Научная статья на тему 'НОВЫЙ ВОЕННЫЙ БЛОК - НОВЫЕ УГРОЗЫ МИРУ И БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИИ'

НОВЫЙ ВОЕННЫЙ БЛОК - НОВЫЕ УГРОЗЫ МИРУ И БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
674
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ БЛОК / AUKUS / МИЛИТАРИЗАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНДО-ТИХООКЕАНСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / АСЕАН / КИТАЙ / США

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мосяков Дмитрий Валентинович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изменением архитектуры безопасности в Большой Восточной Азии после появления нового военного блока AUKUS (Австралия, США и Великобритания). Показывается реакция на создание этого блока со стороны ключевых стран региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MILITARY BLOC - NEW THREATS TO PEACE AND SECURITY IN ASIA

The article deals with issues related to the change in the security architecture in Greater East Asia after the emergence of a new military bloc AUKUS (Australia, USA and UK). The reaction to the creation of this bloc on the part of the key countries of the region is shown.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ ВОЕННЫЙ БЛОК - НОВЫЕ УГРОЗЫ МИРУ И БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИИ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _2021, Том III, № 3 (52). С. 5-17._

Мосяков Дмитрий Валентинович,

доктор исторических наук, профессор,

заведующий Центром Юго-Восточной Азии,

Австралии и Океании ИВ РАН,

Россия, Москва,

mosyakov.d@gmail.com,

https://orcid.org/0000-0003-2701-3533

НОВЫЙ ВОЕННЫЙ БЛОК - НОВЫЕ УГРОЗЫ МИРУ И БЕЗОПАСНОСТИ В АЗИИ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с изменением архитектуры безопасности в Большой Восточной Азии после появления нового военного блока AUKUS (Австралия, США и Великобритания). Показывается реакция на создание этого блока со стороны ключевых стран региона. Ключевые слова: военный блок, AUKUS, милитаризация, безопасность, Индо-Тихоокеанское пространство, АСЕАН, Китай, США

Для цитирования: Мосяков Д.В. Новый военный блок - новые угрозы миру и безопасности в Азии // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2021, Том III, № 3 (52). С. 5-17. DOI: 10.31696/2072-8271-2021-3-3-52-005-017

New Military Bloc - New Threats to Peace and Security in Asia

Abstract: The article deals with issues related to the change in the security architecture in Greater East Asia after the emergence of a new military bloc AUKUS (Australia, USA and UK). The reaction to the creation of this bloc on the part of the key countries of the region is shown.

Keywords: military bloc, AUKUS, militarization, security, Indo-Pacific, ASEAN, China, USA

Dmitry V. Mosyakov, Doctor of Historical Science, Professor, Head of the Center for Southeast Asia, Australia and Oceania Studies, Institute of Oriental Studies RAS, Russia, Moscow, mosya-kov.d@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-2701-3533

For citation: Mosyakov D.V. New Military Bloc - New Threats to Peace and Security in Asia. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2021, T. III, № 3 (52). Pp. 5-17. DOI: 10.31696/2072-8271-2021-3-3-52-005-017

О том, что на пространствах Азиатско-Тихоокеанского и Индо-Тихоокеанского регионов появился новый военный блок в составе Австралии, США и Великобритании (AUKUS) было объявлено 15 сентября 2021 г. Сообщение об этом событии вызвало настоящий шок, так как чисто военный союз уже многие десятилетия здесь не просто не появлялся, так как это регион выступал чуть ли не мировым лидером в процессах экономической и политической интеграции, продвигая взаимное сотрудничество между странами в рамках АТЭС, Восточноазиатских саммитов и разнообразных переговорных форумах вроде АСЕАН плюс три, плюс 6. Актуальные политические вопросы рассматривались в рамках Азиатского регионального форума (АРФ). Последними военными структурами здесь были СЕАТО (South-East Asia Treaty Organization) действовавшая в 19551977 гг. и АНЗЮК (Australia, New Zealand, United Kingdom) история которого была очень недолгой (1971-1975 гг.). Обе эти организации, нацеленные на борьбу с коммунизмом, несмотря на усилия стран Запада по их сохранению и на военные действия в Индокитае, довольно бесславно закончили свою жизнь, когда разочаровавшись в их целях и задачах, азиатские страны-участники просто покинули их ряды.

После этого был длительный на много десятилетий перерыв в военном блокостроении, когда казалось что единственный военный союз оставшийся на пространствах Тихого Океана -АНЗЮС, включавший США, Австралию и Новую Зеландию (ANZUS Security Treaty — Australia, New Zealand, United States), основанный на бессрочной основе еще в 1951 г., как пакт безопасности Тихого Океана, вполне удовлетворял амбиции американцев. И вот новый военный блок, нацеленный на «обмен между его членами передовыми военными технологиями в таких областях, как искусственный интеллект, кибернетическая и подводная системы, а также возможности по нанесению ударов

с большого расстояния и защита объектов ядерной инфраструктуры»1.

Несмотря на заявления о том, что этот альянс не нацелен ни на какую конкретную страну (и никакая конкретная страна не была упомянута во время его объявления), по мнению английской газеты The Guardian «трехсторонний оборонный союз с США и Австралией - удобно сжатый до AUKUS - явно предназначен для того, чтобы послать сообщение Пекину»2. Такой взгляд на цели нового блока поддерживается практически всеми международными аналитиками. Ведь очевидно, что все предстоящее технологическое сотрудничество, а это новое качество современных военных блоков, которые основываются не только на политических договоренностях, и военных маневрах, но и на взаимодействии и взаимообмене в передовых и крайне чувствительных сферах военно-технологического цикла, создает реальные угрозы в первую очередь интересам Китая. В определенном смысле новый блок это отражение крайнего беспокойства в Вашингтоне усилением Китая и попытка в очередной раз реализовать давно вынашиваемый план по его «сдерживанию».

Многие аналитики сразу же отметили еще одну особенность AUKUS - отличие от СЕАТО и АНЗЮК. Дело в том, что ни одна страна собственно из региона Большой Восточной Азии не захотела и не стала принимать в этом блоке участие. Получился чисто западный, а точнее англосаксонский военно-политический союз, который намерен самым активным образом действовать в Азии исходя при этом якобы из интересов государств Азии. Очень это все напоминает колониальные времена, когда европейские державы сами без ведома их азиатских контрагентов, произвольно определяли интересы многих стран Азии, попадавших в непосредственную от них зависимость и превращавшихся в источник эксплуатации.

К этому следует добавить еще и то, что внешне новый блок очень напоминает АНЗЮС, где Новую Зеландию заменили на Великобританию. На самом деле это не совсем так, так как через некоторое время после объявления об образовании AUKUS появились сообщения о том, что это - открытая для присоединения других стран и в первую очередь стран Азии военно-политическая система. Однако до последнего времени же-

лающих из азиатских стран в нее вступить не оказалось. Для ответа на вопрос почему никто в Азии, даже Сингапур, не вызвался вступать в новую военную структуру, следует рассмотреть ключевую проблемы АТР и ИТР - насколько реальна «китайская угроза» для безопасности азиатских стран, насколько серьезно они относятся к алармистским заявлениям американских представителей. В этой связи нельзя не согласиться с доводами программного директора дискуссионного клуба «Валдай» Т. Бордачева, который отмечал: «Неужели есть сомнения в том, что если бы китайский экспансионизм представлял бы реальную а не потенциальную угрозу, и рост китайского могущества действительно представлял собой угрозу для азиатских соседей, то мы бы уже увидели, как в Азии формируется новый масштабный альянс государств во главе с Америкой. Пока же институциональным воплощением идеи тотального сдерживания Китая стал союз трёх держав, из которых ни одна не является азиатской. Не очень убедительный фундамент для борьбы, которая сейчас рассматривается как главное геостратегическое противостояние XXI века»3.

К этому можно добавить еще и то, что AUKUS, скорее всего, будет действовать не сам по себе, а в тесной координации с Quad - Четырёхсторонним диалогом по безопасности (Quadrilateral Security Dialogue, QSD; Quad group of nations - Quad / QUAD) - еще одной международной военно-политической структурой, появившейся на свет по инициативе американцев еще в 2017 г., и в которую вошли Австралия, Япония, США и Индия. Таким образом, новый военный блок становится частью системы союзов, организуемых США, и вместе с Quad, который тоже заточен на «сдерживание» Китая, и АНЗЮСом, должен сформировать поле тотального противостояния КНР. В перспективе это поле может пополниться еще и союзом азиатских демократий, так что новая система безопасности в АТР и ИТР, формируемая американцами, выглядит очень солидно. Но вопрос в другом - укрепляет ли эта система мир и стабильность в регионе. Ответ однозначен - не укрепляет и уже сейчас очевидно, что все это происходящее буквально на наших глазах блоко-строение только усиливает напряженность в регионе. Ведь взять, например, тот же Quad - после его создания страны

участники и, в том числе Индия, на порядок увеличили частоту и масштаб совместных военных маневров, стали обмениваться друг с другом военными делегациями, делиться секретной информацией. Благодаря Quad ключевые державы Восточной и Южной Азии - Япония и Индия активно привлекаются к формированию нового азиатского механизма безопасности, направленного против Китая, что позволяет говорить, что определенные азиатские корни у этого механизма всё-таки присутствуют.

Постепенно проясняется и специализация этих двух союзов в сдерживании Китая. В деятельности AUKUS Вашингтон, по мнению индонезийского аналитика из университета Мухам-мадия Фикрана Алфуркуна, делает упор на военную составляющую. А «четвёрка» нацеливается кроме военной, еще и на всестороннюю экономическую конкуренцию с КНР. Именно это являлось главной темой обсуждения на встрече глав Quad на высшем уровне, прошедшей 24 сентября в Вашингтоне, где обсуждались вопросы развития сотрудничества «четвёрки» в далёких, на первый взгляд, друг от друга областях: прекращение «пандемии»; борьба с изменением климата; инфраструктурные проекты; критические и новые технологии; исследование космоса; обеспечение кибербезопасности; гуманитарные и образовательные обмены4.

На этой встрече все участники согласились с тем, что разработка и использование технологий должны происходить в связке с «общими ценностями и уважением прав человека», и что необходимо обеспечить «безопасную цепочку поставок критических технологий и материалов, включая полупроводники». Смысл подобных предложений заключается в том, чтобы обосновать необходимость исключения из этих цепочек Китая. С ним «безопасность производственной кооперации» не выстраивается и постепенно странам Quad следует, как и другим азиатским государствам, идти к тому, чтобы попытаться изолировать современные китайские технологии от мировых рынков. Сегодня это задача неосуществима, но она существует не сама по себе, а является только частью необъявленной американцами кампании по глобальной дестабилизации Китая путем ограничения его экспорта, последующего усыхания доходов государ-

ства и усиления протестных и опасных для правящего в стране режима народных выступлений.

Естественно, что появление и первые заявления представителей AUKUS вызвали в мире и особенно в странах Азии крайне противоречивые и подчас абсолютно противоположные отклики. Большинство международных наблюдателей расценило появление нового военного союза как чуть ли не обозначение нового этапа в происходящей перестройке международных отношений. Причем почти все отметили, что пока что главной пострадавшей стороной от появления AUKUS стала Франция -европейский партнер США и одна из ведущих стран НАТО, потерявшая почти гарантированный контракт на поставку в Австралию дизельных подводных лодок. Вместо французских австралийцами и американцами в рамках AUKUS было решено построить восемь атомных подводных лодок на основе тесного взаимного военного сотрудничества. Такое демонстративное пренебрежение интересами одной из главных европейских держав, лучше любых заявлений свидетельствует о том, что США действительно переносят основное содержание своих военных усилий из евроатлантического пространства на Тихий и Индийский Океаны и переводят межатлантическое сотрудничество на периферию своей внешней и оборонной политики.

В связи с этим многие аналитики увидели в новом военном блоке прообраз азиатского НАТО, направленного против Китая, другие стали говорить, что новый союз показывает, что «старое» НАТО уже не особо волнует США, также как и реакция Франции на неожиданный разрыв многомиллиардного контракта на строительство подводных лодок с Австралией.

Как можно было заранее предполагать, протесты Франции ни к чему не привели и французским политикам в очередной раз дали понять, что появление AUKUS «отвечает стратегическим интересам трех стран и интересам продвижения мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе»5.

Понятно, что все эти слова «о мире и стабильности в АТР» в действительности мало что значат, и только прикрывают агрессивные планы, причем направленные не только против Китая, но и против России, которая в результате интенсивного

американского военного блокостроения рискует оказаться на дальней периферии азиатской политики.

В связи с этим вполне предсказуемо было то, что реакция Пекина и Москвы на новый военный блок была однозначно отрицательной. В Китае заявили, что «создание AUKUS подрывает региональную безопасность и является безответственным шагом стран - участниц объединения». Такую точку зрения высказал посол Китая в Вашингтоне Цинь Ган. По его словам, особое беспокойство Пекина вызывают планы Вашингтона и Лондона передать Австралии технологии строительства атомных подлодок. Как считает дипломат, это лишь ускорит гонку вооружений. Официальные представители КНР также выказывали озабоченность сделкой с Канберрой, указывая, что она может привести к распространению ядерного оружия. Они рассматривают AUKUS как однозначно «антикитайскую коалицию». По их мнению, в ответ на действия участников этого альянса Пекин может принять симметричные меры и начать более тесное сотрудничество с Россией. «Сотрудничество по атомным подлодкам (АПЛ) между США, Великобританией и Австралией лишь ускорит гонку вооружений. Оно подрывает региональный мир и стабильность и пренебрегает международными усилиями по нераспространению ядерных вооружений. Это чрезвычайно безответственно», — цитирует Цинь Гана агентство ТАСС. По словам дипломата, Пекин «будет пристально следить за развитием ситуации». Также дипломат подчеркнул важность того, чтобы вопросы безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе решались расположенными там государствами6.

В то же время в Китае довольно влиятельные политики призывают и к более жесткому ответу. «Пекину следует отказаться от политики неприменения ядерного оружия первым и "дать отпор" новым союзам, которые создает Вашингтон в Тихом океане». Такое заявление сделал бывший заместитель Генсека ООН по экономическим и социальным вопросам Ша Цзу-кан, его слова приводит британское издание Daily Mail. Во время саммита по ядерной политике он заявил, что его стране пора пересмотреть и отрегулировать обязательство использовать ядерное оружие только в качестве ответной меры, так как США

строят новые военные союзы в Тихоокеанском регионе и увеличивают военное присутствие рядом с Китаем7.

Нельзя не отметить, что это заявление прозвучало на фоне активных оборонных усилий, предпринимаемых китайской стороной для укрепления национальной безопасности и появления в средствах массовой информации сообщений о строительстве Китаем сотни новых шахт для ядерного оружия в отдаленном пустынном районе недалеко от города Хами в северной части страны, граничащей с Монголией8.

Кроме того, есть масса сообщений, что в Китае идет активное строительство новых военных кораблей разных классов, и в том числе авианосцев, подводных лодок, и в том числе атомных. По оценкам западных военных экспертов, за относительно короткий промежуток времени ВМС НОАК по своим показателям переместились на второе место в мире, обогнав ВМФ России и уже «наступают на пятки» ВМС США9. Так что возможности для жесткого ответа на американские действия у Китая имеются. Вопрос только в том, что их применение может стать прологом к глобальному конфликту с непредсказуемыми последствиями.

Позиция России в отношении AUKUS более сдержанная, но по сути, очень близкая к китайской. На это, кстати, обратил внимание официальный представитель МИД КНР Чжао Лиц-зянь. Он в частности сказал, что Заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова о том, что создание AUKUS и QUAD ведет к размытию Западом универсальных форматов в АТР, отражает общее беспокойство стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Китайский дипломат как бы еще раз повторил заявление Лаврова, сделанное им во время выступления на Совете по внешней и оборонной политике России о том, что «создание партнерства AUKUS и четырехстороннего диалога по безопасности QUAD с участием западных стран идет в русле размывания универсальных форматов Азиатско-Тихоокеанского региона, существующих под эгидой АСЕАН»10.

Кстати, именно страны АСЕАН вполне вероятно могут стать после Франции еще одной жертвой появления нового военного блока. Они явно оказались в стороне от принятия решений относительно его появления, когда руководство региональ-

ного блока просто было поставлено перед свершившимся фактом. И их реакция на появление AUKUS оказалась подчас диаметрально противоположной, что не вызывает удивления, но может создать реальную угрозу единству этого блока.

В реакции стран АСЕАН можно, с одной стороны, выделить сдержанную, но явно негативную реакцию крупнейшей страны региона - Индонезии. «Вызывает обеспокоенность, что новое сотрудничество дает возможность Австралии обладать АПЛ, а также ракетами "Томагавк"». Об этом заявил гендиректор по АТР и Африке МИД Индонезии Абдул Кадир Джайлани, который отметил, что данное обстоятельство подстегивает чувство тревоги сопредельных стран, и это, в конечном итоге, может увеличить риск гонки вооружений в регионе. По его мнению, АUKUS также игнорирует обязательства соответствующих государств (имеются в виду США и Великобритании - Д.М.), связанные с Договором о нераспространении ядерного оружия. Речь идет о существующих пробелах в Договоре, в котором не оговаривается использование ядерного топлива в военных целях помимо собственно оружия, - отмечает индонезийский дипломат. Министр иностранных дел Индонезии Ретно Марсуди заявила, что новый военный блок может вызвать напряженность в ИТР, гонку вооружений и привести к холодной войне11.

Несколько иную позицию, по сравнению с Индонезией, занял Вьетнам. Вице-президент Дипломатической академии МИД Въетнама Нгуен Хун Сон отметил, что «США, Великобритания и Австралия должны были бы обсудить партнерство АUKUS с АСЕАН, поскольку соглашение этих трех государств имеет отношение к пространству Юго-Восточной Азии». «Непосредственным эффектом, - сказал он, - является ощущение, что США и даже Великобритания имеют долговременные обязательства в Индо-Тихоокеанском регионе». Он также указал, что «АСЕАН же должна спросить у себя, почему это соглашение возникло применительно к территории АСЕАН и без ведома АСЕАН». При этом вьетнамский дипломат сделал «реверанс» в сторону США и признал, что «АUKUS является инструментом трех стран для усиления их влияния в ЮВА на фоне угрозы агрессивности Китая»12.

Если смотреть в целом, то негативное отношение Индонезии и Вьетнама к новой военной структуре поддержала и Малайзия, премьер которой Исмаил Сабри Якоб заявил о своей обеспокоенности тем, что АUKUS может спровоцировать другие силы к более агрессивным действиям в ЮКМ . В то же время Сингапур, наоборот, заявил о том, что « полагает, что это соглашение может внести вклад в мир и стабильность в регионе». Филиппины также считают, что это соглашение может сбалансировать силу Китая в ИТР. Глава МИД Филиппин Тео-доро Локсин отметил, что укрепление возможностей ближайших зарубежных союзников должно восстановить и поддерживать баланс сил, нежели нарушить его. Он приветствовал укрепление военной мощи близких друзей и союзников АСЕАН для противостояния угрозе региону или попыткам нарушить статус-

14

кво .

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что появление нового военного блока оказалось для АСЕАН неожиданным. Никто не предполагал, что ситуация в регионе будет так быстро меняться. Общей позиции АСЕАН в отношении АUKUS до сих пор нет, и с учетом того, как мучительно вырабатывалась общая позиция стран АСЕАН в отношении Quad, непонятно, появится ли эта общая позиция вообще. А если она не появится, то это будет означать, что единство АСЕАН становится все более призрачным и рассчитывать России на то, что в перспективе она сможет в борьбе за мир и стабильность в регионе опереться на Ассоциацию не стоит, несмотря на все заверения местных руководителей о внутреннем единстве и общих подходах стран-членов АСЕАН.

В то же время можно рассчитывать, что усилия Китая по содействию в сохранении единства и центральной роли АСЕАН в регионе всё-таки дадут свои плоды. Ведь министр иностранных дел КНР Ван И на встрече глав внешнеполитических ведомств стран-участниц Восточноазиатского саммита, состоявшего в начале августа 2021 г., «предупредил об опасности возникновения разобщенности между членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и утраты роли этого регионального объединения». Он отметил, что «мы должны остерегаться политики, которая прикрывается фальшивыми лозун-

гами многостороннего сотрудничества. Необходимо объявить бойкот попыткам формирования фракций, враждующих между собой, АСЕАН играет центральную роль в региональном сотрудничестве, и нельзя допустить, чтобы она стала бесполезной организацией»15. Эту же мысль высказывает и российский министр иностранных дел С.В. Лавров. Он, в частности, указал, что «сейчас одна из самых модных тенденций - индо-тихоокеанские стратегии, которые изобретены США. Их воплощением стала четверка QUAD и недавно созданный блок AUKUS. Все это идет в русле размывания универсальных форматов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который последние десятилетия существовал под эгидой АСЕАН»16.

Как мы видим, на площадке АСЕАН формируется очередное поле общих интересов и общих усилий России и Китая. Обе страны выступают в поддержку единства и центральной роли АСЕАН в регионе, обе поддерживают основные принципы Ассоциации и прежде всего - невмешательства в чужие дела. В случае объединения их усилий вполне вероятно, что можно будет переломить ситуацию и не допустить распада АСЕАН или перехода блока на сторону США. Ведь с точки зрения глобального баланса сил в регионе, ничего экстраординарного не произошло. Что Австралия, что Великобритания здесь на Востоке мало что могут дать для увеличения американского военного потенциала. Китайско-американский баланс сил остался в целом неизменным. Вопрос в том, что если Россия выступит на стороне КНР, то американцы окажутся в очень сложном положении и все их военно-политические блоки и союзы в АТР, да и не только в АТР, окажутся намного слабее российско-китайского альянса. Поэтому и прилагаются огромные усилия со стороны США, чтобы не допустить его появления, вызвать недоверие двух стран друг к другу. Цель здесь вполне понятна - сначала ослабить и ликвидировать угрозу своему глобальному господству со стороны одного, а потом и другого противника.

В такой ситуации укрепление сотрудничества Китая и России должно стать стратегическим приоритетом для обоих государств. Их национальная безопасность все больше зависит от доверия друг к другу и осознания глобальности общих интересов и взглядов не только в отношении Восточной Азии, но и в

мире. Без политической поддержки России Китай не сможет эффективно противостоять гибридной агрессии США, в том числе в вопросах, затрагивающих национальный суверенитет и территориальную целостность страны. То же самое может относиться и к России. Так что сама судьба в виде объективно складывающейся ситуации и обоюдным вызовам безопасности и суверенитету создает объективные обстоятельства для их сближения и возможной формализации в будущем взаимных отношений. А в отношении интриг США можно вспомнить знаменитое - «бойтесь данайцев дары приносящих».

1 Станет ли новый военный блок США AUKUS альтернативой дряхлеющему НАТО. 16.09.2021. URL: https://sputnik-meedia.ee/opinion/20210916/918058/ Stanet-li-novyy-voennyy-blok-SShA-AUKUS-alternativoy-dryakhleyuschemu-NATO.

2 AUKUS против Китая и России: все ближе к войне / Рамблер. 29.09.2021. URL: https://news.rambler.ru/army/47293527/?utm_content=news_media&utm_ medium=read_more&utm_source=copylink

3 Бородачёв Т. Красота AUKUS и изменения в международной политике // Россия в глобальной политике. 12.10.2021. URL: https://globalaffairs.ru/articles/ krasota-aukus/

4 США плетут сеть антикитайских союзов. 28.09.2021. URL: https://e-news. su/mnenie-i-analitika/398101-ssha-pletut-set-antikitajskih-sojuzov.html

5 В США рассказали подробности о новом военном партнерстве / РИА Новости, 16.09.2021. URL: https://ria.ru/20210916/auukus-1750248916.html

6 «Ситуация сильно деградирует»: почему Китай считает безответственным создание альянса AUKUS / 23 сентября 2021, Алексей Заквасин, Елизавета Комарова. URL: https://russian.rt.com/world/article/910123-posol-kitai-aukus-bezopasnost-atom

7 Дипломат призвал Пекин быть готовым нанести первый ядерный удар

по Америке / Рамблер? 25.09.2021. URL: https://news.rambler.ru/army/47260588/ ?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

8 Дипломат призвал Пекин быть готовым нанести первый ядерный...

9 В Китае показали состав своего флота к концу 2021 года. 1 января 2021. URL: https://topcor.ru/18040-v-kitae-pokazali-sostav-svoego-flota-k-koncu-2021 -goda.html.

10 Создание AUKUS и QUAD ведет к размытию Западом форматов АТР, заявил Лавров / РИА Новости, 02.10.2021. URL: https://ria.ru/20211002/formaty-1752806923.html

11 RI Nilai AUKUS Tingkatkan Risiko Perang Terbuka di Pasifik | CNN Indonesia. Jumat, 01 Oct 2021. URL: https://www.cnnindonesia.com/internasional/202110011 82228-106-702273/ri-nilai-aukus-tingkatkan-risiko-perang-terbuka-di-pasifik

16

12 RI Nilai AUKUS Tingkatkan Risiko Perang Terbuka di Pasifik ...

13 Малайзия и Индонезия будут добиваться сохранения безъядерного статуса / Рамблер, 29.10.2021. URL: https://news.rambler.ru/conflicts/47470928/?utm_ content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

14 Malaysia dan RI Khawatir Proyek Kapal Selam Nuklir AUKUS / CNN Indonesia. Jumat, 24 Sep 2021. URL: https://www.cnnindonesia.com/internasional/ 20210923204822-106-698703/malaysia-dan-ri-khawatir-proyek-kapal-selam-nuklir-aukus

15 Глава МИД КНР предупредил об опасности утраты солидарности между членами АСЕАН / ТАСС, 05.08.2021. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12061877

16 Лавров: партнерство AUKUS идет в русле размывания формата АСЕАН / РЕН ТВ. 02 октября 2021. URL: https://ren.tv/news/v-mire/886536-lavrov-partnerstvo-aukus-idet-v-rusle-razmyvaniia-formata-asean

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.