Научная статья на тему 'Влияние бизнес - имиджа государства на качество и уровень жизни населения'

Влияние бизнес - имиджа государства на качество и уровень жизни населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние бизнес - имиджа государства на качество и уровень жизни населения»

МЕЛЬНИКОВА Т. С.

Влияние бизнес - имиджа государства на качество и уровень жизни населения

Экономический рост, удвоение ВВП, решение проблемы бедности и повышение уровня и качества жизни населения в значительной степени зависят от активизации инвестиционной деятельности, от увеличения прямых иностранных инвестиций и улучшения инвестиционной привлекательности государства. В свою очередь, инвестиционная привлекательность, в неменьшей степени, зависит от того, какой образ государства формируется в сознании зарубежной аудитории (в частности, инвесторов), другими словами, международный имидж государства влияет на степень инвестиционной привлекательности, и очевидно, на объем прямых иностранных инвестиций.

Говоря об имидже государства, необходимо рассматривать его структуру как совокупность следующих компонентов (характеристик):

1. Условно-статичные (характеристики, определяющиеся некоторой «данностью», которые практически не поддается корректировке):

- природный ресурсный потенциал;

- национальное и культурное наследие общества;

- геополитические параметры (географическое положение, площадь занимаемой территории, протяженность границ государства, выход к морям и т. д.);

- исторические события, повлиявшие на развитие государственности;

- базовая форма государственного устройства и структура управления [1].

2. Условно-динамичные (характеристики, которые могут изменяться в процессе трансформации страны и могут корректироваться при формировании имиджа):

- социально-психологические настроения в обществе;

- характер и принципы деятельности общественно-политических объединений;

- морально-нравственные аспекты развития общества;

- устойчивость экономики (оцениваемая комплексом показателей динамики ВВП, уровня доходов на душу населения, объема привлекаемых инвестиций, финансовой обеспеченности бюджетов, гарантий прав и свобод хозяйствующих на рынке субъектов реального сектора экономики и др.);

- правовое пространство и соответствие правовых норм международным требованиям;

- функции, полномочия и механизмы государственного регулирования различных областей и сфер деятельности в государстве (эффективность властной конструкции).

3. Характеристики-константы, исторические сложившиеся национальные образы-символы, связанные с географическими, цивилизационными, историко-культурными, этнорелигиозными и другими особенностями [2].

Таким образом, вышеназванные характеристики, в совокупности представляющие собой имидж государства, влияют на инвестиционную привлекательность

и на объем иностранных инвестиций. В то же время, усиление доверия к государству, положительное восприятие страны ее гражданами (бизнес - сообществом) так же способствует активизации инвестиционной деятельности внутри страны, и, наоборот, при падении доверия увеличивается вывоз капитала, тем самым сокращается инвестиционная деятельность внутри государства, снижается экономический рост, а значит, снижается уровень и качество жизни населения [3].

Уровень жизни (уровень благосостояния) - это сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Это некая совокупность компонентов, таких как размер реальных доходов населения, уровень потребления населением материальных благ и услуг, обеспеченность населения благоустроенным жильем, рост образованности, степень развития медицинского и культурно - бытового обслуживания граждан, состояние природной среды и некоторых других [4]. Качество жизни также является комплексным понятием, отражающим степень удовлетворения потребностей человека, которая может оцениваться как человеком самостоятельно, так и измеряться компетентными и информированными специалистами по набору объективных показателей. Однако, уровень благосостояния является более узкой категорией, включающей следующие критерии:

- среднедушевое личное конечное потребление за год с учетом текущего курса местной валюты, местных цен и паритета покупательной способности;

- ВВП на душу в год в текущих ценах с учетом текущего курса местной валюты и ППП;

- отношение доходов 20% богатейшего населения к доходам 20% беднейшего населения;

- уровень инфляции за год, определяемый индексом потребительских цен;

- плотность асфальтовых и бетонных автомобильных дорог, т.е. общая протяженность этих дорог в км., приходящаяся на 10000 км2 территории;

- плотность сети железнодорожных сообщений, т.е. общая протяженность железных дорог в км., приходящаяся на 10000 км2 территории;

- среднее число подсоединений к Интернету, приходящееся на 1000 жителей;

- среднее число используемых телефонных линий, приходящееся на 1000 жителей;

- коэффициент концентрации доходов - индекс Джини;

- средняя величина среднедушевого годового дохода с учетом текущего (среднегодового) курса местной валюты, местных цен и паритета покупательной способности;

- общая площадь жилищного фонда на одного жителя;

- доля общей площади жилищного фонда, находящейся в частной собственности граждан;

- доля бедного населения, т.е. населения, среднедушевой доход которых ниже черты бедности;

- оценка приходящейся на одно домашнее хозяйство средней величины имущественной собственности (производственного капитала, личных автомобилей,

собственного жилья и другой недвижимости), произведенная с учетом текущего среднегодового курса местной валюты и паритета покупательной способности [5].

В свою очередь, качество жизни можно представить как набор следующих критериев:

- ВВП на душу в текущих ценах с учетом паритета покупательной способности;

- производительность (ВВП на одного работающего);

- личное конечное потребление на душу в год;

- процент ВВП, приходящийся на сферу обслуживания;

- доля неграмотных среди населения старше 15 лет;

- уровень персональной и имущественной безопасности члена общества (эксп. оценки);

- доля доходов 20% богатейшего населения;

- уровень инфляции (потребительских цен);

- средняя продолжительность жизни;

- уровень безработицы в % от трудоспособного населения;

- доля 17-34-х (20-24-х)-летних, охваченных высшим образованием;

- промышленные выбросы СО2 в метрических тоннах, приходящиеся на 1 млн. долл. ВВП;

- общие расходы на НИОКР в % от ВВП;

- общественные расходы на образование, приходящиеся на душу в год;

- индекс человеческого развития [6].

В настоящее время в условиях переходной и рыночной экономики, руководство социально-экономической ситуацией в стране (регионе) осуществляется не путем директивных указаний, как ранее, а с использованием экономических рычагов. В соответствии с этим можно выделить следующие факторы, влияющие на качество жизни населения:

1. Состояние различных сегментов рынка.

2. Производственные результаты в ценовом, натуральном и относительном выражении по срокам, объемам в разрезе по отраслям, в т.ч. динамика структуры себестоимости продукции.

3. Налоговые поступления по срокам и объемам в разрезе по отраслям.

4. Инвестиционная активность по срокам и объемам в разрезе по отраслям.

Государственное регулирование качества жизни - это целенаправленное воздействие на политические, экономические, хозяйственные, социальные и культурные процессы, определяющие качество жизни граждан. Безусловно, для обеспечения стабильного повышения качества жизни граждан необходим механизм социального, делового и политического партнерства, а также наличие соответствующей полной, достоверной и объективной информации о динамике этого процесса, специальная структура, занимающаяся анализом этой информации и выработкой научно-обоснованных рекомендаций, направленных на повышение качества жизни. Среди вышеперечисленных факторов, влияющих на качество жизни, прежде всего, на наш взгляд, необходимо отметить инвестиционную активность, т.е. динамика инвестиций по объемам в разрезе по отраслям производства. Этот фактор высту-

пает как экономический регулятор, позволяющий управлять развитием производственной сферы, и через нее налоговыми поступлениями и качеством жизни населения. Таким образом, инвестиционная и налоговая политика являются системно-образующими факторами, создающими среду для развития производства и рынка, которые непосредственно и через налоговые поступления оказывают влияние на качество жизни [7].

Рассматривая имидж любой страны с рыночной экономикой можно увидеть множество показателей, по которым складывается впечатление о ее благосостоянии, уровне развития и жизни. Одним из важнейших критериев является инвестиционная привлекательность. Она описывается несколькими важными факторами, от которых напрямую зависит приток капитала в страну, а соответственно и ее потенциальные возможности к развитию. Инвестиции являются важным элементом, на котором основывается экономика и благосостояние государства, развитие производства, предпринимательства и бизнеса. Факторами инвестиционной привлекательности страны (для иностранных инвестиций) являются в основном определенные макроэкономические показатели развитости страны в целом, зависящие от развития производства, уровня развития технологий, уровня жизни и многих других, связанных между собой параметров, объединяя которые можно составить цельную картину инвестиционной привлекательности той или иной страны, а также региона.

Следует отметить, что в современном мировом сообществе составляющими бизнес - имиджа (т.е. инвестиционной привлекательности государства) должны быть цивилизованность, прозрачность и социальная ответственность (экологическая и технологическая безопасность, финансирование образовательных и научных программ, разработка социальных пакетов для сотрудников предприятий, компаний и др.). Тем самым государство сможет продемонстрировать готовность принять условия мирового рынка: стабильные правила игры, регламентированные законом, реформирование естественных монополий, налоговой, судебной, банковской и других систем [8].

Таким образом, компоненты, входящие в структуру имиджа государства в условиях рыночной экономики можно назвать инвестиционным климатом, который можно рассматривать как совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и географических факторов, присущих стране, привлекающих или отталкивающих иностранных инвесторов, а также способствующих активизации инвестиционной деятельности внутри государства. Важно отметить, что привлечение иностранных инвестиций, так же как и активная инвестиционная деятельность внутри страны, просто необходимы развивающимся странам, и условия для этого должны создаваться и обеспечиваться правительством страны, законами и установленными порядками. Только в этом случае можно говорить об оздоровлении экономики, ее прозрачности и выходе из кризиса, а значит, о повышении качества жизни и уровня благосостоянии населения. Очевидно, что динамика качества жизни населения вполне заслуживает того, чтобы стать интегральным социально-экономическим критерием эффективности и результативности деятельности государственной власти.

Литература

1. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели.// Декабрь, 2008г., №2 http://www.mediascope.ru/node/252.: 2. Там же; 3. Задорож-ный В.Н. Влияние политического имиджа государства на экономический рост // Элита-риум: Центр дистанционного образования. Июнь,2007г.;

http://www.elitarium.ru/2007/06/07/vliianie imidzha gosudarstva na jekonomicheskijj rost. html: 4. Чувилова О.Н., Зайцева Т.К. К вопросу о научном подходе к оценке факторов, влияющих на уровень жизни населения в регионе// Национальные интересы: приоритеты и безопасность 5(8) сентябрь - октябрь 2006г. http://www.fin-izdat.ru/journal/national/detail.php?ID=3805: 5. Айвазян С.А. Межстрановой анализ интегральных категорий качества жизни населения (эконометрический подход). - Препринт, Москва, ЦЭМИ РАН, 2001. - 60 с. http://www.hse.ru/journals/wrldross/vol01 4/Ivazian1.htm; Ткачев А.Н., Луценко Е.В. Качество жизни населения, как интегральный критерий оценки эффективности деятельности региональной администрации // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2004. - №02(4).http://ej.kubagro.ru/2004/02/pdf/14.pdf; 6. Там же.; 7. Луценко Е.В. Автоматизированный системно-когнитивный анализ в управлении активными объектами (системная теория информации и ее применение в исследовании экономических, социально-психологических, технологических и организационно-технических систем): Монография (научное издание). - Краснодар: КубГАУ, 2002. - 605 с.); 8. Шипова Е. PR-сообщество на службе России //www.ima-consulting.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.