Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детско-родительские отношения / самооценка / подростки / воспитательный стиль / семейная динамика / психологическое благополучие. / child-parent relations / self-esteem / adolescents / educational style / family dynamics / psychological well-being.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А Р. Мурадян, И С. Карапетян

Данная научная статья рассматривает воздействие детско-родительских отношений на формирование самооценки подростков. Исследование обращает внимание на важные аспекты взаимодействия между родителями и подростками, включая степень поддержки, структуру семейных отношений и влияние родительского стиля воспитания на самооценку. Результаты подчеркивают важность понимания этих взаимосвязей для разработки практических рекомендаций по улучшению детско-родительских отношений и психологического благополучия подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS ON THE FORMATION OF SELF-ESTEEM IN ADOLESCENTS

The scientific article examines the impact of child-parent relationships on the formation of self-esteem of adolescents. The study draws attention to important aspects of interaction between parents and adolescents, including the degree of support, the structure of family relationships and the influence of parental parenting style on self-esteem. The results emphasize the importance of understanding these relationships to develop practical recommendations for improving child-parent relationships and psychological well-being of adolescents.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ»

Б01 10.24412/с1-37233-2024-2-272-280

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ

А.Р. Мурадян, И.С. Карапетян

Российско-Армянский (Славянский) университет Институт международных отношений и общественно-политических наук

(ИМООП)

[email protected], [email protected] АННОТАЦИЯ

Данная научная статья рассматривает воздействие детско-родитель-ских отношений на формирование самооценки подростков. Исследование обращает внимание на важные аспекты взаимодействия между родителями и подростками, включая степень поддержки, структуру семейных отношений и влияние родительского стиля воспитания на самооценку. Результаты подчеркивают важность понимания этих взаимосвязей для разработки практических рекомендаций по улучшению детско-родительских отношений и психологического благополучия подростков.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, самооценка, подростки, воспитательный стиль, семейная динамика, психологическое благополучие.

Введение

Актуальность статьи заключается в важности изучения влияния взаимоотношений между родителями и детьми на формирование самооценки у подростков. Это обусловлено современными вызовами в психосоциальном развитии молодежи. В условиях быстро меняющегося социокультурного контекста и воздействия цифровых технологий отношения между родителями и детьми становятся ключевым фактором для развития устойчивой и

положительной самооценки у подростков. Изучение этой темы актуально не только для научного и практического психологического сообщества, но также для образовательной среды и семейного воспитания, где уделение внимания психологическим аспектам подросткового периода может способствовать созданию более эффективных стратегий воспитания и поддержки нового поколения, что обусловлено рядом факторов.

Во-первых, самооценка подростков является важным фактором, определяющим их психологическое состояние и социальную адаптацию. Здоровая самооценка помогает подросткам справляться с жизненными трудностями, подавлять негативные эмоции и развивать уверенность в себе. Следовательно, исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки подростков имеет практическую значимость для родителей и педагогов.

Во-вторых, в последние годы наблюдается ухудшение детско-роди-тельских отношений, вызванное различными факторами - такими, как семейные конфликты, разводы, снижение контактов с детьми из-за занятости родителей. Это влияет на формирование самооценки подростков и может приводить к различным проблемам - таким, как низкая самооценка, депрессия, нарушения поведения и другие психологические проблемы.

В-третьих, существует необходимость разработки практических рекомендаций для родителей, которые помогут им улучшить детско-родительс-кие отношения и способствовать развитию здоровой самооценки у подростков. Это может быть полезным не только для семей, но и для образовательных учреждений, где педагоги также могут содействовать улучшению взаимодействия с родителями и развитию самооценки подростков.

В семье, как особой социальной среде, действуют свои правила и нормы поведения. Здесь существует иерархия, а также ребенок находит свои первые примеры для подражания и наблюдает, как люди реагируют на его поступки. Будучи лишенным социального и личного опыта, ребенок не способен оценить свое поведение или личностные качества других людей. Сегодня все больше ученых, педагогов и психологов признают, что все, что есть в ребенке - и хорошее, и плохое - он приобретает в детстве. По мере взросления ребенка, сформированные им качества личности, духовные и

нравственные ценности, а также моральные нормы, остаются с ним на всю жизнь.

Детско-родительские отношения, наряду с супружескими, являются основополагающими в современной нуклеарной семье. Отношения между родителями и детьми являются производными от всей системы внутрисемейных связей и важным условием социализации ребенка. Ведущая роль в системе детско-родительских отношений принадлежит взрослому [1, с. 91].

А.Я. Варга выделяет следующие компоненты родительского отношения - интегральное принятие-отвержение родителем ребенка, определяющие когнитивный компонент; межличностная дистанция, определяющая степень эмоциональной близости родителя к ребенку, характеризующая эмоциональный компонент; форма и направление контроля за поведением ребенка, определяющие поведенческий компонент [2, с. 35].

Рассмотрение данной темы становится актуальным в связи с малым количеством исследований, которые затрагивают проблему взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки подростков.

Гипотеза исследования — предполагается, что существует взаимосвязь между стилями влияния детско-родительских отношений и семейного воспитания с уровнем развития и формирования самооценки в подростковом возрасте.

Целью данной работы являлось изучение влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки подростков.

Задачами данного исследования являлись:

1. Анализ литературных источников по проблеме исследования с целью выявления особенностей влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки подростков;

2. Изучить уровень самооценки в подростковом возрасте;

3. Определить особенности влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки подростков;

4. Провести эмпирическое исследование с целью выявления факторов, влияющих на формирование и развитие самооценки в подростковом возрасте.

В результате проведенной работы наша гипотеза получила подтверждение.

Материалы и методы

Мы провели эмпирическое исследование, в котором участвовали 40 человек в возрасте от 12-16 лет из двух школ: шк. № 10 им. М. Хоренаци и Норакертская средняя школа). Среди респондентов 25 являются представителями женского пола, а 15 - мужского.

На первом этапе анализа данных мы посчитали среднее арифметическое баллов каждого участника, используя методику А.Я. Варга и В.В. Сто-лина «Методика диагностики родительского отношения (ОРО)» [3].

Шкала «Принятие-отвержение» показала, что у всех участников оказались высокие баллы. Это говорит о том, что у них выраженное положительное отношение к ребенку.

По шкале «Кооперация» у 90% участников - высокие баллы, что является признаком того, что взрослый высоко оценивает способности ребенка.

По шкале «Симбиоз» у 50% участников - высокие баллы, то есть данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком.

По шкале «Авторитарная гиперсоциализация» у 10% - высокие баллы, тогда как у 50% - низкие показатели.

Шкала «Маленький неудачник», у всех участников низкие баллы (Табл.1).

Таблица 1. Методика диагностики родительского отношения (ОРО).

150%

100% 90% 100%

50% 10% 50% 0%

Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 Шкала 4 Шкала 5

■ Высокие показатели ■ Низкие показатели

В ходе второго этапа анализа полученных данных была проведена оценка результатов шкалы опросника «Взаимодействие родитель - ребенок» [4]. Исследование выявило, что:

По шкале «нетребовательность-требовательность» родителя у 50% родителей и у 85% подростков были высокие показатели.

По шкале «мягкость-строгость» родителя у 10% родителей и у 40% подростков были высокие баллы.

По шкале «автономность-контроль» по отношению к ребенку у 60% подросков были высокие показатели, тогда как у всех родителей были низкие показатели.

По шкале «эмоциональная дистанция-эмоциональная близость» ребенка к родителю у 90% родителей и у 60% подростков - высокие показатели.

По шкале «отвержение-принятие ребенка родителем» у 80% родителей и у 60% подростков - высокие показатели.

По шкале «отсутствие сотрудничества-сотрудничество» у 70% родителей и у 40% подростков - высокие показатели.

По шкале «несогласие-согласие между ребенком и родителем» у 60% родителей и у 50% подростков - высокие баллы.

По шкале «непоследовательность-последовательность» родителя у 90% родителей и у 50% подростков были высокие баллы.

По шкале «авторитетность родителя» у 20% родителей и у 70% подростков были высокие баллы.

По шкале «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем» у 70% родителей и у 40% подростков были высокие баллы (Табл. 2).

Таблица 2. Взаимодействие родитель-ребенок.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

85%

0%

40%

0%

60%

60%

60%

0%

50%

90% 80

1>

0% 60%

50%

90%

40%

0%

20%

70%

I >

Шкала 1Шкала 2Шкала ЗШкала 4Шкала 5Шкала 6Шкала 7Шкала 8Шкала 9 Шкала

10

нРодители м Подростки

В третьей фазе анализа полученных данных был проведен анализ методики диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан [5].

По результатам исследования выявили, что у 34% участников - завышенная самооценка, у 37% участников - высокая самооценка, у 20% - средняя самооценка и у 9% - низкая самооценка. (Табл. 3).

Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что что существует взаимосвязь между стилями влияния детско-родительских отношений и семейного воспитания с уровнем развития и формирования самооценки в подростковом возрасте.

Для этого мы провели корреляционный анализ данных показателей методов 2 (шкале отвержение-принятие ребенка родителем) и 3. Была использована встроенная функция CORREL в EXCEL. В результате мы получили, что корреляционный индекс между влиянием детско-родительских отношений с уровнем развития и формирования самооценки в подростковом возрасте = 0,7.

Корреляционный индекс «0,7» говорит о положительной взаимосвязи влиянием детско-родительских отношений с уровнем развития и формирования самооценки в подростковом возрасте.

Таблица 3. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн.

Модификация А.М. Прихожан.

Завышенная

Высокая Средняя Низкая

Заключение

В результате проведенного исследования было установлено, что существует существенная взаимосвязь между стилями влияния детско-роди-тельских отношений и семейного воспитания с уровнем развития и формирования самооценки в подростковом возрасте. Анализ полученных данных подтвердил гипотезу, выдвинутую в начале исследования, и подчеркнул важность роли семейного воздействия на формирование личностной идентичности подростков.

Выявленные корреляции между определенными стилями влияния родителей и уровнем самооценки подростков обогащают наше понимание механизмов, лежащих в основе формирования личности в данном возрастном периоде. Влияние детско-родительских отношений оказывается неотъемлемой частью процесса становления личности подростка и имеет важное значение для его эмоционального и социального развития.

Эти результаты предоставляют практические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов в области психологии семьи, направленные на поддержку положительных детско-родительских отношений и эффективного семейного воспитания. Они также подчеркивают важность продолжения исследований в этой области для более глубокого понимания влияния семейного контекста на развитие личности подростков и создания более эффективных программ поддержки семей в современном обществе. Семейное окружение играет ключевую роль в формировании самооценки подростков. Различные стили воздействия родителей оказывают разнообразное влияние на эмоциональное состояние и уровень уверенности в себе подростков.

Кроме того, подчеркивается необходимость дальнейших исследований в данной области с целью более глубокого понимания механизмов взаимодействия в семейном контексте и их влияния на формирование психологического благополучия подростков. Развитие этих исследований может привести к созданию более целенаправленных программ поддержки семей, способствующих позитивному развитию личности подростков и их успешной адаптации в обществе.

В заключение добавим, что полученные результаты подчеркивают важность осознанного и ответственного воспитания, а также акцентируют

внимание общества на необходимости создания условий для здорового и гармоничного развития подрастающего поколения.

Обобщая данное исследование, можно сделать следующие выводы:

1. Результаты подтверждают влияние семейного окружения на формирование личности подростков.

2. Родительские стили воспитания напрямую связаны с уровнем самооценки и эмоциональным благополучием подростков.

3. Обобщенные данные предоставляют ценные рекомендации для разработки программ поддержки семей и обучения родителей эффективным методам воспитания.

4. Необходимость дальнейших исследований для более глубокого понимания механизмов взаимодействия семейного воспитания и самооценки подростков.

5. В обобщении подчеркивается важность общественной поддержки и внимания к семейным вопросам для обеспечения здорового развития подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник науч. трудов вып. / Под науч. ред. Ю.Н.Карандашева, Т.В.Сенько. Мн.: «Асвета», 2003.

2. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений /А.Я. Варга. М.: «Педагогика», 1987.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание / В.Е. Каган. / «Вопросы психологии», 1992. № 1-2. СС. 14-21.

4. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. СС. 94-108.

5. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: «Психология», 1986. № 3. СС. 22-30.

THE INFLUENCE OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS ON THE FORMATION OF SELF-ESTEEM IN ADOLESCENTS

A. Muradyan, I. Karapetyan

Russian-Armenian (Slavonic) University Institute of International Relations and Socio-Political Sciences (IIRSPS)

ABSTRACT

The scientific article examines the impact of child-parent relationships on the formation of self-esteem of adolescents. The study draws attention to important aspects of interaction between parents and adolescents, including the degree of support, the structure of family relationships and the influence of parental parenting style on self-esteem. The results emphasize the importance of understanding these relationships to develop practical recommendations for improving child-parent relationships and psychological well-being of adolescents.

Keywords: child-parent relations, self-esteem, adolescents, educational style, family dynamics, psychological well-being.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.