведующего организационным отделом Красноярского крайкома комсомола Вячеслава Коновалова и второго секретаря Красноярского горкома Владимира Перепелицу — наших выпускников. Летали снимать наших выпускников в Прибалтику. В летний период провели съемку студенческого строительного отряда, который работал в Красноярском крае на одном из стратегических объектов. Были съемки вручения дипломов выпускникам, фиксировали заседания Клуба интернациональной дружбы с участием зарубежных слушателей и другие интересные сюжеты из жизни Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ.

ОН ДОВЕРИЛ НАМ ПЕСНЮ

В историю нашего вуза большими буквами вписано имя народного артиста России, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, лауреата премии Ленинского комсомола композитора Георгия Викторовича Мовсесяна. Композитор Георгий Мовсесян сотрудничал с нашим вузом с середины 1970-х до конца своей жизни, 7 ноября 2012 г. Он сам проявил инициативу, чтобы познакомиться и предложить свои песни, свое участие в концертах. Георгий Викторович с супругой Мариной проживал по соседству с Высшей комсомольской школой, на улице Снайперской. Однажды, в осенний октябрьский день он позвонил, представился и предложил встретиться. Сказал, что может подойти прямо сейчас, потому что живет рядом с нашей проходной. Мы договорились встретиться, не откладывая. Через несколько минут он пришел в комитет комсомола на втором этаже первого учебного корпуса. На вид ему не было еще 30 лет. Он был высокого роста, красивый с улыбающимися глазами. Сразу предложил свое выступление в концерте и спросил, есть ли у нас вокально-инструментальный ансамбль. Он готов был предложить свои песни для исполнения. Сказал, что только что написал музыку на слова поэта Льва Ошанина «Мне доверена песня».

Песня начиналась со слов: «В самых первых боях за Советскую власть комсомольская песня в огне родилась. Сквозь перроны, причалы, сквозь все времена протянула мне верную руку она». Георгий Мовсесян сообщил, что сотрудничает с радиостанцией «Юность» и готов посодействовать, чтобы ансамбль записал его песню с последующей трансляцией. Мне показалось, что композитор искал аудиторию, которая поймет и оценит эту песню. «Комсомольская песня в огне родилась» — это был образ близкий нашим слушателей. У нас на встрече со слушателями только что был делегат III съезда РКСМ Василий Филиппович Васютин и первый секретарь ЦК ВЛКСМ в период с 1938 по 1952 г. Николай Александрович Михайлов. Встреча посвящалась очередной годовщине III съезда РКСМ (Российский коммунистический союз молодежи). Комсомол рождался и закалялся в годы Граждан-

ской войны. Говорили на встрече с ветераном комсомола как раз об этом. Я рассказал Георгию Мовсесяну об этой встрече и сказал, что наша аудитория с большим интересом встретится с композитором (Бородай, 2019: Электронный ресурс).

Через несколько дней, накануне дня рождения комсомола в октябре 1975 г. состоялась творческая встреча в актовом зале Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ. Я смотрю на фотографию, где были запечатлены гости нашего вуза, которые приняли участие в этом концерте: композиторы Георгий Мовсесян и Вячеслав Добрынин, поэт и драматург Михаил Пляцковский, поэт-песенник Михаил Дербенев. Поэты читали свои стихи, и их очень тепло приветствовал зрительный зал. Вячеслав Добрынин и Георгий Мовсесян пели под собственный аккомпанемент на рояле свои песни. Встреча получилась теплой, задушевной и оставила замечательное впечатление об участниках концертной программы.

Через некоторое время я побывал дома у Георгия Мовсесяна. Это была двухкомнатная квартира на третьем этаже длинного панельного дома по улице Снайперской. Он познакомил меня с супругой Мариной, при этом пошутил: «Это моя супруга-пенсионерка». Передо мной, смущаясь, предстала красивая молодая женщина. Оказалось, что Марина долгое время работала в ансамбле песни и пляски Московского военного округа в танцевальной (балетной) группе. Для таких работающих из-за физической нагрузки КЗОТом предусмотрена пенсия при стаже творческой работы 15 лет. Настоящее имя супруги Георгия Мовсесяна (Мовсесо-ва) было Мария Мовсесова. Но все ее знали как Марину.

В квартире Георгия и Марины я запомнил, что в стенку был встроено пианино «Ре1хоЬ> чешского производства. Это был очень качественный и дорогой инструмент. Его преимущество было в том, что он был достаточно компактным, поэтому хорошо смотрелся в небольшой квартире, да еще был встроен в стену. Над инструментом висели часы. Георгий Мовсесян становился известным композитором и получил возможность заказать новую просторную квартиру в центре Москвы, куда он через некоторое время и переехал. Мы были рады его новоселью, но грустили от того, что он уехал из нашего района «Вешняки».

В Высшей комсомольской школе был создан вокально-инструментальный ансамбль, который возглавил слушатель факультета комсомольской работы из Татарстана Геннадий Урмаев. В состав вошел Валентин Прудкий (Киев), Людмила Остапенко (Тирасполь), нашли среди слушателей ударника и бас-гитару. Одной из первых песен в репертуаре нашего ансамбля была песня Георгия Мовсесяна на слова поэта Льва Ошанина «Мне доверена песня».

Георгий Мовсесян, проживая по соседству (на улице Снайперской), частенько приезжал в Высшую комсомольскую школу. Однажды он позвонил и заехал, чтобы показать новый автомобиль, который приобрел через профсоюз работников культуры. В тот период купить машину было непросто. Надо было лет пять стоять в очереди либо получать как поощрение по талону, которые выдали различным организациям, в том числе профсоюзу работников культуры, Союзу писателей, Союзу композиторов и другим творческим организациям. Георгий приобрел ВАЗ-2108 и приехал показать новую машину. ВАЗ-2108 был первым советским переднеприводным автомобилем. Георгий Мовсесян называл ее «зубило». Машина по профилю напоминала зубило, имела только передние двери. Но новая машина всегда большая радость для автолюбителя. Георгий был страстным автолюбителем. Он рассказал, что частенько из-за превышения скорости находился в поле зрения ин-

спекторов ГАИ, его останавливали и собирались выписывать штраф. В этой ситуации, по рассказам композитора, он представлялся, искренне извинялся, доставал из бардачка пластинки со своими песнями, оставлял автограф, дарил их сотрудникам инспекции, и они его отпускали с миром, да еще и благодарили за щедрый подарок (там же: 235).

Однажды Георгий Мовсесян рассказал мне историю из своей жизни. После службы в армии, которую проходил в Ансамбле песни и пляски Московского военного округа в качестве музыканта (аккордеониста), устроился на работу в Мос-концерт. Работал некоторое время, пока не почувствовал, что может выступать как композитор и исполнитель от себя лично. Однако в стране существовал порядок, что в этом случае он становится официально безработным. Это означало, что он превращался в тунеядца и может преследоваться на основе существующего законодательства. Выход у него был один — стать членом Союза композиторов СССР — тогда меняется статус, он становится свободным художником. Союз композиторов многие десятилетия возглавлял композитор Тихон Хренников. Он считал, что композитор, который пишет только музыку для песен, не является полноценным автором музыки. Для вступления в Союз композиторов, по его мнению, требовался музыкальный репертуар из произведений крупной формы: оперы, симфонические сюиты, концерты для симфонических оркестров и т. д. У Георгия таких музыкальных произведений не было. Но он писал много музыки для кинофильмов. Тогда ему предложили вступить в Союз кинематографистов. Он это сделал и получил своеобразную защиту — статус свободного художника.

Георгий Мовсесян писал музыку на стихи Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Льва Ошанина, Михаила Танича, Игоря Шаферана, Анатолия Поперечного и других известных поэтов-песенников. Песни на его музыку исполняли знаменитые певцы Иосиф Кобзон, Майя Кристалинская, Эдуард Хиль, Лев Лещен-ко, Муслим Магомаев, Анне Вески, Вахтанг Кикабидзе, а также ВИА «Пламя» (Дьяконова, 2024: Электронный ресурс).

Композитор Георгий Мовсесян написал музыку к целому ряду кинофильмов. Его дебют в кино как композитора состоялся в 1976 г. Режиссер Янис Стрейч на Рижской киностудии снимал художественный фильм «Мастер». Он пригласил молодого композитора написать музыку для этого фильма. В 1979 г. режиссер Валерий Михайловский пригласил Георгия Мовсесяна написать музыку для кинофильма «По данным уголовного розыска». В этом фильме звучат две песни. Песню «Месяц денежкой блеснет» на слова Роберта Рождественского исполняет актер театра и кино, бард Александр Хочинский. Песню «Память, память» в этом кинофильме исполнил Иосиф Кобзон. В следующие годы Мовсесян писал музыку для телесериалов и кинолент: «Малая земля», «Возрождение», «Целина» по трилогии Брежнева (1980), «Правда великого народа» (1982), «Линия смерти» (1991), «Падение» (1993), «Хочу в Америку» (1993), «Поклонник» (1999).

В 1983 г. композитору Георгию Мовсесяну была присуждена премия Ленинского комсомола за песни о комсомоле и молодежи. Это была очень высокая и значимая премия, свидетельство заслуг перед обществом. Она была справедливой наградой. В нашем коллективе с большим воодушевлением восприняли это известие. Мы были очень рады за нашего композитора. Он был представлен к этой высокой награде не только за то, что написал много отличных песен. Он, как автор, эти песни представлял зрителям, ездил на БАМ, выступал на торжественных встречах с вете-

ранами комсомола. Он был верен своей позиции и воспевал молодежь в своих песнях до конца жизни.

На своих выступлениях в МосГУ Георгий Мовсесян пел под рояль в собственном сопровождении либо использовал минусовки (записанный заранее аккомпанемент оркестра). На концертах в нашем вузе чаще других песен звучали «Мои года — мое богатство» (стихи Р. Рождественского); «Проводы любви» ( стихи М. И. Танича); «Мне доверена песня» (стихи Л. Ошанина); «Родимая земля (стихи Р. Рождественского); «Поговорим» (стихи И. Шаферана); «Память, память» (стихи Р. Рождественского); «Мы — армия народа» (стихи Р. Рождественского); «Куба далеко, Куба рядом» (стихи Л. Ошанина).

ПРОДОЛЖАЯ ТРАДИЦИИ

В 2000 г. решением Министерства образования РФ Институт молодежи был преобразован в Московскую социально-гуманитарную академию. В 2003 г. наш вуз получил статус университета и стал называться Московским гуманитарным университетом (МосГУ).

Жизнь университета была очень динамичной. Возросло количество студентов на всех шести факультетах. Активно работали органы студенческого управления. Проводились популярные состязания факультетских команд КВН. Проходили конкурсы «Краса университета», «Юные креаторы», Международный студенческий фестиваль рекламы «Созвездие Юлы». Высокий уровень демонстрировала художественная самодеятельность. Наши творческие коллективы занимали призовые места в городских студенческих конкурсах. Наиболее талантливые студенты принимали участие в телевизионных конкурсах.

Накануне 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в Московском гуманитарном университете был проведен мощный митинг-концерт в честь защитников Отечества. Это мероприятие проходило 7 мая 2005 г. на площади университета напротив третьего учебного корпуса. Среди участников было много ветеранов войны и труда. Почетным гостем этого праздника был Маршал Советского Союза Дмитрий Тимофеевич Язов. В концертной программе участвовали: народный артист СССР Иосиф Кобзон, народный артист РСФСР, экс-солист ансамбля песни и пляски имени А. В. Александрова, народный артист России Эдуард Лабковский, народная артистка России Валентина Толкунова, народный артист России Ренат Ибрагимов, трио «Реликт», Феликс Царикати, Игорь Наджиев и другие популярные артисты.

Продолжал работу студенческий театр под руководством народного артиста РСФСР Валерия Золотухина. В интервью журналу «Улица Юности» в 2008 г. Валерий Золотухин говорил: «Московский гуманитарный университет — один из немногих вузов, где так много времени тратится на развитие и совершенствование творческих способностей и талантов студентов. И многолетнее существование студии — яркое тому подтверждение. Выпущено шесть спектаклей, каждый год в состав наших актеров вливаются новые и новые студенты. Риск, конечно, благородное дело, но в данном случае я его не вижу. Есть только удовольствие от того, что ребята в студии обогащаются духовно, становятся не только специалистами, но и достойными личностями» (Золотухин, 2008: 95).

В Московском гуманитарном университете в 2012 г. был открыт факультет философии, культуры и искусства, объявлен прием по специальности «Актерское ис-

кусство» со специализацией «Актер драматического тетра и кино» по направлению «Музыкальное искусство эстрады» с профилем «Эстрадно-джазовое пение», «Вокальное искусство», профиль «Академическое пение», «Режиссура массовых праздников и театрализованных представлений», хореографическое искусство».

Деканат факультета философии, культуры и искусства предложил учредить премию «Мелодия» имени выдающегося советского и российского композитора, народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР, премии Ленинского комсомола Александры Николаевны Пахмутовой. Это предложение было принято и к пяти существующим именным стипендиям была с согласия А. Н. Пахмутовой добавлена эта новая стипендия для студентов, которые обучаются по направлениям искусства. Первое вручение стипендии «Мелодия» было назначено на 20 марта 2013 г. (20 марта в 15.15 ... : Электронный ресурс). В этот день гостями Московского гуманитарного университета были Герой Социалистического Труда (1990), народная артистка СССР (1984), заслуженный деятель искусств СССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации (2015), двух Государственных премий СССР (1975, 1982) и премии Ленинского комсомола (1966), кавалер двух орденов Ленина (1979, 1990) и ордена Святого апостола Андрея Первозванного (2019), композитор Александра Николаевна Пахмутова и советский и российский поэт-песенник, лауреат Государственной премии СССР (1982) и премии Ленинского комсомола (1978) Николай Николаевич Добронравов. Стипендию «Мелодия» получил студент второго курса Николай Рябуха.

В концерте по случаю вручения именных стипендий принял участие ректор МосГУ Игорь Михайлович Ильинский. Он под аккомпанемент А. Н. Пахмутовой исполнил песню «Прощание с Братском» (на стихи Н. Н. Добронравова). Зрительный зал очень тепло принял эту песню и требовал еще одну песню на бис. Игорь Михайлович предложил всем вместе спеть песню А. Н. Пахмутовой на стихи Н. Н. Добронравова «Надежда». Ректор МосГУ солировал, а весь зал подпевал.

В 2019 г. Московский гуманитарный университет отмечал 75-летие со дня основания. К этой дате А. Н. Пахмутова направила коллективу университета очень теплое, трогательное по смыслу и духу приветствие. Александра Николаевна написала: «Дорогие друзья! От всей души приветствую студентов, преподавателей, сотрудников и выпускников Московского гуманитарного университета по случаю 75-летия со дня его основания. Вуз родился в суровые годы войны и готовил кадры для комсомола, пионерских организаций и молодежной печати. Десятки тысяч выпускников активно участвовали в развитии нашей страны, работали на ударных стройках Сибири и Дальнего Востока. Только в районах строительства БАМа работало более 100 выпускников комсомольского вуза. Сегодня ваши выпускники снимают художественные фильмы, возглавляют творческие организации, работают юристами, занимаются бизнесом, ведут преподавательскую работу. Мне очень приятно, что в МосГУ "прижилась" стипендия "Мелодия". Надеюсь, что она вдохновляет студентов факультета культуры и искусства на творчество и постижение наук. Рада, что студенты и выпускники факультета культуры и искусства активно выступают в концертных программах на разных площадках нашей столицы. Желаю всему коллективу творческих успехов в профессиональной сфере, здоровья и благополучия! А. Пахмутова» (Народная ... , 2019: Электронный ресурс).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Московском гуманитарном университете по традиции отмечается много разных событий из истории нашей страны, текущих знаменательных дат. Особое внимание уделяется Дню Победы, Дню космонавтики, Международному женскому дню 8 марта, Новому году и другим праздникам. Традиционно проводятся концерты в дни посвящения первокурсников в студенты, день знаний, экологической недели.

Выступления деятелей культуры и искусства, студентов творческих направлений координируются кафедрой искусства нашего университета, роль продюсера берет на себя заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник культуры РФ, член-корреспондент Петровской академии науки и искусства, лауреат национальной премии «Грани театра масс», режиссер-постановщик театрализованных представлений и праздников Александр Алексеевич Чванов.

Зачастую на сцене рядом с народными или заслуженными артистами Росси выступают талантливые студенты. В искусстве за ними будущее.

список литературы

Бородай, А. Д. (2019) Творчество Георгия Мовсесяна и время // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 232-243. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.21

Бородай, А. Д., Первозванская, А. Б. (2019) Театр-студия «Вокруг» как элемент корпоративной культуры // Ученый совет. №10 (178). С. 68-72.

Возвращаясь на улицу Юности: 40 лет ведущему факультету ВКШ (2009) / [принимали участие: А. Брежнев и др.]. М. : АИРО-XXI. 526.

Дьяконова, С. Любимая пластинка. Душевные авторские песни Георгия Мовсесяна // Ян-декс.Дзен. URL: https://dzen.ru/a/YMT4MuGI7DwqL8B1 (дата обращения: 04.03.2024).

За кадром «Вертикали»: Как родилась «Песня о друге» Высоцкого, и почему никто не верил в успех фильма // На завалинке. Музыкальная соцсеть. URL: https://tunnel.ru/post-za-kadrom-vertikali-kak-rodilas-pesnya-o-druge-vysockogo-i-pochemu?ysclid=lt5ozl7am217590222 (дата обращения: 28.02.2024).

Золотухин В. С.: «Было у отца три сына...». Интервью с Мастером (2008) // Улица Юности. С. 86-95.

Ильинский, И. М. (2019) Возвращение имени (документальный очерк о Н. В. Трущенко). М. : Изд-во Московского гуманитарного университета. 51 с.

Любимов, Ю. П. (1964) Щукинцы на Таганке // Московский комсомолец. 31 декабря // Сайт НИУ - ВШЭ. URL: https://hum.hse.ru/lyubimov/sjukinsinataganke?ysclid=ltcys6r5bw 760290043 (дата обращения: 04.03.2024).

Народная артистка СССР А. Н. Пахмутова поздравила МосГУ с 75-летним юбилеем // БезФормата. URL: https://moskva.bezformata.com/listnews/sssr-a-n-pahmutova-pozdravila-mosgu/79846863/?ysclid=ltbtnubg9v854136225 (дата обращения: 03.03.2024).

Сердюков, М. (2009) Кинодокументалист-классик Сергей Медынский: «Я не люблю анекдоты про чукчей» // Российская газета. URL: https://rg.ru/2009/11/20/medynskiy-poln.html (дата обращения: 01.03.2024).

Та самая Зина: Кем была актриса, которой Владимир Высоцкий посвятил песню «Диалог у телевизора» // Культурология.рф URL: https://kulturologia.ru/blogs/150919/44156/ (дата обращения: 28.02.2024).

Усачева, Г. Композитор Марк Минков // МирТесен. URL: https://komu-za-50.mirtesen.ru/ blog/ 43408432297/Kompozitor-Mark-Minkov (дата обращения: 29.02.2024).

Дата поступления: 17.03.2024 г.

influence of culture and art workers on the public life of the university (on the 80th anniversary of mosgu) A. D. Boroday Moscow University for the Humanities

Student years are considered by many people as the most exciting period in life. This evaluation is relative, but this opinion is not unsubstantiated. Tens of thousands of our graduates share this view of their alma mater. Our university is celebrating its 80th anniversary this year. It was founded in November 1944. We often look back on our university's history; draw on the ideas of the past experience; aspire to take a step forward in various areas of activity. Collaboration with workers of culture and art — young composers, poets, and singers — always accompanied the public life of our Komsomol university and continued at the Institute of Youth. The tradition of cooperation with prominent workers of art is actively reflected in contemporary conditions. The relevance of this cooperation grows in connection with training art professionals for the spheres of pop art, academic singing, and drama. In a sense, the performances of workers of art at MosGU are a kind of tutorials for art students, and a creative inspiration for others.

Keywords: theatre actors; music masters; pop singers; film making; creation of an anthem; "Melodia" scholarship; welcoming a prominent composer; beloved songs about important things

references

Borodai, A. D. (2019) Tvorchestvo Georgiia Movsesiana i vremia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 232-243. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.21 (In Russ.).

Borodai, A. D. and Pervozvanskaia, A. B. (2019) Teatr-studiia «Vokrug» kak element korpora-tivnoi kul'tury. Uchenyi sovet, no. 10 (178), pp. 68-72. (In Russ.).

Vozvrashchaias' na ulitsu Iunosti: 40 let vedushchemu fakul'tetu VKSh (2009) Moscow, AIRO-XXI. 526 p. (In Russ.).

D'iakonova, S. Liubimaia plastinka. Dushevnye avtorskie pesni Georgiia Movsesiana [online]. Available at: https://dzen.ru/a/YMT4MuGI7DwqL8B1 (accessed: 04.03.2024). (In Russ.).

Za kadrom «Vertikali»: Kak rodilas' «Pesnia o druge» Vysotskogo, i pochemu nikto ne veril v uspekh fil'ma [online]. Available at: https://tunnel.ru/post-za-kadrom-vertikali-kak-rodilas-pes-nya-o-druge-vysockogo-i-pochemu?ysclid=lt5ozl7am217590222 (accessed: 28.02.2024). (In Russ.).

Zolotukhin V. S.: «Bylo u ottsa tri syna...». Interv'iu s Masterom (2008) Ulitsa Iunosti, pp. 86-95. (In Russ.).

Il'inskii, I. M. (2019) Vozvrashchenie imeni (dokumental'nyi ocherk o N. V. Trushchenko). Moscow, Moscow Univ. for the Humanities. 51 p. (In Russ.).

Liubimov, Iu. P. (1964) Shchukintsy na Taganke. Moskovskii komsomolets. 31 dekabria [online]. Available at: https://hum.hse.ru/lyubimov/sjukinsinataganke?ysclid=ltcys6r5bw760290043 (accessed: 04.03.2024). (In Russ.).

Narodnaia artistka SSSR A. N. Pakhmutova pozdravila MosGUs 75-letnim iubileem [online]. Available at: https://moskva.bezformata.com/listnews/sssr-a-n-pahmutova-pozdravila-mosgu/ 79846863/?ysclid=ltbtnubg9v854136225 (accessed: 03.03.2024). (In Russ.).

Serdiukov, M. (2009) Kinodokumentalist-klassik Sergei Medynskii: «Ia ne liubliu anekdoty pro chukchei». Rossiiskaia gazeta [online]. Available at: https://rg.ru/2009/11/20/medynskiy-poln.html (accessed: 01.03.2024). (In Russ.).

Ta samaia Zina: Kem byla aktrisa, kotoroi Vladimir Vysotskii posviatil pesniu «Dialog u te-levizora» [online]. Available at: https://kulturologia.ru/blogs/150919/44156/ (accessed: 28.02.2024). (In Russ.).

Usacheva, G. Kompozitor Mark Minkov [online]. Available at: https://komu-za-50.mirtesen. ru/ blog/ 43408432297/Kompozitor-Mark-Minkov (accessed: 29.02.2024). (In Russ.).

Submission date: 17.03.2024.

Бородай Александр Дмитриевич — доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, декан факультета рекламы, журналистики, психологии и искусства, профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-54-51. Эл. адрес: [email protected]

Boroday Aleksandr Dmitrievich, Doctor of History, Professor, Honoured Worker of Culture of the Russian Federation, Dean, Faculty of Advertising, Journalism, Psychology and Art, Professor, Department of the Theory of Advertising and Mass Communications, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-54-51. E-mail: [email protected]

РО!: 10.17805^ри.2024.2.10

Ребут и ремейк как механизмы неоренессанса отечественного художественного наследия (на примере кинотекстов)

А. В. Норманская Крымский университет культуры, искусств и туризма

Данная статья посвящена переосмыслению и последующей реактуализации образов художественного наследия советского периода в контексте сохранения отечественных культурных традиций и ценностей посредством ребута и ремейка в российском кинематографе. В современном социуме в условиях вестернизации культуры возникла угроза преемственности поколений, предотвратить которую возможно посредством приобщения молодежи к текстам классических отечественных художественных произведений. Объектом исследования является кинематографический текст (или кинотекст), поскольку кино — один из социально-культурных индикаторов эпохи. Следует отметить, что основной целевой киноаудиторией является именно молодежь, которой свойственно подражать экранным героям и проецировать свои впечатления на повседневность.

Кинотекст содержит идею, которая зачастую отображает социально-политическую повестку государства-производителя или предпочтения авторов данного текста. Практика показывает, что современный западный кинематограф может нести в себе деструктивные смыслы и нетрадиционные ценности, противоречащие русской культуре, ее многовековым традициям. Ориентируясь на западный кинопродукт, современная молодежь не сможет выстроить перспективную социальную модель поведения.

Идея прочтения классического текста в предлагаемых временных обстоятельствах существует не только в России, но и в других странах. По нашему мнению, в современной гуманитарной науке появился новый феномен, требующий культурологического осмысления, — «неоренессанс» — процесс глобального переосмысления классических текстов с целью актуализации и реактуализации художественного наследия. Целью данного исследования является выявление особенностей ребута и ремейка как механизмов неоренессанса отечественного художественного наследия на примере кинотекстов советского периода.

Ключевые слова: неоренессанс; реактуализация; вестернизация; ребут; ремейк; классический текст; художественное произведение; кинотекст

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.