Научная статья на тему 'Элементы бизнес-акселератора: практический анализ российской правовой действительности'

Элементы бизнес-акселератора: практический анализ российской правовой действительности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес-акселератор / акселерационная программа / поддержка предпринимателей / эксперт / заявка / стартап / инвестиции / инвестиционное право / оператор / business accelerator / acceleration program / entrepreneur support / expert / application / startup / investments / investment law / operator

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елизавета Германовна Сухарева

Статья является результатом практического анализа действующих в России бизнес-акселераторов с целью выявления обязательных составных элементов их деятельности, а также подходов к их определению и толкованию. В рамках исследования проанализированы положения об участии в акселерационных программах и внутренние документы бизнес-акселераторов с целью обобщения и систематизации полученных данных. Сформулированы обязательные и факультативные элементы бизнес-акселераторов, дана их правовая оценка в условиях отсутствия нормативно-правового регулирования, проведены неочевидные сравнения и параллели с действующими нормативными актами. Анализ структурных элементов бизнес-акселератора позволяет провести дальнейшие исследования в области их классификации и определения принципов деятельности бизнес-акселераторов. Например, от состава участников зависит распределение финансовых потоков внутри акселератора и их правовое регулирование, а от конкурсной основы при отборе заявок зависит уровень входных барьеров в акселератор и доступность участия в акселерационных программах. С одной стороны, результаты исследования являются фактическим отражением действительности и содержат аналитические данные, необходимые для дальнейших исследований. С другой стороны, выводы и данные могут быть в дальнейшем использованы при формировании концепции правовой модели бизнес-акселератора, в том числе являться предпосылками правового регулирования и легализации модели бизнес-акселератора в России. Наконец, результаты анализа уже на данном этапе развития бизнес-акселераторов могут быть применены при запуске новых акселерационных программ, чтобы новые проекты соответствовали параметрам и критериям бизнес-акселератора и позволяли вести деятельность, основываясь не на стихийных принципах проб и ошибок, а с устойчивым пониманием и прозрачным механизмом деятельности, обеспечивающим равный и справедливый доступ субъектам предпринимательской деятельности к участию в акселерационных программах. Это придает данному исследованию новизну и прикладную ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елизавета Германовна Сухарева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elements of a Business Accelerator: Practical Analysis of Russian Legal Reality

The article represents the result of a practical analysis of the business accelerators operating in the Russian Federation in order to identify the mandatory components of their activities, as well as approaches to their definition and interpretation. As part of the study, the conditions of participation in acceleration programs and internal documents of business accelerators were analyzed in order to generalize and systematize the data obtained. The article summarizes and organizes the obligatory and optional elements of business accelerators, gives their legal assessment in the absence of normative legal regulation, makes non-obvious comparisons and parallels with the current normative acts. The analysis of the structural elements of the business accelerator allows for further research in the field of their classification and determination of the principles of business accelerators: for example, the allocation of financial flows within the accelerator and their legal regulation depend on the composition of participants, as well as the availability of a competitive basis for the selection of applications depends on the level of entry barriers to the accelerator and the availability of participation in acceleration programs for potential participants. The conclusions described in the paper have high practical and academic value and novelty. On the one hand, the results obtained are an actual expression of the reality and represent analytical data necessary for further research. On the other hand, the findings and collected data can be further used in the formation of the concept of the legal model of the business accelerator, including may be prerequisites for legal regulation and legalization of the business accelerator model in Russia. And finally, the results obtained at this stage of the development of business accelerators can be applied when launching new acceleration programs in such a way that newly launched projects meet the correct parameters and criteria of the business accelerator and allow them to operate based not on spontaneous principles of trials and errors, but with a stable understanding and transparent mechanism, ensuring equal and fair access for participate in acceleration programs.

Текст научной работы на тему «Элементы бизнес-акселератора: практический анализ российской правовой действительности»

Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Том 16. № 3. Law. Journal of the Higher School of Economics. Vol. 16, no 3.

Научная статья УДК: 330.322

DOI:10.17323/2072-8166.2023.3.104.127

Элементы бизнес-акселератора: практический анализ российской правовой действительности

Uli Елизавета Германовна Сухарева

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9, esukhareva891@gmail.com, https://orcid.org/0009-0002-6982-2494

Статья является результатом практического анализа действующих в России бизнес-акселераторов с целью выявления обязательных составных элементов их деятельности, а также подходов к их определению и толкованию. В рамках исследования проанализированы положения об участии в акселерационных программах и внутренние документы бизнес-акселераторов с целью обобщения и систематизации полученных данных. Сформулированы обязательные и факультативные элементы бизнес-акселераторов, дана их правовая оценка в условиях отсутствия нормативно-правового регулирования, проведены неочевидные сравнения и параллели с действующими нормативными актами. Анализ структурных элементов бизнес-акселератора позволяет провести дальнейшие исследования в области их классификации и определения принципов деятельности бизнес-акселераторов. Например, от состава участников зависит распределение финансовых потоков внутри акселератора и их правовое регулирование, а от конкурсной основы при отборе заявок зависит уровень входных барьеров в акселератор и доступность участия в акселерационных программах. С одной стороны, результаты исследования являются фактическим отражением действительности и содержат аналитические данные, необходимые для дальнейших исследований. С другой стороны, выводы и данные могут быть в дальнейшем использованы при формировании концепции правовой модели бизнес-акселератора, в том числе являться предпосылками правового регулирования и легализации модели бизнес-акселератора в России. Наконец, результаты анализа уже на данном этапе развития бизнес-акселераторов могут быть применены при запуске новых акселерационных программ, чтобы новые проекты соответствовали параметрам и критериям бизнес-акселератора и позволяли вести деятельность, основываясь не на стихийных принципах проб и ошибок, а с устойчивым пониманием и прозрачным механизмом деятельности, обеспечивающим равный и справедливый доступ субъектам предприни-

104

© Сухарева Е.Г., 2023

мательской деятельности к участию в акселерационных программах. Это придает данному исследованию новизну и прикладную ценность.

Ключевые слова

бизнес-акселератор; акселерационная программа; поддержка предпринимателей; эксперт; заявка; стартап; инвестиции; инвестиционное право; оператор.

Благодарности: статья опубликована в рамках проекта по поддержке публикаций авторов российских образовательных и научных организаций в научных изданиях НИУ ВШЭ.

Для цитирования: Сухарева Е.Г Элементы бизнес-акселератора: практический анализ российской правовой действительности // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Том 16. № 3. С. 104-127. □01:10.17323/2072-8166.2023.3.104.127.

Research article

Elements of a Business Accelerator: Practical Analysis of Russian Legal Reality

Elizaveta G. Sukhareva

Saint Petersburg State University, 7-9 University Embankment, Saint Petersburg 199034, Russian Federation, esukhareva891@gmail.com, https://orcid.org/0009-0002-6982-2494

The article represents the result of a practical analysis of the business accelerators operating in the Russian Federation in order to identify the mandatory components of their activities, as well as approaches to their definition and interpretation. As part of the study, the conditions of participation in acceleration programs and internal documents of business accelerators were analyzed in order to generalize and systematize the data obtained. The article summarizes and organizes the obligatory and optional elements of business accelerators, gives their legal assessment in the absence of normative legal regulation, makes non-obvious comparisons and parallels with the current normative acts. The analysis of the structural elements of the business accelerator allows for further research in the field of their classification and determination of the principles of business accelerators: for example, the allocation of financial flows within the accelerator and their legal regulation depend on the composition of participants, as well as the availability of a competitive basis for the selection of applications depends on the level of entry barriers to the accelerator and the availability of participation in acceleration programs for potential participants. The conclusions described in the paper have high practical and academic value and novelty. On the one hand, the results obtained are an actual expression of the reality and represent analytical data necessary for further research. On the other hand, the findings and collected data can be further used in the formation of the concept of the legal model of the business accelerator, including may

be prerequisites for legal regulation and legalization of the business accelerator model in Russia. And finally, the results obtained at this stage of the development of business accelerators can be applied when launching new acceleration programs in such a way that newly launched projects meet the correct parameters and criteria of the business accelerator and allow them to operate based not on spontaneous principles of trials and errors, but with a stable understanding and transparent mechanism, ensuring equal and fair access for participate in acceleration programs

Keywords

business accelerator; acceleration program; entrepreneur support; expert; application; startup; investments; investment law; operator.

Acknowledgments: the paper is published within the project of supporting the publications of the authors of Russian educational and research organizations in the Higher School of Economics academic publications.

For citation: Sukhareva E. G. (2023) Elements of a Business Accelerator: Practical Analysis of Russian Legal Reality. Law. Journal of the Higher School of Economics, vol. 16, no 3, pp. 104-127 (in Russ.) D0l:10.17323/2072-8166.2023.3.104.127.

Введение

В России в последнее десятилетие активно развиваются и набирают обороты инновационные формы поддержки субъектов предпринимательской деятельности. К одной из таких форм относятся бизнес-акселераторы. Термин «акселератор» дословно обозначает «ускоритель», т.е. акселератор для бизнеса — инструмент, с помощью которого предприятие может ускорить свое развитие путем использования определенного набора ресурсов и мер поддержки: экспертов, технологий, инфраструктуры, финансовых средств [Казимиренок В.А., 2015: 23]. Сущность деятельности акселератора сводится к тому, чтобы в короткие сроки помочь предпринимателям вывести их продукт на рынок [Б1зЬЬаск В. е1 а1., 2007: 2-8].

В федеральном законодательстве России определения бизнес-акселератора нет, однако это понятие активно используется в подзаконных нормативных актах отраслевых ведомств. Что касается действительности, то современный этап развития бизнес-акселераторов в России характеризуется тем, что фактически бизнес-акселераторы активно развиваются, оказывают помощь субъектам предпринимательства, являются статьей расходов средств федерального бюджета1, но практически не

1 Например, бизнес-акселераторы указаны среди кодов направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федерального проекта «Совершенствование управления в сфере туризма», утв. Приказом Минфина России от 17.05.2022 N 75н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый пе-

регламентируются с правовой точки зрения. Анализ показал, что российские акселераторы в большинстве случаев направлены на развитие технологических стартапов в сфере информационных технологий, робототехники, новых материалов, «больших данных» [Каменских М.А., 2018: 1727] и искусственного интеллекта.

Ввиду функционирования бизнес-акселераторов в указанных инновационных и стратегически значимых отраслях экономики отсутствие единой правовой конъюнктуры в области регулирования их деятельности приводит к стихийности и неоднородности складывающихся в рамках таких акселераторов правоотношений. В связи с этим целями настоящей работы являются: анализ современных бизнес-акселераторов, действующих в России; выявление обязательных и дополнительных элементов бизнес-акселераторов, сложившихся на практике; формирование выводов о возможностях отечественного правового регулирования бизнес-акселераторов.

1. Акселератор и акселерационная программа

До сих пор в России не сложилось единого подхода к пониманию бизнес-акселератора в части его отнесения к объектам или к субъектам права. Пока можно выделить три основных подхода:

Бизнес-акселератор является самостоятельным юридическим лицом, действующим в формах, предусмотренных законодательством, и реализующим акселерационную программу. При этом акселерационная программа является «ключевым элементом бизнес-акселератора» [Корот-ковская Е.В., Коротковская Е.С., 2018: 62].

Понятия «бизнес-акселератор» и «акселерационная программа» отождествляются, и бизнес-акселератором называют акселерационную программу, которая дает развивающимся компаниям возможность использовать меры финансовой и нефинансовой поддержки, включая наставничество (менторство), инвестиции и иные меры в целях ускоренного (по сравнению с самостоятельной деятельностью) развития.

Понятие «бизнес-акселератор» описывает как учреждения, так и организованные ими программы интенсивного развития компаний (ак-селерационные программы) через менторство, обучение, финансовую и экспертную поддержку в обмен на долю в капитале компании [Яковлев Е.О., 2021: 231]. Этот подход менее распространен, однако выделяется в ряде исследований.

риод 2024 и 2025 годов)». Available at: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202207080036 (дата обращения: 02.08.2022)

Определение бизнес-акселератора исключительно через акселераци-онную программу ограничивает его понимание как самостоятельного правового явления и не позволяет в полной мере использовать инвестиционную и корпоративную природу данного феномена. Вместе с тем такой подход довольно распространен. Есть следующие примеры определения бизнес-акселератора и акселерационной программы (см. табл. 1).

Таблица 1

Акселера-ционная программа, Акселератор Программа поддержки Проектов, которая предполагает интенсивное развитие Проекта в кратчайшие сроки для обеспечения быстрого выхода на рынок, с предоставлением ресурсов, инфраструктуры, экспертной и информационной поддержки, включая проведение пилотных Проектов2.

Акселера-ционная программа, Акселератор Набор последовательных и параллельных взаимосвязанных онлайн и офлайн мероприятий, нацеленных на повышение качества технологических проектов, стартапов, соответствующих уровню технологической готовности (ТКХ/УГТ3) не ниже ТКХ/УГТ>7, направленных на проработку и адаптацию продукта/решения, бизнес-моделей проекта с учетом задач и требований Организатора4.

Акселератор технологических стартапов Способ поддержки инновационных идей, их быстрый и качественный рост, а также масштабирование эффекта от их деятельности в Ханты-Мансийском АО-Югре с программой интенсивного развития инновационных проектов (обучение, сопровождение, экспертная поддержка, реализация пилотного внедрения, адаптация инновационных технологических решений и технологий)5.

Акселера-ционная программа, Программа Поиск, отбор и поддержка технологических проектов под задачи технологической стратегии разведки и добычи ПАО «Газпром нефть» из следующих этапов: прием заявок; отбор; преакселера-тор; акселератор; финал6.

2 Положение о проведении акселерационной программы ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК». Available at: URL: https://mkbreactor.ru/include/Положение%20 о%20проведении%20акселерационной%20программы.pdf (дата обращения: 02.08.2022)

3 Уровень готовности технологии в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 58048-2017 «Трансфер технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости технологий» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.12. 2017 № 2128-ст)

4 Положение о порядке проведения акселератора «Энергия». Available at: URL: https://energyaccelerator.ru/wp-content/uploads/2020/04/ea-regulation.pdf (дата обращения: 02.08.2022)

5 Available at: URL: https://www.fbras.ru/wp-content/uploads/2022/04/Polozhenie-o-provedenii-Akseleratora-tehnologicheskih-startapov-v-YUgre.pdf (дата обращения: 02.08.2022)

6 Available at: URL: https://startupstream.sk.ru/files/375/polozhenie-akselerator-gp.pdf (дата обращения: 02.08.2022)

500 Стартапс (акселератор) Международный венчурный фонд и акселератор (500 Startups Incubator, L.L.C) с развитой сетью стартап-программ и с головным офисом в Сан-Франциско (США)7.

Программа Означает Sber500 — программу Организатора и 500 Стартапс по организации отбора, обучения участников Стартап-проектов для развития команд и их бизнес-проектов с целью нахождения синергий проведения пилотных проектов и сотрудничества, а также привлечения инвестиций, организации иных мероприятий в соответствии с Программой, включая проведение Демо-дня, а также мероприятий, направленных на информационную поддержку результатов Программы.

Внешний акселератор Юридическое лицо, осуществляющее реализацию корпоративной акселерационной программы и/или ее отдельных этапов, выбранное организатором по результатам конкурсной процедуры, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 22Э-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»8.

Акселерационная программа Комплекс мероприятий, нацеленных на создание и (или) развитие бизнеса и обеспечивающих поддержку малых предприятий, реализующих технологические проекты и проекты по акселерации, результатом которых является, в том числе снижение предпринимательских рисков, развитие профессиональных компетенций сотрудников, получение оценки проектов с применением искусственного интеллекта от потенциальных заказчиков и инвесторов, а также повышение инвестиционной привлекательности таких проектов9.

Из отраженного в табл. 1 материала виден весь спектр неоднородности подходов к пониманию и интерпретации понятий «бизнес-акселератор» и «акселерационная программа». Прежде всего наблюдается разброс подходов к тому, являются ли бизнес-акселератор и акселерационная программа тождественными понятиями. Ряд авторов полагает, что бизнес-акселератор и акселерационная программа — одно и то же.

7 Available at: URL: https://sberbank-500.ru/ (дата обращения: 04.08.2022)

8 Положение о проведении корпоративной акселерационной программы ОАО «РЖД». Available at: URL: https://accelerator.rzd.ru/ (дата обращения: 04.08.2022)

9 Постановление Правительства РФ от 27.03.2021 № 456 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» на грантовую поддержку малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации продуктов, сервисов и (или) решений с использованием технологий искусственного интеллекта, разработчиков открытых библиотек в сфере искусственного интеллекта, акселерации проектов с применением искусственного интеллекта». Available at: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202104010020 (дата обращения: 06.09.2022)

При этом определяются эти понятия через три разных базиса: акселе-рационная программа (акселератор) как комплекс последовательных мероприятий; акселерационная программа (акселератор) как программа интенсивного (ускоренного) развития; акселерационная программа (акселератор) — способ поддержки стартапов (начинающих предпринимателей).

Другие исследователи разделяет понятия бизнес-акселератора и аксе-лерационной программы, относя бизнес-акселератор к самостоятельно действующему лицу и наделяя его признаками субъекта права, а акселе-рационную программу — к объекту, на который направлены действия акселератора. Вариативность подходов показана на рис. 1.

Рис. 1

По мнению автора даной статьи, подход, при котором понятия «акселератор» и «акселерационная программа» не отождествляются, полезнее с точки зрения дальнейшего регулирования бизнес-акселераторов по ряду причин.

Во-первых, акселератору присущи черты самостоятельно действующего субъекта права и участника правоотношений, в частности:

акселератор реализует меры финансовой, инструментальной, кадровой, ресурсной, информационной и иной поддержки, направленные на участников акселератора. Поэтому подход к акселератору как к програм-

ме или к набору мероприятий не в полной мере отвечает способности акселератора к самостоятельной реализации мер поддержки;

одной из ключевых особенностей акселератора является возможность приобретения им долей в уставном (акционерном) капитале юридического лица (участника акселератора), причем такое приобретение может происходить как на возмездной, так и на безвозмездной основе10;

выделяется способность бизнес-акселератора получить вознаграждение от участников за обеспечение участия в акселерационной программе в любом другом установленном сторонами порядке.

выделяется способность акселератора получать государственное финансирование (т.е. являться самостоятельным получателем бюджетных денежных средств), распределяя их в дальнейшем на поддержку участников акселератора, а также на собственную деятельность.

Во-вторых, акселерационной программе присущи черты объекта права, на который направлены действия субъекта. С одной стороны, подобно тому как бизнес-акселератор имеет в качестве организаторов физических или юридических лиц, акселерационная программа имеет создателя (составителя) или их коллектив, и с этой точки зрения акселе-рационную программу можно отнести к объектам авторских прав, выраженных в форме составного произведения11 или иного сложного объекта, как, например, образовательный контент [Валкирный С.С., 2017: 78]. Практический анализ продемонстрировал, что акселерационная программа — набор мероприятий (лекции, курсы, семинары, тренинги, конкурсы, этапы отбора, менторские сессии) и материалов (бизнес-планы, консультации, справочные материалы по различным отраслям права и экономики). Таким образом, акселерационная программа и акселератор имеют различные формы и различные цели: если акселератор — это самостоятельный участник отношений, имеющий своей целью непосредственное оказание мер поддержки и выраженный в организационно-правовой форме, то акселерационная программа скорее относится к объекту, с помощью которого достигаются цели акселератора.

С другой стороны, целесообразно провести аналогию соотношения акселератора и акселерационной программы и соотношения образовательного учреждения и образовательной программы. Подобная аналогия приводится и иными исследователями, выделяющими в качестве предпосылок для появления бизнес-акселераторов в России появление

10 Available at: URL: https://www.luminary-labs.com/insight/the-evolution-of-accelera-tors/ (дата обращения 20.03.2022)

11 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496.

образовательных программ для предпринимателей, направленных на развитие их бизнеса [Чернавских Е.Н., Головина А.Н., 2022: 103].

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании»12 под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий (учебный план, график, рабочие программы, оценочные и методические материалы и пр.). Образовательные программы определяют содержание образования. Аналогичное происходит и с акселерационной программой — она определяет наполнение акселератора, объем используемых материалов и проводимых мероприятий. Такой подход к определению акселерационной программы позволит, в том числе универсализировать используемые акселерацион-ные программы, и, подобно тому, как несколько учебных заведений могут реализовывать одну образовательную программу, несколько акселераторов могут реализовывать одну и ту же акселерационную программу. Не первое десятилетие проблемными для педагогов и преподавателей и зачастую краеугольным камнем являются признание и защита авторских прав на различные рабочие программы, тематическое планирование, сценарии мероприятий, электронные программы, базы данных, создаваемые при реализации образовательных программ.

В связи с этим неоценимо важно формирование единого и устойчивого подхода к пониманию акселерационной программы и объектов авторских прав, создаваемых в рамках такой акселерационной программы. Таким образом, наиболее перспективна концепция, при которой бизнес-акселератор, являясь самостоятельно действующим лицом, вправе по своему выбору и усмотрению реализовать одну или несколько акселерационных программ, каждая из которых является неотъемлемой составной частью акселератора наряду с другими элементами.

2. Заявка

Неотъемлемой частью деятельности бизнес-акселератора является прием и отбор заявок потенциальных участников, выражающих намерение стать участником бизнес-акселератора и пользоваться возможностями акселерационной программы. В отличие от выявленной выше неоднородности подходов к определению самого акселератора и акселе-рационной программы, анализ термина «заявка» показал единство подходов к определению и функциональному назначению данного понятия. Примеры определений приведены в табл. 2.

12 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации // Российская газета. 2012. 31 дек.

Таблица 2

Заявка Информация о стартап-проекте, представленная по форме в соответствии с Приложением № 1, направленная Заявителем посредством онлайн формы, расположенной на Сайте Акселератора по адресу: https://energyacce1erator.ru/app1y/13.

Заявка проекта Онлайн-форма, заполняемая потенциальными Участниками Акселератора на Сайте и содержащая информацию о Проекте для дальнейшего участия в отборе Проектов на прохождение Акселерации14.

Заявка Совокупность актуальной и достоверной информации о Проекте, представленная либо заполненная Заявителем в рамках Акселератора в виде стандартной формы в электронном виде на Сайте Акселератора с приложенными документами и презентациями, описывающая Проект Участника в соответствии с настоящим Положением15.

Заявка Совокупность информации о Проекте и Стартапе, представленная Заявителем в рамках Программы в виде заполненной стандартной формы в электронном виде на Сайте Программы с приложенными документами и презентациями, описывающая проект участника в соответствии с Правилами16.

Допустимо выявить следующие черты и целевое назначение заявки на участие в акселераторе (акселерационной программе): заявка составляется в электронном или печатном виде; форму и объем информации, которую необходимо заполнить потенциальному участнику, определяет организатор акселератора. Иными словами, каждый акселератор разрабатывает форму заявки самостоятельно; нет унифицированной формы заявки, если планируется участие в разных акселераторах;

заявка на участие имеет целью получение организаторами подробной и полной информации о проекте потенциального участника, которому требуется поддержка в рамках акселератора. Исходя из информации организаторы акселератора могут, во-первых, определить круг потенциальных участников, заинтересованных в получении мер поддержки и ускоренного развития в рамках акселератора. Во-вторых, они могут

13 Положение о порядке проведения акселератора «Энергия»...

14 Положение о проведении акселерационной программы ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» ...

15 Положение о проведении Акселератора технологических стартапов в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре...

16 Положение о порядке проведения акселерационной программы под задачи технологической стратегии блока разведки и добычи ПАО «Газпром нефть». Available at: URL: https://startupstream.sk.ru/files/375/polozhenie-akselerator-gp.pdf (дата обращения: 02.08.2022)

определить соответствие проекта потенциального участника критериям отбора (включая отраслевую направленность, сектор экономики, стадия развития проекта), в-третьих, определить объем мер поддержки, требуемых потенциальному участнику, а также способность акселератора удовлетворить потребность потенциального участника в таких мерах поддержки. Назначения заявки на участие в бизнес-акселераторе показаны на рис. 2.

Рис. 2

В действующем законодательстве наиболее подробная регламентация понятия «заявка» и особенности ее правового регулирования установлена в сфере контрактной системы закупок на государственные и муниципальные нужды. Имеет смысл провести сравнительно-правовой анализ нормативного регулирования заявки в сфере контрактной системы закупок и сложившейся концепции заявки для участия в акселера-ционной программе. Так, по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»17 (далее — ФЗ №44), к заявке предъявляются следующие требования:

заявка должна содержать полную информацию о потенциальном участнике закупки. Аналогично заявка на участие в акселерационной программе тоже должна содержать такую информацию;

заявка должна содержать информацию о предложении потенциального участника закупки. Аналогично в заявке на участие в акселераци-онной программе должна быть информация о реализуемом проекте, его

17 Available at: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201304080023 (дата обращения: 25.08.2022)

стадии, планируемой монетизации и иных характеристиках. Подобно тому как участник закупки формирует предложение по основным параметрам контракта, чтобы оно оказалось наиболее отвечающим критериям закупки, так же и потенциальный участник программы формирует предложение своего проекта так, чтобы в наибольшей степени соответствовать критериям, предъявляемым к потенциальным участникам, и получить меры поддержки акселератора;

к заявке прилагаются документы, подтверждающие запреты и ограничения, предусмотренные контрактной системой закупок (например, запрет на выполнение работ или оказание услуг иностранными лицами). Аналогично в заявке на участие в акселерационной программе содержатся подтверждения отсутствия нарушений требований, предъявляемых к участнику и проекту (например, некоторые акселераторы предъявляют требование о наличии зарегистрированного на дату направления юридического лица, в рамках которого реализуются проект, другие акселераторы требуют отсутствия зарегистрированного юридического лица и факта коммерциализации проекта на дату предъявления заявки).

Немаловажным аспектом, затрагиваемым действием названного Закона, является обеспечение конкуренции, регламентация преференций, определение базовых принципов к допуску участников в закупках, а также ограничения такого допуска [Добрецов Г.Б., 2022: 66]. Помимо того, данный Закон подробно регулирует основания отказа в рассмотрении и принятии заявки, порядок отзыва заявки участником и последствия такого отзыва, детально регламентирует порядок рассмотрения заявки. Поскольку целью указанного Закона является достижение максимальной прозрачности в сфере контрактной системы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выглядит оптимальной импле-ментация опыта регулирования заявок в области контрактной системы закупок и в сферу регулирования деятельности бизнес-акселераторов.

3. Организатор

Изучение действующих бизнес-акселераторов позволило выявить еще два обязательных элемента деятельности бизнес-акселератора — организатора и участника. Есть акселераторы с государственным участием (организатором акселератора является государственный или муниципальный орган или лицо с государственным или муниципальным участием) и акселераторы без такого участия. От того, наличествует ли в бизнес-акселераторе государственное участие, напрямую зависит подход к определению организатора и его статуса. Примеры используемых интерпретаций и подходов к организатору акселераторов приведены в табл. 3.

Таблица 3

Организатор Фонд поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности «Энергия без границ» (Фонд «Энергия без границ»), осуществляющий: 1) привлечение Оператора Акселерационной программы; 2) взаимодействие с Индустриальным партнером в рамках Акселерационной программы; 3) внутреннюю экспертизу стартап-проектов; 4) консультирование и сопровождение стар-тап-проектов при тестировании и/или адаптации на пилотных площадках/объектах Индустриального партнера; 5) финансирование затрат на адаптацию стартап-проектов на пилотных площадках/объектах, предоставленных Индустриальным партнером18.

Организатор Акселератор проводится за счет субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, выделенной автономному учреждению указанного округа «Технопарк высоких технологий» (далее — организатор, АУ «Технопарк высоких технологий») на мероприятия реализации проекта «Акселератор технологических стартапов»19

Организатор АО «ОМК», ОГРН 1027700121173, место нахождения: 115184, Москва, Озерковская набережная, 28, стр. 220.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организатор Акционерное общество «Точка» (далее — организатор) является инициатором проведения Акселератора, в качестве оператора Акселератора привлекается Акционерное общество «Особая экономическая зона «Иннополис» (далее — оператор)21.

Необходимо обратить внимание на две особенности в части подходов к определению организатора акселератора: первая связана с возможностью привлечения специального участника правоотношений — оператора бизнес-акселератора, вторая — с источниками финансирования, которые могут иметь как государственное (бюджетное) начало, так и полностью частное.

О первой особенности следует отметить, что понятия «организатор» и «оператор» знакомы российскому законодательству. Внедрение в правоотношения специального субъекта — оператора используется в рамках онлайн-платформ [Краснова С.А., 2022: 82], маркетплейсов [Быч-

18 Положение о порядке проведения акселератора «Энергия»...

19 Положение о проведении Акселератора технологических стартапов в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре...

20 Положение о конкурсе по отбору и акселерации инновационных проектов «Акселератор ОМК». Available at: URL: https://drive.google.eom/file/d/1LJQLLq0zx9AFleJcTBi7J UCHcvjRxXsb/view (дата обращения: 15.08.2022)

21 Положение о проведении акселерационной программы АО «Точка» по направлениям International Supply Chain, HR Tech и ED Tech. Акселератор стартапов от Точки и ОЭЗ «Иннополис». Available at: URL: https://tochka.com/accelerator/ (дата обращения: 10.09.2022)

ков А.И., 2019: 60], в области обращения с твердыми коммунальными от-ходами22. Наиболее показательным примером подобного разграничения обязанностей и зон ответственности является законодательство о лоте-реях23, которое также разделяет организатора и оператора лотереи. Так, организатор проводит лотерею через оператора посредством заключения с ним контракта, а оператор лотереи определяется как юридическое лицо, заключившее контракт с организатором лотереи на ее проведение.

Введение в субъектный состав участников бизнес-акселератора оператора безусловно оправдано, особенно, если речь идет о бизнес-акселераторах с государственным или муниципальным участием. На оператора возлагаются организационные и административные функции при реализации акселерационной программы, координация и взаимодействие с участниками, при необходимости проведение расчетов. В соответствии с общими положениями гражданского законодательства по сделкам (вступлению в правоотношения с участниками акселератора), совершенным оператором от имени и за счет организатора бизнес-акселератора, права и обязанности возникают непосредственно у организатора. Так происходит не только в силу общих положений законодательства, но и в связи с тем, что организатор определяет условия участия в акселерационной программе, за счет его средств формируются фонды прямого финансирования и нефинансовой поддержки участников.

Объем полномочий, который может быть передан оператору, определяется организатором; однако целесообразно введение общих принципов разграничения зон ответственности между организатором и оператором в целях унификации правовой модели бизнес-акселератора к единообразию и повышения прозрачности условий для участников. Также целесообразно упорядочить отношения организатора и оператора, установить механизм определения вознаграждения оператора и предельный размер вознаграждения оператора. Подобное регулирование отношений организатора и оператора необходимо в целях минимизации ключевых рисков (секвестр бюджета; несвоевременная отчетность; сообщение недостоверных сведений; занижение фактических объемов финансирования участников бизнес-акселераторов).

Таким образом, наиболее типична ситуация, при которой оператор вводится именно в рамках акселераторов с государственным и муниципальным участием, поскольку не всегда государственный или муниципаль-

22 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.

23 Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» // СЗ РФ. 2003. № 46. Ст. 4434.

ный орган в силу закона вправе самостоятельно осуществлять функции акселератора и реализовывать акселерационную программу. Кроме того, введение оператора оправдано в рамках акселераторов с государственным или муниципальным участием потому, что такие акселераторы имеют более предсказуемый и более регулируемый объем финансирования, ибо он является статьей расходов бюджетн ых средств, а значит, подчиняется строго определенному перечню нормативных актов. Вознаграждение оператора бизнес-акселератора в таких случаях, как правило, устанавливается в бюджетных рамках. Например, в соответствии с проектом Постановления Правительства России24 оператору федерального проекта (в том числе в рамках реализации целевой статьи расходов «Грантовая поддержка акселерации проектов с применением искусственного интеллекта») будет выделено на выполнение государственного задания в целях компенсации его затрат финансирование в объеме 242 128,3 тыс. руб.

Противоположным образом складывается ситуация в сфере деятельности частных бизнес-акселераторов. Фонды денежных средств, направляемых на финансирование участников (если это предусмотрено в рамках бизнес-акселератора), формируются из средств частных инвесторов («ангельские инвестиции», венчурные фонды и др.), при этом взаимодействие участников и инвесторов может строиться напрямую (если в рамках бизнес-акселератора привлекаются как участники, так и инвесторы, осуществляющие постакселерационное взаимодействие самостоятельно, и организатор акселератора не является участником таких правоотношений), так и через организатора (когда инвестор по сути выполняет роль организатора в модели акселератора с государственным участием, а организатор — оператора в указанной модели акселератора).

Безусловно, наличие оператора в модели частного бизнес-акселератора не является распространенной практикой по экономическим причинам, однако в исследовании правовой модели акселератора необходимо рассматривать возможность двух вариантов управления акселератором — с присутствием оператора или без такового. Более подробно рассмотренные типы построения взаимодействия проиллюстрированы на рис. 3.

24 Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» на осуществление грантовой поддержки малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации продуктов, сервисов и (или) решений с использованием технологий искусственного интеллекта, разработчиков открытых библиотек в сфере искусственного интеллекта, акселерации проектов с применением искусственного интеллекта» (текст по состоянию на 14.01.2021). Available at: URL: https://regulation. gov.ru/projects#npa=112282 (дата обращения: 06.09.2022)

з и

св И О

л

з

о К с«

К ©

Характерно для акселераторов с государственным участием

Характерно для акселераторов без государственного участия

Рис. 3

4. Участник

Участник бизнес-акселератора — ключевой, неотъемлемый элементом его деятельности. Именно на участников акселератора и их проекты направлена деятельность бизнес-акселератора. В части подходов к определению участников акселераторов наблюдаются абсолютно противоположные тенденции, которые различаются по критерию организационно-правовой формы участника, способного принять участие в акселераторе. Наблюдаемые подходы приведены в табл. 4.

Таким образом, организаторы акселераторов предъявляют абсолютно разные требования к участникам: одни требуют наличия или созда-ниия на момент подачи заявки юридического лица (субъекта предпринимательской деятельности), которому будет оказываться поддержка в рамках акселератора; другие же, напротив, указывают на необходимость отсутствия созданного на дату подачи юридического лица (субъекта предпринимательской деятельности). Неоднородность подходов связана с целым рядом факторов.

Во-первых, ряд акселераторов предъявляет требования к уровню развития и состоянию проекта на дату подачи заявки: некоторые акселераторы готовы помогать созданному и развивающемуся бизнесу, другие готовы оказывать поддержку только на стадиях минимально жизнеспособного продукта или вовсе на стадии идеи. Несоблюдение стадии раз-

вития проекта при участии в акселераторе сделает меры оказываемой поддержки менее эффективными.

Таблица 4

Заявитель Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, направивший Заявку на участие в Акселерационной программе в соответствии с установленными требованиями к форме и срокам подачи Заявок для участия в Акселерационной программе25.

Участник Физическое или юридическое лицо, прошедшее отбор на участие в Акселераторе с целью развития собственного Проекта26

Заявители Физические лица, представители Проектных команд, подавшие Заявку на участие в Акселераторе27

Заявитель, Стартап Юридическое или физическое лицо при условии, что подавшее Заявку физическое лицо, прошедшее этап Отбора, зарегистрирует юридическое лицо не позднее 31.08.2021, разработавшее технологию(-и) и/или продукт(-ы), которые обладают потенциальной инновационностью и эффективностью. Инновационность и эффективность технологий оценивается Организатором и по его усмотрению в ходе проведения Программы28.

Во-вторых, акселераторы, обладая способностью приобретать доли в уставном (акционерном) капитале реципиента, могут предъявлять требования об отсутствии созданного юридического лица на дату подачи заявки, если планируют использовать подобный корпоративный инструмент и войти в список учредителей на стадии создания юридического лица, в том числе чтобы иметь возможность оказания помощи путем внесения денежных средств или иного имущества в уставный капитал или стать участником первой эмиссии акций.

В-третьих, речь идет о безусловной заинтересованности акселераторов в обладании исключительными правами на результаты разработок, достигаемые при поддержке бизнес-акселератора. Отраслевой анализ бизнес-акселераторов демонстрирует их однозначное тяготение к отраслям информационных технологий, разработок в области искусственного интеллекта и иным отраслям, ключевым объектом коммерциализации в

25 Положение о порядке проведения акселератора «Энергия»...

26 Положение о проведении акселерационной программы ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» ...

27 Положение о проведении Акселератора технологических стартапов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре...

28 Положение о порядке проведения Акселерационной программы под задачи технологической стратегии блока разведки и добычи ПАО «Газпром нефть».

которых являются создаваемые объекты интеллектуальной собственности, чей экономический потенциал невозможно переоценить. При этом аналогично применению корпоративных инструментов, ряд акселераторов являются безвозмездными для участников или взимают плату только за прохождение программы, другие же планируют получать доход пропорционально долям участия. Такая же ситуация складывается и в рамках разграничения прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности: одни акселераторы заявляют полный отказ от прав на создаваемые при поддержке акселератора объекты, другие предъявляют обязательное требование о передаче прав или определении доли будущего дохода от коммерциализации созданных при поддержке акселератора объектов.

Итоги анализа требований к статусу участников отображены на рис. 4.

Рис. 4

Что касается дальнейшей регламентации деятельности бизнес-акселераторов и легализации их правовой модели, оптимальным выглядит оставление организаторам возможности максимально широко определить круг потенциальных участников в целях расширения круга субъектов, которым могут быть оказаны меры поддержки. Наличие или отсутствие зарегистрированного юридического лица не должно влиять на возможность получения поддержки и препятствовать участию в акселе-рационной программе, поскольку основным свойством, которым должен обладать участник является потенциал к созданию «инновационного бизнеса, ломающего традиционные представления о развитии сектора»29.

29 Самые интересные стартапы 2013 года // Forbes.ru. 25.12.2013. Available at: URL: http://www.forbes.ru/svoi-biznes-photogallery/startapy/ 248976-samye-interesnye-startapy-2013-goda/photo/1 (дата обращения: 03.03.2022)

5. Проект

Завершающим элементом бизнес-акселератора является сам проект, по поводу и вокруг которого складываются отношения организатора и участника. В целом подходы к определению и толкованию проекта довольно однородны, однако небольшое расхождение есть. Ряд организаторов понимает под проектом непосредственно объект прав, результат интеллектуальной (инновационной) деятельности, который уже разработан (создан) или только планируется к созданию при поддержке бизнес-акселератора. Другие организаторы понимают под проектом непосредственно компанию-участника, которой, в свою очередь, принадлежат права на определенные разработки. Второй подход не распространен и не популярен, ибо организационно-правовая форма является лишь внешней оболочкой, опосредующей оформление и распределение прав на созданные разработки, а также их последующую коммерциализацию. Напротив, подход, при котором под проектом понимаются непосредственные решения и разработки участников проекта, является более оптимальным и позволяет не ограничивать участие в бизнес-акселераторе организационно-правовой формой, а действительно получить поддержку перспективных и инновационных разработок.

В зависимости от стадии развития проекта стартап может находиться в процессе: формирования проектной команды (штата компании); регистрации юридического лица; завершения разработки бизнес-плана; завершения НИР; создания прототипа продукта (услуги); пилотного оказания услуги (выпуска пилотной партии продукта), означающих готовность компании к операционной деятельности; организации массового производства товаров или услуг [Иншаков М.О., Орлова А.А., 2014: 71]. От стадии развития проекта, безусловно, зависят и правовые последствия вступления в отношения с бизнес-акселератором. Подробнее подходы к определению проекта отображены в табл. 5.

Имеет смысл сделать вывод, что проект (т.е. то, что входит в сферу интересов организаторов бизнес-акселератора и потенциальных инвесторов) являет собой один или несколько охраноспособных объектов, коммерциализация от передачи прав на которые является экономическим базисом проекта. Правовая охрана таких объектов может возникать в силу различных оснований. Во-первых, это могут быть объекты, охраняемые в силу регистрации и выдачи охранного документа (патента, свидетельства). Во-вторых — объекты, охраняемые в силу факта создания (самый распространенный пример — программа для ЭВМ). В-третьих — объекты, охраняемые в силу неизвестности третьим лицам, т.е. любое решение, способное быть источником дохода в силу того, что является не известным третьим лицам. В-четвертых, это могут быть объекты типа «идея», на

которые не распространяется правовая охрана в соответствии с действующим законодательством, несмотря на многолетние дискуссии, вокруг необходимости правовой охраны идей [Гаврилов Э.П., 2021: 46].

Таблица 5

Проект Инновационный проект, реализуемый Участником Акселератора в форме или посредством информационных, телекоммуникационных, финансовых технологий, робототехники, облачных вычислений, больших данных, человеко-машинных интерфейсов, систем управления, программно-аппаратных комплексов, систем цифровой дополненной реальности, «машинного зрения», «искусственного интеллекта», комплексных высокотехнологичных инженерных решений и т.д.30

Стартап Проект, создаваемый с целью получить прибыль с определенной бизнес-идеи после ее развития31.

Проект Инновационный проект, осуществляемый участником КАП в форме или посредством информационных технологий, телекоммуникационных технологий, в том числе Интернета, робототехники, облачных вычислений, больших данных, человеко-машинных интерфейсов, систем управления и т.д.32

Стартап-проект Означает компанию (юридическое лицо) начальной стадии развития, участниками которой являются физические лица, объединенные единой задачей по разработке и коммерциализации Продукта и взаимозависимые в отношении информации, ресурсов и навыков33.

Инновационный Проект (Проект) Результат инновационной деятельности Заявителя, представленный в виде нового или усовершенствованного технологического решения и продукта, созданного на его базе и предназначенного для выведения на рынок и/или внедрения на промышленном предприятии, оформленный в виде Заявки или концепции и/или прототипа такого решения для трека Новые решения34.

Вместе с тем, чтобы результат деятельности предпринимателя (особенно это касается инновационной деятельности — а большинство акселера-

30 Положение о проведении акселерационной программы ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» ...

31 Положение о проведении Акселератора технологических стартапов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре...

32 Положение о проведении корпоративной акселерационной программы ОАО «РЖД»...

33 ПАО Сбербанк / Официальный сайт Международного IT-Акселератора. Available at: URL: https://sberbank-500.ru/ (дата обращения: 04.08.2022)

34 Положение о конкурсе по отбору и акселерации инновационных проектов «Акселератор ОМК». Available at: URL: https://drive.google.com/file/d/1LJQLLq0zx9AFleJcTBi7J UCHcvjRxXsb/view (дата обращения: 15.08.2022)

торов направлено на поддержку инноваций на рынке) мог стать объектом коммерциализации и приносить прибыль, он должен пройти в том числе стадии: создание интеллектуального продукта, который в дальнейшем подлежит коммерциализации, определение целесообразности обеспечения проекта правовой (в том числе патентной) охраной, а в случае создания компаний с целью освоения созданных результатов — целесообразность их функционирования и поддержки, бизнес-планирование дальнейшей коммерциализации и иные стадии [Мухамедшин И.С., 2021: 24].

Таким образом, в части регулирования деятельности бизнес-акселераторов, а также непосредственно взаимоотношений организаторов и участников о проектах, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, необходимо детальное разграничение прав и обязанностей в отношении таких результатов, а также распределение ролей в их отношении на: создателей объектов интеллектуальной собственности, подлежащих правовой охране, или объектов (идей), не являющихся по действующему законодательству охраноспособными. Предполагается, что данную роль в большинстве случаев исполняют участники бизнес-акселератора; правообладателей объектов, которым тем или иным способом может быть передан определенный объем прав на созданные объекты. Предполагается, что данную роль могут исполнять организаторы бизнес-акселераторов, заинтересованные в получении доходов от проектов, которые получили ускоренное развитие благодаря участию в акселерационной программе; пользователей объектов, т.е. лица, за счет которых осуществляется коммерциализация созданных и получивших ускоренное развитие проектов.

Так как от распределения ролей напрямую зависит принятие участником решения об участии в акселерационной программе и принятие организатором решения о наделении кандидата статусом участника, достижение договоренностей относительно прав на проект должно осуществляться в максимально прозрачной форме и до вступления организатора и участника в правоотношения.

Заключение

Исследование позволило раскрыть схожие черты и подходы, содержащиеся в нормативных актах, не связанных с деятельностью бизнес-акселератора. Установлены следующие элементы бизнес-акселератора, которые необходимо продолжать изучать в целях формирования правовой модели и дальнейшего регулирования деятельности.

Акселерационная программа — разработанный организатором или по его поручению комплекс мер, направленных на создание и (или) ус-

коренное (по сравнению с самостоятельным) развитие проекта в целях оказания участнику финансовой или нефинансовой поддержки с привлечением бюджетных или частных денежных средств.

Организатор акселератора — физическое или юридическое лицо, в том числе с государственным или муниципальным участием, самостоятельно или с привлечением оператора создавшее бизнес-акселератор, разработавшее акселерационную программу, определившее направления деятельности бизнес-акселератора, меры финансовой и нефинансовой поддержки, круг потенциальных участников, критерии участия и отбора, а также иные обязательные требования и круг проводимых в рамках акселератора мероприятий.

Участник-лицо, подавшее заявку на участие в акселерационной программе в целях получения финансовой или нефинансовой поддержки для создания и (или) ускоренного (по сравнению с самостоятельным) развития проекта, отвечающего критериям акселерационной программы.

Заявка -документ, составленный по утвержденной организатором форме, в целях получения организатором информации о волеизъявлении потенциального участника об участии в акселерационной программе, а также информации о проекте, для которого потенциальный участник запрашивает меры финансовой и нефинансовой поддержки, предусмотренные акселерационной программой.

Проект — результат интеллектуальной деятельности потенциального участника, являющийся/не являющийся предметом правовой охраны и соответствующий критериям отбора и требованиям, предъявляемым организатором к проектам, на который участник намерен получить поддержку, предусмотренную акселерационной программой.

Бизнес-акселератор является многогранным и принципиально новым инструментом поддержки предпринимателей, сочетающим черты образовательной организации, инструмента инвестирования и корпоративного управления, а также экономического бустера. Такой инструмент положительно зарекомендовал себя в международной практике и активно набирает обороты в России, в связи с чем требует скорейшего утверждения правовой модели деятельности для более широкого и действенного применения.

Список источников

1. Бычков А.И. Агрегаторы и маркетплейсы // Экономико-правовой бюллетень. 2019. № 12. 160 с.

2. Валкирный С.С. Образовательный контент как объект авторского права / Право: история, теория, практика: материалы научной конференции. СПб.: Свое издательство, 2017. С. 76-80.

3. Гаврилов Э.П. В российском авторском праве идеи не охраняются // Хозяйство и право. 2021. № 3. С. 46-48.

4. Добрецов Г.Б. Обеспечение баланса интересов заказчика и защиты конкуренции при осуществлении публичных закупок // Российское конкурентное право и экономика. 2022. № 3. С. 58-71.

5. Иншаков М.О., Орлова А.А. Инновационные стартапы в России: проблемы создания и маркетингового продвижения // Вестник ВолГУ. Экономика. Экология. 2014. № 1. С. 66-76.

6. Казимиренок В.А. Бизнес-модель акселератора и ее развитие // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 2. С. 22-25.

7. Каменских М.А. Исследование практики функционирования бизнес-акселераторов в России // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 9. С.1725-1734.

8. Коротковская Е.В., Коротковская Е.С. Корпоративные акселераторы как инструмент «открытых инноваций» // Известия Саратовского университета. Экономика. Управление. Право. 2018. № 1. С.56-63.

9. Краснова С.А. Гражданско-правовой статус операторов онлайн-платформ: неопределенное настоящее и возможное будущее // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. № 1. С. 67-82; № 2. С. 76-86.

10. Мухамедшин И.С. Этапы коммерциализации прав, относящихся к интеллектуальной собственности и принадлежащих научным и образовательным учреждениям // Промышленная собственность. 2021. № 10. С. 20-27.

11. Робемед Н. Самые интересные стартапы 2013 года. Available at: URL: http:// www.forbes.ru/svoi-biznes-photogallery/startapy/248976-samye-interesnye-startapy-2013-goda/photo/1 (дата обращения: 03.03.2022)

12. Чернавских Е.Н., Головина А.Н. Эволюция системы бизнес-акселерации предпринимательских структур в России // ЭВР. 2022. № 2 . С. 101-109.

13. Яковлев Е.О. Характеристики стартапов, сравнительный обзор российских и зарубежных акселераторов и способы финансирования инновационных компаний // Инновации и инвестиции. 2021. № 2. С. 230-232.

14. Fishback B. et al. Finding business 'idols': a new model to accelerate start-ups. Kansas City: Ewing Foundation, 2007, pp. 2-8.

15. Holoubek S., Hibbard J. The evolution of accelerators. Available at: URL: https:// www.luminary-labs.com/insight/the-evolution-of-accelerators/ (дата обращения: 20.03.2022)

References

1. Bychkov A.I. (2019) Aggregators and marketplaces. Ekonomiko-pravovoy byulleten'=Economic and Legal Bulletin, no. 12. 160 p. (in Russ.)

2. Chernavskikh E.N., Golovina A.N. (2022) Evolution of the business acceleration system of entrepreneurial structures in Russia. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii=Economic Revival of Russia, no. 2, pp. 101-109 (in Russ.)

3. Dobretsov G.B. (2022) Balance Customer Interests and Competition Protection in Public Procurement. Rossiyskoe konkurentnoe pravo i economika=Russian competition Law and Economy, no. 3, pp. 58-71 (in Russ.)

4. Fishback B. et al. (2007) Finding business 'idols': a new model to accelerate startups. Kansas City: Ewing Foundation, pp. 2-8.

5. Gavrilov E.P. (2021) In Russian copyright ideas not protected. Hozyaistvo ipravo = Economy and Law, no. 3, pp. 46-48 (in Russ.)

6. Holoubek S., Hibbard J. Evolution of accelerators. Available at: URL: https://www. luminary-labs.com/insight/the-evolution-of-accelerators

7. Inshakov M.O., Orlova A.A. (2014) Innovative startups in Russia: creation and marketing promotion. Vestnik VolGU. Ekonomika. Ekologiya=Bulletin of Volgograd University. Economics. Ecology, no. 1, pp. 66-76 (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kamenskikh M.A. (2018) Research of functioning business accelerators in Russia. Regional'naya ekonomika=Regional Economics, vol. 16, no. 9, pp. 1725-1734 (in Russ.)

9. Kazimirenok V.A. (2015) The accelerator business model and its development // Biznes-obrazovanie v ekonomike znanij=Business Education in the Knowledge Economy, no. 2, pp. 22-25 (in Russ.)

10. Korotkovskaya E.V., Korotkovskaya E.S. (2018) Corporate accelerators as an instrument of "open innovation". Izvestia Saratovskogo universiteta. Ekonomika. Upravlenie. Pravo=Proceedings of Saratov University. Economics. Management. Pravo, no. 1, pp. 56-63 (in Russ.)

11. Krasnova S.A. (2022) Civil status of online platform operators: uncertain present and possible future. Imushchestvennye otnosheniya v Rossii=Property Relations in Russia, no. 1, pp. 67-82 (in Russ.)

12. Mukhamedshin I.S. (2021) Stages of commercialization of intellectual property rights belonging to research and educational bodies. Promyshlennaya sobstvennost'=Industrial Property, no. 10, pp. 20-27 (in Russ.)

13. Robemed N. (2013) Most interesting startups of 2013. Available at: URL: http:// www.forbes.ru/svoi-biznes-photogallery/startapy/ 248976-samye-interesnye-startapy-2013-goda/photo/1

14. Valkirny S.S. (2017) Educational content as an object of copyright. Pravo: istoriya, teoriya, praktika: materialy konferntcii=Law: history, theory, practice: papers of scholar conference. Saint Petersburg: Own Press, pp. 76-80 (in Russ.)

15. Yakovlev E.O. (2021) Characteristics of startups, a comparative review of Russian and foreign accelerators and ways of financing innovative companies. Innovacii i investicii=Innovations and Investments, no. 2, pp. 230-232 (in Russ.)

Информация об авторе:

Е.Г. Сухарева - аспирантка.

Information about the author:

E.G. Sukhareva — Postgraduate Student.

Статья поступила в редакцию 10.12.2022; одобрена после рецензирования 24.02.2023; принята к публикации 26.06.2023.

The article was submitted to editorial office 10.12.2022; approved after reviewing 24.02.2023; accepted for publication 26.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.