поставленной руководителем цели, но применить полученные в процессе обучения знания в практическом производстве не в состоянии.
Заметим, что информационно-технологическая подготовка и коммуникативные способности современных ювелиров высоки, но практическая технологическая подготовка развита слабо: ювелиры-выпускники оказываются не в состоянии эффективно владеть навыками проектирования и реализации собственных творческих проектов.
Говоря о социальной адаптированности выпускников профессиональных учебных заведений, отметим, что показатели этой характеристики в целом высоки, и профессиональная компетентность российских ювелиров-выпускников не является низкой. Однако сами студенты, анализируя свою профессиональную подготовку, признаются, что, попадая в новый коллектив, испытывают некоторые трудности и переживают конфликты с руководителями. Особая острота конфликтов проявляется при продвижении ювелирами своих креативных идей по причине того, что в 76% случаев мышление руководителей и маркетологов категорически не совпадает с творческим и технологическим мышлением работников-ювелиров. Происходит это потому, что большая часть руководителей ювелирных предприятий следят за изменениями в трендах ювелирной моды исключительно с индивидуальной точки зрения, не учитывая значения прогноза новых тенденций в художественной обработке драгоценных металлов и ювелирных вставок, на что как раз обращают внимание около 50% опрошенных молодых специалистов.
Библиографический список
Таким образом, инновационный уровень в восприятии новых направлений ювелирного творчества характеризуется фрагментарностью, несформирован-ностью отдельных элементов. Это восприятие в современных условиях имеет довольно противоречивый характер, включая весь спектр нюансов, от самых позитивных до самых негативных. Оно воздействует на социокультурную информацию и определяет её саморегулирование, которое происходит:
• благодаря самодостаточности и наличию внутренних резервов творческой активности отдельных художников-ювелиров, не потерявших свою востребованность в современных рыночных условиях;
• за счет социальных общностей, групп и индивидов, ориентирующихся на этнические традиции, самобытную культуру, пользующихся ее знаниями, ценностями, нормами, образцами поведения и деятельности в процессе самоактуализации;
• как процесс рефлексии, изменения социокультурных ориентаций и картины мира субъекта, что определяет изменчивость элементов в художественной ювелирной культуре.
Под воздействием социальных условий появляются новые типы систем ценностных ориентаций, соответствующих эпохе, времени и характеризующих мировосприятие ювелирного искусства в конкретный исторический период, которые необходимо привить выпускникам российских учебных заведений в области традиционного ювелирного искусства.
1. Рудь А.Е. Институциональные факторы конкурентоспособности организации: понятие, классификация, закономерности взаимосвязей. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2016; № 4: 399 - 403.
2. Захарова М.А. Институциональное моделирование как метод познания, прогнозирования и управления медико-социальными проектами. Диссертация ... доктора социологических наук. Новосибирск, 2009.
3. Трофимова И.М. Особенности формирования творческого потенциала руководителей в процессе их переподготовки. Мир науки, культуры, образования. 2010; № 4-1: 160 - 163.
4. Ушницкая ПИ. Разработка маркетинговой стратегии вертикально-интегрированного предприятия на российском ювелирном рынке. Диссертация ... кандидата экономических наук. Москва, 2009.
5. Бакунева С.В. Творческая активность как психолого-педагогическое явление. Царскосельские чтения. 2010; № XIV: 122 - 124.
References
1. Rud' A.E. Institucional'nye faktory konkurentosposobnosti organizacii: ponyatie, klassifikaciya, zakonomernosti vzaimosvyazej. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya 'Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2016; № 4: 399 - 403.
2. Zaharova M.A. Institucional'noe modelirovanie kak metod poznaniya, prognozirovaniya i upravleniya mediko-social'nymi proektami. Dissertaciya ... doktora sociologicheskih nauk. Novosibirsk, 2009.
3. Trofimova I.M. Osobennosti formirovaniya tvorcheskogo potenciala rukovoditelej v processe ih perepodgotovki. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2010; № 4-1: 160 - 163.
4. Ushnickaya G.I. Razrabotka marketingovojstrategii vertikal'no-integrirovannogopredpriyatiya na rossijskomyuvelirnomrynke. Dissertaciya ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Moskva, 2009.
5. Bakuneva S.V. Tvorcheskaya aktivnost' kak psihologo-pedagogicheskoe yavlenie. Carskosel'skie chteniya. 2010; № XIV: 122 - 124.
Статья поступила в редакцию 03.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10105
Druzhkova N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Art History), Professor, Department of Theory and History, Art Institute of Fine Arts,
Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF TEACHING HISTORY AND THEORY OF ART INTERNATIONAL AVANT-GARDE OF THE FIRST THIRD OF THE TWENTIETH CENTURY (COURSE PROGRAM). The article studies the specifics of teaching a training course on the theory and history of the international avant-garde of the first third of the twentieth century. Arguing that the art of the international avant-garde laid the foundations of contemporary art, having systematized this extensive material, the author offers twelve topics for its study. They provide an opportunity to get acquainted with the specifics of the avant-garde, the main directions and creativity of the main representatives. The special role and importance of the Russian avant-garde is emphasized, which the author considers expedient not to isolate from the international context. The emphasis is on the formation of a new visual language, the principles of new visual thinking. The author touches upon the use of avant-garde discoveries in the concrete practice of art pedagogy.
Key word: history and theory of art, program for study of international avant-garde art, principles of new visual thinking, theory of primary elements of image.
Н.И. Дружкова, д-р пед. наук, канд. искусствоведения, проф., Институт изящных искусств МПГУ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ИСКУССТВА МЕЖДУНАРОДНОГО АВАНГАРДА ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА (ПРОГРАММА КУРСА)
Статья посвящена особенностям преподавания учебного курса по теории и истории международного авангарда первой трети ХХ века. Утверждая, что искусство международного авангарда заложило основы современного искусства, систематизируя этот обширный материал, автор предлагает двенадцать тем для его изучения, которые дают возможность познакомиться со спецификой авангарда, основными направлениями и творчеством главных представителей. Подчеркивается особая роль и значение русского авангарда, который автор считает целесообразным не вычленять из международного контекста. Акцент делается на формировании нового изобразительного языка, принципах нового визуального мышления, способствующих расширению границ восприятия искусства. Статья затрагивает вопрос использования открытий авангарда в конкретной практике педагогики искусства.
Ключевые слова: история и теория искусства, программа по изучению искусства международного авангарда, принципы нового визуального мышления, теория первоэлементов изображения.
Зародившееся более ста лет назад искусство международного авангарда первой трети ХХ века заложило основы современного искусства, выработало принципы нового визуального мышления, альтернативные по отношению к де-
вятнадцатому веку и прежней академической традиции. В настоящее время стало возможно объективно говорить о значении, роли и влиянии его на все последующее развитие искусства. На второй план ушли эпатаж, декларативность,
излишняя радикальность периода его становления, на первый вышли главные открытия в сфере новых средств художественной выразительности, формирования нового изобразительного языка, позволяющего передать всю глубину и остроту переживаний этой эпохи глобальных социальных катаклизмов, сопровождавшихся войнами и революциями, коренным образом изменившими сознание и мировоззрение человека.
Прошло то время, когда художественные открытия авангарда подвергались резкой критики и неприятию. Сейчас уже очевидно, что искусство художников русского авангарда стало частью национального достояния, а его изучение и применение в процессе обучения современных художников представляет собой целый пласт неиспользованных возможностей [1]. Поэтому хотелось бы обратиться к его наследию и отменить некоторые особенности его преподавания в художественных вузах и колледжах.
В первую очередь необходимо наиболее полно и объективно выстроить материал, учитывая изменившуюся ситуацию в отношении его оценки и используя новые факты, открывшиеся в связи с возможностью его систематического исследования: каталоги многочисленных выставок, новые издания и публикации.
С конца восьмидесятых годов прошла чреда больших ретроспективных выставок, посвященных творчеству художников русского авангарда. Это - выставки К. Малевича, В. Кандинского, П. Филонова, В. Татлина, М. Шагала, Э. Лисицкого, Н. Гончаровой, М. Ларионова. Состоялись выставки «Великая утопия», «Амазонки авангарда», которые были показаны в Европе и Америке.
В результате знакомства с живописью художников этого периода огромной зрительской аудитории это искусство зазвучало по-новому, нашло своего исследователя и почитателя, стало более доступным для понимания и более популярным.
В России в последние три десятилетия почти в полном объеме оказалось представлено творчество не только художников отечественного авангарда, но и художников международного авангарда: прошли выставки П. Пикассо, С. Дали, П. Мондриана, итальянских футуристов, Дж. Моранди, выставка художников объединения «Синий всадник» и т.д. Это способствовало возникновению желания осмыслить отечественный авангард в контексте европейского и мирового искусства.
Возможность увидеть воочию произведения, познакомиться с материалом каталога, специально подготовленного к выставке, вызвало интерес и стремление самостоятельно разобраться в специфике искусства авангарда.
Это послужило определенным стимулом и вызвало потребность в более полном, расширенном представлении раздела, посвященного искусству классического авангарда, в основных учебных курсах по теории и истории искусств в российских художественных вузах и колледжах [2]. На наш взгляд, целесообразно было бы не вычленять русский авангард из международного контекста [3], [4]. Весь материал следует разбить приблизительно на двенадцать разделов, или главных тем в следующей последовательности, учитывая специфику разных видов искусства:
Тема 1. Авангард
Общая характеристика искусства международного авангарда. Содержание термина «авангард». Этапы развития. Основные направления. Расширение средств художественной выразительности. Манифесты. Теория первоэлементов изображения.
Тема 2. Фовизм
История появления. Первая выставка. Термин. Основные представители. Творчество А. Матисса. «Заметки живописца». Матисс в России.
Тема 3. Кубизм
Происхождение термина. История движения. Манифесты. Раннее творчество П. Пикассо и Ж. Брака. Две фазы развития: кубизм «аналитический» и «синтетический». Основные этапы творчества Пикассо.
Тема 4. Экспрессионизм
История немецкого авангарда. Значение термина. Деятельность группы «Мост» и объединения «Синий всадник». Творчество главных представителей. Поиск новых средств художественной выразительности. Трагизм мировосприятия.
Тема 5. Футуризм и метафизическая живопись
История возникновения. Основные манифесты. Политическая позиция. Творчество художников итальянского футуризма. Метафизическая живопись: Де Кирико, Дж. Моранди.
Тема 6. Абстрактное искусство
Зарождение и развитие беспредметного искусства. Исторические и теоретические предпосылки возникновения. Творчество художников группы «Де Стиль». Абстрактное искусство П. Мондриана. Теоретическое и художественное наследие В. Кандинского. Содержание его книг «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости.
Тема 7. Живопись русского авангарда
Первые объединения художников русского авангарда: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». Выставки и декларации. Неопримитивизм М. Ларионова и Н. Гончаровой. «Лучизм» Ларионова. Творчество К. Малевича. Манифест супрематизма. Творчество В. Татлина. «Аналитическое искусство» П. Филонова. Сюрреализм М. Шагала. Русский кубофутуризм.
Тема 8. Сюрреализм
Термин. Манифесты. Основные этапы развития. Истоки творчества С. Дали. Теоретические тексты. Дали в Америке и Испании.
Тема 9. Архитектура первой трети ХХ века
Архитектура как средство изменения жизни. Принципы «органической архитектуры» Ф.Л. Райта. Отношение к европейскому функционализму. «Дом над водопадом». Поиск новых средств выражения Ле Корбюзье. Теоретические концепции. «К новой архитектуре» (шесть принципов). Творчество В. Гропиуса. Его деятельность в Баухаузе. Книга «Задачи тотальной архитектуры». Основные этапы творчества Ми сван дер Роэ. Его постройки в Америке и Европе. «Афоризмы об архитектуре».
Тема 10. Русский конструктивизм
Влияние живописи авангарда на поиск первоэлементов архитектуры. Значение русского конструктивизма в утверждении авангардных направлений в архитектуре. Главные представители: И. Голосов, К. Мельников, А. Лавинский, братья Веснены, И. Леонидов. Функционализм и рационализм - два основных противоборствующих внутри русского конструктивизма.
Тема 11. Баухауз и ВХУТЕМАС
Две самые известные художественные школы эпохи классического авангарда. История создания и существования. Педагогический коллектив. Теория и методика преподавания основных курсов по формообразованию, цветоведению и материаловедению Их роль в создании системы дизайнерского образования.
Тема 12. Скульптура первой трети ХХ века
Авангардистские направления в скульптуре. Творчество О. Цадкина, Ж. Липшица, К. Бранкузи. От роденовской традиции к абстракции. Основные этапы творчества Г. Мура. Главные темы и пластические приемы. Конструктивизм и абстракция в творчестве Н. Габо, А. Певзнера, А. Архипенко. Влияние их творчества на развитие пластического языка ХХ века.
Лекционный курс должны дополнять семинарские занятия, посвященные описанию и анализу отдельных произведений, презентации творчества художников авангарда, выявлению стилистики основных направлений этого искусства, изучению текстов по теории искусства и манифестов.
Искусство авангарда, безусловно, расширяет границы нашего восприятия. Оно вводит в художественный и научный обиход новые принципы формообразования, новые понятия теории искусства. Художники международного и русского авангарда в своей педагогической практике начинают использовать новые приемы и концепции. Наиболее ярко это нашло воплощение в образовательной деятельности Баухауза.
В. Кандинский в учебном курсе «Аналитический рисунок» применяет свои открытия, сделанные им «на пути к абстракции». Его творческий метод «обобщения» становится своеобразным упражнением на осваивание впечатлений от натуры. Теория первоэлементов, которую он излагает в книге «Точка и линия на плоскости», оказывается учебным пособием по современному формообразованию для студентов-дизайнеров, а теория цвета преобразовывается в учебный предмет по цветоведению [5].
«Теория форм видения» П. Клее лежит в основе его курса по композиции, Опираясь на нее, он учит студентов визуальному мышлению, созданию «новой реальности», реализует таким образом один из главных постулатов своего творчества - «искусство не воспроизводит видимое, а делает видимым».
Новые принципы формообразования в системе обучения искусству сумел реализовать известный немецкий художник, дизайнер и педагог Йозеф Альберс, освоивший основной курс по формообразованию Кандинского и Клее и руководивший в период с 1927 по 1933 годы пропедевтическим курсом.
Пропедевтический курс был одним из главных нововведений школы. Гропи-ус называл его артерией Баухауза. Занятия проходили в основном в мастерских. Здесь прорабатывались упражнения по элементарному формообразованию, практические упражнения по изучению различных текстур и материалов: проводилась работа с текстилем, обработка камня и металлических поверхностей и т.д.
В своем пропедевтическом курсе, который Альберс называл «практическим формообразованием», он поставил перед собой задачу продолжить традицию своих предшественников и учителей. Именно при Альберсе этот курс получил свою завершенность и структурную цельность. Известный художник, теоретик дизайна, педагог и руководитель Ульмской школы формообразования Томас Маль-донадо писал: «Й. Альберс взял на себя, может быть, наиболее трудную задачу в разработке дидактики Баухауза, задачу, которую он решил с подлинным блеском, трансформировав различные и отчасти противоречивые компоненты (педагогический пафос, мистический экспрессионизм и подчеркнутый конструктивизм) в систематизированный, однородный и гибкий учебный предмет» [6, с. 5].
Вслед за своими наставниками Альберс на занятиях со студентами стремится развивать их творческую фантазию, способность делать самостоятельные открытия, изобретать новое. Курс практического обучения (МэгИе^е) Альберса, рассчитанный на один семестр, включал два раздела:
Основные понятия и содержание практической работы
Анализ возможностей и качеств различных материалов в отношении:
- размеров (пространство, объем, плоскость, линия, точка);
- движения (статика - динамика);
- массы (пропорции - ритм, прибавление - уменьшение);
- энергии (положительная - активная, отрицательная - пассивная);
- выразительности (цвет, светотень, материя).
Сбор и систематизация рабочих материалов.
Посещение мастерских и заводских цехов.
Область
Упражнения с «материей» и «материалами» (повторяющимися и чередующимися):
• «Материя»: отношения внешних проявлений материалов. Использование свойств структуры, фактуры, текстуры;
• «Материал»: конструирование для изучения функций материалов и возможностей их использования [7, с. 3 - 7].
Упражнения с «материей» строились на изучении внешнего проявления свойств материалов. Художник считал, что понятие «материя» приобретает конкретность лишь в сфере практического использования, а чувственное восприятие и геометрические параметры (Gestaltung) остаются в области абстрактного мышления. По существу, он исходил из неокантианской доктрины, придавая решающее значение практике, которую рассматривал как единственную возможность претворения «врожденной художественной интуиции».
Излюбленными материалами Альберса в качестве проработки конструктивных решений были бумага, гофрированный картон, проволочное плетение, целлофан, солома. Он отдавал предпочтение их нетрадиционным свойствам. Так,
Библиографический список
бумага использовалась им для построения разнообразных пространственных форм, обладающих конструктивной устойчивостью. В процессе работы студенты открывали для себя ее новые качества: гибкость, жесткость, эластичность и прочие. Следует отметить, что Альберс в этих упражнениях ставил задачу не просто найти новый технический прием, но добиться создания выразительной композиции, что соотносится с идеями авангарда.
Вслед за Иттеном и Мохоль-Надем Альберс особое внимание уделял способности находить разнообразные вариации из ограниченного числа заданных элементов. Для этого он часто использовал упражнения макетного характера. Альберс одним из первых вводит в художественную педагогику предварительное изготовление макетов, конструкций и отдельных композиций, что впоследствии будет широко применяться многими дизайнерскими и архитектурными школами.
Таким образом, педагогический опыт В. Кандинского, П. Клее и Й. Альберса доказывает, что принципы искусства аванграда обладают мощным потенциалом для формирования и развития творческой активности студентом, что делает его значимым для освоения. Между тем, теоретическое, художественное и педагогическое наследие художников классического авангарда еще недостаточно изучено и использовано в системе художественного образования. Но судя по тому интересу, который оно сейчас вызывает, очевидно, что оно не утратило своей актуальности и сегодня.
1. Дружкова Н.И. Художественно-педагогический потенциал искусства международного авангарда первой трети ХХ века. Электронный научный журнал «Педагогика искусства». 2014; № 4. Available at: http://www.art-education.ru/electronic-journal/hudozhestvenno-pedagogicheskiy-potencial-iskusstva-mezhdunarodnogo-avangarda
2. Дружкова Н.И. Программа по изучению искусства международного авангарда первой трети ХХ века для художественных ВУЗов и колледжей. «Международный авангард первой трети ХХ века». Изобразительное искусство в школе. 2011; № 5.
3. Дружкова Н.И. Из истории реформирования профессиональной художественной школы: создание системы художественно-промышленного образования в Германии. Изобразительное искусство в школе. 2013; № 6.
4. Дружкова Н.И. Специфика преобразования системы профессионального художественного образования в первой трети ХХ века. Диалог культур России - Востока -Запада в образовательной среде. Москва: ФГНУ ИХО РАО, 2014.
5. Дружкова Н.И. Из истории профессионального художественного образования: Баухауз - ВХУТЕМАС. Общность педагогических и формообразующих идей. Художественное образование в пространстве современной культуры: материалы конференции, 7 - 10 октября, Бойнице, Словакия; 2011.
6. Maldonado T. Ist das Bauhaus aktuell? Ulm. 1963; № 8-9: 5 - 13.
7. Albers J. Werklicher Formunterricht. Bauhaus 2-3.1928: 3 - 7.
References
1. Druzhkova N.I. Hudozhestvenno-pedagogicheskij potencial iskusstva mezhdunarodnogo avangarda pervoj treti HH veka. 'Elektronnyj nauchnyjzhurnal «Pedagogika iskusstva». 2014; № 4. Available at: http://www.art-education.ru/electronic-journal/hudozhestvenno-pedagogicheskiy-potencial-iskusstva-mezhdunarodnogo-avangarda
2. Druzhkova N.I. Programma po izucheniyu iskusstva mezhdunarodnogo avangarda pervoj treti HH veka dlya hudozhestvennyh VUZov i kolledzhej. «Mezhdunarodnyj avangard pervoj treti HH veka». Izobrazitel'noe iskusstvo v shkole. 2011; № 5.
3. Druzhkova N.I. Iz istorii reformirovaniya professional'noj hudozhestvennoj shkoly: sozdanie sistemy hudozhestvenno-promyshlennogo obrazovaniya v Germanii. Izobrazitel'noe iskusstvo v shkole. 2013; № 6.
4. Druzhkova N.I. Specifika preobrazovaniya sistemy professional'nogo hudozhestvennogo obrazovaniya v pervoj treti HH veka. Dialog kul'tur Rossii - Vostoka - Zapada v obrazovatel'nojsrede. Moskva: FGNU IHO RAO, 2014.
5. Druzhkova N.I. Iz istorii professional'nogo hudozhestvennogo obrazovaniya: Bauhauz - VHUTEMAS. Obschnost' pedagogicheskih i formoobrazuyuschih idej. Hudozhestvennoe obrazovanie v prostranstve sovremennoj kul'tury: materialy konferencii, 7 - 10 oktyabrya, Bojnice, Slovakiya; 2011.
6. Maldonado T. Ist das Bauhaus aktuell? Ulm. 1963; № 8-9: 5 - 13.
7. Albers J. Werklicher Formunterricht. Bauhaus 2-3.1928: 3 - 7.
Статья поступила в редакцию 04.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10106
Lomakin M.O, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Drawing and Painting Department, Higher School of FolkArts (Academy) (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
THE ACADEMIC DISCIPLINE "DRAWING" IN THE MA STUDENTS' EDUCATIONAL PROCESS IN RELATION TO THE DIFFERENT PROFILES OF THE TRADITIONAL APPLIED ART. The article handles the contents and methodology of the academic discipline "Drawing" in the MA students' educational process of the Arts and crafts direction of training. The article gives characteristics of the educational program, which includes the decorative conversion assignments on the drawings from nature basis. It justifies the educational function of the drawing as the versatile instrument in the MA students' training. The academic discipline "Drawing" is represented as the connecting link between basic and professional disciplines. Special attention of the author is focused on revealing of value and specific features of decorative drawing as means of providing interrelation between basic disciplines and various profiles of traditional applied art, the tool of education of professional qualities of the artist in this area.
Key words: magistracy, drawing, decorative graphics, decorative drawing, arts and crafts.
М.О. Ломакин, канд. пед. наук, доц., Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «РИСУНОК» В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЯМ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Статья посвящена содержанию и методике преподавания учебной дисциплины «Рисунок» студентам, обучающимся по направлению подготовки 54.04.02 - «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (прикладная магистратура). Дается характеристика учебной программы, включающей задания по декоративному решению натурных рисунков, сформулирована роль учебной дисциплины «Рисунок» в качестве базового средства обучения будущих магистров, представленная как связующее звено между базовыми и профессиональными дисциплинами. Особое внимание автора сосредоточено на выявлении значения и специфических особенностей декоративного рисунка как средства обеспечения взаимосвязи между базовыми дисциплинами и различными профилями традиционного прикладного искусства, инструмента воспитания профессиональных качеств художника в этой области.
Ключевые слова: магистратура, рисунок, декоративная графика, декоративный рисунок, декоративно-прикладное искусство.