ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО:
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 327 ББК 66.4(4/8)
DOI 10.22394/1682-2358-2017-3-25-33
I.J. MAammedli, senior researcher, Institute of Law and Human Rights of the National Academy of Sciences of Azerbaijan
THE INFLUENCE OF THE AZERBAIJANI FACTOR
ON GEOPOLITICAL DEVELOPMENT OF THE GREATER MIDDLE EAST
Various aspects of geopolitical potential of the Greater Middle East countries are considered. An in-depth analysis of objective and subjective factors in rapid growth of the potential of contemporary Azerbaijan is presented. The statistics and researchers' and experts' opinions considering various factors in the development of geopolitical potential of Azerbaijan are sited.
Key words and word-combinations: geopolitical potential, the Greater Middle East, maritime states, Trans-Asian Transport Corridor, South Caucasus.
ИД Маммедли,
трудник Института права и прав человека Национальной Академии Наук Азербайджана (етай: iqrar-mammadli@ramЫer.ru)
ВЛИЯНИЕ
АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ФАКТОРА
НА ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БОЛЬШОГО БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Аннотация. Рассматриваются различные аспекты геополитического потенциала стран Большого Ближнего Востока. Представлен детальный анализ объективных и субъективных факторов, способствующих быстрому наращиванию потенциала современного Азербайджана. Приводятся статистические данные и компетентные мнения экспертов и представителей научного сообщества, анализирующих различные факторы развития геополитического потенциала Азербайджана.
Ключевые слова и словосочетания: геополитический потенциал, Большой Ближний Восток, морские державы, Трансазиатский транспортный коридор, Южный Кавказ.
X азвитие государства происходит в соответствии с естественно-климатическими условиями и экономическим потенциалом, что во многом способствует формированию
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3
25
его особого общественно-политического устройства. В. де ля Бланш отмечает, что государство является не только результатом естественно-производственной деятельности, но и продуктом исторического развития человеческого общества. Оно формируется в процессе взаимодействия социальной и природной среды, от которого зависит экономическая мощь и процветание государства [1, с. 90].
Оценивая современную геополитическую ситуацию, тенденции развития стран региона и перспективы Большого Ближнего Востока, Каспийского бассейна и Южного Кавказа, эксперты отмечают выгодное географическое, геополитическое, геоэкономическое, военное и геостратегическое положение Азербайджана, а также проводимую им независимую внутреннюю и внешнюю политику; богатые природные, материальные, духовные, трудовые и людские ресурсы.
Реалии XXI в., глобализация и интеграция, трансформация общественно-политических институтов и геоэкономические процессы меняют геополитическую ситуацию большинства стран и приводят к внесению геостратегических исправлений. Вхождение Азербайджана в европейское пространство означает его интеграцию и в мировое сообщество. Однако геополитическое положение, исторический опыт, культурные традиции, наличие научно-технического, экономического и интеллектуального потенциала страны создают благоприятные условия для движения как в векторе европейского пути развития, так и азиатского.
Для успешного решения вопросов национальной безопасности любой страны необходимо учитывать тот статус, которым она обладает в современном мире и ее геополитические интересы. С этой целью необходимо проанализировать геополитический потенциал исследуемого государства. По мнению экспертов, в современном мире такой потенциал формируется в первую очередь на основе комплексного и сбалансированного развития всего государственного потенциала, с учетом внешних факторов, влияющих на его дальнейшее развитие. Геополитический потенциал — это совокупность следующих ресурсов: социально-политических; демографических; научно-технических; геоинформационных; военно-политических; геоэкономических; интеллектуальных [2, с. 33—39].
По нашему мнению, целесообразно включить сюда и географическое положение с учетом природного потенциала. Азербайджанская Республика с геополитической точки зрения является одной из наиболее динамично развивающихся стран Восточной Европы, Кавказского региона и геополитического пространства Большого Ближнего Востока. Кроме того, она обладает оптимальной формой геополитической идентичности. Критерии, выдвинутые рядом ученых, также доказывают геополитические преимущества страны. Так, американский исследователь голландского происхождения Николас Спикмен предложил десять обоснований для определения геополитической значимости отдельных стран [3, с. 500]. По таким геополитическим показателям, как численность населения, наличие природных ресурсов, экономическое и технологическое развитие и иным, Азербайджан входит в число наиболее перспективных стран региона.
26 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 3
После восстановления государственной независимости Азербайджанская Республика в качестве приоритетного направления выбрала путь строительства светского, демократического, правового государства. Эти цели были закреплены в Конституции 1995 г., принятой в результате общенародного референдума.
Географическое положение Азербайджана, богатая природа, наличие водных и минеральных ресурсов привлекают сюда множество туристов и различных инвесторов. В основу проводимой государством политики положен принцип взаимовыгодного сотрудничества Азербайджана со всеми странами мира, в первую очередь с регионом Большого Ближнего Востока, вне зависимости от их идеологических предпочтений. Уже с 1993 г. стали очевидны значительные достижения и успехи Азербайджана в этом направлении. Начался процесс строительства нового независимого государства, и определился вектор его развития. До 1993 г. материальный и духовный потенциал Азербайджана не был использован в полной мере для реализации стоящих перед ним задач. Лишь начиная с 1993 г., благодаря четко выверенным, последовательным и продуманным действиям, направленным на обеспечение мира и безопасности на Кавказе, Азербайджан превратился в ведущий фактор мира и стабильности в регионе.
Целенаправленная политика, которую проводил Г. Алиев, природные ресурсы Азербайджана, особенно его богатые углеводородные запасы, превратились в важный фактор, способствующий сохранению мира и стабильности на Кавказе. Именно здесь Восток встречается с Западом, а Европа — с Азией. На Кавказе пересекаются важные транспортные и коммуникационные коридоры, он обладает большой геополитической, геоэкономической и геостратегической значимостью. Используя эти факторы, Г. Алиев сумел выстроить сбалансированную политику с ведущими странами, обладавшими большим влиянием в обеспечении мира и стабильности в регионе [4, с. 355] . Сегодня этот курс успешно продолжается президентом Ильхамом Алиевым.
При разработке политики, связанной с национальными интересами Азербайджана, руководство страны исходило из экономических, политических, идеологических, географических, культурных и иных факторов, с учетом внутриполитических интересов, реакции международного сообщества, а также богатого теоретического наследия, оставленного общенациональным лидером по обеспечению безопасности государства.
По мнению экспертов, исходя из размеров территории, состояния границ, взаимоотношений с соседями, коэффициента использования материальных и духовных ресурсов, а также иным показателям, Азербайджан относится к наиболее крупным и перспективным государствам на Южном Кавказе. На геополитику государства и его отношение с зарубежными странами положительно влияет благоприятное географическое положение. Азербайджан расположен в центре Евразии, он находится в бассейне Каспийского и Черного морей. С ним связаны основные процессы и транснациональные интересов на Южном Кавказе:
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3 27
Азербайджан и Грузия, Каспийское и Черное моря охватывают значительное континентальное геополитическое пространство;
через Туркменистан и Казахстан Азербайджан связывает Европу с Юго-Восточной Азией;
через Россию и Иран он обеспечивает функционирование коридора Север — Юг;
большинство проектов транспорта и связи между Востоком и Западом также проходят по территории Республики;
Азербайджан находится на линии соприкосновения военно-стратегических блоков НАТО и ОДКБ;
страна представляет собой важное звено в борьбе за региональные интересы в Европе и Азии, а также в областях Каспийско-Черноморского бассейна и на Южном Кавказе [5, с. 3—19].
По физическому и географическому положению Азербайджан занимает благоприятные геостратегические позиции.
Общая протяженность границ составляет 3370 км, из них 2657,4 км — сухопутные, а 713 км — береговая линия. Протяженность водных границ — 825 км. Азербайджан граничит с Ираном, Турцией, Россией, Грузией и Арменией. Государственные границы Азербайджана на юге составляют 765 км с Ираном и 15 км с Турцией, 390 км на севере с Россией, 480 км на северо-западе с Грузией, 1007 км на западе с Арменией. Страна имеет водные границы с Туркменистаном и Казахстаном [6].
Национальный и социальный состав населения приграничных территорий соседних государств — Ирана, России, Грузии, Армении, Туркменистана, Турции и Казахстана, их отношение к азербайджанскому народу и государственности играет важную роль в деле обеспечения геополитической и геостратегической безопасности страны. Так, расположенные между Азербайджаном и Грузией Борчалы и Дагестанский регион России, исходя из национального и социального состава их населения, а также его конфессиональной принадлежности и влияния средств массовой информации на сопредельные территории, приграничные связи, напрямую связан с системой национальной безопасности каждого из названных государств [7, с. 85].
Известно, что 71% поверхности Земли приходится на океаны, моря, озера и реки, и лишь 29 % составляет суша — материки и острова. Практика доказывает, что страны, имеющие выход к морю, обладают большим политическим влиянием и показывают более высокий уровень экономического и социального развития. Все это, в свою очередь, обеспечивает им геостратегические преимущества.
Замечено, что основные торговые зоны чаще всего тяготеют к морским коммуникациям. В отличие от материковых государств прибрежные страны могут продавать свою продукцию более доступным и дешевым способом. Именно поэтому большинство из них в процессе исторического развития стремились получить доступ к морю. Экономическая необходимость этого заключается в обеспечении бесперебойной связи с другими морскими державами и частично с континентальными странами. Морские государства подраз-
28 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 3
деляются на прибрежные (Германия, Польша, Алжир, США), полуостровные (Дания, Италия, Греция, Саудовская Аравия) и островные (Великобритания, Япония, Исландия, Мальта, Кипр). Среди них наиболее выгодное положение занимают прибрежные страны, в число которых входит и Азербайджан.
Ф. Рацель относит морское побережье к категории самых удобных и выгодных политических границ. Он считает, что для государства идеально охватывать весь континент, от моря до моря, что как бы превращает его в «мировой остров». Таких стран на политической карте мира всего несколько. Среди них США, Канада и Россия, имеющие самые протяженные морские границы. Американский исследователь Альфред Мэхэн (1840—1914) в книге «Sea Power in its relations to the War of 1812», а также в других своих работах высказался следующим образом. По его мнению, положение и геополитический статус государства должен определяться на основе таких критериев, как выход к морю, морские связи с другими странами, конфигурация побережья, количество портов и в результате — процветание торговли и возможности стратегической обороны [8, с. 390—392].
Из всех прикаспийских стран Азербайджан обладает наиболее выгодным геополитическим, геоэкономическим и военно-стратегическим положением. По мнению З. Бжезинского, бывшего советника по национальной безопасности президента США, Азербайджан «несмотря на ограниченную территорию и немногочисленное население, обладает большими энергетическими ресурсами, что придает этой стране решающее значение с геополитической точки зрения. Он является решающей точкой доступа к богатым ресурсам Каспийского моря и Центральной Азии. Кроме того, выбор маршрута для транспортировки нефти и газа, добываемых в Каспийском море местными и международными корпорациями, является одной из самых серьезных экономических проблем как для стран Запада, так и России, Ирана и республик Южного Кавказа» [10, с. 286].
В книге «Великая шахматная доска» З. Бжезинский подчеркивает особое геостратегическое положение Азербайджана: «В текущих условиях в масштабе всего мира насчитывается всего пять ключевых геостратегически важных лиц и столько же геополитических центров, которые могут идентифицироваться на новой евразийской политической карте. Франция, Германия, Россия, Китай и Индия являются крупными и активными игроками, в то время как Великобритания, Япония и Индонезия (по общему признанию, очень важные страны) не подпадают под эту категорию. Украина, Азербайджан, Южная Корея, Турция и Иран играют роль принципиально важных геополитических центров, хотя и Турция, и Иран являются в какой-то мере — в пределах своих лимитированных возможностей — также геостратегически активными государствами» [11, с. 56].
Азербайджан вместе с расположенными на противоположном берегу Каспийского моря Казахстаном и Туркменией является «самым благоприятным, обнадеживающим и надежным альтернативным партнером», способным удовлетворять в третьем тысячелетии растущие потребности Европы в углеводородном топливе и обеспечении ее энергетической безопасности. По мнению
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3 29/
специалистов, одним из основных рисков, связанных с нефтегазовой добычей в Каспийском регионе — альтернативным мировым источником энергии, является безопасная и свободная доставка добываемой продукции на мировые рынки. В этом смысле среди прикаспийских стран Азербайджан находится в наиболее выгодном положении. У него есть все необходимые возможности выступать как в качестве государства — экспортера, так и транзитера. По сравнению с другими странами региона у Азербайджана крайне низкий уровень рисков, связанных с экспортом энергетического сырья, поскольку с геополитической и геоэкономической точек зрения он считается, и воротами Евразии, и центральным государством для транспортно-коммуникационных и энергетических коридоров «Восток — Запад». Именно Азербайджанская Республика явилась инициатором, движущей силой и основным гарантом проектов Транскавказского транспортно-энергетического коридора (TRASEKA) и стратегической железной дороги Баку — Тбилиси — Карс, выполняющей роль моста для стран Европы и Азии. Кроме того, Республика играет важную связующую роль в трансазиатском транспортном коридоре, который охватывает Южную, Восточную и Среднюю Азию, а также Иран и Азербайджан. Благодаря указанному транспортно-коммуникационному проекту, государства, расположенные в этих регионах, будут иметь прямую связь с Европой, а через Персидский залив — еще и выход в Индийский океан. В ближайшее время планируется «передача в эксплуатацию железной дороги Баку — Тбилиси — Карс, которая соединит Восток с Западом. Главной целью всех этих проектов, наряду с укреплением статуса Азербайджана как регионального транзитного узла, является превращение страны в транспортно-логистический центр. Все это дает основание утверждать, что недалек тот день, когда и в Азербайджане, как и в Германии, Нидерландах, Великобритании, Китае, Южной Корее, Иране и других странах, будет создан международный Транспортный Логистический Центр» [12, с. 10—20].
При осуществлении транснациональных проектов по прокачке и переработке нефти и газа зарубежные компании исходят из позиции Азербай-джаана и Казахстана. Факт ускоренного социально-экономического развития Азербайджана, который наблюдается с 1993 г., по мнению специалистов, в значительной степени способствует усилению геополитического веса страны по сравнению с остальными странами Южного Кавказа. Начиная с 1996 г., ежегодное увеличение ВВП Азербайджана в среднем составило более 10%, при стабильно низком уровне инфляции, росте денежных накоплений у населения и возрастного предела. Кроме того, продуманная политика руководства страны по диверсификации экономики способствовала развитию ненефтяного сектора, что обеспечило превалирование экспорта в импортно-экспортном балансе. Так, если в 1999—2001 гг. темпы среднегодового роста ВВП составили 2,5%, то в 2001—2004 гг. они уже достигли 8—10%. За шесть месяцев 2015 г. ВВП страны достиг 26,3 млрд манатов. В 2015 г. в экономику страны было инвестировано около 20 млрд долларов.
Согласно выводу специалистов экономические показатели Азербайджана ниже, чем в России, Украине, Казахстане и Беларуси. Тем не менее по количес-
30 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 3
твенным и качественным показателям Республика оказалась впереди каждого из перечисленных государств. По добыче нефти в регионе, транснациональным транспортно-транзитным возможностям, интенсивности внешнеэкономических связей, диверсификации экспорта энергоресурсов, обеспечению коммуникаций и военно-геостратегических интересов Запада на Каспии, Азербайджан, наряду с Казахстаном и Грузией, признается экспертным сообществом самым важным государством региона.
Нынешний геостратегический баланс Каспийского региона зависит от России, геоэкономический и природно-энергетический — от Азербайджана, Казахстана и Туркмении, транспортно-коммуникационные коридоры — от Азербайджана, Грузии, Турции и России. Что касается вопроса о будущей судьбе геополитической, геоэкономической и военно-геостратегической среды Каспийского бассейна, формируемого с участием западных стран, то здесь достаточно сильны позиции Азербайджанской Республики.
Сбалансированная геополитическая линия в регионе и мире, прагматичный внешнеполитический курс, успешно реализуемая нефтяная стратегия, транснациональная энергетическая и транспортно-коммуникационная политика, грамотно выстроенная система региональной и национальной безопасности, партнерские отношения с Европейским Союзом, НАТО, ОБСЕ, СНГ, КИГ и другими международными и региональными структурами, подписание и четкое исполнение международных договоров и конвенций — вот основные факторы, обеспечившие Азербайджану особое место среди членов мирового сообщества.
Азербайджан — многонациональная и поликонфессиональная страна. Здесь представители различных национальностей и религий находятся в постоянном взаимодействии. Толерантность и мультикультурализм — важные факторы внутренней политики государства, влияющие на безопасность страны и ее территориальную целостность. Общество заинтересовано в формировании у его членов свободного мышления, создании интереса к диалогу между последователями различных религий, раннем преодолении ошибочных представлений друг о друге, терпимости во имя всеобщего блага и воцарении конструктивного сотрудничества. Ислам является религией, имеющей традиции установления эффективного и взаимовыгодного диалога с представителями других монотеистических воззрений, в том числе с иудаизмом и христианством. С этой точки зрения независимый Азербайджан является примером конструктивного диалога для всего мира. Это прежде всего может быть объяснено тем, что в Азербайджане испокон веков сосуществовали ислам, христианство и иудаизм.
По геостратегическому положению, разнообразию мировоззрений и образу жизни Азербайджан, будучи территорией, где происходило соприкосновение различных религий и культурно-нравственных ценностей, имеющих общечеловеческий смысл и суть, по своему национально-этническому составу давно превратился в одну из уникальных цивилизаций мира.
В Азербайджане, где мусульманское население составляет большинство, различные этнические и религиозные группы веками живут в условиях мира
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3 3 1
и согласия. На протяжении истории их объединяли дружеские отношения и общность интересов. Культурные и нравственные ценности, присущие азербайджанскому народу, сыграли исключительную роль в мирном сосуществовании в рамках единого государства в течение столетий, носителей различных языков, культур, традиций и вероисповеданий.
Азербайджан — участник программы обеспечения энергетической безопасности Европейского Союза и осуществления «политики добрососедства», миротворческих миссий в различных странах Большого Ближнего Востока, проводимых под эгидой ООН и НАТО (Афганистан, Ирак и др.). «Благоприятное географическое положение Азербайджана, его независимая политика, экономический потенциал, материальные и нравственные ресурсы и многие другие факторы, способствовали превращению страны в региональный центр, что, в свою очередь, способствовало росту ее геополитической значимости. Азербайджан является основным инициатором и центром всех экономических, социальных, гуманитарных и других проектов в регионе»
[5, с. 3-19].
Для укрепления независимости страны необходимо проведение четко продуманной, нацеленной на перспективу внешней политики. Сегодня Азер-байджаан поддерживает дипломатические отношения почти со 160 странами; со 140 государствами имеются тесные торгово-экономические связи. Страна представлена более чем в сорока международных организациях. Более чем в пятидесяти странах функционируют посольства Азербайджанской Республи-кии. Естественно, развитие и укрепление международных связей играют существенную роль, в укреплении суверенитета страны и доведения до мирового сообщества реальной ситуации в Азербайджане.
Высокий уровень развития геополитического потенциала Азербайджана, по нашему мнению, подтверждается следующими факторами: во-первых, высоким социально-политическим потенциалом страны, который характеризуется низким уровнем политического риска, социально-политической стабильностью, благоприятной демографической ситуацией в сравнении с соседними странами, отсутствием межконфессиональной и межэтнической напряженности, высоким коэффициентом прибылей с тенденцией к росту, что характерно для стран с переходной экономикой; во-вторых, высоким научно-технологическим и интеллектуальным потенциалом страны; в-третьих, постоянным ростом индекса ВВП и развитием человеческого потенциала; в-четвертых, благодаря развитию указанных ресурсов, геополитический и информационный потенциал страны ориентирован на совершенствование.
Анализ компонентов геополитического потенциала Азербайджанской Республики позволяет прийти к выводу, что уровень их развития позволяет обеспечивать интенсивное участие страны в процессах глобализации и осуществлении коренных преобразований всех сфер общественно-политической жизни государства с целью ускорения перехода на уровень постиндустриальной экономики.
ВиПейп о£ Ае Яе^оп о£ АЛтг^^айоп • 2017. V)!. 17. № 3
Библиографический список
1. Василенко И.А. Геополитика современного мира. М., 2006.
2. Казак Е.А. Геополитический потенциал Республики Беларусь в современных условиях // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2004. № 4. С. 33-39.
3. Spykman N. America's Strategy in World Politics. N.Y., 1942.
4. Гусейнова И. Гейдар Алиев и процесс мира на Кавказе: учебник для вузов (на азерб. яз.). Баку, 2008.
5. Гасанов А. Геополитическое учение Гейдара Алиева: основные геополитические обязанности и перспективы Азербайджана в XXI веке (на азерб. яз.) // Geostrategiya. 2011. № 2 (02). С. 3-19.
6. Территория Азербайджана. URL: http:// www.azerbaijan.az/portal/General /Square/square _01 a.html/
7. Гасанов А. Национальное развитие и политика безопасности Азербайджанской Республики (на азерб. яз.). Баку, 2011.
8. Alfred TMahan. Sea Power in its relations to the War of 1812. Boston, 1905. Р. 390-392.
9. Государственный комитет статистики Азербайджанской Республики. Население. URL: htpp://stat.gov.az/source/demoqraphy/
10. Аббасбейли А.Н. Мировая политика (вторая половина XX века - начало XXI века) (на азерб. яз.). Баку, 2011.
11. Бжезинский З. Великая шахматная доска (the Grand Chessboard) / пер. с анг. О.Ю. Уральской. М., 2009.
12. Гасанов А. Современное геополитическое развитие Азербайджана: нынешнее положение и перспективы (на азерб. яз.) // Geostrategiya. 2011. № 1 (01). С. 10-20.
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3 33