Научная статья на тему 'Влияние деструктивных культов на формирование картины мира'

Влияние деструктивных культов на формирование картины мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
316
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / ВЕРА / НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / НАУКООБРАЗНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ряховская Татьяна Викторовна, Косяков В. С.

Научное знание в любой области представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой различных типов знаний: и теоретических, и фактических. Одним из блоков оснований науки является научная картина мира. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на различных стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления человека, как о природе, так и о жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние деструктивных культов на формирование картины мира»

Ряховская Татьяна Викторовна доцент кафедры государственного и муниципального управления Второй Тамбовский филиал РАНХиГС, к.ф.н.

Косяков В.С. студент 4 курса направления подготовки «государственное и муниципальное управление» Второй Тамбовский филиал РАНХиГС

ВЛИЯНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ

КАРТИНЫ МИРА

Ключевые слова: картина мира, вера, новые религиозные движения, наукообразность

Аннотация. Научное знание в любой области представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой различных типов знаний: и теоретических, и фактических. Одним из блоков оснований науки является научная картина мира. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на различных стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления человека, как о природе, так и о жизни общества.

Термин «картина мира» впервые появляется в области физического знания в конце 19 века. Выделяют также естественнонаучную картину мира, которая соответствует представлениям о структуре и развитии природы. Существуют и специальные картины мира (физическая, химическая, биологическая, картина общества) [6].

Созданию целостной картины мира не меньшее внимание уделяла и религия. Основой религиозной картины мира является образ Бога или богов, то есть представление о высшей сверхъестественной реальности. Религиозная картина мира включает в качестве объекта не только внешний мир, но и личностное бытие. Эта картина мира выражается в аксиологических понятиях, раскрывает смысл жизни, высшие ценности и нормы. Исходной точкой в религиозной картине мира выступает вера.

Вера невозможна без трансцендентности, она всегда предполагает веру либо в сверхъестественный, запредельный мир, либо в Бога, как трансцендентный объект, веру в человека как образ божий и веру в возможности человека в мире неисчерпаемого бытия [23].

Присутствие веры обеспечивает человеку психологическую уверенность в выдвижении гипотез, указывает лишь на возможность существования какого-либо предмета, является лишь ориентиром для человеческого разума. Научное познание, помимо рациональных элементов, содержит в себе элементы творчества, которое предполагает нестандартное решение проблемы, парадоксальные ситуации, которые противоречат здравому смыслу и принимаются исключительно на веру. Психологическая составляющая веры восполняет недостаток информации о предмете, закрепляя искомый образ, существующий в виде доминантного очага в сознании. Таким образом, вера в научном познании способствует поиску новых знаний, принятию и закреплению их в области объективного знания.

Современная цивилизация переживает глубокий духовный кризис, который уже со 2-ой половины 20 века выражается в социально-экономических, политических, экологических и демографических проблемах. Вышеуказанные причины и настроения в обществе создали благоприятные условия для возникновения и распространения новых религиозных движений, а также активизации деятельности организаций, проповедующих традиционные суеверия, внеконфессиональные верования (к ним можно отнести сатанизм, астрологию, языческие культуры и т.д.), видоизмененные варианты национальных и мировых религий (к примеру, многочисленные виды современного протестантизма).

Все эти движения и организации, претендуя на статус обладающих единственно-истинным знанием, обещают каждому своему последователю обязательное личное спасение и самосовершенствование, возможности самовыражения, моральную, а иногда и экономическую защиту от общественных потрясений. Это происходит посредством изоляции адепта от

окружающего мира, четко регламентированному образу и стилю жизни. Большое влияние имеет и психотерапевтический аспект. Применяемые психотехники служат средством для достижения такого состояния личности, при котором становится необходимой отрешенность от мира, фактический отрыв от него.

Существуют различные трактовки понятия «новые религиозные движения». Л.И. Григорьева дает подробный анализ данного явления, приводя различные определения и их подробную сравнительную характеристику [8]. Наиболее часто встречаются следующие определения «нетрадиционная религиозность» [2], новая или новейшая нетрадиционная религиозность «новые религиозные движения»[4] (НРД), новые религии, неорелигиозность; «культы» - новые, внеконфессиональные, деструктивные, молодежные и т.п. [17]; «секты» - новые, восточные и т.д. [1], «альтернативные религиозные движения» [21], «движение новый век» [5] (Нью Эйдж). Помимо указанных, существует ряд более общих понятий, таких, например, как «движение контр-культуры», «психоделическая революция», «культурная революция» [8].

Приверженцы так называемых «новых религий» пытаются найти истину, смысл жизни чаще всего в предписаниях эклектических учений, представляющих собой смешение элементов различных религий -христианства, ислама, а так же оккультизма, теософии, антропософии и других мистических доктрин. У всех религиозных новообразований есть еще одна общая отличительная черта. Внешне это выглядит как поиск инварианта единой для всех религии, которая представляла бы собой абсолютно неопределенную смесь элементов разных религий с примесями новых оккультных верований. Синкретические религиозные взгляды составляют главную отличительную черту большинства объединений.

Это направление религиозно-мистических поисков сближается с влиятельными школами неофрейдизма, представленного именами Р. Ассаджиоли, П. Гудмена, А. Маслоу, К. Юнга. Исследования по

психоделическому переживанию, медитации, парапсихологии, неконвенциональной медицине быстро превращаются в новую академическую профессию, имеющую дело с изучением так называемого «измененного сознания» [23].

В движении «Нью Эйдж» сегодня создана система собственной своеобразной «науки», занимающейся исследованием проблем, находящихся на стыке между позитивным экспериментально устанавливаемым знанием и мистическо-иррациональной составляющей субъективного мировосприятия. Это «наука», которая неожиданно оформилась и обрела авторитет как целое сообщество со своими институтами и научными изданиями. К их числу, например, можно отнести журнал «Revision» и серию «New Science Library» при издательстве «Шамбала», редактируемые психологом и методологом Кеном Уилбером и посвященные анализу авангардистских аспектов науки.

Паразитирующими на новейших научных достижениях, на изменении массового сознания людей о современных масштабах цивилизации, на изменении соотношений пространств Земли и бесконечности Космоса, являются космологические теории различных систем новейшей религиозности. Практически все новые религиозные движения имеют кроме культовых, обрядовых практик «научно-теоретическое» обоснование своих доктрин. Новые религиозные движения дают понятные современным людям ответы на экзистенциальные вопросы, помогают преодолеть чувство одиночества и заброшенности, духовный распад. Люди ищут для себя «духовных опор» в оккультных направлениях.

Следует признать, что претензии классической науки на обладание истинным знанием не всегда оправданны. К. Поппер приходит к выводам о невозможности достигнуть достоверного положительного знания [22]. Однако, рассматривая картины мира, претендующие на содержание объективных знаний об окружающей реальности, которые создаются в других, в том числе религиозных, системах, нельзя исключать категорию сомнения. Достижения современной науки создают впечатление практически

безграничных возможностей человечества в познании мира. Иногда на этом фоне происходит смешение достоверных знаний, предположений и заблуждений, что не позволяет человеку защититься от псевдонаучных изысканий. Мистические воззрения могут соединяться с научными, не вступая с ними в противоречие, нетрадиционные формы верований ассимилируют новейшие достижения науки и становятся менее уязвимыми для критики.

Именно на этой платформе пытаются строить свои «научные» картины мира и футурологические прогнозы приверженцы НРД. Во всех картинах мира, рисуемых религиями «Нового века» есть одна общая черта - наличие у каждой группы своего особенного языка и понятийного аппарата с претензией на «наукообразность» изложения своих неомистических доктрин. Понятийное оформление и дальнейшее развитие научной картины мира заставило все сомнительные явления, эзотерические учения, представленные по большей части новыми религиозными движениями, объяснять естественнонаучными способами. Но некоторые последователи эзотерического направления предлагают видоизменить законы природы, методы формирования естественнонаучной картины мира, чтобы осуществить рационализацию экстрасенсорных феноменов (телепатия, телекинез, ясновидение и т.д.) и эзотерических учений [12]. Иногда звучат предложения институционализировать всю область ЭСФ, а попытки научного объяснения объявить средством для этого. Успешная институционализация превращает их в церкви, тайные общества (масонство), общественные движения, школы самосовершенствования (дианетика), педагогические системы (вальдорфские школы), науки» [12]. Обращение к науке объявляется фактическим средством легитимизации эзотерических доктрин и «тогда проблематика ЭСФ утратит все основания считаться «лженаукой» и приобретет добропорядочный статус - например, социально-эзотерической практики, антропологического учения, или религии» [12].

Итак, стремление к популистским объяснениям экстрасенсорных

феноменов, эклектизм используемых понятий и терминов, заимствование их из научного языка, сомнение в достоверности и полноте объема естественнонаучных данных приводит к тому, что эзотерические доктрины претендуют на роль базисных учений. Создаваемые ими альтернативные картины мира носят мозаичный, антинаучный характер. Присутствие феномена веры в данном процессе, находит свое выражение в принятии априори истинности выводимых парадигм или неорелигиозных догматов.

^исок литературы

1. Балагушкин, Е.Г. Неоориентализм: религиозно-мистические культы

и идейные искания Запада / Е.Г. Балагушкин// Вопросы научного атеизма. М., 1985. - Вып. 32.

2. Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. / Е.Г. Балагушкин - М., Ин-т философии РАН. - 1999.

3. Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в странах Запада и их влияние на молодежь. / Е.Г. Балагушкин - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 103с.

4. Балагушкин, Е.Г. Осторожно! «Новые религии» / Е.Г. Балагушкин // Глобус. - 1988. - №39. - С. 21.

5. Балагушкин, Е.Г. Религиозно-мистические влияния в молодежной контр-культуре / Е.Г. Балагушкин // Контр-культура и социальные трансформации. - М., 1990.

6. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2002.

7. Григорьева, Л.И. Религии «Нового века» в современной России. Диссертация на соискание ученой степени доктора филос. наук. - М., 2000.

8. Григулевич, И.Р. Пророки «новой истины». /И.Р. Грпгулевич. - М., 1983.

9. Кураев, Д.А. Сатанизм для интеллигенции. (О Рерихах и Православии). В 2-х т. - М., Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Издательство «Отчий дом», 1997.

10. Евстифиева, Е.А. Феномен веры: Автореферат диссертации на

соискание ученой степени доктора философских наук. - М., 1995.

11. Кимелев, Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. / Ю.А. Кимелев - М., Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 432 с.

12. Копылов, Г.Г. Эзотерика, наука, экстрасенсорика: как можно избежать «лженаук» / Г.Г. Копылов// Философские науки, №2. - 2001. - С. 129 - 144.

13. Митрохин, Л.Н. Религии «Нового века». / Л.Н. Митрохин. - М., 1985.

14. Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ. и дополн. -Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. - 1280 с. - (Мир энциклопедий).

15. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник. - Белгород: Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 2002. - 446 с.

16. Поппер, К.Р. Объективное знание. Эволюционный подход. / К.Р. Поппер - М., 2002.

17. Привалов, К. Секты - досье страха./ К. Привалов. - М., Политиздат,

1987.

18. Трофимчук, Н.А. Новые религиозные движения: понятия, критерии. В сб. «Религия и политика в современной России»./Н.А. Трофимчук./ - М., 1997. - С. 57-58.

19. Трофимчук, Н.А. Чего добиваются борцы с новыми сектами? / Н.А. Трофимчук // Религия и право, 1999. - № 5.

20. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989.

21. Худавердян, В.Ц. Современные альтернативные движения./ В.Ц. Худавердян. - М., 1986.

22. Шахов, М.О. Религиозное знание, объктивное знание и наука /М.О. Шахов // Вопросы философии, 2004. - №11. - С. 65 - 80.

23. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991.

24. Roszak T. Unfinished Animal. The Aquarian Frontier and the Evolution of Consciousness. -N.Y. 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.