семьи - привлекательный, важный для прогрессивного развития общества, осознается и признается. Со стороны же общества и каждого отдельного человека важно понимание того, что являясь первыми наставниками в жизни каждого молодого человека родители,как самые дорогие и самые близкие ему люди, дают первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
В конце хотелочь бы еще раз подчеркнуть тот факт, что именно в семье заключаются нравственные ценности, ориентиры и убеждения каждой личности.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [2].
Литература
1. Киприянова Е. В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности /Е.В. Киприянова // Обществознание в школе, 1999. № 2. С. 50 - 52.
2. Хонекер М. «Семья как фактор формирования личности подростка». М, 1979.
Влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка
Жумарова С. Т.
Жумарова Салтанат Темировна / Zhumarova Баи/тМ Тетггота - магистр социальных наук,
преподаватель, кафедра психологии и педагогики, Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, г. Костанай, Республика Казахстан
Аннотация: особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным нарушениям психического развития. Ключевые слова: семья, ребенок, взаимоотношения, развитие.
Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок - это детско-родительские отношения [1, с. 182]. Детско-родительские отношения как культурно-исторический феномен в своей истории и развитии отражает принципиальные сдвиги и изменения, происходящие в обществе. В последнее десятилетие наметились определенные психологические проблемы, вызывающие безусловную и тревогу и озабоченность как у специалистов, работающих в сфере семьи, так и широкой общественности: увеличение количества разводов; возрастание числа неполных семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одной матерью без отца, причем часто с момента рождения ребенка; сокращение времени и ухудшение качества общения родителей с детьми в силу загруженности матери на работе; снижение социального контроля и уровня протекции и заботы о ребенке в семье, находящее отражение в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей; рост насилия и жестокого обращения родителей с детьми.
Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 4 (5). 2016 | 78 |
изменения в семье. Они особенно сенситивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д. [2, с. 246].
Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка - его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям.
Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями - важнейший фактор нормального психологического развития ребенка. Подростковый период развития, будучи по-своему переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь [3, с. 363].
В отечественной литературе существуют классификации, в которых в основу описания родительского отношения положена степень выраженности эмоциональной стороны общения и значимости характера эмоциональных связей в семье. Одной из значимых является классификация родительского отношения, предлагаемая А. Я. Варгой и В. В Столиным, которые дали описание обобщенных типов родительского отношения в ходе многолетней консультационной работы:
1. принятие - отвержение (отражает эмоциональное отношение к ребенку);
2. кооперация (отражает социально желаемый результат);
3. симбиоз (отражает межличностную дистанцию в общении);
4. авторитарная гиперсоциализация (отражает форму и направление контроля за поведением ребенка);
5. маленький неудачник (отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем) [4, с. 98].
Подводя итоги, хотелось бы напомнить, что ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе.
Литература
1. Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие.
Пермь: Меркурий, 2011. С. 180-183.
2. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб. Питер, 2006. 176 с.
3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. М.: ВЛАДОС-
ПРЕСС, 2004. 328 с.
4. Эйдемиллер Э. Психология и психотерапия семьи, СПб Питер, 2008. 672 с.
5. Рахимов А. З. Психология семьи. Уфа, 2007. 174 с.
| 79 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 4 (5). 2016