Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
714
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Локаткова О. Н.

Характер и особенности детско-родительских отношений являются важнейшим фактором, способствующим или препятствующим решению задач развития ребенка. С целью предупреждения негативных изменений в восприятии окружающей действительности и поведении подростков необходим анализ взаимосвязей между особенностями восприятия подростками детско-родительских отношений и конфликтного поведения, параметров социально-психологической адаптации личности. Цель исследования - изучение проявления конфликтного, дезадаптивного поведения в зависимости от особенностей восприятия подростками родительского воспитания и семейной ситуации в целом. В исследовании принимали участие обучающиеся 7-9 классов общеобразовательных школ г. Саратова, Саратовской области в количестве 97 человек. В качестве результатов исследования представлены данные корреляционного анализа, отражающие следующие закономерности - раздражительность, агрессия, негативизм в поведении подрастающего поколения проявляются в качестве протеста, в случае грубого, неблагоприятного отношения со стороны взрослых, отсутствия внимания, общения, негативным тенденциям в поведении подрастающего поколения, которые приводят к дезадаптации, низкой самооценке. В семьях с доброжелательными отношениями, последовательными воспитательными воздействиями, в поведении подростков обнаруживаются такие характеристики личности, как принятие окружающих, уважение чужого мнения, свободное общение, дружелюбие, наблюдается развитие навыков альтернативного решения вопросов, умения договариваться, приходить к компромиссу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS AND THEIR INFLUENCE ON THE FORMATION OF CONFLICT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

The nature and characteristics of child-parent relationships are the most important factor contributing to or hindering the solution of the problems of a child's development. In order to prevent negative changes in the perception of the surrounding reality and the behavior of adolescents, it is necessary to analyze the relationship between the characteristics of adolescents' perception of child-parent relationships and conflict behavior, the parameters of the socio-psychological adaptation of the individual. The purpose of the study is to study the manifestation of conflict, maladaptive behavior depending on the characteristics of adolescents' perception of parental upbringing and the family situation as a whole. The study involved students of 7-9 grades of secondary schools in Saratov, Saratov region in the amount of 97 people. As the results of the study, data of the correlation analysis are presented, reflecting the following patterns -irritability, aggression, negativism in the behavior of the younger generation appear as protest, in the case of the rude, unfavorable attitude from adults, lack of attention, communication, negative trends in the behavior of the younger generation, which lead to disadaptation, low self-esteem. In families with benevolent relations, consistent educational influences, in the behavior of adolescents, such personality characteristics as acceptance of others, respect for other people's opinions, free communication, friendliness are found, the development of alternative problem solving skills, the ability to negotiate, and come to a compromise is observed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

Conference, Saratov, pp. 499-509.

6. Seregina, N.V. and Petukhova, L.P. (2020), "Features of stress resistance of high school students with different levels of anxiety", Socio-psychological challenges of modern society. Problems. The prospects. Ways of development, materials of the V International Scientific and Practical Conference, Bryansk, pp. 162-165.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.08.2022

УДК 159.9.075

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ

Ольга Николаевна Локаткова, кандидат психологических наук, доцент, Саратовский государственный национальный исследовательский университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов

Аннотация

Характер и особенности детско-родительских отношений являются важнейшим фактором, способствующим или препятствующим решению задач развития ребенка. С целью предупреждения негативных изменений в восприятии окружающей действительности и поведении подростков необходим анализ взаимосвязей между особенностями восприятия подростками детско-родительских отношений и конфликтного поведения, параметров социально-психологической адаптации личности. Цель исследования - изучение проявления конфликтного, дезадаптивного поведения в зависимости от особенностей восприятия подростками родительского воспитания и семейной ситуации в целом. В исследовании принимали участие обучающиеся 7-9 классов общеобразовательных школ г. Саратова, Саратовской области в количестве 97 человек. В качестве результатов исследования представлены данные корреляционного анализа, отражающие следующие закономерности - раздражительность, агрессия, негативизм в поведении подрастающего поколения проявляются в качестве протеста, в случае грубого, неблагоприятного отношения со стороны взрослых, отсутствия внимания, общения, негативным тенденциям в поведении подрастающего поколения, которые приводят к дезадаптации, низкой самооценке. В семьях с доброжелательными отношениями, последовательными воспитательными воздействиями, в поведении подростков обнаруживаются такие характеристики личности, как принятие окружающих, уважение чужого мнения, свободное общение, дружелюбие, наблюдается развитие навыков альтернативного решения вопросов, умения договариваться, приходить к компромиссу.

Ключевые слова: подростковый возраст, детско-родительские отношения, конфликтное поведение, воспитание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p473-477

FEATURES OF CHILD-PARENT RELATIONSHIPS AND THEIR INFLUENCE ON THE FORMATION OF CONFLICT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

Olga Nikolaevna Lokatkova, the candidate of psychological sciences, docent, Saratov State

University, Saratov

Abstract

The nature and characteristics of child-parent relationships are the most important factor contributing to or hindering the solution of the problems of a child's development. In order to prevent negative changes in the perception of the surrounding reality and the behavior of adolescents, it is necessary to analyze the relationship between the characteristics of adolescents' perception of child-parent relationships and conflict behavior, the parameters of the socio-psychological adaptation of the individual. The purpose of the study is to study the manifestation of conflict, maladaptive behavior depending on the characteris-

tics of adolescents' perception of parental upbringing and the family situation as a whole. The study involved students of 7-9 grades of secondary schools in Saratov, Saratov region in the amount of 97 people. As the results of the study, data of the correlation analysis are presented, reflecting the following patterns -irritability, aggression, negativism in the behavior of the younger generation appear as protest, in the case of the rude, unfavorable attitude from adults, lack of attention, communication, negative trends in the behavior of the younger generation, which lead to disadaptation, low self-esteem. In families with benevolent relations, consistent educational influences, in the behavior of adolescents, such personality characteristics as acceptance of others, respect for other people's opinions, free communication, friendliness are found, the development of alternative problem solving skills, the ability to negotiate, and come to a compromise is observed.

Keywords: adolescence, child-parent relationships, conflict behavior, education.

ВВЕДЕНИЕ

11-17 лет - этап перехода от детства к взрослости, возраст, имеющий название «пубертатный», в котором психика ребенка наиболее предрасположена к воздействию различных психотравмирующих факторов - недостатки семейного воспитания, неуважение со стороны родителей, конфликты со значимыми взрослыми и сверстниками [8]. Характер и особенности детско-родительских отношений являются важнейшим фактором, способствующим или препятствующим решению задач развития ребенка. Детско -родительские отношения представляют собой целостное эмоциональное отношение к ребенку, восприятие его родителем и способы взаимоотношения с ним [5]. Негативный социальный опыт, полученный в семье, так или иначе, влияет на формирование у подростка комплекса личных проблем. Личные проблемы часто являются причиной асоциального поведения, поэтому так важно понимать, что источником их возникновения являются, в первую очередь, детско-родительские внутрисемейные отношения [7]. Неприятие, явное или скрытое эмоциональное отторжение ребенка матерью, гиперопека или гипоопека, понимание воспитания только как заботы о содержании ребенка и его материальном благополучии, непоследовательность и противоречивость воспитательных воздействий являются факторами повышения вероятности возникновения негативных эмоциональных переживаний у подростков, отрицательного эмоционального состояния, дезадаптивного поведения [6]. Недостаток поддержки, отчуждённость от значимых взрослых, отсутствие адекватных методов воспитания приводят к низкому уровню развития у детей умения справляться с возникающими трудностями в процессе социального взаимодействия и учебной деятельности, отсутствию внутреннего контроля над собой, неуверенности в себе, высокой личностной тревожности, низкому уровню жизнестойкости. В период подросткового возраста уровень жизнестойкости прямо пропорционально связан с уровнем учебной мотивации, успеваемости, эмоциональным комфортом, и обратно пропорционален уровню социального стресса, сопротивляемости стрессу, уровню тревожности [2]. Именно в подростковом возрасте большое значение имеет приобретение устойчивых коммуникаций и позитивная адаптация личности. Предупредить негативные изменения в восприятии окружающей действительности и поведении подростков способна семья, в которой выстроены гармоничные взаимоотношения [4].

Цель исследования: изучить особенности восприятия семейного воспитания и взаимоотношений, установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте по наиболее общим проявлениям - доброжелательность, враждебность, автономия, директивность и непоследовательность родителя. А также провести анализ взаимосвязи конфликтного, дезадаптивного поведения подростков с особенностями их восприятия воспитательных воздействий родителей.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие обучающиеся 7-9 классов общеобразовательных школ г. Саратова, Саратовской области в количестве 97 человек. Исследование вос-

приятия подростками родительского воспитания и семейной ситуации в целом проводилось с помощью методики «Подростки о родителях» (автор Е. Шафер, модифиция З. Ма-тейчика и П. Ржичана) [3]. Показатели особенностей личности, степени социально-психологической адаптации, предрасположенности к конфликтному поведению измерялись с помощью следующих методических средств - методика «Диагностика социально-психологической адаптации» (К. Роджерса, Р. Даймонда), методика «Поведение в конфликтной ситуации» (Т. Киллмана) [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Таблица - Коэффициенты линейной корреляции показателей методик «Подростки о родителях», методики диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерса, Р. Даймонда), «Поведение в конфликтной ситуации» (Т. Киллмана)_

Враждеб- Автономия Директив- Непоследо- Позитивный

ность ность вательность интерес

Адаптивность

Принятие себя 0,477*

Принятие других

Эмоциональный комфорт

Стремление к доминированию 0,407 **

Интернальность(внутренний контроль) 0,499**

Внешний контроль -0,566 *

Ведомость 0,578*

Эскапизм

Соперничество 0,532*

Приспособление

Компромисс

Избегание 0,602* 0,556 * -0,412**

Сотрудничество -0,531* 0,548*

Примечание: ** - р=0.05; * - р=0.01.

Анализ корреляционных взаимосвязей между шкалами методик позволяет выявить следующие закономерности. Шкала враждебности положительно коррелирует с интегральным показателем интернальности г=0,499 (р=0.05). Данные свидетельствуют о том, что проявление у родителя по отношению к ребенку чрезмерной строгости, агрессивности, эмоциональной холодности, может привести к зависимости ребенка от мнения окружающих, стремлении к объяснению неудач исключительно своим поведением, низкой самооценке. Также, данная шкала положительно взаимосвязана с показателями ведомости г=0,578(р=0.01), избегания г=0,602 (р=0.01). Жестокость в общении, скептическое отношение к достижениям ребенка может привести к его зависимости от мнения окружающих, неумению противостоять вызовам окружающей действительности. Шкала автономии имеет отрицательную корреляцию с сотрудничеством г=-0,531 (р=0.01). В случае выбора родителем методов и установок воспитания, отвечающим тенденции автономности - отрицание каких-либо форм заботы и опеки, формальном отношении к воспитанию, игнорирование чувств, мыслей, потребностей ребенка - ухудшаются отношения с ребенком, возникает конфронтация, отсутствие партнёрского общения между поколениями. Также, шкала автономии имеет корреляционную взаимосвязь с избеганием г= 0,556 (р=0.01). Это говорит о том, что в любой спорной, требующей внимания от родителя ситуации, ребенок пытается избежать взаимодействия с родителем. В случае отсутствия внимания к жизни ребенка со стороны значимого взрослого наблюдается отсутствие у подростка желания самостоятельно решать проблемы, что может привести к пассивным, асоциальным стратегиям взаимодействия с окружающей действительностью. Шкала директивности положительно коррелирует с интегральным показателем стремления к доминированию г=0,407 (р=0.05), а также с показателем «соперничество» г=0,532 (р=0.01). Данные корреляционные взаимосвязи можно объяснить следующим образом.

Чем чаще в отношениях родителя и подростка проявляется директивная форма взаимодействия, доминантный стиль общения взрослого с ребенком, деспотичность, тем чаще у ребенка проявляется чрезмерная самоуверенность, директивность в общении со сверстниками, отсутствие умений сотрудничества, стремление к противостоянию мнению окружающих. Такие черты характера и поведения ребенка могут свидетельствовать о незащищенности, низкой самооценке, отсутствии умения общаться ввиду неправильного выбора стратегии воспитания родителем. Шкала непоследовательности имеет отрицательную корреляцию с избеганием г=-0,412 (р=0.05) и внешним контролем г=-0,566 (р=0.01). Непредсказуемость родителей в воспитании своих детей, постоянная смена стиля, приемов общения с ребенком, периодический переход от эмоционального принятия к эмоциональному отвержению, приводит к неуверенности детей, их стремлении приписывать себе вину в неуспехе, провалах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в случае преобладания в семьях таких тенденций воспитания, как директивность, враждебность, непоследовательность, у подрастающего поколения возникают следующие трудности социально-психологической адаптации и предпосылки конфликтного поведения: дети испытывают трудности с контролем своего поведения с окружающими - излишне враждебны и властны, зависимы от общественного мнения, испытывают чрезмерное стремление обвинять себя и свое поведение в возникающих проблемах. Шкала позитивного интереса положительно коррелирует с показателями «принятие себя» г=0,477 (р=0.01), «сотрудничество» г=0,548 (р=0.01). Открытость, внимание ребенку, родительская любовь положительно сказывается на духовно-нравственном и личностном развитии ребенка, его самооценке и умении выстраивать успешное взаимодействие с окружающими. Положительный эмоциональный климат в семье способствует развитию у подрастающего поколения таких личностных качеств, как доброжелательность, эмпатия, доверие к обществу.

ВЫВОДЫ

Таким образом, корреляционный анализ, позволяет сделать следующие выводы об особенностях восприятия подростками отношений с родителями и проявлений конфликтного поведения, дезадаптивных реакций во взаимодействии с окружающими людьми. Конфликтное поведение, трудности социально-психологической адаптации у детей могут быть вызваны определенными стилями семейного воспитания. Директивность, враждебность, непоследовательность вызывают у подрастающего поколения проблемы с контролем своего поведения во взаимодействии окружающими, излишнюю враждебность и властность, зависимость от общественного мнения, стремление обвинять себя в возникающих проблемах и неудачах. Автономность родителя по отношению к ребенку, игнорирование его чувств, мыслей, потребностей, формальное отношение к воспитанию ухудшают отношения с ребенком, приводят к конфронтации, отсутствию партнёрского общения между поколениями. Также, в случае отсутствия внимания к жизни ребенка со стороны значимого взрослого наблюдается отсутствие у подростка желания самостоятельно решать проблемы, что может привести к пассивным, асоциальным стратегиям взаимодействия с окружающей действительностью. Такие формы детско-родительских отношений, как враждебность, непоследовательность, директивность приводят к повышению у детей подросткового возраста уровня конфликтности, агрессивности, недоверия к окружающим, снижают уровень адаптивность личности, уровень принятия себя. В данном случае, родителям необходимо помнить, что опыт, полученный детьми в конфликтах с родителями, также заметно отражается на их последующем агрессивном поведении со сверстниками. Такая тенденция семейного воспитания, как непоследовательность, непредсказуемость в воспитательных требованиях, несогласованности требований, приводит к отсутствию уверенности в себе у ребенка, чувства безопасности, что, в свою очередь, может привести к физической, вербальной, косвенной агрессии. При построении детско-родительских отношений взрослому поколению стоит учитывать то, что прохож-

дение ребенком подросткового возраста предполагает реализацию таких психологических потребностей, как потребности в уважении, общении, признании, творческой самореализации, самовыражении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова. - Вып. 2. - Красноярск : Литера-принт, 2009. - 237 с.

2. Григорьева М.В. Динамика адаптационной готовности обучающихся в среднем звене школы / М. В. Григорьева // Социальная психология личности и акмеология : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Саратов : Перо, 2017. - С. 78-81.

3. Лидере А.Г. Психологическое обследование семьи : учебное пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А.Г. Лидере. — 2-е изд., стер. — Москва : Академия, 2007. — 432 с.

4. Малышев И.В. Социально-психологические проблемы коммуникации и адаптивности личности подростков-мигрантов / И.В. Малышев // Стратегические коммуникации в современном мире : сборник материалов по результатам научно-практических конференций. - Саратов : Саратовский источник, 2020. - С. 103-107.

5. Рылеева А.С. Развитие soft skills у старшеклассников с применением цифровых инструментов / А.С. Рылеева, Е.А. Хомутникова, С.В. Еманова // Science for Education Today. - 2022. -№ 1. - С. 77-98. - URL: http://sciforedu.ru/article/5352 (дата обращения 01.07.2022).

6. Степина Н. В. Детско-родительские отношения в семьях после развода / Н. В. Степина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-2. - С. 220-224.

7. Тарасова Л.Е. Современные угрозы безопасности детей в семье / Л. Е. Тарасова // Семья и дети в современном мире : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2019. - С. 912-916.

8. Хуторянская Т.В. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте / Т.В. Хуторянская // Образование в современном мире : сборник научных статей. - Саратов : Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2020. - С. 407-411.

REFERENCES

1. Barkanova, O.V. (2009), Methods for diagnosing the emotional sphere: psychological workshop, Litera-print, Krasnoyarsk.

2. Grigoryeva, M.V. (2017), ''Dynamics of adaptive readiness of students in the middle school'', Social psychology ofpersonality and Acmeology, collection of materials of the International scientific and practical conference, Pero, Saratov, pp. 78-81.

3. Lidere, A.G. (2007), Psychological examination of the family: textbook-handbook for students, Academy, Moscow

4. Malyshev, I.V. (2020), ''Socio-psychological problems of communication and adaptability of the personality of adolescent migrants'', Strategic communications in the modern world: a collection of materials based on the results of scientific and practical conferences, Saratov source, Saratov, pp. 103107.

5. Ryleeva, A.S., Khomutnikova, E.A. and Emanova, S.V. (2022), "Development of soft skills in high school students using digital tools'', Science for Education Today, No. 1, pp. 77-98, available at: http://sciforedu.ru/article/5352 (accessed 01 July 2022).

6. Stepina, N.V. (2021), ''Child-parent relationships in families after divorce'', Problems of modern pedagogical education, No. 73-2, pp. 220-224.

7. Tarasova, L.E. (2019), ''Modern threats to the safety of children in the family'', Family and children in the modern world, collection of materials of the International scientific and practical conference, St. Petersburg, pp. 912-916.

8. Khutoryanskaya, T.V. (2020), ''Features of interpersonal relations in adolescence'', Education in the modern world, collection of scientific articles, Saratov State University, Saratov, pp. 407-411.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.