Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ АЛЬЯНСА AUKUS НА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО БАЛАНСА СИЛ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ'

ВЛИЯНИЕ АЛЬЯНСА AUKUS НА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО БАЛАНСА СИЛ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
280
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / АЛЬЯНС АUKUS / БАЛАНС СИЛ / АСЕАН / ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / США / АВСТРАЛИЯ / КНР

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хлопов О.А.

В статье представлен анализ реакции и оценок стран тихоокеанского региона и стран АСЕАН на формирование альянса AUKUS (Австралия, Великобритания, США). Несмотря на расхождение во взглядах государств региона, многие государства АТР с осторожностью приняли факт создания AUKUS. Перед странами АСЕАН стоят вызовы усиливающего соперничества между США и Китаем, сохранения единства внутри АСЕАН, а также поддержания баланса сил и стабильности, в контексте формирования нового механизма безопасности. Действия AUKUS могут спровоцировать региональную гонку вооружений в определенных областях и создать новые проблемы для региональной стабильности. В то же время существуют неопределенности в отношении реализации AUKUS, что вызывает сомнения в возможности поддержания баланса сил в регионе АТР. В условиях растущего стратегического соперничества между США и Китаем стратегический ландшафт в регионе может стать еще более противоречивым и конкурентным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF AUKUS ON THE FORMATION OF A NEW BALANCE OF POWER IN THE ASIAN-PACIFIC REGION

The article presents an analysis of the reaction and assessments of the countries of the Pacific region and ASEAN members to the formation of the AUKUS alliance. Despite the divergence in the views many states of the Asia-Pacific region cautiously have accepted the fact of the creation of AUKUS. The ASEAN countries face the challenges of intensifying rivalry between the US and China, maintaining unity within ASEAN, and keeping the balance of power and stability in the context of possible new security mechanism. AUKUS activities may provoke a regional arms race in certain areas and create new problems for regional stability. At the same time, there are uncertainties regarding the implementation of AUKUS, which raises doubts about the possibility of maintaining a balance of power in the Asia-Pacific region. With the growing strategic rivalry between the US and China is on the rise, the strategic landscape in the region could become even more divisive and competitive.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ АЛЬЯНСА AUKUS НА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО БАЛАНСА СИЛ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ»

ВЛИЯНИЕ АЛЬЯНСА AUKUS НА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО БАЛАНСА СИЛ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ

О.А. Хлопов, канд. полит. наук, доцент

Российский государственный гуманитарный университет (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-4-20-27

Аннотация. В статье представлен анализ реакции и оценок стран тихоокеанского региона и стран АСЕАН на формирование альянса AUKUS (Австралия, Великобритания, США). Несмотря на расхождение во взглядах государств региона, многие государства АТР с осторожностью приняли факт создания AUKUS. Перед странами АСЕАН стоят вызовы усиливающего соперничества между США и Китаем, сохранения единства внутри АСЕАН, а также поддержания баланса сил и стабильности, в контексте формирования нового механизма безопасности. Действия AUKUS могут спровоцировать региональную гонку вооружений в определенных областях и создать новые проблемы для региональной стабильности. В то же время существуют неопределенности в отношении реализации AUKUS, что вызывает сомнения в возможности поддержания баланса сил в регионе АТР. В условиях растущего стратегического соперничества между США и Китаем стратегический ландшафт в регионе может стать еще более противоречивым и конкурентным.

Ключевые слова: безопасность, альянс АUKUS, баланс сил, АСЕАН, ядерное оружие, вооруженные силы, США, Австралия, КНР.

15 сентября 2021 г. лидеры Австралии, Великобритании и США опубликовали совместное заявление, в котором объявили о создании расширенного трехстороннего партнерства в области безопасности под названием «AUKUS». Три страны обязались углублять дипломатическое сотрудничество, сотрудничество в области безопасности и обороны в Индо-Тихоокеанском регионе, в том числе работая с партнерами для решения задач двадцать первого века [1]. В заявлении подчеркивается несколько способов сотрудничества, включая более глубокую интеграцию науки, технологий, связанных с безопасностью и обороной, промышленных баз и цепочки поставок; более глубокий обмен информацией и технологиями; и расширение совместных возможностей и оперативной совместимости. Первоначально области сотрудничества трех сторон будут включать кибербезопасность, искусственный интеллект, квантовые технологии. Наиболее примечательным было решение США и Великобритании поддержать приобретение Австралией атомных подводных лодок.

Объявление о создании AUKUS вызвало бурную реакцию во многих политических и экспертных кругах по всему миру. Франция отреагировала негативно, т.к. ее существующая сделка с Австралией по разработке дизельных подводных лодок для Австралии будет отменена, а руководство Франции не знало об обсуждении трехстороннего соглашения. Китай ответил резкой критикой на формирование трехстороннего альянса в области безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Представитель министерства иностранных дел Китая заявил, что сотрудничество между тремя странами было «крайне безответственным», что ведет к эскалации региональной напряженности и гонки вооружений, а также ставит под угрозу международные усилия по ядерному нераспространению [2].

С другой стороны, многие союзники США в Азии, включая Японию и Южную Корею, продемонстрировали положительное отношение к AUKUS. Первоначальная реакция ЕС и его государств-членов была неоднозначной: некоторые государства выразили разочарование секретностью пе-

реговоров по AUKUS, но в то же время продемонстрировали постоянную поддержку созданию нового трансатлантического альянса [3].

Многие обсуждения и комментарии были сосредоточены на реакции Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), созданная в 1967 г., и ее десяти государств-членов: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, Бруней Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа. Статус наблюдателей имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор, в 2002 г. заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор.

Такой высокий уровень внимания со стороны стран АСЕАН к ЛиКИБ вызван тем, что, во-первых, на протяжении многих лет АСЕАН стремилась позиционировать себя как центральный игрок в многосторонней региональной безопасности. Созывая встречи и помогая определить повестку дня для различных региональных многосторонних институтов: встречи министров АСЕАН с партнерами по диалогу, Региональный форум АСЕАН, Восток Азиатский саммит и Встреча министров обороны АСЕАН. Страны АСЕАН заинтересованы в сохранении своей центральной роли в многостороннем подходе к поддержанию региональной безопасности.

Во-вторых, это неоднозначная реакция и критические взгляды некоторых членов АСЕАН. Индонезия и Малайзия, например, выразили серьезные опасения после объявления AUKUS. Другие государства региона либо молчаливо поддержали этот пакт о безопасности, либо хранили молчание. Вполне возможно, что взгляды членов АСЕАН на AUKUS могут меняться со временем при различных обстоятельствах. В связи с этим важно изучить факторы, обуславливающие разнообразие позиций между государствами АСЕАН в сторону ЛЦКШ.

В-третьих, в условиях нынешних геостратегических противоречий в Азиатско-Тихоокеанском (или Индо-Тихоокеанском регионе, как его представляют американские эксперты) позиция АСЕАН стала стратегически важной для всех крупных держав. За последние годы стало очевид-

ным сильное соперничество между крупными державами в «ухаживании» за АСЕАН и ее государствами-членами. То, как региональные государства Юго-Восточной Азии ориентируются в постоянно растущем стратегическом соперничестве между Китаем и возглавляемой США коалицией в области безопасности, на примере AUKUS, может формировать стратегический ландшафт в Индо-Тихоокеанском регионе.

Наконец, за счет создания AUKUS операции австралийских атомных подлодок могут в основном проходить в Юго-Восточной Азии, в частности, в ЮжноКитайском море. Таким образом, реакция региональных государств повлияет на способность AUKUS сдерживать Китай в регионе.

Кроме того, что многие страны АСЕАН неохотно приняли идею создания AUKUS, совершенно ясно, что этот пакт о безопасности вызовет много новых тенденций в региональной безопасности Индо-Тихоокеанского региона. Конечно, новому альянсу будет непросто добиться баланса сил или того эффекта сдерживания, на который рассчитывали его инициаторы. Тем не менее многие признаки указывают на то, что AUKUS может продолжать расширять свое влияние за счет расширения партнерских отношений, в которых в будущем могут участвовать многие государства региона, в том числе государства-члены АСЕАН. В условиях стратегического соперничества США и Китая региональные стратегические союзы могут стать еще более противоречивыми и конкурентными [4].

Влияние АиК^ на безопасность Индо-Тихоокеанского региона. В настоящее время AUKUS находится на предварительной стадии формирования. Соглашение представляет собой ставку Австралии на будущее Соединенных Штатов в более неопределенный момент в американской политике, чем почти в любой момент в истории альянс. Неопределенное геостратегическое воздействие на Австралию может сделать функционирование AUKUS не таким гладким, как надеются многие политики, и может породить региональную гонку во-

оружений [5]. Также неясно, как будут разворачиваться особенности сотрудничества в столь многих сферах между тремя державами.

Один из способов оценить долгосрочные последствия АЦК^ для Индо-Тихоокеанского региона - посмотреть на стратегическую решимость Австралии использовать АЦК^ для борьбы с подъемом Китая. АЦК^, несмотря на многие положительные оценки его полезности в качестве стратегического инструмента, не остался без критики как в Австралии, так и в других частях мира.

Во-первых, АЦКШ представляет собой стратегическое намерение США работать со своими союзниками для укрепления своего военного баланса против Китая. Благодаря АЦК^ Австралия стала активным участником стратегической игры США, даже, несмотря на то, что многие азиатские союзники и партнеры США колеблются между балансированием и хеджированием [6]. В настоящее время глобальная многосторонняя экономическая система сталкивается со многими проблемами. Учитывая экономическую взаимозависимость между Австралией и Китаем, открытая экономика Австралии может стать еще более уязвимой для геополитики крупных держав, а договоренности в АЦК^, станут экономической смирительной рубашкой [7].

Некоторые аналитики утверждают, что АЦК^ может не иметь прямого отношения к защите Австралии своей территории. По мнению этих стратегических скептиков, собственная безопасность и оборона Австралии могли бы лучше всего обеспечиваться наличием флота меньших обычных подводных лодок, учитывая различные географические преимущества, которыми пользуется Австралия. Ключевой вопрос остаются без ответа - каких стратегических целей может достичь Австралия, используя эти подводные лодки? Также сомнительно, что Австралия, как относительно небольшая держава, имеет достаточную материальную мощь, чтобы бороться за создание военно-морских сил в трех океанах. Другие наблюдатели утверждают, что приобретение Австралией

флота атомных подводных лодок может занять много времени, возможно, почти два десятилетия. К тому времени Канберре будет уже слишком поздно играть важную военно-морскую роль в непредвиденных обстоятельствах на Тайване.

В Австралии нет отечественной гражданской атомной промышленности; поэтому были подняты технические вопросы о способности страны предоставить технический персонал, который потребуется для строительства и эксплуатации новых подлодок. Весьма вероятно, что Австралии придется передать управление подводного флота ВМС США за счет своего суверенитета [8]. Более того, утверждается, что к тому времени, когда Австралия получит подводный атомный флот, противолодочные возможности Китая могут быть настолько развиты, что австралийские лодки могут оказаться уязвимыми в водах вблизи побережья Китая [9].

Эти стратегические опасения для Австралии и технические проблемы могут, по сути, свидетельствовать о том, что сдерживание, которое АЦКЦБ обеспечивает против Китая, может быть в некоторой степени ограничено, даже если Вашингтон продолжит демонстрировать твердую приверженность этому соглашению о безопасности. Значительное улучшение китайско-австралийских отношений, если это произойдет в ближайшее время, может также помочь компенсировать стратегические стимулы Канберры в уравновешивании Китая, увеличивая при этом риски и альтернативные издержки для Австралии.

Опасения распространения ядерного оружия и региональной нестабильности в АТР. Чтобы стать первым государством, не обладающим ядерным оружием, разработавшим ядерные подводные лодки, Австралия должна будет использовать лазейку в Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), которая позволяет государству, не обладающему ядерным оружием, получать ядерный материал для использования в военных целях, но при условии, что такой материал не используется для взрывных устройств. Четыре страны в настоящее время используют корабельные реакторы на высокообогащен-

ном уране для своих атомных подводных лодок, включая США, Великобританию, Россию и Индию. Весьма вероятно, что австралийские подлодки также будут использовать уран. Согласно анализу, в большинстве существующих военно-морских ядерных реакторов используется уран оружейного качества (с обогащением более 90%) или уран с обогащением по ^ 235 не менее 20%, для сравнения типичный гражданский ядерный энергетический реактор использует уран с обогащением около 3,5% [10].

Теоретически страна, использующая оружейный уран, потенциально может параллельно разрабатывать ядерное оружие. Таким образом, перед Австралией встает задача серьезно рассмотреть озабоченность, высказанную некоторыми странами в отношении рисков ядерного распространения.

В связи с этим Австралия, как государство, не обладающее ядерным оружием, должна будет заключить специальную договоренность об инспекциях с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), наблюдательным органом, предотвращающим использование ядерных материалов для создания оружия любыми государствами, не обладающими ядерным оружием.

В сентябре 2022 г. МАГАТЭ сообщило, что удовлетворено технической информацией, которой поделились партнеры AUKUS. Китай заявил МАГАТЭ о резком протесте, заявив, что было бы неправильно и опасно «одобрять действия этих трех стран по распространению ядерного оружия» [11].

Беспокойство АСЕАН в некоторой степени уменьшилось после того, как правительство Австралии предприняло энергичные попытки убедить государства региона в том, что Австралия не будет стремиться к созданию ядерного оружия, а будет придерживаться своих обязательств по нераспространению ядерного оружия [12].

Тем не менее лидеры АСЕАН по-прежнему обеспокоены побочными эффектами австралийских ядерных подлодок. Индонезия, например, как сообщается, привела довод о том, что передача

ядерного материала для невзрывных военных целей по-прежнему представляет собой нарушение духа и целей режима ДНЯО. Индонезия также выразила обеспокоенность тем, что обмен ядерными технологиями с подводными лодками может повысить риск появления нового оружия массового уничтожения, другие страны АСЕАН, включая Вьетнам и Таиланд, также разделяют эти опасения [13].

В ответ на AUKUS у некоторых стран АСЕАН может возникнуть соблазн удвоить количество обычных вооружений, таких как различные типы противолодочных систем: надводные корабли, оптимизированные для таких задач, морские патрульные и разведывательные самолеты и гид-рофонные датчики морского дна. Королевский флот Таиланда уже выразил заинтересованность в использовании AUKUS в качестве обоснования своего плана по закупке еще двух дизельных подводных лодок класса Yuan в Китае [14]. Китай и Индия в числе других держав Индо-Тихоокеанского региона могут быть заинтересованы в расширении уже имеющегося у них флота атомных подводных лодок в другом месте.

Южная Корея и Япония могут более серьезно подойти к изучению возможности обладания ядерным подводным флотом. Хотя маловероятно, что Китай попытается создать новые альянсы в обозримом будущем, у Пекина может возникнуть соблазн вступить в оборонные отношения типа AUKUS с некоторыми странами региона. (The Австралийский финансовый обзор, 2021 г.).

Северная Корея подвергла резкой критике AUKUS, и вся проблема AUKUS может затруднить достижение какого-либо прогресса в переговорах относительно ядерной и ракетной программ Северной Кореи [15].

Если оставить в стороне вопросы распространения ядерного оружия, государства региона могут быть обеспокоены проблемами ядерной безопасности, исходящими от атомных подводных лодок. Столкновение атомной подводной лодки США «Коннектикут» и подводного объекта в Южно-Китайском море в начале ок-

тября 2021 г. было расценено как предупреждение о том, что слишком большое количество атомных лодок в регионе может быть потенциальным источником радиоактивной утечки, которая может нанести вред морской среде и экосистеме региона.

Возможное расширение партнерства AUKUS. Судя по всему, США заинтересованы в дальнейшем расширении альянса. В недавнем интервью Лоуи Курт Кэмп-белл, координатор Белого дома по Индо-Тихоокеанскому региону, назвал AUKUS «открытой архитектурой, к которой со временем могут присоединиться и другие страны». AUKUS, по словам Кэмпбелла, будет служить платформой, через которую США стремятся работать с государствами-единомышленниками в ключевых областях военных инноваций.

Это и другие замечания американских политиков предполагают, что AUKUS это инициатива, которая дополняет, а не противоречит существующей региональной архитектуре безопасности, и, таким образом, AUKUS будет скорее благом, чем вредом для АСЕАН.

Весьма вероятно, что некоторые страны АСЕАН захотят сотрудничать с AUKUS в качестве партнеров. Меняющееся отношение АСЕАН к Свободному и открытому Индо-Тихоокеанскому региону может привести к взаимодействию с AUKUS.

В течение многих лет страны АСЕАН прохладно относились к QUAD - четырехстороннему диалогу по вопросам безопасности между Австралией, Индией, Японией и США. Диалог был инициирован в 2007 г. премьер-министром Японии Син-дзо Абэ. Дипломатическое и военное соглашение межу странами группы QUAD рассматривалось как ответ на усиление экономической и военной мощи КНР. Китай заявил его членам официальные дипломатические протесты, назвав этот диалог «азиатским НАТО» [16].

Диалог QUAD прекратил свое существование после ухода Австралии во время пребывания Кевина Радда на посту премьер-министра ввиду двойственного характера отношения Австрали к растущей напряженности между США и КНР в АТР.

Новое австралийское правительство Дж. Гиллард в 2010 г. расширило военное сотрудничество между США и Австралией, что привело к размещению морских пехотинцев США недалеко от Дарвина, Австралия, с видом на Тиморское море и пролив Ломбок. Тем временем Индия, Япония и США продолжали проводить совместные военно-морские учения под Малабаром.

Во время саммитов АСЕАН 2017 г. в Маниле все четыре бывших члена согласились возродить четырехсторонний альянс, чтобы противостоять Китаю военным и дипломатическим путем. Индо-Тихоокеанский регион, особенно в ЮжноКитайском море. Напряженность между членами Quad и Китаем вызвала опасения по поводу того, что некоторые комментаторы окрестили «новой холодной войной» в регионе.

Аналитики региональной политики уже предположили, что АСЕАН может инициировать региональный диалог между государствами АСЕАН, партнерами по AUKUS и Китаем, чтобы снизить напряженность и укрепить доверие в регионе, насколько это возможно. Такой диалог может быть организован в рамках регионального форума АСЕАН или Форума Восточной Азии.

AUKUS породил и другие геостратегические идеи. Учитывая тот факт, что этот альянс еще больше усилит американо-китайское стратегическое соперничество в регионе и подчеркнет важность Малак-кского пролива, Малайзия и другие прибрежные государства могут рассматривать возможность формирования партнерских отношений для защиты своих национальных интересов. Одной из таких идей является дальнейшее оживление Соглашения об обороне пяти держав (the Five Power Defence Arrangements FPDA) между Соединенным Королевством, Австралией, Новой Зеландией, Сингапуром и Малайзией, которые являются членами Содружества, которые когда-то принадлежали Британская империя. FPDA может быть хорошим механизмом для Малайзии по двум причинам. Во-первых, Соглашение направлено не на активное сдерживание, а

на построение консультативной системы обороны. Во-вторых, в него не входят Соединенные Штаты. В дополнение к ежегодным учениям и другим совместным мероприятиям FPDA может рассмотреть возможность углубления сотрудничества в кибер- и электронной областях, а также в других областях [17].

В более широком Индо-Тихоокеанском регионе ответы на AUKUS были в основном положительными. В СевероВосточной Азии, несмотря на некоторые сомнения, Южная Корея и Япония приветствовали AUKUS [15]. Высказывается предположение, что Япония, являясь надежным партнером стран АСЕАН, союзником США и членом QUAD, могла бы помочь связать АСЕАН и AUKUS и установить институционализированный способ общения и диалога со странами-единомышленниками, окружающими зону действия AUKUS, в том числе с АСЕАН [18]. Действительно, в последние годы Япония значительно углубила свои отношения в сфере безопасности с Австралией, о чем свидетельствует подписание в январе 2022 г. Соглашение о взаимном доступе между Японией и Австралией (Japan-Australia Reciprocal Access Agreement -RAA) [19].

Несмотря на то, что альянс AUKUS все еще находится на ранних стадиях своего существования, его создание говорит о новой геостратегической реальности в Индо-Тихоокеанском регионе. Реакция региональных государств на AUKUS была сформирована их озабоченностью вызовами центральной роли АСЕАН, возможными негативными последствиями для региональной стабильности и их стратегическими подходами к США и с КНР.

Геостратегические последствия формирования альянса. Во-первых, появление AUKUS связано с усилением стратегического соперничества США и Китая и новым стратегическим подходом Вашингтона к борьбе с подъемом Китая. AUKUS означает стратегию США, которая сосредоточена на балансе жесткой силы, стремлении к эффективному сдерживанию и, в худшем случае, к конфронтации с Китаем времен «холодной войны» а действия

AUKUS может спровоцировать региональную гонку вооружений в определенных областях и в ограниченном масштабе, создав новые проблемы для региональной стабильности [20].

Во-вторых, при молчаливом признании АСЕАН и поддержке со стороны других региональных держав вполне вероятно, что AUKUS может стать прототипом нового и потенциально более гибкого способа стратегической перестройки межгосударственных отношений в Индо-Тихоокеанском регионе. В долгосрочной перспективе все больше региональных держав, включая средние державы и более мелкие государства АСЕАН, могут постепенно тяготеть к AUKUS в форме партнерства или специального сотрудничества по конкретным вопросам. Различные страны могут принять решение о сотрудничестве с AUKUS в отдельных областях. По сути, это означает, что, хотя большинство стран АСЕАН будут продолжать практиковать свое стратегическое хеджирование в отношении Китая, их молчаливое принятие и неформальное партнерство с AUKUS может в ограниченной степени, способствовать укреплению динамики баланса сил в Индо-Тихоокеанском регионе.

В-третьих, для КНР существует множество вариантов реагирование на политику нового альянса. Поддержание относительно стабильных отношений с Соединенными Штатами было бы предпочтительнее. Не менее важным было бы улучшение отношений с соседними государствами, особенно с теми, у которых есть территориальные споры с Китаем. Продолжение укрепления отношений с АСЕАН и государствами-членами АСЕАН также имеет решающее значение в контексте стратегического ответа Пекина на AUKUS. На самом деле, такую стратегию Китай практикует уже довольно давно. Для достижения всех этих целей китайскому руководству, возможно, придется придумать новаторские способы существенно изменить политику соседства Китая для разрешения различных политических и территориальных споров в регионе.

Вполне вероятно, что деятельность AUKUS может спровоцировать регио-

нальную гонку вооружений и создать новые проблемы для региональной стабильности. В долгосрочной перспективе все больше региональных держав и небольшие

ального сотрудничества в АТР. В условиях растущего стратегического соперничества между США и Китаем стратегический ландшафт в регион может стать еще более

государства, могут постепенно тяготеть к противоречивым и конкурентным что по-AUKUS в форме партнерства или специ- высит напряженность.

Библиографический список

1.The White House. Joint leaders statement on AUKUS. September 15, 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/15/joint-leaders-statement-on-aukus/. (дата обращения: 03.12.2022).

2. Xinhua AUKUS submarine cooperation 'extremely irresponsible // China Dayly. November 23, 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.chinadailyhk.com/article/248711#AUKUS-submarine-cooperation-'extremely-irresponsible'. (дата обращения: 03.12.2022).

3. Цзюньтао В. Отношение крупнейших стран мира к AUKUS // Вопросы политологии.

- 2022. - Т. 12. № 3 (79). - С. 740-746.

4. Графов Д.Б. Подходы США к сдерживанию Китая // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2022. - № 3. - С. 41-60.

5. Гарин А.А. Значение AUKUS для южной части Тихого океана: последствия для внешней политики и безопасности Австралии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2022. - Т. 1. № 1 (54). - С. 223-233.

6. Kapur L. The AUKUS alliance: Return to the past? // DPG Policy Brief VI, September 25, 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.delhipolicygroup.org/uploads_dpg/publication_file/the-aukus-alliance-return-to-the-past-2886.pdf. (дата обращения: 03.12.2022).

7. Westland T. Australia's luck may be another casualty of the pandemic // East Asia Forum. October 3, 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eastasiaforum.org/2021/10/03/australias-luck-may-be-another-casualty-of-the-pandemic/. (дата обращения: 03.12.2022).

8. Wyeth G. A year after AUKUS, what challenges loom largest? // The Diplomat, September 15, 2022.

9. Palazzo A. When you're in a hole, stop digging: Australia and the Nuke Sub Deal // The Interpreter. Lowy Institute, September 20, 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/when-you-re-hole-stop-digging-australia-and-nuke-sub-deal. (дата обращения: 03.12.2022).

10. Moloney C. AUKUS and the nuclear non-proliferation regime. Lowy Institute, September 28, 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/aukus-and-nuclear-non-proliferation-regime. (дата обращения: 03.12.2022).

11. Liu, Zhen. China protests to international atomic energy agency over Aukus nuclear safeguards // South China Morning Post, September 14. 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3192519/china-protests-international-atomic-energy-agency-over-aukus. (дата обращения: 03.12.2022).

12. Strangio S. Australian PM, diplomats seek to allay Southeast Asian AUKUS fears // The Diplomat, September 21, 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://thediplomat.com/2021/09/australian-pm-diplomats-seek-to-allay-southeast-asian-aukus-fears/. (дата обращения: 03.12.2022).

13. Tyler M. C. Has Southeast Asia warmed to AUKUS one year on? Lowy Institute, September 19, 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/has-southeast-asia-warmed-aukus-one-year. (дата обращения: 03.12.2022).

14. Barua Shr. AUKUS and an acquiescing ASEAN // Hindustan Times, November 5, 2021.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hindustantimes.com/ht-

insight/international-affairs/aukus-and-an-acquiescing-asean-101636106138194.html. (дата обращения: 03.12.2022).

15. Economist Intelligence Unit. Asia reacts to AUKUS, September 23, 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://country.eiu.com/article.aspx?articleid=1941436177. (дата обращения: 03.12.2022).

16. Quad Summit 2021: Why is China Rattled? // The Financial Express. 14 March 2021. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.finantialexpress.com/defence/quad-summit-2021 -why-is-china-rattled/2212544/ (дата обращения: 03.12.2022).

17. Sigar P. AUKUS an opportunity for Malaysia to rethink its strategic objectives // Young Australians in International Affairs, February 15, 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youngausint.org.au/post/aukus-an-opportunity-for-malaysia-to-rethink-its-strategic-objectives. (дата обращения: 03.12.2022).

18. Irsadanar R. Can Japan be a bridge between AUKUS and ASEAN? // The Diplomat, October 26, 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://thediplomat.com/2021/10/can-japan-be-a-bridge-between-aukus-and-asean/. (дата обращения: 03.12.2022).

19. Koga K. Japan and Australia step up defence cooperation // East Asia Forum, March 8, 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eastasiaforum.org/2022/03/08/japan-and-australia-step-up-defence-cooperation/. (дата обращения: 03.12.2022).

20. Ермаков С.М. Влияние AUKUS на систему международной безопасности // Проблемы национальной стратегии. - 2022. - №1 (70). - С. 130-152.

THE IMPACT OF AUKUS ON THE FORMATION OF A NEW BALANCE OF POWER

IN THE ASIAN-PACIFIC REGION

O.A. Khlopov, Candidate of Political Sciences, Associate Professor Russian State University for the Humanities (Russia, Moscow)

Abstract. The article presents an analysis of the reaction and assessments of the countries of the Pacific region and ASEAN members to the formation of the AUKUS alliance. Despite the divergence in the views many states of the Asia-Pacific region cautiously have accepted the fact of the creation of AUKUS. The ASEAN countries face the challenges of intensifying rivalry between the US and China, maintaining unity within ASEAN, and keeping the balance of power and stability in the context of possible new security mechanism. AUKUS activities may provoke a regional arms race in certain areas and create new problems for regional stability. At the same time, there are uncertainties regarding the implementation of AUKUS, which raises doubts about the possibility of maintaining a balance of power in the Asia-Pacific region. With the growing strategic rivalry between the US and China is on the rise, the strategic landscape in the region could become even more divisive and competitive.

Keywords: security, AUKUS alliance, balance of power, ASEAN, nuclear weapons, armed forces, USA, Australia, China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.