Научная статья на тему 'Влияние «Чувства партнёра» на эффективность спортивных выступлений в акробатическом рок-н-ролле'

Влияние «Чувства партнёра» на эффективность спортивных выступлений в акробатическом рок-н-ролле Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКРОБАТИЧЕСКИЙ РОК-Н-РОЛЛ / ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ / ЧУВСТВО ПАРТНЁРА / АКРОБАТИЧНИЙ РОК-Н-РОЛ / ПіДГОТОВКА СПОРТСМЕНіВ / ПОЧУТТЯ ПАРТНЕРА / AN ACROBATIC ROCK-AND-ROLL / PREPARATION OF SPORTSMEN / FEELING OF THE PARTNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьева Г. П., Мулик В. В.

Статья посвящена проблеме определения значимости процесса восприятия движений партнёра при исполнении сложных акробатических элементов, дальнейшей разработке понятия «чувство партнёра» для эффективной подготовки спортсменов высокого класса в акробатическом рок-н-ролле. Отмечены возрастные особенности для наиболее эффективного развития «чувства партнёра».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемьева Г. П., Мулик В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of "feeling of the partner" on efficiency of sports performances in an acrobatic rock-and-roll

Clause is devoted to a problem of definition the importance of process perception partners movements the at execution of complex acrobatic elements, the further development of concept « feeling of the partner » for effective preparation of sportsmen of a high class in an acrobatic rock-and-roll. Age features for the most effective development of feeling of the partner are noted.

Текст научной работы на тему «Влияние «Чувства партнёра» на эффективность спортивных выступлений в акробатическом рок-н-ролле»

- С. 8 - 12.

4. Губанов А.В. Полиция Италии. - М., 1971. - С. Зб.

5. Марищук В. Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки. Дис... канд. пед. наук. - Л., 19б4. - С. 112 - 114.

6. Непомнящий С.В. Средства и методы профессиональноприкладной физической подготовки работников отдельных подразделений МВД СССР. Автореферат дис.... канд. пед. наук. - М., 1989. - С. 24.

7. Пархоменко П.П. Изучение и совершенствование внимания курсантов-летчиков средствами физической подготовки и спорта. Дис...канд. пед. наук. - Ейск, 197З. - С.127-128.

8. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованию. - М., 19б9.

9. Подлипняк Ю.Ф. Педагогические основы физической подготовки слушателей вузов МВД СССР Дис.... докт. пед. наук. - М., 1985.- С. 99.

10. Санарин О.Е. Профессионально-психалогическая устойчивость сотрудников ОВД и пути ее совершенствования (на материале деятельности оперуполномоченных уголовного розыска). Дис... канд. пед. наук. - М., 1980.

- С. 757.

11. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. - М., 1987. - С. б9.

Надійшла до редакції 29.04.2007р.

ВЛИЯНИЕ «ЧУВСТВА ПАРТНЁРА» НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В АКРОБАТИЧЕСКОМ РОК-Н-РОЛЛЕ

Артемьева Г. П., Мулик В. В. Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотация. Статья посвящена проблеме определения значимости процесса восприятия движений партнёра при исполнении сложных акробатических элементов, дальнейшей разработке понятия «чувство партнёра» для эффективной подготовки спортсменов высокого класса в акробатическом рок-н-ролле. Отмечены возрастные особенности для наиболее эффективного развития «чувства партнёра».

Ключевые слова: акробатический рок-н-ролл, подготовка спортсменов, чувство партнёра.

Анотація. Артем’єва Г.П., Мулик В.В. Вплив «почуття партнера» на ефективність спортивних виступів в акробатичному рок-н-ролі. Стаття присвячена проблемі визначення значимості процесу сприйняття рухів партнера при виконанні складних акробатичних елементів, подальшій розробці поняття «почуття партнера» для ефективної підготовки спортсменів високого класу в акробатичному рок-н-ролі. відзначено вікові особливості для найбільш ефективного розвитку «почуття партнера».

Ключові слова: акробатичний рок-н-рол, підготовка спортсменів, почуття партнера.

Annotation. Artem’eva G.P., Mulik V.V. Influence of “feeling of the partner” on efficiency of sports performances in an acrobatic rock-and-roll. Clause is devoted to a problem of definition the importance of process perception partners movements the at execution of complex acrobatic elements, the further development of concept « feeling of the partner » for effective preparation of sportsmen of a high class in an acrobatic rock-and-roll. Age features for the most effective development of “feeling of the partner” are noted. Keywords: an acrobatic rock-and-roll, preparation of sportsmen, feeling of the partner.

Введение.

Актуальность разработки задач, связанных с точностью выполнения профессиональной деятельности, выбором наиболее эффективных на текущий момент решений, быстрой ориентации их изменения в зависимости от динамики поведения среды, являются одинаково важной в любой области человеческой деятельности. Сложность ее решения связана, прежде всего, с многогранностью факторов, участвующих в обеспечении такого рода приспособительного поведения, которое обеспечивает быструю ориентацию при выборе решения, гибкость его изменения в зависимости от предъявленных условий среды.

Анализ данных литературы показывает, что практически такая форма поведения не имеет однозначного определения. В ряде случаев используются термины интуиция, компетентность, сообразительность, чувство среды, находчивость, гибкость действий. Этот ряд можно продолжить, но это не раскрывает сущность данного явления. В практике спорта широкое распространение нашли такие понятия как чувство снаряда, чувство поля, чувство противника или партнера, чувство воды, ветра, снега, дороги. В каждом виде спорта можно говорить о таком чувстве [2, 5].

Следовательно, речь идёт о мере различимости воспринимаемой ситуации, наличии определенного опыта поведения в различных вариантах проявления возникающих ситуаций и скорости выбора необходимого решения из арсенала накопленного опыта, которое в аналогичной ситуации давало наиболее эффективный результат. Точность выбора такого решения зависит от различимости с одной стороны изменений ситуации, а с другой результата успеха принимаемых ранее решений в аналогичных условиях.

Таким образом, речь идет о таких качествах как «быстрота» действий в выборе необходимого поведения, «координация» выбора действий и объема выборки, из которой осуществляется этот процесс. Кроме этого следует говорить о возможной продолжительности сохранения эффективности этого процесса или о «выносливости» в этом виде деятельности; а также о допустимых границах изменения его направленности при поиске оптимального варианта решения или его «гибкости». Если учитывать важность ситуации, в которой протекает рассматриваемый процесс, и напряжение психических процессов, то можно говорить о его «силе» [6].

Фактически, характеризуя такое качество как чувство «снаряда», «поля», «партнёра» и так далее, речь идёт об интегральном проявлении на текущий момент шести качественных характеристик определяющих деятельность человека. В получении конечного результата их долевое участие определяет многогранность проявления «чувства ситуации» и динамику его изменения, зависящую от долевого соотношения входящих в его формирование исходных компонентов. Отмеченные исходные компоненты определяют качественное про-

явление интегрального результата их взаимодействия, которое можно представить как некоторую их «смесь». Вариативность компонентов определяет особенности индивидуального многообразия, проявления и динамику изменения «чувства ситуации». Отсутствие любого из соответствующих компонентов исключает получение соответствующего качества конечной «смеси» [9].

Являясь конечным результатом, «чувство ситуации» должно выражаться через его определяющие компоненты в виде их произведения, а не сум -мы. Следовательно, его можно представить как некоторое аналитическое выражение, отражающее долевое участие каждого из соответствующих компонентов. Описательное вербальное представление всего многообразия проявления «чувства ситуации» практически не представляется возможным. Для аналитического отражения этого явления как функции шести переменных требуется установление линейной независимости базисных характеристик относительно друг друга [7].

Каждое из шести отмеченных качеств, которые определяют конечный результат - «чувство ситуации», имеют свои независимые морфофункциональные механизмы, обеспечивающие их проявления, что позволяет говорить об их взаимонезависи-мости. Однако в своём взаимном функциональном отношении шесть отмеченных качеств имеют парную дихотомическую структуру взаимоотношений. В этом случае «чувство ситуации» может быть представлено в трёхмерном пространстве отображения шести определяющих его компонентов [1]. Однако данная задача не имеет полного описания в источниках литературы.

Для оценки «чувства ситуации» и его качественного представления возможно составить диаграмму. Но в настоящее время нет достаточно объективных методов измерения двигательных качеств, а существующие методы не обеспечивают полного представления об их проявлении, поэтому в проводимых исследованиях оценки «чувства партнёра» были использованы частные методики, разработанные на основании практического опыта в подготовке спортсменов по акробатическому рок-н-роллу [4].

Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.

Формулирование целей работы.

Методики исследования заключались в визуальной оценке допускаемых нарушений синхронности действий партнёров по правилам, которые используются на соревнованиях. В тренировочном процессе исследовались различные режимы по интенсивности и продолжительности выполнения упражнений. Основной задачей проводимых исследований являлось выяснение того режима работы, при котором допускается наименьший процент ошибок к объёму выполненной работы.

Результаты исследований.

Результаты проведенных исследований показали, что выполнение совместных взаимокоорди-

нирующих действий, относительно заранее известного стандарта, существенно зависит от темпа выполнения задания, продолжительности выполнения задания, количества переключений элементов выполняемых движений на резко отличающиеся по своей направленности и темпу выполнения упражнений, расстояния между партнёрами, наличия отвлекающих факторов среды, ответственности при выполнении задания на контрольный результат.

Контрольные результаты, полученные в различных возрастных группах от пяти до семнадцати лет на контингенте лиц, не занимающихся спортом, показали, что «чувство партнёра» или «чувство среды», но в данном случае целесообразнее ввести ещё такую характеристику как «подражание наблюдаемому выполнению предлагаемого задания», наиболее высокое у детей 7-10 лет. Их показатели в одинаковой мере выше по продолжительности выполнения заданий, по темпу его воспроизведения, по доступной сложности выполнения предлагаемых серий упражнений и реакции на контрольное выполнение задания.

Полученные данные позволяют отметить возрастную особенность наиболее эффективного развития «чувства партнёра», которое базируется на «подражании» копируемого поведения. Такой результат совпадает и с поведением детей в игровой деятельности [8]. На основании этого факта можно говорить об оптимальных сроках начала спортивной специализации и содержания соответствующего учебного материала. Чрезмерно ранняя спортивная специализация с неадекватными физическими нагрузками по их сложности и интенсивности позволяют отобрать детей, которые относятся к категории опережающего биологического развития, что не гарантирует высокий уровень их обучаемости. Остальной контингент отсеивается, при этом «ломаются» их спортивные судьбы, так как по данным литературы процент «одарённых-опережающих» в своём развитии детей составляет 0,4%, в то время как «одарённых - нормально развивающихся и с запаздыванием» наблюдается до 6% [3].

Задача проводимых исследований заключалась в установлении значимости «чувства партнёра» в эффективности подготовки спортсменов высокого класса в акробатическом рок-н-ролле.

Каждый из партнёров ориентируется на ритм, который задаётся музыкальным сопровождением, но полная синхронность действий достигается при восприятии движений партнёра. Эта характеристика особенно важна при исполнении сложных акробатических элементов, когда действие партнёра важно не только воспринимать, но и контролировать его выполнение, участвуя в его целостном исполнении. В данном случае, особенно актуальными становятся понятия ведущий и ведомый. В стереотип движений ведомого включаются дополнительные компоненты его выполнения, которые позволяют с большей вариативностью исходных положений обеспечить достижение одина-

кового конечного результата. Такая двигательная способность организации динамического стереотипа носит название эквифинальности и со стороны ведомого требует более ускоренного либо более замедленного, более усиленного либо более ослабленного, с большей либо с меньшей амплитудой осуществления выполняемого упражнения. Практически, характеристики эквифинальности ведомого в существенной мере определяются ведущим партнёром. Данные особенности построения парных взаимоотношений в практике спорта решаются эмпирически. В силу того, что решение этой задачи не имеет теоретических обоснований, нами были обследованы лучшие пары в акробатическом рок-н-ролле и парном фигурном катании на предмет их быстроты и координационных способностей. Из пятнадцати обследуемых пар ведомые перекрывали поле координационных способностей и быстроты не менее чем на одну треть диапазона рассеивания этих характеристик у ведущего. В десяти парах обследуемых спортсменов, которые меняли своих партнёров, были отмечены либо несовпадение границ по контролируемым составляющим качествам быстроты и координации либо совпадение или перекрывание характеристических зон менее одной трети в своём различии.

Выводы.

На основании проведенных исследований можно сделать выводы:

1. В многолетней подготовке спортсменов в акробатическом рок-н-ролле необходимо на первых этапах подготовки обращать внимание на «подражательную» способность ребёнка, которая лежит в основе развития «чувства партнёра».

2. «Чувство партнёра» имеет сложную многокомпонентную природу его формирования, которая основана на врождённых соотношениях двигательных качеств, что требует разработки специальных методов его оценки и прогнозирования перспективности развития.

3. При формировании спортивных пар учитывать степень развития и сочетаемость «чувства партнёра», выделяя в формирующихся спортивных парах ведущего и ведомого.

4. В составлении композиции выступления учитывать оптимальный темп выступлений, при котором эффективность синхронности действий пары является максимальной.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем повышения эффективности спортивных выступлений в акробатическом рок-н-ролле.

Список использованной литературы

1. Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 164 с.

2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

3. Друзь В. А., Балабанова Л.М., Самсонкин В.Н. и др. Человек в измерениях ХХ века. Прогресс Человечества в двадцатом столетии. Т. 5. -М.: Изд-во Международной академии проблем Человека в авиации и космонавтике, 2004. -С. 84-96.

4. Журов М.С., Криводерев В.В. Практическая психология. Учебное пособие. - Симферополь-Харьков, 2003. - 19б с.

5. Каледин С.В., Дьячков В.М. Проблемы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 19б1. - 218 с.

6. Лебедев В.А. Проблемы функциональной адаптации ин-терорецепторов к восприятию раздражителей различной модальности. В кн.: «Проблемы интерорецепции физиологических функций и поведение». - Ленинград: Наука, 197б. - С. 12б-141.

7. Седов Л.И. Методы подобия и размерности в механике. -М.: Наука, 1991. - 448 с.

8. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 174 с.

9. Boutellier U., Farhi L.E. Influence of breathing frequency and tidal volume on cardiac output // Resp. physiol. - 199б. Vol. бб. № 2. - p. 123-133.

Поступила в редакцию 12.04.2007г.

МОДЕЛІ ОРГАНІЗАЦІЇ ДИСТАНЦІЙНОГО НАВЧАННЯ

Артюшенко О.В.

Харківський Національний педагогічний університет імені Г. С. Сковороди

Анотація. У статті розглянуті основні моделі організації дистанційного навчання в Україні. Моделі організації дистанційного навчання дозволять сподіватися на позитивне та ефективне вирішення проблеми дистанційного навчання у ВТНЗ України у сучасних умовах. Прогресивні моделі організації дистанційного навчання дають можливість забезпечити значний розвиток сучасних технологій та зовсім інших та нових форм навчання.

Ключові слова: віртуальні університети, угоди, консорціуми, курси дистанційного навчання, літні школи, брокерські моделі, приватні підприємства.

Аннотация. Артюшенко О.В. Модели организации дистанционного обучения. В статье рассмотрены основные модели организации дистанционного обучения в Украине. Модели организации дистанционного обучения позволят надеяться на положительное и эффективное решение проблемы дистанционного обучения в ВТУЗ Украины в современных условиях. Прогрессивные модели организации дистанционного обучения дают возможность обеспечить значительное развитие современных технологий и совсем других и новых форм обучения. Ключевые слова: виртуальные университеты, соглашения, консорциумы, курсы дистанционного обучения, летние школы, брокерские модели, частные предприятия.

Annotation. Artyushenko O.V. Models of the organization of remote learning. Main models of the distance training’s organization in the Ukraine are considered in this article. Models will allow to hope for a positive and effective solution of a problem of remote learning in the modern requirements. Progressive models of the organization of remote learning enable to provide the considerable development of the modern technologies and absolutely other and new forms of learning.

Keywords: the virtual universities, agreements, consortia, courses of remote learning, summer schools, broker models, private enterprises.

Вступ.

Дистанційне навчання в Україні отримало розвиток на початку 90-х років. І хоча говорити про функціонування реальної системи дистанційного навчання в Україні можна поки що лише теоретично, його елементи активно починають використову-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.