Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ АГРЕССИВНОСТИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ АГРЕССИВНОСТИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1103
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / АГРЕ́ССИЯ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НЕГАТИВИЗМ / ОБИДА / ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаранина Жанна Григорьевна, Тимофеева Анастасия Витальевна

В статье рассматривается проблема влияния агрессивного поведения подростков на их межличностные отношения. Представлены результаты экспериментального исследования связи агрессии подростков со сферой межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF AGGRESSIVENESS ON INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF ADOLESCENTS

The article considers the problem of the impact of aggressive behavior of adolescents on their interpersonal relationships. The results of an experimental study of the connection of adolescent aggression with the sphere of interpersonal relationships are presented.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ АГРЕССИВНОСТИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

ГАРАНИНА Ж. Г., ТИМОФЕЕВА А. В.

ВЛИЯНИЕ АГРЕССИВНОСТИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния агрессивного поведения подростков на их межличностные отношения. Представлены результаты экспериментального исследования связи агрессии подростков со сферой межличностных отношений.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, враждебность, подростковый возраст, раздражительность, межличностные отношения, негативизм, обида, подозрительность.

GARANINA ZH. G., TIMOFEEVA A.V.

THE IMPACT OF AGGRESSIVENESS ON INTERPERSONAL RELATIONSHIPS OF ADOLESCENTS Abstract. The article considers the problem of the impact of aggressive behavior of adolescents on their interpersonal relationships. The results of an experimental study of the connection of adolescent aggression with the sphere of interpersonal relationships are presented.

Keywords: aggression, aggressiveness, hostility, adolescence, irritability, interpersonal relationships, negativism, resentment, suspicion.

Проблема подростковой агрессивности является достаточно актуальной для современного общества, в котором наблюдается рост жестокости и негативизма среди подростков. Агрессивность играет большую роль в жизни подростков и существенно влияет на их взаимоотношения с окружающими людьми. Невысокий уровень агрессии является необходимым для полноценной жизнедеятельности, помогает адаптироваться в обществе. Однако, высокий уровень агрессии говорит об устойчивом нарушении личностного развития.

Исследованием проблемы влияния агрессивности на межличностные отношения подростков занимались многие отечественные и зарубежные психологи. В частности, Е. В. Змановская считает, что межличностные отношения подростков определяются субъективными связями, возникающими в результате фактического взаимодействия, и сопровождаются различными эмоциональными переживаниями [1]. И. П. Лановенко указывает, что подростки входят в пространство мира взрослых, изучают масштабы своего пространства, а также выстраивают временную перспективу. При этом главенствующая роль в их межличностных отношениях отводится отношениям со сверстниками и с родителями,

что способствует развитию коммуникативных навыков и самосознания [2].

1

А. С. Коповой, рассматривая межличностные отношения подростков, считает, что общение со сверстниками выступает для них как канал, через который они получают информацию, узнают о том, что от взрослых, по разным причинам, узнать не могут. Кроме того, межличностные отношения являются основным видом деятельности в данном возрасте, в ходе которого подросток научается необходимым навыкам социального взаимодействия: с одной стороны учится подчиняться коллективной дисциплине, с другой отстаивать свои интересы, права и соотносить их с общественными. Когда подросток ощущает групповую принадлежность, товарищескую взаимопомощь, солидарность, ему становится легче пережить автономизацию от взрослых, а также позволяет ощутить чувство устойчивости и эмоционального благополучия [3].

Для изучения влияния агрессивности подростков на особенности их межличностных отношений нами проводилось эмпирическое исследование среди школьников шестых -восьмых классов СОШ № 12 г. Рузаевка. Общий объем выборки составил 45 человек, где учеников 6-го класса - 18 человек, 7-го класса - 15 человек и 8-го класса - 16 человек. В исследовании принимали участие как девочки, так и мальчики. Такая выборка позволяет провести сравнительный анализ, и выявить значимые особенности межличностных отношений и агрессивности подростков.

В ходе исследования были использованы следующие методики: «Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки» [4], «Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири» [5]. Обработка полученных результатов проводилась с помощью методов математической статистики - корреляционного анализа Пирсона.

Результаты исследования агрессивности подростков, полученные с помощью методики Басса-Дарки, отражены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования агрессивности подростков по методике Басса-Дарки

Название шкалы 6 класс 7 класс 8 класс

Уровень выраженности (%) Уровень выраженности (%) Уровень выраженности (%)

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Физическая агрессия 12,5 50 37,5 13,3 60 25 13,3 60 26,6

Косвенная агрессия 31,25 12,5 56,2 20 53,3 26,6 26,6 53,3 20

Раздражение 18,75 43,75 37,5 13,3 66,6 20 6,6 53,3 40

Вербальная агрессия 31,25 18,7 50 - 40 60 13,3 26,6 60

Обида 37,5 37,5 25 60 33,3 6,6 33,3 40 26,6

Подозрительность 6,25 37,5 56,2 20 60 20 26,6 26,6 46,6

Негативизм 6,25 50 43,7 26,6 40 33,3 13,3 60 26,6

Чувство вины - 25 75 26,6 40 33,3 26,6 40 33,3

Индекс агрессии 25 31,25 43,7 13,3 60 26,6 26,6 33,3 40

Индекс враждебности 6,25 50 43,7 26,6 66,6 6,6 13,3 53,3 33,3

Из таблицы 1 можно видеть, что у учеников 6 класса наиболее выражены такие реакции, как чувство вины (75%), косвенная агрессия (56,25%), подозрительность (56,25%). У учеников 7 класса преобладает вербальная агрессия (60%). У учеников 8 класса выражены такие реакции как вербальная агрессия (60%) и подозрительность (46,6%). Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что, хотя средний уровень агрессии и враждебности у подростков седьмых и восьмых классов ниже, чем у шестиклассников, они склонны выражать агрессию в открытой вербальной форме, по сравнению с подростками шестого класса, у которых агрессивные реакции чаще выражены в косвенной форме, а также проявляются в подозрительности и в чувстве вины.

Исследование межличностных отношений проводилось нами с помощью методики Т. Лири. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования диагностики межличностных отношений

по методике Т. Лири

6 класс 7 класс 8 класс

Уровень выраженности (%) Уровень выраженности (%) Уровень выраженности (%)

Название шкалы Гармоничное поведение Акцентуация Выраженные трудности. Гармоничное поведение Акцентуация Выраженные трудности Гармоничное поведение Акцентуация Выраженные трудноси

Авторитарный 73,3 26,6 - 60 20 20 78,5 14,2 7,1

Эгоистичный 73,3 20 6,6 80 13,3 6,6 100 - -

Агрессивный 86,6 13,3 - 73,3 20 6,6 92,8 7,1 -

Подозрительный 86,6 6,6 - 80 13,3 6,6 71,4 21,4 7,1

Подчиняемый 86,6 13,3 6,6 93,3 6,6 - 92,8 7,1 -

Зависимый 80 13,3 6,6 80 13,3 6,6 100 - -

Дружелюбный 80 13,3 6,6 73,3 26,6 - 78,5 14,2 7,1

Альтруистический 73,3 13,3 13,3 66,6 26,6 6,6 85,7 14,2 -

Индекс доминирования 86,6 13,3 - 80 20 - 100 - -

Индекс дружелюбия 86,6 13,3 - 80 13,3 6,6 78,5 14,2 7,1

Анализ полученных данных показывает, что во всех исследуемых классах большая часть подростков имеют гармоничные межличностные отношения по всем шкалам. У четверти учеников 6 класса (26,6 %) можно увидеть акцентуацию по шкале «авторитарный», а выраженные трудности по шкале «альтруистический» наблюдаются у малой части учеников (13,3 %). Четверть учеников 7 класса (26,6 %) имеют акцентуацию по шкалам «дружелюбный» и «альтруистический», а выраженные трудности по шкале «авторитарный» можно отметить у небольшой части учеников (20%). Акцентуацию у учеников 8 класса можно увидеть лишь у небольшой части испытуемых (21,4 %) по шкале «подозрительный», а выраженных трудностей практически не наблюдается.

Для проведения сравнительного анализа между двумя выборками был использован метод корреляционного анализа - коэффициент корреляции Пирсона. Полученные корреляционные взаимосвязи представлены в таблице 3.

Таблица 3

Корреляционные взаимосвязи между результатами, полученными по методике Басса-Дарки и методике Т. Лири

Название шкалы Авторитрный Эгоистичный Агрессивный Подозрительный Подчиняемый Зависимый Дружелюбный Альтруистический Индекс «доминирование» Индекс «дружелюбия»

Физическая 0,11 0,08 0,16 -0,07 -0,12 -0,17 -0,13 -0,21 0,21 -0,31

агрессия

Косвенная 0,18 0,12 0,27 0,27 0,07 0,02 -0,09 -0,04 -0,03 -0,35

агрессия

Раздражение 0,31 0,24 0,32 0,31 0,29 0,16 -0,1 -0,06 -0,1 -0,38

Вербальная агрессия 0,15 0,08 0,23 0,36 -0,07 -0,09 -0,07 -0,16 -0,09 -0,37

Обида 0,18 0,28 0,24 0,43 0,26 0,15 0,21 0,17 -0,1 -0,15

Подозрительность 0,08 0,09 0,33 0,37 0,04 0,12 0,003 0,1 -0,11 -0,26

Негативизм 0,09 0,01 0,12 0,07 -0,19 -0,35 -0,4 -0,29 0,03 -0,54

Чувство вины 0,15 0,09 0,11 0,01 0,17 0,1 0,15 0,11 0,05 0,07

Индекс агрессии 0,23 0,14 0,31 0,28 0,03 -0,04 -0,12 -0,15 -0,01 -0,44

Индекс враждебности 0,16 0,22 0,36 0,49 0,17 0,17 0,11 0,16 -0,13 -0,27

Проведенный корреляционный анализ позволил выявить статистически значимые взаимосвязи между шкалой «Подозрительный» по тесту Т. Лири и такими шкалами по методике Басса-Дарки как «Обида» (г = 0,44 при р < 0.01), «Подозрительность» (г = 0,37 при р < 0.01), «Индекс враждебности» (г = 0,5 при р < 0.01). Полученные результаты говорят о том, что враждебность и обидчивость подростков проявляются в их межличностных отношениях в виде подозрительности, неумения устанавливать доверительные контакты со сверстниками.

Также выявлены статистически значимые взаимосвязи между шкалой «Раздражение» и «Авторитарный» (г = 0,31 при р < 0.05); между шкалой «Агрессивный» по тесту Т. Лири и шкалами по методике Басса-Дарки «Раздражение» (г = 0,32 при р < 0.05), «Подозрительность» (г = 0,33 при р < 0.05), «Индекс агрессии» (г = 0,31 при р < 0.05), «Индекс враждебности» (г = = 0,36 при р < 0.05); между шкалой «Подозрительный» и шкалами «Раздражение» (г = 0,31 при р < 0.05) и «Вербальная агрессия» (г = 0,36 при р < 0.05).

Исходя из полученных данных, можно отметить, что агрессивность и враждебность в межличностных отношениях подростков наиболее часто выражается в виде раздражительности, подозрительности и вербальной агрессии.

Выявлены также обратные корреляционные взаимосвязи с высоким уровнем статистической значимости между такими шкалами как «Негативизм» и «Дружелюбный» (г = - 0,41 при р < 0.01), «Раздражение» и «Индекс дружелюбия» (г = - 0,39 при р < 0.01), «Вербальная агрессия» и «Индекс дружелюбия» (г = - 0,38 при р < 0.01), «Негативизм» и «Индекс дружелюбия» (г = - 0,55 при р < 0.01), «Индекс агрессии» и «Индекс дружелюбия» (г = - 0,45 при р < 0.01). Полученные результаты показывают, что высокий уровень

агрессивности, негативизма, раздражительности подростков приводят к снижению дружелюбия, вызывают напряженные межличностные отношения.

Обратные корреляционные статистически значимые взаимосвязи существует также между шкалами «Негативизм» и «Зависимый» (г = - 0,35 при р < 0.05), а также между шкалой «Индекс дружелюбия» и шкалами «Физическая агрессия» (г = - 0,31 при р < 0.05) и «Косвенная агрессия» (г = - 0,35 при р < 0.05). Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что при высоком уровне негативизма в межличностных отношениях подростков происходит снижение конформности, повышается независимость поведения.

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что агрессивность подростков оказывает значимое влияние на межличностные отношения со сверстниками, при этом обидчивость, враждебность и агрессия проявляются в подозрительности и раздражительности, а высокий уровень агрессивности, негативизма, раздражительности снижают дружелюбие подростков при общении с окружающими людьми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. - М.: Академия, 2003. - 288 с.

2. Коповой А. С. Агрессивное поведение подростков. - Саратов: Слово, 2005. - 109 с.

3. Лановенко И. П. Борьба с групповыми правонарушениями. - Киев: Наук. думка, 1982. - 201 с.

4. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений: Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Метод. руководство. - М.: Просвещение, 2003. - 46 с.

5. Шапарь В. Б. Рабочая тетрадь практического психолога. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2015. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.