Конфликтология / nota bene
Правильная ссылка на статью:
Борисов Д.А., Тархина Е.А. — Организационные формы «сдерживания Китая» во внешней политике США на современном этапе // Конфликтология / nota bene. - 2022. - № 4. DOI: 10.7256/2454-0617.2022.4.39329 EDN: KTGJVX URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=39329
Организационные формы «сдерживания Китая» во внешней политике США на современном этапе
Борисов Денис Алексеевич
кандидат исторических наук
доцент, кафедры Мировой экономики, международных отношений и права, Новосибирского
государственного университета экономики и управления
630099, Россия, Новосибирской область, г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, 26/1, оф. 131
Тархина Екатерина Александровна
аспирант, кафедра мировой экономики, международных отношений и права, Новосибирский
государственный университет экономики и управления
660099, Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, уп. Каменская, 56, оф. 101
201092@е.nsuem.ru
Статья из рубрики "Актуальные проблемы и направления развития современной конфликтологии"
DOI:
10.7256/2454-0617.2022.4.39329
EDN:
KTGJVX
Дата направления статьи в редакцию:
06-12-2022
Аннотация: Объектом исследования являются американо-китайские противоречия в современных международных отношениях. В качестве предмета рассматривается процесс эскалации соперничества между США и КНР после начала деятельности трёхстороннего оборонного альянса AUKUS, который вывел американо-китайские противоречия на новый уровень. Авторы заостряют внимание на последовательных шагах во внешней политике США с целью военного и экономического сдерживания КНР в АТР. В статье прослеживается связь между возрастающей мощью КНР и попытками США сформировать единый антикитайский фронт со странами Индо-Тихоокеанского региона. Отмечается, что основными партерами США становятся такие страны как Австралия, Индия, Япония и Великобритания. Фиксируется асимметрия в стратегиях КНР
и США, где китайская сторона пытается обеспечить экономическое превосходство в регионе, а американская сторона компенсирует сокращение экономической мощи с помощью усиления организационных форм власти в военной сфере. Китаю не удаётся найти региональных союзников для обеспечения коллективного ответа на американское давление. Возрастает потребность китайской стороны в дальнейшем углублении стратегического партнерства с РФ. Дальнейшее обострение отношений между Вашингтоном и Пекином мотивирует к дальнейшему сближению российско-китайских взаимоотношений, как в сфере экономического, так и военного сотрудничества с Китаем.
Ключевые слова:
АУКУС, США, Австралия, кооперация, АТР, Великобритания, Китай, ВРЭП, ЕС, Россия
15 сентября 2021 г. было объявлено о создании нового военно-технического тройственного блока, в который вошли Великобритания, США и Австралия, заявление было сделано совместно премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном, президентом США Джо Байденом и премьером Австралии Скоттом Моррисоном. Альянс получил название AUKUS (акроним, образованный по странам-участницам Australia, U nited Kingdom, United States). Официальной целью создания данного блока является налаживание сотрудничества в сфере безопасности, облегчение обмена информацией и ноу-хау в области технологий, утверждается также, что он не направлен против какой-либо страны. Однако, фактической целью альянса является сдерживание Китая, что даже не отрицается официальными лицами стран, входящих в AUKUS (Заболотский, 2021). На церемонии открытия Дж. Байден чётко обозначил, что в новых условиях акцент ставится на военную составляющую: «Речь идет об инвестировании в наш величайший источник силы, наши альянсы и их обновлении, чтобы лучше противостоять угрозам сегодняшнего и завтрашнего дня». Таким образом, на Китай недвусмысленно оказывается сильное силовое давление, США формирует коалицию в регионе. В этих условиях прослеживается непосредственное пересечение с национальными интересами в области безопасности РФ, поскольку мы является одним из ближайших партнеров КНР, а отношения между странами характеризуются высокой динамикой, официально определяясь как «всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие». Стратегия Запада по ослаблению Китая может стать толчком к ещё более тесному сотрудничеству КНР с РФ. В концепции внешней политике РФ прописано, что «Россия будет наращивать российско-китайское стратегическое партнерство во всех областях на основе совпадения принципиальных подходов к ключевым вопросам мировой политики в качестве одной из базовых составляющих региональной и глобальной стабильности». Особенно актуально данное сотрудничество в условиях усиления санкционного давления ЕС и США на Россию в последние месяцы.
Организационная повестка американо-китайских противоречий. Последние десятилетие Китай стал развиваться опережающими темпами в сфере экономики. Если ранее он был лишь производственной базой в системе западных цепочек производства, то на данный момент Китай сильно продвинулся в данной иерархии и уже сам становится центром развития технологий и разработки новых товаров. Например, еще в 2020 году китайские ученые анонсировали разработку самого мощного квантового компьютера в мире «Цзючжан». Дополнительно, уже с 2014 года КНР обогнал США по ВВП по ППС, а после коронакризиса американское экономическое отставание только усилилось.
Пользуясь своим экономическим потенциалом, Китай реализует свою стратегию в регионе, которая опирается на взаимодействие и сотрудничество с теми странами, в которых у него есть возможность закрепиться как мировой научный и технологический центр. 20 ноября 2012 года на саммите АСЕАН в Камбодже была заложена идея создания Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП). Подписание соглашения о создании данного партнерского договора состоялось только спустя 8 лет переговоров в ноябре 2020 года в Ханое. Благодаря этому Китай смог решить сразу две проблемы, оказавшись в одной связке с развитыми странами и обеспечив сотрудничество с развивающимися странами, избегая развития конкуренции с ними.
Далее КНР продолжил попытки развивать организационные средства власти в экономической сфере со странами АТР. 16 сентября 2021, сразу после объявления о создании AUKUS, была подана китайская заявка на вступление во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (СРТРР). В данное объединение входят ближайшие американские союзники - Япония, Австралия и Канада, примечательно что США покинули СРТРР в 2017 году. Присоединение к данной организации может помочь Китаю нейтрализовать антикитайский военный блок AU KUS за счет сближения КНР с развитыми и развивающимися странами в экономической сфере; такое сотрудничество может удержать ряд стран от недружественной по отношению к Китаю политики.
Экономическая стратегия Китая по налаживанию связей встречает противодействие со стороны стран Запада. Во-первых, стоит упомянуть о том, что незадолго до вхождения Китая в ВРЭП Индия решила выйти из его состава, а после между странами произошла эскалация отношений на границе. Во-вторых, Австралия блокирует вступление Китая в СРТРР. В-третьих, в мае 2021 года Европарламент заморозил Всеобъемлющее соглашение об инвестициях с Китаем под предлогом проблемы с «правами уйгуров». И последнее, параллельно с AUKUSСША активизировали ещё одну организационную форму власти в военной сфере - QUAD, в которая объединяет Японию, Индию, Австралию и США (Shoebridge, 2021). Очевидно, что все шаги со стороны США и западных стран по формированию военных связей с ключевыми игроками в регионе преследуют цель обеспечить масштабное военно-экономическое сдерживание внешней активности КНР.
Национальные интересы западных стран. Политика США по сдерживанию КНР начала активно развиваться еще при Б. Обаме, именно он сделал заявление о «развороте в сторону Азии» (Графов, 2022). Стратегия Вашингтона заключается в поддержке соседей Китая, которые имеют с ним противоречия, что отсылает нас к «стратегии цепочки островов», которую госсекретарь Дж. Ф. Даллес предложил еще в 1951 году (Umetsu, 1996). Пришедший к власти в 2021 году Дж. Байден продолжает проводить политику в данном направлении; об этом говорит хотя бы то, что Австралия, которая входит в состав AUKUS, согласно стратегии цепочки островов, является связующим звеном между второй и третьей линиями базирования военных сил США. Ранее США уже выстроили благоприятные взаимоотношений с Вьетнамом, Индией, Филиппинами и Японией, которые также является частью «цепи».
Если говорить о Великобритании, то можно сказать, что её цели совпадают с целями США, так как страны ведут общую политику в сфере международных отношений. Подтверждением тому является обновленная в 2021 году Атлантическая хартия, которая подчеркивает единые британско-американские идеологические установки и общее видение современной системы международных отношений. Базисом данных отношений стала идея объединения либеральных демократий для противостояния авторитарным
государствам, в число которых приписываются Россия, Китай, Иран и Северная Корея (Годованюк, 2021). В данном случае можно сказать, что Великобритания слепо взяла курс на сдерживание Китая вслед за США, т.к. выгоды для страны от вступления в AUKUS на сегодня остаются не до конца ясными, а вот к издержкам можно отнести как минимум самое очевидное - ухудшение отношений с Францией. Конечно, в последние несколько лет отношения Китая и Великобритании обострились из-за гонконгского вопроса; полуостров является важным рынком товаров и услуг для Британии и между ними всегда существовала «особая» связь, а Китай на протяжении нескольких лет пытается вернуть Гонконг под свой полный контроль. Однако, прямая конфронтация с КНР не входит в интересы Великобритании, Лондон всегда был осторожен в своих действиях, несмотря на давление со стороны Вашингтона, т.к. экономические связи с Поднебесной важны для благополучия Британии, её торговли и инвестиций. Отмена «золотой эры» отношений между этими двумя странами - это очень рискованный шаг.
Цели Австралии и выгоды для нее от формирования AUKUS более понятны; ввиду ограниченности оборонной мощи страны, сотрудничество с США и Великобританией определенно соответствует национальным интересам страны (Алешин, 2020). Появление атомных лодок в составе военно-морских сил Австралии несомненно поможет не только уравновесить мощь Китая в регионе, но и укрепит лидерские позиции страны в ИТР. Конечно, подводные лодки смогут войти в строй только в 2036 году, но Вашингтон уже называет данный альянс фундаментальным решением, которое «решительно привязывает Австралию к Соединенным Штатам и Великобритании на поколения». Несмотря на все выгоды, издержки, с которыми сталкивается и столкнется в будущем Австралия «благодаря» AUKUS также очевидны. Китай является крупнейшим партнером Австралии по экспорту, его объем превышает экспорт в Северную Америку и Европу вместе взятые; еще после торговой войны в 2019 году китайско-австралийская торговля сократилась примерно на 40%, что сильно ударило по Австралии, которая, вместо развития своей торговли, кидает все свои силы на её восстановление. Заместить китайский рынок стране просто нечем, а в ситуации роста напряженности экономические отношения, несомненно, будут только ухудшаться.
Перспективы для РФ. В экономической сфере Россия имеет возможность осуществить привлечение китайских инвестиций для развития проектов, аналогичных тем, что сейчас имеют место в Австралии. При ужесточении санкций в отношении Австралии и при проведении двухсторонних переговоров между РФ и Китаем можно начать сотрудничество по следующим товарным позициям: железные руды и концентраты, уголь, нефть, газ, алюминий, жемчуг, золото, шерсть и т.д. Переговоры при этом должны опираться на оценку запасов в регионах, наиболее нуждающихся в развитие промышленности, например, Дальний Восток. По некоторым товарным позициям тенденции уже были намечены в 2020-21 гг., после обострения торговой войны между КНР и Австралией. Например, в 2020 г. был зафиксирован прирост экспорта меди и руды, а в 2021 - нефти, руды и алюминия. Еще одним направлением в перспективе может стать разработка бокситов, т.к. его предложение сокращается из-за военного переворота в Гвинее (ключевой экспортер бокситов).
В области военного сотрудничества КНР также может рассчитывать на Россию. По словам президента РФ В.В. Путина, создаваемая при помощи России система предупреждения о ракетном нападении кардинальным образом повысит обороноспособность КНР. Также не так давно появился новый термин «отложенный военный союз» (КН Р с РФ) (Клименко, 2021). Еще одним потенциальным союзником Китая является Пакистан, который осудил создание AUKUS, назвав его проявлением
мышления времён холодной войны. Несмотря на то, что Пакистан не является сильным союзником, он может быть полезен, так как имеет рычаги давления на Индию. Важно также и то, что Евросоюз непосредственной военной угрозы со стороны КНР для себя не видит (Труш, 2020).
Если подводить итоги, то в глобальном масштабе AUKUS - это ничто иное как еще один винтик в машине сдерживания развития Китая и распространения его влияния в экономике и мировой политике. Уже попав в некоторую зависимость от экономики КНР, Запад во главе с США подключили военный аппарат в форме AUKUS (и ранее QUAD) для того, чтобы настроить против Китая экономических гигантов, которые из-за этой связи будут вынуждены отказываться постепенно от сотрудничества с Поднебесной. Такие резкие шаги рискованны для стран-участниц AUKUS из-за зависимости, упоминаемой ранее; экономика Великобритании и Австралии могут сильно пошатнуться т.к. на данный момент непонятно в чью сторону обернется конфронтация. Вместе с образованием AU KUS перед Китаем также возникла реальная военная угроза в лице Австралии, которой будут предоставлены атомные подлодки, это порождает необходимость в надежном союзнике, которым в нынешней ситуации может стать Россия. Если раньше в военном союзе больше нуждалась РФ, то сейчас это нужно обеим сторонам. В то время как США создает все новые альтернативы НАТО, Россия и Китай могут создать свой собственный блок, который может укрепить обороноспособность обеих стран. Ещё одним шагом к сближению станет и развитие экономических связей в условиях, когда Китаю необходимо замещать своего главного экспортера (Австралию), а России необходимо замещать чем-то товары с Запада, которых она лишилась из-за санкций.
Библиография
1. Umetsu H. Communist China's entry into the Korean hostilities and a U.S. proposai for a collective security arrangement in the Pacific offshore island chain // Journal of Northeast Asian Studies. 1996. №15 (2). С. 98-118.
2. Графов Д.Б. Подходы США к сдерживанию Китая // США & Канада: экономика -политика - культура. 2022. №3. C. 41-60.
3. Годованюк К.А. Внешняя политика «глобальной Британии»: особенности «суверенного» атлантизма // Современная Европа. 2021. № 6(106). С. 30-41.
4. Алешин А.А. Внешнеполитическая стратегия Австралии: средняя держава в высококонкурентной среде // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2020. № 2. С. 63-75.
5. Клименко А.Ф. Факторы стратегического партнёрства России и Китая: сдерживание США или провокация? // США & Канада: экономика - политика - культура. 2021. № 8. C. 92-96.
6. Труш С.М. КНР - США: некоторые особенности и аспекты нарастающего конфликта // США & Канада: экономика - политика - культура. 2020. № 12. C. 45-61.
7. Заболотский А.В. О геополитических и экономических причинах создания AUKUS // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 9. С. 167172.
8. Громыко А.А. Субъектность Евросоюза-между атлантизмом и европоцентризмом // Современная Европа. 2021. № 4(104). С. 10-25.
9. Ван Ц. Отношение крупнейших стран мира к AUKUS // Вопросы политологии. 2022. Т.12. № 3(79). С. 740-746.
10. Shoebridge M. What is AUKUS and what is it not? How does it connect to the Quad, the Sydney Dialogue, ASEAN and Indo-Pacific security? // Australian Strategic Policy
Institute. 2021.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом рецензируемого исследования выступают создаваемые США и их союзниками институты сдерживания Китая (и в частности, одна из новых организаций - AUKUS, объединившая Австралию, Великобританию и США), а также те возможности, которые открываются для России в ситуации американо-китайского противостояния. Учитывая усиление китайского влияния в современной мировой политике, а также целый комлекс противоречий между США и КНР, актуальность данной темы сложно переоценить. К сожалению, автор ни словом не обмолвился о теоретико-методологиеской базе своего исследования, что не может не сказаться отрицательно на его научной ценности. Однако из контекста можно понять, что помимо общенаучных аналитических методов использовались институциональный и исторический подходы, а также некоторые элементы ивент-анализа. Вполне корректное применение указанных методов позволило автору получить результаты, имеющие признаки научной новизны. Прежде всего, научный интерес представляет анализ новых институтов AUKUS и QUAD в контексте противодействия растущему влиянию Китая в акватории Южно-Китайского моря и в регионе Индийского и Тихого океанов, соответственно. Любопытен также анализ попыток КНР противостоять антикитайскому альянсу AUKUS посредством сотрудничества с «Всеобъемлющим и прогрессивным соглашением о Транстихоокеанском партнерстве (CPTPP)». Наконец, любопытны (хотя и не лишены некоторой дискуссионности) выводы относительно перспектив и возможностей для России, которые она может извлечь из американо-китайского-противостояния. В структурном плане статья также производит положительное впечатление: её логика последовательна и отражает основные аспекты проведённого исследования. В тексте выделены следующие разделы: - вводная часть, в которой кратко ставится научная проблема, но полностью отсутствует теоретико-методологическая рефлексия; - «Организационная повестка американо-китайских противоречий», где анализируются институционализированные формы соперничества США и КНР; - «Национальные интересы западных стран», где в соответствии с названием исследуется специфика национальных интересов каждой из сторон соперничества (США, КНР, Великобритании и Австралии); - «Перспективы для РФ», где автор попытался эксплицировать возможные варианты извлечения выгод для России из сложившегося противостояния по линии США-КНР; - заключительная часть, где кратко резюмируются полученные результаты. С точки зрения стиля статью также можно квалифицировать как научную работу, хотя и имеющую один недостаток: непроработанность теоретико-методологической базы исследования, что в некоторых сюжетах придаёт работе публицистический характер. В тексте встречается некоторое некритическое количество стилистических (например, выражение «из-за этой связи» вместо «в этой связи») и грамматических (например, несогласованное предложение «В концепции внешней политикЕ РФ прописано, что...») погрешностей, но в целом он написан достаточно грамотно, на хорошем языке, с корректным использованием научной терминологии. Библиография насчитывает 10 наименований, в том числе источники на иностранных языках, и в достаточной мере репрезентирует состояние исследований по теме статьи. Хотя и могла бы быть усилена за счёт большего количества использованной литературы. Апелляция к оппонентам отсутствует в силу слабой проработки теоретико-методологической базы исследования.
ОБЩИЙ ВЫВОД: предложенную к рецензированию статью можно квалифицировать в качестве научной работы, соответствующей основным требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Полученные автором результаты соответствуют тематике журнала «Конфликтология / nota bene» и будут представлять интерес для политологов, политических социологов, конфликтологов, специалистов в области государственного управления, мировой политики и международных отношений, а также для студентов перечисленных специальностей. На будущее автору можно порекомендовать больше внимания уделять теоретико-методологической рефлексии. Но отсутствие презентационной теоретико-методологической части не является критическим недостатком, поэтому данная статья рекомендуется к публикации.