Научная статья на тему 'Влияние детской литературы на формирование жизненного мировоззрения и культурных универсалий'

Влияние детской литературы на формирование жизненного мировоззрения и культурных универсалий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
287
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние детской литературы на формирование жизненного мировоззрения и культурных универсалий»

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И КУЛЬТУРНЫХ

УНИВЕРСАЛИЙ

Николай Николаевич Кожевников,

доктор философских наук, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова.

В течение двух последних веков детская литература играла очень важную роль в жизни человечества, выполняя несколько фундаментальных функций: трансляцию культурных кодов, формирование мировоззрения и привитие интереса к различным наукам. Книги детства открывали мир во все стороны, ошеломляя блеском его граней, порождали изумление и восторг. Сегодня мы можем назвать не более трёхсот книг, которые могут быть отнесены к понятию «детская литература». Причём это понятие охватывает не только приключенческую литературу (хотя последней, конечно, достаточно много), но и автобиографические повествования, фантастику, географические описания, исторические хроники. Какую мощную, притягательную силу содержат в себе эти книги, какой неиссякаемый интерес к серьёзным наукам, систематическим знаниям, творчеству, открытиям и систематическому обра-зованиюони вызывают!

Энциклопедии в контексте

приключений

Книги детства открывали двери в миры Земли и Вселенной, в историю разных народов и эпох. Здесь использовались тщательно отлаженные механизмы для систематического познания природы: географии, зоологии, этнографии, истории. Научные описания, содержащиеся в этих текстах, сделаны профессиональными натуралистами и талантливыми популяризаторами науки. Знаменитая трилогия Жюля Верна («Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров») содержит в себе множество конкретных научных сведений. Здесь везде есть человек, обладающий энциклопедическими знаниями, неиссякаемой жаждой познания и применения их на практике. В «Детях капитана Гранта» это «Жак-Элиасен-Франсуа-

Н. Н. Кожевников

Мари Паганель, секретарь Парижского географического общества, член-корреспондент географических обществ Берлина, Бомбея, Дарм-штадта, Лейпцига, Лондона, Петербурга, Вены, Нью-Йорка, почётный член Королевского географического и этнографического института Восточной Индии» [1, с. 47] - так представился он своим будущим попутчикам на яхте «Дункан», куда попал по рассеянности, вместо парохода «Шотландия». Сколько же он рассказал своим друзьям о флоре и фауне земных континентов и островов! Не меньше, чем капитан Немо поведал об обитателях морских глубин во втором томе этой трилогии. Ещё больше поражает инженер Сайрес Смит, который на острове, ставшем на четыре года пристанищем для пятерых воздухоплавателей и названном именем Линкольна, сумел наладить производство пищи, одежды, технических изделий. С помощью выпуклых стёкол от двух часов он получил огонь, нашёл минералы и получил из них кирпичи, железо, сталь, керамическую посуду, мыло, стеариновые свечи, оконное стекло, стеклянные изделия, корзины. Он определил географические координаты острова, сделал компас, получил нитроглицерин и пироксилин (мощные взрывчатые вещества), сделал электрические батареи, провода, наладил телеграфную связь. Поселенцы собирают на острове богатые урожаи пшеницы, рафинируют сахар, строят ветряную мельницу и мосты, проводят каналы, воздвигают плотины, осушают болота, из тюленьей кожи делают обувь, кузнечные меха, шьют одежду, сооружают машины и приборы (гидравлический подъёмник, валяльную машину, компас), строят океанский бот водоизмещением в сорок тонн, конюшню для онагров (животное, похожее на осла), кораль для муфлонов, птичий двор и многое

Иллюстрация к роману Д. Дефо «Робинзон Крузо».

другое. Здесь есть и вымысел: минеральных ископаемых на острове неправдоподобно много, его растительный и животный миры содержат представителей чуть ли не всего мира (бамбук, эвкалипт, тетерев, глухарь, ягуар, дикий баран, кенгуру, человекообразные обезьяны и т.п.). Зато это даёт автору возможность реализовать свои энциклопедические познания в области науки и техники.

Такая же роль отведена доктору Самуэлю Фергюс-сону с его исчерпывающими рассказами об Африке, которую он с двумя друзьями за пять недель пересёк на воздушном шаре «Виктория» от Занзибара до Сенегала. Капитан Гаттерас и профессор Клоубонни также подробно распахивают перед читателями суровый мир высоких северных широт. Есть у Жюль Верна и много других учёных, изобретателей, натуралистов, охотно делящихся своими знаниями на страницах его многочисленных книг. Сам писатель отмечал, что сюжет романа должен быть не только хорошо закручен, но и также тщательно раскручен. Лучшие его книги тонко это демонстрируют: занимательность, острота сюжета и популярные научные сведения соразмерны, не отпуская нас до самой последней строчки.

Перечислим названия только некоторых глав из гималайской дилогии и из трилогии о бурах Т. Майн Рида. «Охотники за растениями» (Птицы-рыболовы, Пальмовый сок, Разговор о тиграх, Тигр, пойманный на птичий клей, Самая высокая в мире трава, Встреча Карла с медведем-губачом, Аксис и пантера, Бич джунглей, Мускусная кабарга, Ледник, Хрюкающие быки, Яки, Кипящий источник, Лающий олень, Оссару и дикие соба-

ки, Тибетский медведь, Нужен медвежий жир); «Ползуны по скалам» (Гималаи, Вид с Чоми-Лори, Разговор о слонах, Любопытное гнездо, Птица-носорог, Четвероногий бандит, Деофор (кедр), Каменный козёл, Козы и овцы, Поединок козлов, Беркуты, Бегство орла, Фриц и коршуны, Бумажное дерево, Пифагоровы бобы, Спящие стоя, Крылатые письменосцы); «В дебрях Южной Африки» (Буры, Беседа о саранче, Налёт саранчи, Лев на отдыхе, Лев в западне, Беседа о львах, Кочевье антилоп, Грозная цеце, Долгорогий носорог, Смерть слона, Мерзкая гиена, Охота на ориби, О гиенах, Дом среди ветвей, Драка диких павлинов, Слон-одиночка, Пропавший охотники дикие быки, Африканский муравьед, Ганс преследует гну, Спальня слона, Африканские дикие ослы, Как поймать кваггу, В погоне за канной, Птицы-ткачи, Африканская кобра, Змееед, Тотти и павианы, Каама и дикие собаки); «Юные охотники» (Бушмен Черныш и кафр Конго, Как Конго перешёл вброд, Пара черноголовок, Лев подстерегает сернобыка, Несколько слов о львах, Единорог, Птицы-верблюды, Самая маленькая из всех лисиц, Бескрылые птицы, Фенер и страусовые яйца, Голубые антилопы, Как Черныш приманивал старого страуса, Стычка с полосатым гну, Носорог, Окружение страусов, Таинственный страус, Белолобые и пятнистые антилопы, Горные скакуны, Нахальные птицы, Водяная антилопа, Цесарка, Красные антилопы, Птица-вдова, Волоклюй, Нападение носорогов, Ян и корханы, Толстый Вилли и питон, Медоуказчик и медоед).

На первый взгляд, это довольно скучный перечень ботанических, зоологических, географических, этнографических вопросов. Однако талант, с которым написа-

Обложка книги романа Ф. Купера «Зверобой». Худ. Л. Николаева.

Иллюстрация к роману Д. Дефо «Путешествие Гулливера».

ны эти главы, умение вплести их в острый приключенческий сюжет, не позволяют читателю оторваться от текста. И впечатление от романов Майна Рида остаётся очень глубокое. Автор постепенно, страница за страницей погружает нас в неизведанные сферы знаний. Среди персонажей произведений Майна Рида есть свои высококлассные специалисты, так же как и у Ж. Верна, способные всё объяснить, вовремя прийти на помощь. Это местные жители, проводники Оссару Черныш и Конго, да и «ученики» у них опытные, надёжные, всегда готовые узнать что-то новое и постоять за себя и своих друзей.

Не менее подробными энциклопедическими сведениями насыщены книги Фенимора Купера и, прежде всего, его пентология о Натаниэле Бампо, известном как Кожаный чулок или Длинный карабин, охватывающая по времени 1765 - 1805 гг. В этих книгах («Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт», «Пионеры», «Прерия») с большим знанием описана природа Северной Америки, быт и нравы различных племён (могикане, ирокезы, чероки, гуроны), созданы яркие образы индейцев: Соколинного Глаза, Ункаса, Магуа, Хитрой лисицы, Июньской росы, Твёрдого Сердца и многих других. Кроме того, эти книги относят к литературе самой высокой пробы.

Энциклопедистами описанного выше типа были и писатели-учёные, такие как И. А. Ефремов и В. А. Обручев. В «Звездных кораблях», «На краю Ойкумены», «Пу-

тешествии Баурджеда» воспроизведены и представления о пришельцах, побывавших на Земле, и научные концепции древних египтян и греков об окружающем их мире. В «Плутонии» и «Земле Санникова» В. А. Обручев с большой научной точностью повествует о минувших эпохах в истории развития Земли, ископаемых фауне и флоре, первобытных людях. Многие из авторов, писавших приключенческие книги, затрачивали много времени и усилий для того, чтобы естественнонаучные вопросы, раскрывающиеся в их книгах, соответствовали последнему слову науки и инженерной мысли своего времени.

К вершинам жанра

В детской литературе есть своя классика-матрица, которая является структурой всей этой сферы человеческого духа. Кроме того, многие писатели-классики, отдавая дань детской литературе, оставили здесь хотя бы одно выдающееся произведение. Краткий обзор этих сияющих высот уместно начать с «Робинзона Кру-зо» Даниэля Дефо. Его герой сумел противостоять одиночеству в течение двадцати с лишним лет. Правда, начиналось всё благоприятно для Робинзона: разбитый корабль после того, как сам он выбрался на сушу, ещё несколько дней оставался недалеко от острова, и Робинзону удалось забрать оттуда ружья, инструменты, одежду, провиант и многое другое. В этой книге, как и в «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта, также много энциклопедического материала. Однако обе книги имеют очень серьёзный философский подтекст. «Робинзон Крузо» - это гимн труду, протестантской этике, ценностям и морали эпохи Просвещения. «Путешест-

Иллюстрация к роману Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой».

Д. Ф. Купер «Последний из могикан». Худ. А. Иткин.

вия Гулливера» содержат острую, едкую сатиру на короля Георга I, вигов, тори, их лидеров, на весь уклад английского общества XVIII столетия.

В детской литературе мастерски и максимально полно представлены погружение в совершенно новую среду, часто вместе с опасными географическими путешествиями, и история различных эпох и народов. Новая среда - это Атлантида А. Беляева, Древний Египет И. Ефремова, Миссисипи в «Геккельберри Финне» и «Квартеронке», только что присоединённый к США Техас во «Всаднике без головы», индейцы Флориды в «Оцеоле - вожде семинолов», Ж. Верна, «В дебрях острова Борнео» и «Тартарен из Тараскона» А. Доде, «Книга джунглей» Р. Киплинга, «Оливер Твист» и «Борьба за огонь» Рони старшего, «Греческие мифы» и «Звёздные часы человечества» С. Цвейга, «Юные годы» и «Путь Шеннона» А. Кронина, «Овод» Э. Войни-ча. А как очаровательны «Сказки южных морей» Дж. Лондона или три объёмных тома «История великих путешествий» Жюля Верна - ещё одна тщательно подобранная энциклопедия этого выдающегося писателя. Здесь также следует упомянуть прекрасные книги о гражданской и Великой Отечественной войнах в России - «Старая крепость» В. Беляева, «Белеет парус одинокий» и «Хуторок в степи» В. Катаева, «Зелёные цепочки» Г. Матвеева, «Тайна двух океанов» Г. Адамова, повести и рассказы А. Гайдара. В них много лирики и непосредственных детских впечатлений, сопровождающих открытие мира.

Историю прекрасно раскрывают в своих лучших романах В. Скотт, А. Дюма, А. Пушкин, В. Соловьёв,

Л. Буссенар, Т. Майн Рид, Г. Эмар, А. Конан Дойль, Р. Стивенсон, М. Твен. Во многих блестящих детских книгах исторические события задают общую канву событий, отходя потом как бы в тень. Однако именно эта канва обеспечивает глубину и закрученность сюжета в «Графе Монте-Кристо» А. Дюма или в его великолепном венгро-австрийском аналоге Ж. Верна «Матиасе Шандоре». История проходит определяющим фоном в таких прекрасных романах, как «Отверженные» В. Гюго и «Барне-би Радж» Ч. Диккенса.

Фантастика уводит в миры иных планет и галактик. Правда, хорошей фантастики гораздо меньше, чем книг о путешествиях по «белым пятнам» Земли XVIII, XIX, начала XX веков. Тем не менее книги Г. Уэллса, А. Беляева, С. Лема, И. Ефремова, И. Варшавского выполняют поставленные в них цели - отображают реализм в необычных условиях. «Человек-амфибия», «Властелин мира», «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, рассказы С. Лема опираются на целый ряд вымышленных открытий и необычных сюжетов на их основе.

Важнейшая функция детской литературы связана с нравственностью. На первый взгляд, она реализуется слишком примитивно. Характеры очерчены без полутонов: злодей, герой, трус, предатель, злоба, коварство, благородство, а в конце всегда побеждают добро, правда, любовь. Однако всё дело здесь не в утончённости характеров или в описании сложностей жизненных ситуаций, а в том общем духе, системе координат, задаваемых этими книгами.

Иллюстрация к роману В. Обручева «Земля Санникова».

Иллюстрация к роману А. Р. Беляева «Человек-амфибия». Худ. Б. Косульников. 1990-е гг.

В основе метода известного психиатра и психоаналитика Э. Берна лежит мысль, что всё огромное многообразие человеческого «Я» сводится к трём состояниям психологической реальности (основным матрицам), формирующим индивида. Их «можно классифицировать следующим образом: 1) сходные с родительскими образами состояния Эго; 2) состояния Эго, направленные на объективную оценку действительности; 3) состояния Эго, существующие с момента фиксации в раннем детстве... В любой произвольный момент времени индивид в социальной группе проявляет одно из состояний Эго: он может быть Родителем, Взрослым или Ребёнком» [2, с. 13 - 14]. Матрица детства всегда с нами, а детские книги остаются на всю жизнь, о чём писал В. Высоцкий в «Балладе о борьбе». «Если путь прорубая отцовским мечом, // Ты солёные слёзы на ус намотал, // Если в жарком бою испытал, что почём, // - Значит, нужные книги ты в детстве читал!».

Стиль и изящество

В конце XIX - начале XX столетий сложился неоромантизм, неустойчивый условный стиль (совокупность эстетических тенденций), возникший в литературе европейских стран. Неоромантики воспевали мужество, подвиг и героику приключений в необыкновенной, часто экзотической обстановке. Для неоромантического произведения характерен острый, напряжённый сюжет, существенным элементом которого являются борьба, опасности, нередко таинственные или сверхъестественные события [3].

К неоромантическим мы относим произведения А. Конан Дойля, Р. Стивенсона, Г. Р. Хаггарда, Дж. Конрада, Дж. Лондона, Р. Киплинга. Возможно, к ним можно отнести также произведения Р. Саббатини и Э. Войнич. Это направление, на наш взгляд, самое интересное в детской литературе. Здесь везде занимательный сюжет, изящный стиль, часто есть связь со строгими (рационалистическими) философскими методами. Связь с аналитической философией и логикой можно непосредственно заметить у А. Конан Дойля, особенно в его рассказах о Шерлоке Холмсе, где часто встречаются индукция, умозаключение, дедукция. Очень изощрённо эта связь воплощена в романах У. Коллинза, например, в «Лунном камне», и уже совершенно изысканно в рассказах Г. К. Честертона об отце Брауне. Рассказы того же Конан Дойля отличаются от других детективных произведений тщательным воспроизведением среды, в которой приходится действовать его героям. Мы видим викторианскую Англию такой же, как в лучших произведениях этой эпохи, от Диккенса до Голсуорси. Через этих авторов детских книг происходит знакомство с литературой самой высокой пробы. Эту линию на стиль и изящество продолжают книги Р. Стивенсона, Р. Киплинга, Г. Р. Хаггарда. Несколько слабее она представлена у Рафаэля Саббатини. В перечне представителей неоромантизма не упомянуты многие известные писатели, в

Иллюстрация к роману Ж. Верна «Таинственный остров». Худ. Л. Дурасов. 1990-е гг.

Иллюстрация к роману И. Ефремова «Туманность Андромеды». Худ. В. Кауфман. 2003 г.

том числе и российские, поскольку предмет нашего исследования чётко определён в начале этого текста.

«Остров сокровищ», «Копи царя Соломона», «Прекрасная Маргарет», «Дочь Монтесумы», «Подвиги бригадира Жерара», «Затерянный мир»-эти книги прививают вкус к литературному стилю, изысканному сюжету. В его поворотах соблюдаются мера и гармония, поэтому всё воспринимается естественным и часто единственно возможным образом. Р. Стивенсон, очень ценивший «Белый отряд», ввел именование для автора «белое перо Конан-Дойля» [4, с. 375]. Этот титул можно распространить на большинство представителей неоромантизма в детской литературе. Эти книги вырабатывают вкус, после них невозможно читать плохую книгу, и можно легко отличить пошлость от настоящей литературы.

Занимательность в контексте

российского менталитета

Такая занимательность на пределе возможного была достигнута в первой половине прошлого столетия в России (Советском Союзе), особенно на рубеже сороко-вых-пятидесятых годов. Александр Грин поражает своей системой координат, где всё вроде бы необыкновенно сдвинуто, а на самом деле необыкновенно реалистично. Его сказки-феерии «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», тонкие рассказы «Капитан Дюк», «Словоохотливый домовой», «Капитан порта», «Корабли в Лиссе» -это книги о любви, дружбе, верности, мужестве, и всё это

на фоне карнавала в Гель-Гью, загадочных пристаней и дворцов, революционной борьбы.

Во многих книгах («Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого, «Два капитана» В. Каверина, «Кортик» А. Рыбакова и др.) сюжет местами кажется излишне перекрученным, некоторые события воспринимаются как невероятные, а совпадения - как нереальные, но здесь много и совершенно правдоподобного: научные проекты, исчезнувшие экспедиции, таинственные шифры. Потом, когда просматриваешь эти книги в зрелом возрасте, поражаешься, как много А. Рыбаков пишет о пионерской работе, а А. Толстой - о мировом государстве рабочих и крестьян.

Особо можно отметить «Остров разочарования» Л. Лагина и «Наследник из Калькутты» Р. Штильмарка, сочетающих в себе лучшие традиции приключенческой литературы. В первой из них на затерянный в Южной Атлантике остров попадает советский моряк капитан-лейтенант Егорычев вместе с двумя англичанами и двумя американцами. Из всего экипажа только они спаслись после потопления немецкой подводной лодкой одного из судов, шедшего из Персидского залива. На этом же острове четыре высаженных несколько дней назад эсесовца готовят испытание атомной бомбы. Есть ещё пять деревень, населённых туземцами, многие из которых носят имена шекспировских героев. Смелые и благородные именуются Гамлет, Лаэрт, а те, кто запятнал себя, переименовываются в Розенкранца, Гильден-стерна, Полония, Яго. И начинается борьба моряка Его-рычева и английского кочегара Смита с эсесовцами, негодяями из числа туземцев, капиталистами и их приспешниками. В детстве не замечаешь, как много в этой книге

Иллюстрация к роману В. Обручева «Плутония».

Иллюстрация к роману Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Худ. П. Луганский.

страниц памфлета: представители Англии, США и СССР демонстрируют непрочность их коалиции, Егорычев пытается привить туземцам интерес к социализму и т.п. Р. Штильмарка написать «Наследника из Калькутты» вообще заставили в енисейском лагере в 1951 - 1952 гг. В книге есть пират, выдающий себя за английского лорда, остров в Индийском океане, где оставлен настоящий

наследник этого титула и пять-шесть сюжетов, вплетённых один в другой мощной волей одноглазого капитана Бернардито. Здесь много и «сырого материала» (писалось без единого справочника или карты), но как сработаны все эти книги! Куда там трём мушкетёрам и д'Артаньяну, которым и требовалось-то только доставить подвески королевы Анны Австрийской из Лондона в Париж к внезапно назначенному балу!

Когда касаешься совершенств мира детской литературы - его энциклопедичности, изящества, занимательности, вкуса, верности историческим фактам (иногда не очень строгой), испытываешь глубочайшую благодарность к творцам этих книг. Они до сих пор стоят, как могучий заслон против пошлости, лжи, обмана, лицемерия, мерзости, против всего ненастоящего, и миллионы детей и взрослых, когда-то бывших детьми, во всём мире, на разных континентах склонялись, и ещё долго-долго будут склоняться перед авторами этих книг в низком восхищённом поклоне. «И кажется в мире, как прежде, есть страны, // Куда не ступала людская нога, // Где в солнечных рощах живут великаны // И светят в прозрачной воде жемчуга... //И карлики с птицами спорят за гнёзда, // И нежен у девушек профиль лица... // Как будто не все пересчитаны звёзды, //Как будто наш мир не открыт до конца!» [5, с. 117].

Список литературы

1. Верн, Ж. Дети капитана Гранта : собр. соч. в 12 т. Т. 3/Ж. Верн; пер. с англ. - М.: Художественная литература, 1955. - 644 с.

2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди/Э. Берн; пер. с англ. - Минск :Харвест, 2003. - 224 с.

3. Неоромантизм : краткая литературная энциклопедия : в 9 т. Т. 5. - М. : Советская энциклопедия, 1968.-С. 233-235.

4. Андреев, К. К. На пороге новой эры/К. К. Андреев. - М.: Советский писатель, 1971.- 409 с.

5. Гумилёв, Н. Сочинения: в 3 т. Т 1. Стихотворения; Поэмы/Н. Гумилёв. - М.: Художественная литература, 1991.-590 с.

ОВЫЕ КНИГИ

Кожевников, Н. Н., Данилова, B. ^ Концепции современного естествознания : учеб. пособие / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова. - 5-е изд., перераб. и доп.-Якутск: Издательско-полиграфический комплексСВФУ, 2011.-300с.

В учебном пособии изложены основные естественно-научные концепции современного естествознания, подробно рассматриваются термины и фундаментальные понятия.

Предназначено для студентов вузов и широкого круга читателей, интересующихся проблемами современного естествознания.

Данилова, B. ^, Кожевников, Н. Н. СРС по курсу «Концепции современного естествознания» : учебно-методическое пособие. - Якутск: Издательско-полиграфический комплекс СВФУ, 2011. - 68 с.

В пособии уделено особое внимание следующим составляющим курса. 1. Термины и определения. 2. Разделы, на которые не остаётся времени на лекциях. 3. Ответы на вопросы по теме. Студенты выполняют конкретный набор СРС, зависящий от учебных часов и специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.