ВЛИЯНИЕ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» НА МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В 2011-2015 гг.
© 2018 О.С. Лебедева
ЛЕБЕДЕВА Оксана Сергеевна, аспирант Московского городского педагогического университета. Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению взаимосвязи между революционными событиями в арабском мире в 2011-2014 гг. и ростом миграционных потоков с Ближнего Востока. Миграционные процессы в условиях современного мира приобретают все больший размах, оказывая влияние как на внутреннюю политику стран, так и на внешнеполитические отношения. Цель исследования - изучение и выявление факторов, тенденций и особенностей современных процессов миграции из Ближнего Востока в страны Евросоюза, а также оценка социально-экономических последствий миграции. Для изучения феномена миграции был применен комплексный, междисциплинарный подход. Автор приходит к выводу, что с началом «арабской весны» преобладающей стала вынужденная и нелегальная миграция, принесшая в Европу обострение социальной напряженности, снижение уровня безопасности и ухудшение экономической ситуации.
Ключевые слова: «арабская весна», миграционный кризис, беженцы, террористическая угроза, миграционная политика, интеграция, безопасность
DOI: 10.31132/2412-5717-2018-45-4-52-61
События «арабской весны», столь внезапно и стремительно начавшиеся в конце 2010 г., до сих пор оказывают влияние на экономические, политические и социальные процессы в мире. Масштабы последствий этого явления распространились далеко за пределы Ближнего Востока, выйдя на первый план международных проблем. Наряду с социально-экономическими и политическими проблемами потрясения в арабском мире оказали значительное влияние на миграционные процессы, которые стали их неотъемлемой частью.
Распространение «арабской весны» расширило не только число мигрантов, но и увеличило количество стран, которые ежедневно вынуждены покидать тысячи людей. Среди основных причин, по которым люди оставляют родные места, можно назвать такие проблемы как безработица, низкая зарплата, коррупция, проблемы в сфере образования и здравоохранения. Однако, наряду с указанными социально-политическими причинами, на первом месте, безусловно, стоят проблемы безопасности.
В свете событий, происходящих сегодня на Ближнем Востоке, можно с уверенностью сказать о том, что здесь преобладает так называемая вынужденная миграция. Конфликты, войны, революции - все это вынуждает людей бежать из своих стран, чтобы найти безопасное убежище. В регионе распространилось влияние радикальных исламистских группировок, которые применяют насилие, угнетают и притесняют мирное население. Множество людей становятся жертвами террористов по национальному или религиозному признаку. Международная террористическая организация Исламское государство (ИГ) практикует массовое истребление христиан, мусульман-шиитов и других представителей религиозных течений, чьи идеология и убеждения противоречат взглядам радикалов. Похожий сценарий мы могли наблюдать в Ираке, когда после вы-
вода из страны войск США радикальные исламистские группировки начали массово вырезать христианские слои населения в Мосуле и центральном Ираке.
В 2011 г. в мире насчитывалось 15,4 млн беженцев [1]. Основными странами-донорами беженцев являлся Афганистан (2,7 млн), далее следовал Ирак (1,4 млн). С приходом «арабской весны» миграционная ситуация в мире осложнилась. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) на конец 2014 г. около 60 млн человек во всем мире были перемещены внутри или за пределами своей страны. Из них почти 13,9 млн являлись повторно перемещенными лицами. Это больше, чем население Руанды или Бельгии. К июлю 2015 г. сирийцы стали самой многочисленной группой беженцев в мире - среди них около 7,6 млн были перемещенными внутри страны, и почти 4,4 млн были зарегистрированы в качестве беженцев за пределами Сирии. В тот же период в Йемене около 2,3 млн были внутриперемещенными лицами. В результате разразившегося здесь межрелигиозного конфликта около 170 тыс. человек бежали из страны, а более 5,6 тыс. были убиты. В свою очередь Йемен за первые 10 месяцев 2015 г. принял около 264 тыс. беженцев, большинство которых были из Сомали, а также примерно 70 тыс. беженцев из других стран [2, с. 204].
Огромное количество людей, которые вынуждены искать убежище за пределами своей страны, зачастую находят его в соседних государствах, например, в 2014 г. это число составило приблизительно 14,4 млн человек. Около 90% сирийских беженцев нашли убежище в сопредельных странах, среди которых Ливан, где сирийцы в настоящее время составляют почти четверть всего населения этой страны [3, с. 63].
Последствия таких массовых перемещений людей стали особенно тяжелыми для тех стран и регионов, которые имеют минимальные условия и возможности обеспечить защиту и поддержку беженцев. Таким образом, для стран арабского мира эти миграционные колебания представляют собой огромную проблему [подробнее см. 12].
В Ираке, согласно данным УВКБ ООН за 2015 г., было зафиксировано 270 тыс. беженцев (большинство в курдском регионе), проживающих бок о бок с 3,2 млн иракцев, которые были изгнаны из своих домов боевиками ИГ. Поскольку насилие и притеснения населения постоянно разрастаются, а вместе с тем возрастает нагрузка на территории, в которые пребывают беженцы, внутреннее перемещение жителей может спровоцировать еще большие миграционные потоки [4].
Арабские революции стали причиной резкого ухудшения экономического положения стран, в особенности тех, которые не входят в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). По данным Международного валютного фонда (МВФ, International Monetary Fund, IMF), к концу 2011 г. «арабская весна» принесла убытки в размере $55 млрд. В последующие годы в результате сокращения бюджета пострадавших государств эта цифра еще больше увеличилась. Такие страны как Йемен, Сирия, Ирак и Ливия понесли самые большие финансовые потери. Из-за политических потрясений экономика Ближнего Востока потеряла $800 млрд к концу 2014 г. [5, с. 56]
Политические структуры арабских стран все эти годы были сосредоточены в большей степени на борьбе за власть, чем на стабилизации социально-экономической ситуации, в связи с чем социальные расходы уменьшались, не проводились структурные экономические реформы, не снижался уровень безработицы. Во многих арабских странах, которые пострадали от «арабской весны», более половины населения живет ниже уровня бедности. Например, в Йемене за последние несколько лет уровень безработицы возрос до 35%, а более 40% детей страдают от недоедания [6]. Все это еще больше провоцирует граждан покидать свои страны, чтобы найти лучшие условия для проживания.
Что же касается положения беженцев на Ближнем Востоке и того, почему они предпочитают эмигрировать в страны Европы, прежде всего хочется отметить полити-
ку других арабских стран в отношении беженцев. В период резкого увеличения миграционных потоков на Ближнем Востоке многие арабские соседи прибегли к ужесточению своей миграционной политики. Так, например, в богатых странах-членах ССАГПЗ кочуют миллионы мигрантов, большинство из которых являются беженцами из соседних арабских стран. Строгие миграционные и трудовые законы стран Персидского залива значительно ограничивают правовые возможности мигрантов, урезают для них сферы занятости, усложняют условия в продлении визы и так далее. Известно, что сотни тысяч трудовых мигрантов пытаются незаконно пересечь границу Саудовской Аравии через Йемен. Страны-члены ССАГПЗ предприняли попытку предотвратить появление нелегальных мигрантов посредством ужесточения регулирования сферы труда и увеличения занятости собственных граждан.
В вопросе помощи вынужденным мигрантам и беженцам старается оказать поддержку УВКБ ООН, регулярно совершенствуя свой многогранный подход к их защите. В частности, прилагаются усилия для пресечения принудительного возвращения мигрантов со стороны принимающих стан.
Государства Европы столкнулись с огромной волной мигрантов, которые, пострадав от событий «арабской весны», устремились туда в поисках убежища. В 2014 г. в ЕС прибыло 626 тыс. трудовых мигрантов и 274 тыс. нелегальных. По статистике УВКБ ООН, с начала 2015 г. в Европу прибыли 224 тыс. мигрантов. Международная организация по миграции (The International Organization for Migration, IOM) за период январь-сентябрь 2015 г. насчитала 351,3 тыс. нелегальных мигрантов. Основные группы беженцев, прибывающих в страны Европы, происходят из Сирии, Ирака, Афганистана, Ливии, Пакистана, Судан, Сомали и некоторых других стран Африки. Помимо «арабской весны» существует еще и другая причина роста числа нелегальных мигрантов, которая заключается в привлекательности трудоустройства в Европе, а также в отлаженной работе преступных организаций, занимающихся нелегальной перевозкой туда мигрантов. По данным ООН, контрабандисты за 2014 г. заработали $170 млн на незаконной перевозке людей [7, c. 114].
Как бы то ни было, Европа, впервые столкнувшаяся с таким масштабным наплывом мигрантов со времен Второй мировой войны, оказалась беспомощной перед огромным количеством беженцев и не смогла адекватно и оперативно отреагировать на новую сложившуюся обстановку. Реакция населения на наплыв беженцев довольно неоднозначна - правозащитники приветствуют мигрантов, в то время как политические организации правого и националистического толка устраивают митинги против приезда беженцев, а радикально настроенные группы прибегают к насилию.
В 2014 г. ЕС согласился принять 160 тыс. мигрантов в течение двух лет [8, с. 63]. Но встает вопрос, что делать с остальными беженцами? Несмотря на стремление Европы помочь беженцам, уже сейчас возникают проблемы с их размещением. Таким образом, для Европы проблема беженцев на сегодняшний день является очень актуальной. В сложившейся ситуации перед ЕС возник ряд вопросов, ответы на которые пока не найдены.
Все это обрушилось на Европу тогда, когда многие ее страны еще находились в состоянии кризиса, имели высокие государственные долги, страдали от внутренней безработицы. Многие граждане ЕС негативно относятся к приезжим, особенно к тем, кто, не являясь беженцем, решил приехать в Европу для улучшения качества жизни.
Массовая миграция из арабских стран увеличивает опасность распространения терроризма. Проверить такое количество людей на причастность к радикальным исламистским группировкам практически невозможно, и есть вероятность, что среди прибывающих людей окажутся боевики ИГ или других подобных организаций, не только готовые сами совершить теракт, но и вербующие сторонников среди уже обосновавшихся
в европейских государствах граждан. Последствия таких угроз могут быть непредсказуемыми [9].
В свете этих событий некоторые страны ЕС высказывают несогласие с квотами, и создают препятствия беженцам. Левоцентристские коалиции стран Европы выражают мнение, что большинство ближневосточных мигрантов бегут в Европу не от войны и террора, а стремясь обеспечить семью лучшими условиями жизни. Однако это суждение не всегда справедливо. Например, в отношении Сирии, которую с начала гражданской войны покинуло около 11,5 млн человек [10].
Как считают миграционные службы европейских стран, примерно 80% нелегалов прибывают в ЕС либо по туристическим визам, либо по поддельным документам. Остальные 20% используют другие нелегальные способы, пересекая границы стран без документов.
Мигранты имеют несколько маршрутов, используя которые они попадают в Европу. Один такой маршрут пролегает через Средиземное море, по которому они попадают в Испанию, Италию и Мальту. Другой маршрут проходит через Турцию и Грецию, откуда мигранты устремляются в Италию через Албанию или в Венгрию через Македонию и Сербию. Конечным пунктом назначения мигрантов в основном являются Германия, Австрия или Швеция.
Предпринимая попытки добраться до Европы, беженцы сталкиваются с множеством трудностей, многие из них погибают. В 2012 г. около 500 человек утонули в море, в 2013 г. - 600 человек, в 2014 г. - 1 500 человек [10]. Международное сообщество, обеспокоенное гибелью людей, предпринимает попытки для предотвращения подобных трагедий. В 2013 г. итальянское правительство запустило проект по спасению беженцев в Средиземном море - Mare Nostrum. В 2014 г. появились общие программы «Тритон» и «Посейдон», в которых задействованы 21 европейская страна. В июне 2015 г. была развернута военно-морская операция по противодействию нелегальному перемещению лиц через Средиземное море под названием EUNAVFOR Med. В спасении мигрантов активно участвуют и другие организации, такие как Агентство ООН по делам беженцев, Международный Комитет Красного Креста (МККК), Станция по спасению мигрантов на воде и другие.
Европейские страны принимают все большее количество мигрантов, основная масса которых сосредоточена в Германии, Франции, Италии и Испании. В 2015 г. больше всего мигрантов приняли такие страны как Германия, Венгрия, Турция, Франция и Швеция.
По данным ООН, на территорию Греции ежедневно в течение 2015 г. прибывало около 1 тыс. мигрантов, за июль их число достигло 50 тыс. человек. Нелегальная миграция в Грецию возросла на 143,6% [2, с. 137]. Согласно данным греческой полиции, Бюро по делам иностранцев депортировало 332 мигранта без каких-либо документов. Греческие власти стараются повысить уровень депортации нелегалов по той причине, что центры приема беженцев, не рассчитанные на такое количество нелегалов, переполнены. За 2014 г. на предотвращение нелегальной иммиграции Греция потратила 63 млн евро, из которых только 2,6 млн евро поступили от Европейского агентства пограничного контроля Frontex. Греция просит помощи в этом вопросе у других стран ЕС.
За 2014 г. в Италию прибыло более 150 тыс. беженцев [11, с. 126]. Итальянские власти осознали, что самостоятельно обеспечить мигрантов практически невозможно. В связи с этим итальянское правительство предпочитает «не замечать» беженцев, а некоторым из них предлагают 500 евро и шенгенскую визу сроком на 3 месяца с условием, что после они покинут территорию страны. По окончанию срока действия визы ответственность за депортацию нелегалов лежит на той стране, где мигрант будет задер-
жан. В ответ на это страны, граничащие с Италией - Франция, Швейцария и Австрия, решили ужесточить контроль на границах. Эти меры привели к массовому отсеиванию беженцев на границе, в результате чего последние вынуждены скитаться в поисках пристанища.
Политика Швеции в отношении мигрантов по сравнению с другими странами ЕС является достаточно открытой и радушной. После Германии эта страна стоит на втором месте по числу стремящихся в нее мигрантов. В 2014 г. в Швецию было подано 81 300 прошений о предоставлении убежища, из которых в том же году одобрили 30 600 прошений [2, с. 119]. Большинство прошений было одобрено мигрантам из Сирии. В вопросе внешней политики Швеция призывает все страны ЕС прийти к равномерному и справедливому распределению беженцев. По мнению правительства Швеции, необходимо как можно быстрее предоставить беженцам доступ к трудовым ресурсам и обеспечить их интеграцию. Для достижения этих целей разрабатываются специальные программы, языковые курсы. Однако, несмотря на все усилия Швеции в этом вопросе, она перестает справляться с наплывом беженцев. Возникают проблемы с нехваткой жилья и трудоустройством мигрантов. Чем активнее государство пытается провести интеграцию, тем серьезнее проявляется раскол в обществе.
Самой жесткой политикой в отношении мигрантов отличаются Нидерланды. Вопреки критике активистов, выступающих за соблюдение прав человека, в 2010 г. в стране было принято самое жесткое законодательство в отношении предоставления политического убежища среди всех стран ЕС. Два из трех прошений о предоставлении убежища отклоняются, после чего беженцам предоставляется 28 дней на то, чтобы покинуть страну. Ожидающие решения беженцы обеспечиваются лишь самым необходимым. Если беженцы отказываются покидать страну, то они лишаются даже этой поддержки, остаются без пропитания и ночлега. Власти Германии зачастую принимают решение не отправлять нелегалов обратно в Нидерланды, зная, что по возвращении они станут бездомными. Несмотря на всю сложность положения в Нидерландах, сюда продолжает прибывать все больше отчаявшихся людей, большинство из которых выходцы из Сирии и Эритреи.
Другим популярным для мигрантов государством стала Австрия. За первую половину 2015 г. в эту страну было подано около 27 тыс. прошений о предоставлении убежища [2, с. 85]. Основная масса беженцев прибывает сюда из Сирии, Афганистана и Ирака. Как и в ряде других стран ЕС, резко увеличившееся число мигрантов стало для Австрии одной из самых актуальных политических проблем. Австрийское правительство намерено при необходимости принуждать федеральные районы принимать новых беженцев, несмотря на категоричное недовольство местного населения, протесты которого начали носить ксенофобский характер. В свою очередь другая часть населения Австрии стремится поддержать беженцев, предоставить им места для размещения на период ожидания решения о предоставлении убежища. Часть отелей и пансионатов переделываются в центры приема беженцев.
Политика Польши в отношении беженцев тоже имеет свою специфику: здесь отдают предпочтение приему христиан. Условия, в которых оказываются беженцы, вызывают критику правозащитников. Хотя каждому беженцу предоставляется крыша над головой, основная часть центров для беженцев расположена в самых отдаленных районах страны, что, по мнению правозащитников, ограничивает возможности интеграции мигрантов. Ситуация в отношении беженцев обострилась после того, когда Польша, решив помочь Греции и Италии, приняла почти 2 тыс. беженцев [11, с. 128]. Это спровоцировало ряд протестных выступлений и митингов, которые провели националистические группировки. Такое отношение формируется не только у представителей радикальных движений, но и у всего населения в целом, что подтверждается результатами
опросов, согласно которым около 70% поляков выступает против принятия беженцев из исламских стран, в то время как к христианским беженцам из Сирии они относятся достаточно спокойно.
Большое количество мигрантов также предпринимали попытки попасть в Испанию, чтобы оттуда перебраться в другие государства Европы. Однако в последнее время поток мигрантов резко упал. В 2014 г. на территорию Испании нелегально прибыли примерно 7 800 человек. Это обусловлено в большей степени тем, что в настоящее время основные потоки мигрантов происходят из таких стран как Сирия или Ирак, и проходят через Балканы и Средиземное море, в связи с чем далеко расположенная от этих маршрутов Испания невольно стала непривлекательной для большинства мигрантов. Помимо этого, нелегальное нахождение беженцев на территории Испании не является нарушением уголовного законодательства, а всего лишь административным нарушением. При первичном приеме беженцы могут находиться в Испании не более 60 дней. Что касается тех, кто до приезда в Испанию уже находился в другой стране ЕС, то его высылают обратно в ту страну, через которую он осуществил въезд в ЕС, для подачи прошения о предоставлении убежища.
Самой популярной страной для прибытия мигрантов уже на протяжении долгого времени является Германия, где только за последние четыре месяца 2015 г. на поддержку беженцев было выделено около 28 млрд евро [13, с. 47]. Эти средства планируется использовать не только для выплат пособий и обеспечения временного пребывания, но и на строительство многоквартирных домов, где будут размещены мигранты. В основном мигранты стремятся разместиться в таких крупных немецких городах как Гамбург, Франкфурт и Мюнхен.
Изначально Германия повела себя достаточно радушно по отношению к мигрантам, однако, когда немецкая сторона оценила реальное их количество, которое не шло ни в какое сравнение с прогнозными оценками, ей пришлось закрыть железнодорожное сообщение с Австрией и взять паузу в приеме иностранцев для того, чтобы найти решение данной проблемы. В свою очередь беженцы не стали дожидаться решений берлинских властей, решив взять штурмом пограничные пункты. Несмотря на уверенность немецкого канцлера в правильности миграционной политики, значительная часть населения страны не согласно с официальным курсом правительства. Количество несогласных заметно возрастает. На сегодняшний день важнейшим является вопрос об ограничении количества беженцев. За прошедшие годы отношение к мигрантам изменилось, и они больше не вызывают такого сострадания, как раньше. Отсутствие решительных действий правительства в данном вопросе вызывает критику как простых граждан, так и со стороны лиц, приближенных к А. Меркель. В то время как канцлер ищет новые пути интеграции беженцев, представители других политических структур Германии выступают за ограничение количества мигрантов. По их мнению, 200 тыс. беженцев -это максимум, который Германия способна безопасно принять. Безусловно, такая позиция вполне понятна и оправдана, потому что ни одна страна не способна принять неограниченное количество беженцев.
Среди основного числа беженцев, прибывающих в Европу, самая многочисленная группа - это сирийцы (29%), половина из которых, кстати, запросили убежище именно в Германии. 14% всех европейских беженцев составляют афганцы, а иракцы составляют 10% [10].
Что касается процента одобрения странами заявок на получение статуса беженца, то самые высокие показатели продемонстрировала Болгария - 91%, Мальта - 91%, Нидерланды - 86%, Дания - 77%, Кипр - 76% и Германия - 72%. Что касается Франции и Великобритания, то здесь показатели значительно ниже - 28% и 37% соответственно [10].
Примечательным также является тот факт, что заявки на предоставление статуса беженца, поступающие от сирийцев, одобряются в 98% случаев, в то время как процент одобрения заявок балканских беженцев составляет менее 3%.
В свете сложившейся ситуации вокруг миграционного кризиса в ЕС актуальным будет рассмотреть основные подходы, которые предпринимает ЕС для решения этой проблемы:
- возведение стены с колючей проволокой и полицейскими постами для предотвращения попыток мигрантов нелегально пересечь границы. К такому способу прибегли Бельгия, Дания, Германия, Венгрия, Австрия, Словения, Швеция и Норвегия. После терактов в Париже ограничила доступ к своим границам Франция. Также Европа намерена создать общую пограничную службу, которая будет регулировать порядок въезда мигрантов;
- проводится ликвидация лагерей беженцев в местах их наибольшей концентрации. Так, например, Франция приняла решение о сносе зданий на территории лагеря беженцев, в котором находится более 4 тыс. человек, пытающихся перебраться в Великобританию;
- предпринимаются попытки решения миграционного кризиса с помощью привлечения сил НАТО, которые смогут передавать информацию греческой и турецкой береговой охране;
- заключены договоренности с Турцией, через которую в Европу проходят самые многочисленные потоки мигрантов. Для того, чтобы сдерживать поток беженцев через Турцию и обеспечить для них на ее территории достойные условия пребывания, Европа планирует выделять Анкаре $3 млрд в год;
- восстановление и регулирование отдельными странами пограничного контроля должны быть скоординированы в пользу единого европейского подхода, который, как ожидается, поможет ЕС избежать процедуры проверок внутри шенгенских границ.
Европейский миграционный кризис стал ярким примером сбоя многолетней устоявшейся и непоколебимой, на первый взгляд, системы. ЕС рассчитывал, что сможет сдерживать и контролировать потоки беженцев у границ конфликтных стран. УВКБ ООН должен был спонсировать беженцев и поддерживать создание лагерей в развивающихся странах Ближнего Востока. Однако Европе не удалось реализовать свои намерения, по причине того, что условия в лагерях были невыносимыми, стала набирать обороты нелегальная отправка мигрантов, а сама она проявила излишнюю мягкость в отношении беженцев, что вызвало массовый наплыв мигрантов.
Миграционный кризис в Европе несет угрозу геополитического упадка ЕС, что обусловлено наличием внутренних противоречий, развивающимся кризисом, а также ухудшением социальной безопасности и экономической ситуации в целом. Это должно послужить уроком для всех стран, так как в основе политики любого государства приоритетными должны быть национальные интересы государства и безопасность его граждан, и только потом исполнение обязательств, предусмотренных в рамках различных международных соглашений.
Источники
1. Глобальные тенденции 2011 г. Доклад Управления верховного комиссариата ООН по делам беженцев. http://www.unrussia.ru/ru/un-in-russia/news/ (дата обращения 20.06.2017)
2. World Migration Report 2015. Migrants and Cities: New Partnerships to Manage Mobility. International Organization for Migration (IOM), 2015, 227 с. ISBN 978-92-9068-709-2.
3. Кривов С.В., Сидорова Е.В. Тенденции миграционных процессов на Арабском Ближнем Востоке: история и современность.Мировая политика. 2015, № 4, с. 53-65.
4. Displacement Reaches Record High as Wars Continue and New Conflicts Emerge. http://www.migrationpolicy.org/article/top-10-2015-issue-2-displacement-reaches-record-high-wars-continue-and-new-conflicts (дата обращения 29.04.2018)
5. Жерлицына Н.А., Костелянец С.В., Сидорова Г.М. Угрозы безопасности Африки: современные тенденции. Учебное пособие. М., ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018, 273 с. ISBN 978-5-88983946-0.
6. «Арабская весна»: последствия для России и мира. http://www.moskvam. ru/ publica-tions/publication_828.html (дата обращения 26.04.2018)
7. Африканская миграция в контексте современных международных отношений. Сборник статей. Дейч Т.Л., Корендясов Е.Н. (отв. ред.) Институт Африки РАН. М., ИАфр РАН, 2015, 176 с. ISBN: 978-5-91298-167-8.
8. Lazaridis G. International Migration into Europe: From Subjects to Abjects. London, Palgrave Macmillan. 2015, 164 с. ISBN 978-1-349-67801-3.
9. Фитуни Л. Л., Абрамова И.О. Негосударственные и квазигосударственные акторы Большого Ближнего Востока и проблема "евроджихадизма". Европейское лицо экстремистской угрозы. Азия и Африка сегодня. 2015, № 11 (700), с. 2-11
10 Middle East's Migrant Population More Than Doubles Since 2005. Pew Research Center. http://www.pewglobal.org/2016/10/18/middle-easts-migrant-population-more-than-doubles-since-2005/ (дата обращения 11.05.2018)
11. Weber H. National and regional proportion of immigrants and perceived threat of immigration: A three-level analysis in Western Europe. International Journal of Comparative Sociology. 2015, № 56 (2), с. 116-140.
12. Абрамова И.О., Бессонов С.А. "Арабская весна" и трансграничная миграция. Азия и Африка сегодня. 2012, № 6 (659), с. 10-17.
13. McMahon S. Immigration and Citizenship in an Enlarged European Union: The Political Dynamics of Intra-EUMobility. London. Palgrave Macmillan. 2015, 193 с. ISBN 978-1-349-49278-7.
IMPACT OF THE "ARAB SPRING" ON MIGRATION PROCESSES
IN 2011-2015
© 2018 Oksana Lebedeva
LEBEDEVA Oksana S., Postgraduate Student of the Moscow City University. 129226, Russian Federation, Moscow, 2nd Agricultural passage, 4, e-mail: [email protected]
Abstract: The article is devoted to the study of the relationship between the revolutionary events in the Arab world in 2011-2014 and the growth of migration flows from the Middle East. Migration processes in the modern world are becoming more widespread, affecting both the domestic policy of the countries and foreign policy relations. The aim of the research is to study and identify the factors, trends and features of modern migration processes from the Middle East to the EU member-states, as well as to assess the socio-economic consequences of migration. The relevance of the research is determined not only by the increased social significance of the phenomenon of migration in the context of globalization, but also by the complexity, diversity ofproblems associated with it. To study the phenomenon of migration, an integrated, interdisciplinary approach was applied. This work introduces new information about the specifics of migration processes from the Middle East to European countries into scientific circulation and political practice. The author comes to the conclusion that with the beginning of the «Arab spring» forced and illegal rigration has become prrdominant, which in Europe has led to the deterioration of social security and the economic situation. The study has showed that the nature of migration has changed significantly due to the spread of the threat of international terrorism. In view of the significant changes in migration processes related to terrorism, the attitude towards migrants has changed significantly, and the migration policy of the countries has adopted tougher measures towards foreigners.
Keywords: «Arab spring»,migaaaonceisis, rrgogae,cteerarist thargS pigaalionprhco, integaal tion, security
DOI: 10.31132/2412-5717-2018-45-4-52-61
References
Abramova I.O., Bessonov S.A. «Arabskaya vesna» i transgranichnaya migratsiya ("Arab spring" and transborder migration). Aziya i Afrika segodnya. (Asia and Africa today). № 6 (659), pp. 10-17.
Afrikanskaya migratsiya v kontekste sovremennikh mezhdunarodnikh otnosheniy. (African migration in the context of contemporary international relations). Moscow. Institut Afriki RAN. 2015, 176 p. ISBN: 978-5-91298-167-8
«Arabskaya vesna»: posledstviya dlya Rossii i mira. ("Arab spring": consequences for Russia and the world). http://www.moskvam.ru/publications/publication_828.html (accessed 26.04.2018)
Displacement Reaches Record High as Wars Continue and New Conflicts Emerge. http://www.migrationpolicy.org/article/top-10-2015-issue-2-displacement-reaches-record-high-wars-continue-and-new-conflicts (accessed 29.04.2018)
Fituni L.L., Abramova I.O. Negosudarstvennyye i kvazigosudarstvennyye aktory Bol'shogo Blizhnego Vostoka i problema «evrodzhikhadizma» yevropeyskoye litso ekstremistskoy ugrozy. (Non-state and quasi-state actors of the Greater Middle East and the problem of "Eurojihadism": European face of an extremist threat). Aziya i Afrika segodnya. (Asia and Africa today). 2015, № 11, pp. 2-11.
Globalniye tendentsii 2011. Doklad upravleniya verkhovnogo komissara OON po delam bezhent-sev. (Global trends 2011. Report of the office of the United Nations high Commissioner for refugees). http://www.unrussia.ru/ru/un-in-russia/news/ (accessed 20.06.2017)
Krivov S.V., Sidorova E.V. Tendentsii migratsionnikh protsesov na arabskom blizhnem vostoke: istiria i sovremennost. (Trends in migration processes in the Arab Middle East: history and modernity). Mirovayapolitika. 2015, № 4, p. 53-65.
Lazaridis G. International Migration into Europe: From Subjects to Abjects. London. Palgrave Macmillan. 2015, 164 p. ISBN 978-1-349-67801-3.
McMahon S. Immigration and Citizenship in an Enlarged European Union: The Political Dynamics of Intra-EU Mobility. London. Palgrave Macmillan. 2015, 193 p. ISBN 978-1-349-49278-7.
Middle East's Migrant Population More Than Doubles Since 2005. Pew Research Center. http://www.pewglobal.org/2016/10/18/middle-easts-migrant-population-more-than-doubles-since-2005/ (accessed 11.05.2018)
Weber H. National and regional proportion of immigrants and perceived threat of immigration: A three-level analysis in Western Europe. International Journal of Comparative Sociology. 2015, № 56 (2), p. 116-140.
World Migration Report 2015. Migrants and Cities: New Partnerships to Manage Mobility. International Organization for Migration (IOM). 2015. 227 p. ISBN 978-92-9068-709-2
Zherlitsina N.A., Kostelianets S.V., Sidorova G.M. Ugrozi bezopasnosti Afriki: sovremennie tendentsii. (Threats to Africa's security: current trends). Moscow, Moscow State Linguistic University, 2018, 273 p. ISBN 978-5-88983-946-0.