УДК 159.9:37.01
Тризуб М.А.
магистрант 2-го курса кафедры журналистики, Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова (г. Караганда, Казахстан)
ВЛИЯНИЕ АВТОРИТЕТА ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА И РАЗВИТИЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ
Аннотация: данная статья исследует влияние авторитета взрослого человека на воспитание ребенка и формирование его жизненных взглядов. Автор анализирует роль эмоциональных связей, установки ценностей и образцов поведения взрослых в раннем детстве на психосоциальное и эмоциональное развитие ребенка. Исследование выявляет, как положительный авторитет способствует формированию устойчивых основ для здорового взросления и установления позитивных жизненных убеждений. В то время как негативный авторитет может вызывать проблемы в психологическом и социальном адаптации ребенка. Работа подчеркивает важность сбалансированного подхода к авторитету взрослого, направленного на развитие личности ребенка, и предостерегает от потенциальных негативных последствий несбалансированных взаимоотношений в вопросах воспитания и формирования ценностей.
Ключевые слова: воспитание, авторитет, ребенок, взрослый, импринтинг, взаимодействие, влияние.
Современное общество сталкивается с постоянными вызовами в вопросах воспитания и развития детей. Одним из важнейших аспектов этого процесса является влияние авторитетных фигур в жизни ребенка на формирование его мнения и поведения. Авторитет взрослых, будь то родители, учителя или другие значимые лица, играет ключевую роль в формировании ценностных установок и моральных принципов у подрастающего поколения.
Понимание механизмов, через которые осуществляется воздействие авторитета взрослых на психологическое и социальное развитие ребенка, представляет собой актуальную задачу для научного сообщества. Какие факторы могут усилить или ослабить влияние авторитета? Какие последствия могут возникнуть, если этот процесс нарушен или искажен?
Научная статья, посвящена влиянию авторитета взрослых на формирование мнения и поведения у ребенка. Она раскрывает эти вопросы с целью предоставления более глубокого понимания динамики взаимодействия между воспитателями и подрастающими поколениями. Анализ этих вопросов не только расширяет теоретическую базу в области психологии и педагогики, но также предоставляет практические рекомендации для родителей, педагогов и других взрослых, работающих не только с детьми, но и с людьми в целом, с целью оптимизации процесса воздействия информацией.
В настоящее время можно наблюдать тенденцию, что родители, в вопросах воспитания детей, начали следовать за новыми направлениями, которые активно представлены в социальных сетях, глянцевых журналах, показываются по телевидению и других медийных источниках. Многие родители отходят от традиционных ценностей в воспитании, что порой приводит к размыванию иерархии в отношениях между родителями и детьми. В таком подходе дети взаимодействуют с родителями на равных, и родители, ошибочно, считают себя друзьями для своих детей, в то время как дети воспринимают их как сверстников. Эта динамика еще более осложняется искаженными ценностями, пропагандируемыми "обществом потребителя". Современные родители также отдают предпочтение своей карьере, уделяя много времени профессиональному росту и часто бывая вдали от дома. Из-за отсутствия авторитетного мнения дома, дети остаются беззащитными перед мнением и авторитетом других взрослых, будь то учителя или даже, к примеру, ведущий новостей. Но что из себя представляет авторитет?
Термин «авторитет», который в прямом переводе с латинского означает «власть, влияние», можно раскрыть как обладание властью на основе
собственной значимости в глазах других [1, с.3]. В то же время власть авторитета устроена так, что человек, на которого он применяется, добровольно будет слушать и верить словам говорящего. Это доказывает тот факт, что власть авторитета работает только на добровольной основе и не может быть использована запугиванием. Основываясь на этом большинство учителей школ, колледжей и университетов, пользуются авторитетом для формирования «нужного» мышления у ребенка. В своей научной статье «Роль обучения в развитии ребенка» психолог Лев Семёнович Выготский отметил, что «Опыт социального взаимодействия очень важен и его нельзя не учитывать. Дети формируются под влиянием своих семей, общества, социально-экономического положения, обучения и культуры. Их восприятие мира формируется, в частности, из убеждений и знаний взрослых и других детей из их окружения» [2, с.1]. Согласно результатам исследования детского благотворительного фонда «Измени одну жизнь», ключевую ответственность за воспитание и развитие детей общественное мнение отводит семье (Рис.1), что в очередной раз подтверждает слова Выготского.
Как вы считаете, что больше всего влияет на формирование характера ребенка: семья, общество или врожденные качества?
Рис.1. Факторы, влияющие на формирование характера
Согласно опросу 71% участников считает, что семья оказывает наибольшее воздействие на формирование характера детей. 68% родителей выражают беспокойство по поводу своих несовершеннолетних детей, преимущественно в отношении их здоровья и будущего. Общественность
опасается различных угроз в детских садах, школах и СМИ, таких как негативные примеры со стороны сверстников, профессиональные недостатки учителей и воспитателей, а также наличие негативного контента в СМИ (включая преступления, убийства, насилие, жестокость, сексуальные сцены и пошлость).
Родители стремятся к тесным отношениям с детьми, при этом 65% считают, что эти связи более тесны, чем те, что они имели с собственными родителями. Однако, чтобы установить крепкие связи, необходимо уделять внимание детям. 30% родителей утверждают, что они проводят с детьми больше времени, чем их родители с ними, в то время как 42% считают, что они находятся рядом с детьми меньше времени, чем им бы хотелось. [3]
Сегодня мы можем проследить тенденцию, когда ребенок цитирует учителя, родителя или любого другого человека. В большинстве случаев это происходит, когда ребенок пытается защитить свое мнение. Например: происходит спор детей и один из них говорит, что слышал какую-нибудь информацию из новостей, а так как это показывают по телевизору, то и слова, которые там говорят это правда. Таким образом, ребенок за неимением собственного мнения, воспользовался авторитетом взрослого в споре, тем самым снимая с себя ответственность за предоставляемую информацию.
Так почему же дети копируют поведение и мышление взрослых? Импринтинг или обучение через копирование поведения взрослых особей наблюдается еще у птенцов, которые в течение первых часов жизни запоминают основные особенности внешности и поведения родителей и в дальнейшем копируют их. [4]
Импринтинг между ребенком и взрослыми играет критическую роль в формировании эмоциональной связи и развитии ребенка. Этот процесс может происходить в раннем детстве и оказывать долговременное влияние на личностное развитие. Вот несколько аспектов импринтинга между ребенком и взрослыми.
Безопасность и забота: родители, обеспечивающие ребенку физическую и эмоциональную безопасность, создают основу для импринтинга. Ребенок ассоциирует взрослых с чувством уверенности и заботы.
Эмоциональная доступность: регулярные проявления любви, нежности и моральной поддержки со стороны взрослых могут создать теплые и стойкие связи с ребенком.
Участие в развитии: взрослые, активно участвующие в жизни ребенка, поддерживающие его интересы и увлечения, могут стать важными фигурами в его жизни. Например, участие в образовательных занятиях, спортивных мероприятиях и творческих занятиях.
Моральные и ценностные установки: воспитание в соответствии с определенными моральными и ценностными принципами может формировать у ребенка осознание общественных норм. Взрослые играют ключевую роль в передаче своих убеждений через образ жизни и общение.
Образцы поведения: ребенок часто копирует поведение взрослых, особенно тех, кто ему близок. Положительные образцы поведения, такие как терпимость, уважение и доброта, могут стать частью личности ребенка через процесс импринтинга.
Общение и внимание: регулярное общение, беседы и внимание к потребностям ребенка способствуют формированию эмоциональных связей. Активная слушательская позиция взрослых может подчеркнуть важность ребенка и его мнения.
Несмотря на то, что импринтинг часто рассматривается как важный механизм формирования эмоциональных связей, он также может иметь негативные аспекты.
Передача предвзятых убеждений: если взрослые передают ребенку предвзятые взгляды и стереотипы, это может привести к формированию узкого восприятия мира и негативных предубеждений.
Эмоциональные травмы: в случае негативного или насильственного импринтинга, например, в случае семейного насилия, ребенок может испытать
эмоциональные травмы, которые будут влиять на него вплоть до взрослой жизни.
Ограничение культурного разнообразия: если взрослые ограничивают ребенка взглядами и опытом, не предоставляя возможности познакомиться с различными культурами и мнениями, это может привести к ограниченному мировоззрению.
Проблемы социальной адаптации: ребенок, слишком сильно зависящий от определенных взрослых, может столкнуться с трудностями в социальной адаптации и формировании здоровых отношений со сверстниками.
Ограничение личной свободы: в случае слишком контролирующего и авторитарного воспитания, ребенок может испытывать ограничение своей личной свободы и возможности принятия самостоятельных решений.
Негативные эмоциональные связи: если ребенок испытывает негативные эмоции или сталкивается с нежелательными эмоциональными связями, это может повлиять на его эмоциональное благополучие и степень доверия к окружающим.
Результаты анализа показывают, что авторитетное воздействие взрослого в раннем детстве существенным образом влияет на эмоциональное, социальное и культурное развитие ребенка. Положительные эмоциональные связи с авторитетными взрослыми, основанные на доверии и поддержке, способствуют формированию устойчивых ценностей и жизненных убеждений. В то же время, необходимо учитывать, что несбалансированный или негативный авторитет может вызывать проблемы в психосоциальном развитии ребенка, включая отсутствие уверенности, подавление индивидуальности и возможные трудности в общении.
В контексте выводов, рекомендуется обращать внимание на качество взаимодействия взрослого с ребенком, стремясь к балансу между авторитетностью и эмоциональной поддержкой. Создание благоприятного окружения, где авторитет воспринимается как инструмент развития, а не
подавления, может способствовать формированию здоровых жизненных взглядов и установок у детей, обеспечивая их гармоничное развитие в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Родительский авторитет в развитии личности подростка // Ноговицына Надежда Михайловна 2018. C. 20;
2. Роль обучения в развитии ребенка. // Л. С. Выготский C.1;
3. «У современных родителей высокий запрос на близкие отношения с детьми» [Электронный ресурс] URL: https://changeonelife.ru/articles/u-sovremenny-h-roditelej-vy-sokij-zapros-na-blizkie-otnosheniya-s-det-mi-issledovanie-fom/;
4. Онлайн статья: «Дети копируют поведение родителей» [Электронный ресурс]
URL: https://12kollegiy.ru/about/articles/deti_kopiruyut_povedenie_roditelej/;
5. «Роль родительского авторитета в воспитании ребенка» [Электронный ресурс] URL: https://edu.tatar.ru/almet/dou39/zol-petushok/page 1873897.htm;
6. «Запечатленный навеки: что такое импринтинг и как он влияет на характер и поведение» [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/481293-zapecatlennyj-naveki-cto-takoe-imprinting-i-kak-on-vliaet-na-harakter-i-povedenie
Trizub M.A.
Karaganda State University named after academician E.A. Buketova
(Karaganda, Kazakhstan)
INFLUENCE OF ADULT'S AUTHORITY ON UPBRINGING OF CHILD AND DEVELOPMENT OF HIS LIFE VIEWS
Abstract: this article examines the influence of the authority of an adult on the upbringing of a child and the formation of his life views. The author analyzes the role of emotional connections, setting values and patterns of adult behavior in early childhood on the psychosocial and emotional development of a child. The study reveals how positive authority contributes to the formation of stable foundations for healthy adulthood and the establishment of positive life beliefs. While negative authority can cause problems in the psychological and social adaptation of the child. The work emphasizes the importance of a balanced approach to adult authority aimed at developing the child's personality, and warns against the potential negative consequences of unbalanced relationships in matters of upbringing and value formation.
Keywords: upbringing, authority, child, adult, imprinting, interaction, influence.