Научная статья на тему 'Влияние английской политико-правовой мысли XVII-XIX вв. На создание регулярной полиции в Великобритании'

Влияние английской политико-правовой мысли XVII-XIX вв. На создание регулярной полиции в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ГОСУДАРСТВО И ПРАВО / ПОЛИЦИЯ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / СОБСТВЕННОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / THE UNITED KINGDOM / STATE AND LAW / THE POLICE / INDIVIDUAL RIGHTS AND FREEDOMS / PROPERTY / SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Важенина И. В.

Закономерности формирования правоохранительных органов в зарубежных государствах представляют научный и практический интерес для совершенствования отечественной правоохранительной системы. На основании социально-экономических, политических процессов, которые воздействовали на развитие государства и права Англии, анализируются труды видных общественных юристов, которые оказали значительное влияние на формирование полицейской функции государства Великобритании. Основное внимание акцентируется на том, что уже в ХVII в. в Великобритании огромное значение придавалось защите прав и свобод граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of English Political and Legal Thought of XVII-XIX Centuries on the Creation of Regular Police in Great Britain

The regularities of the law enforcement agencies formation in foreign countries are of scientific and practical interest for the improvement of the domestic law enforcement system. On the basis of socio-economic, political processes that influence the development of the state and the law of England, the works of prominent public lawyers, who had a significant impact on the formation of the police function of the state of Great Britain, are analyzed. The main attention is focused on the fact that already in the XVII century in Great Britain, great importance was attached to the protection of the rights and freedoms of citizens.

Текст научной работы на тему «Влияние английской политико-правовой мысли XVII-XIX вв. На создание регулярной полиции в Великобритании»

Влияние английской политико-правовой мысли XVII-XIX вв. на создание регулярной полиции

в Великобритании

И. В. ВАЖЕНИНА,

старший преподаватель кафедры организации деятельности органов внутренних дел

центра командно-штабных учений (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

Influence of English Political and Legal Thought of XVII-XIX Centuries on the Creation of Regular Police

in Great Britain

I. V. VAZHENINA,

Senior Lecturer of the Department of Organization of the Activities of the Internal Affairs Bodies of the Center for Command Staff Trainings (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Закономерности формирования правоохранительных органов в зарубежных государствах представляют научный и практический интерес для совершенствования отечественной правоохранительной системы. На основании социально-экономических, политических процессов, которые воздействовали на развитие государства и права Англии, анализируются труды видных общественных юристов, которые оказали значительное влияние на формирование полицейской функции государства Великобритании. Основное внимание акцентируется на том, что уже в ХУП в. в Великобритании огромное значение придавалось защите прав и свобод граждан.

Великобритания, государство и право, полиция, права и свободы личности, собственность, безопасность.

Функции государства по обеспечению безопасности, защите прав и свобод своих граждан тесно взаимосвязаны между собой. Недаром английские мыслители ХУ11—Х1Х вв., рассматривая проблемы охраны правопорядка, придавали огромное значение безопасности и свободе личности. Исследованием этих вопросов занимались такие выдающиеся английские мыслители, как Г. Айртон, И. Бентам, Э. Бёрк, У. Блэкстон, Т. Гоббс, Дж. Лильберн, Д. Локк, Д. С. Милль, Дж. Мильтон, Дж. Остин, Т. Пейн, О. Сидней,

УДК 94(410)

The regularities of the law enforcement agencies formation in foreign countries are of scientific and practical interest for the improvement of the domestic law enforcement system. On the basis of socio-economic, political processes that influence the development of the state and the law of England, the works of prominent public lawyers, who had a significant impact on the formation of the police function of the state of Great Britain, are analyzed. The main attention is focused on the fact that already in the XVII century in Great Britain, great importance was attached to the protection of the rights and freedoms of citizens.

The United Kingdom, state and law, the police, individual rights and freedoms, property, security.

Г. Спенсер, Д. Уинстенли, Д. Юм и многие другие.

Особую активность правовой мысли можно отметить в периоды социальных волнений и революций. Англия стала второй в Европе страной после Голландии, удачно осуществившей революцию («Великий мятеж» 1640—1649 гг. и «Славная революция» 1688 г.). В этот период проблемы соотношения интересов личности, права и государства выходили на первый план, широко обсуждались вопросы о происхождении, задачах и функциях государства и права [5].

Концептуальным выражением и итогом этой революции стали теории естественного права и общественного договора. Идеи ценности личности, подчиненности права и государства интересам людей были основополагающими. А идея всеобщего естественного равенства людей стала основой теории естественного права.

В период Английской буржуазной революции XVII в. активно обсуждался вопрос о соотношении свободы и собственности; свободы, государства и права. Представители партии индепендентов1, возглавляемой О. Кромвелем, наряду с требованиями о «чистке англиканской церкви» от католицизма также применяли некоторые положения теории естественного права, обосновывая свои идеи полученными при рождении правами англичан.

Выразитель идей индепендентов Джон Мильтон в известном памфлете отмечает, что по своей природе люди свободны и созданы, «чтобы властвовать, а не повиноваться»2. В то же время в силу ряда известных причин (грехопадения) между ними стали возникать «раздоры и взаимные насилия», в связи с чем было принято решение «совместными усилиями защищаться от нападений и охранять мир» [18]. Мильтон приходит к выводу, что источник всякой власти — народ. Именно народ назначил правителей, над которыми поставил законы. Правитель обязан отчетом перед народом. Обоснование Д. Мильтоном духовной свободы человека, свободы совести и мысли, как естественных прав человека, явилось огромным вкладом в развитие теории естественного права.

Другой представитель индепендентов, Ол-джернон Сидней, основываясь на естественно-правовом учении, считает, «что единственное правомерное основание власти — свободное соглашение людей с целью самосохранения. Устанавливая государственную власть, люди ограничивают свою свободу лишь настолько, насколько это нужно для общей пользы» [14].

Генерал-комиссар Генри Айртон оспаривал теорию естественного права, доводами которой, по его мнению, нельзя обосновать собственность; в связи с чем каждый нуждающийся может посягнуть на чужое имущество. Как утверждал Г. Айртон, «ни закон бога, ни закон природы не дают мне собственности, собственность установлена государством, и государство должно быть устроено так, чтобы собственность надежно охранялась» [14].

Против позиции индепендентов, с опорой на солдат армии, требовавших демократизации

1 От англ. independent - независимый.

2 «О державе королей и сановников»

государства, продолжения революции и обеспечения прав и свобод народа, выступили левеллеры3. Основные взгляды и идеи партии были изложены их лидером Джоном Лильберном в памфлетах и в трактате «Основы свободы», признав свободу слова, петиций и ряд других данных от рождения [9]. Именно Лильберном сформулированы такие основополагающие принципы уголовного права, которые актуальны и в настоящее время: если нет преступления, то и не должно быть наказания [8], граждане равны перед законом и одинаково подлежат ответственности перед ним [8]. В то же время «уравнение» левеллеров не касалось частной собственности, проповедовать имущественное равенство они не собирались.

В разгар второй гражданской войны (1648 г.) своеобразное решение социальных противоречий предложили диггеры4 или истинные левеллеры. Наиболее известным теоретиком движения был Джерард Уинстенли, который первым сформулировал понятие свободы, выразившее отличие коммунизма от буржуазной идеологии: «Истинная свобода там, где человек получает пищу и средства для поддержания жизни, а это заключается в пользовании землею» [15]. Организованная им колония диггеров стала первым коммунистическим экспериментом. Частная собственность, по его мнению, довела людей до грабежей, убийств и прочих бедствий.

Английский философ, теоретик естественного права Томас Гоббс осуждал гражданскую войну и в период революции находился в эмиграции в Париже. Ограничение естественной свободы человека он был готов оправдать лишь целью безопасности совместной жизни («человек человеку — волк»5). Согласно учению Т. Гоббса, государство обладает абсолютной властью. Равенство всех перед законом, свобода делать все, что не запрещено законом, право на беспристрастный суд, незыблемость договоров, свобода предпринимательства и частной инициативы — свободы, которые должны быть обеспечены своим подданным государством при регулировании отношений, отнесенных к частному праву. Суть данных суждений сводится к обоснованию правовой модели гражданского общества, находящегося под контролем авторитарной власти.

«Славная революция»6 1688 г. нашла своего талантливого защитника в лице философа

3 От англ. leveler - уравнитель.

4 От англ. digger - копатель.

5 Афоризм «Homo homini lupus est» (лат.) использован Т. Гоб-бсом в посвящении к своей работе «De Cive» (1651).

6 Государственный переворот в Англии, в ходе которого абсолютная монархия была заменена конституционной (Билль о правах 1689 г.)

Джона Локка. Английский политический мыслитель доказывал, что основная обязанность государства — соблюдение «естественного права», защита личной свободы граждан и частной собственности. Он отмечал, что человек хотя и владеет собственностью в естественном состоянии без каких-либо ограничений, но подвергается риску постоянного посягательства. По его суждениям, «высшей целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является охрана их собственности, которую они не способны самостоятельно обеспечить в естественном состоянии» [10]. Основываясь на теории общественного договора и естественного права, Д. Локк предложил и обосновал идею необходимости признания естественных прав человека, таких как свобода, равенство, собственность, а также разработал теорию разделения властей.

Английский философ, правовед и историк Давид Юм также главным считал торжество закона, который бы обеспечивал безопасность граждан и сохранение их собственности. Именно по этому критерию, по мнению мыслителя, следует оценивать государственный строй. Лучшим следует считать тот, который создает режим наибольшего благоприятствования для человеческой природы, где человек достигает своих целей без ущерба для остальных граждан.

Эдмунд Бёрк — английский политический деятель, публицист и философ утверждал, что право каждого государства складывается в результате длительного исторического процесса. Ссылаясь на законы Англии, он обосновывал существование прав и свобод англичан задолго до «Славной революции», которая лишь подтвердила их и закрепила государственный строй Англии» [3]. Конституционные законы опираются на обычаи, религию, традиции, нравы, даже на предрассудки, содержащие мудрость предков. Бёрк не поддерживал идею общего равенства и отвергал идею прав человека, как неприменимую к конкретным условиям жизни разных стран и народов. «Государство — это мудрое изобретение человечества, предназначенное для обеспечения человеческих желаний... Но государство требует... чтобы люди сдерживали свои страсти и желания. Общество требует, чтобы посягательства людей пресекались, их воля управлялась, а страсти сдерживались. Все это возможно только при наличии Власти, стоящей вне их, которая при выполнении своих функций не будет подвержена тем же страстям и желаниям, которая сама обязана подавлять и подчинять» [3].

Томас Пейн в своем памфлете «Здравый смысл» развенчал непререкаемый до того авто-

ритет английских конституционных законов. А в работе «Исследования об основных принципах государственной власти» отметил, что «защита личности человека более священна, чем защита собственности...», а «лучшая гарантия для собственности, большой или малой, это избавление любой части общества, насколько это возможно сделать, любой причины для недовольства и любого повода для насилия, и это может быть достигнуто только посредством равенства прав. Когда гарантированы права, собственность обеспечивается как следствие» [13].

Английский правовед сэр Уильям Блэкстон, автор четырехтомного труда «Комментарии к законам Англии», который до сих пор считается лучшим изложением концепций английского права, понятие «закон» рассматривал в широком и узком смыслах. Законы в «узком смысле слова, в котором мы и намерены их рассмотреть, обозначают правила, относящиеся не к любым действиям, а лишь к действиям людей, их поведению, то есть они представляют собой предписания, посредством которых человек, это самое благородное в подлунном мире существо, наделенное как разумом, так и способностью к свободному волеизъявлению, руководствуется при определении своего поведения» [4].

Основным направлением политико-правовой идеологии в Великобритании с начала XIX в. стал либерализм. Под «гражданской свободой» его сторонники понимали свободу частной инициативы, совести, печати, мысли, мнений, предпринимательства. Согласно либеральной концепции «государство должно обеспечивать безопасность личности и частной собственности, охранять общество, основанное на гражданской свободе», не ограничивая ее [1].

Так, английский философ, идеолог либерализма, общественно-политический деятель Джон Стюарт Милль, размышляя о соотношении свободы индивидуума и государственной власти, стал глашатаем неотчуждаемых прав и свобод личности, последовательно проводил мысль о свободе как высшей ценности в жизни человека. В своем труде «О свободе» он писал, что «необходимо установить тот принцип, на котором должно основываться отношение общества к индивидууму, то есть на основании которого должны быть определены как принудительные и контролирующие те действия общества по отношению к индивидууму, которые совершаются с помощью физической силы в форме легального преследования, так и те действия, которые заключаются в нравственном насилии над индивидуумом через общественное мнение» [11]. Любое вмешательство

допустимо лишь в случае, если действия индивидуума причиняют вред кому-либо.

Английский социолог и юрист Иеремии Бен-там в своем учении о государстве и праве исходил из принципа пользы, считая этот принцип универсальным ключом, пригодным для решения любых проблем. Принцип пользы он применял и к вопросам уголовного права. Он пытался доказать, что собственный интерес граждан — более сильный мотив, чем побуждение законодателя. Подчеркивая, что охрана частной собственности является главным предметом безопасности, он утверждал, что закон должен ограничиться заботой о безопасности граждан, под которой он понимал охрану и защиту их личности и собственности. И. Бентам не разделял закон и безопасность. По его мнению «они неразрывны: родились и умрут вместе». В то же время закон ограничивает свободу: «предоставление прав, установление обязанностей, охрана личности, жизни, чести, собственности, средств к существованию и даже самой свободы иначе невозможно как в ущерб свободе» [2].

Английский юрист Джон Остин был приверженцем идеи правовой реформы в Англии, его лекционный курс правовых учений в 1828 г. посещали многие выдающиеся государственные и общественные деятели Англии. Рассуждая о различиях между правом и нравственностью и отграничивая их от неправильных доктрин естественного права, он вывел суждение, что право выражается в повелениях. Повеление «отличается от обычного желания управомоченностью и намерением повелевающей стороны произвести взыскание либо наказать в случае неисполнения желания [12]. Другими словами, там, где выражено повеление, наложена обязанность.

Английский философ и социолог Герберт Спенсер выделял два основных типа общества: военное и индустриальное. Устройство военного общества, согласно его трудам, сходно с устройством армии, и его важнейшими чертами являются сильный централизованный контроль и жесткая иерархическая система. Человек целиком поглощен государством, ограничивающим его свободу, собственность и мобильность. Главной общественной добродетелью считается безусловное подчинение власти, а сопротивление ей — преступлением. Г. Спенсер считает свободу «тем естественным правом человека, которое возникло еще до государственности и на котором вырастает вся система прав в государстве».

Томас Хилл Грин, британский философ-моралист, вошел в историю благодаря обогащению теории либерализма и разработке проблемы гражданского неповиновения. Для него государство «не только естественный, но и мо-

ральный организм» [7]. Общественные учреждения призваны помочь человеку осуществить свой долг, они имеют нравственную основу. «Только через гражданские институты могут люди реализовывать идею морального совершенства» [16]. Необходимым элементом понятия прав человека, помимо идеи общего блага, он считает требование социального признания [17]. Т. Х. Грин доказывал, что право не может предшествовать обществу, следовательно, его нет в естественном состоянии. Он отстаивал свободную торговлю, рыночную экономику и считал имущественное неравенство неизбежным. Т. Х. Грин не противопоставляет государство гражданину, а исходит из принципиального единства целей духовного совершенствования индивида и общего блага. Но так как нет ни совершенных государств, ни совершенных граждан — ни те, ни другие не могут постигнуть идеал общего блага во всей его полноте. Поэтому нравственный долг может быть, как повиновение, так и неповиновение закону и определять его пределы. Решающее значение для обращения к неповиновению имеет общая оценка правовой системы.

Английский юрист, профессор Оксфордского университета, общественный деятель и публицист Альберт Венн Дайси основывал свои идеи преимущественно на сопоставлении законодательства Франции и Бельгии с правом Англии. По мнению А. В. Дайси «в Англии идея равенства перед законом... проводится до последних пределов» [6]. Любое должностное лицо, независимо от должности, статуса и положения в обществе, будь то министр, констебль или сборщик податей, будет привлечен к такой же ответственности, как и любой другой подданный за совершение поступка, не оправдываемого законом. Обладая равным правом на личную свободу, подданные могут быть уверены, что никто не будет арестован, подвергнут любому стеснению либо физическому насилию без законного на то основания. Английский закон стоит на защите права личной свободы, предоставляя равные средства защиты, невзирая на важность или малозначительность его нарушений. А. В. Дайси отмечает, что свобода личности в Англии обеспечена настолько, насколько могут обеспечить ее законы, приводя в качестве примера историю действия актов о Habeas Corpus.

Показательно, что большинство теоретических воззрений британских мыслителей, оказывающих значительное влияние на умы и настроения широких масс, при исследовании вопросов целей и функций государства традиционно на первое место ставят идеи о соци-

альной свободе, безопасности, благосостоянии и соблюдении норм права.

Не случайно длительное время в Великобритании не было специализированных полицейских сил. В зарубежной историографии преобладает концепция, в соответствии с которой Англия и Франция во второй половине XVIII в. в основном выступали как непримиримые противники. Результаты этих взаимоотношений отразились и на внутренней политике государства, когда все французское не просто отвергалось, а считалось оскорбительным для англичан. Неоднократно выдвигаемые законопроекты о создании единой системы охраны правопорядка в стиле французской полиции подвергались критике и в конечном итоге блокировались.

Становление и организация полицейской функции в Великобритании связана с эволюцией государства, которое в различные периоды истории наполняло ее новым содержанием. Благодаря особенностям политического развития в Великобритании гораздо раньше, чем в других государствах Европы, были предприняты меры для реальных гарантий прав и свобод человека.

Понимание того, что полицейская система будет подвержена централизованному контролю правительства, что неизбежно приведет к злоупотреблениям, а именно, неоправданному вмешательству в права и свободы английского народа, определяло противодействие формированию полицейских подразделений, в связи с чем длительное время в Великобритании не было создано регулярной полиции.

Список литературы:

1. Антология мировой правовой мысли. Т. 3. Европа Америка XVII - XX вв. - М.: МЫСЛЬ, 1999. - С. 11. - Текст : непосредственный.

2. Бентам, И. Введение в основания нравственности и законодательства. Антология мировой правовой мысли. - С. 389. -Текст : непосредственный.

3. Бёрк, Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию, в письме, предназначенном для парижского дворянина, написанном достопочтенным Эдмундом Бёр-ком. Антология мировой правовой мысли. -С. 169. - Текст : непосредственный.

4. Блэкстон, У. Коментарии к законам Англии. О природе законов вообще. Антология мировой правовой мысли. - С. 97. - Текст : непосредственный.

5. Буйчик, А. Г. История социум и демократии: в 2-х кн. кн.1. Древний мир, Средневековье и эпоха Возрождения: монография / А. Г. Буйчик. 3-е изд. М. - Берлин: Директ-Медиа, 2015. - С. 136. - Текст : непосредственный.

6. Дайси, А. В. Основы государственного права Англии. Введение в изучение английской конституции. Антологиямировойправовой-мысли. - С. 487. - Текст непосредственный.

7. История политических и правовых учений. XIX в. // Отв. ред. В. С. Нерсесянц. - М.: Наука, 1993. - С. 93. - Текст : непосредственный.

8. Лильберн, Дж. Защита прирожденного права Англии. Памфлеты. С. 37. - Текст : непосредственный.

9. Лильберн, Дж. Памфлеты. — М.: Соцэкгиз, 1937. 122 с. — Текст : непосредственный.

10. Локк, Д. Два трактата о правлении. Антология мировой правовой мысли. — С. 90. — Текст : непосредственный.

11. Миль, Д. С. О свободе. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. Т. 1. — М.: МЫСЛЬ, 1997. - С. 739. - Текст : непосредственный.

12. Остин, Д. Определение области юриспруденции. Антология мировой правовой мысли. — С. 402. — Текст : непосредственный.

13. Пейн, Т. Исследования об основных принципах государственной власти. Антология мировой правовой мысли. — С. 191. — Текст : непосредственный.

14. Рассолов, М. М. История политических и правовых учений: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М. М. Рассолов. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — С. 120. — Текст : непосредственный.

15. Уинстенли, Д. Закон свободы, изложенный в виде программы, или восстановление истинной системы правления (...). Антология мировой правовой мысли. — С. 66. — Текст непосредственный.

16. Fairbrother, W. H. The philosophy of Thomas Hill Green. L., 1896. — P. 9—10. — Текст непосредственный.

17. Martin, R. Green on natural rights in Hobbs, Spinoza and Locke // The philosophy of T. H. Green. P. 104. — Текст непосредственный.

18. Milton, J. The Tenure of Kings and Magistrates, edited by W. T. Allison. NewYork: Holt, 1911. Р. 2. — Текст непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.