Научная статья на тему 'Влияние архитектурной среды на психологическое состояние человека'

Влияние архитектурной среды на психологическое состояние человека Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1458
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мартынова Ю. А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением вопроса о влиянии архитектурной среды на психологическое состояние человека. Выделены важные акценты и принципы организации архитектуры. Изучение этой проблемы имеет важное теоретическое и методологическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние архитектурной среды на психологическое состояние человека»

Список литературы:

1. Dai Ngu Tu. Chep su cua trieu Nguyen. - Hanoi, 2004. - С. 158.

2. Lang Ong Le. Thuong Hai mua sam cuon hoi ky. -Hanoi, 1994. - С. 41.

3. Le Chin. Dai Viet day du cau chuyen. - Hanoi, 1993. - С. 252.

4. Nguyen Tu Cuong. Dai Viet. - Ho Chi Minh, 1991.

5. Nhuyen Tu Vi, Нгуен Ти Ви. Thanh pho cua trieu Nguyen. - Hue. - С. 120.

ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

© Мартынова Ю.А.*

Уральская государственная архитектурно-художественная академия,

г. Екатеринбург

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением вопроса о влиянии архитектурной среды на психологическое состояние человека. Выделены важные акценты и принципы организации архитектуры. Изучение этой проблемы имеет важное теоретическое и методологическое значение.

Ключевые слова Архитектура, организация, поведение, восприятие.

В настоящее время особо актуальна проблема влияния и восприятия архитектурной среды на человека. Этой теме посвящено не мало трудов. Такие авторы, как Г.Б. Забельшанский, Г.Б. Минервин, Д.О. Саймондс, А.В. Иконников предлагают свое видение этой проблемы. На основе анализа их теории и трудов можно выявить приложения по формированию архитектуры ориентированной на эмоциональное состояние человека. Обобщая эти теории можно выделить важные акценты и принципы.

Характерная черта развития архитектуры - размывание границ между различными архитектурными подходами. Это не просто размывание - это симбиоз, который рождает понимание архитектурного процесса для каждого объекта индивидуально, а значит и понимание самого процесса проектирования архитектуры.

В современной архитектуре структуры здания его форма, внутренние связи и т.д. формируются совершенно другими специфическими средствами. Специфику этих средств можно охарактеризовать как совокупность различных связей и взаимодействий, которые составляют цельную структуру здания. Она охватывает все его аспекты - от эстетического восприятия и формообразования до внутренних транспортных, людских и функциональных связей, а также отдельных конструктивных решений и элементов кон-

* Магистрант кафедры Архитектуры.

струкций. Более глубокого осмысления реакции и интерпретации отношения человека к геометрии форм, в которых проходит основная жизнедеятельность человека; необходимости в сознательном и ответственном подходе в работе архитектора с формой, для того чтобы обеспечить психологический комфорт для любой деятельности человека, потребляющего архитектуру

Система видения человека всегда динамична. Построение динамических моделей восприятия пространства в рамках техногенной цивилизации особенно актуально, так как человек обладает сегодня более сложными ритмами освоения окружающего мира и снабжен дополнительными техническими средствами его восприятия.

Если же подходить к организации среды с позиции проектирования, то формирование эмоционального воздействия раскрывается с другой стороны -со стороны самого объекта. Здесь существенно, как формируется эмоциональное воздействие среды различными структурными, пространственно-временными, перцептивными, физическими и другими характеристиками архитектурного объекта, какова их роль в самом проектировании. Анализ проектирования позволяет выделить следующие средства: 1) организация физического пространства среды; 2) программирование условий восприятия; 3) организации воспринимаемого пространства; 4) организация внешних архитектурных форм (визуального материала).

В процессе проектирования организуется прежде всего физическое пространство для различных процессов деятельности.

Архитектор может совмещать в одном пространстве различные функции или дифференцировать их. Организация физического пространства процессов деятельности существенна и в плане собственно эмоционального воздействия среды.

Так или иначе архитектор всегда программирует условия для восприятия в среде различных объектов - людей, природных или городских пейзажей, фрагментов архитектуры. Отсюда стремлением к организации среды как некоторого множества видовых картин открывающихся человеку по определенной, заложенной в проекте программе. Средства такой организации, существенные для эмоционального воздействия, они называются средствами программирования восприятия. Сама его возможность определяется тем что архитектурная среда всегда в той или иной мере организуем процессы деятельности и, следовательно, основные направлений движения и зоны, в которых находятся люди и откуда воспринимаются те или иные объекты среды. Восприятие программируется как на основе материально-про -странственной организации процессов деятельности (организации мест долговременного пребываниями источников и целей людских потоков, отвечающей восприятию определенных видовых картин), так и путем раскрытия самих видовых картин, которые будут восприниматься в данной архитектурной среде со стабильных точек или в движении.

Достаточно сильным средством эмоционального воздействиям оказывается прежде всего визуальное раскрытие или, напротив изоляция различных процессов.

Другое активное средство программирования восприятия - целенаправленное включение природных и городских пейзажей в видовые картины среды.

Программирование восприятия среды особенно важно для установления взаимосвязи между отдельными элементами архитектуры в процессе движения зрителя.

Самостоятельную группу средств эмоционального воздействия составляют приемы организации воспринимаемого пространства.

Такие его характеристики, как замкнутость или открытость, планировочная усложненность или геометрическая простота, активно выраженная направленность или центричность пространственных элементов среды, оказывают устойчивое эмоциональное воздействие.

Пространство оказывается враждебным или уютным, жестким или мягко обволакивающим человека, разнообразным или монотонным, обладающим множеством других значений и вызывающим разнообразный спектр эмоций. Разумеется, эмоциональное воздействие воспринимаемого пространства зависит от конкретной деятельности и поведения людей в данной среде, от конкретных архитектурных образов окружения.

Для создания эмоционального воздействия особенно существенно ощущение физического контакта движущегося человека с окружением. Здесь важны такие характеристики пространства, как его сужение и расширение, создающие впечатление сдавленности или простора, подъемы и спуск, выраженная направленность. Существенны также изменения видовых картин, создающие особые эмоциональные структуры - узлы напряжения и разрядки, парения и сдавленности пространства.

В воздействии на человека некоторых пространственных еще много неясного. Такова, например, форма полузамкнутого в плане ниш, создающая эффект уединения человека, его изоляции от внешних воздействий, самопогружения. Такие формы мы находим в различных по назначению архитектурных объектах. Объем и форма такой ниши, видимо, соответствуй биофизическим закономерностям, связанным с действием на человека его собственного биологического поля.

Визуальный материал со всеми его геометрическими, пластическими, фактурными характеристиками выступает особым источником эмоционального воздействия. Этот слой носителей информаций эмоций наиболее богат и сложен. Его специфичность в том что здесь преломляется множество значений, которые несет архитектурная среда в целом.

Отдельные качественные характеристики этого уровня рассматриваться как самостоятельные носители эмоционального воздействия, что отражает-

ся в подходе к исследованию и проектированию архитектурной среды. Например, особым компонентом среды, оказывающим активное эмоциональное воздействие является цвет.

Мы воспринимаем архитектурное окружение как радостное, светлое, праздничное по цветовой гамме или как мрачное, суровое, контрастное, темное. Уже в самих сочетаниях «радостное - светце» «мрачное - темное» проявляется слитность эмоционального состояния и порождающих его признаков. Речь идет о единстве эмоции и порождающего ее знака. Представление об эмоциональном воздействий образов архитектурной среды в целом как о некотором интегральном единстве множества достаточно самостоятельных эмоционально-знаковых единиц дает основу для раскрытия природы этого воздействия. Архитектурные образы как бы сотканы из разнообразных знаковых образований, каждое из которых несет свою эмоциональную нагрузку.

Достаточно распространенная концепция эмоциональности архитектуры сводит ее к богатству формы и пластики, к сложной силуэтности, к яркому цвету. Распространению такой трактовки эмоциональности архитектурных форм способствуют современные западные концепции, в центре профессиональных задач которых находится коммуникативно-знаковая природа архитектурной формы.

Средствами организации эмоционального воздействия являются не только и не столько внешние формы архитектурных объектов. Видимая простота формы никогда не противостояла сложности и содержательности информационно-эмоционального воздействия: строгие формы, лишенные нарочитой усложненности, могут быть насыщены богатой зрительной информацией. Это происходит не только благодаря содержательности окружения, культурному смыслу форм, но и потому, что простые визуальные образы и формы могут складываться из достаточного числа признаков - самостоятельных носителей значений эмоций, как бы размытых в конкретности формы. Так, архитектурное пространство, лишь отдаленно напоминающее традиционные пространственные системы, уже позволяет ассоциировать данную среду с архитектурными образами определенного города или региона. Ритмический строй или характер членений формы, создавая даже отдаленную аналогию объекта с культурными образцами оказывают на восприятие не осознаваемое человеком воздействие. При трактовке же знаковых форм в архитектуре как конкретных изображений или символов средства формирования эмоционально-знакового воздействия архитектурной среды сводятся к прямому заимствованию традиционных архитектурных элементов или к использованию полуизобразительных форм.

Средства создания эмоционального воздействия на уровне архитектурного пространства определяются организацией процессов; пластика и цвет испытывают на себе влияние организации пространства и последователь-

ной смены видовых картин. Отсюда роль некоторых собственно композиционных приемов построения пространства и форм, синтезирующих отдельные средства формирования эмоционального воздействия. Язык архитектуры складывается из знаков, форма которых может варьироваться, а значение допускает интерпретации, зависящие от воспринимающего индивида, особенностей его личности и установки восприятия.

Модель человеческого восприятия архитектуры современного здания является очень гибкой и многогранной. Следствием этого является многообразие приемов и средств, составляющих структуру здания и совмещение в себе отдельных аспектов и целых различных типов зданий.

Если окружающие человека формы, линии, плоскости, цвета вызывают эмоциональную и эстетическую ответную реакцию, значит, можно использовать архитектурно-художественные качества форм и пространств сознательно, прогнозируя вполне определенную ответную эмоционально-эстетическую реакцию и соответствующее поведение людей.

Комплексная организация предметно-пространственной среды города, включает различные иерархические уровни: предметный, объемно-пространственный (архитектурный), пространственно-планировочный (градостроительный); отвечающий современным представлениям о функциональности, информативности и художественной выразительности городской среды, ее комфортности.

Степень эмоционального ощущения при восприятии зависит от особенностей ассоциативного воздействия пространственной формы, ясности или сложности прочтения ее геометрических параметров и композиционной структуры. Пересечение ограждающих поверхностей образует линейные контуры и силуэты, читаемые при восприятии в первую очередь. Расшифровка формы происходит через восприятие контурных линий. Через, «движение» линий возникает ощущение движения (динамики) пространственной формы.

Образно-ассоциативные характеристики простейших фигур и линий давно известны в художественно-творческой практике. Прямая вертикаль кажется наделенной активной силой стремления ввысь, выражающей тенденцию роста, воспринимается с большим напряжением. Горизонталь, наоборот, кажется пассивной, слабой, воспринимается глазом с минимальным напряжением и поэтому вызывает ощущение удовольствия, удовлетворения. Горизонтальная линия, направление рождает чувство покоя, прочности, легкости, свободы, безопасности, равновесия, пассивности, монотонности, тяжести (в соответствующем контексте). Вертикальная линия в направлении снизу-вверх вызывает представление о подъеме, росте, деятельности, ощущение достижения победы над силой тяжести, новых возможностей. Вертикальная линия в направлении сверху - вниз рождает ощущение поражения, отступления, убежища, укрытия, уединения, соответствия с силой тяжести, все возрастающего ограничения, чувство депрессии. Диагональные и правильные

кривые линии воплощают активное движение, динамику, действует как некая сила, преодолевающая пассивность. Изломанные линии, представляющие различные комбинации острых, прямых и тупых углов с различной длиной сторон, являются как бы результатом попеременного действия различных сил. Кривые линии - и особенно неравномерные - больше выражают движение, чем прямые или дугообразные части окружности. При восприятии правильных кривых линий глаз подготавливается к предстоящему изменению и это вызывает чувство удовлетворения. Особенно выделяются параболические линии, приобретающие в своем движении особую красоту и силу. Прямая линия выражает ускорение на равных участках и замедление на закруглениях. Опыт восприятия определяет непосредственное эмоциональное воздействие линии, плоскости, формы и вырабатывает в человеке привычные ассоциации.

С другой стороны, кинестетические ощущения (т.е. ощущения, вызванные движением отдельных частей человеческого тела) усиливают и углубляют эмоциональное воздействие линий, поверхностей, форм на человека. Так, горизонтальные линии и плоскости дают возможность двигаться по ним с минимальными усилиями. Вертикаль задает человеку направление, параллельно которому он бессознательно старается держать свое тело, сохраняя равновесие и преодолевая силу тяжести. При этом по сравнению со статичностью горизонталей, вертикаль обладает «зарядом потенциального движения». Наклонные линии и плоскости обладают динамическими свойствами, потому что активизируют необходимость сохранения равновесия.

Разное впечатление производят геометрические фигуры: треугольник -острый и колючий; круг - ровный, гладкий, замкнутый в себе; квадрат -четкий, прямой, статичный.

Круг, сфера символизировали единство, беспрерывность движения, вселенную, мир, солнце, жизнь. Квадрат (например, в основе пирамиды) символизировал покой, вечность, силу, власть.

Движение формы вверх, вглубь, вширь или ее статичность вызывают и вполне определенные ассоциации, связанные с врожденными психофизиологическими особенностями человека. Стремление формы вверх, отдаление массы потолка, обилие воздуха над головой неизменно рождают чувство облегчения, свободы, простора. Низкий потолок при широком пролете «зримо» давит нависшей тяжестью, создает ощущение тесноты, тревоги, беспокойства. В этих случаях важна и форма плоскости покрытия - плоская, сводчатая, провисающая, наклонная. Многообразие возможных конкретных решений пространственной формы основывается на бесконечности сочетаний геометрических форм ограждающих поверхностей, как в пределах контура фигур, так и самих плоскостей фигур.

Линии, образуемые ими формы и фигуры имеют не только эмоциональное выражение, но и глубокий символический смысл, связанный с их эмоционально-эстетическим содержанием. Линии формы - это эмоционально-эс-

тетические знаки, олицетворяющие определенные переживания, идеи, явления, человеческие свойства и представления, то есть как бы замещающие определенные явления действительности.

Пространственная структура задает путь использования и всех остальных средств приведения архитектурного объекта к гармоничной целостности.

На человека воздействуют не столько сами архитектурные формы, сколько их соотношения, общий ритм массы и пространства, масштаба и пропорций - словом, все, что принято называть средствами организации архитектурной формы.

Архитектура призвана удовлетворять широкий спектр человеческих потребностей - от утилитарных до высших социально-культурных, и возникающие при ее восприятии виды эмоциональных переживаний зависят от того, с какой позиции (скажем познавательной, эстетической или нравственной) оценивается конкретный архитектурный объект. Анализируется один из видов переживаний, именуемый эстетическим чувством. Очевидно однако, что сложность проблемы требует ее специального разбора. Это вполне соответствует роли эстетического отношения к действительности для архитектуры как творчества «также и по законам красоты», по словам К. Маркса, продуцирующего выразительные архитектурной формы. Создание архитектурной среды по этим законам способствует усилению ее эмоционального воздействия.

В соответствии со своим назначением конкретная архитектурная среда обладает специфическими функциональными и информационными качествами, что определяет эмоциональное содержание и архитектурное выражение отдельных процессов деятельности. Ощущая различия в эмоциональном воздействии архитектурной формы, человек обычно не осознает и не дифференцирует его источников. Архитектор же обязан профессионально разбираться в его механизме - с одной стороны, в обусловленности этого воздействия спецификой объекта (его типологией и конкретными особенностями), а с другой -в особенностях восприятия реального объекта потребителем архитектуры.

Восприятие взаимосвязей создает переживание. Если взаимосвязи неприятны, переживание также неприятно. Если ощущаемые взаимосвязи соответственны, если они удобны и упорядочены, переживание становится приятным, а степень удовольствия зависит от степени соответствия, удобства и порядка.

Соответствие подразумевает применение правильной формы, правильного размера и правильного материала. Удобство подразумевает легкость движения, отсутствие затруднений, комфорт. Порядок подразумевает логичную последовательность и рациональное размещение частей.

Проектировщик может создать в материале, формах и символах своего искусства трехмерный объект или группу объектов, которые, как он полагает, вызовут у посетителя определенное заранее задуманное настроение. Если проект хорош, посетитель воссоздаст объект или группу объектов по-

средством осознания их, и будет тем самым подведен к желаемому настроению. Т.к. восприятие объекта сводится к творческому воспроизведению его посредством наших чувств.

Восприятие гармоничных соотношений, вызывает у человека ощущение удовольствия. Красота не является сама по себе качеством, запланированным и первую очередь, или же той целью, для которой производится проектирование. Красота - это результат, это явление, которое возникает в данный момент или в данном месте тогда и только тогда, когда гармоничны все взаимосвязи. Необходимо проектировать, прежде всего, человеческое переживание. Живое, пульсирующее, энергичное переживание, если его задумать как схему гармоничных взаимосвязей, разовьет свои собственные выразительные формы.

Список литературы:

1. Забельшанский Г.Б., Минервин Г.Б., Рапаппорт А.Г., Сомон Г.Ю. Архитектура и эмоциональный мир человека. - М.: Стройиздат, 1985. - С. 112, 114, 116-119, 150,167.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1974. - 61 с.

3. Саймондс Д.О. Ландшафт и архитектура. - М.: Литература по строительству, 1965. - С. 74-75.

4. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. - М.: Искусство, 1985. - 105 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.