Научная статья на тему 'Экономика региона и валовый региональный продукт'

Экономика региона и валовый региональный продукт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1863
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВРП) / НАКОПЛЕНИЕ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПОГАШЕНИЕ ДОЛГА / ОТРАЖЕНИЕ В ВАЛОВОМ РЕГИОНАЛЬНОМ ПРОДУКТЕ ДОЛИ ТРАНСПОРТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ УСЛУГ / GROSS REGIONAL PRODUCT (VRP) / ACCUMULATION / DISTRIBUTION / CONSUMPTION / LIQUIDATION OF DEBT / REFLECTION IN THE GROSS REGIONAL PRODUCT OF THE FRACTION OF TRANSPORT RAILROAD SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косенко Натэлла Вадимовна, Шевченко Милана Викторовна, Фролов Дмитрий Викторович

Доказано, что при любом государственном устройстве в регионах страны должны существовать экономические показатели типа Валового регионального продукта (ВРП), по которым работающее население может оценить качество и количество своего коллективного вклада в общество, получить соответствующее вознаграждение за свой труд. Предложено: в ВРП транспорт и связь учитывать раздельно; потребление «чужого» ВРП считать долгом, подлежащим возврату «субъекту-дателю» даже в пределах того же региона; разработать закон, по которому регионы между собой, как и субъекты между собой внутри региона, имели бы право предоставлять друг другу ссуды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economy of region and the gross regional product

It is proven that with any political system in the regions of the country must exist economic indices of the type of the gross regional product (VRP), on which the working population can estimate quality and quantity of its collective contribution to the society, obtain the appropriate reward for its labor. It is proposed: in VRP transport and connection to consider separately; the consumption “strange” VRP to consider as the duty, which is subject to recovery “subject-giver” even in the limits of the same region; to develop the law, according to which the regions between themselves as the subjects between themselves inside the region, would have the right to give each other of loan.

Текст научной работы на тему «Экономика региона и валовый региональный продукт»

5. Захарова E.H. О когнитивном моделировании устойчивого развития социально-экономических систем // Вестник Адыгейского университета. - 2007. - № 1(25). - С. 223-229.

6. Захарова E.H., Гурнович Т.Г., Долгиев М.М. Концептуальные основы обеспечения энергетической безопасности региона в условиях формирования инновационной экономики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика.-2012.- № 1.- С. 42-50.

7. Тлехурай-Берзегова Л.Т., Гурнович Т.Г. Современные интеграционные образования и функции взаимодействия региональных систем // Вестник Адыгейского университета. -2012.- № 1(69). - С. 78-82.

8. Гурнович Т.Г., Агаркова Л.В., Амандурдыев Х.Д. Функционирование регионального агропромышленного комплекса в условиях формирования кластерных структур // Вестник АПКСтав-рополья. - 2013. - № 3 (11). - С. 103-110.

9. Герасимов А.Н., Громов Е.И., Шаталова О.И. Пространственно-динамические сравнения субъектов Северо-Кавказского федерального округа по уровню социально-экономического развития // Экономика и предпринимательство.-2013.- № 5(34). - С. 112-117.

10. Герасимов А.Н., Громов Е.И., Пшеничный П.П. Система управления экономикой макрорегиона. - Ставрополь, 2012.

11. Герасимов А.Н., Громов Е.И., Левченко С.А. Региональные особенности развития пространственных социально-экономических систем. - Ставрополь, 2012.

12. Агаркова Л.В., Гурнович Т.Г., Берулава О.С. Организация воспроизводственного процесса в региональном АПК. - Ставрополь, 2012.- 168 с.

13. Гурнович Т.Г., Агаркова Л.В., Безлепко A.C. Обеспечение устойчивости воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве региона. - Ставрополь, 2013. - 176 с.

t

8

■ Ом

ECONOMY OF REGION AND THE GROSS REGIONAL PRODUCT

Kosenko Natella Vadimovna, Associate Professor, Chair of Economics and Man-agement, Don State Technical University,

Rostov-on-Don

E-mail: natella_05@bk.ru

Shevchenko Milana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Logistics and Management of Transport Systems, Rostov State University of Means of Communication, Rostov-on-Don E-mail: milana@msx.ru

Frolov Dmitry Viktorovich, PhD of Economics, Specialist in Chief, Management Department the Food Markets and Services, Administration of Sochi city, Sochi E-mail: dima@msx.ru

It is proven thatwith any political system in the regions of the country must exist economic indices of the type of the gross regional product (VRP), on which the working population can estimate quality and quantity of its collective contribution to the society, obtain the appropriate reward for its labor. It is proposed: in VRP transport and connection to consider separately; the consumption "strange" VRP to consider as the duty, which is subject to recovery "subject- giver" even in the limits of the same region; to develop the law, according to which the regions between themselves as the subjects between themselves inside the region, would have the right to give each other of loan.

Keywords: gross regional product (VRP): accumulation, distribution, consumption, liquidation of debt; reflection in the gross regional product of the fraction of transport railroad services for the important agricultural producers.

IF ■

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА И ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ

ПРОДУКТ

Доказано, что прилюбом государственном устройстве в регионахстраны должны существоватьэкономические показатели типа Валового регионального продукта (ВРП), по которым работающее население может оценить качество и количество своего коллективного вклада в общество, получить соответствующее вознаграждение за свой труд. Предложено: в ВРП транспорт и связьучитывать раздельно; потребление "чужого" ВРП считать долгом, подлежащим возврату "субъекту-дателю" даже в пределах того же региона; разработатьзакон, по которому регионы между собой, как и субъекты между собой внутри региона, имели бы право предоставлять друг другу ссуды.

Ключевые слова: валовый региональный продукт (ВРП): накопление, распределение, потребление, погашение долга; отражение в валовом региональном продукте доли транспортныхжелезнодорожныхуслуг для крупныхсельско-хозяйственных производителей.

УДК 339.95

© Косенко Н.В., 2014 © ШевченкоМ.В., 2014 © Фролов Д.В., 2014

7

Одной из важных задач мирного сосуществования регионов и субъектов одного и того же региона страны является научное формирование и справедливое распределение внутреннего валового продукта (в виде дотаций, льгот и преференций) и валового регио-

КОСЕНКО Натэлла Вадимовна, доцент, кафедра Экономики и менеджмента, Донской государст в енный технический университет, Ростов-на-Дону natella_05@bk.ru

ШЕВЧЕНКО Милана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Логистики и управления транспортными системами, Ростовский государст в енный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону milana@msx.ru

ФРОЛОВ Дмитрий Викторович, кандидат экономическихнаук, главный специалист, Управление потребительского рынка и услуг, Администрация города Сочи, Сочи dima@msx.ru

нального продукта (ВРП). В стратегии своего экономического развития субъект должен укреплять и защищать стабильные и разрабатывать новые источники накопления собственного капитала, не надеясь на дотацию государства. Если государство не сможет или не захочет её осуществить, то, как показывают текущие события, некоторые обращаются за помощью к иностранным инвестициям, хотя имеется и кратчайший путь,- к бизнесменам своей страны (но этому следует придать законодательно-правовую форму).

Оптимальная структура ВРП никем до сих пор не исследована, хотя она однозначно исходит из имеющихся в распоряжении региона таких ресурсов, как:

- пространственная транспортная сеть с достаточным количеством хозяйствующих субъектов транспорта, учитывающая уровень эффективности и уровень экономического риска непрерывной востребованности транспортных средств и загрузки транспортных маршрутов;

- логическая инфраструктура профессиональных органов регионального управления, взаимодействующих между собой и с соответствующими федеральными органами управления на базе единых законодательных норм и нормативов;

- крупных промышленных и (или) сельскохозяйственных доходных предприятий, находящихся в государственной или частно-государственной собственности. Оценке эффективности ВРП препятствует то, что объём ВРП структурируется в разрезе разделов ОКВЭД, а в этой системе любой транспорт рассматривается исключительно в сумме с отраслью связи, значит, статистические данные не разделены. Более того, для различных регионов соотношение объёмных показателей транспорта и связи варьируется в зависимости от пути следования транспортного коридора: железнодорожного маршрута, водного пути, морского побережья, объёма экспортных и импортных перевозок, транспортной подвижности населения. В ВРП эффективность транспорта и эффективность связи должны определяться раздельно, но для этого следует заново определить понятия: 1) что относить к транспорту; 2) что собой представляет связь в регионах. При таком делении в ВРП удастся разделить: 1) долю транспортных организаций в выручке всех организаций региона; 2) долю транспортных организаций в прибыли региона; 3) долю прибыльных транспортных организаций. Эти данные не только составят основу транспортной стратегии отдельного региона и однородных регионов, но позволят понять финансовую структуру внутреннего регионального продукта, акцентировать внимание на главном показателе и устранить помехи для его роста.

На ВРП влияет также плата: за аренду земель, принадлежащих субъектам регионов, используемых под прокладку железнодорожной колеи, вокзалов и железнодорожных станций; за автомобильные дороги, автомобильные заправочные станции (АЗС), расположенные на территории региона, независимо от размещения центра управления ими; за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, предоставляемые организациями с местным центром управления.

Аналитический подход к финансовой структуре ВРП позволит выработать рекомендации при заключении инвестиционных договоров с иностранцами, а именно, при определении места расположения офисного центра управления, поскольку этим регулируется и место уплаты налогов, и страна продаж производимых товаров (услуг), и транспортная организация по доставке грузов покупателям.

Железнодорожный транспорт всегда (и до вступления России в ВТО) осуществлял международные пассажирские и грузовые перевозки. В основу сравнительной оценки ВРП заложена оценка паритетов (равенств) покупательной способности (ППС) - такой обменный курс валют, который исключает различия цен между сравниваемыми странами. Поэтому идея ППС в равной мере применима как для сопоставления ВВП разных стран, принадлежащих одной валютной зоне (например, Европейский валютный союз), так и для сравнения ВРП различных регионов в одной национальной валюте. ППС определённого российского региона - это количество номинальных рублей, имеющее в регионе ту же покупательную способность, что и один рубль в регионе, выбранном в качестве модели, или же один рубль в усреднённых условиях, то есть при средних ценах на некий стандартный набор товаров и услуг. Для России определить единый стандартный набор услуг, однозначно характеризуемый все регионы страны, достаточно сложно и даже невозможно. Такое же отношение к структуре ВРП. Кроме того:

1. Россиянам, проживающим на территории от севера до субтропиков, присуща неодинаковая покупательная способность товаров и услуг. Например, стоимость жилья в городской и сельской местности, уровень жизни горожан и сельских жителей, южан и северян. Проблема только в том, что пересчёту по ППС подлежит не просто произведённый ВРП, а конечное его использование.

Если принять за основу принцип сопоставления ВРП по уровню покупательной способности рубля, то практическая значимость данного принципа для анализа российской экономики определяется тем, что разности произведённого и используемого ВРП во многих субъектах ЮФО очень велики. Потребление несобственного ВРП в пределах одного федерального округа не считается задолженностью потребителя. Это значительно ущемляет тружеников субъектов "дателей". Рыночное саморегулирование проблему не решает. Необходима обоснованная макроэкономическая снабженческо-сбытовая и распределительная государственная политика, уход от хищнического первоначального накопления капитала субъектами ЮФО, одними за счёт других.

2. Ещё в 1993 году с каждым регионом в отдельности были заключены соглашения о нормативах закрепления налоговых поступлений и обговаривались масштабы финансовой по-

мощи из центра управления Российской Федерацией. По принятой 12 декабря 1993 года Конституции РФ Российская Федерация стала демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Принятая Конституция закрепляла за субъектами РФ право формировать собственную законодательную базу и самостоятельно устанавливать систему региональной власти. В Конституции РФ также происходит разграничение полномочий федерального центра и отдельно регионов на законодательном уровне. В 71-й статье определены основные направления ведения федерального центра, а 72-я статья определяет направления, находящиеся в совместном ведении с субъектами РФ. По всем остальным, не отмеченным в 71-й и 72-й статьях Конституции РФ направлениям, представлялась полная самостоятельность всех регионов России.

В 1994 году прошла первая реформа межбюджетных отношений, позволившая унифицировать пропорции распределения налоговых поступлений между федеральным и региональным бюджетами. Одновременно была введена в процесс формула расчёта выравнивающих трансфертов из созданного тогда Фонда финансовой поддержки регионов. Столь важная формула базировалась на не гарантирующих достоверность статистических данных о фактических бюджетных поступлениях и фактических расходах за прошлые годы, а даже не на точном расчёте налогового потенциала и бюджетных потребностей. Только в 1999 году, когда прошла вторая реформа, этот недостаток был устранён. Трансферты из Фонда финансовой поддержки стали зависеть от бюджетной обеспеченности в сравнении со среднероссийским уровнем, который исчисляется на основе индексов налогового потенциала и индексов бюджетных расходов. Например, ВРП Ростовской области за 2013-й год составил 143,5 млрд рублей. Из них в федеральный бюджет поступило 39,7 млрд рублей, а в бюджет области - 103,7 млрд рублей, вследствие чего регион перестал быть дотационным.

3. Некоторые политики (Г. Павловский, А. Митрофанов) считали, что самостоятельность регионов усугубила социальное положение населения тех же регионов, а привычка доверять со стороны федерального центра и отсутствие контроллинга привели к процветанию коррупции. В то же время, сторонники проводимых реформ считают, что этим были созданы условия для активного развития местного самоуправления. Это заявление априори, по-

■е

8

■ Ом

£ ■

9

10

скольку без заранее разработанной теоретической модели процесс, например в ЖКХ, "не пошёл". В начале 2000 года Конституционный суд РФ обязал руководителей на местах региональные законодательно-правовые акты привести в соответствие с федеральными. Таким образом, централизация вертикали власти уза-конилась и процесс "пошёл" по правильному руслу. В это же время сформировалось Министерство регионального развития РФ, что визуализировало централизацию экономического курса развития регионов. ВРП Ростовской области, хотя монотонно и возрастал, однако уравнение линии тренда свидетел ьствует о том, что стратегия ВРП представляется в виде монотонно убывающей параболы, если не создастся приток новых налоговых источников, или произойдёт отток ранее используемых источников (рис.1).

Изменение внутреннего регионального продукта Ростовской области за период 2004 - 2011 годы

у = -100,6х2 + 78776х + 126600 Р = 0,9749

0 2004

2005

2006

2007 2008 Годы

2009

Рисунок 1 - Примечание. Релевантные данные публикуются один раз в два года

В период с 2001 по 2003 годы региональные и местные бюджеты лишились важнейших источников налоговых поступлений, а именно, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, дорожного и большей части транспортного налога, а также налога на недвижимость. В 2004 году субъекты РФ лишились также налога на водные и природные ресурсы. Если в 2010 году транспорт и связь в ВРП Ростовской области составляли всего 10,3%, то увеличение протяженности железных дорог, как планируется до 85%, позволит увеличить его лишь до 13%. Налог с дохода железной дороги может войти в ВРП только в том случае, если колею проложит сам регион, а не ОАО "РЖД". Это обосновывает гипотезу о том, что появлению железнодорожного транспорта в зернопроизводящих районах Ростовской области откроются сопутствующие возможности благоприятствования росту ВРП: снижение транзакционных затрат,

распределение продаж в течение года, появление дополнительных рабочих мест для населения, в том числе за счёт предпринимательства.

4. В Ростовской области перевозка пассажиров и грузов на железнодорожном транспорте составляет 53,35% (автомобильном -41,65%). О конкретном вкладе РЖД (без вклада отрасли связи) в ВРП не сообщается. Росту ВРП Ростовской области благоприятствует то, что наличие ГЭС, ГРЭС и АЭС позволяют электрифицировать железные дороги (в России таких лишь 44 тыс. км, а не электрифицированных -41 тыс. км).

5. На размере ВРП Ростовской области отражается и то, что 34,88% районов, включая крупных производителей зерна, не охвачены железнодорожной транспортной сетью, а именно: Шолоховский, Верхнедонской, Боков-

ский, Багаевский, Кашарский, Советский, Константиновс-кий, Мартыновский, Семика-ракорский, Веселовский, Мясниковский, Куйбышевский, Заветинский, Ремонтненский, Радионово-Несветайский. В то же время, продовольственный кризис в 2007-2009 годы показал, что без зерна, собранного на Юге России, некоторые отечественные регионы и многие страны в целом обречены на продовольственный кризис. Из-за отсутствия возможности пользования железнодорожным транспортом производители зерна Ростовской области теряют прибыль, так как не могут своевременно поставить товар на продовольственный рынок. Зерновые, выращенные в Ростовской области, при выгодной организации продаж, могли бы приносить больше прибыли не только через ВРП, но и для донских селян. Отсутствие такой возможности не было бы таким угрожающим сельскому хозяйству и ВРП, если бы производители зерна имели собственные элеваторы с подведенной железнодорожной колеёй. Чем выше цена продаж зерна, тем больше налоги от доходов, следовательно, больше объём внутреннего регионального продукта.

6. Размер ВРП уменьшается из-за разрешения вывоза зерна автотранспортными средствами за счёт покупателя (такой вариант устраивает и иностранных покупателей и посредников), а это отрицательно отражается на цене товара для продавца зерна. Тонкость

-Ряд1

-Полиномиальный (Ряд1)

2010

2011

заключается в том, что если покупатель выбирает вид транспортного средства для доставки товара в нужную ему географическую точку, то он же оформляет и страховку. В случае отправки товара за пределы России, этот же покупатель оформляет и таможенную очистку товара. Всё это делается на территории страны покупателя по прибытии груза, туда же уходят и налоги. В результате, терпят потери российские страховые компании, таможенники и ВВП, а цена товара продавца приближается к себестоимости. Можем сделать вывод о том, что из-за отсутствия железной дороги в сельскохозяйственных районах Ростовской области, сельхозтоваропроизводители никогда не станут прибыльными.

Перевозку грузов любым видом транспорта нельзя рассматривать как случайный процесс. Это не спонтанная, а строго фиксированная по времени сезонная процедура, основа ВРП (примерно 16% в год). Необходима разработка стационарных сетевых транспортных железнодорожных маршрутов по территории Ростовской области. Как разработка маршрутов, так и следование по ним должно найти научное подтверждение и экономическое обоснование окупаемости.

7. Сельскому хозяйству железнодорожный транспорт необходим не только для продаж выращенного урожая, но и для материально-технического снабжения исходными материалами: дизельным топливом, иными горючесмазочными материалами, минеральными, азотными, фосфорными, калийными и комбинированными удобрениями, гербицидами, интексицидами, протравителями. Эти материальные ценности не принято покупать малыми партиями, их выгоднее заказывать оптом. Отсутствие возможности доставки упомянутых товарно-материальных ценностей железнодорожным транспортом большими партиями для зернопроизводящих хозяйств расточительно.

8. Общепризнанной основой макроэкономических измерений и оценок для национальной экономики является система национальных счетов (СНС). Логическим продолжением СНС для регионального уровня является система региональных счетов (СРС). Это единообразие делает доступным более глубокое понимание ВРП. Методологические принципы построения СРС на основе СНС и синтеза СНС - СРС были разработаны Нобелевским лауреатом Р. Стоуном ещё в 1950 году. Росстат в этом отношении следует методологическим положениям Евростата, рекомендующего начинать работу по СРС с расчётов по регионам валовой добав-

ленной стоимости и валового накопления капитала, с учётом железнодорожных перевозок пассажиров и грузов. Среди методологических проблем ВРП, направленных на совершенствование измерения и оценки для межрегиональных сопоставлений, можно выделить следующие:

1) ВРП не включает (или включает частично) результаты видов деятельности, соответствующих общенациональным функциям и не имеющих строгой территориальной привязки (центральное управление, оборона, денежная система, транспортная железнодорожная инфраструктура, внешняя торговля и т. п.). Проблема не столько в том, что ВРП не учитывает некоторую часть деятельности, реально осуществляемой на территории региона и поэтому отражающейся на значениях других региональных показателей. Главное , что не распределяемая часть ВРП колеблется во времени и неравномерно соотносится с различными регионами. Например, увеличение отношения суммарного ВРП по регионам к ВВП с 87% в условном предыдущем году до 91,4% в последующем, привело к существенному расхождению индексов ВВП и суммарного ВРП в этот же период. Индекс ВВП -95,5%, индекс суммарного ВРП - 102,5%. Этим объясняется тот факт, что при падении ВВП России на 4,1% физические объёмы ВРП возросли почти в половине регионов нашей страны.

Нераспределённая часть ВВП неодинаково связана с различными территориями. Например, в ЮФО деятельность армии, прежде всего, затрагивает места дислокации воинских частей, территории проведения боев в прошлые годы, железнодорожную транспортировку и складирования техники и др. Для более корректных межрегиональных сопоставлений важно уменьшать ту долю ВВП, которую не распределяют по регионам;

2) в отношении трансрегиональных и транснациональных компаний, корпораций, организаций и т. п. существует проблема разделения их деятельности между конкретными регионами;

3) при межрегиональных сопоставлениях ВРП, так же, как и при международных сопоставлениях ВВП, необходимо учитывать региональные различия цен на товары и услуги. В соответствии с принятой статистической методологией объёмы ВРП исчисляются в фактических рыночных ценах. Но поскольку рыночные цены в разных регионах могут существенно различаться, то измерения ВРП в региональ-

■е

8

■ Он

¡Е

Е^

11

12

ных ценах сильно деформируют межрегиональные соотношения "физических" объёмов ВРП. Например, величина ВРП на душу населения в северных районах России выше, чем в южных районах, но чрезвычайно высокие цены на большинство видов реализуемых товаров и услуг "съедают" их номинальное преимущество. Это касается денежного выражения уровня жизни и экономического развития. Даже валюта не одинаково ценится в разных регионах страны;

4) Росстат при расчётах ВРП теневую экономику оценивает ("ненаблюдаемую включая релевантные железнодорожные перевозки"), но не публикует эти оценки. В то же время ряд данных региональной статистики теневую экономику не включают. Публикация данных отдельно по теневому бизнесу в ВРП позволила бы более корректно проводить комплексный анализ экономики региона и межрегиональные сопоставления;

5) требуется более полная расшифровка использования производимого ВРП, особенно вывоза и ввоза, экспорта и импорта. В СРС это должно делаться в счёте товаров и услуг. По-видимому, целесообразно разрабатывать также специальные счета о взаимодействии конкретного региона с другими регионами; с "остальной страной"; с "остальным миром";

6) активное и оперативное применение данных о ВРП в региональном и межрегиональном экономическом анализе сдерживается тем, что их публикация существенно запаздывает по сравнению с другими статистическими данными более чем на два года.

Для России велика роль чистого экспорта (сальдо экспорта - импорта), связанного с железнодорожными перевозками, причём доля его даже в конечном использовании ВВП России возрастает. В методических материалах ВВП не комментируется вопрос: влияют ли на результаты пересчётов ВВП абсолютные значения экспорта и импорта и почему достаточно оценивать по паритету покупательной способности только чистый экспорт. Методология международных сопоставлений ВВП может стать ориентиром для межрегиональных сопоставлений ВРП, включая железнодорожные перевозки пассажиров и грузов. Рассмотрим, как это происходит в реальных условиях. Множество товаров и услуг, производимых и используемых в каждой стране, разделяется на ряд однородных товарных групп ("первичные группы") отдельно по компонентам конечного использования ВРП. При этом каждый регион включает в первичную группу виды това-

ров иуслуг, характерных для структуры потребления населением именно этого региона. Отсюда следует фактический состав и стоимость товаров потребительской корзины, на производство каких товаров акцентировать промышленные и сельскохозяйственные предприятия, торговлю. Планирование производства потребительских товаров должно следовать из структуры ВРП за прошлый год, годы. В сопоставлениях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - Евростат выделена 221 первичная группа, включающая 3000 товаров-представителей. В рамках каждой товарной группы производится регистрация национальных цен на отобранные репрезентативные товары и транспортные услуги. Процедура отбора товаров-представителей учитывает строгие и тонкие требования, обеспечивающие сопоставимость и репрезентативность потребительских корзин товаров и услуг сравниваемых стран и позволяющие минимизировать искажения при последующей оценке компонентов ВВП по ППС.

В настоящее время разработаны методологические положения межрегиональных сопоставлений ВРП. В оценке положения населения в регионах не обращается внимания на наличие комфортного железнодорожного транспорта. Считается, что для характеристики благосостояния населения достаточно оценки десятью показателями: ВРП на душу населения, тыс. рублей; основные фонды в экономике региона на душу населения, тыс. рублей; индекс объёма промышленного производства, в %; ввод общей площади жилых домов на 1000 человек, м2; розничный товарооборот на душу населения, тыс. рублей; инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. рублей; уровень занятости, в %; среднедушевые денежные доходы в месяц, рублей; среднедушевые денежные расходы и сбережения в месяц, рублей; среднемесячная номинальная заработная плата работников, занятых в экономике, руб.

Различают следующие компоненты ВРП:

- фактическое конечное потребление домашних хозяйств;

- расходы госучреждений на коллективные услуги;

- валовое накопление; чистый вывоз (включая экспорт).

Межрегиональные сопоставления ВРП российских регионов имеют облегчающее отличие от международных сопоставлений, заключающееся в том, что все измерения проводятся в одной валюте. Перенос методологии паритетов покупательной способности на межре-

гиональный уровень означает, что необходимо пересчитывать по ППС рубля не производимый ВРП (сумму валовой добавленной стоимости, созданной в регионе), а компоненты конечного использования ВРП, или используемый ВРП плюс чистый вывоз (включая экспорт) товаров и услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая региональный аспект ВВП, необходимо отметить, что Росстат считает, что общую сумму валового регионального продукта технически невозможно распределить между отдельными регионами. В этой связи ВВП России больше, чем сумма валовых региональных продуктов. Если ВВП составил 2 696 354 млн руб., а ВРП - 2 402 279 млн руб., то это значит, что ВРП меньше общероссийского ВВП на 294 075 млн руб., включающую в себя добавленную стоимость, относящуюся к стране в целом, но не распределённую между отдельными регионами. Себестоимость продукции сельскохозяйственного растениеводства неуклонно растёт, увеличиваются транзакцион-ные издержки, включая транспортные затраты (рис. 2).

шие колебания. Это свидетельствовало бы о неравномерном развитии производительных сил и концентрации финансового капитала, а также о существенных различиях в уровне развития рыночных отношений в разных районах страны. В европейских странах, например Украине, квалифицированная рабочая сила в огромном избытке, в недостатке источники сырья и промышленные предприятия. Европейцам необходимо осознать возрастающую международную ответственность и обязательства перед местным населением. В связи с этим уместно вспомнить созданное в 1973 году международное неформальное общество "Трила-тераль". Оно имело три центра управления: в США, Европе и Японии. "Трилатераль" предназначалась для объединения под эгидой ат-лантизма: США, европейские и тихоокеанские пространства, лидирующие в техническом развитии и рыночной экономике. Создание "Три-латерали", как трёхсторонней комиссии, было связано сусилением соперничества среди правящих государств Запада и растущим экономическим могуществом Японии. Главное направление деятельности

Кривые: снизу фактическая себестоимость зерновых, внутри нормативная себестоимость, сверху стратегическая себестоимость озимых зерновых по Куйбышевскому району Ростовской области

6 7 8 9 Годы 2001 -2013

Рисунок 2 - Себестоимость озимых зерновых

Именно поэтому в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ 10 января 2000 г. № 24, раздел "Угрозы национальной безопасности" анализ экономических проблем начинается с аграрного сектора, который является неприбыльным из-за железнодорожной недоступности, отмечаются негативные тенденции в экспортных и импортных поставках. Может наступить "критическая ситуация", когда по причине отсутствия и дороговизны железнодорожного транспорта, производство зерновых коммерческими сельскохозяйственными предприятиями южных регионов России станет невыгодным (убыточным). Распределение ВВП между регионами выявило бы боль-

трехстороннеи комиссии заключалось в создании механизма глобального планирования и долгосрочного перераспределения ресурсов. Будучи изначально закулисными, решения, принимае-мые членами трёхсторонней комиссии, позже явились законами для политиков всех западных стран. Своевременное создание "Три-латерали" предвосхитило антагонизм и международные конфликты. Для раскрутки антагонизма, например, в унитарной Украине, с опозданием,конечно,Трилатераль здесь составили бы те же США и Европа, с одной стороны, Россия - с другой. Если бы Трилатераль сформировалась своевременно, то мирным путём удалось бы устранить такие причины, как то, что: 1) ни в западной, ни в восточной областях страны ВРП не создавался; 2) экономическая состязательность между областями и мониторинг трудовых достижений населения отсутствовали; 3) произошло чёткое разграничение областей финансовых "потребителей" и областей финансовых "дателей", вследствие чего, "датели" решили больше не отдавать, а у потребителей "своя" казна оказа-

■е

8

■ Ои

НЕ

13

лась пустой. Пополнить казну агрессивно настроенное население Украины решило методом кабального займа финансов в США и Европейских странах, с одной стороны, а с другой -в России. Таким образом, государственное устройство Украины продолжает оставаться в неизменном состоянии. В то же время стало ясно, что требуется федеративное государственное устройство, регионы которого обязаны создавать ВРП и использовать по мере его накопления, то есть "учиться жить за свой счёт".

Таким образом, можно подвести некоторые выводы:

1. Для формирования ВРП в каждом регионе (стране) главным должно быть не только обязательное пополнение дохода региона, но и обеспечение местного трудоспособного населения рабочими местами (в том числе маргиналов и люмпенов), а не гастарбайтеров (хотя 13% их доходов также учитываются в ВРП региона работодателя). Отпускать рабочую силу сезонно мигрировать равноценно лишению мигрантов обязательства вносить свою долю дохода в ВРП региона по месту его постоянного проживания. Если отсутствуют источники сырья, то создавать сборочные предприятия, доставляя комплектующие в упаковках, создавая новые технологии, используя в качестве сопутствующих местные возможности и ресурсы. Региональная экономика обусловлена региональной политикой, которая представляет собой составную часть национальной стратегии развития и охватывает следующие основные направления: соотношение общегосударственного и регионального аспектов развития национальной экономики, центрального и регионального уровней управления экономикой, определение соотношения движущихся сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия, одновременный подъём экономики всех районов региона. К направлениям региональной экономической политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия

государственной власти, составляющие содержание региональной политики государства.

2. В рыночных условиях актуализируется роль именно региональной политики. Это обусловлено:

1) усилением сепаратистских настроений в регионах, дезинтеграцией экономического пространства;

2) необходимостью учёта: специфики регионов при проведении экономической реформы, переноса ряда направлений реформы на региональный уровень; резко отличающихся стартовых условий регионов;

3) незавершенностью и противоречивостью преобразования национально-государственного устройства России и разграничения компетенций федеральных и региональных органов управления;

4) политической нестабильностью и межэтнической напряжённостью в ряде регионов. Создание научной базы для региональной политики требует объективной оценки неравенства условий, в которых находятся субъекты региона. Необходимы показатели, вскрывающие сущность и содержание социально-экономических различий.

3. Введение показателя ВРП не только в федеративном государстве, но и в унитарном, позволит производительным силам подняться на новый уровень, что приведёт к появлению нового типа человека - творца, участника рефлексивной формы управления, самостоятельно контролирующего свои побуждения и конкретные действия в среде своего обитания.

Литература:

1. Бережная О.В., Тарасов H.A. Развитие взаимодействия региональной и федеральной власти в истории современной России // KANT. - 2013. - № 3 (9). - С. 25-29.

2. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - М.: ИНФРА-М, 2008.-VI.- 826 с.

3. Фролов Д.В., Шевченко М.В. Разграничение и оценка контролируемых и неконтролируемых затрат в организованном коллективе // KANT. - 2012. - № 2 (5). - С. 83-87.

REGIONAL RESOURCES OF POPULATION AS THE BASIC FACTOR OFTHE DEVELOPMENT OF THETERRITORIAL ECONOMY Palchicov Sergey Yurevich, Masters, Technological Institute (branch) ofDonskoy's Service the State Technological University, Stavropol

Pelevin Igor Yurevich, PhD of Economics, Nevinnomyssk

Unanov Sergey Stepanovich, Post-graduate Student, Nevinnomyssk State Humanitarian- Technological Institute, Nevinnomyssk

In the article are examined the labor resources of population, in the context of the development of the economy of region, taking into account the guarantee of a worthy standard of living, the territorial dependenceofthe level of sufficiency and possibilities from theposition of the incomes of the population.

Keywords: resources; need; the amplitude of the fluctuation of the economic parameters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.