1.8. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В XXI ВЕКЕ,
ВЛИЯНИЕ ПОТОКА БЕЖЕНЦЕВ ИЗ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА НА ЗАПАДНУЮ ЕВРОПУ
Шкварун Максим Андреевич, аспирант
Место учебы: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Институт международных отношений и мировой истории
Искендеров Сейран Азизович, аспирант
Место учебы: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Институт международных отношений и мировой истории
Масланов Константин Дмитриевич
Место учебы: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Институт международных отношений и мировой истории
Аннотация: статья посвящена проблеме массовой миграции населения из стран Ближнего Востока на территорию Западной Европы. Миграция имеет важнейшее влияние на социально-экономические процессы, на обоих континентах. Вынужденная миграция является демографической проблемой на Арабском Ближнем Востоке и в целом одной из проблем, с которым столкнулось мировое сообщество в XXI веке. В статье рассматриваются действующие в Европейском Союзе механизмы регулирования миграции, роль работы агентства по безопасности внешних границ («Фронтекс»), проводится анализ основных методов урегулирования миграционных процессов в ЕС, а также подчёркиваются существующие серьезные проблемы в миграционной сфере.
Ключевые слова: миграция, Ближний восток, Европа, Фронтекс, Европейское бюро, Сирия, «Арабская весна», иммиграция, международная безопасность, политика в области гражданства, интеграция, миграционная политика.
MIGRATION PROBLEMS IN THE XXI CENTURY, THE IMPACT OF THE FLOW OF REFUGEES FROM THE COUNTRIES OF THE MIDDLE EAST TO WESTERN EUROPE
Shkvarun Maksim A., Postgraduate student
Study place: Institute of international relations and world history of National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
Iskenderov Sejran A., Postgraduate student
Study place: Institute of international relations and world history of National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
Maslanov Konstantin D.
Study place: Institute of international relations and world history of National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
Abstract: the article is devoted to the problem of mass migration of people from the countries of the Middle East to the territory of Western Europe. Migration has a major impact on the socio-economic processes on both continents. Forced migration is a demographic problem in the Arab Middle East and in general one of the problems that the world community faced in the 21st century. The article examines the mechanisms in place in the European Union for regulating migration, the role of the work of the external border security agency (Frontex), analyzes the main methods for regulating migration processes in the EU, and also highlights serious problems in the migration sphere.
Keywords: migration, Middle East, Europe, Frontex, European Bureau, Syria, "Arab Spring", immigration, international security, citizenship policy, integration, migration policy.
В условиях глобализации, стремительное перемещение людей по планете становится все более распространенным и значимым с социально-экономической, политической, культурно-гуманитарной точки зрения явлением. Слабое социально-экономическое развитие ряда государств, наличие в них системных проблем на уровне государств, появление новых точек напряженности и эскалация существующих, военные и межэтнические конфликты, сложная демографическая ситуация, -все это порождает новые и новые миграционные потоки людей, ищущих лучшей жизни, как правило, устремля-
ющихся в благополучные страны «золотого миллиарда». Ежегодно примерно 2-3% жителей планеты мигрируют в поисках лучших условий жизни. Миграционные процессы стали более динамичными и сложными, а стремления мигрантов к перемещению по тем или иным мотивам породило целый комплекс факторов: социально-экономических, политических и других, которые требуют постоянного внимания специалистов различного рода, в том числе и исследователей современных международных процессов.
В конце XX века миграционные процессы в Централь-
ной и Восточной Европе достигли максимально высокой интенсивности со времен Второй мировой войны, что было обусловлено произошедшими кардинальными политическими и социально-экономическими изменениями в европейских странах и в мире в целом.
К началу XXI столетия количество мигрантов только в странах Европейского союза достигло 20 млн. человек. Развитые европейские страны всегда привлекали большое количество мигрантов из стран Северной Африки и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и бывших республик Советского Союза, причем как в поисках экономических возможностей, так и в поисках политического убежища. Доля Европы в общем объеме мировых международных миграционных потоков к концу 1990-х составляла около 20%.
Таблица 1
Долгое время основной поток в Европу приходился на трудовых мигрантов. В последние годы, в страны Европейского союза увеличилось число вынужденных мигрантов, беженцев из африканских стран, Южного Средиземноморья и, главным образом, из Ближнего Востока, что породило в ряде стран ЕС резко отрицательную реакцию местного населения против мигрантов. Ряд принимающих стран ЕС серьезно заинтересованы в трудовой иммиграции, что обусловлено, прежде всего, социально-демографической ситуацией в самих европейских странах: депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособных.
Последствия иммиграции в ЕС проявляются в социально-экономической, политической, культурно-гуманитарной областях, а также в сфере безопасности. Среди наиболее значимых можно выделить: изменение ситуации на международном рынке труда, воздействие миграции на демографическую, национальную и религиозную структуру европейского общества, повышение напряженности в местах скопления мигрантов.
Несмотря на наличие существенного опыта в урегулировании миграционных процессов, в Европейском союзе существуют серьезные проблемы в миграционной сфере. Сложившаяся ситуация требует совершенствования нормативно-правового и организационно-экономического механизма иммиграционной политики, в том числе в условиях обострения проблемы беженцев и нелегальной иммиграции, а также угроз безопасности европейских государств, вызванных современными миграционными процессами.
Говоря о современных миграционных процессах в Европе необходимо предметно и в то же время глубо-
1 TrendsinTotalMigrantStock: The 2005 Revision.Интернет-источник. Режим доступа: http://esa.un.org/migration
ко раскрыть новейшие инициативы государств-членов Европейского союза в области регулирования миграционной ситуации и стабилизации возникшего миграционного кризиса, а также проблем в области европейской и внутригосударственной безопасности.
К основным вызовам современной международной обстановки, стоящим перед странами-членами Евросоюза следует отнести: восстановление пограничного контроля внутри Шенгенской зоны, регулирование легальной и нелегальной миграции, противодействие терроризму и трансграничной преступности.
Справедливо сказать, что в условиях миграционного, политического и экономического кризисов, на фоне роста уровня евроскептицизма, а также споров в европейском социуме вокруг проблемы границ и масштабах притока иммигрантов в европейские страны, Евросоюз осуществляет переход к новой ступени иммиграционной политики и миграционного законодательства. Трансформация происходит в то время, когда на нижних границах Европейского Союза складывается действительно критическая миграционная и социально-демографическая ситуация, требующая самых активных мер и пристального внимания специалистов. Политика в области гражданства может рассматриваться как часть миграционной политики, наряду с квотами, визовыми требованиями, политикой адаптации и интеграции переселенцев. Кроме того, это важная часть национального строительства и формирования идентичности. При этом каждая страна учреждает свою систему правил, предполагающую предоставление статуса гражданина или его атрибутов, оказывая тем самым влияние на рынок труда, программы по увеличению благосостояния, а также на демографическую ситуацию2.
«Арабская весна» на Ближнем Востоке, включающая вторжение в Ливию и сирийский конфликт, подтолкнули миллионы людей к миграции, и число стремящихся отправиться в плавание к берегам Средиземноморья только растет, несмотря на многочисленные жертвы на указанном маршруте следования мигрантов.
События 2011 г. сломали сложившийся хрупкий баланс на Ближнем Востоке, обострив проблему миграции, и без того непростой обстановки в регионе. Создавшаяся в арабских государствах практика по вопросу иммиграции и предоставлению, в частности, национального гражданства переживает серьёзный вызов времени3.
Европейский союз оказался перед лицом нелёгких задач:
1. Необходимости разработать и утвердить новые принципы и программу действий в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия, в том числе, и для иммиграционной политики.
2. Установить долгосрочные цели и приоритеты, которые способствуют урегулированию сложившейся ситуации.
ЕС дискутировал касательно новых принципов, понимая, что программа иммиграционной политики стал-
2 С.В. Кривов, И.В. Рыжов, Е.В. Гнездова (Сидорова) «Политика в области гражданства арабских государств в контексте эволюции миграционных процессов на Ближнем Востоке» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2017. № 1 (250). С. 166.
3 С.В. Кривов, И.В. Рыжов, Е.В. Гнездова (Сидорова) «Политика в области гражданства арабских государств в контексте эволюции миграционных процессов на Ближнем Востоке» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2017. № 1 (250). С. 169.
Численность международных мигрантов, 1960-2005 гг.1
Численность международных мигрантов, млн чел.
1960 1970 1980 1990 2000 2005
Всего, в мире 75,46 81,34 99,28 154,95 176,74 190,63
Развитые регионы 32,31 38,36 47,46 82,37 105,00 115,40
Развивающиеся регионы 43,15 42,97 51,82 72,58 71,73 75,24
Европа 14,24 18,79 21,89 49,38 58,22 64,12
Африка 9,13 9,94 14,10 16,35 16,50 17,07
Азия 28,48 27,82 32,11 49,89 50,30 53,29
Латинская Америка и Карибский бассейн 6,01 5,68 6,08 6,98 6,28 6,63
Северная Америка 12,51 12,99 18,09 27,60 40,39 44,49
Австралия и Океания 2,13 3,03 3,75 4,75 5,05 5,03
кивается с неразрешенными вызовами, желания, решать, которые нет, как у политиков, так, и у населения европейских стран4
Существенная роль в урегулировании миграционных проблем играют созданные агентства, выполняющие функцию медиатора между институтами Европейского Союза и его государствами-членами. Здесь имеется в виду в первую очередь деятельность агентства Фрон-текс (организовано в 2005 г.) по координации стран-членов ЕС в охране союзной границы и патрулированию прибрежной морской пограничной зоны.
В 2011 г. было учреждено Европейское бюро по оказанию поддержки просителям убежища. К основным функциям агентства относятся: регулирование притока кандидатов на убежище, определение круга лиц, действительно нуждающихся в защите.
Активная иммиграционная политика ЕС отражает общественные настроения, по данным Евробаромет-ра, в 2013 г. европейцы придавали иммиграции большее значение, чем налогам, пенсиям, образованию и даже терроризму.
Факт участия граждан Европейского Союза в боевых действиях на Ближнем Востоке поставили на первое место угрозу терроризма в ЕС и очевидную взаимосвязь между иммиграцией и безопасностью. В ЕС стали осознавать, что важную роль иммиграционной политики, регулировании миграционных потоков зависит от отношений с партнерами, такими как Турция5
Несмотря на принимаемые в последние годы меры, проблема нелегальной иммиграции пока не поддается системному решению и остается все также одной из наиболее актуальных и острых как для политиков, так и для населения европейских стран.
В докладах Фронтекс по данной теме обычно фиксируются следующие факторы, вызывающие максимальную тревогу: во-первых, увеличение количества иммигрантов-беженцев с территории Сирии; во-вторых, сохранение массового притока нелегальных мигрантов с североафриканских территорий в Италию; в-третьих, увеличение иммиграционного потока на западно-балканском пути.
Мигранты из глубины Африки используют проложенный путь через Сахару в Ливию, а оттуда - к итальянским берегам. На западно-средиземноморском направлении по-прежнему перевалочным пунктом служит греко-турецкая и болгаро-турецкая границы.
Граница же между Сербией и Венгрией занимает третье место в числе «горячих точек» обнаружения нелегалов, (втрое больше по сравнению с 2012 г.).
Существует несколько путей попадания нелегальных мигрантов и беженцев из ближневосточных государств в Европейский союз.
Балканский маршрут, проходит через территорию Турции с последующим въездом в Грецию. Основной поток мигрантов использует данный маршрут. По оценкам Международной организации по миграции (МОМ), в декабре 2015 г. этим маршрутом прибыли в ЕС 106 тысяч 776 человек6.
Восточно-Средиземноморский маршрут, также про-
4 ЕС перед вызовом миграционного кризиса. Позиции европейских стран. Под ред. Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. с. 10-11.
5 ЕС перед вызовом миграционного кризиса. Позиции европейских стран. Под ред. Н.К. Арбатовой, А.М. Кокеева. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. с. 13
6 Беженцы в Старом Свете: просчеты в решении миграционного
кризиса в Европе.
ходит через Турцию, но выходной точной служат страны: Греция, Болгария, Кипр с последующим распространением в Европу. В 2015 г. маршрутом воспользовались 885386 мигрантов. Основной поток переселенцев по данному маршруту, составляют граждане из Сирии, Афганистана и Сомали.
Центрально-Средиземноморский маршрут: из Ливии в Италию и на Мальту. В основном используют мигранты из стран Африканского Рога и Западной Африки. В 2015 г. в Европу приехали 153946 человек. В 2011 году данный путь активно использовали беженцы из Ливии, а также мигрантов из стран Экваториальной Африки. После свержения М. Каддафи число мигрантов составило более 200 тыс. человек7.
К числу факторов, не позволивших в полной мере повысить эффективность иммиграционной политики Европейского союза, следует отнести политический фактор. Где большую роль сыграл пиар популистских партий и движения евроскептицизма в государствах-членах Евросоюза.
С новыми витками миграционного кризиса все больше и больше избирателей в европейских странах начинали придерживаться позиции, что правительства их стран безвозвратно потеряли контроль над миграционными потоками внутри Евросоюза, либо попросту не могут обеспечить должным образом регулирование притока иммигрантов и их социально-экономическую и культурную интеграцию в европейское сообщество.
Рост популярности правых сил в Германии и Франции, а также почти во всех странах ЕС, охлаждает пыл и инициативы руководства членов Европейского союза, поскольку теперь они вынуждены работать в Совете с постоянной оглядкой на происходящие политические процессы в их странах, проходящие в постоянном режиме дебаты по проблемам миграции.
Предполагалось также усиление сотрудничества с третьими странами в контроле над миграционными потоками. И, хотя этот пункт не стоял первым в Европейской повестке дня по миграции, он, по сути, является одним из самых важных, поскольку проблему нелегальной миграции в страны Евросоюза наиболее эффективно можно решать лишь на дальних подступах к Европе.
Планировалось также выделить средства на программы регионального развития и защиты населения, а также учредить к концу 2015 г. многоцелевой центр в Нигере, который в сотрудничестве с Международной организацией по миграции и Агентством ООН по делам беженцев будет заниматься сбором информации, защитой и размещением беженцев на местном уровне. Евросоюз выделяет 3,6 млрд. евро на решение последствий гуманитарного кризиса в Сирии и размещение сирийских беженцев в Ливане, Иордании, Турции и Ираке. Руководство Евросоюза предусмотрело также ряд мер, сокращающих стимулы для перемещения нелегальных мигрантов в Европу, в том числе процедуру депортации нелегалов, которая до сих пор считалась несовершенной и на которой обогащались мафиозные структуры, занимающиеся контрабандой «живого товара». Параллельно предполагалось совершенствовать политику в отношении легальной миграции и предоставления виз трудовым мигрантам, в которых нуждается «стареющая» Европа.
В период председательства Словакии в Совете ЕС
7 Геополитические аспекты развития миграционного кризиса в Европе // http://nic-pnb.ru/analytics/geopoliticheskie-aspekty-razvitiya-migratsionnogo-krizisa-v-evrope/
прозвучала инициатива, получившая название «гибкая солидарность». Суть предложения, заключается в том, что при распределении беженцев между странами Европейского Союза должны учитываться особенности и возможности того или иного государства, принимающего их. Согласно такой концепции наибольшее число мигрантов, ищущих беженцев, должно приходиться на Грецию и Италию. Концепция была поддержана канцлером Германии Ангелой Меркель. В то же время с такой инициативы не смогли согласиться ни Италия, ни тем более другие средиземноморские государства-члены ЕС. Северные страны осудили действия А. Меркель за поддержку Вышеградской группы.
На пресс-конференции, проходившей 28 сентября 2015 года, член Комиссии Д. Аврамопулос заявил о намерении реализовать план расселения мигрантов нуждающихся в убежище, согласно квотам, установленным решением Совета, отвергая возможность стран избежать участия в приеме беженцев. ЕК признала, что переселение идет крайне низкими темпами: 5 651 человек за год, в т.ч. 4555 из Греции и 1196 из Италии, но в сентябре процесс сильно ускорился - переселились 1202 человека, что дало надежду перевезти в страны ЕС 30 тыс. ищущих убежище к концу 2017 г.8
Мальта, возглавившая на 1 января 2017 г. Совет Европейского Союза, анонсировала проведение реформы системы предоставления мигрантам убежища в Евросоюз. Основной посыл заключался в предложениях государств-участников Вышеградской группы об «эффективной солидарности»9. Вместе с тем руководство республики подтвердило свою позицию, что расселение иммигрантов, ищущих убежища, из Италии и Греции должно быть максимально ускорено, чтобы уложиться в отведенные для этого Комиссией два года. Окончательное решение де-факто было заблокировано, поскольку Совет ЕС намерен достигнуть консенсуса по данному вопросу, и не желает прибегать к голосованию квалифицированным большинством. Возможность завершения процесса переселения к сентябрю 2017 г., оказалась под вопросом. Планировалось переселить 9,6 тыс. человек из Греции и 4 тыс. из Италии. Взятые обязательства могли выполнить только ряд стран: Мальта, Ирландия, Люксембург, страны Балтии, в том числе и Финляндия, которая не поддержала решение Совета в 2015 г. Европарламент, в жесткой форме, предлагал ограничить доступ к европейским фондам тем странам-членам ЕС, которые не соглашаются с квотированием и отказываются принимать беженцев10.
Спустя год после подписания соглашений между Европейским союзом и Турцией в марте 2016 г., можно утверждать, что критики, предвещавшие споры между сторонами и непрочность договоренностей, - ошиблись. Не смотря на все осложнения отношений между Турцией и Евросоюзом, не смотря на внутриполитический кризис в самой Турции, а также дипломатический кризис между Нидерландами и Турецкой Республикой, - предсказываемый некоторыми политологами, отказ от сделки пока так и не произошел.
8 Европейский союз: факты и комментарии. Выпуск 84-85. Апрель-сентябрь 2016. / Под ред. Ю.А. Борко. - М.: Ин-т Европы РАН, 2016. с. 33-34.
9 БОБ. 2017. N 11701. 06.01.
10 Европейский союз: факты и комментарии. Выпуск 87. Январь-март 2017. / Под ред. Ю.А. Борко. - М.: Ин-т Европы РАН, 2017. -с. 30-31.
Эксперты отмечают, что число несанкционированных въездов в Грецию из Турции в 2016 г. сократилось с 1740 до 47 в день. Данное решение, позволило Брюсселю посредством сделки с турецким руководством удалось запечатать свою восточную границу11.
С другой стороны, можно говорить о малой эффективности заключенной между Европейским союзом и Турцией сделки.
Во-первых, на практике не произошло массовых высылок мигрантов с территории Греции;
во-вторых, так и не был создан безопасный канал для миграционного потока на законных основаниях12.
Подводя итоги, следует сказать, что отказ Турции от сделки, который может быть вызван целым рядом факторов и обстоятельств, скорее всего, вызовет очередной миграционный кризис в Евросоюзе.
Ещё одним миграционным направлением является Балканский маршрут. После его перекрытия и значительного роста мигрантов, ищущих убежище в Италии, Европейская Комиссия выдвинула предложения по блокировке миграционных потоков по центрально-средиземноморскому пути. Ряд предложенных мер включает в себя также и подготовку ливийских ВМС и береговой охраны.
Такой поворот в политике ЕС произошел после установления отношений с правительством народного единства Ливии, когда Евросоюз посчитал возможным обратиться к ливийским властям за помощью в противодействии контрабандистам, поскольку 90% переправляемых пассажиров в Италию отправляются именно с ливийских берегов13.
В рамках операции «София» было подготовлено около 100 пограничников; с января прошлого года на территории Греции и Мальты были созданы тренировочные модули. Согласно планам в ближайшем будущем подготовка будет проходить также на территории Италии и Испании.
Всего же на подготовку береговой охраны Европейская комиссия утвердила финансирование на 1 млн. евро, около 2 млн. евро также получит Ливия от итальянского правительства. Между тем с точки зрения вероятности остается высокой угроза растраты ливийской стороной тех финансов, которые она получает для решения миграционных проблем и урегулирования миграционных потоков в Италию. Странам Евросоюза и их специальными службами актуализируется необходимость установления контактов с местными властями в Ливии, которые могли бы укрепить на местах средиземноморские границы. Одним из возможных вариантов укрепления южных границ Европейского союза рассматривается развертывание специальных миссий на территории Северной Африки, и прежде всего в Ливии.
Кроме того в феврале 2017 г. руководителями государств-членов ЕС принята декларация об управлении миграционными потоками на Центрально-Средиземноморском участке. Перечень действий включает в себя: ликвидацию контрабандистских сетей, оказание соци-
11 Европейский союз: факты и комментарии. Выпуск 86. Октябрь-декабрь 2016. / Под ред. Ю.А. Борко. - М.: Ин-т Европы РАН, 2016.
12 Подробнее см.: Garces-Mascarenas B., Sanchez-Montijano E. The EU-TurkeyAgreementOneyearon: MuchmorethanExternalisation. Barcelona: CIDOB, 2017, p.1.
13 Потемкина О.Ю. Италия перед выборами - 2018. Удастся ли
остановить поток мигрантов? - URL: http://ru.valdaiclub.com /a/highlights/italiya-potok-migrantov/
ально-экономической помощи местному населению побережья, откуда происходит вливание мигрантов.
В свое время Евросоюз поддержал соглашение между Сильвио Берлускони и Муаммаром Каддафи, когда в обмен на 50 млн. евро со стороны ЕС ливийские власти обязались сдерживать мигрантов и принимать их назад из Европы и выполняли соглашение вплоть до свержения ливийского лидера. В соответствии с мальтийской декларацией, лидеры ЕС готовы теперь выделить уже 200 млн. евро на помощь ливийской береговой охране и сдерживание миграции в соседних с Ливией странах14.
Процесс принятия институтами Европейского союза ранее обозначенных решений во многом ускорился из-за вопросов террористической и трансграничной преступности. В течение последних лет в Евросоюзе на повестке дня оставалось и остается совершенствование антитеррористического законодательства и принятия соответствующих общесоюзных директив. Заметим, что в силу целого ряда факторов межинституциональные и межгосударственные переговоры продвигались чрезвычайно медленно. Между Европейским Парламентом и Советом ЕС до сих пор сохраняются серьезные противоречия в позициях относительно способов обмена информацией антитеррористического характера между государствами-членами ЕС. Существует разногласие и по поводу прав граждан, пострадавших от террористической деятельности.
7 марта 2017 г. Советом были одобрены ранее обсуждаемые директивы, касающиеся уголовного преследования определенного круга лиц:
1. Отправляющихся в зону боевых действий вооруженных конфликтов для участия в боевых/террористических действиях, а также возвращающихся оттуда в Европу для присоединения к террористической деятельности в странах-членах ЕС.
2. Организующих поездки в зону боевых действий, либо способствующих этому.
3. Людей проходящих специальную подготовку для осуществления террористической деятельности, производящих взрывные устройства, использующих огнестрельное оружие и опасные вещества.
4. Пособников предоставляющих или собирающих средства для поддержки террористической деятельности.
Кроме того принятая директива направлена на совершенствование действующего законодательства по удовлетворению потребностей пострадавших жертв терактов.
В тот же день были приняты поправки к Шенгенскому кодексу, касающиеся установки систематического и обязательного контроля над гражданами Европейского союза, пересекающими государственные границы. Используются европейские информационные системы, а также международные полицейские базы Интерпола, подобным образом осуществлялся контроль лишь за гражданами стран, не входящих в ЕС.
На мартовском саммите глав государств и правительств официальные представители двадцати восьми стран выразили свою поддержку Еврокомиссии, а уже в следующем месяце 16 стран Евросоюза выдвинули предложение учредить Европейскую прокуратуру посредством принципа продвинутого сотрудничества,
14 Европейский союз: факты и комментарии. Выпуск 87. Январь-март 2017. / Под ред. Ю.А. Борко. - М.: Ин-т Европы РАН, 2017. -с. 32-33.
среди них: Бельгия, Болгария, Германия, Греция, Кипр, Испания, Литва, Люксембург, Португалия, Румыния, Словения, Словакия, Чешская республика, Финляндия, Франция и Хорватия. Остальные государства-члены, вероятно, присоединятся позже к данной интеграционной инициативе.
По мнению многих отечественных экспертов, кроме практической пользы, учреждение Европейской прокуратуры имеет большое символическое значение в разгар общественно-политической дискуссии о сценариях европейской интеграции после Вгех№. Применение принципа «продвинутого сотрудничества» в третий раз за всю историю Европейского союза становится как нельзя актуальным, так как представляет собой практический пример «многоскоростной интеграции» - концепции, быстро набирающей популярность в политической повестке дня и общественном сознании граждан ЕС15.
В условиях миграционного, политического и экономического кризисов, на фоне подъема уровня ев-роскептицизма и споров в европейском социуме вокруг проблемы границ и масштабах притока иммигрантов в европейские страны, Евросоюз осуществляет переход к новой ступени иммиграционной политики и миграционного законодательства. Трансформация происходит в то время, когда на южных границах Европейского союза складывается действительно критическая миграционная и социально-демографическая ситуация, требующая самых активных мер и пристального внимания специалистов самого разного рода. Правительства европейских государств, оказались поставлены в условия, когда пришлось пересмотреть миграционную политику. Экономико-социальная ситуация в большинстве стран ЕС оказалась поставлена перед серьезными испытаниями, требующих больших затрат на решение миграционных проблем, которые бременем ложатся на бюджет Евросоюза и стран, входящих в него, а также неспособности беженцев инкорпорироваться в западное общество.
Важным фактором, способствующим перемещению больших потоков мигрантов, стала информационная революция. Сегодняшние мигранты хорошо подкованы и владеют полной информацией, касающейся процедуры получения убежища в странах ЕС, прав беженцев, воссоединения семей и так далее.
Ряд принятых и принимаемых институтами ЕС и государствами-членами Европейского Союза представляются вполне разумными и адекватными, и, действительно, направлены на решение проблем в миграционной сфере, в том числе комплекс мер, распространяющихся за пределы территории самого Евросоюза, то есть до того как они становятся внутренней проблемой ЕС. Естественными видятся меры по усилению береговой охраны на границах ЕС за счет существенного расширения материальных и людских ресурсов, имеющихся в распоряжении Фронтекс и Европола.
Вместе с тем, очевидно, что даже при эффективной имплементации этих решений Евросоюз в одиночку не в состоянии справиться с этой проблемой. Сегодняшний миграционный кризис - это глобальная проблема. Необходима помощь соответствующих структур ООН и других международных организаций, а также наиболее благополучных стран региона Южного Средиземноморья и Персидского залива.
15 Подробнее см.: Европейский союз: факты и комментарии. Выпуск 87. Январь-март 2017. / Под ред. Ю.А. Борко. - М.: Ин-т Европы РАН, 2017.
Следует отметить, что увеличение миграционных потоков в страны ЕС при неэффективности предпринимаемых мер может усиливать исламофобию, национализм и евроскептицизм внутри Евросоюза. Пограничный контроль и требования сохранения национальной идентичности могут привести к расколу в ЕС. Иными словами, миграционный кризис представляет собой самую большую угрозу будущему европейской интеграции.
В этом контексте существенную роль играет совершенствование сотрудничества с третьими странами в области регулирования и контроля над миграционными потоками.
По нашему мнению, данный аспект является одним наиболее значимым в решении проблемы миграции. Нелегальная иммиграция в страны Европейского союза требует решения уже на дальних подступах к европейским берегам и границам. Данный пункт касается и проблемы международного терроризма и трансграничной преступности.
В связи, с чем особую роль в урегулировании миграционных процессов и кризисов приобрела Турецкая Республика как ключевое транзитное государство между Европейским союзом и потоком мигрантов. Европейскому союзу посредством сделки с турецким руководством удалось запечатать свою восточную границу. В то же время, с другой стороны, приходится говорить о малой эффективности заключенной между Европейским союзом и Турцией сделки. Во-первых, на практике не произошло массовых высылок мигрантов с территории Греции; во-вторых, так и не был создан безопасный канал для миграционного потока на законных основаниях.
Отказ Турции от сделки, который может быть вызван целым рядом объективных факторов и обстоятельств, скорее всего, вызовет очередной миграционный кризис в Евросоюзе. В самом Европейском Союзе по-прежнему нет единства по вопросу того, как далеко страны-члены ЕС могут пойти на уступки официальной Анкаре.
Наиболее проблематичным и болезненным для устоев институциональной системы Европейского союза остается вопрос обязательного квотирования на распределение мигрантов между странами-членами Евросоюза. В том числе в рамках концепции «гибкой солидарности», то есть по возможностям и особенностям принимающих иммигрантов-беженцев стран ЕС.
Несомненно, сегодняшний миграционный кризис является проверкой на прочность самого европейского интеграционного проекта. Послужит ли он катализатором новых интеграционных направлений, в частности, превращения Frontex в работающую наднациональную пограничную службу, или поводом для реверсирования уже достигнутых соглашений, например, таких как Шенгенское соглашение? Будет зависеть от того, сумеет ли руководство ЕС достичь правильного баланса между европейскими ценностями, и правильно ли определит приоритеты.
Несмотря на наличие существенного опыта в регулировании миграционных процессов, в современном Европейском союзе существуют серьезные проблемы в миграционной сфере. Требуется совершенствование нормативно-правового, организационного и экономического механизмов иммиграционной политики, в том числе в условиях обострения проблемы беженцев, проблемы нелегальной иммиграции, а также угроз безопасности государств Европейского союза, вызванных современными миграционными процессами.
Обширный опыт регулирования миграционных потоков Европейского союза должен быть глубоко проанализирован в отечественном научно-исследовательском и профессиональном сообществах. Экстраполяция выводов позволит применять опыт при решении миграционных проблем, возникающих на границе Российской Федерации, а также на территории стран Евразийского союза, в первую очередь, опыт стран Евросоюза по регулированию рынка труда и обеспечению социальной безопасности рабочей силы.
Подводя итоги, необходимо сказать, что достаточно сложно оценить сложившуюся в европейских государствах миграционную обстановку. Решение проблемы лежит в плоскости сокращения огромных потоков беженцев, и именно урегулирование ситуации на Ближнем Востоке, в особенности Сирии, позволит уменьшить потоки мигрантов в Европу.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 77%.
Список литературы:
1. В.С. Дюжаков, И.Е. Чепляева «Статистическая модель выявления типа тенденции динамики иммиграции в страны Европы с 2006 по 2011 годы» // Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2015. С. 6-12
2. Я.О. Крутиков «Объединенная Европа: вызов со стороны нелегальной миграции» // Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2015. № 4. С. 17-25
3. В.В. Войников «Правовые аспекты политики европейского союза по борьбе с незаконной миграцией» // Журнал «Балтийский регион». 2015. 4 (26). С. 73-89
4. С. Татунц, К. Берндт «Миграционное цунами в Европе» // Журнал «Государственная служба», 2016. № 3 (101). С. 81-84
5. С.В. Кривов, И.В. Рыжов, Е.В. Гнездова (Сидорова) «Политика в области гражданства арабских государств в контексте эволюции миграционных процессов на Ближнем Востоке» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2017. № 1 (250). С. 165-170.
6. М.А. Шкварун «Политические проблемы стран ближневосточного региона в XXI веке» // Журнал «Социально-политические науки», 2018. № 4. С. 33-41
7. С.А. Филиппов «Противодействие организации нелегальной трансграничной миграции на внешних границах европейского союза» // Журнал «Молодий вчений», 2015. № 9-1 (24). С. 172-175
8. Р.В. Тодорова «Турция: миграционный буфер или генератор миграции?» // Журнал «Filo Ariadne», 2017. № 2 (6). С. 250-266
9. С.В. Голунов «Пограничная безопасность в ЕС» // Журнал «Международные процессы», 2009. № 20. С. 44-57
10. И.И. Явнова, Л.Р. Залилова «Иммиграционная политика ЕС» // Журнал «Инновационная наука», 2017. № 1-2. С. 131-133
11. Ближневосточный Фронтир Израильское поселенче-ство: история и современность. - М.; Иерусалим; Мосты культуры / Гешарим, 2010. - 288с.
12. Ближний Восток. Война и политика. - М.: Марджа-ни, 2016. - 288 с.
13. Сапронова, М.А. Арабский Восток: власть и конституции / М.А. Сапронова. - М., 2001. 216 с.
14. Павлюк, С. Ближний Восток: Вдоль и поперек / Семен Павлюк. - М.: Китони, 2013. - 256 с.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Искендерова С.А., Масланова К.Д., Шкваруна М.А. «Миграционные проблемы в XXI веке, влияние потока беженцев из стран Ближнего Востока на Западную Европу» Представленный на рецензирование труд посвящен важной и интересной проблеме - анализу миграционного кризиса, с которым в XXI веке столкнулись европейские государства. В настоящий момент это предстает весомой проверкой на прочность европейского интеграционного проекта.
Вопросы миграционных процессов в современной системе международных отношений являются актуальными и с практической и с научной точек зрения, в связи с усложнением социально-экономических, политических и иных факторов в европейской политике, которые требуют постоянного внимания специалистов и экспертов в этой и смежных областях.
В данной статье авторы на основе значительного эмпирического материала анализируют основные методы урегулирования миграционных процессов в Европейском союзе, а также существующие серьезные проблемы в миграционной сфере.
Исследователи уделяют существенное внимание анализу роли в урегулировании миграционных проблем агентств, выполняющих функцию медиатора между институтами Европейского союза и его государствами-членами, таких как, например, Фронтекс и Европейское бюро по оказанию поддержки просителям убежища.
В качестве дискуссионных моментов хотелось отметить следующее. Несмотря на подробный анализ проблематики, авторами было использовано весьма небольшое количество источников - можно было бы подробнее рассмотреть заключенные
международные соглашения в контексте механизма регулирования миграции европейскими странами. Вторым аспектом хотелось бы отметить отсутствие прогнозов, хотя бы в ближне-срочной перспективе, ибо информация, приведенная авторами в тексте научной работы, позволяет их произвести.
В целом, за рецензируемым трудом видна большая работа по сбору, анализу и группировке материалов. Статья насыщена информацией и читаются с большим интересом. Сказанное выше дает полное основание для того, чтобы сделать вывод о том, что заключения авторов фундированы и не вызывают возражений.
Наличие определённых недочётов не снижает в целом высокого качества работы. Более того, они не затрагивают каких-либо концептуальных основ работы, которая в полной мере соответствует предъявляемым требованиям, а также носит самостоятельный и законченный характер.
Научная статья «Миграционные проблемы в XXI веке, влияние потока беженцев из стран Ближнего Востока на Западную Европу» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и политики России
ИМОМИ ННГУ им. Н.И. Лобачевского
И.В. Рыжов