Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ НА РАЗВИТИЕ СТАРТАПОВ И НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАСТНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ НА РАЗВИТИЕ СТАРТАПОВ И НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАСТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
акселератор / ВУЗ / молодежное предпринимательство / стартап / бизнес в науке / accelerator / higher education institution / youth entrepreneurship / startup / interaction science business

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янковская А.А.

В работе приведены актуальные данные по масштабам финансирования победителей акселерационных программ, включая показатели Южного федерального университета первой волны, рассмотрено влияние акселераторов на развитие стартапов и научный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF ACCELERATION PROGRAMS ON DEVELOPMENT OF STARTUPS & SCIENTIFIC POTENTIAL OF PARTICIPANTS

The paper provides up-to-date data on the scale of funding for the winners of acceleration programs, including the indicators of the Southern Federal University of the first wave, examines the impact of accelerators on the development of startups and scientific potential.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ НА РАЗВИТИЕ СТАРТАПОВ И НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАСТНИКОВ»

УДК 33

Янковская А.А.

магистрант Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, Россия)

ВЛИЯНИЕ АКСЕЛЕРАЦИОННЫХ ПРОГРАММ НА РАЗВИТИЕ СТАРТАПОВ И НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАСТНИКОВ

Аннотация: в работе приведены актуальные данные по масштабам финансирования победителей акселерационных программ, включая показатели Южного федерального университета первой волны, рассмотрено влияние акселераторов на развитие стартапов и научный потенциал.

Ключевые слова: акселератор, ВУЗ, молодежное предпринимательство, стартап, бизнес в науке.

Взаимодействие между наукой и бизнесом предоставляет учебным заведениям и студентам доступ к практическим опыту и реальным проектам, что способствует обучению и профессиональному развитию. По данным Global University Entrepreneurial Spirit Students' Survey, в глобальной выборке почти половина опрошенных (47%) посещали во время обучения в вузе хотя бы один курс, связанный с обучением предпринимательству [2].

Акселерационные программы представляют собой интенсивные учебные и бизнес-поддерживающие инициативы, направленные на ускорение развития стартапов и предпринимателей. Акселераторы предоставляют стартапам возможность ускорить свой рост, предоставляя им обучение, менторство и финансирование в обмен на участие в акционерном капитале. Важным аспектом

анализа акселерационных программ является их влияние на стартапы и их научный потенциал. Ниже приведены ключевые аспекты и исследования о влиянии акселерационных программ:

Влияние на развитие стартапов: Акселерационные программы способствуют ускоренному росту стартапов за счет предоставления финансовой поддержки, обучения и доступа к экспертам.

По данным исследования «The State of European Tech», акселераторы помогают стартапам привлечь средства и преодолеть риски начальной стадии развития [4]. Это объясняется тем, что акселераторы предоставляют стартапам финансовую поддержку, инвестируя в их развитие. Эти инвестиции могут быть критически важными на начальных этапах, когда стартапам нужны средства для разработки и тестирования своих продуктов или услуг. Акселераторы предоставляют обучение и менторскую поддержку стартапам, что помогает им развивать не только свои продукты, но и управленческие навыки. Это позволяет улучшить шансы на привлечение инвестиций и успешное внедрение на рынок.

Участники акселерационных программ имеют больше шансов на успешное завершение финансового круга и высокую оценку при оценке компании. Так как участие в акселераторах предоставляет стартапам доступ к ценным связям и ресурсам, включая инвесторов, партнеров и экспертов. Это сетевое взаимодействие способствует повышению видимости стартапов и их способности привлекать дополнительные средства.

Влияние на научный потенциал:

Акселераторы могут способствуют коммерциализации научных разработок и исследований. W.Sutopo в своей работе «Accelerating University Technology Transfer and Commercialization» [5] подчеркивает роль акселераторов в превращении академических исследований в коммерчески успешные продукты и услуги. Им построена система измерения стратегии эффективности университетов при коммерциализации новых технологий. Многие новые технологии появились в результате университетских исследований. Однако не все из этих технологических продуктов могут появиться на рынке.

Следовательно, для ускорения коммерциализации технологий необходим технологический инсорсинг, как с помощью внутренних, так и внешних технологических баз. В этом случае университет играет роль побочного продукта технологии, в котором есть технический директор, отвечающий за проведение технологического инкубирования.

В последнее время акселераторы начали активно появляться при университетах, что помогает студентам и аспирантам воплощать свои бизнес-идеи и проекты. В Южном федеральном университете была создана инфраструктура для развития технологического предпринимательства. Например, с 2021 года действует Центр трансфера технологий, который разрабатывает сервисы и организует мероприятия, координирует различные инициативы по работе со стартапами, организует акселераторы и интенсивные программы, а также сопровождает проекты. Он также активно взаимодействует с федеральными и региональными партнерами, участвующими в развитии студенческой предпринимательской деятельности.

«Акселерационные программы, которые запускаются в университетах благодаря федеральному проекту «Платформа университетского технологического предпринимательства», позволяют студентам и преподавателям университетов сформировать проектные команды и получить инструменты для работы над своими технологическими проектами. В прошлому году по всей стране на базе 122 вузов была запущена 151 акселерационная программа.

1500 победителей конкурса федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» в 2023 году получат гранты в размере 1 млн рублей каждый на реализации своих бизнес-идей. В список победителей вошли представители 368 университетов из 71 региона по всей стране. В 2023 году еще более 100 высших учебных заведений страны войдут в список участников программы поддержки в сфере технологического предпринимательства.

Отвечая на вопрос о важности развития предпринимательства среди молодежи, можно обратиться к результатам исследования, проведенного под названием "Мониторинг предпринимательской активности". В 2022 году средний возраст начинающего предпринимателя в России составил 35 лет. Однако наибольшую активность в создании собственного бизнеса проявили респонденты в возрасте от 18 до 24 лет. За год их предпринимательская активность выросла на 6,5%, что позволило им опередить представителей следующей возрастной группы (25-34 лет) и занять первое место, которое им удавалось годом ранее. Этот рост, прежде всего, был обусловлен группой молодых предпринимателей, которые не только попробовали свои силы в создании бизнеса, но также управляют новыми компаниями, уже приносящими доход. Таким образом, рост активности в области предпринимательства в 2022 году в значительной степени зависел от молодежи, которая все чаще рассматривает предпринимательство как основной способ адаптации к сложным экономическим условиям и источник заработка.

Говоря об Южном федеральном университете, в рамках реализации акселерационной программы «Сетевой акселератор технологического предпринимательства в 2022 году были достигнуты следующие результаты по реализации гранта:

количество мероприятий, реализованных в том числе с использованием информационной системы «Leader-ID», а также информационной системы «Projects» автономной некоммерческой организации «Университет Национальной технологической инициативы - 2035», с возможностью очного участия и онлайн-участия - 43 шт.,

охват обучившихся по реализованной акселерационной программе составил 640 человек,

количество стартап-проектов, созданных по результатам реализованной акселерационной программе 90, (из них оформили юр лицо - 1).

Сочетание наставничества с трекерским сопровождением проектов позволило создать эффективную основу для коммерциализации результатов

проектов: 27% проектов, представленных на итоговом Демо Дэй, уже сейчас имеют потенциал для создания юридического лица, 29 % проектов были проработаны для подачи заявки на участие в конкурсах ФСИ «Умник», «Студенческий стартап», «Старт-1».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Верховская О.Р. Мониторинг предпринимательской активности. Россия 2022/2023. [Электронный ресурс]. URL: https://gsom.spbu.ru/research/research_statistics/gem/, дата обращения (05.11.2023).

2. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? Авт. коллектив: П. С. Сорокин, А. Б. Повалко, С. Е. Черненко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 48 с.

3. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Влияние акселерационной программы на эффективность развития стартапов и научный потенциал молодежи // КНЖ. 2017. №1 (18).

4. State of European tech 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://2021.stateofeuropeantech.com/chapter/executive-summary/, дата обращения (05.11.2023)

5. W. Sutopo, R. W. Astuti, R. T. Suryandari. Accelerating a Technology Commercialization; with a Discussion on the Relation between Technology Transfer Efficiency and Open Innovation // J. Open Innov. Technol. Mark. Complex. - 2019, 5, 95.

Yankovskaia A.A.

Southern Federal University (Rostom-on-Don, Russia)

THE IMPACT OF ACCELERATION PROGRAMS ON DEVELOPMENT OF STARTUPS & SCIENTIFIC POTENTIAL OF PARTICIPANTS

Abstract: the paper provides up-to-date data on the scale of funding for the winners of acceleration programs, including the indicators of the Southern Federal University of the first wave, examines the impact of accelerators on the development of startups and scientific potential.

Keywords: accelerator, higher education institution, youth entrepreneurship, startup, interaction science business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.