Поле проведения занятий по формированию словарного запаса средствами художественной литературы была повторно проведена диагностика с целью проверки эффективности разработанного комплекса занятий. Были получены следующие результаты. Детей с низким уровнем словарного запаса выявлено не было, тогда, как констатирующий эксперимент показал низкий уровень развития у 55% дошкольников. По результатам контрольного эксперимента 50% имеют средний уровень и 50% испытуемых - высокий.
В результате проведения логопедической работы по разработанному комплексу индивидуальных и подгрупповых занятий у дошкольников с ОНР произошло формирование номинативного, предикативного и атрибутивного словаря, развитие навыка и умения словообразования, обобщения предметов, выделения у них составных частей, подбора синонимов и антонимов к словам.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что результаты эксперимента доказали верность гипотезы: логопедическая работа по формированию словарного запаса будет эффективной при условии реализации комплекса индивидуальных и подгрупповых занятий по формированию словаря дошкольников средствами художественной литературы.
Список литературы:
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: Астрель, 2007. - 331 с.
2. Нищева, Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7). - СПб.:ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 560 с.
3. Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е.Левиной / Репринтное воспроизведение издания 1967 г. - М.: Альянс, 2013. - 368 с.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
УДК: 159.94
ВЛИЯНИЕ АРТ-МЕТОДОВ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Жилина Е.А. 2017
Московский педагогический государственный университет, студент-магистр, Москва
Аннотация:При работе с дошкольниками часто используют арт-терапевтические методы. Основная цель методов — это развития творческих способностей, гармонизации психических и психосоматический состояний. В статье предлагается рассмотреть применение арт-методов с другой стороны, а именно для развития когнитивных функций и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: психология, арт-терапия, дошкольный возраст, когнитивные функции, мелкая моторика.
Дошкольный возраст играет большую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Ребенок сталкивается с новыми социальными ролями, познает себя как личность, развивает когнитивные функции. По словам А. Н. Леонтьева: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения». [1]
В работе с дошкольниками часто используют творческую деятельность и обращаются к приемам арт-терапии. Во многих научных работах, методических материалах арт-терапия описывается как метод для развития творческих способностей, гармонизации психических и психосоматических состояний. В статье мы ссылаемся на научное исследование, которое было проведено в рамках дипломной работы 2015-2016 годах. В качестве гипотезы было принято, что
приемы арт-терапии могут являться многоплановыми и способны развивать когнитивные функции ребенка и мелкую моторику.
Анализ работ зарубежных и отечественных психологов (Аткинсон Р.Л. 2007 [2], Пиаже Ж. 1994 [3], Смирнова Е. О. 2008 [4], Сиротюк А. Л 2014 [5], Пешкова В. Е. 2015 [6], Выготский Л. С. 1986 [7]) позволяет сделать вывод о особом значении развития когнитивных функций и мелкой моторики у детей дошкольного возраста. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения. Под мелкой моторикой понимается совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Когнитивные функции мозга включают в себя способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями.
Творчество тесно связано с жизнью ребенка, они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Творческое развитие, а именно, как отмечал Л.С. Выготский, изобразительная деятельность является первым доступным и привлекательным для ребенка видом творческого труда. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, так как дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. [7]
Метод арт-терапии включает в себя различные направления творческой деятельности: художественная деятельность, танцы, драма, пластические виды искусств. Основная цель арт-терапии связана с гармонизацией личности через развитие ее способностей самовыражения и самопознания. Метод основан на двух базовых психологических способностях человека: символической функции мышления и воображения и творческих процессах самовыражения, связанных с направленностью на поиск новых путей решения проблемы.
Используя арт-методы возможно эффективно развивать дошкольника, помогать ему осваивать взрослый мир, через привычную для него деятельность - игру, творчество. Концентрируя внимание на задание, запоминая правила игры, исполняя роль в театрализованной сценке, ребенок не только учиться коммуникации, но и развивает когнитивные функции. Во время создания коллажей, рисунка на песке, лепки, насыпной мандалы происходит развитие мелкой моторики.
Арт-методы, учитывая особенности дошкольного возраста, позволяют вербализировать чувства ребенка, через творческую деятельность. Используя творчество, создавая без оценочную и безопасную атмосферу, акцентируя внимание на заданиях по развитию памяти, внимания, мышления, воображения, мелкой моторики, можно плодотворно развивать когнитивные функции дошкольника.
Основной путь развития дошкольника состоит в обобщение собственного чувственного опыта. Именно «арт-терапия», предоставляет возможность окунуться в мир искусства, дотронуться до мира, что позволяет добиться положительного эффекта в работе с детьми.
Список литературы:
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл; Академия, 2004. 346 с.
2. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию/ Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак. 2007. 638641 с.
3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994.
4. Смирнова Е. О., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2008 г. 368 с.
5. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Закономерности психического развития детей от рождения до 9 лет Директ-Медиа 2014 г. 222 с
6. Как пробудить в ребенке творческое озарение Директ-Медиа 2015 г. 162 с.
7. Выготский Л. С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 573 с.