Научная статья на тему 'Влияние демократических процессов на становление и развитие уголовно-правовых норм об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности'

Влияние демократических процессов на становление и развитие уголовно-правовых норм об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ершов Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние демократических процессов на становление и развитие уголовно-правовых норм об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности»

М.А. Ершов

Ершов Максим Александрович — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного и уголовноисполнительного права Нижегородской академии МВД России

Влияние демократических процессов на становление и развитие уголовно-правовых норм об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности

Начало возникновения демократических процессов в России связано с политической деятельностью первого Президента СССР М.С. Горбачева. Следующий шаг на пути к демократии — это распад Союза и принятие на всенародном референдуме Конституции РФ. С того времени прошло уже 20 лет, однако и поныне в России не завершено формирование ряда демократических институтов. Общество постепенно готовится к переходу от одного этапа демократического построения к другому, продвигаясь все дальше и дальше к настоящей демократии. Верно в одной из своих статей в период предвыборной кампании 2012 года отметил В.В. Путин: «Настоящая демократия не создается одномоментно, не копируется по внешнему образцу. Необходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов. Чтобы большинство людей почувствовали себя гражданами, готовы были бы на регулярной основе тратить свое внимание, свое время, свои усилия на участие в процессе управления. Другими словами, демократия работает там, где люди готовы в нее что-то вкладывать...»1. И действительно, российское общество, судя по последним исследованиям ученых, экспертов, журналистов, становится более подготовленным к переходу на новый уровень развития демократического государства. Создан и заработал такой институт, как Открытое правительство, сделаны шаги по формированию общественных советов при различных органах государственной власти и местного самоуправления.

Итак, позади несколько этапов демократического построения, которые ознаменованы изменениями в политической и социально-экономической сферах жизнедеятельности нашего общества. Однако, какие бы изменения не происходили в государстве, стремящемся к «настоящей» демократии, отражением происходящих процессов всегда были и остаются конкретные нормы и правила, которые как снимки в хорошем фотоальбоме передают демократическую (либо недемократическую) атмосферу: здесь мы на референдуме, здесь — на выборах, здесь на митинге с оппозицией, здесь в составе общественного совета обсуждаем законодательные инициативы и т. д. Соответственно, именно действующие нормы и правила отражают этап и даже уровень демократического развития. Особо следует выделить нормы уголовного законодательства, так как чем жестче эти нормы, тем больше свободы действий и власти не у народа, а у соответствующих государственных структур.

Уголовный закон, как известно, направлен на охрану различных отношений. Данное исследование будет проведено на примере уголовно- правовой охраны общественных отношений в сфере экономической деятельности, так как именно указанная сфера наиболее ярко отражает степень вмешательства государства в различные сферы жизнедеятельности. В связи с этим следует вспомнить фразу: «там где большие деньги — там власть». И чем больше государственная власть вмешивается в сферу экономики, тем меньше этой власти остается у народа. Ярким примером вмешательства государства в сферу экономики называют нормы УК РСФСР 1960 года2, устанавливавшие запрет на осуществление частнопредпринимательской деятельности.

Смена общественно-политического строя в начале 90-х годов прошлого века была ознаменована отказом от таких преступных деяний, как частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество (ст. 153), а также спекуляция (ст. 154) 3. Наше демократическое общество в стремлении к рыночным отношениям стало расчищать свой путь, убирая с него преграды в виде подобных норм. Затем, в связи с необходимостью упорядочения общественных отношений в сфере торговли,

1 Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. 6 февраля.

2 Уголовный кодекс РСФСР: утв. ВС РСФСР 27 октября 1960 года // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40, ст. 591.

3 См.: О действии на территории РСФСР Закона СССР от 31 октября 1990 года «Об усилении ответственности за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и за злоупотребления в торговле»: закон РСФСР от 28 февраля 1991 года № 752-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 9, ст. 204; О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях: закон РСФСР от 5 декабря 1991 года № 1982-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52, ст. 1867.

УК РСФСР 1960 года был дополнен статьями 1624 и 1625 (незаконное предпринимательство и незаконное предпринимательство в сфере торговли)1.

На следующем этапе демократических преобразований был принят новый уголовный закон2. Его содержание (в том числе закрепленные в нем принципы) и структурное построение как лекало отобразили перемены, происходящие в общественно-политической жизни страны. Так, если глава о государственных преступлениях в УК РСФСР 1960 года была структурно помещена в начале Особенной части, то в УК РФ 1996 года приоритет был отдан охране интересов личности и общества (в том числе общественных отношений в сфере экономической деятельности в рамках гл. 22), а уже затем — интересов государства.

С момента принятия уголовного закона прошло 15 лет. За это время в различных сферах жизнедеятельности нашего общества произошли существенные изменения, которые затронули в том числе и нормы УК РФ. Сегодня речь ведется о четырех основных направлениях развития уголовного законодательства: 1) усиление ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних; 2) усиление ответственности за коррупционные преступления; 3) усиление ответственности за экстремистские преступления; 4) либерализация уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности.

Четвертое направление связывается с введением в действие статьи 761 УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности», декриминализацией товарной контрабанды, ряда форм незаконной предпринимательской деятельности, дополнением части 1 статьи 191 (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга) признаком совершения деяния в крупном размере3; дифференциацией ответственности за совершение мошенничества в сфере предпринимательской деятельности (увеличена сумма крупного размера с 250 тысяч рублей до 1,5 млн рублей, особо крупного размера — с 1 млн рублей до 6 млн рублей)4; исключением из УК РФ статьи 182 (заведомо ложная реклама), 200 (обман потребителей)5; и др.

Обозначенные изменения и ряд иных решений (к примеру, объявление «экономической амнистии»6, ограничение поводов для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях (ст. 198—1992 УК РФ) только теми материалами, которые направляются налоговыми органами для решения вопроса о наличии (отсутствии) признаков состава преступления7) сигнализировали общественности о попытках государства снизить влияние властных структур на бизнес, что, в первую очередь, свидетельствует о зависимости развития норм уголовного законодательства от происходящих демократических процессов в стране. Тем не менее, снижение влияния органов государственной власти на бизнес в рамках одних норм УК РФ компенсируется ужесточением ответственности в рамках других.

Так, законодателем существенно видоизменена статья об ответственности за легализацию денежных средств и имущества, при этом она была разбита на 2 самостоятельные статьи. Изначально уголовно наказуемыми считались действия, связанные с легализацией имущества, добытого незаконным путем. Затем произошла частичная декриминализация легализации. Стали наказывать за легализацию добытого преступным путем, причем только в крупном размере. Далее из основных составов крупный размер был исключен, а в апреле 2010 года крупный размер вновь вернули в основной состав преступления, предусмотренного статьей 1741 УК РФ. Кроме того, указанный состав преступления получил в качестве обязательного признака специальную цель (придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом). В июне 2013 года законодатель снова исключил из части 1 статьи 1741 УК РФ признак «совершение деяния в крупном размере», при этом крупный размер применительно к статьям 174, 1741 УК РФ

1 См.: О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю: закон РФ от 1 июля 1993 года № 5304-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 32, ст. 1231.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954.

3 См.: О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50, ст. 7362.

4 См.: О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 29 ноября 2012 года № 207-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 49, ст. 6752.

5 См.: О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50, ст. 4848.

6 См.: Об объявлении амнистии: постановление ГД ФС РФ от 2 июля 2013 года № 2559-6 ГД // Собрание законодательства РФ. 2013. № 27, ст. 3558.

7 См.: О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 407-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50, ст. 7349.

Ершов М.А. Влияние демократических процессов на становление и развитие...

был снижен с 6 млн рублей до 1,5 млн рублей. Также из обозначенных норм УК РФ были исключены слова «за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 1991 и 1992 настоящего Кодекса», что по замыслу законодателя позволит привлекать к уголовной ответственности по статьям 174, 1741 УК РФ в случае легализации денежных средств, которые не были уплачены в качестве различных налогов, сборов, платежей, либо не были возвращены/зачислены на счета в уполномоченном банке при наличии соответствующих признаков преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198—1992 УК РФ.

Помимо этого, в главе 22 УК РФ произошли следующие изменения, усиливающие влияние государственно-властных структур на бизнес: введены статьи 1701 (фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета), 1712 (незаконные организация и проведение азартных игр), 1851 —1856 (деяния, посягающие на общественные отношения в сфере рынка ценных бумаг), 1991 —1992 (налоговые преступления). Кроме того, были криминализированы хранение и перевозка в целях сбыта поддельных денег и ценных бумаг; незаконные получение и разглашение сведений, составляющих налоговую тайну (ст. 183 УК РФ); расширен перечень деяний, наказуемых в рамках статьи 185 УК РФ (злоупотребление при эмиссии ценных бумаг). Существенно расширена статья 195 (неправомерные действия при банкротстве), в ней появилась часть третья. Усилены меры борьбы с выводом капитала за рубеж (ст. 193, 1931 УК РФ). Взамен товарной контрабанды в УК РФ появилась денежная контрабанда (ст. 2001), взамен лжепредпринимательства — незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 1731), незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ст. 1732).

Таким образом, мы видим, что за прошедшие годы в сфере экономической деятельности было криминализировано больше деяний, чем декриминализировано.

Кроме того, несмотря на то, что в декабре 2011 года в статью 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ1 введена часть 11 (поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198—1992 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела)2, в декабре 2012 года Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию РФ заявил о необходимости отказа «от презумпции виновности бизнеса, от обвинительного уклона в правоохранительной и судебной практике», а также о том, что нужно исключить из системы права все зацепки, которые позволяют превращать хозяйственный спор в сведение счетов при помощи заказных уголовных дел3, в октябре 2013 года свет увидела новая законодательная инициатива Президента РФ4 — вернуть возможность возбуждения уголовных дел по статьям 198—1992 УК РФ на основании материалов оперативной проверки, проводимой органами внутренних дел.

В связи с изложенным говорить о стопроцентной либерализации уголовного законодательства в сфере экономической деятельности пока еще рано.

Вместе с тем, произошедшие изменения, затронувшие гл. 22 УК РФ, свидетельствуют об отсутствии в настоящее время стройной четкой позиции законодателя относительно вопросов криминализации и декриминализации соответствующих деяний. Возникновение обозначенной проблемы в российском законотворчестве связано в первую очередь со слабой работой демократических институтов. На сегодняшний день в России действует Общественная палата РФ, работает Открытое правительство, создаются общественные советы при различных органах государственной власти и местного самоуправления. Однако кардинально ситуация пока не меняется. Что же может вывести наше общество на более качественный уровень принятия законодательных решений?

Вот уже несколько лет в доктрине уголовного права ведется речь о необходимости принятия соответствующей концепции уголовной политики5. На официальном сайте Общественной палаты РФ представлен к обсуждению проект такой концепции, в рамках которой предлагается разработать и принять Федеральный закон «О нормативных правовых актах Российской Федерации», предусмотреть в нем специальные требования к обоснованию необходимости принятия законов о внесении изменений в УК РФ, включающие изложение научно обоснованных положений о социальной и кримино-

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52, ч. 1, ст. 4921.

2 См.: О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 407-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50, ст. 7349.

3 См.: Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ: послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года // Российская газета. 2012. 13 декабря.

4 См.: О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (об уточнении порядка возбуждения уголовных дел): законопроект № 357559-6. ЫЯЬ: http://asozd2.duma.gov.ru/main. пзТ/(8ргаука)?ОрепАде^&ВМ=357559-6 (дата обращения: 16.10.2013).

5 См., например: Коробеев А. Лоскутное одеяло Уголовного кодекса. ЫЯЬ: http://www.ng.ru/ng_politics/2013-02-

05Z14_uk.html (дата обращения: 12.05.2013).

логической обусловленности предлагаемых изменений, прогнозируемых последствиях принятия закона и его результатах1.

Да, действительно, принятие концепции и обозначенного закона позволят решить ряд проблем. Однако концепция и Федеральный закон «О нормативных правовых актах Российской Федерации» — это только начало качественных изменений. Потребуется создание особого механизма взаимодействия различных институтов гражданского общества с правотворческими и правоприменительными органами. Необходимо на законодательном уровне установить обязательность обсуждения поправок к УК РФ с участием представителей ведущих юридических вузов страны, научно-исследовательских организаций, экспертных советов, в целом широкой общественности. Тем более, что на данный момент наше общество уже готово постепенно включаться в правотворческий процесс, напрямую влияя на принятые решения.

Пока же отсутствие такой концепции, обозначенного федерального закона, полноценной работы институтов демократического общества, существенного влияния указанных институтов на властные структуры закономерно ведет к отсутствию системности, логичности, стройности в деятельности по изменению норм об ответственности за совершение преступлений экономической направленности.

1 ЫЯЬ: http://www.oprf.ru/discussions/newsitem/17889?offset=0 (дата обращения: 20.09.2013).

Ершов М.А. Влияние демократических процессов на становление и развитие..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.