Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЕТСКИХ ПСИХОТРАВМ НА ЖИЗНЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ БИОГРАФИИ И. МАСКА)'

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКИХ ПСИХОТРАВМ НА ЖИЗНЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ БИОГРАФИИ И. МАСКА) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детские психотравмы / личность / жизненная перспективна / психологическое здоровье / child psychotrauma / personality / life perspective / psychological health

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна, Даниленко Александра Николаевна

Данная статья посвящена одной из актуальных тем современной глубинной психологии и психологи личности, влиянию детских психотравм на жизненную перспективу личности на примере биографии Илона Маска. В статье представлены анализ взглядов на исследуемую проблему, раскрываются особенности изучения психотравм с позиции двух подходов. Акцентируется внимание на юнгианском анализе психотравмирующих переживаний Илона Маска в процессе взросления и их влияние на жизнедеятельность и жизненные перспективы. Проводится анализ типа детских психотравм на основе подхода Л. Бурбо и их проявлений в психосоматической и жизненной перспективе Илона Маска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна, Даниленко Александра Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anna's article is devoted to one of the topical topics of modern depth psychology and personality psychology, the influence of childhood psychotrauma on the life perspective of a person on the example of the biography of Elon Musk. The article presents an analysis of views on the problem under study, reveals the features of the study of psychotrauma from the perspective of two approaches. Attention is focused on the Jungian analysis of Elon Musk's psychotraumatic experiences in the process of growing up and their impact on vital activity and life prospects. The analysis of the type of child psychotrauma based on the approach of L. Bourbeau and their manifestations in the psychosomatic and life perspective of Elon Musk is carried out.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЕТСКИХ ПСИХОТРАВМ НА ЖИЗНЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ БИОГРАФИИ И. МАСКА)»

Выводы. Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что психологическая структура конфликтной компетентности в процессе подросткового возраста и перехода на каждый период проходит качественную перестройку, функциональные связи структурных элементов конфликтной компетентности распадаются, количество элементов уменьшается, образуются новые связи, происходит дезинтеграция психологической структуры. Необходимо также отметить, что психологическая структура конфликтной компетентности учащихся гуманитарного и естественно-научного профиля обладает своей спецификой. Возможно, это связано со спецификой профиля обучения, предположительно учащиеся гуманитарного класса больше способны к установлению коммуникативных связей, они имеют больше житейского опыта взаимодействия, том числе и конфликтного.

Литература:

1. Нижегородцева, Н.В. Теоретическая модель психологической структуры конфликтной компетентности / Н.В. Нижегородцева, A.B. Прудникова // Ярославский педагогический вестник. - 2022. - № 5(128). - С. 152-160

2. Прудникова, A.B. Динамика психологической структуры конфликтной компетентности подротсков разных возрастных групп / A.B. Прудникова // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сборник статей всероссийской конференции с международным участием, Ярославль, 03-04 декабря 2020 года. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. -С. 198-203

3. Емельянов, С.М. Управление конфликтами в организации: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.М. Емельянов. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 219 с.

4. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - Пер. с анг. - СПб.: «Сенсор», 2000. - 368 с.

5. Леонов, H.H. Специфика конфликтной компетентности будущих педагогов с разным типом реагирования на конфликт / H.H. Леонов // Современные методы взаимодействия и способы сотрудничества специалистов помогающих профессий: Сборник научных трудов участников III Международной научно-практической конференции, Орёл, 04-05 мая 2018 года / Под ред. A.M. Митяевой, C.B. Мурашевой. - Орёл: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2018. - С. 162-166

6. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта: учебное пособие доя вузов / Б.И. Хасан. - 2-е изд., стер. -Москва: Издательство Юрайт, 2021. -204 с.

7. Шилова, Н.В. Игра как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка / Н.В. Шилова // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№ 77-4. - С. 341-344

8. Шилова, Н.В. Метод проектов как инновационная педагогическая технология / Н.В. Шилова // Проблемы современного педагогического образования. -2023. -№ 78-4. - С. 277-280

Психология

УДК 159.922

старший преподаватель кафедры психологии Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И Вернадского» (г. Ялта); магистр философии Даниленко Александра Николаевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКИХ ПСИХОТРАВМ НА ЖИЗНЕННУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ

БИОГРАФИИ И. МАСКА)

Аннотация. Данная статья посвящена одной из актуальных тем современной глубинной психологии и психологи личности, влиянию детских психотравм на жизненную перспективу личности на примере биографии Илона Маска. В статье представлены анализ взглядов на исследуемую проблему, раскрываются особенности изучения психотравм с позиции двух подходов. Акцентируется внимание на юнгианском анализе психотравмирующих переживаний Илона Маска в процессе взросления и их влияние на жизнедеятельность и жизненные перспективы. Проводится анализ типа детских психотравм на основе подхода Л. Бурбо и их проявлений в психосоматической и жизненной перспективе Илона Маска.

Ключевые слова: детские психотравмы, личность, жизненная перспективна, психологическое здоровье.

Annotation. Anna's article is devoted to one of the topical topics of modern depth psychology and personality psychology, the influence of childhood psychotrauma on the life perspective of a person on the example of the biography of Elon Musk. The article presents an analysis of views on the problem under study, reveals the features of the study of psychotrauma from the perspective of two approaches. Attention is focused on the Jungian analysis of Elon Musk's psychotraumatic experiences in the process of growing up and their impact on vital activity and life prospects. The analysis of the type of child psychotrauma based on the approach of L. Bourbeau and their manifestations in the psychosomatic and life perspective of Elon Musk is carried out.

Key words: child psychotrauma, personality, life perspective, psychological health.

Введение. XXI век - это век популяризации психологии, психологических консультаций, саморефлексии, изучение себя и улучшение своего психологического здоровья. Тысячи книг, сотни популярных блогов в социальных сетях, десятки подкастов и проектов по подбору личного психотерапевта, и все это создается массово. Ежегодно и ежедневно одни люди создают «материалы», а другие изучают их, стараясь «заглянуть внутрь себя», чтобы разрешить внутренний конфликт, проблему или тревожное событие прошлого. Одной из ключевых тем, которую часто поднимают ученые на конференциях и простые обыватели на кухне, является влияние детских психотравм на жизненную перспективу человека и каким образом это транслируется в социум.

«Все мы родом из детства» - однажды написал Антуан де Сент-Экзюпери. Фраза стала крылатой, а её смысл по сей день отражает суть неоспоримого суждение 3. Фрейда: «Все проблемы родом из детства».

Роль детских психотравм на личность и её будущее настолько весомо, что существует десятки концепций, посвященных изучению данной проблематики и ещё столько же - оказанию помощи людям переживших психотравмирующие события корни которого уходят в детство. Среди ученных занимающихся таким вопросом, есть следующие имена, на которые в данной работе мы будем ссылаться, чтобы более детально проследить роль влияния детских психотравм на жизненную перспективу на примере биографии миллиардера И. Маска: А. Адлер, Дж. Бланко,

Л. Бурбо, В.В. Ковалев, Ж. Ли Кори, Кровяков В.М., Т.Л. Кузьмишина, Е. Мазур, А. Миллер, Е.А. Петрова, Ч. Уитфилд, 3. Фрейд, С. Шталь, К.Г. Юнг, и др.

Феномен «психотравма» не до конца изучен психологами. Нет так же единой формулировки или понятия, которое бы описала это явление в полной мере. Одни исследователи считают, что существует «психическая травма» и «психологическая травма», другие придерживаются суждения о том, что два понятия необходимо объединить, так как они описывают одно и то же явление.

В нашей статье мы будем пользоваться термином - «психическая травма», оперируя двумя его определениями:

1. Это жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям [3].

2. Это вред, нанесенный психическому здоровью человека в результате интенсивного влияния неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику» [4].

В процессе изучения роли влияния детских психотравм на жизненную перспективу личности на основе примере биографии И. Маска будем раскрывать понятие «детская психотравма» - как некое тяжелое и травмирующее для ребенка событие, затронувшее важные стороны жизни и оставившее глубинный след в памяти личности, что в последствии привело к изменениям в развитии личности.

Таким образом, целью статьи данной статьи является выявления роли влияния детских психотравм на жизненную перспективу личности на основе изучения биографии Илона Маска.

Изложение основного материала статьи. Если обратится к биографии Илона Маска можно заметить сразу несколько ключевых событий в детстве мужчины, которые предположительно, являются психологическими травмами, повлиявшие на дальнейшую его жизнь:

1. Илон Маек обладал слабой социальной жизнью в детстве. В интервью он рассказывал, что в школе был самым маленьким и его часто «булили», дразнили, иногда доходило до избиения и однажды сломали нос. В документальном фильме, Мей Маек (мать Илона) называет сына «типичным ботаником», пытаясь объяснить его замкнутость и большим интересом к наукам и книгам.

2. Тяжелые отношения с отцом. В биографии вышедшей в 2015-ом году, Илон Маек назвал своего отца «чудаком» и о своем детстве отзывался, как о периоде, которое точно не было счастливым. В интервью 2017 года Илон назвал отца «ужасным существом» и рассказал, что отец бил его в раннем детстве.

3. У Илона Маска был диагностирован синдром Аспергера (об этом сам бизнесмен рассказал в телевизионном шоу). Так как данный синдром является врожденным, то и характерные симптомы для синдрома проявлялись у Илона с самых ранних лет жизни. Явными признаками заболевания Аспергера проявлялись в замкнутости и сложности в построении социальных связей, погружение в себя и «побег» в книги, также у Илона обнаружилась феноменальная механическая память. Также особенностями его поведенческих паттернов является неуклюжесть в движениях, ограниченность в эмоциональности, сложности в выражение свои мыслях, в построении предложений, сосредоточенность на чем-то одном: предмете или действии и др.

Если объединить три этих важных медико-социально-психологических аспекта, и взять во внимание развод родителей, когда Илону было всего восемь лет, тяжёлые два года жизни с матерью братом и сестрой в Америке (о чем Мейк Маек говорит в своей книги [5]), а затем самостоятельное принятое решение Итоном в возрасте десяти лет переехать к отцу (уже во взрослом возрасте Маек отзывается об этом, как о самом неверном решении), то мы можем говорить, о то что, помимо тяжелого заболевания, перед нами открывается действительно тяжелое с точки зрения психического здоровья детство Илона Маска.

Для изучения влияния детских психотравм на жизненную перспективу личности рассмотрим биографию Илона Маска с позиции подходов нескольких известных ученых получивших колоссальный опыт в работе с психологическими травмами.

К.Г. Юнг продолжив дело своего учителя 3. Фрейда о природе и сути психологических травм, расширил границы травм, выйдя за рамки лишь сексуального домогательства как главной и единственной травмы в детском возрасте. К.Г. Юнг вводит понимание «множественность травмы», указывая на то, что любое тяжелое доя ребенка происшедшее событие может повлиять на его целостность, на связь между Эго и Самостью, вызывая фрагментацию сознания, создавая тем же некие части психики или комплексы, которые в свою очередь в зависимости от силы травмирующей ситуации, влияют на человека всю его жизнь [7].

Типичным последствием травмирующего опыта в детстве становится возвращение одной часть Эго к инфантильному периоду, при этом вторая часть находится в постоянной прогрессии, в постоянном взрослении. Из-за чего личность живет ради выживания, обладает слабыми творческими способностями, изолирует от других людей, от реальности, что в свою очередь может привести к депрессии.

Применяя подход К.Г. Юнга в изучении биографии И. Маска, можно наблюдать сразу несколько ярких проявлений такого раздвоения Эго:

1. Маек уже в 12 создает свою первую компьютерную игру, в 25 основал с братом компанию Zip2, которую в скорее продал и в 27 стал миллионером, в 31 основал компанию, связанную с космическими разработками - SpaceX, в 32 создал компанию Tesla, а в 35 будучи главным инженером запустил свою первую ракету-носитель Falcon 1 и по сей день создает и усовершенствует свои проекты.

2. На протяжении всего этого времени Маек дважды был официально женат и один раз жил в гражданском браке, у него появилось восемь детей, но он так и не выстроил сильные и крепкие семейные узы. На момент написания статьи (2023 год) 52-ух летний Илон Маек не находится в браке. Причиной разводов бывшие жены бизнесмена называют полное погружение Маска в работу, игнорирование и не желание участвовать в жизни семьи, безэмоциональность и безучастие в семейных отношениях, уход в работу и игнорирование всех событий которые не связаны с работой.

Таким образом, мы видим, как одна часть Эго - направлена на выживание, на заработок, на проявление амбиций, а вторая часть - инфантильная, так как бизнесмен не воспринимает рядом другого человека - жену, как полноценного человека со своими желаниями и взглядами, для него жена - это домохозяйка (робот, обслуживающий персонал, которого можно не замечать), которая должна обеспечивать ему ощущение любви, семьи и счастья. «Я была для него женой-стартапом» - признавалась в интервью первая жена Илона Маска - Джастин Уилсон.

Жизненная перспектива обусловленная детскими психотравмами Илона Маска строится на эмоционально ярком всплеске - т.е. «романе», затем стабилизация эмоционального фона - «женитьбе и детях» и после уход в работу, игнорирование семьи -т.е. полная инертность в отношениях.

Следующей теорией, в рамках которых мы рассмотрим влияние детских психотравм на примере биографии И. Маска, будет теория знаменитой канадской ученой Л. Бурбо.

Будучи психологом и философом Л. Бурбо основала своё учение о травмах, разделив всех травмированных людей на пять типов, в которые заключила пять разных детских психотравм, их проявление в теле человека и в жизненной

перспективе. Этой теме она посвятила десяток лет исследований, взаимодействия со своими пациентами, клиентами и слушателями, и изложила весь полученный материал в нескольких книгах, главная из которых: «Пять травм, которые мешают быть самим собой».

Согласно теории Л. Бурбо в период взросления и становления личность при взаимодействии со своими родителями может оказаться в травмирующей ситуации: быть игнорированным, униженным, подвергаться физическому или эмоциональному насилию, не чувствовать свободу, свое право на жизнь и т.п. И для того, чтобы защитится от травмирующего опыта, личность надевает на себя маски. «Маска представляет соответствующий ей тип личности, поскольку в человеке развиваются многочисленные верования, которые определяют и его внутреннее состояние, и его поведение - как нормальные для принятой маски. Чем глубже твоя рана, тем чаще ты страдаешь от нее и тем чаще вынужден носить свою маску» [1,С. 20].

Таким образом существует пять главных травм и к ним относится пять масок, которые определяют поведение личности и влияют на его жизненную перспективу: травма «отвергнутый» и маска «беглец», травма «покинутый» и маска «зависимый», травма «униженный» и маска «мазохист», травма «предательство» и маска «контролирующий», травма «несправедливость» и маска «ригидный».

«Наше тело настолько осознанно, что оно всегда находит способ сообщить, что у нас не в порядке, не улажено» [1, С. 22] - утверждает Л. Бурбо в своей теории и поэтому в этом случае мы обратимся в первую очередь к внешности И. Маска для определения маски, тем же определив его травму, а затем рассмотрим, как эта травма влияет на его жизнь на основе его биографии.

По фотографиям и видеороликам, которые доступны в Интернете, видно, что И. Маек на протяжении практически всей своей жизни обладает следующими внешними параметрами: высокий рост (187 см), предполагаем вес по некоторым источникам - 85 кг, развит физически, плечи чуть шире бедер, острые скулы, широкая шея. Когда Маек сидит на стуле или позирует, держится уверенно, держит ровно спину, немного неловок в движениях и в разговоре.

Обратившись к теории Л. Бурбо и сравнив данное ею описания масок со внешностью И. Маска, мы видим сходство с маской «контролирующий» и соответствующей ей травме «предательства».

«Тело: Изучает силу и мощь. У мужчины плечи шире бедер... Грудь колесом. Живот тоже. Глаза: Взгляд пристальный, соблазняющий» [1, С. 151].

Чтобы удостовериться в верно определенной маски, мы обратимся к такому характерному описанию «беглеца», как словарный запас. Л. Бурбо выделяет следующие характерные слова для травмы «предательства»: «Словарь: «отделить(ся)», «ты понимаешь?», «я могу», «я сам справлюсь», «я это знал», «доверься мне», «я ему не доверяю»» [1, С. 151].

Обращаясь к интервью данным И. Маском Т. Карлсону, мы часто можем слышать от Илона такие выражения как: «Ну ты понял, о чем я», «Я думаю, если бы кто-то и знал, это был бы я», «Я действительно постарался создать компанию, которая стала бы противовесом Google» и др. [2].

Таким образом, не только физиологически, но и вербально И. Маек соответствует маски «контролирующий», что свидетельствует о его травме «предательства». В своей теории Л. Бурбо утверждает, что травма «предательства» возникает у мальчиков в детском возрасте в период от двух до четырех лет, преимущественно с родителем противоположного пола, т.е. матерью. Данная детская травма схожа с разработанной теорией 3. Фрейда «Эдипов комплекс», т.к. отражает двойственное, бессознательное отношение ребенка с родителем, в данном случае мальчика с матерью, а затем крушение доверительных связей, ненависть к родителю [6].

Так как узнать такую интимную подробность из детства бизнесмена невозможно, мы лишь предполагаем наличие у него данной травмы. Поэтому следующим шагом является рассмотрение жизненной перспективы И. Маска в рамках паттерного поведения маски «контролируемого».

В рамках теории Л. Бурбо, травма «предательства» создает у человека следующие ключевые особенности характера: «Считает себя очень ответственным и сильным. Стремится быть особым и важным. Не сдерживает свои обещания и обязательства или делает усилия над собой, чтобы сдержать их. Легко лжет. Манипулятор. Соблазнитель. Имеет много ожиданий. Настроение неровное. Убежден, что прав, и стремится убедить других. Нетерпеливый. Нетерпимый. Понимает и действует быстро. Хороший исполнитель, поскольку хочет быть отмеченным. Циркач. Доверяется с трудом. Не показывает свою уязвимость. Скептик. Боится нарушить или снять с себя обязательство» [1, С. 151].

Обращаясь к биографии И. Маска, видим, что проблемы, связанные с взаимодействиями с людьми, а также социальный статус выстраиваются вокруг именно этих перечисленных характерных особенностей:

1. Не может выстроить семью, так как манипулирует и постоянно контролирует своих жен.

2. Обладает высоким социальным статусом, подтверждаемый не только наличием у бизнесмена денег, но и то, как финансовый рынок очень часто связан с тем, что говорит или пишет И. Маек у себя на личной страничке в социальной сети Twitter. Что демонстрирует его высокое Эго и желание обладать невероятной силой, быть значимым для людей.

3. Множество скандалов в СМИ, связанных с невыполненными обещаниями.

Таких ярких примеров в жизни американского бизнесмена И. Маска можно привести ещё десяток, что подтверждает влияние детской психотравмы на жизненную перспективу личности.

Выводы. Таким образом, изучив детские психотравмы, проявление и влияние на жизненную перспективу личности на основе двух психологических подходов - К. Юнга и Л. Бурбо на примере биографии И. Маска, мы делаем вывод, что люди, пережившие в детстве травмирующие ситуации, могут на протяжении всей жизни испытывать сложности в выстраивании социальных связей, в построении карьеры, проявлении себя как личности и в получение удовольствия от жизни. Травмированные в детстве люди склонны к психологическим заболеваниям, в том числе к депрессии, к зависимостям и к суицидальным мыслям. Такие люди чаще обращаются к психологу и в течение длительной терапии им удается уменьшить влияние травм на жизнь, о чем говорит, и сама Л. Бурбо в книги «Исцеление пяти травм».

На примере же И. Маска видим, что травма не всегда обладает властью над жизнью человека. Маску удается вступать в долгие любовные отношения, выстраивать крепкие дружеские отношения, строить бизнес, однако пока травма не будет излечена, травмированная личность склонна к тому, чтобы вновь и вновь «надевать маски», убегать, избегать или контролировать окружающих людей.

Литература:

1. Бурбо, Л. Пять травм, которые мешают быть самим собой / Лиз Бурбо; перев. с франц. В. Трилиса. - М:000 Книжное издательство «София», 2021. -224 с.

2. Илон Маек и Такер Карлсон | ИИ, TruthGPT, Твиттер, крах банковской системы: [Электронный ресурс] // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=bOznEZAjX3I&t=1295s

3. Кровяков, В.М. Психотравматология: монография / В.М. Кровяков. - М., 2005. - 315 с.

4. Мазур, Е. Психологическая травма и психотерапия / Е. Мазур // Московский психотерапевтический журнал. -2003. -№ 1.-С. 31-52

5. Маек, М. Женщина, у которой есть план / Мейк Маек; перев. с англ. Д.Э. Ключаревой. - М.: Эксмо, 2020. - 208 с.

6. Фрейд, 3. Психология бессознательного / Зигмунд Фрейд; перев. с нем. Г.В. Барышниковой. - М.: Изд-во ACT: Хранитель, 2007. - 605 с.

7. Юнг, К.Г. Отношение между эго и бессознательным / Карл Густов Юнг; перев. А Чечиной. - М.: Издательство ACT, 2022. - 320 с.

Психология

УДК 159.96

кандидат педагогических наук, доцент Скавычева Елена Николаевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); кандидат педагогических наук, доцент Сегова Татьяна Дмитриевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье заключена проблема коррекции тревожности у выпускников средней школы. Авторами статьи обусловлен выбор ключевого определения проблемы, на которое они опираются. На основе изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы выявлены сущность тревожности выпускников. Также определены особенности коррекции тревожности у выпускников средней школы. Помимо этого, в статье предложены и охарактеризованы направления работы психолога по коррекции тревожности у выпускников средней школы. Кроме того, авторами статьи описаны возможности методов арт-терапии в коррекции тревожности обучающихся выпускных классов. Выделенные методы арт-терапии подкреплены научным обоснованием, что позволяет специалисту реализовать конкретные арт-терапевтические методы в профессиональной деятельности в условиях общеобразовательной организации. Новизна статьи, в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению, заключается в том, что выявлены и охарактеризованы возможности методов арт-терапии в коррекции тревожности у выпускников средней школы.

Ключевые слова: арт-терапия, метод, коррекция, тревожность, выпускник средней школы.

Annotation. The article contains the problem of correction of anxiety among high school graduates. The authors of the article determined the choice of the key definition of the problem, on which they rely. Based on the study and analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the essence of graduates' anxiety was revealed. The features of correction of anxiety among high school graduates are also determined. In addition, the article proposes and characterizes the work of a psychologist in the correction of anxiety among high school graduates. In addition, the authors of the article describe the possibilities of art therapy methods in the correction of anxiety in graduate students. The selected methods of art therapy are supported by scientific justification, which allows the specialist to implement specific art therapy methods in professional activities in the context of a general educational organization. The novelty of the article, in comparison with others related in subject matter and purpose, lies in the fact that the possibilities of art therapy methods in the correction of anxiety among high school graduates are identified and characterized.

Key words: art therapy, method, correction, anxiety, high school graduate.

Введение. Учащиеся 11-х классов современных общеобразовательных школ сталкиваются со многими трудностями, которые включают: успешное освоение учебной программы, подготовку и сдачу стандартизированного государственного экзамена, успешное общение среди сверстников, выбор профессии. Решение таких задач сопряжено с высокой степенью ответственности со стороны самих школьников. Осознание высокой ответственности приводит к опасениям за правильность принимаемых решений, боязни ошибиться, психологическому напряжению в отношениях. Переживаемые психические состояния могут негативно сказаться на успеваемости выпускников средней школы.

Чрезмерная учебная нагрузка и психологическое напряжение, которым подвергаются выпускники в процессе подготовки к экзамену и во время его проведения, часто приводят к эмоциональной слабости, проявлениям психосоматики, аддиктивному поведению, отстраненности и самоубийству. Многие исследователи описывают повышенную тестовую тревожность как негативный травмирующий фактор, вызывающий невроз, панические атаки, фрустрацию, психосоциальную дезадаптацию и реактивную депрессию.

На сегодняшний день одним из наиболее актуальных средств снижения тревожности является арт-терапия. Арт-терапевтические практики Л.Д Лебедевой, А.И. Копытина, Н. Дж. Роджерс, А. Хилла и др. отличаются высокой востребованностью у психотерапевтов и психологов. Ценное свойство арт-терапии заключается в том, что этот способ снижения тревожности отличается своей мягкостью, и в то же время глубиной воздействия на человека [4]. Поскольку тревожность есть переживание эмоционального свойства, то возможности арт-терапии, как универсального способа работы с эмоциями, довольно широки.

Тревожность является предметом исследования как зарубежных, так и отечественных ученых на протяжении многих лет. О возрастании внимания ученых к явлению тревожности свидетельствуют многолетние исследования, проводимые как в нашей стране, так и за рубежом (Л.В. Бороздина, В.М. Астапов, Е.В. Вяткин, И.Ю. Гаранькова, A.M. Прихожан, Ю.Л. Ханин, 3. Фрейд, Г.С. Салливан, К. Хорни, Р. Мэй, Э. Эриксон и др.).

База арт-терапевтической работы заложена такими западными учеными, как В. Ловенфельд, Е. Кейн, Э. Крамер, М. Либманн, Д. Вудз, Р. Сильвер, Ш. Макнифф, Б. Мун. В нашей стране подобные исследования начались лишь в 90-х годах XX века, и представлены работами следующих авторов: А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская, М.С. Вальдес-Одриоссола, Л.Д. Лебедева, Ю.Е. Борздыко, О.И. Постальчук, М.Ю. Алексеева, Е.Р. Кузьмина, А.В. Гришина, Л.А. Аметовой и других.

Следует обратить внимание, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе остаются недостаточно разработанными практические методы организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся старшего подросткового возраста с высоким уровнем тревожности, недостаточно освещены исследования и методические разработки по использованию методов арт-терапевтической направленности в рамках коррекции тревожности обучающихся выпускных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.