Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА (ПРОБЛЕМА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ)'

ВЛИЯНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА (ПРОБЛЕМА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЦЕННОСТИ И СРЕДСТВА СПОРТА / ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ляушева Светлана Аслановна, Хунагов Рашид Думаличевич, Бегидова Светлана Николаевна, Нехай Вячеслав Нурбиевич, Тхакумачева Юлия Борисовна

Для выявления динамики важных компонентов личностной физической культуры студентов под воздействием традиционной организации физического воспитания в вузе проведен анкетный опрос (2018-2019 гг.) 260 студентов, обучающихся на 2 и 4 курсах Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Адыгейский государственный университет» с использованием авторской анкеты «Физическая культура и спорт глазами студентов». Полученные данные позволили провести сопоставительный анализ динамики изменений точек зрения респондентов на основные составляющие физической культуры в процессе обучения. На основании сопоставления полученных эмпирических данных выявлено, что процесс занятий физическими упражнениями обеспечивает позитивное развитие ценностей физической культуры и спорта и формирование компонентов личностной физической, профессионально-прикладной и спортивной культуры. Однако достигаемый к четвертому курсу уровень не обеспечивает достижение заявленного в законах качества компетентности в области физической культуры. Определено, что занятия физическими упражнениями во время академических занятий не позволяют за четыре года обеспечивать понимание и принятие собственной двигательной активности как важной ценности, а это обстоятельство может привести к снижению собственных усилий, прикладываемых человеком к поддержанию собственного здоровья и устойчивости в системе производственных отношений. Однако в этом аспекте более выгодную позицию занимает группа студентов, занимающихся определенным видом спорта во внеучебное время. Эти занятия обеспечивают формирование на более высоком уровне таких свойств личности, как понимание и принятие позитивного влияния занятий спортом на качественное использование свободного времени, на формирование чувства удовлетворения от самих физических упражнений, независимо от достигаемых результатов, на понимание и формирование уверенности в реализации бережного отношения к своему здоровью при занятиях физическими упражнениями, то есть на появление личностных свойств, не характерных для лиц, занятия упражнениями которых ограничиваются академическими занятиями физической культурой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ляушева Светлана Аслановна, Хунагов Рашид Думаличевич, Бегидова Светлана Николаевна, Нехай Вячеслав Нурбиевич, Тхакумачева Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF ACADEMIC PHYSICAL AND SPORTS EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ON STUDENTS' IDEAS ABOUT THE PHYSICAL CULTURE OF THE INDIVIDUAL AND SOCIETY (THE PROBLEM THROUGH STUDENTS’ EYES)

To identify the dynamics of important components of the personal physical culture of students under the influence of the traditional organization of physical education at the university, a questionnaire survey was conducted (2018-2019) of 260 2nd and 4th year-students studying at the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Adyghe State University" using the author's questionnaire "Physical culture and sports through the eyes of students". The data obtained made it possible to conduct a comparative analysis of the dynamics of changes in the respondents' points of view on the main components of physical culture during the training process. Based on the comparison of the obtained empirical data, it has been revealed that the process of exercise provides positive development in respondents to understand the values of physical culture and sports and to form components of personal physical, vocational-applied and sports culture. However, the level achieved by the fourth course does not ensure the achievement of the quality of competence in the field of physical culture declared in the laws. It has been determined that exercise during academic studies does not allow students to ensure for four years the understanding and acceptance of their own motor activity as an important value. This circumstance can lead to a decrease in their own efforts to maintain their own health and stability in the system of production relations. However, in this aspect, a group of students engaged in a certain sport extracurricular activity takes a more advantageous position. Extracurricular classes ensure the formation at a higher level of such personality properties, as understanding and acceptance of the positive impact of sports activities on the quality use of free time, on the formation of a sense of satisfaction from the exercise itself, regardless of the results achieved, on the understanding and building confidence in the realization of a careful attitude to their health when exercising, i.e., on the appearance of personal properties that are not characteristic of persons whose exercises are limited to academic exercises of physical culture.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА (ПРОБЛЕМА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ)»

Научная статья УДК 316.728:796.035.2 ББК 60.526.2:75 В 58

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-1-294-93-102.

ВЛИЯНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА (ПРОБЛЕМА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ)

(Рецензирована)

Светлана Аслановна Ляушева1 Рашид Думаличевич Хунагов2 Светлана Николаевна Бегидова3 Вячеслав Нурбиевич Нехай4 Юлия Борисовна Тхакумачева5

12,3 4 5Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

1 slyausheva@list.ru

2 khunagov-rd@mail.ru

3 begidovasn@mail.ru

4 slava0482@mail.ru

5 tkhakumacheva@mail.ru

Аннотация. Для выявления динамики важных компонентов личностной физической культуры студентов под воздействием традиционной организации физического воспитания в вузе проведен анкетный опрос (2018-2019 гг.) 260 студентов, обучающихся на 2 и 4 курсах Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Адыгейский государственный университет» с использованием авторской анкеты «Физическая культура и спорт глазами студентов».

Полученные данные позволили провести сопоставительный анализ динамики изменений точек зрения респондентов на основные составляющие физической культуры в процессе обучения. На основании сопоставления полученных эмпирических данных выявлено, что процесс занятий физическими упражнениями обеспечивает позитивное развитие ценностей физической культуры и спорта и формирование компонентов личностной физической, профессионально-прикладной и спортивной культуры. Однако достигаемый к четвертому курсу уровень не обеспечивает достижение заявленного в законах качества компетентности в области физической культуры.

Определено, что занятия физическими упражнениями во время академических занятий не позволяют за четыре года обеспечивать понимание и принятие собственной двигательной активности как важной ценности, а это обстоятельство может привести к снижению собственных усилий, прикладываемых человеком к поддержанию собственного здоровья и устойчивости в системе производственных отношений. Однако в этом аспекте более выгодную позицию занимает

группа студентов, занимающихся определенным видом спорта во внеучебное время. Эти занятия обеспечивают формирование на более высоком уровне таких свойств личности, как понимание и принятие позитивного влияния занятий спортом на качественное использование свободного времени, на формирование чувства удовлетворения от самих физических упражнений, независимо от достигаемых результатов, на понимание и формирование уверенности в реализации бережного отношения к своему здоровью при занятиях физическими упражнениями, то есть на появление личностных свойств, не характерных для лиц, занятия упражнениями которых ограничиваются академическими занятиями физической культурой.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, спортивно-ориентированное физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая подготовка, ценности и средства спорта, ценности физической культуры.

Для цитирования: Ляушева С.А., Хунагов Р.Д., Бегидова С.Н., Нехай В.Н., Тхакумачева Ю.Б. Влияние академических занятий физической культурой и занятий спортом во внеучебное время на представления студентов о физической культуре личности и общества (проблема глазами студентов)// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2022. Вып. 1 (294). С. 93-102. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-1-294-93-102.

Original Research Paper

IMPACT OF ACADEMIC PHYSICAL AND SPORTS EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ON STUDENTS' IDEAS ABOUT THE PHYSICAL CULTURE OF THE INDIVIDUAL AND SOCIETY (THE PROBLEM THROUGH STUDENTS' EYES)

Svetlana A. Lyausheva1

Rashid D. Khunagov2

Svetlana N. Begidova3

Vyacheslav N. Nekhay4

Yulia B. Tkhakumacheva5

12 4 5 Adyghe State University, Maykop, Russia

1 slyausheva@list.ru

2 khunagov-rd@mail.ru

3 begidovasn@mail.ru

4 slava0482@mail.ru

5 tkhakumacheva@mail.ru

Abstract. To identify the dynamics of important components of the personal physical culture of students under the influence of the traditional organization of physical education at the university, a questionnaire survey was conducted (20182019) of 260 2nd and 4th year-students studying at the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Adyghe State University» using the author's questionnaire «Physical culture and sports through the eyes of students». The data obtained made it possible to conduct a comparative analysis of the dynamics of changes in the respondents' points of view on the main components of physical

culture during the training process. Based on the comparison of the obtained empirical data, it has been revealed that the process of exercise provides positive development in respondents to understand the values of physical culture and sports and to form components of personal physical, vocational-applied and sports culture. However, the level achieved by the fourth course does not ensure the achievement of the quality of competence in the field of physical culture declared in the laws.

It has been determined that exercise during academic studies does not allow students to ensure for four years the understanding and acceptance of their own motor activity as an important value. This circumstance can lead to a decrease in their own efforts to maintain their own health and stability in the system of production relations. However, in this aspect, a group of students engaged in a certain sport extracurricular activity takes a more advantageous position. Extracurricular classes ensure the formation at a higher level of such personality properties, as understanding and acceptance of the positive impact of sports activities on the quality use of free time, on the formation of a sense of satisfaction from the exercise itself, regardless of the results achieved, on the understanding and building confidence in the realization of a careful attitude to their health when exercising, i.e., on the appearance of personal properties that are not characteristic of persons whose exercises are limited to academic exercises of physical culture.

Keywords: students, physical education, sports-oriented physical education, vocational-applied physical training, values and means of sports, values of physical culture.

For citation: Lyausheva S.A., Khunagov R.D, Begidova S.N., Nekhay V.N., Thakumacheva Yu.B. Impact of academic physical and sports extracurricular activities on students' ideas about the physical culture of the individual and society (the problem through students' eyes) // Bulletin of Adyghe State University. Series «Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies». 2022. No. 1 (294). P. 93-102 (in Russian). DOI: 10.53598/2410-3691-2022-1-294-93-102.

Введение. Процесс применения физических упражнений человеком реализует совокупность задач, связанных не только с физическим и двигательным его развитием, но и с формированием свойств личности. В первую очередь обеспечивается процесс принятия и использования ценностей физической культуры, а это в свою очередь обеспечивает формирование и проявление таких комплексных личностных образований, как общая физическая, профессионально-прикладная и спортивная культура [1, 2; 3-4].

Вместе с тем механизмы, алгоритмы и пути их формирования, способы проявления социализации личности в области физической культуры остаются недостаточно изученными, и поэтому поиск ответа на вопрос о качественной оценке результатов формирования личности

человека при длительном применении средств физической культуры остается одним из наиболее значимых направлений научных исследований, результаты которых не могут удовлетворить современную социологию физической культуры, теорию и практику физического воспитания.

Цель исследования: определить влияние систематических занятий физической культурой в условиях академических занятий и занятий спортом во внеучебное время на принятие и реализацию ценностного потенциала физической культуры студентами.

Методика и организация исследования. Для выявления динамики некоторых важных компонентов личностной физической культуры студентов под воздействием традиционной организации физического

воспитания в вузе был проведен анкетный опрос (2018-2019 гг.) студентов четвертого курса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Адыгейский государственный университет», занимающихся физической культурой в рамках академических занятий (п=52) и занимающихся видами спорта (далее условно «спортсмены») (п=44), с использованием авторской анкеты «Физическая культура и спорт глазами студентов», сделан сопоставительный анализ динамики изменений точек зрения респондентов в процессе обучения. Полученный эмпирический материал обработан с применением традиционных методов статистики, при этом достоверность различий показателей определялась на основании расчета критерия «ф-угловое преобразование Фишера» [3; 84-92].

Результаты исследования и их обсуждение. В результате опроса и сопоставления мнений выявлено, что в сопоставляемых группах наиболее частым ответом на вопрос: «Всегда ли Вы с интересом и желанием занимаетесь физическими упражнениями?», является ответ «всегда». При этом в группе занимающихся спортом никто из респондентов не отметил случаев отсутствия интереса и желания заниматься физическими упражнениями, тогда как в сопоставляемой группе таковых оказалось более 17%. В обеих группах примерно одинаковое число опрошенных отмечают выборочное позитивное отношение к применению определенных средств, что логично вытекает из второго варианта ответа («иногда с интересом и желанием занимаетесь физическими упражнениями»). Из этого обстоятельства следует, что почти для трети респондентов актуальной проблемой является подбор применяемых средств, что требует внимательного изучения предпочтений студентов.

Вместе с тем количество студентов, занимающихся физическими упражнениям и всегда с интересом и желанием в группе занимающихся спортом (72,7%), достоверно выше ^<0.01), чем в группе занимающихся академическими занятиями (50,0%).

При таких результатах по первому заданному вопросу не выглядит случайным распределение мнений респондентов по вопросу об отношении к занятиям физическими упражнениями и играми. Респондентов, равнодушно относящихся к занятиям физической культурой, в группе спортсменов не обнаруживается, хотя в группе занимающихся академическими занятиями их количество составляет чуть более 20%.

Различия между распределением ответов наблюдаются и по другим вариантам ответов. В группе спортсменов, которые занимаются любимым видом физических упражнений, 81,8% респондентов относятся к занятиям как к любимому виду занятий. Такое же отношение ко всем видам упражнений многоборного характера, заложенных в программе академических занятий, определяется у 15,4% респондентов, что достоверно ^<0.01) отличается от ответов группы спортсменов.

Вместе с тем приемлемый ответ на вопрос, связанный с положительным отношением к занятиям физическими упражнениями и играми, становится ведущим для первой группы (59,6%) и применяемым в группе спортсменов (18,2%). Различия между применяемостью данного ответа для характеристики личного отношения к физическим упражнениям и играм достоверны ^<0.01). Из этого факта следует логический вывод о том, что применяемые в процессе спортивной тренировки методы не всегда в равной мере приемлемы для исполнения респондентами, что требует одновременного решения вопросов, связанных с методикой построения тренировок и выбора для этого интересных средств

достижения задач. То есть выбор вида спорта, который нравится студентам, не гарантирует для 18,2% длительного применения этих средств и ценностей. Интерес к ним должен постоянно поддерживаться, что приводит к необходимости поиска новых средств, методик, методических приемов и других компонентов воздействия.

Опорой для такого решения является уверенность в том, что систематические занятия физическими упражнениями могут оказать положительное влияние на здоровье и на безопасность профессиональной деятельности абсолютного большинства респондентов (к таковым относятся респонденты, отметившие верность утверждения, соглашающиеся с тем, что утверждение скорее верное, и считающие утверждение верным на половину) в первой группе и всех респондентов, относящихся к группе спортсменов.

В обеих группах наиболее верным ответом признается безоговорочное признание позитивного влияния систематических занятий физическими упражнениями на здоровье и реализацию правил и принципов безопасной профессиональной деятельности. В группе занимающихся академическими занятиями таковые составляют 44,2%, что, однако, достоверно ниже аналогичного ответа в группе спортсменов (63,6%, (Р<0.05).

Следует отметить, что среди занимающихся академическими занятиями после четырех лет занятий физическими упражнениями в вузе сохраняется около 15% респондентов, в той или иной мере отрицающих позитивное влияние физических упражнений на здоровье и на безопасность профессиональной деятельности. Среди спортсменов такое мнение не поддерживается никем.

Достоверные различия по наполняемости подгрупп, определяемых в соответствии с ответом на вопрос о замене учебных практических занятий на написание соответствующего

реферата, отмечаются по всем представленным ответам. В группе спортсменов наиболее часто встречающимся ответом (72,7%) является несогласие с предложением. Эта точка зрения доминирует и у достоверно меньшего количества (28,8%; Р<0.01) респондентов, посещающих академические занятия. В группе посещающих академические занятия 40,4% студентов согласились бы с этим предложением. Таковых в группе спортсменов достоверно (Р<0.01) меньше, но они составляют чуть более 18%. На наш взгляд, это обстоятельство требует усиления теоретической составляющей процесса подготовки в обеих группах. Этот вывод подтверждается тем обстоятельством, что 30,8% студентов, посещающих академические занятия, не смогли бы ответить однозначно на поставленный вопрос. Количество таковых среди спортсменов достоверно (Р<0.01) меньше и составляет 9,1%. То есть, несмотря на наличие опыта занятий физическими упражнениями в школе и четырехлетнего опыта занятий в вузе, не у всех сформировано представление о необходимости реализации двигательного компонента физической культуры и потребности в реализации физических упражнений как основного и специфического средства физического воспитания.

Основное внимание в теоретической составляющей процесса физического воспитания, которое выявлялось с помощью вопроса о теме освещения в реферате определенных сведений, в группе занимающихся академическими занятиями следует уделить вопросам укрепления и сохранения здоровья человека (28,8%). Этот ответ употребляется в группе спортсменов достоверно (Р<0.05) реже (13,6%).

Отличительной особенностью точки зрения в группе спортсменов является желание знать способы преодоления себя. Таковых респондентов в данной группе 25%, что достоверно выше (Р<0.01) подобных

ответов в группе занимающихся академическими занятиями (1,9%). Относительно других теоретических вопросов, которые достойны внимания для самостоятельного изучения (улучшить телосложение - развитие физических качеств, формирование волевых качеств, подготовка себя к будущей профессиональной деятельности), существенных различий в точках зрения групп не наблюдается (Р>0.05). Вся эта совокупность вопросов должна изучаться, по мнению 11-23%.

Из трудностей, которые испытывают респонденты при организации здорового образа жизни, респонденты, занимающиеся академическими занятиями, выделяют так называемые объективные причины, не позволяющие реализовать данную потребность, то есть данные, полученные в этой группе, тождественны полученным при опросе студентов второго и четвертого курсов. Они не готовы согласиться с тем, что причиной недостаточного внимания к здоровому образу жизни и охране собственного физического состояния является отсутствие силы воли или неверная расстановка жизненных акцентов, хотя при этом 32,6% респондентов (что достоверно выше (Р<0.01), чем у спортсменов - 13,6%) признают понимание необходимости и невыполнение этого в силу невозможности преодоления своего нежелания.

У группы спортсменов за четыре года занятий сформировалось устойчивое мнение о том, что им ничего не мешает: ответ «занимаюсь самостоятельно» выбирают 59,1% респондентов, что достоверно выше (Р<0.01), чем в группе занимающихся академическими занятиями (21,1%).

В обеих группах принято смотреть спортивные новости, спортивные программы по телевидению, читать спортивные газеты и журналы, однако количественные показатели представления в группах отличаются достоверно (Р<0.01) в сторону больших значений группы

спортсменов (72,7%), чем у занимающихся академическими занятиями (38,5%). При этом в группе занимающихся академическими занятиями 36,5% (против 20,4% в группе спортсменов) наблюдают за крупнейшими международными соревнованиями (чемпионаты мира, Олимпийские игры), что часто становится основой формирования у студентов интереса к занятиям спортом.

Это заключение поддерживается при рассмотрении источников получения основных знаний по организации здорового образа жизни, о способах реализации этого образа, методиках самостоятельного использования физических упражнений для собственной подготовки к профессиональной деятельности. Подавляющее большинство студентов (46,1% занимающихся академическими занятиями и 40,9% спортсменов; Р>0,05) получают основные знания в ходе организованных занятий физическими упражнениями. Кроме того, имеет значение в этом смысле использование телевизионных и интернет-просмотров спортивных передач, чтение научных и популярных книг, статей по организации здорового образа жизни, физическому воспитанию и самовоспитанию.

Одним из компонентов, позволяющим оценить результаты опроса респондентов, деятельностного компонента личностной физической культуры является частота выполнения утренней гигиенической гимнастики. Так, в результате опроса выявлено, что большинство занимающихся академическими занятиями (57,7%) признаются в том, что они не выполняют упражнения в форме утренней гимнастики, тогда как аналогичный ответ в группе спортсменов дали 11,4%, что достоверно (Р<0.01) меньше. При этом 50% из группы спортсменов ежедневно реализуют данную форму занятий, тогда как в группе занимающихся академическими занятиями таковых обнаруживается менее 10%, что

достоверно меньше, чем в первой группе (Р<0.01). Подтверждение позитивного влияния занятий спортом на деятельностную составляющую личностной физической культуры респондентов видится и в затратах времени на выполнение физических упражнений вне обязательных занятий в режиме недельной нагрузки. Среди спортсменов отсутствуют лица, которые самостоятельно не занимаются физическими упражнениями, тогда как именно этот ответ является доминирующим в группе занимающихся академическими занятиями (38,5%). У спортсменов достоверно более частыми ответами являются частота занятий: 5 и более раз (36,4%) и 3-4 раза в неделю (40,9%). Таким образом, имеются основания для утверждения о положительном влиянии систематических занятий спортом на понимание значимости деятельностного компонента личностной физической культуры.

Позитивное влияние занятий спортом проявляется и в отношении к занятиям физическим упражнениям в режиме свободного времени. При этом среди спортсменов подавляющее большинство ответов состоит в том, что респондентам нравится проводить свободное время в занятиях физическими упражнениями (81,8%), что достоверно больше (Р<0.01) подобных ответов в группе занимающихся академическими занятиями (9,6%). Категорическое неприятие позитивного отношения к применению физических упражнений в рамках времяпрепровождения свойственно 23,1% и скорее негативное отношение 15,4%. При этом эти две категории ответов в группе спортсменов не были совсем использованы. Таким образом, выявляется, что понимание роли и функций физических упражнений обеспечивается лишь для четверти занимающихся формой академических занятий, тогда как эти ответы в группе спортсменов используются более чем в 94% случаев.

При этом более 90% спортсменов испытывают чувство удовлетворения непосредственно от самих физических упражнений независимо от достигаемых результатов, тогда как в группе занимающихся формой академических занятий в двух подгруппах ответ «да» и «скорее да, чем нет» встречается в 17,3% случаев, что достоверно ниже (Р<0.01), чем у спортсменов. В группе спортсменов не выявляются респонденты, которые отрицают получение удовлетворения от выполнения движений.

Подавляющее большинство спортсменов считают, что они уверены в бережном отношении к своему здоровью (ответ «да» - 75%; ответ «скорее да, чем нет» - 22,7%). И среди занимающихся формой академических занятий эти два ответа являются наиболее применяемыми, однако количество однозначно позитивного ответа на вопрос здесь встречается достоверно меньшее (Р<0.01) количество раз (23,1%), и, кроме того, отрицательные оценки собственного отношения к здоровью («и да, и нет», «скорее нет, чем да», «нет») в группе студентов-спортсменов практически отсутствует, тогда как общее количество студентов среди занимающихся физической культурой в форме академических занятий, ответивших подобным образом, составляет более 36%.

При сопоставлении результатов опроса респондентов по оценке эффективности компонентов профессионально-прикладной физической подготовки студентов в группах, занимающихся академическими занятиями, физическими упражнениями и спортом во внеучебное время, выявлено равномерное и примерно одинаковое распределение ответов на вопрос о важности собственного здоровья, профессиональной карьеры и успешности в жизни. От 15 до 27% респондентов связывают занятия физической культурой с преимущественным желанием сохранения здоровья, предпочтением здоровья карьере и

успеху, с желанием достижения карьеры и успеха с сохранением здоровья. Физическую подготовку они воспринимают в качестве одного из ресурсов карьерного роста и профессионального успеха. При этом около 15% респондентов обеих групп еще не определились в этом вопросе, что свидетельствует о незавершенности процесса формирования профессиональной компетентности.

Выявлено, что основные знания по теории физического воспитания, о содержании и методике физического воспитания, о содержании профессионально-прикладной физической подготовки респонденты, занимающиеся академическими занятиями, получают преимущественно в ходе организованных занятий по ОФП на академических занятиях по физической культуре (13,6%), от педагогов (10,4%), тогда как спортсмены - в ходе организованных занятий физическими упражнениями, профессионально-прикладными видами упражнений на академических занятиях (19,5%), во время внеурочных занятий физическими упражнениями (18,6%), от педагогов (тренеров) (17,3%), при чтении научных и популярных журналов по организации ЗОЖ, физвоспитанию и самовоспитанию (9,3%).

Из числа приведенных форм организации физических упражнений выделены как эффективные для повышения уровня профессионально-прикладной физической подготовленности по специальности в первой группе специально организованные занятия профессионально-прикладными физическими упражнениями (17,5%), организованные занятия физическими упражнениями из числа естественных движений (9,1%), самостоятельные спортивные занятия по выполнению профессионально-прикладных физических упражнений (6,6%) и организованные занятия спортом (5,2%). Участники второй группы опроса выделили организованные занятия спортом (22,3%), самостоятельные

спортивные занятия по выполнению профессионально-прикладных физических упражнений (18,8%), специально организованные занятия профессионально-прикладными физическими упражнениями(13,6%), специально организованные спортивно-ориентированные занятия прикладными физическими упражнениями (12,3%), самостоятельные занятия по выполнению профессионально-прикладных физических упражнений (12,0%), организованные занятия физическими упражнениями из числа естественных движений (11,0%).

Из числа возможных вариантов использования форм организации физических упражнений первой группой респондентов выделено 52,7%, а группой спортсменов -94,2%, что достоверно выше(Р<0.01), чем в сопоставляемой группе.

Самооценка качества приобретенного творческого опыта использования физических упражнений для повышения уровня собственной физической готовности к выполнению будущих производственных обязанностей, укрепления здоровья, улучшения телосложения, физического совершенства позволяет выделить два типовых ответа в группе студентов, занимающихся академическими занятиями, с ответом на вопрос «да» (54,9%) и с ответом «скорее нет, чем да». То есть группа делится на две неравные подгруппы, при этом больше половины уверены в наличии достаточного опыта занятий физическими упражнениями. Однако другие результаты опроса этот ответ не поддерживают, что наводит на мысль о необъективном завышении данной группой студентов своего уровня теоретической и практической подготовленности.

В группе спортсменов выделяются три группы типовых ответов, каждая из которых отражает наличие сомнений в исчерпывающем уровне овладения данной компетенцией. Примерно в равных пропорциях (от 22,9% до 36,4%) используются

ответы «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да» и «и да, и нет», которые подчеркивают потребность в дальнейшей работе по освоению методик самоподготовки. На наш взгляд, этот факт является следствием применения в системе тренировочных занятий соревновательных методов, проведения и применения соревнований как формы организации занятий.

Заключение. Обобщая полученные в результате опросов студентов данные, следует подчеркнуть, что процесс занятий физическими упражнениями обеспечивает позитивное развитие у респондентов понимания ценностей физической культуры и спорта и формирование компонентов личностной физической, профессионально-прикладной и спортивной культуры. Однако достигаемый к четвертому курсу уровень не обеспечивает достижение заявленного в законах качества компетентности в области физической культуры.

Но при этом систематические занятия спортивными упражнениями во внеучебное время обеспечивают более качественное формирование необходимых свойств и качеств личности.

Важной особенностью результативной деятельности являются показатели двигательной деятельности и собственной деятельностной активности, которая со временем становится наиболее важным фактором, обеспечивающим повышение общей физической и двигательной подготовленности, повышение профессионально-прикладной физической и двигательной подготовленности, составляющих компонентов личностной физической, профессионально-прикладной и спортивной культуры. Однако занятия физическими упражнениями во время академических занятий не позволяют за четыре года обеспечивать понимание и принятие собственной двигательной активности как важной

ценности, а это обстоятельство может привести к снижению собственных усилий, прикладываемых человеком к поддержанию собственного здоровья и устойчивости в системе производственных отношений.

В этом аспекте более выгодную позицию занимает группа студентов, занимающихся определенным видом спорта, для познания которого применяются большие нагрузки, как по объему, так и по интенсивности. Они мотивируются, в первую очередь, соревновательными методами и формами, интересными средствами тренировки и возможностями сопоставления и наблюдения за ростом результатов тренировки и др. Данная группа студентов в большей мере понимает и принимает теоретические основания и практическое применение спортивных ценностей и возможностей их применения в процессе формирования профессионально-прикладной личностной физической культуры, а также возможности эффективного самостоятельного применения компонентов профессионально-прикладной физической подготовки и спортивной тренировки в системе физического самовоспитания.

Таким образом, можно заключить, что занятия спортом во внеу-чебное время обеспечивают формирование на более высоком уровне таких личностных свойств личности, как понимание и принятие позитивного влияния занятий спортом на качественное использование свободного времени, на формирование чувства удовлетворения от самих физических упражнений, независимо от достигаемых результатов, на понимание и формирование уверенности в реализации бережного отношения к своему здоровью при занятиях физическими упражнениями, то есть на появление личностных свойств, не характерных для лиц, занятия упражнениями которых ограничиваются академическими занятиями физической культурой.

Примечания:

1. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего образования. М.: Академия, 2016. 269 с.

2. Чермит К.Д. Теория и методика физического воспитания: опорные схемы. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2005. 272 с.

3. Бегидова С.Н., Бегидов В.С. Статистические методы обработки результатов измерений в физическом воспитании. Майкоп: Изд. АГУ. 2010. 132 с.

References:

1. Lubysheva, L. I. Sociology of physical culture and sports: a textbook for students of higher education institutions. M.: Academia, 2016. 269 p.

2. Chermit K.D. Theory and methodology of physical education: support schemes: a manual. M.: Soviet Sport, 2005. 272 p.

3. Begidova S.N., Begidov V.S. Statistical methods of processing measurement results in physical education. Maikop: ASU. 2010. 132 p.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 17.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 14.03.2021.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 17.02.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 14.03.2021.

© С.А. Ляушева, Р.Д. Хунагов, С.Н. Бегидова, В.Н. Нехай, Ю.Б. Тхакумачева, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.