Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ АВАНГАРДА НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ВЛИЯНИЕ АВАНГАРДА НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
АВАНГАРД / ВХУТЕМАС / БАУХАУЗ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИЗАЙНЕРСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лозовая Л.Г.

В публикации рассматривается влияние авангарда на развитие методов художественного образования. Знаменитые футуристические школы БАУХАУЗ и ВХУТЕМАС оказали большое влияние на становление новых подходов в изучении формы, в основе которых был абстрактный метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ АВАНГАРДА НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 378:7

Лозовая Л.Г.

педагог дополнительного образования МБУ ДО «Ровесник», г. Белгород, РФ

ВЛИЯНИЕ АВАНГАРДА НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В публикации рассматривается влияние авангарда на развитие методов художественного образования. Знаменитые футуристические школы БАУХАУЗ и ВХУТЕМАС оказали большое влияние на становление новых подходов в изучении формы, в основе которых был абстрактный метод.

Ключевые слова:

авангард, ВХУТЕМАС, БАУХАУЗ, художественное образование, дизайнерская культура.

Говоря о русском авангарде, невольно вспоминаешь о двух школах, двух детищах промышленной революции, которые хоть и просуществовали не долго, но оказали огромное влияние на дизайнерскую (проектную) культуру во всем мире. Можно уверенно сказать, что ВХУТЕМАС - русская школа и БАУХАУЗ - немецкая, возникли в очень похожих социальных условиях [1]. Главное, что их объединяет, это организация учебного процесса по формообразованию, в основе которого лежит абстрактный метод. И та и другая были учебными заведениями, методы и практики, которых уже тогда опережали свое время. За время своего существования эти школы шли рядом, обменивались достижениями, выставками - были своеобразными лабораториями, где идеи сразу реализовывались на практике, но у каждой школы был свой стиль, своя узнаваемость.

Очень похожи и истории закрытия БАУХАУЗА и ВХУТЕМАСА. ВХУТЕМАС закрыт за пропаганду формализма под видом пролетарского искусства, а БАУХАУЗ - правыми силами Германии за «культурный большевизм». Но след этих школ прослеживается и в наше время.

К сожалению, многие программы ВХУТЕМАСА безвозвратно уничтожены и лишь во времена оттепели слово ВХУТЕМАС снова появилось в искусствоведческой среде и в профессиональной литературе. А вместе с тем, это «был кипящий котел» мысли и практики, который объединял все виды искусства 20 столетия. Выпускники ВХУТЕМАСА дали старт многим производствам, которые были в забвении, вдохнув в них все новое, авангардное, сочетающее в себе «прикладное» и «станочное». Именно здесь зарождалась эргономика, которая станет главной составляющей художественного конструирования, тектоника, объединившая форму и содержание. В этих стенах рождались лидеры авангарда - художники, которые готовились преобразовать мир в угоду простому человеку [2]. Удивительно, но здесь студентами создавались натюрморты не из старинной утвари и фруктов, как принято, было в художественной академии, а из листов железа, стекла, кирпичей. Это был новый взгляд на эстетику нового времени. Афиши, жилые ячейки, мебель, книжные обложки, текстиль, фарфор, архитектура, каждый проект - шедевр, который тут же обретал жизнь. Знаменитые башня Татлина, проект памятника Христофору Колумбу К. Мельникова - ярчайшие произведения того времени. Интересно, что даже рисунок на текстиле Поповой и Степановой носил агитационную направленность и имел очень сложную конфигурацию, да еще с оптическим эффектом. Архитектурный проект Георгия Крутикова, где предполагались летающие кабины, до сих пор из разряда фэнтези. Все это актуально по сей день. Свобода творчества - главный девиз ВХУТЕМАСА. Но разнообразие стилей и форм вскоре стали невозможны. От художников стали требовать единства средств, а главное - цели. Да и партия у нас в то время была одна. Многие выпускники и преподаватели, носители этих идей, подвергались гонениям, им было запрещено

заниматься профессиональной деятельностью, а некоторые даже были отправлены прочь из городов в деревни.

Но некоторым вузам, в том числе и Харьковскому художественно-промышленному институту удалось основные методики все-таки вернуть. Продолжателем этого направления стал Василий Ермилов. Его называли «украинским Татлиным». Унаследовав идеи ВХУТЕМАСА, Ермилов стоял у истоков дизайнерского образования в ХУДПРОМЕ. Профессор, преподаватель композиции, В.Д. Ермилов символизировал начало украинского дизайна. Но мало кто знает, что впоследствии он стал наставником и руководителем диплома замечательного художника-графика с мировым именем, выпускника Харьковской дизайнерской школы Станислава Косенкова, который впоследствии стал белгородским художником. Работы Станислава Степановича проникнуты духом авангардизма в сочетании с академической школой. Как дань памяти, в мастерской С. Косенкова стоит старинный печатный пресс, подаренный ему когда-то великим учителем. Но в ХУДПРОМЕ учились многие наши преподаватели, которые успешно работают в Белгородской области, а так же Курской, Воронежской, Орловской. Это художники, которые унаследовали дух экспериментатарства и конструктивизма и сумели передать его новому поколению студентов. Общение дизайн-школ не должно прерываться и идти в ущерб международным связям.

Список использованной литературы:

1. Аронов, В. Дизайн в культуре XX века. 1945 - 1990 [Текст] / В. Аронов. — М.: Изд. Д. Аронов, 2013. - 405 с.: ил.

2. Степанова-Третьякова, Н. С. Бондарев Ю. И. Вклад школы Баухауз в становление архитектурно-дизайнерского образования [Текст] // Дизайн-образование - XXI век: Материалы Международной научно-практической конференции, Белгород, 23 сентября 2019 года. - Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2019. - С. 43-46.

© Лозовая Л.Г., 2022

УДК 373.3

Щербинина М.О.,

студент 3 курса дефектологический факультет Курский государственный университет

Курск, Россия Научный руководитель: Гусева И.Н. доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ

специального образования Курский государственный университет

к.п.н., доцент Курск, Россия

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Статья отражает результаты курсового исследования сформированности навыков самоконтроля у обучающихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.